МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Управление образования и молодежной политики Администрации Вадского муниципального округа
МАОУ «Умайская ООШ»
СОГЛАСОВАНО заместитель директора _________ Курылева Е. С. | ПРИНЯТО на педагогическом совете протокол от 29.08.2023 №1 | УТВЕРЖДЕНО и.о. директора школы ________ Абрамов Д.И. приказ от 31.08.2023 № 136 |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Информатика»
7 класс
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
Составитель: Захарова Наталья Николаевна,
учитель математики
с. Умай, 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Информатика» относится к предметной области «Математика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Информатика» в 7 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 17 часов в год (0,5 часа в неделю).
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Основная цель обучения информатики – сформировать представления, знания и умения, необходимые для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе.
Задачами изучения информатики являются:
1. знакомство с приёмами работы с компьютером и другими средствами икт, необходимыми для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач;
2. коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их индивидуальных возможностей.
Методы обучения:
Словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой.
Наглядные - наблюдение, демонстрация.
Практические – упражнения.
Методы изложения новых знаний.
Методы повторения, закрепления знаний.
Методы применения знаний.
Методы контроля.
Формы обучения:
Коллективная.
Фронтальная.
Групповая
Индивидуальная.
Технологии обучения:
информационно-коммуникационные технологии (ИКТ);
исследовательские методы обучения;
здоровьесберегающие технологии;
игровые технологии.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Информатика» входит в предметную область «Математика» учебного плана
На изучение предмета «Информатика» отводится:
в 7 классе – 0,5 часа в неделю,17 часов в год, 34 учебные недели.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Освоение обучающимися учебного предмета предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты освоения программы включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения программы относятся:
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. ФГОС определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Минимальный уровень: | Достаточный уровень: |
представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении; выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы; выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка); пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстами, рисунками и др.). | представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении; выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы; выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка); пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстами, рисунками и др.), доступными электронными ресурсами; пользование компьютером для поиска, получения, хранения, воспроизведения и передачи необходимой информации; запись (фиксация) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом с помощью инструментов ИКТ. |
Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.
В соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе всей образовательной деятельности у обучающихся должны быть сформированы базовые учебные действия (БУД).
Базовые учебные действия - это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью. БУД не обладают той степенью обобщенности, которая обеспечивает самостоятельность учебной деятельности и ее реализацию в изменяющихся учебных и внеучебных условиях. БУД формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.
Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании основ учебной деятельности учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.
Функции базовых учебных действий:
-обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;
-реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
-формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к дальнейшей трудовой деятельности;
-обеспечение целостности развития личности обучающегося.
БУД обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: личностной, коммуникативной, регулятивной, познавательной.
Личностные учебные действия представлены следующими умениями:
-испытывать чувство гордости за свою страну;
-гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
-адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
-уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
-активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
-бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия включают:
-умения вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;
-использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия представлены умениями:
-принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
-осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
-обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
-адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия
- умения дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
-использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
-использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Система оценивания БУД
0 баллов — действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл — смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла — преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла — способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла — способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5баллов — самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Содержание программы по учебному предмету «Информатика»
Практика работы на компьютере: назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации; включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств; клавиатура, элементарное представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам.
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Ввод и редактирование небольших текстов. Вывод текста на принтер. Работа с рисунками в графическом редакторе, программах WORD и POWER POINT.
Организация системы файлов и папок для хранения собственной информации в компьютере, именование файлов и папок.
Работа с цифровыми образовательными ресурсами, готовыми материалами на электронных носителях.
Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения программы
В соответствии с требованиями ФГОС предметом оценки освоения обучающимися АООП должно быть достижение обучающимися предметных и личностных результатов, которые применительно к изучению информатики должны быть представлены в тематическом планировании в виде конкретных учебных действий.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения
практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Результаты анализа представляются в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) необходимо, чтобы балльная оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с этим основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие:
-соответствие / несоответствие науке и практике;
-полнота и надежность усвоения;
-самостоятельность применения усвоенных знаний.
В текущей оценочной деятельности соотносятся результаты, продемонстрированные учеником, с оценками:
-«неудовлетворительно» (незачет), если обучающийся выполнил менее 35% заданий;
-«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
-«хорошо» — от 51% до 65% заданий.
-«отлично» свыше 65%.
Промежуточная аттестация обучающихся по информатике осуществляется в форме устного опроса, выполнения тестовых заданий.
Такой подход использует традиционную систему отметок по 5-балльной шкале.
Устный ответ:
Оценка «5» - понимание материала; с помощью учителя умеет обосновать и сформировать ответ.
Оценка «4» - при ответе допускает неточности; ошибки в речи; ошибки исправляет только при помощи учителя.
Оценка «3» - материал излагает недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; ошибки исправляет при постоянной помощи учителя и учащихся.
Письменный ответ:
Оценка «5» - если ученик выполнил работу без ошибок;
Оценка «4» -если ученик допустил в работе 1 или 2 ошибки;
Оценка «3» - если ученик допустил в работе 5 ошибок;
Оценка «2» - если ученик допустил в работе 6 и больше ошибок.
Практическая работа на ПК оценивается следующим образом:
оценка «5» ставится, если:
ученик самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ПК;
работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;
оценка «4» ставится, если:
работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ПК в рамках поставленной задачи;
правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %), допущено не более трех ошибок;
работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.
оценка «3» ставится, если:
работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ПК, требуемыми для решения поставленной задачи.
оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что ученик не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ПК или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Тематическое планирование уроков по учебному предмету «Информатика» 7 КЛАСС
№ | Наименование раздела | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся |
1 | Правила безопасной работы с компьютером | 1 | Познакомиться с содержанием курса информатики 7 класса, происхождением и смыслом понятия слова «информатика». Знать правила поведения в компьютерном классе. |
2 | Информация в нашей жизни. | 2 | Познакомиться с понятием «информация» и видами информации. |
3 | Компьютер – устройство для работы с информацией. | 3 | Иметь представление о возможностях компьютера. Научиться называть и показывать основные устройства ПК. Знать устройства ввода и вывода информации в компьютер. Познакомиться с клавиатурой и мышью, и уметь ими пользоваться. Познакомиться с видами компьютерной памяти. Познакомить с главным меню. Уметь: выбирать и запускать нужную программу; работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна); вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры, мыши; создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы; соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ. |
4 | Графический редактор. Работа с изображениями. | 4 | Познакомиться с графическим редактором. Научиться запускать программу. Уметь пользоваться инструментами программы. Знать, как можно исправить ошибки при рисовании. Уметь редактировать рисунок. Уметь изменять масштаб. Научиться сохранять документ. |
5 | Текстовый редактор. Работа с текстом. | 5 | Познакомиться с текстовым редактором. Научиться запускать программу. Уметь вводить текст. Знать правила ввода текста. Научиться копировать, редактировать и форматировать текст. Научиться сохранять документ. Познакомиться с понятием фрагмент текста. Научиться выделять, перемещать и удалять фрагмент текста. |
6 | Действия с информацией в Интернете. | 2 | Познакомиться с Интернетом. Узнать, для чего нужен браузер. Научиться находить информацию в Интернете. Уметь безопасно работать и общаться в Интернете. |
КАЛЕНДАРНО - Тематическое планирование уроков по предмету «Информатика» В 7 КЛАССЕ
№ | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Домашнее задание |
Правила безопасной работы с компьютером 1 ч |
1 | Предмет «Информатика». Правила безопасной работы с компьютером | 1 | | |
Информация в нашей жизни 2 ч |
2 | Виды информации. Действия с информацией | 1 | | Стр. 4 –12 |
3 | Профессии, связанные с обработкой информации | 1 | | с.12-15 |
Компьютер-устройство для работы с информацией 3 ч |
4 | Компьютер, его назначение и устройство | 1 | | с.16-31 |
5 | Ввод информации в компьютер и ее хранение | 1 | | с.31-41 |
6 | Вывод информации | 1 | | с.41-47 |
Графический редактор. Работа с изображениями 4 ч |
7 | Графический редактор-приложение для работы с графической информацией | 1 | | с.48-57 |
8 | Создание изображений в графическом редакторе | 1 | | с.58-62 |
9 | Редактирование изображений | 1 | | с.63-73 |
10 | Добавление текста в изображение | 1 | | с.74-84 |
Текстовый редактор. Работа с текстом 5 ч |
11 | Текстовый редактор – приложение для работы с текстовыми документами | 1 | | с.85-91 |
12 | Ввод текста в текстовый документ | 1 | | с.91-103 |
13 | Редактирование текста | 1 | | с.103-115 |
14 | Форматирование текса | 1 | | с.115-126 |
15 | Вставка фигур в текстовый документ | 1 | | с.126-137 |
Действия с информацией в Интернете 2 ч |
16 | Интернет. Поиск информации в Интернете | 1 | | С.138-151 |
17 | Безопасность при работе и общении в Интернете | 1 | | С.151-155 |
| Промежуточная аттестация. Собеседование и практическая работа | | | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы
1. Учебная литература:
1. Информатика: 7 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ Т.В. Алышева, В.Б. Лабутин, В.А. Лабутина .- М.: Просвещение, 2023
.
2. Интернет – ресурсы:
http://school-collection.edu.ru/
https://infourok.ru/
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/
https://uchitel.pro/
https://конспекты-уроков.рф/informatika
3. Аппаратные средства:
проектор
принтер
клавиатура
мышь
4. Программные средства:
операционная система Windows
текстовый редактор MS Word
приложение калькулятор
графический редактор Paint
Web- браузер