СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике (инклюзивное обучение 7 класс)

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике (инклюзивное обучение 7 класс)»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Нижегородской области‌‌

Управление образования и молодежной политики Администрации Вадского муниципального округа‌

МАОУ «Умайская ООШ»





СОГЛАСОВАНО

заместитель директора

_________ Курылева Е. С.




ПРИНЯТО

на педагогическом совете

протокол от 29.08.2023 №1



УТВЕРЖДЕНО

и.о. директора школы

________ Абрамов Д.И.

приказ от 31.08.2023 № 136






АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Информатика»

7 класс

для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)








Составитель: Захарова Наталья Николаевна,

учитель математики











с. Умай‌, 2023‌

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026

ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

Учебный предмет «Информатика» относится к предметной области «Математика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Информатика» в 7 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 17 часов в год (0,5 часа в неделю).


Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Основная цель обучения информатики – сформировать представления, знания и умения, необходимые для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе.

Задачами изучения информатики являются:

1. знакомство с приёмами работы с компьютером и другими средствами икт, необходимыми для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач;

2. коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их индивидуальных возможностей.


Методы обучения:

  • Словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой.

  • Наглядные - наблюдение, демонстрация.

  • Практические – упражнения.

  • Методы изложения новых знаний.      

  • Методы повторения, закрепления знаний.    

  • Методы применения знаний.

  • Методы контроля.

Формы обучения:

  • Коллективная.

  • Фронтальная.

  • Групповая

  • Индивидуальная.

Технологии обучения:

  • информационно-коммуникационные технологии (ИКТ);

  • исследовательские методы обучения;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • игровые технологии.

Место учебного предмета в учебном плане


Учебный предмет «Информатика» входит в предметную область «Математика» учебного плана

На изучение предмета «Информатика» отводится:

  • в 7 классе – 0,5 часа в неделю,17 часов в год, 34 учебные недели.



Планируемые результаты изучения учебного предмета


Освоение обучающимися учебного предмета предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

Личностные результаты освоения программы включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

К личностным результатам освоения программы относятся:

  • осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

  • воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

  • сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

  • сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

  • проявление готовности к самостоятельной жизни.


Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. ФГОС определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).


Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

  • представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении;

  • выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы;

  • выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка);

  • пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстами, рисунками и др.).

  • представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении;

  • выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы; выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка);

  • пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстами, рисунками и др.), доступными электронными ресурсами;

  • пользование компьютером для поиска, получения, хранения, воспроизведения и передачи необходимой информации;

  • запись (фиксация) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом с помощью инструментов ИКТ.



Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.

В соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе всей образовательной деятельности у обучающихся должны быть сформированы базовые учебные действия (БУД).

Базовые учебные действия - это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью. БУД не обладают той степенью обобщенности, которая обеспечивает самостоятельность учебной деятельности и ее реализацию в изменяющихся учебных и внеучебных условиях. БУД формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.

Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании основ учебной деятельности учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.


Функции базовых учебных действий:

-обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;

-реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;

-формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к дальнейшей трудовой деятельности;

-обеспечение целостности развития личности обучающегося.

БУД обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: личностной, коммуникативной, регулятивной, познавательной.

Личностные учебные действия представлены следующими умениями:

-испытывать чувство гордости за свою страну;

-гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;

-адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;

-уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;

-активно включаться в общеполезную социальную деятельность;

-бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.

Коммуникативные учебные действия включают:

-умения вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;

-использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные учебные действия представлены умениями:

-принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

-осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

-обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;

-адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия

- умения дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-­пространственную организацию;

-использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

-использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Система оценивания БУД

0 баллов — действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл — смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла — преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла — способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла — способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5баллов — самостоятельно применяет действие в любой ситуации.


Содержание программы по учебному предмету «Информатика»


Практика работы на компьютере: назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации; включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств; клавиатура, элементарное представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам.

Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Ввод и редактирование небольших текстов. Вывод текста на принтер. Работа с рисунками в графическом редакторе, программах WORD и POWER POINT.

Организация системы файлов и папок для хранения собственной информации в компьютере, именование файлов и папок.

Работа с цифровыми образовательными ресурсами, готовыми материалами на электронных носителях.


Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения программы


В соответствии с требованиями ФГОС предметом оценки освоения обучающимися АООП должно быть достижение обучающимися предметных и личностных результатов, которые применительно к изучению информатики должны быть представлены в тематическом планировании в виде конкретных учебных действий.

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения

практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.

Результаты анализа представляются в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единицах:

0 баллов - нет фиксируемой динамики;

1 балл - минимальная динамика;

2 балла - удовлетворительная динамика;

3 балла - значительная динамика.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и эле­ментарные по содержанию знания и умения выполняют коррекцион­но-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.

Для преодоления формального подхода в оценивании предметных ре­зультатов освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) необходимо, чтобы балльная оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с этим основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие:

-соответствие / несоответствие науке и практике;

-полнота и надежность усвоения;

-самостоятельность применения усвоенных знаний.

В текущей оценочной деятельности соотносятся результаты, продемонстрированные учеником, с оценками:

-«неудовлетворительно» (незачет), если обучающийся выполнил менее 35% заданий;

-«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;

-«хорошо» — от 51% до 65% заданий.

-«отлично» свыше 65%.


Промежуточная аттестация обучающихся по информатике осуществляется в форме устного опроса, выполнения тестовых заданий.

Такой подход использует традиционную систему отметок по 5-балльной шкале.

Устный ответ:

Оценка «5» - понимание материала; с помощью учителя умеет обосновать и сформировать ответ.

Оценка «4» - при ответе допускает неточности; ошибки в речи; ошибки исправляет только при помощи учителя.

Оценка «3» - материал излагает недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; ошибки исправляет при постоянной помощи учителя и учащихся.


Письменный ответ:

Оценка «5» - если ученик выполнил работу без ошибок;

Оценка «4» -если ученик допустил в работе 1 или 2 ошибки;

Оценка «3» - если ученик допустил в работе 5 ошибок;

Оценка «2» - если ученик допустил в работе 6 и больше ошибок.


Практическая работа на ПК оценивается следующим образом:

оценка «5» ставится, если:

  • ученик самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ПК;

  • работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;

оценка «4» ставится, если:

  • работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ПК в рамках поставленной задачи;

  • правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %), допущено не более трех ошибок;

  • работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.

оценка «3» ставится, если:

  • работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ПК, требуемыми для решения поставленной задачи.

оценка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что ученик не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ПК или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.


Тематическое планирование уроков по учебному предмету «Информатика» 7 КЛАСС



Наименование раздела

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся

1

Правила безопасной работы с компьютером


1


Познакомиться с содержанием курса информатики 7 класса, происхождением и смыслом понятия слова «информатика».

Знать правила поведения в компьютерном классе.




2

Информация в нашей жизни.

2

Познакомиться с понятием «информация» и видами информации.


3

Компьютер – устройство для работы с информацией.

3

Иметь представление о возможностях компьютера. Научиться называть и показывать основные устройства ПК. Знать устройства ввода и вывода информации в компьютер. Познакомиться с клавиатурой и мышью, и уметь ими пользоваться. Познакомиться с видами компьютерной памяти. Познакомить с главным меню.

Уметь:

выбирать и запускать нужную программу;
работать с основными элементами пользовательского интерфейса:
использовать меню, работать с окнами
(изменять размеры и перемещать окна);
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры, мыши;
создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места,
требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

4

Графический редактор. Работа с изображениями.

4

Познакомиться с графическим редактором. Научиться запускать программу. Уметь пользоваться инструментами программы. Знать, как можно исправить ошибки при рисовании. Уметь редактировать рисунок. Уметь изменять масштаб. Научиться сохранять документ.


5

Текстовый редактор. Работа с текстом.

5

Познакомиться с текстовым редактором. Научиться запускать программу.

Уметь вводить текст. Знать правила ввода текста. Научиться копировать, редактировать и форматировать текст. Научиться сохранять документ. Познакомиться с понятием фрагмент текста. Научиться выделять, перемещать и удалять фрагмент текста.


6

Действия с информацией в Интернете.

2

Познакомиться с Интернетом. Узнать, для чего нужен браузер. Научиться находить информацию в Интернете.

Уметь безопасно работать и общаться в Интернете.




КАЛЕНДАРНО - Тематическое планирование уроков по предмету «Информатика» В 7 КЛАССЕ



Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Домашнее задание

Правила безопасной работы с компьютером 1 ч

1

Предмет «Информатика». Правила безопасной работы с компьютером

1



Информация в нашей жизни 2 ч

2

Виды информации. Действия с информацией

1


Стр. 4 –12

3

Профессии, связанные с обработкой информации

1


с.12-15

Компьютер-устройство для работы с информацией 3 ч

4

Компьютер, его назначение и устройство

1


с.16-31

5

Ввод информации в компьютер и ее хранение

1


с.31-41

6

Вывод информации

1


с.41-47

Графический редактор. Работа с изображениями 4 ч

7

Графический редактор-приложение для работы с графической информацией

1


с.48-57

8

Создание изображений в графическом редакторе

1


с.58-62

9

Редактирование изображений

1


с.63-73

10

Добавление текста в изображение

1


с.74-84

Текстовый редактор. Работа с текстом 5 ч

11

Текстовый редактор – приложение для работы с текстовыми документами

1


с.85-91

12

Ввод текста в текстовый документ

1


с.91-103

13

Редактирование текста

1


с.103-115

14

Форматирование текса

1


с.115-126

15

Вставка фигур в текстовый документ

1


с.126-137

Действия с информацией в Интернете 2 ч

16

Интернет. Поиск информации в Интернете

1


С.138-151

17

Безопасность при работе и общении в Интернете

1


С.151-155


Промежуточная аттестация. Собеседование и практическая работа






Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы



1. Учебная литература:

1.   Информатика: 7 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ Т.В. Алышева, В.Б. Лабутин, В.А. Лабутина .- М.: Просвещение, 2023

.

2. Интернет – ресурсы:

  • http://school-collection.edu.ru/

  • https://infourok.ru/

  • http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/

  • https://uchitel.pro/

  • https://конспекты-уроков.рф/informatika


3. Аппаратные средства:

  • компьютер с программным обеспечением;

  • проектор

  • принтер

  • клавиатура

  • мышь


4. Программные средства:

  • операционная система Windows

  • текстовый редактор MS Word

  • приложение калькулятор

  • графический редактор Paint

  • Web- браузер







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!