Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 2»
городского округа Щёлково
УТВЕРЖДЕНО
приказом по МАОУ «Гимназия № 2»
городского округа Щёлково
от 31.08.2021 № 47/1
Рабочая программа по геометрии
9 Г класс
(базовый уровень)
Составитель:
Артемьев Василий Ильич
Учитель математики высшей
квалификационной категории
2021 г.
Рабочая программа учебного предмета "Геометрия" для 9 Г класса составлена на основании:
- ФГОС ООО (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897, с изменениями приказ от 31.12.2015г. №1577);
- ООП ООО МАОУ «Гимназия № 2» ГОЩ;
- авторской программы геометрии Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 5-е изд.-М,: Просвещение, 2017г.
- учебник "Геометрия" для 7-9 класса, авторы: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 11-е изд.-М,: Просвещение, 2017г.
Рабочая программа рассчитана на 66 часов (2 часа в неделю, 33 недели), что соответствует Учебному плану основного общего образования МАОУ «Гимназия № 2» ГОЩ
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Изучении геометрии дает возможность достичь следующих результатов
Предметные результаты
Обучающийся научится
• пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
• распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
• изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;
• распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
• в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
• проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
• вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и вычислять площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
• решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений
между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, правила симметрии;
• проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
• решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Обучающиеся в совместной деятельности с учителем имеют возможность научиться
владеть геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
усвоить систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
выполнять основные геометрические построения;
Метапредметные результаты
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способу работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
формирование первоначальные представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
Личностные результаты
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
2.. Содержание обучения
Векторы. (8 часов)
Обозначает и изображает векторы, изображают вектор, равный данному; строит вектор, равный сумме двух векторов, используя правила треугольника и параллелограмма.
Формулирует законы сложения; строит вектор, равный разности двух векторов, различными способами.
Применяет задачи на применение свойств умножения вектора на число.
Решает задачи с применением теоремы о средней линии трапеции.
Решает геометрические задачи на выражение вектора через данные вектора, используя правила сложения, вычитания и умножение вектора на число.
2. Метод координат (10 часов)
Работает с векторами с заданными координатами; решает простейшие геометрические задачи методом координат.
Решает геометрические задачи с применением формул.
Решает задачи на определение координат центра окружности и его радиуса по заданному уравнению окружности.
Составляет уравнение окружности, зная координаты центра и точки окружности; составляет уравнение прямой по координатам двух её точек.
3. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (11 часов)
Применяет основное тригонометрическое тождество при решении задач на нахождение одной тригонометрической функции через другую.
Определяет значения тригонометрический функций для углов 0 до 180 градусов по заданным значениям углов, находить значения тригонометрических функций по значению одной из них.
Доказывает теорему о площади треугольника, решать задачи на вычисление площади треугольника.
Проводит доказательство теорем синусов и косинусов и применять их для решения задач.
Решает треугольники по двум сторонам и углу между ними, по стороне и прилежащей к ней углам по трем сторонам.
Изображает угол между векторами, вычисляет скалярное произведение векторов.
Решает простейшие планиметрические задачи.
4. Длина окружности и площадь круга (12 часов)
Выводит формулу для вычисления угла правильного п-угольника и применение её при решении задач.
Применяет формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности при решении задач.
Строит правильные многоугольники с помощью циркуля и линейки; решает задачи на применение формулы для вычисления площади, стороны правильного многоугольника и радиуса вписанной окружности.
Выводит формулы длины окружности и длины дуги окружности, применять данные формулы для решения задач; находит площадь круга и кругового сектора.
5. Движение (8 часов)
Обучающиеся научатся выполнять построение движений, осуществлять преобразования фигур; распознавать по чертежам вид симметрии, осуществлять преобразование фигур с помощью осевой и центральной симметрии; применять свойства движения при решении задач; применять параллельный перенос при решении задач; доказывать, что поворот есть движение, осуществлять поворот фигур; осуществлять параллельный перенос и поворот фигур;
6. Начальные геометрические сведения (8 часов)
Объясняет, что такое многогранник, его грани, ребра, вершины, конус. шар.
Решает геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и тел и отношений между ними.
Решает геометрические задачи на построение; решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Изображает и распознает на рисунках призму, параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус, шар; выполняет чертежи геометрических тел.
7. Об аксиомах по геометрии (2 часа)
Представляет о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.
Рассматривает различные системы геометрии, в частности различные способы введения понятия равенства фигур.
8. Повторение (9 часов )
Повторяет, обобщает и систематизирует знания, умения и навыки за курс геометрии 9 класса.
3.Тематическое планирование
№ п/п | Изучаемый материал | Кол-во часов | Контрольные работы | Целевые приоритеты воспитания |
1. | Векторы | 8 | | формирование представлений о научной картине мира; работа обучающихся с получаемой на уроке значимой информацией; побуждение учащихся аргументировать, отстаивать свою точку зрения; воспитание трудолюбия, настойчивости, упорства; математика - культурная ценность |
2. | Метод координат | 10 | 1 | освоение базовых математических понятий; побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения; сознательная ориентация учащихся на позиции других людей: умение слушать и вступать в диалог |
3. | Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов | 11 | 1 | обучение на высоком уровне трудности; показ достижений современной науки, анализ практической роли знаний; побуждение обучающихся соблюдать на уроке правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися); опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции по вопросам ресурсосбережения, |
4. | Длина окружности и площадь круга | 12 | 1 | подбор соответствующих (этических, «воспитательных») текстовых задач для решения; освоение практического применения научных знаний математики в жизни |
5. | Движение | 8 | 1 | примеры научного подвига; умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту, демонстрировать экологическое мышление |
6. | Начальные геометрические сведения | 8 | | освоение практического применения научных знаний математики в жизни; историческая справка о выдающихся российских, советских математиках; опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции по вопросам ресурсосбережения, |
7. | Об аксиомах по геометрии | 2 | | обучение на высоком уровне трудности; показ достижений современной науки, анализ практической роли знаний |
8. | Повторение. | 7 | 1 | освоение практического применения научных знаний математики в жизни; историческая справка о выдающихся российских, советских математиках; опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции по вопросам ресурсосбережения |
| Итого | 66 | 5 | |
Приложение к рабочей программе
по геометрии для 9 Г класса,
утвержденной приказом № 47/1 от 31.08.2021г.
Календарно-тематическое планирование
66 часов, 2 часа в неделю
№ урока | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Векторы (8 часов) |
1 | Понятие вектора. Равенство векторов | 1 неделя | |
2 | Откладывание вектора от данной точки | | |
3 | Сумма двух векторов. Законы сложения векторов. Правило параллелограмма | 2 неделя | |
4 | Сумма нескольких векторов | | |
5 | Вычитание векторов. | 3 неделя | |
6 | Умножение вектора на число. | | |
7 | Применение векторов к решению задач. | 4 неделя | |
8 | Средняя линия трапеции | | |
| Итого | 8 | |
Метод координат (10 часов) |
9 | Разложение вектора по двум данным неколлинеарным векторам | 5 неделя | |
10 | Координаты вектора. | | |
11 | Простейшие задачи в координатах. | 6 неделя | |
12 | Решение задач | | |
13 | Уравнения окружности. | 7 неделя | |
14 | Уравнения прямой. | | |
15 | Уравнения окружности и прямой. | 8 неделя | |
16 | Решение задач по теме «Метод координат» | | |
17 | Подготовка к контрольной работе. Решение задач | 9 неделя | |
18 | Контрольная работа № 1 по теме «Векторы. Метод координат» | | |
| Итого | 10 | |
Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (11 часов) |
19 | Анализ контрольной работы. Синус, косинус, тангенс. | 10 неделя | |
20 | Основное тригонометрическое тождество. формулы приведения. | | |
21 | Формулы для вычисления координат точки. | 11 неделя | |
22 | Теорема о площади треугольника. | | |
23 | Теорема синусов. | 12 неделя | |
24 | Теорема косинусов. | | |
25 | Решение треугольников. Измерительные работы | 13 неделя | |
26 | Скалярное произведение векторов. | | |
27 | Скалярное произведение векторов. Решение задач. | 14 неделя | |
28 | Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов» | | |
29 | Контрольная работа № 2 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.» | 15 неделя | |
| Итого | 11 | |
Длина окружности и площадь круга ( 12 часов) |
30 | Анализ контрольной работы. Правильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольника. | | |
31 | Окружность, вписанная в правильный многоугольник. | 16 неделя | |
32 | Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности. | | |
33 | Решение задач по теме «Правильный многоугольник» | 17 неделя | |
34 | Длина окружности. | | |
35 | Решение задач по теме «Длина окружности» | 18 неделя | |
36 | Площадь круга | | |
37 | Площадь кругового сектора | 19 неделя | |
38 | Решение задач по теме «Длина окружности». | | |
39 | Решение задач по теме «Площадь круга». | 20 неделя | |
40 | Подготовка к контрольной работе. Решение задач. | | |
41 | Контрольная работа № 3 по теме «Длина окружности и площадь круга» | 21 неделя | |
| Итого | 12 | |
Движение (8 часов) |
42 | Анализ контрольной работы. Отображение плоскости на себя. Понятие движения. | | |
43 | Свойства движения. | 22 неделя | |
44 | Решение задач по теме «Понятие движения» | | |
45 | Параллельный перенос. | 23 неделя | |
46 | Поворот | | |
47 | Решение задач по теме «Параллельный перенос и поворот» | 24 неделя | |
48 | Решение задач по теме «Движение» | | |
49 | Контрольная работа № 4 по теме «Движение» | 25 неделя | |
| Итого | 8 | |
Начальные сведения из стереометрии (8 часов) |
50 | Анализ контрольной работы. Предмет стереометрии. Многогранники. | | |
51 | Призма. Параллелепипед. | 26 неделя | |
52 | Объем тела. | | |
53 | Пирамида. | 27 неделя | |
54 | Тела и поверхности вращения. Цилиндр. | | |
55 | Тела и поверхности вращения. Конус. | 28 неделя | |
56 | Тела и поверхности вращения. Сфера и шар. | | |
57 | Решение задач по теме «Тела и поверхности вращения». | 29 неделя | |
| Итого | 8 | |
Об аксиомах планиметрии (2 часа) |
58 | Об аксиомах планиметрии. | | |
59 | Об аксиомах планиметрии. | 30 неделя | |
| Итого | 2 | |
Повторение (7 часов) |
60 | Повторение. Начальные геометрические сведения. Параллельные прямые. | | |
61 | Повторение. Окружность. | 31 неделя | |
62 | Повторение. Треугольники. | | |
63 | Повторение. Четырехугольники. Многоугольники. | 32 неделя | |
64 | Итоговая контрольная работа | | |
65 | Анализ контрольной работы. Повторение. Метод координат. | 33 неделя | |
66 | Повторение. Движение. | | |
| Итого | 7 | |
| Всего 66 часов | | |
Лист коррекции программы на 2021-2022 учебный год
Учитель: Артемьев В. И.
Предмет и класс: геометрия 9 Г класс
Неделя | Дата | Скорректированные темы календарно-тематического планирования | Причина |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Учитель класса _________________ Артемьев В. И.
Согласовано на заседании научно-методического совета МАОУ «Гимназия №2» ГОЩ
Протокол заседания от «31» августа 2021 г. №1
Председатель НМС____________ Е. Ю. Бакланова