СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике (элективный курс_математические основы информатики_11 класс)

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями

  • Письма Министерства образования и науки РФ «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ от 14.12.2015г. №09-3564;
  • Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования»;
  • на основе авторской программы  элективного курса Е.В. Андреевой, Л. Л. Босовой, И. Н. Фалиной «Математические основы информатики» которая входит в сборник Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы, Составитель М.Н. Бородин – М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015, рассчитанной на 34 часа в год.

 

            Данный курс носит интегрированный, междисциплинарный характер, материал курса раскрывает взаимосвязь математики и информатики, показывает, как развитие одной из этих научных областей стимулировало развитие другой.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике (элективный курс_математические основы информатики_11 класс)»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3



УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №3

___________Коренкова С.Ю.

Приказ №__________

от «___» ___________2018 г.






Рабочая программа

элективного курса по информатике

«Математические основы информатики»

Направление: естествознание

11 «А» класс








Составитель: Клочкова Юлия Николаевна,

учитель информатики

высшей квалификационной категории











2018


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями

  • Письма Министерства образования и науки РФ «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ от 14.12.2015г. №09-3564;

  • Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования»;

  • на основе авторской программы элективного курса Е.В. Андреевой, Л. Л. Босовой, И. Н. Фалиной «Математические основы информатики» которая входит в сборник Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы, Составитель М.Н. Бородин – М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015, рассчитанной на 34 часа в год.


Данный курс носит интегрированный, междисциплинарный характер, материал курса раскрывает взаимосвязь математики и информатики, показывает, как развитие одной из этих научных областей стимулировало развитие другой.

Курс ориентирован на учащихся информационно-технологического, физико-математического и естественно-научного профилей старших классов общеобразовательной школы, желающих расширить свои представления о математике в информатике и информатики в математике.

Курс рассчитан на учеников, имеющих базовую подготовку по информатике; может изучаться как при наличии компьютерной поддержки, так и в безмашинном варианте.

Основные цели курса:

  • формирование у выпускников школы основ научного мировоззрения;

  • обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием за счет более эффективной подготовки выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования;

  • создание условий для саморазвития и самовоспитания личности.

Основные задачи курса:

  • сформировать у обучаемых системное представление о теоретической базе информационных и коммуникационных технологий;

  • показать взаимосвязь и взаимовлияние математики и информатики;

  • привить учащимся навыки, требуемые большинством видов современной деятельности (налаживание контактов с другими членами коллектива, планирование и организация совместной деятельности и т. д.)

  • сформировать умения решения исследовательских задач;

  • сформировать умения решения практических задач, требующих получения законченного продукта;

  • развить способность к самообучению.

Место предмета в учебном плане.

Курсу отводится 1 час в неделю в течение одного года обучения 10 (11) класс, всего 35 учебных часов.

Курс «Математические основы информатики» имеет блочно-модульную структуру, учебное пособие состоит из отдельных глав, которые можно изучать в произвольном порядке.

Требования к уровню подготовки учащихся:

По окончании изучения данного курса учащиеся должны

знать:

  • свойства позиционных систем счисления;

  • алгоритм перевода целых чисел, конечных и периодических дробей из произвольной Р-ичной системы счисления в десятичную;

  • особенности целочисленной арифметики в ограниченном числе разрядов;

  • особенности вещественной компьютерной арифметики в ограниченном числе разрядов;

  • подходы к компьютерному представлению графической и видеоинформации;

  • основные теоретические аспекты, связанные с вопросами сжатия информации;

  • законы алгебры логики;

  • понятие булевой функции.

уметь:

  • применять правила арифметических операций в Р-ичных системах счисления;

  • переводить целые числа, конечные и периодические дроби из десятичной системы счисления в произвольную Р-ичную систему счисления;

  • представлять вещественные числа в формате с плавающей запятой;

  • создавать архивы с помощью архиватора WinRAR;

  • формализовать сложные высказывания, т. е. записывать их с помощью математического аппарата алгебры логики;

  • строить таблицы истинности для сложных логических формул;

  • использовать законы алгебры логики при тождественных преобразованиях;

  • решать логические задачи с использованием алгебры высказываний;

  • восстанавливать аналитический вид булевой функции по таблице истинности.





  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ПРОГРАММИРОВАНИЕ»



№ п/п

Название темы

Количество часов

1

Системы счисления

10

2

Представление информации в компьютере

11

3

Введение в алгебру логики

13

Всего

34



ПРОГРАММА КУРСА


МОДУЛЬ 1. Системы счисления.

Тема «Системы счисления» обычно изучается в базовом курсе информатики, поэтому школьники обладают определенными знаниями и навыками, в основном, перевода целых десятичных чисел в двоичную систему и обратно.

Цели изучения темы:

• раскрыть принципы построения систем счисления и в первую очередь позиционных систем;

• изучить свойства позиционных систем счисления;

• показать связь между системой счисления, используемой для кодирования информации в компьютере, и архитектурой компьютера;

• познакомить с основными недостатками использования двоичной системы в компьютере.


МОДУЛЬ 2. Представление информации в компьютере.

Разработка современных способов оцифровки информации — один из ярких примеров сотрудничества специалистов разных профилей: математиков, биологов, физиков, инженеров, ИТ-специалистов, программистов. Широко распространенные форматы форматы естественной информации (MP3, JPEG, MPEG и др.) используют в процессе сжатия информации сложные математические методы. Вопросы, рассматриваемые в данном модуле, практически не представлены в базовом курсе информатики.

Цели изучения темы:

• достаточно подробно показать учащимся способы компьютерного представления целых и вещественных чисел;

• выявить общие инварианты представления текстовой, графической и звуковой информации;

• познакомить с основными теоретическими подходами к решению проблемы сжатия информации.


МОДУЛЬ 3. Введение в алгебру логики.

Цели изучения темы:

• строго изложить основные понятия алгебры логики, используемые в информатике;

• показать взаимосвязь изложенной теории с практическими потребностями информатики и математики;

• систематизировать знания, ранее полученные по этой теме.


Контроль знаний осуществляется через практические, самостоятельные и контрольные работы



На занятиях используются как классические для педагогики формы и методы работы, так и нетрадиционные.

Формы проведения занятий:

  • индивидуальные занятия;

  • групповые занятия;

  • занятие-исследование.


Методы обучения:

  • словесные методы (лекция, объяснение);

  • демонстративно-наглядные (демонстрация работы в программе, схем, скриптов, таблиц);

  • исследовательские методы;

  • работа в парах;

  • работа в малых группах;

  • проектные методы.


Особенности проведения занятий:

  • теоретический материал подается небольшими порциями с использованием игровых ситуаций;

  • для закрепления и проверки уровня усвоения знаний применять рефлексивные интерактивные упражнения;


ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

I – виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

  1. Слушание объяснений учителя.

  2. Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

  3. Работа с научно-популярной литературой.

  4. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

  5. Написание рефератов и докладов.

  6. Систематизация учебного материала.

II – виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:

  1. Наблюдение за демонстрациями учителя.

  2. Просмотр учебных видеороликов.

  3. Объяснение наблюдаемых явлений.

  4. Анализ проблемных ситуаций.

III – виды деятельности с практической (опытной) основой:

  1. Работа с раздаточным материалом.

  2. Практическая работа на компьютере.

Формы контроля

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного (письменного) опроса или путем выполнения заданий. Итоговая аттестация учащихся проходит в форме защиты выпускной проектной работы.



  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ





№ п/п

Тема занятия

Дата проведения

МОДУЛЬ 1. Системы счисления

10

Основные определения, связанные с позиционными системами счисления.

03.09.2018

07.09.2018

Единственность представления чисел в Р-ичных системах счисления.

10.09.2018

14.09.2018

Развернутая и свернутая формы записи чисел.

17.09.2018

21.09.2018

Арифметические операции в Р-ичных системах счисления

24.09.2018

28.09.2018

Перевод чисел из Р-ичной системы счисления в десятичную.

01.10.2018

05.10.2018

Перевод чисел из десятичной системы счисления в любую другую.

08.10.2018

12.10.2018

Взаимосвязь между системами счисления.

15.10.2018

19.10.2018

Системы счисления и архитектура компьютера.

22.10.2018

26.10.2018

Обобщение по теме: «Системы счисления»

05.11.2018

09.11.2018

Обобщение по теме: «Системы счисления»

12.11.2018

16.11.2018

МОДУЛЬ 2. Представление информации в компьютере.

11

11

Представление целых чисел. Прямой код.

19.11.2018

23.11.2018

12

Целочисленная арифметика.

26.11.2018

30.11.2018

13

Нормализованная запись вещественных чисел.

03.12.2018

07.12.2018

14

Особенности реализации вещественной компьютерной арифметики.

10.12.2018

14.12.2018

15

Представление текстовой информации.

17.12.2018

21.12.2018

16

Представление графической информации.

24.12.2018

28.12.2018

17

Обобщение по теме: «Представление графической информации»

09.01.2019

11.01.2019

18

Представление звуковой информации

14.01.2019

18.01.2019

19

Обобщение по теме: «Методы сжатия цифровой информации».

21.01.2019

25.01.2019

20

Обобщение по теме: «Представление информации в компьютере»

28.01.2019

01.02.2019

21

Анализ контрольной работы «Представление информации в компьютере»

04.02.2019

08.02.2019

МОДУЛЬ 3. Введение а алгебру логики.

13

22

Алгебра логики. Понятие высказывания.

11.02.2019

15.02.2019

23

Логические операции

18.02.2019

22.02.2019

24

Логические формулы, таблицы истинности.

25.02.2019

01.03.2019

25

Законы алгебры логики.

04.03.2019

08.03.2019

26

Применение алгебры логики.

11.03.2019

15.03.2019

27

Решение текстовых логических задач

18.03.2019

22.03.2019

28

Булевы функции

01.04.2019

05.04.2019

28

Канонические формы логических формул.

08.04.2019

12.04.2019

30

Минимизация булевых функций

15.04.2019

19.04.2019

31

Обобщение по теме: Построение СНДФ и её минимизации.

22.04.2019

26.04.2019

32

Полные схемы булевых функций.

29.04.2019

03.05.2019

33

Обобщение по теме: «Алгебра логики»

06.05.2019

10.05.2019

34

Итоговый урок.

13.05.2019

17.05.2019

Всего часов

34




ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ



Материально техническое обеспечение:

  • Учебный класс, оборудованный компьютерной техникой и учебной литературой.


Литература, используемая для разработки программы и организации образовательного процесса:

1. Математические основы информатики. Элективный курс: учебное пособие/ Е.В. Андреева, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина – 2-е изд., испр. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. – 328с.

2. Математические основы информатики. Элективный курс: методическое пособие/ Е.В. Андреева, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017- 312 с. .




























































РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

учителей математики, физики,

информатики.

Протокол № ___________

от «______»___________________2018 г.







СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________________ Никишина Ж.А.

«______»____________________ 2018 г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!