СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике, 10 класс. (Углублённый уровень)

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поляков К.Ю., Еремин Е.А. Информатика. 10 класс. Базовый уровень и углубленный уровни: учебник. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике, 10 класс. (Углублённый уровень)»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7




Рассмотрено:

Согласовано:

Утверждено:

на заседании методического объединения,

протокол № 6 от «01» июня 2021 г.

__________С.С. Ченченко


Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

« 30 » августа 2021 г.

_______________ Е.Н. Мыльникова


приказ от «31» августа 2021 г.

ш7-13-408/1





Рабочая программа

по учебному предмету

«Информатика и ИКТ»

среднее общее образование (10-11)

10А класс






Учебники:

Поляков К.Ю., Еремин Е.А. Информатика. 10 класс. Базовый уровень и углубленный уровни: учебник. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020







г. Сургут

2021 – 2022 учебный год

планируемые результаты освоения учебного предмета

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники.

Информатика формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей. Ученики узнают о месте, которое занимает информатика в современной системе наук, об информационной картине мира, ее связи с другими научными областями. Ученики получают представление о современном уровне и перспективах развития ИКТ-отрасли, в реализации которых в будущем они, возможно, смогут принять

участие.

  1. Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Эффективным методом формирования данных качеств является учебно-проектная деятельность. Работа над проектом требует взаимодействия между учениками — исполнителями проекта, а также между учениками и учителем, формулирующим задание для проектирования, контролирующим ход его выполнения и принимающим результаты работы. В завершение работы предусматривается процедура защиты проекта перед коллективом класса, которая также требует наличия коммуникативных навыков у детей.

  1. Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как к собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь.

Работа за компьютером (и не только над учебными заданиями) занимает у современных детей все больше времени, поэтому для сохранения здоровья очень важно знакомить учеников с правилами безопасной работы за компьютером, с компьютерной эргономикой.

  1. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.

Данное качество формируется в процессе развития навыков самостоятельной учебной и учебно-исследовательской работы учеников. Выполнение проектных заданий требует от ученика проявления самостоятельности в изучении нового материала, в поиске информации в различных источниках. Такая деятельность раскрывает перед учениками возможные перспективы в изучении предмета и в дальнейшей профориен тации в этом направлении. Во многих разделах учебников рассказывается об использовании информатики и ИКТ в различных профессиональных областях и перспективах их развития.

  1. Эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества.

  2. Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.

Данная компетенция формируется при изучении информатики в нескольких аспектах, таких как:

  • учебно-проектная деятельность: планирование целей и процесса выполнения проекта и самоконтроль за результатами работы;

  • изучение основ системного анализа: способствует формированию системного подхода к анализу объекта деятельности;

  • алгоритмическая линия курса: алгоритм можно назвать планом достижения цели исходя из ограниченных ресурсов (исходных данных) и ограниченных возможностей исполнителя (системы команд исполнителя).

  1. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.

Формированию данной компетенции способствуют следующие аспекты методической системы курса:

  • формулировка многих вопросов и заданий к теоретическим разделам курса стимулирует к дискуссионной форме обсуждения и принятия согласованных решений;

  • ряд проектных заданий предусматривает коллективное выполнение, требующее от учеников умения взаимодействовать; защита работы предполагает коллективное обсуждение её результатов.

  1. Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.

Формированию этой компетенции способствует методика

индивидуального, дифференцированного подхода при распределении практических заданий, которые разделены на три уровня сложности: репродуктивный, продуктивный и творческий. Такое разделение станет для некоторых учеников стимулирующим фактором к переоценке и повышению уровня своих знаний и умений. Дифференциация происходит и при распределении между учениками проектных заданий.

  1. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

Информационные технологии являются одной из самых динамичных предметных областей. Поэтому успешная учебная и производственная деятельность в этой области невозможна без способностей к самообучению, к активной познавательной деятельности. Интернет является важнейшим современным источником информации, ресурсы которого постоянно расширяются.

В процессе изучения информатики ученики осваивают эффективные методы получения информации через Интернет, ее отбора и систематизации.

  1. Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Обучающийся сможет:

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Обучающийся сможет:

  • определять свое отношение к природной среде;

  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

  1. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями; формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

  1. Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).

  2. Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»).

  3. Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов.

  4. Создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать.

Коммуникативная УУД

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе поиск информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, вакансиями на рынке труда и работой служб занятости населения. Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.


Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

В результате освоения содержания среднего образования учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Овладение общими умениями, навыками, способами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации школьников.

Познавательная деятельность

  • Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.). Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей.

  • Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

  • Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому. Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.

  • Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Информационно-коммуникативная деятельность

  • Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

  • Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).

  • Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно). Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

  • Умение перефразировать мысль (объяснять "иными словами"). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

  • Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

  • Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Свободная работа с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации. Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста.

  • Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

  • Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Рефлексивная деятельность

Понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке. Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.

Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.

Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований.

Осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды. Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.


Предметные результаты

Информатика и ИКТ


10-11 классы (углубленный уровень)

Программа включает в себя три крупные содержательные линии:

  1. Основы информатики (информация и информационные процессы, кодирование информации, логические основы компьютеров, компьютерная арифметика , устройство компьютера, программное обеспечение, компьютерные сети, информационная безопасность)

  2. Алгоритмы и программирование (алгоритмизация и программирование, решение вычислительных задач, элементы теории алгоритмов, объектно-ориентированное программирование)

  3. Информационно-коммуникационные технологии (моделирование, базы данных, создание веб-сайтов, графика и анимация, 3d-моделирование и анимация)

При изучении курса формируются следующие предметные результаты:

  1. владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;

  2. сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;

  3. систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;

  4. сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;

  5. сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;

  6. сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ;

  7. понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;

  8. владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; сформированность представлений о необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);

  9. сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных; умение пользоваться базами данных и справочными системами; владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;

  10. владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;

  11. овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;

  12. владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;

  13. владение универсальным языком программирования высокого уровня (Phyton), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;

  14. владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;

  15. владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ.

Информационные технологии

Выпускник научится:

  • рационально использовать широко распространенные технические средства информационных технологий для решения общепользовательских задач и задач учебного процесса (персональный коммуникатор, компьютер, сканер, графическая панель, принтер, цифровой проектор, диктофон, видеокамера, цифровые датчики и др.);

  • пользоваться основными программными средствами персонального компьютера – инструментами деятельности, оценивать с позиций их интерфейса, круга решаемых задач, системы команд, системы отказов; выбирать программные средства, предназначенные для работы с информацией данного вида и адекватные поставленной задаче;

  • определять основополагающие характеристики современного персонального коммуникатора, компьютера, суперкомпьютера; осуществлять выбор компьютера в зависимости от сложности решаемых задач;

  • тестировать используемое оборудование и программные средства;

  • использовать диалоговые инструменты управления файлами для определения свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и каталогов;

  • выбирать способ передачи информации, оценивать пропускную способность используемого канала связи путем прямых измерений и экспериментов;

  • выбирать способы и средства хранения информации в зависимости от ее объема и содержания;

  • выбирать средства и способы защиты информации, в том числе от несанкционированного доступа и повреждения;

  • использовать текстовый редактор для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.);

  • создавать и редактировать рисунки, чертежи, анимации, фотографии, аудио- и видео - записи, цепочки слайдов (презентации);

  • решать задачи вычислительного характера путем использования существующих программных средств (специализированные расчетные системы, динамические (электронные) таблицы) или путем составления программы на языке программирования;

  • использовать инструменты презентационной графики при подготовке и проведении докладов, презентаций, усовершенствование навыков, полученных в начальной и в младших классах основной школы;

  • использовать инструменты визуализации для наглядного представления числовых данных и динамики их изменения;

  • создавать и наполнять собственные базы данных;

  • выбирать средства ИКТ для решения задач из разных сфер человеческой деятельности, в частности использовать средства ИКТ при подготовке и проведении своих выступлений с учетом передаваемого содержания, мультимедийных коммуникативных возможностей и особенностей человеческого восприятия;

  • использовать поисковые сервисы Интернета для поиска необходимой информации, формировать поисковые запросы в соответствии с целями и задачами поиска;

  • использовать электронную почту и другие коммуникационные сервисы для информационного обмена;

  • использовать навыки начального программирования для решения учебных задач;

  • соблюдать требования безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий, использовать профилактические меры при работе с этими средствами.

Выпускник получит возможность:

  • расширить знания о средствах информационных технологий, реализующих основные информационные процессы;

  • сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и технических и экономических ограничений;

  • приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий; приобрести опыт использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности; освоение типичных ситуаций по настройке и управлению персональных средств ИКТ.


содержание учебного предмета

10-11 класс (углублённый уровень)

10 класс (140 часов):

Информация и информационные процессы Информатика и информация. Получение информации. Формы представления информации. Информация в природе. Человек, информация, знания. Свойства информации. Информация в технике. Передача информации. Обработка информации. Хранение информации. Структура информации. Таблицы. Списки. Деревья. Графы. Кодирование информации Дискретное кодирование. Знаковые системы. Аналоговые и дискретные сигналы. Дискретизация. Равномерное и неравномерное кодирование. Правило умножения. Декодирование. Условие Фано. Граф Ал.А. Маркова. Алфавитный подход к оценке количества информации. Системы счисления. Перевод целых и дробных чисел в другую систему счисления. Двоичная система счисления. Арифметические операции. Сложение и вычитание степеней числа 2. Достоинства и недостатки. Восьмеричная система счисления. Связь с двоичной системой счисления. Арифметические операции. Применение. Шестнадцатеричная система счисления. Связь с двоичной системой счисления. Арифметические операции. Применение. Троичная уравновешенная система счисления. Двоичнодесятичная система счисления. Кодирование текстов. Однобайтные кодировки. Стандарт UNICODE. Кодирование графической информации. Цветовые модели. Растровое кодирование. Форматы файлов. Векторное кодирование. Трёхмерная графика. Фрактальная графика. Кодирование звуковой информации. Оцифровка звука. Инструментальное кодирование звука. Кодирование видеоинформации. Логические основы компьютеров Логические операции «НЕ», «И», «ИЛИ». Операция «исключающее ИЛИ». Импликация. Эквиваленция. Штрих Шеффера. Стрелка Пирса. Логические выражения. Вычисление логических выражений. Диаграммы Венна. Упрощение логических выражений. Законы алгебры логики. Логические уравнения. Количество решений логического уравнения. Системы логических уравнений. Синтез логических выражений. Построение выражений с помощью СДНФ. Построение выражений с помощью СКНФ. Множества и логические выражения. Задача дополнения множества до универсального множества. Поразрядные логические операции. Предикаты и кванторы. Логические элементы компьютера. Триггер. Сумматор. Компьютерная арифметика Особенности представления чисел в компьютере. Предельные значения чисел. Различие между вещественными и целыми числами. Дискретность представления чисел. Программное повышение точности вычислений. Хранение в памяти целых чисел. Целые числа без знака. Целые числа со знаком. Операции с целыми числами. Сравнение. Поразрядные логические операции. Сдвиги. Хранение в памяти вещественных чисел. Операции с вещественными числами. Как устроен компьютер Современные компьютерные системы. Стационарные компьютеры. Мобильные устройства. Встроенные компьютеры. Параллельные вычисления. Суперкомпьютеры. Распределённые вычисления. Облачные вычисления. Выбор конфигурации компьютера. Общие принципы устройства компьютеров. Принципы организации памяти. Выполнение программы. Архитектура компьютера. Особенности мобильных компьютеров. Магистрально-модульная организация компьютера. Взаимодействие устройств. Обмен данными с внешним устройствами. Процессор. Арифметико-логическое устройство. Устройство управления. Регистры процессора. Основные характеристики процессора. Система команд процессора. Память. Внутренняя память. Внешняя память. Облачные хранилища данных. Взаимодействие разных видов памяти. Основные характеристики памяти. Устройства ввода. Устройства вывода. Устройства ввода/ вывода. Программное обеспечение Виды программного обеспечения. Программное обеспечение для мобильных устройств. Инсталляция и обновление программ. Авторские права. Типы лицензий на программное обеспечение. Ответственность за незаконное использование ПО. Программы для обработки текстов. Технические средства ввода текста. Текстовые редакторы и текстовые процессоры. Поиск и замена. Проверка правописания и грамматики. Компьютерные словари и переводчики. Шаблоны. Рассылки. Вставка математических формул. Многостраничные документы. Форматирование страниц. Колонтитулы. Оглавление. Режим структуры документа. Нумерация рисунков (таблиц, формул). Сноски и ссылки. Гипертекстовые документы. Правила оформления рефератов. Коллективная работа над документами. Рецензирование . Онлайн-офис. Правила коллективной работы Пакеты прикладных программ. Офисные пакеты. Программы для управления предприятием. Пакеты для решения научных задач. Программы для дизайна и вёрстки. Системы автоматизированного проектирования. Обработка мультимедийной информации. Обработка звуковой информации. Обработка видеоинформации. Программы для создания презентаций. Содержание презентаций. Дизайн презентации. Макеты. Размещение элементов на слайде. Оформление текста. Добавление объектов. Переходы между слайдами. Анимация в презентациях. Системное программное обеспечение. Операционные системы. Драйверы устройств. Утилиты. Файловые системы. Системы программирования. Языки программирования. Трансляторы. Отладчики. Профилировщики. Компьютерные сети Структуры (топологии) сетей. Обмен данными. Серверы и клиенты. Локальные сети. Сетевое оборудование. Одноранговые сети. Сети с выделенными серверами. Беспроводные сети. Сеть Интернет. Краткая история Интернета. Набор протоколов TCP/IP. Адреса в Интернете. IP-адреса и маски. Доменные имена. Адрес ресурса (URL). Тестирование сети. Службы Интернета. Всемирная паутина. Поиск в Интернете. Электронная почта. Обмен файлами (FTP). Форумы. Общение в реальном времени. Пиринговые сети. Информационные системы. Электронная коммерция. Интернет-магазины. Электронные платёжные системы. Личное информационное пространство. Организация личных данных. Нетикет. Интернет и право. Алгоритмизация и программирование Алгоритмы. Этапы решения задач на компьютере. Анализ алгоритмов. Оптимальные линейные программы. Анализ алгоритмов с ветвлениями и циклами. Исполнитель Робот. Исполнитель Чертёжник. Исполнитель Редактор. Введение в язык Python. Простейшая программа. Переменные. Типы данных. Размещение переменных в памяти. Арифметические выражения и операции. Вычисления. Деление нацело и остаток. Вещественные значения. Стандартные функции. Случайные числа. Ветвления. Условный оператор. Сложные условия. Циклические алгоритмы. Цикл с условием. Поиск максимальной цифры числа. Алгоритм Евклида. Циклы с постусловием. Циклы по переменной. Вложенные циклы. Процедуры. Процедуры с параметрами. Локальные и глобальные переменные. Функции. Вызов функции. Возврат нескольких значений. Логические функции. Рекурсия. Ханойские башни. Использование стека. Анализ рекурсивных функций. Массивы. Ввод и вывод массива. Перебор элементов. Алгоритмы обработки массивов. Поиск в массиве. Максимальный элемент. Реверс массива. Сдвиг элементов массива. Срезы массива. Отбор нужных элементов. Особенности копирования списков в языке Python. Сортировка массивов. Метод пузырька (сортировка обменами). Метод выбора. Сортировка слиянием. «Быстрая сортировка». Сортировка в языке Python. Двоичный поиск. Символьные строки. Операции со строками. Поиск в строках. Примеры обработки строк. Преобразование число-строка. Строки в процедурах и функциях. Рекурсивный перебор. Матрицы. Обработка элементов матрицы. Работа с файлами. Неизвестное количество данных. Обработка массивов. Обработка строк. Вычислительные задачи Точность вычислений. Погрешности измерений. Погрешности вычислений. Решение уравнений. Приближённые методы. Метод перебора. Метод деления отрезка пополам. Использование табличных процессоров. Дискретизация. Вычисления длины кривой. Вычисление площадей фигур. Оптимизация. Локальный и глобальный минимумы. Метод дихотомии. Использование табличных процессоров. Статистические расчёты. Свойства ряда данных. Условные вычисления. Связь двух рядов данных. Обработка результатов эксперимента. Метод наименьших квадратов. Восстановление зависимостей. Прогнозирование Информационная безопасность Понятие информационной безопасности. Средства защиты информации. Информационная безопасность в мире. Информационная безопасность в России. Вредоносные программы. Заражение вредоносными программами. Типы вредоносных программ. Вирусы для мобильных устройств. Защита от вредоносных программ. Антивирусные программы. Брандмауэры. Меры безопасности. Шифрование. Хэширование и пароли. Современные алгоритмы шифрования. Алгоритм RSA. Электронная цифровая подпись. Стеганография. Безопасность в интернете. Сетевые угрозы. Мошенничество. Шифрование данных. Правила личной безопасности в Интернете





Приложение 1. Календарно – тематическое планирование


10А класс, 140 часов, углублённый уровень

Формы контроля: ПР – практическая работа; КР – контрольная работа.

Дата

Наименование раздела и темы урока

Количество часов

Домашнее задание

Примечание

По плану

По

факту




Раздел 1. Информация и информационные процессы

6


1 П/Г



Вводный инструктаж по ТБ. Организация рабочего места. ПР №1 «Оформление документа»

1

Повторить правила по ТБ на уроке и в кабинете информатики




Первичный инструктаж по ТБ. Информация и информационные процессы

1

§ 1. (стр.13 – 23), читать, ответить на вопросы), § 2. (стр.24 – 29), читать, ответить на вопросы)




Структура информации. ПР №2 «Таблицы и списки»

1

§ 3. (стр.30 – 34), читать




Деревья. ПР №3 «Деревья»

1

§ 3. (стр.34 – 37, читать)




Графы. Оптимальные маршруты. ПР №4 «Графы»

1

§ 3. (стр.37 – 40, читать)




Графы. Количество маршрутов

1

§ 3. (стр.40 – 43, читать, ответить на вопросы)





Раздел 2. Кодирование информации

14





Дискретное кодирование

1

§ 4. (стр.45 – 53, читать, ответить на вопросы)




Равномерное кодирование

1

§ 5. (стр.54 – 56, читать)




Неравномерное кодирование

1

§ 5. (стр.57 – 59, читать, ответить на вопросы)




Декодирование. ПР №5 «Декодирование»

1

§ 6. (стр.59 – 67, читать, ответить на вопросы)




Оценка количества информации

1

§ 7. (стр.68 – 71, читать, ответить на вопросы)




Системы счисления

1

§ 8. (стр.72 – 79, читать, ответить на вопросы)




Двоичная система счисления

1

§ 9. (стр.80 – 87, читать, ответить на вопросы)




Восьмеричная система счисления

1

§ 10. (стр.88 – 91, читать, ответить на вопросы)




Шестнадцатеричная система счисления

1

§ 11. (стр.92 – 95, читать, ответить на вопросы




Другие системы счисления. ПР №6 «Необычные системы счисления»

1

§ 12. (стр.95 – 98, читать, ответить устно на вопросы)




Контрольная работа №1 по теме «Системы счисления»

1

Повторить § 8-12




Кодирование текстов

1

§ 13. (стр.99 – 102, читать, ответить на вопросы)




Кодирование графической информации

1

§ 14. (стр.103 – 117, читать, ответить на вопросы)




Кодирование звуковой и видеоинформации

1

§ 15. (стр.118 – 125, читать, ответить на вопросы)





Раздел 3. Логические основы компьютеров

13





Логические операции «И», «ИЛИ», «НЕ», «исключающее ИЛИ». ПР №7 «Тренажёр «Логика»»

1

§ 16. (стр.128 – 132, читать)




Импликация и эквиваленция

1

§ 16. (стр.132 – 136, читать)




Другие логические операции

1

§ 16. (стр.128 – 136, читать)




Логические выражения

1

§ 17. (стр.137 – 143, читать)




Запросы в поисковых системах

1

§ 17. (стр.143 – 147, читать, ответить на вопросы)




Упрощение логических выражений

1

§ 18. (стр.148 – 150, читать, ответить на вопросы)




Логические уравнения

1

§ 19. (стр.151 – 157, читать, ответить на вопросы)




Синтез логических выражений. ПР №8 «Исследование запросов для поисковых систем»

1

§ 20. (стр.158 – 161, читать, ответить на вопросы)




Множества и логика

1

§ 21. (стр.162 – 164, читать)




Задачи на множества

1

§ 21. (стр.164 – 171, читать, ответить на вопросы)




Предикаты и кванторы

1

§ 22. (стр.171 – 174, читать, ответить на вопросы)

2 четверть



Логические элементы компьютера. ПР №9 «Логические элементы компьютера»

1

§ 23. (стр.175 – 182, читать, ответить на вопросы)




Контрольная работа №2 по теме «Логические основы компьютеров»

1

Повторить §16 - 23





Раздел 4. Компьютерная арифметика

6





Особенности представления чисел в компьютере

1

§24. (стр.184 – 190, читать, ответить на вопросы)




Хранение в памяти целых чисел. ПР №10 «Тренажёр «Лампанель»

1

§ 25. (стр190 – 197, читать, ответить на вопросы)




Операции с целыми числами. ПР №11 «Операции с целыми числами»

1

§ 26. Операции с целыми числами (стр.198 – 201, читать); повторить записи в тетради.




Поразрядные операции. ПР №12 «Поразрядные операции»

1

(§ 26. (стр.201 – 210, читать, ответить на вопросы)) повторить записи в тетради




Хранение в памяти вещественных чисел

1

§ 27. (стр.211 – 217, читать, ответить на вопросы); решить задачи 7,9,16 (по карточке)




Операции с вещественными числами

1

(§ 28. (стр.219 – 221, читать, ответить на вопросы)) повторить записи в тетради





Раздел 5. Как устроен компьютер

6





Современные компьютерные системы. ПР №13 «Выбор конфигурации компьютера»

1

(§ 29. (стр.224 – 238, читать, ответить на вопросы)) решить задачи 7,9,16 (по карточке)




Принципы устройства компьютеров. ПР №14 «Исследование компьютера»

1

§ 30. (стр.240 – 250, читать, ответить на вопросы)




Магистрально-модульная организация компьютера

1

§ 31. (стр.251 – 257, читать, ответить на вопросы)




Процессор. ПР №15 «Моделирование работы компьютера»

1

§ 32. (стр.258 – 265, читать, ответить на вопросы)




Память. ПР №16 «Использование облачных хранилищ данных»

1

§ 33. (стр.266 – 279, читать, ответить на вопросы)




Устройства ввода и вывода. ПР №17 «Процессор и устройства вывода»

1

§ 34. (стр.280 – 294, читать, ответить на вопросы)





Раздел 6. Программное обеспечение

19





Программное обеспечение. ПР №18 «Инсталляция программ»

1

§ 35. (стр.297 – 310, читать, ответить на вопросы)




Программы для обработки текстов. ПР №19. «Сканирование и распознавание текстов»

1

§ 36. (стр.312 – 316, читать)




Возможности текстовых процессоров. ПР №20 «Возможности текстовых процессоров»

1

§ 36. (стр.316 – 321, читать,) Ознакомиться с содержанием рубрики "Интересные сайты" c.328




Набор математических текстов (текстовые процессоры).

ПР №21 «Набор математических текстов (текстовые процессоры)»

1

§ 36. (стр.321 – 327, читать)




Набор математических текстов (LaTEX). ПР №22 «Набор математических текстов (LaTEX)»

1

§ 36. (стр.321 – 327, читать, ответить на вопросы)




Многостраничные документы. ПР №23 «Оформление реферата»

1

§ 37. (стр.329 – 341, читать, ответить на вопросы)




Коллективная работа над документами. ПР №24 «Коллективная работа над документами»

1

§ 38. (стр.342 – 348, читать, ответить на вопросы)




Пакеты прикладных программ. ПР №25 «Знакомство с программой Scibus»

1

§ 39. (стр.3 – 6, читать)




Программы для дизайна и вёрстки. ПР №26 «Знакомство со средой SciLab»

1

§ 39. (стр.6 – 10, читать)




САПР 2D. ПР №27 «3D-моделирование в программе КОМПАС»

1

§ 39. (стр.10 – 16, читать)




САПР 3D. ПР №28 «Чертежи в программе КОМПАС»

1

§ 39. (стр.12 – 14, читать)




Пакеты прикладных программ. ПР №29 «Пакеты прикладных программ по специализации»

1

§ 39. (стр.3 – 14, читать)




Пакеты прикладных программ. ПР №30 «Пакеты прикладных программ по специализации»

1

§ 39. (стр.3 – 14, читать, ответить на вопросы)




Обработка звука. ПР №31 «Знакомство с аудиоредактором»

1

§ 40. (стр.18 – 24, читать)




Обработка видео. ПР №32 «Знакомство с видеоредактором»

1

§ 40. (стр.24 – 26, читать, ответить на вопросы)




Разработка презентаций. ПР №33 «Онлайн-сервисы для разработки презентаций»

1

§ 41. (стр.27 – 41, читать, ответить на вопросы)




Системное программное обеспечение

1

§ 42. (стр.43 – 47, читать)




Повторный инструктаж по ТБ. Системное программное обеспечение

1

§42. (стр.47–55, читать, ответить на вопросы

2 п/г



Системы программирования

1

§ 43. (стр.56 – 65, читать, ответить на вопросы)






Раздел 7. Компьютерные сети

9





Компьютерные сети. Основные понятия

1

§ 44. (стр.67 – 73, читать, ответить на вопросы), § 45. (стр.74 – 80, читать, ответить на вопросы)




Сеть Интернет. ПР №34 «Сравнение поисковых систем»

1

§ 46. (стр.81 – 83, читать)




Поисковые запросы

1

§ 46. (стр.83 – 85 - конспект)




Адреса в Интернете

1

§ 47. (стр.87 – 93, читать); выполнить задания по карточке




Тестирование сети. ПР №35 «Тестирование сети»

1

§ 47. (стр.93 – 95, читать, ответить на вопросы)




Службы Интернета. ПР №36 «Информационные системы в Интернете»

1

§ 48. (стр.96 – 104, читать)

Повторить записи в тетради и выполнить:




Служба FTP. ПР №37 «Работа с FTP-сервером»

1

§ 48. (стр.104 – 111, читать, ответить на вопросы)




Электронная коммерция. ПР №38 «Электронная коммерция»

1

(§ 49. (стр.114- 118, читать, ответить на вопросы)) Повторить записи в тетради и выполнить задания по карточке




Личное информационное пространство

1

(§ 50. (стр.119 – 125, читать, ответить на вопросы)) Читать учебник с. 161-164; повторить записи в тетради





Раздел 8. Алгоритмизация и программирование

44





Алгоритмы

1

§ 51. (стр.126 – 131, читать, ответить на вопросы); выполнить №1 (в) с.141-143




Оптимальные линейные программы

1

(§ 52. (стр.132 – 135, читать, ответить на вопросы)) с.165-читать




Анализ алгоритмов с ветвлениями и циклами

1

§ 53. (стр.136 – 143 – читать); Выполнить задания по карточке




Введение в язык Python. ПР №39 «Знакомство со средой программирования»

1

§ 54. (стр.144 – 154, читать, ответить на вопросы)




Вычисления. ПР №40 «Вычисления»

1

§ 55. (стр.155 – 156, читать); Изучить презентацию и выполнить задания в презентации




Операции с целыми числами

1

§ 55. (стр.156 – 159, читать)




Случайные числа. ПР №41 «Случайные числа»

1

§ 55. (стр159 – 160, читать, ответить на вопросы)




Ветвления. ПР № 42 «Ветвления»

1

§ 56. (стр.161 – 164, читать)




Сложные условия. ПР №43 «Сложные условия»

1

§ 56. (стр.165 – 166, читать, ответить на вопросы)




Циклические алгоритмы

1

§ 57. (стр.167 – 171, читать)




Циклические алгоритмы. ПР №44 «Циклические алгоритмы»

1

§ 57. (стр.171 – 173, читать, ответить на вопросы)




Циклы по переменной

1

§ 58. (стр.174 – 175, читать)




Циклы по переменной. ПР №45 «Циклы по переменной»

1

§ 58. (стр.175 – 177, читать, ответить на вопросы)




Процедуры. ПР №46 «Процедуры»

1

§ 59. (стр.177 – 179, читать)




Процедуры. ПР №47 «Процедуры-2»

1

§ 59. (стр.179 – 181, читать





Функции. ПР №48 «Функции»

1

§ 60. (стр.181 – 185, читать)




Логические функции. ПР №49 «Логические функции»

1

§ 60. стр.185 – 187, читать, ответить на вопросы

повторить записи в тетради, выполнить задание по карточке




Рекурсия

1

§ 61. (стр.187 – 195, читать)




Рекурсия. ПР №50 «Рекурсия»

1

§ 61. (стр.195 – 202, читать, ответить на вопросы) написать программу




Контрольная работа №3 по теме «Основы языка Python»

1

§51 – 61 - повторить




Массивы. ПР №51 «Заполнение массивов»

1

§ 62. (стр.203 – 207 – читать)




Перебор элементов. ПР №52 «Перебор элементов»

1

§ 62. (стр.208 – 210, читать, ответить на вопросы)




Алгоритмы обработки массивов

1

§ 63. (стр.211 – 213, читать)




Линейный поиск в массиве. ПР №53 «Линейный поиск в массиве»

1

§ 63. (стр.211 – 213, читать)




Поиск максимального элемента в массиве. ПР №54 «Поиск максимального элемента в массиве»

1

§ 63. (стр.213 – 214, читать)




Алгоритмы обработки массивов (реверс, сдвиг). ПР №55 «Алгоритмы обработки массивов (реверс, сдвиг)»

1

§ 63. (стр.215 – 218, читать)




Отбор элементов массива по условию. ПР№56 «Отбор элементов массива по условию»

1

§ 63. (стр.218 – 220, читать, ответить на вопросы)




Сортировка. Простые методы. ПР№ 57 «Простые методы сортировки»

1

§ 64. (стр.220 – 223, читать)




Сортировка слиянием. ПР №58 «Сортировка слиянием»

1

§ 64. (стр.223 – 226, читать) https://pythobyte.com/tower-of-hanoi-python-01725/




Быстрая сортировка. ПР №59 «Быстрая сортировка»

1

§ 64. (стр.226 – 233, читать, ответить на вопросы)




Двоичный поиск. ПР №60 «Двоичный поиск»

1

§ 65. (стр.233 – 235, читать, ответить на вопросы)




Контрольная работа №4 по теме «Массивы»

1

§62 – 65 - повторить




Символьные строки. ПР №61 «Символьные строки»

1

§ 66. (стр.236 – 237, читать)




Функции для работы со строками. ПР №62 «Функции для работы со строками»

1

§ 66. (стр.237 – 241, читать)




Преобразование «строка-число». ПР №63 «Преобразования «строка-число»

1

§ 66. (стр.241 – 242, читать)




Строки в процедурах и функциях. ПР №64 «Строки в процедурах и функциях»

1

§ 66. (стр.242 – 245, читать)




Рекурсивный перебор. ПР №65 «Рекурсивный перебор»

1

§ 66. (стр245 – 246, читать)




Сравнение и сортировка строк. ПР №66 «Сравнение и сортировка строк»

1

§ 66. (стр.246 – 248, читать, ответить на вопросы)

4 чтв



Контрольная работа №5 по теме «Символьные строки»

1

§66 - повторить




Матрицы. ПР №67 «Матрицы»

1

§ 67. (стр.248 – 252, читать)




Алгоритмы обработки матриц. ПР №68 «Алгоритмы обработки матриц»

1

§ 67. (стр.252 – 254, читать, ответить на вопросы)




Файловый ввод и вывод. ПР №69 «Файловый ввод и вывод»

1

§ 68. (стр.255 – 259, читать)




Обработка массивов. ПР №70 «Обработка массивов из файла»

1

§ 68. (стр.259 – 260, читать)




Обработка смешанных данных. ПР №71 «Обработка смешанных данных из файла»

1

§ 68. (стр.260 – 262, читать, ответить на вопросы)





Раздел 9. Решение вычислительных задач на компьютере

8





Точность вычислений

1

§ 69. (стр.265 – 268, читать, ответить на вопросы)




Решение уравнений. Метод перебора. ПР №72 «Решение уравнений методом перебора»

1

§ 70. (стр.269 – 274, читать)




Решение уравнений. Метод деления отрезка пополам. ПР №73 «Решение уравнений методом деления отрезка пополам»

1

§ 70. (стр.274 – 276, читать)




Решение уравнений в табличных процессорах. ПР №74 «Решение уравнений в табличных процессорах»

1

§ 70. (стр.276 – 280, читать, ответить на вопросы)




Дискретизация. ПР №75 «Дискретизация»

1

§ 71. (стр.281 – 286, читать, ответить на вопросы)




Годовая (аттестационная) контрольная работа

1

Повторение теоретического материала




Оптимизация. ПР №76 «Оптимизация»

1

§ 72. (стр.286 – 293, читать, ответить на вопросы)




Статистические расчёты. ПР №77 «Статистические расчёты»

1

§ 73. (стр.293 – 298, читать, ответить на вопросы)




Обработка результатов эксперимента. ПР №78 «Обработка результатов эксперимента»

1

§ 74. (стр.298 – 306, читать, ответить на вопросы)





Раздел 10. Информационная безопасность

6





Информационная безопасность

1

§ 75. (стр.308 – 313, читать, ответить на вопросы), § 76. (стр.314 – 322, читать, ответить на вопросы)




Защита от вредоносных программ. ПР №79 «Антивирусная защита»

1

§ 77. (стр.323 – 327, читать, ответить на вопросы)




Шифрование. Хэширование и пароли. ПР №80 «Шифрование и хэширование»

1

§ 78. (стр.329 – 332, читать, ответить на вопросы), § 79. (стр.333 – 335, читать, ответить на вопросы)




Современные алгоритмы шифрования. ПР №81 «Современные алгоритмы шифрования»

1

§ 80. (стр.336 – 340, читать, ответить на вопросы)

Написать программы в тетради: №233, 234, 235, 236, 2266




Стеганография. ПР №82 «Стеганография»


§ 81. (стр.341 – 343, читать, ответить на вопросы)




Безопасность в Интернете

1

§ 82. (стр.343 – 248, читать, ответить на вопросы)





Раздел 11. Повторение

8





Повторение. Кодирование информации

1

Читать с. 203-210





Повторение. Логические операции и упрощение логических выражений

1

Ответить письменно на вопросы 1-9 с.210 (при ответе на 4 и 6 вопросы написать программу)




Повторение. Программное обеспечение

1

Читать с.211-214




Повторение. Разработка алгоритмов и программ

1

Выполнить тест: https://kpolyakov.spb.ru/school/test10/py42.htm




Повторение. Вложенные циклы

1

Выполнить задание по карточке




Повторение. Процедуры

1

Повторение теоретического материала




Повторение. Синтез логических выражений.

1

Повторение теоретического материала




Повторение. Рекурсия

1

Повторить основные определения за курс 10 класса


Приложение 2. Лист корректировки программы

10А класс

№ п/п

Дата

Тема урока

Причина корректировки

Способ корректировки программы (за счёт чего программа скорректирована)

План

Факт











































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!