Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Рабочая программа по геометрии в 8 классе составлена на основе следующих нормативных документов:
ФГОС ООО (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897);
Примерная основная образовательная программа основного общего образования (протокол от 8 апреля 2015 года № 1/15)
ООП ООО общеобразовательного учреждения (Утверждена протоколом педагогического совета №4 от 27.05.2014)
Учебный план ОУ (Утверждён приказом директора от ___________ №______________);
Календарный учебный график ОУ(Утверждён приказом директора от ________
№___________);
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплект по геометрии для 9 класса.
1. Геометрия. Сборник рабочих программ. 7 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / [автор-составитель Т.А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2014
2. Геометрия, 7—9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений /Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др. — М.: Просвещение, 2016.
4 Контрольные работы по геометрии: 8 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия 7 – 9 классы» / Н.Б. Мельникова. – М.: Издательство «Экзамен», 2015
5 Тесты по геометрии: 8 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия 7 – 9 классы» / А.В. Фарков. – М.: Издательство «Экзамен», 2015
6 Дидактические материалы по геометрии: 7 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия 7 – 9 классы» / Н.Б. Мельникова, Г.А. Захарова. – М.: Издательство «Экзамен», 2015.
Особенности класса.
В классе обучаются дети с задержкой психического развития. Интеллектуальное развитие непосредственным образом связано с развитием речи. Поэтому учащиеся в классе должны объяснять свои действия, вслух разъяснять свои мысли, высказывать догадки, предлагать способы решения, задавать вопросы. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса. Программа рассчитана на обучающихся с недостаточной математической подготовкой, имеющих задержку психического развития. При составлении программы учитывались следующие особенности детей: неустойчивое внимание, малый объём памяти, затруднения при воспроизведении учебного материала, несформированные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение), плохо развитые навыки устной и письменной речи. Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно-развивающий характер, направленный на коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков в развитии, пробелов в знаниях и опирается на субъективный опыт школьников и связь с реальной жизнью. Уровень обучения - базовый. Особенностью содержания курса геометрии является её практическая направленность, обеспечивающая доступность и прочность усвоения основ математических компетенций обучающихся VII вида. Геометрия способствует формированию у обучающихся математического аппарата для решения задач из разных разделов математики, смежных предметов, окружающей реальности. Изучение геометрии обучающихся VII вида, в целях развития у школьников правильных геометрических представлений, логического мышления и пространственного воображения, построено при постоянном обращении к наглядности - чертежам, рисункам, таблицам, схемам и ИКТ. В работе используются задачи на готовых чертежах. Все теоретические положения и основные понятия геометрии в 9 классе даются исключительно в ознакомительном плане и опираются на наглядные представления обучающихся сложившиеся в результате их жизненного опыта и изучения геометрии в 7-8 классе. Доказательства теорем, в основном опускаются, а их применение показывается при решении конкретных задач с пояснением, дальнейшем обсуждением и комментированием обучающимися, воспитанниками под контролем учителя. Оставляются для заучивания лишь формулировки, большое внимание уделяется решению простейших задач. Основной задачей обучения математике обучающихся ОВЗ является развитие логического мышления и речи, формирование у них навыков умственного труда- планирование работы, поиск рациональных путей её выполнения, осуществление самоконтроля. Школьники должны научиться грамотно и аккуратно делать математические записи, уметь объяснить их.
В программу общеобразовательной школы - внесены некоторые изменения: усилены разделы, связанные с повторением пройденного материала, увеличено количество упражнений и заданий, связанных с практической деятельностью обучающихся; некоторые темы даны как ознакомительные; исключены отдельные трудные доказательства; теоретический материал рекомендуется преподносить в процессе решения задач и выполнения заданий наглядно- практического характера. Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ОВЗ отражается в календарно- тематическом планировании: указываются темы, которые изучаются в ознакомительной форме, и темы, которые не изучаются.
Внесение данных изменений позволит охватить весь изучаемый материал по программе.
На уроках применяются следующие педагогические технологии: технология дифференцированного обучения, технология проблемного и рефлексивного обучения, обучение с применением листов опорных сигналов и ИКТ.
Ведущими методами обучения являются: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный и оценочно-рефлексивный
Рабочая программа адаптирована для обучающихся с ЗПР VII вида и ориентирована на учащихся 9 класса . Учебный процесс одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приёмы работы. Дети с ЗПР из-за особенностей своего психического развития трудно усваивают программу по математике в основном звене. Коррекционная работа направлена на формирование навыков устных и письменных вычислений на развитие памяти, математической речи, логического и абстрактного мышления. Учитывая индивидуальные особенности обучающихся в программу внесены изменения.
Некоторые темы рекомендуется давать в ознакомительном плане, сократив количество часов, отводимое на их изучение, исключив доказательства теорем, оставив для заучивания лишь формулировки. К ним относятся:
- задачи на построение геометрических фигур, когда требуется выполнить построение по полной схеме: анализ,
построение, доказательство;
- соотношение между сторонами и углами треугольника;
- понятие движения.
- параллельный перенос поворот;
-решение задач в координатах уравнение прямой;
-уравнение окружности;
-угол между векторами;
-вычитание векторов;
-умножение вектора на число;
-скалярное произведение векторов, его свойства
Изучение предмета «Геометрия» в 9 классе направлено на достижение следующих целей и задач:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
подготовка к основному государственному экзамену.
В рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся.
Планируемые результаты освоения учебного предмета геометрия в 9 классе отражены в образовательной программе образовательного учреждения.
Содержание учебного предмета геометрия в 8 классе отражено в календарно-тематическом планировании и образовательной программе образовательного учреждения.
Содержание учебного предмета по геометрии способствует дальнейшему формированию ИКТ-компетентности обучающихся и освоению стратегий смыслового чтения и работы с текстом.
В структуру рабочей программы включена система учёта и контроля планируемых результатов. Основными формами контроля являются:
Текущий контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) или в конце учебного года. Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Основная форма контроля – тестирование, самостоятельная работа и контрольная работа.
Формы текущего контроля:
устный (устный ответ на поставленный вопрос, развернутый ответ по заданной теме, устное сообщение по избранной теме и т.д.);
письменный (письменное выполнение тренировочных упражнений, выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы, контрольной работы, теста и т.д.);
выполнение заданий с использованием ИКТ (компьютерное тестирование, on-line тестирование с использованием Интернет-ресурсов или электронных учебников, выполнение интерактивных заданий).
Проблемные задания, фронтальный опрос, творческое задание.
Критерии и нормы оценки обучающихся по геометрии. 1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2.Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Общая классификация ошибок.
При оценке следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
3.1. Грубыми считаются ошибки:
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
незнание наименований единиц измерения;
неумение выделить в ответе главное;
неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
неумение делать выводы и обобщения;
неумение читать и строить графики;
неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
потеря корня или сохранение постороннего корня;
отбрасывание без объяснений одного из них;
равнозначные им ошибки;
вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
логические ошибки.
3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:
неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
неточность графика;
нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
3.3. Недочетами являются:
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков
При выставлении оценок при выполнении теста желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:
50-70% — «3»;
71-85% — «4»;
86-100% — «5».
Общая характеристика учебного предмета геометрия отображена в образовательной программе образовательного учреждения.
Описание места учебного предмета в учебном плане. На обучение предмету геометрия отводится 68 часов в год (2 часа в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета геометрия на ступени обучения отражены в образовательной программе образовательного учреждения.
2. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Тематическое планирование
9 класс
№ Темы | Содержание материала | Коли-чество часов | Учебно-исследовательская и проектная деятельность |
1 | Вводное повторение | 2 | |
2 | Понятие вектора 1) Понятие вектора 2) Сложение и вычитание векторов 3) Умножение вектора на число 4) Контрольный тест по теме “Векторы” | 12 | Проект № 1 Разрезание фигур на разные части Затейные задачи (геометрические задачи, головоломки со спичками) Свободная тема |
3 | Метод координат 1) Координаты вектора 2) Простейшие задачи в координатах 3) Скалярное произведение векторов 4) Скалярное произведение в координатах 5) Применение скалярного произведения к решению задач 6) Уравнение окружности 7) Уравнение прямой 8) Контрольный тест по теме “Координаты вектора” | 8 | Проект №2 Измерительные приборы —наши помощники Магические квадраты О координатах с улыбкой Свободная тема Оригами и геометрия |
4 | Соотношение между сторонами и углами треугольника 1) Синус, косинус, тангенс, котангенс 2) Теорема синусов 3) Теорема косинусов 4) Решение треугольников 5) Скалярное произведение векторов 5) Контрольный тест по теме “Решение треугольников” | 12 | |
5 | Правильные многоугольники 1) Понятие правильного многоугольника 2) Некоторые свойства правильных многоугольников 3) Построение правильных многоугольников 4) Длина окружности 5) Площадь круга 6) Контрольный тест по теме “Правильные многоугольники” | 10 | Проект №3 Все о циркуле Вычисление площади кленового листа Геометрия в зимних олимпийски х видах спорта Геометрия в красоте орнаментов Геометрия в моде Геометрия в народном творчестве Геометрия и искусство Геометрия и криптография |
6 | Понятие движения 1) Отображение плоскости на себя 2) Понятие движения 3) Осевая симметрия 4) Центральная симметрия 5) Поворот 6) Параллельный перенос 7) Преобразование подобия 8) Контрольный тест по теме “Движение” | 9 | |
7 | Итоговая контрольная работа | 1 | |
8 | Повторение | 14 | Проект № 4 Геометрическая иллюзия и обман зрения Геометрические головоломки Геометрические кружева Геометрические конструкторы Геометрические сказки Геометрические ребусы |
| Итого: | 68 | |
Календарно-тематическое планирование по геометрии для 9 класса
№ п/п | Дата урока | Тема раздела, тема урока | Кол-во часов | Основные понятия | ИКТ* | Формы контроля |
1 | | Повторение. Решение задач.Треугольники | 1 | | | Текущий (опрос) |
2 | | Повторение. Решение задач. Четырехугольники. | 1 | | | Текущий (опрос) |
3 | | Входная контрольная работа | 1 | Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач. | | Текщий К.р |
4 | | Понятие вектора. Равенство векторов.Откладывание вектора от данной точки | 1 | | Текущий (опрос) |
5 | | Сумма двух векторов. Законы сложения векторов. Правило параллелограмма | 1 | | Текущий (опрос) |
6 | | Сумма нескольких векторов. | 1 | | выполнение заданий с использованием ИКТ |
7 | | Вычитание векторов | 1 | | Текущий (опрос) |
8 | | Решение задач по теме: «Сллжение и вычитание векторов» | 1 | | творческое задание. |
9 | | Умножение вектора на число | 1 | | выполнение заданий с использованием ИКТ |
10 | | Умножение вектора на число. Решение задач. | 1 | | Текущий С.р |
11 | | Применение векторов к решению задач | 1 | | Текущий (опрос) |
12 | | Средняя линия трапеции | 1 | | Текущий (опрос) |
13 | | Решение задач по теме «Векторы». | 1 | | Текущий С.р |
14 | | Контрольная работа №1 по теме: «Векторы» | 1 | | Текщий К.р |
15 | | Разложение вектора по двум данным неколлинеарным векторам | 1 | | Текущий (опрос) |
16 | | Координаты вектора. | 1 | | Текущий (опрос) |
17 | | Простейшие задачи в координатах | 1 | | Текущий (опрос) |
18 | | Решение задач методом координат | 1 | | |
19 | | Уравнение окружности | 1 | | |
20 | | Уравнение прямой Проект №1 | 1 | | Текущий (опрос) |
21 | | Решение задач по теме: «Уравнение окружности. Уравнение прямой» | 1 | | Текущий С.р |
22 | | Контрольная работа №2 по теме: «Метод координат» | 1 | | Текщий К.р |
23 | | Синус угла | 1 | Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах. | | Текущий (опрос) |
24 | | Косинус угла | 1 | | Текущий (опрос) |
25 | | Синус, косинус, тангенс угла. Решение задач. | 1 | | Математический диктант |
26 | | Теорема о площади треугольника | 1 | | Проблемное задание |
27 | | Теорема синусов и косинусов | 1 | | Текущий (опрос) |
28 | | Решение треугольников | 1 | | Текущий С.р |
29 | | Измерительные работы | 1 | | творческое задание. |
30 | | Решение задач по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 1 | | выполнение заданий с использованием ИКТ |
31 | | Угол между векторами. Скалярное произведение векторов | 1 | | Текущий (опрос) |
32 | | Скалярное произведение векторов. Свойства скалярного произведения . | 1 | | Текущий (опрос) |
33 | | Скалярное произведение векторов и его свойства. Решение задач. Проект № 2 | 1 | | Текущий (опрос) |
34 | | Контрольная работа №3 по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.» | 1 | | Текщий К.р |
35 | | Правильный многоугольник | 1 | Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Дина окружности. Площадь круга. | | Текущий (опрос) |
36 | | Окружность, описанная около правильного многоугольника и вписанная в правильный многоугольник | 1 | | Текущий ( устно) |
37 | | Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности | 1 | | Математически диктант |
38 | | Решение задач по теме: «Правильный многоугольник» | 1 | | Текущий С.р |
39 | | Длина окружности | 1 | | Текущий (опрос) |
40 | | Решение задач по теме: «Длина окружности» | 1 | | Текущий (опрос) |
41 | | Площадь круга и кругового сектора | 1 | | Текущий (опрос) |
42 | | Решение задач по теме: «Площадь круга и кругового сектора» | 1 | | Текущий (опрос) |
43 | | Решение задач теме: «Длина окружности, площадь круга и кругового сектора.» Проект №3 | 1 | | Текущий (опрос) |
44 | | Контрольная работа №4 по теме: «Длина окружности, площадь круга и кругового сектора.» | 1 | | Текщий К.р |
45 | | Отображение плоскости на себя. Понятие движения. | 1 | Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения. | | Текущий (опрос) |
46 | | Свойства движения. | 1 | | Текущий (опрос) |
47 | | Решение задач по теме: «Понятие движения. Осевая и центральная симметрия» | 1 | | творческое задание. |
48 | | Параллельный перенос | 1 | | Текущий (опрос) |
49 | | Поворот | 1 | | Текущий (опрос) |
50 | | Решение задач: «Параллельный перенос. Поворот» | 1 | | выполнение заданий с использованием ИКТ |
51 | | Решение задач по теме «Движение» | 1 | | Текущий (опрос) |
52 | | Контрольная работа №5 по теме: «Движение.» | 1 | | Текщий К.р |
53 | | Об аксиомах планиметрии | 1 | Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объёмов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычислений их площадей поверхностей и объёмов. | | Текущий (опрос) |
54 | | Повторение. Начальные геометрические сведения. Параллельные прямые. | 1 | | | Текущий (опрос) |
55 | | Повторение. Треугольники. | 1 | | | Текущий (опрос) |
56 | | Повторение. Решение треугольников. | 1 | | | Текущий с.р |
57 | | Повторение. Треугольники. | 1 | | | Текущий (опрос) |
58 | | Повторение. Окружность. | 1 | | | Текущий (опрос) |
59 | | Повторение. Многоугольники. | 1 | | | Текущий (опрос) |
60 | | Повторение Четырехугольники | 1 | | | Текущий с.р |
61 | | Повторение. Площади. | 1 | | | Текущий (опрос) |
62 | | Повторение. Векторы. | 1 | | | Текущий (опрос) |
63 | | Повторение. Метод координат. Движения. | 1 | | | Текущий (опрос) |
64 | | Подготовка к итоговой контрольной работе за 9 класс. | 1 | | | Текущий (опрос) |
65 | | Итоговая контрольная работа за 9 класс | 1 | | | Текщий К.р |
66 | | Обобщение материала по итогам контрольной работы. Проект № 3 | 1 | | | |
67-68 | | Защита проекта №4 | 2 | | | |
* *ИКТ технологии, используемые на уроках алгебры в 9 классе:
Система работы с ИКТ в настоящий момент включает:
- работа в сети Интернет (включая привлечение учащихся к поиску фактических материалов в сети Интернет для мини-исследований и творческих заданий);
- презентации по различным темам,
- компьютерное тестирование (электронные тесты, лабораторные работы);
- электронные учебники, программные продукты, тренажеры.
Работа в сети Интернет
- Медиатека, видео-лекции, занимательные математические факты, истории из жизни математиков
- Видеоуроки
Технические средства: мультимедийные компьютеры, сканеры, принтеры, модемы, электронные доски, графопроекторы, слайд-проекторы, видеопроекторы.
3. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует требованиям, предъявляемым к организации образовательного процесса и обеспечивает реализацию учебной программы.