РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике и ИКТ 10 – 11 классы
информационно-технологический профиль
учителя информатики высшей квалификационной категории
ЧЕКРЫЖОВОЙ ЕЛЕНЫ НИКОЛАЕВНЫ
Требования к уровню подготовки:
В результате изучения информатики и ИКТ на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
иметь представление о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
владеть системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
иметь представление о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;
иметь систематические знания, относящихся к математическим объектам информатики;
иметь сформированные представления об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;
иметь сформированные представления о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знать базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей, нормы информационной этики и права, принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средства обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ;
понимать основы правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
владеть опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; сформированность представлений о необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
иметь сформированные представления о способах хранения и простейшей обработке данных;
владеть навыками алгоритмического мышления и понимать необходимости формального описания алгоритмов;
овладеть понятием сложности алгоритма, знать основные алгоритмы обработки числовой и текстовой информации, алгоритмы поиска и сортировки;
уметь
строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;
иметь базовые навыки и умения по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
уметь пользоваться базами данных и справочными системами; владеть основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;
владеть стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
владеть универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;
владеть умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
владеть навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
уметь самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
уметь использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
Содержание учебного предмета
В содержании предмета «Информатика» в учебниках для 10–11 классов может быть выделено три крупных раздела:
I. Основы информатики
• Техника безопасности. Организация рабочего места
• Информация и информационные процессы
• Кодирование информации
• Логические основы компьютеров
• Компьютерная арифметика
• Устройство компьютера
• Программное обеспечение
• Компьютерные сети
• Информационная безопасность
II. Алгоритмы и программирование
• Алгоритмизация и программирование
• Решение вычислительных задач
• Элементы теории алгоритмов
• Объектно-ориентированное программирование
III. Информационно-коммуникационные технологии
• Моделирование
• Базы данных
• Создание веб-сайтов
• Графика и анимация
• 3D-моделирование и анимация
Таким образом, обеспечивается преемственность изучения предмета в полном объёме на завершающей ступени среднего общего образования.
В планировании учитывается, что в начале учебного года учащиеся ещё не вошли в рабочий ритм, а в конце года накапливается усталость и снижается восприимчивость к новому материалу. Поэтому наиболее сложные темы, связанные с программированием, предлагается изучать в середине учебного года, как в 10, так и в 11 классе.
№ | Тема | Количество часов / класс | |
Всего | 10 кл. | 11 кл. |
Основы информатики |
-
| Техника безопасности. Организация рабочего места | 2 | 1 | 1 |
-
| Информация и информационные процессы | 17 | 7 | 10 |
-
| Кодирование информации | 16 | 16 | |
-
| Логические основы компьютеров | 10 | 10 | |
-
| Компьютерная арифметика | 6 | 6 | |
-
| Устройство компьютера | 9 | 9 | |
-
| Программное обеспечение | 13 | 13 | |
-
| Компьютерные сети | 9 | 9 | |
-
| Информационная безопасность | 6 | 6 | |
| Итого: | 84 | 73 | 11 |
Алгоритмы и программирование |
-
| Алгоритмизация и программирование | 68 | 44 | 24 |
-
| Решение вычислительных задач | 12 | 12 | |
-
| Элементы теории алгоритмов | 6 | | 6 |
-
| Объектно-ориентированное программирование | 15 | | 15 |
| Итого: | 101 | 56 | 45 |
Информационно-коммуникационные технологии |
-
| Моделирование | 12 | | 12 |
-
| Базы данных | 16 | | 16 |
-
| Создание веб-сайтов | 18 | | 18 |
-
| Графика и анимация | 12 | | 12 |
-
| 3D-моделирование и анимация | 16 | | 16 |
| Итого: | 74 | 0 | 74 |
| Резерв | 15 | 9 | 6 |
| Итого по всем разделам: | 276 | 140 | 136 |
Календарно – тематическое планирование - 10 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | дата |
план | факт |
1 | Техника безопасности. Организация рабочего места. | 1 | 01.09 | |
2 | Информатика и информация. Информационные процессы. | 1 | 05.09 | |
3 | Измерение информации. | 1 | 06.09 | |
4 | Структура информации (простые структуры). | 1 | 07.09 | |
5 | Иерархия. Деревья. | 1 | 08.09 | |
6 | Графы. | 1 | 12.09 | |
7 | Язык и алфавит. Кодирование. | 1 | 13.09 | |
8 | Декодирование. | 1 | 14.09 | |
9 | Кодирование и декодирование | 1 | 15.09 | |
10 | Входная контрольная работа | 1 | 19.09 | | |
11 | Дискретность. | 1 | 20.09 | |
12 | Алфавитный подход к оценке количества информации. | 1 | 21.09 | |
13 | Системы счисления. Позиционные системы счисления. | 1 | 22.09 | |
14 | Двоичная система счисления. | 1 | 26.09 | |
15 | Восьмеричная система счисления. | 1 | 27.09 | |
16 | Шестнадцатеричная система счисления. | 1 | 28.09 | |
17 | Другие системы счисления. | 1 | 29.09 | |
18 | Контрольная работа по теме «Системы счисления». | 1 | 03.10 | | |
19 | Кодирование символов. | 1 | 04.10 | |
20 | Кодирование графической информации. Растровая графика | 1 | 05.10 | |
21 | Кодирование графической информации. Векторная графика | 1 | 06.10 | |
22 | Кодирование звуковой информации. | 1 | 10.10 | |
23 | Кодирование видеоинформации. | 1 | 11.10 | |
24 | Контрольная работа по теме «Кодирование информации». | 1 | 12.10 | | |
25 | Логика и компьютер. Логические операции. | 1 | 13.10 | |
26 | Логические операции. | 1 | 17.10 | |
27 | Практикум: задачи на использование логических операций и таблицы истинности. | 1 | 18.10 | |
28 | Диаграммы Эйлера-Венна. | 1 | 19.10 | |
29 | Упрощение логических выражений. | 1 | 20.10 | |
30 | Синтез логических выражений. | 1 | 24.10 | |
31 | Предикаты и кванторы. | 1 | 25.10 | |
32 | Логические элементы компьютера. | 1 | 26.10 | |
33 | Логические задачи. | 1 | 27.10 | |
34 | Контрольная работа по теме «Логические основы компьютеров». | 1 | 07.11 | | |
35 | Хранение в памяти целых чисел. | 1 | 08.11 | |
36 | Хранение в памяти целых чисел. | 1 | 09.11 | |
37 | Арифметические и логические (битовые) операции. Маски. | 1 | 10.11 | |
38 | Арифметические и логические (битовые) операции. Маски. | 1 | 14.11 | |
39 | Хранение в памяти вещественных чисел. | 1 | 15.11 | |
40 | Выполнение арифметических операций с нормализованными числами. | 1 | 16.11 | |
41 | История развития вычислительной техники. | 1 | 17.11 | |
42 | История и перспективы развития вычислительной техники. | 1 | 21.11 | |
43 | Принципы устройства компьютеров. | 1 | 22.11 | |
44 | Магистрально-модульная организация компьютера. | 1 | 23.11 | |
45 | Процессор. | 1 | 24.11 | |
46 | Моделирование работы процессора. | 1 | 28.11 | |
47 | Память. | 1 | 29.11 | |
48 | Устройства ввода. | 1 | 30.11 | |
49 | Устройства вывода. | 1 | 01.12 | |
50 | Что такое программное обеспечение? Прикладные программы. | 1 | 05.12 | |
51 | Практикум: использование возможностей текстовых процессорах (резюме). | 1 | 06.12 | |
52 | Практикум: использование возможностей текстовых процессоров (проверка орфографии, тезаурус, ссылки, сноски). | 1 | 07.12 | |
53 | Практикум: коллективная работа над текстом; правила оформления рефератов; правила цитирования источников. | 1 | 08.12 | |
54 | Практикум: набор и оформление математических текстов. | 1 | 12.12 | |
55 | Практикум: знакомство с настольно-издательскими системами. | 1 | 13.12 | |
56 | Практикум: знакомство с аудиоредакторами. | 1 | 14.12 | |
57 | Практикум: знакомство с видеоредакторами. | 1 | 15.12 | |
58 | Системное программное обеспечение. | 1 | 19.12 | |
59 | Практикум: сканирование и распознавание текста. | 1 | 20.12 | |
60 | Системы программирования. | 1 | 21.12 | |
61 | Инсталляция программ. | 1 | 22.12 | |
62 | Правовая охрана программ и данных. | 1 | 09.01 | |
63 | Компьютерные сети. Основные понятия | 1 | 10.01 | |
64 | Локальные сети. | 1 | 11.01 | |
65 | Сеть Интернет. | 1 | 12.01 | |
67 | Адреса в Интернете. | 1 | 16.01 | |
68 | Практикум: тестирование сети. | 1 | 17.01 | |
69 | Всемирная паутина. Поиск информации в Интернете. | 1 | 18.01 | |
70 | Электронная почта. Другие службы Интернета. | 1 | 19.01 | |
71 | Электронная коммерция. | 1 | 23.01 | |
72 | Интернет и право. Нетикет. | 1 | 24.01 | |
73 | Обобщающий урок по теме «Компьютерный сети» | 1 | 25.01 | |
74 | Простейшие программы. | 1 | 26.01 | |
75 | Вычисления. Стандартные функции. | 1 | 30.01 | |
76 | Условный оператор. | 1 | 31.01 | |
77 | Множественный выбор. | 1 | 01.02 | |
78 | Практикум: использование ветвлений. | 1 | 02.02 | |
79 | Контрольная работа «Ветвления». | 1 | 06.02 | | |
80 | Цикл с условием. | 1 | 07.02 | |
81 | Цикл с условием. | 1 | 08.02 | |
82 | Цикл с переменной. | 1 | 09.02 | |
83 | Вложенные циклы. | 1 | 13.02 | |
84 | Контрольная работа «Циклы». | 1 | 14.02 | | |
85 | Процедуры. | 1 | 15.02 | |
86 | Изменяемые параметры в процедурах. | 1 | 16.02 | |
87 | Функции. | 1 | 20.02 | |
88 | Логические функции. | 1 | 21.02 | |
89 | Рекурсия. | 1 | 22.02 | |
90 | Стек. | 1 | 23.02 | |
91 | Контрольная работа «Процедуры и функции». | 1 | 27.02 | | |
92 | Массивы. Перебор элементов массива. | 1 | 28.02 | |
93 | Линейный поиск в массиве. | 1 | 01.03 | |
94 | Поиск максимального элемента в массиве. | 1 | 02.03 | |
95 | Алгоритмы обработки массивов (реверс, сдвиг). | 1 | 06.03 | |
96 | Отбор элементов массива по условию. | 1 | 07.03 | |
97 | Сортировка массивов. Метод пузырька. | 1 | 08.03 | |
98 | Сортировка массивов. Метод выбора. | 1 | 09.03 | |
99 | Сортировка массивов. Быстрая сортировка. | 1 | 13.03 | |
100 | Двоичный поиск в массиве. | 1 | 14.03 | |
101 | Контрольная работа «Массивы». | 1 | 15.03 | | |
102 | Символьные строки. | 1 | 16.03 | |
103 | Функции для работы с символьными строками. | 1 | 20.03 | |
104 | Преобразования «строка-число». | 1 | 21.03 | |
105 | Строки в процедурах и функциях. | 1 | 22.03 | |
106 | Практикум: обработка символьных строк. | 1 | 03.04 | |
107 | Контрольная работа «Символьные строки». | 1 | 04.04 | | |
108 | Матрицы. | 1 | 05.04 | |
109 | Матрицы. | 1 | 06.04 | |
110 | Файловый ввод и вывод. | 1 | 10.04 | |
111 | Обработка массивов, записанных в файле. | 1 | 11.04 | |
112 | Обработка смешанных данных, записанных в файле. | 1 | 12.04 | |
113 | Контрольная работа «Файлы». | 1 | 13.04 | | |
114 | Точность вычислений. | 1 | 17.04 | |
115 | Решение уравнений. Метод перебора. | 1 | 18.04 | |
116 | Решение уравнений. Метод деления отрезка пополам. | 1 | 19.04 | |
117 | Решение уравнений в табличных процессорах. | 1 | 20.04 | |
118 | Дискретизация. Вычисление длины кривой. | 1 | 24.04 | |
119 | Дискретизация. Вычисление площадей фигур. | 1 | 25.04 | |
120 | Оптимизация. Метод дихотомии. | 1 | 26.04 | |
121 | Оптимизация с помощью табличных процессоров. | 1 | 27.04 | |
122 | Статистические расчеты. | 1 | 01.05 | |
123 | Условные вычисления. | 1 | 02.05 | |
124 | Обработка результатов эксперимента. Метод наименьших квадратов. | 1 | 03.05 | |
125 | Восстановление зависимостей в табличных процессорах. | 1 | 04.05 | |
126 | Вредоносные программы. | 1 | 08.05 | |
127 | Защита от вредоносных программ. | 1 | 09.05 | |
128 | Что такое шифрование? Хэширование и пароли. | 1 | 10.05 | |
129 | Современные алгоритмы шифрования. | 1 | 11.05 | |
130 | Стеганография. | 1 | 15.05 | |
131 | Безопасность в Интернете. | 1 | 16.05 | |
132 | Повторение по теме «Информация. Представление информации | 1 | 17.05 | |
133 | Повторение по теме «Кодирование информации» | 1 | 18.05 | |
134 | Повторение по теме «Логические основы компьютеров» | 1 | 22.05 | |
135 | Повторение по теме «Компьютерная арифметика» | 1 | 23.05 | |
136 | Повторение по теме «Устройство компьютеров» | 1 | 24.05 | |
137 | Повторение по теме «Программное обеспечение» | 1 | 25.05 | |
138 | Повторение по теме «Компьютерные сети» | 1 | 29.05 | |
139 | Повторение по теме «Алгоритмизация и программирование» | 1 | 30.05 | |
140 | Повторение по теме «Информационная безопасность» | 1 | 31.05 | |
Календарно – тематическое планирование - 11 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | дата |
план | факт |
1 | Техника безопасности. | 1 | 01.09 | |
2 | Формула Хартли. | 1 | 05.09 | |
3 | Информация и вероятность. Формула Шеннона. | 1 | 06.09 | |
4 | Передача информации. | 1 | 07.09 | |
5 | Помехоустойчивые коды. | 1 | 08.09 | |
6 | Сжатие данных без потерь. | 1 | 12.09 | |
7 | Алгоритм Хаффмана. | 1 | 13.09 | |
8 | Практическая работа: использование архиватора. | 1 | 14.09 | |
9 | Сжатие информации с потерями. | 1 | 15.09 | |
10 | Информация и управление. Системный подход. | 1 | 19.09 | | |
11 | Информационное общество. | 1 | 20.09 | |
12 | Модели и моделирование. | 1 | 21.09 | |
13 | Системный подход в моделировании. | 1 | 22.09 | |
14 | Использование графов. | 1 | 26.09 | |
15 | Этапы моделирования. | 1 | 27.09 | |
16 | Моделирование движения. Дискретизация. | 1 | 28.09 | |
17 | Практическая работа: моделирование движения. | 1 | 29.09 | |
18 | Модели ограниченного и неограниченного роста. | 1 | 03.10 | | |
19 | Моделирование эпидемии. | 1 | 04.10 | |
20 | Модель «хищник-жертва». | 1 | 05.10 | |
21 | Обратная связь. Саморегуляция. | 1 | 06.10 | |
22 | Системы массового обслуживания. | 1 | 10.10 | |
23 | Практическая работа: моделирование работы банка. | 1 | 11.10 | |
24 | Информационные системы. | 1 | 12.10 | | |
25 | Таблицы. Основные понятия. | 1 | 13.10 | |
26 | Модели данных. | 1 | 17.10 | |
27 | Реляционные базы данных. | 1 | 18.10 | |
28 | Практическая работа: операции с таблицей. | 1 | 19.10 | |
29 | Практическая работа: создание таблицы. | 1 | 20.10 | |
30 | Запросы. | 1 | 24.10 | |
31 | Формы. | 1 | 25.10 | |
32 | Отчеты. | 1 | 26.10 | |
33 | Язык структурных запросов (SQL). | 1 | 27.10 | |
34 | Многотабличные базы данных. | 1 | 07.11 | | |
35 | Формы с подчиненной формой. | 1 | 08.11 | |
36 | Запросы к многотабличным базам данных. | 1 | 09.11 | |
37 | Отчеты с группировкой. | 1 | 10.11 | |
38 | Нереляционные базы данных. | 1 | 14.11 | |
39 | Экспертные системы | 1 | 15.11 | |
40 | Веб-сайты и веб-страницы. | 1 | 16.11 | |
41 | Текстовые страницы. | 1 | 17.11 | |
42 | Практическая работа: оформление текстовой веб-страницы. | 1 | 21.11 | |
43 | Списки. | 1 | 22.11 | |
44 | Гиперссылки. | 1 | 23.11 | |
45 | Практическая работа: страница с гиперссылками. | 1 | 24.11 | |
46 | Содержание и оформление. Стили. | 1 | 28.11 | |
47 | Практическая работа: использование CSS. | 1 | 29.11 | |
48 | Рисунки на веб-страницах. | 1 | 30.11 | |
49 | Мультимедиа. | 1 | 01.12 | |
50 | Таблицы. | 1 | 05.12 | |
51 | Практическая работа: использование таблиц. | 1 | 06.12 | |
52 | Блоки. Блочная верстка. | 1 | 07.12 | |
53 | Практическая работа: блочная верстка. | 1 | 08.12 | |
54 | XML и XHTML. | 1 | 12.12 | |
55 | Динамический HTML. | 1 | 13.12 | |
56 | Практическая работа: использование Javascript. | 1 | 14.12 | |
57 | Размещение веб-сайтов. | 1 | 15.12 | |
58 | Уточнение понятие алгоритма. | 1 | 19.12 | |
59 | Универсальные исполнители. | 1 | 20.12 | |
60 | Универсальные исполнители. | 1 | 21.12 | |
61 | Алгоритмически неразрешимые задачи. | 1 | 22.12 | |
62 | Сложность вычислений. | 1 | 09.01 | |
63 | Доказательство правильности программ. | 1 | 10.01 | |
64 | Решето Эратосфена. | 1 | 11.01 | |
65 | Длинные числа. | 1 | 12.01 | |
67 | Структуры (записи). | 1 | 16.01 | |
68 | Структуры (записи). | 1 | 17.01 | |
69 | Структуры (записи). | 1 | 18.01 | |
70 | Динамические массивы. | 1 | 19.01 | |
71 | Динамические массивы. | 1 | 23.01 | |
72 | Списки. | 1 | 24.01 | |
73 | Списки. | 1 | 25.01 | |
74 | Использование модулей. | 1 | 26.01 | |
75 | Стек. | 1 | 30.01 | |
76 | Стек. | 1 | 31.01 | |
77 | Очередь. Дек. | 1 | 01.02 | |
78 | Деревья. Основные понятия. | 1 | 02.02 | |
79 | Вычисление арифметических выражений. | 1 | 06.02 | | |
80 | Хранение двоичного дерева в массиве. | 1 | 07.02 | |
81 | Графы. Основные понятия. | 1 | 08.02 | |
82 | Жадные алгоритмы (задача Прима-Крускала). | 1 | 09.02 | |
83 | Поиск кратчайших путей в графе. | 1 | 13.02 | |
84 | Поиск кратчайших путей в графе. | 1 | 14.02 | | |
85 | Динамическое программирование. | 1 | 15.02 | |
86 | Динамическое программирование. | 1 | 16.02 | |
87 | Динамическое программирование. | 1 | 20.02 | |
88 | Динамическое программирование. | 1 | 21.02 | |
89 | Что такое ООП? | 1 | 22.02 | |
90 | Создание объектов в программе. | 1 | 23.02 | |
91 | Создание объектов в программе. | 1 | 27.02 | | |
92 | Скрытие внутреннего устройства. | 1 | 28.02 | |
93 | Иерархия классов. | 1 | 01.03 | |
94 | Иерархия классов. | 1 | 02.03 | |
95 | Практическая работа: классы логических элементов. | 1 | 06.03 | |
96 | Программы с графическим интерфейсом. | 1 | 07.03 | |
97 | Работа в среде быстрой разработки программ. | 1 | 08.03 | |
98 | Практическая работа: объекты и их свойства. | 1 | 09.03 | |
99 | Практическая работа: использование готовых компонентов. | 1 | 13.03 | |
100 | Практическая работа: использование готовых компонентов. | 1 | 14.03 | |
101 | Практическая работа: совершенствование компонентов. | 1 | 15.03 | | |
102 | Модель и представление. | 1 | 16.03 | |
103 | Практическая работа: модель и представление. | 1 | 20.03 | |
104 | Основы растровой графики. | 1 | 21.03 | |
105 | Ввод цифровых изображений. Кадрирование. | 1 | 22.03 | |
106 | Коррекция фотографий. | 1 | 03.04 | |
107 | Работа с областями. | 1 | 04.04 | | |
108 | Работа с областями. | 1 | 05.04 | |
109 | Фильтры. | 1 | 06.04 | |
110 | Многослойные изображения. | 1 | 10.04 | |
111 | Многослойные изображения. | 1 | 11.04 | |
112 | Каналы. | 1 | 12.04 | |
113 | Иллюстраций для веб-сайтов. | 1 | 13.04 | | |
114 | GIF-анимация. | 1 | 17.04 | |
115 | Контуры. | 1 | 18.04 | |
116 | Введение в 3D-графику. Проекции. | 1 | 19.04 | |
117 | Работа с объектами. | 1 | 20.04 | |
118 | Сеточные модели. | 1 | 24.04 | |
119 | Сеточные модели. | 1 | 25.04 | |
120 | Модификаторы. | 1 | 26.04 | |
121 | Контуры. | 1 | 27.04 | |
122 | Контуры. | 1 | 01.05 | |
123 | Материалы и текстуры. | 1 | 02.05 | |
124 | Текстуры. | 1 | 03.05 | |
125 | UV-развертка. | 1 | 04.05 | |
126 | Рендеринг. | 1 | 08.05 | |
127 | Анимация. | 1 | 09.05 | |
128 | Анимация. Ключевые формы. | 1 | 10.05 | |
129 | Анимация. Арматура. | 1 | 11.05 | |
130 | Язык VRML. | 1 | 15.05 | |
131 | Повторение по теме «Информация и информационные процессы» | 1 | 16.05 | |
132 | Повторение по теме «Алгоритмизация и программирование» | 1 | 17.05 | |
133 | Повторение по теме «Элементы теории алгоритмов» | 1 | 18.05 | |
134 | Повторение по теме «Информационно-коммуникационные технологии» | 1 | 22.05 | |
135 | Повторение по теме «Информационно-коммуникационные технологии» | 1 | 23.05 | |
136 | Итоговое повторение. | 1 | 24.05 | |
Приложение к рабочей программе
Кодирование информации
Контрольная работа № 1
Системы счисления
Перевести число из двоичной системы в системы с основанием 8, 10, 16.
Перевести число из восьмеричной системы в системы с основанием 2, 10, 16.
Перевести число из десятичной системы в системы с основанием 2, 8, 16.
Перевести число из шестнадцатеричной системы в системы с основанием 2, 8, 10.
Сложить двоичные числа.
Сложить восьмеричные числа.
Сложить шестнадцатеричные числа.
Вычесть двоичные числа.
Вычесть восьмеричные числа.
Вычесть шестнадцатеричные числа.
------------------------- Демонстрационный вариант ------------------------
1) 100011002 2) 2058 3) 155 4) 8916
5) 100101102 6) 62718 7) B0616 8) 10110102 9) 15218 10) 40116
+ 110010112 + 70248 + C6416 - 111110012 - 70418 - E1A16
Контрольная работа № 2
Кодирование информации
Демонстрационный вариант
1. Текст длиной 32768 символов закодирован с помощью алфавита, содержащего 64 символа. Сколько килобайт занимает в памяти этот текст?
2. Сообщение длиной 28672 символа занимает в памяти 21 Кбайт. Найдите мощность алфавита, который использовался при кодировании.
3. Рисунок размером 92 на 2048 пикселей закодирован с палитрой 2 цвета. Сколько килобайт занимает в памяти рисунок без учёта сжатия?
4. Рисунок размером 512 на 384 пикселей занимает в памяти 168 Кбайт (без учёта сжатия). Найдите максимально возможное количество цветов в палитре изображения.
5. Дан черно-белый растровый рисунок:
Запишите шестнадцатеричный код, соответствующий этому рисунку.
6. Звук длительностью 2 минуты оцифрован с частотой 11000 Гц. Разрядность кодирования - 24 бита. Определите размер полученного файла в Мбайтах. Результат округлите до двух цифр после запятой.
Логические основы компьютеров
Контрольная работа № 3
Логические основы компьютеров
Построить таблицу истинности для заданного логического выражения (можно сначала упростить).
Записать и упростить выражение для объединения областей на диаграмме
Записать логическое высказывание, обратное данному.
Построить логическое выражение по таблице истинности.
Построить схему на логических элементах. Упрощать выражение не нужно.
Глава 8. Алгоритмизация и программирование
Контрольная работа № 4
Ветвления
С клавиатуры вводится трёхзначное число. Нужно вывести ответ «Да», если все его цифры четные, и ответ «Нет» в остальных случаях.
Требовалось написать программу, которая определяет, имеется ли среди введенных с клавиатуры положительных целых чисел а и Ь хотя бы одно четное. Была написана следующая программа:
нач цел a, b ввод a, b a:=mod(a,2) если a0 то b:=mod(b,2) все если b0 то вывод "четных чисел нет" иначе вывод "четное число есть" все кон | var a, b: integer; begin readln(a, b); a := a mod 2; if a 0 then b := b mod 2; if b 0 then writeln ('четных чисел нет') else writeln ('четное число есть'); end. |
Известно, что программа написана с ошибками. Последовательно выполните три задания:
приведите пример таких чисел а, b, при которых программа неверно решает поставленную задачу;
укажите, как, по вашему мнению, нужно доработать программу (не используя сложные условия), чтобы не было случаев ее неправильной работы;
укажите, как можно доработать программу, чтобы она вместо вложенных операторов IF содержала один условный оператор со сложным условием.
С клавиатуры вводится трёхзначное число. Нужно вывести ответ «Да», если все его цифры четные, и ответ «Нет» в остальных случаях. Если введено не трёхзначное число, должно быть выведено сообщение «Неверное число».
Требовалось написать программу, которая вводит с клавиатуры координаты точки на плоскости (x, y – действительные числа) и определяет принадлежность точки заштрихованной области, включая ее границы. Программист торопился и написал программу неправильно. Вот она:
нач вещ x, y ввод x, y если y = -1 то если y если y = x-1 то вывод "принадлежит" иначе вывод "не принадлежит" все все все кон | var x,y: real; begin readln(x,y); if y = -1 then if y if y = x-1 then write('принадлежит') else write('не принадлежит') end. |
Последовательно выполните следующее:
приведите пример таких чисел x, y, при которых программа неверно решает поставленную задачу;
укажите, как нужно доработать программу, чтобы не было случаев ее неправильной работы; это можно сделать несколькими способами, поэтому можно указать любой способ доработки исходной программы.
С клавиатуры вводится целое число от 1 до 1000, обозначающая сумму в рублях. Программа должна напечатать эту сумму прописью, например:
двадцать один рубль
сто семьдесят три рубля
девятьсот пятнадцать рублей
Требовалось написать программу, которая вводит с клавиатуры координаты точки на плоскости (x, y – действительные числа) и определяет принадлежность точки заштрихованной области, включая ее границы. Программист торопился и написал программу неправильно. Вот она:
нач вещ x, y ввод x, y если yx*x то если y=0 то если y=x+1 то вывод "принадлежит" иначе вывод "не принадлежит" все все все кон | var x,y: real; begin readln(x,y); if y if y=0 then if y=x+1 then write('принадлежит') else write('не принадлежит') end. |
Последовательновыполнитеследующее:
приведите пример таких чисел x, y, при которых программа неверно решает поставленную задачу;
укажите, как нужно доработать программу, чтобы не было случаев ее неправильной работы; это можно сделать несколькими способами, поэтому можно указать любой способ доработки исходной программы.
Контрольная работа № 5
Циклы
Определите значение переменной s после выполнения фрагмента программы:
s:=0 k:=0 нцпока s s:=s+10 k:=k+1 кц | s:=0; k:=0; while s s:=s+10; k:=k+1; end; |
Определите значение переменной s после выполнения фрагмента программы:
s:=0 нц для к от -3 до 5 s:=s+к кц | s:=0; for k:=-3 to 5 do begin s:=s+k; end; |
По каналу связи передается последовательность положительных целых чисел, все числа не превышают 1000, их количество заранее неизвестно. Каждое число передается отдельно. Признаком конца передаваемой последовательности является число 0. После числа 0 передается контрольное значение – наибольшее число из последовательности, которое делится на 10.
Напишите эффективную программу, которая получает последовательность чисел и следующие за ней признак конца и контрольное значение, а также проверяет правильность контрольного значения. Программа должна напечатать отчет следующего вида:
Получено .. чисел
Полученное контрольное значение: ….
Вычисленное контрольное значение:…
Контроль пройден (или – контроль не пройден)
Укажите наименьшее и наибольшее из таких чисел , при вводе которых алгоритм печатает сначала 3, а потом 6:
цел x, L, M ввод x L:=0; M:=0 нц пока x 0 L:= L + 1 M:= M + mod(x,10) x:= div(x,10) кц вывод L, нс вывод M, нс | var x, L, M: integer; begin readln(x); L:=0; M:=0; while x 0 do begin L:= L + 1; M:= M + x mod 10; x:= x div 10; end; writeln(L); write(M); end. |
Определите значение переменной s после выполнения фрагмента программы:
s:=0 нц для к от 1 до 5 нц для j от 1 до k s:=s+к кц кц | s:=0; for k:=1 to 5 do for j:=1 to k do s:=s+k; |
По каналу связи передается последовательность положительных целых чисел, все числа не превышают 1000, их количество заранее неизвестно. Каждое число передается отдельно. Признаком конца передаваемой последовательности является число 0. После числа 0 передается контрольное значение – наибольшее число, которое можно получить умножением двух различных элементов последовательности.
Напишите эффективную программу, которая получает последовательность чисел и следующие за ней признак конца и контрольное значение, а также проверяет правильность контрольного значения. Программа должна напечатать отчет следующего вида:
Получено .. чисел
Полученное контрольное значение: ….
Вычисленное контрольное значение:…
Контроль пройден (или – контроль не пройден)
Ниже записана программа. Получив на вход число , эта программа печатает два числа, и . Укажите все числа, при вводе которых алгоритм печатает сначала 3, а потом 7.
цел x, L, M ввод x L:=0; M:=0 нц пока x 0 L:= L + 1 если mod(x,2) = 1 то M:= M + div(mod(x,10),2) все x:= div(x,10) кц вывод L, нс вывод M, нс | var x, L, M: integer; begin readln(x); L:=0; M:=0; while x 0 do begin L:= L + 1; if x mod 2 = 1 then M:= M + (x mod 10) div 2; x:= x div 10; end; writeln(L); write(M); end. |
Определите значение переменной s после выполнения фрагмента программы:
s:=0 нц для к от 1 до 5 нц для j от 1 до k нц для m от 1 до j s:=s+к+j+m кц кц кц | s:=0; for k:=1 to 5 do for j:=1 to k do for m:=1 to j do s:=s+k+j+m; |
По каналу связи передается последовательность положительных целых чисел, все числа не превышают 1000, их количество заранее неизвестно. Каждое число передается отдельно. Признаком конца передаваемой последовательности является число 0. После числа 0 передается контрольное значение – наибольшее число X, которое:
делится на 10;
может быть получено умножением двух различных чисел, входящих в полученную последовательность.
Напишите эффективную программу, которая получает последовательность чисел и следующие за ней признак конца и контрольное значение, а также проверяет правильность контрольного значения. Программа должна напечатать отчет следующего вида:
Получено .. чисел
Полученное контрольное значение: ….
Вычисленное контрольное значение:…
Контроль пройден (или – контроль не пройден)
Контрольная работа № 6
Процедуры и функции
Определите результат работы функции при входном значении, равном 123456:
алг цел qq(цел x0) нач цел i, s=0, x x:=x0 нц для i от 1 до 3 s:=s+mod(x,10) x:=div(x,10) кц знач:=s кон | function qq(x: integer):integer; var i, s: integer; begin s:=0; for i:=1 to 3 do begin s := s + x mod 10; x := x div 10; end; qq := s; end; |
Напишите процедуру, которая выводит на экран переданное ей число в системе счисления, которая задается вторым параметром (от 2 до 10).
Определите результат работы функции входном значении, равном 123456:
алг цел qq(цел x0, y) нач цел i, s=0, x x:=x0 нц пока x 0 s:= 10*s + mod(x,10) x:= div(x,10) кц знач:= s кон | function qq(x: integer):integer; var i, s: integer; begin s:=0; while x 0 do begin s:= 10*s + x mod 10; x:= x div 10; end; qq:= s; end; |
Напишите процедуру, которая выводит на экран переданное ей число в системе счисления, которая задается вторым параметром (от 2 до 20).
-
Определите результат работы функции при входном значении, равном 123456:
алг цел qq(цел x0, y0) нач цел i, s=0, x, y x:=x0; y:=y0 нцпока x 0 и y 0 s:= 10*s + mod(x+y,10) x:= div(x,10) y:= div(y,10) кц знач:=s кон | function qq(x,y: integer) :integer; var i, s: integer; begin s:=0; while (x 0) and (y 0) do begin s:= 10*s + (x+y) mod 10; x:= x div 10; y:= y div 10; end; qq:= s; end; |
Напишите процедуру, которая выводит на экран переданное ей число в негадвоичной системе счисления, основание которой равно (–2). Например,
1011(-2)=1·(-2)3 +0·(-2)2 +1·(-2)1 + 1·(-2)0 =-8-2+1=-9
Контрольная работа № 7
Массивы
Введите массив из 5 элементов с клавиатуры и найдите количество элементов, которые оканчиваются на 8 и делятся на 3.
Заполните массив случайными числами в интервале [100,999] и переставьте их по возрастанию средней цифры.
Заполните массив случайными числами в интервале [0,1000] и выведите номера всех элементов, которые равны последнему элементу.
Введите массив из 5 элементов с клавиатуры и найдите количество элементов, старшая цифра которых равна 8.
Заполните массив случайными числами в интервале [100,999] и переставьте их по возрастанию суммы цифр.
Заполните массив случайными числами в интервале [0,1000] и выведите номера двух соседних элементов, произведение которых наибольшее.
Введите массив из 5 элементов с клавиатуры и найдите количество элементов, запись которых в двоичной системе – палиндром (например, 101012 = 21).
Заполните массив случайными числами в интервале [100,999] и переставьте их по возрастанию количества делителей.
Заполните массив случайными числами в интервале [0,1000] и выведите номера трёх различных минимальных элементов. Разрешается сделать только один проход по массиву.
Контрольная работа № 8
Символьные строки
С клавиатуры вводится символьная строка. Определите, сколько в ней цифр.
С клавиатуры вводится предложение, в котором каждые два слова разделены ровно пробелом. Определите, сколько слов в этом предложении.
Напишите функцию, которая удаляет из переданной ей символьной строки все символы ''.
С клавиатуры вводится символьная строка. Определите, какой символ встречается в ней чаще всего.
С клавиатуры вводится предложение, в котором слова разделены пробелами. Определите, сколько слов в этом предложении начинается на букву «а».
Напишите функцию, которая удаляет из переданной ей символьной строки все лишние пробелы, заменяя повторяющиеся пробелы на один пробел.
С клавиатуры вводится символьная строка длиной. Определите, сколько раз встречается в строке каждый из входящих в нее символов.
С клавиатуры вводится предложение, в котором слова разделены пробелами. Определите, сколько слов в этом предложении начинается и заканчивается на одну и ту же букву.
Напишите функцию, которая удаляет из переданной ей символьной строки все символы, заключенные в угловые скобки '' (вместе с этими скобками).
Контрольная работа № 9
Файлы
В каждой строке файла записано три числа, каждое из которых находится в интервале [0,255]. Эти числа обозначают красную, зелёную и синюю составляющие цвета в цветовой модели RGB. Запишите в другой файл полные коды заданных цветов в виде целых чисел (код цвета = 255·255·R + 255·G + B).
В каждой строке файла записано три числа, каждое из которых находится в интервале [0,255]. Эти числа обозначают красную, зелёную и синюю составляющие цвета в цветовой модели RGB. Запишите в другой файл полные коды заданных цветов в виде целых чисел в шестнадцатеричной системе счисления (цвет (128,255,255) запишется как 80FFFF).
В файле записаны данные о результатах сдачи экзаменов по математике, русскому языку и физике. Каждая строка содержит фамилию, имя и три целых числа – количество баллов, набранных участником по каждому предмету:
Вывести в другой файл данные учеников, которые получили в сумме больше 240 баллов. Список должен быть отсортирован по убыванию балла. Формат выходных данных:
П. Иванов 284
И. Петров 275
...