Муниципальное общеобразовательное учреждение
Хмельниковская
средняя общеобразовательная школа
«Согласовано» Руководитель МО /Зеткина Г. Н./ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР /Зеткина Г. Н./ | «Утверждаю» Директор МОУ Хмельниковская СОШ /Мироненко Т. В./ |
(подпись) Протокол № от « » сентября 2015 г. | (подпись) « » сентября 2015 г. | (подпись) Приказ по школе № от « » сентября 2015 г. |
Рабочая программа по факультативному курсу «Компьютерная грамотность»
для 10 класса среднего общего образования
Составил: учитель
Строителев С. Н.
2015-2016 уч. год.
Пояснительная записка
Основными нормативными документами, определяющими содержание данного учебного курса, являются:
«Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ» от 2004 года;
«Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям»;
Авторская программа для общеобразовательных учреждений "Информатика и ИКТ. 10-11 классы". И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер. М.: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2008.
Основные цели и задачи курса
Мировоззренческая задача: раскрытие роли информации и информационных процессов в природных, социальных и технических системах; понимание назначения информационного моделирования в научном познании мира; получение представления о социальных последствиях процесса информатизации общества.
Углубление теоретической подготовки: более глубокие знания в области представления различных видов информации, научных основ передачи, обработки, поиска, защиты информации, информационного моделирования.
Расширение технологической подготовки: освоение новых возможностей аппаратных и программных средств ИКТ. К последним, прежде всего, относятся операционные системы, прикладное программное обеспечение общего назначения. Приближение степени владения этими средствами к профессиональному уровню.
Приобретение опыта комплексного использования теоретических знаний (из области информатики и других предметов) и средств ИКТ в реализации прикладных проектов, связанных с учебной и практической деятельностью.
Подготовка учащихся к ЕГЭ.
Все перечисленные позиции в совокупности составляют основы информационно-коммуникационной компетентности, которыми должны овладеть выпускники полной средней школы.
Центральными понятиями, вокруг которых выстраивается методическая система курса, являются «информационные процессы», «информационные системы», «информационные модели», «информационные технологии».
Планируемые результаты
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Содержание курса
Правила техники безопасности на уроках информатики и ИКТ и в компьютерном классе: основные правила техники безопасности на уроках информатики и ИКТ и в компьютерном классе. (1 ч).
Информация. Измерение информации. (8 ч).
Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Решение задач: Связь понятия знания с понятием неопределенность; подход к информации как к мере уменьшения неопределенности знаний; бит-основная единица измерения информации; другие единицы измерения информации; формула, с помощью которой находим кол-во информации; решение задач. (1ч).
Практическая работа № 1: «Текстовый процессор Microsoft Word: ввод, редактирование и форматирование текста». (1ч).
Алфавитный подход к измерению информации. Решение задач ЕГЭ: информация с точки зрения содержания сути; набор символов знаковой системы; решение задач ЕГЭ. (1ч).
Практическая работа № 2: «Текстовый процессор Microsoft Word: вставка объектов, работа с таблицами».(1ч).
Содержательный подход к измерению информации. Решение задач ЕГЭ: равновероятные события; неопределенность знаний; формула Хартли; решение задач. (1ч).
Практическая работа № 3: «Текстовый процессор Microsoft Word: нумерация страниц, работа с гиперссылками». (1ч).
Формула Шеннона. Решение задач: равноравные события; примеры равноравных событий; вероятности реализации возможных событий; их примеры; формула Шеннона; решение задач. (1ч).
Практическая работа № 4: «Векторная графика: инструментальные средства для рисования в Microsoft Word». (1ч).
Информационные процессы в системах. (6 ч).
Хранение информации. Решение задач: определение хранения информации; различные носители информации; емкость носителей; повреждения носителей; решение задач. (1ч).
Практическая работа № 5: «Ввод данных и формул в ячейки электронной таблицы».. (1ч).
Передача информации. Решение задач: определение передачи информации; источник информации; приемник информации; теорема Шеннона; решение задач. (1ч).
Практическая работа № 6: «Электронные таблицы: деловая графика Microsoft Excel». (1ч).
Обработка информации. Решение задач: определение обработки информации; 4 группы задач обработки информации; правила обработки информации; определение программы; решение задач. (1ч).
Практическая работа № 7: «Моделирование гармонических колебаний в Microsoft Excel»:. (1ч).
Системы счисления. (7 ч).
Основные понятия систем счисления. Позиционные системы счисления. Тренажер (уровень 1-2): определение системы счисления; определение позиционной и непозиционной системы счисления; где можем использовать эти системы счисления?; римская система счисления; правила записи чисел в римской системе счисления; связь между основанием и алфавитом системы счисления; основные достоинства позиционной системы счисления. Отработка набора текста десятипальцевым методом с помощью клавиатурного тренажера (1-2 уровень). (1ч).
Перевод десятичных чисел в другие системы счисления: алгоритм перевода правильных дробей из десятичной системы счисления в двоичную; алгоритм перевода правильных дробей из десятичной системы счисления в восьмеричную; алгоритм перевода правильных дробей из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную; алгоритм перевода произвольных чисел из десятичной системы счисления в двоичную; алгоритм перевода произвольных чисел из десятичной системы счисления в восьмеричную; алгоритм перевода произвольных чисел из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную; примеры переводов десятичных чисел в другие системы счисления; решение задач с использованием алгоритмов. (1ч).
Перевод двоичных чисел в другие системы счисления: алгоритм перевода целых чисел из двоичной позиционной системы счисления в восьмеричную; алгоритм перевода целых чисел из двоичной позиционной системы счисления в шестнадцатеричную; алгоритм перевода правильных дробей из двоичной системы счисления в восьмеричную; алгоритм перевода правильных дробей из двоичной системы счисления в шестнадцатеричную; алгоритм перевода произвольных чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную; алгоритмы перевода произвольных чисел из двоичной системы счисления в шестнадцатеричную; примеры переводов двоичных чисел в другие системы счисления; решение задач с использованием алгоритмов. (1ч).
Перевод восьмеричных и шестнадцатеричных чисел в другие системы счисления: таблица перевода чисел из восьмеричной системы счисления в двоичную; таблица перевода чисел из шестнадцатеричной системы счисления в двоичную; примеры переводов чисел в двоичную систему счисления из восьмеричной и шестнадцатеричной; решение задач с использованием таблиц. (1ч).
Арифметика в позиционных системах счисления: арифметические операции в двоичной системе счисления (сложение, вычитание, умножение, деление); алгоритм выполнения арифметических операций в восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления; примеры выполнения арифметических операций; решение задач с использованием алгоритма. (1ч).
Основные понятия систем счисления. Непозиционные системы счисления. Тренажер (уровень 3-4): история непозиционной системы счисления; непозиционная система счисления в Древнем Египте; Римская непозиционная система счисления; алфавитная непозиционная система счисления; непозиционная система счисления в Древней Греции; непозиционная система счисления в России. Отработка набора текста десятипальцевым методом с помощью клавиатурного тренажера (3-4 уровень). (1ч).
Системы счисления. Решение задач ЕГЭ: на данном уроке решаются задачи, встречающиеся в ЕГЭ. (1ч).
Логические основы компьютера. (6 ч).
Формы мышления (понятие, высказывание, умозаключение). Тренажер (уровень 5): определения понятия логика; определение понятия; примеры понятия; определение высказывания; примеры высказываний; определение умозаключения; примеры умозаключений. Отработка набора текста десятипальцевым методом с помощью клавиатурного тренажера (5 уровень). (1ч).
Алгебра высказываний. Логическое умножение (конъюнкция). Тренажер (уровень 6): для чего разработана алгебра высказываний?; истинное и ложное высказывание; определение логического умножения (конъюнкции), пример конъюнкции; таблица истинности логического умножения; решение задач. Отработка набора текста десятипальцевым методом с помощью клавиатурного тренажера (6 уровень). (1ч).
Логические сложение и отрицание (дизъюнкция, инверсия). Тренажер (уровень 7): определение логического сложения (дизъюнкции); пример дизъюнкции; таблица истинности дизъюнкции; решение задач; определение логического отрицания (инверсии); пример инверсии; таблица истинности инверсии; решение задач. Отработка набора текста десятипальцевым методом с помощью клавиатурного тренажера (7 уровень). (1ч).
Логическое равенство (эквивалентность). Логические функции. Тренажер (уровень 8): определение логического равенства (эквивалентности); пример эквивалентности; таблица истинности эквивалентности; решение задач; определение логической функции; логическое следование (импликация); таблица истинности логических функций; примеры логических функций; решение задач. Отработка набора текста десятипальцевым методом с помощью клавиатурного тренажера (8 уровень). (1ч).
Логическое выражение. Логические законы. Тренажер (уровень 9): определение составного высказывания (логического выражения); пример записи логического выражения; таблица истинности логического высказывания; решение задач; логические законы (закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего, закон двойного отрицания, законы де Моргана, закон ассоциативности, закон дистрибутивности). Отработка набора текста десятипальцевым методом с помощью клавиатурного тренажера (9 уровень). (1ч).
Равносильные логические выражения. Решения логических задач: данный урок посвящен решению задач с использованием логических основ. (1ч).
Мультимедийные технологии. (6 ч).
Создание звуковых файлов: определение звука; источники звуков; приложения, с помощью которых осуществляется запись звука; форматы звуковых файлов; запуск приложения «Громкость». (1ч).
Практическая работа № 8: «Обработка звуковой информации на компьютере». (1ч).
Растровая и векторная графика: определение растрового изображения; способы получения растрового изображения; недостатки растрового изображения; определение пикселя; определение векторного изображения; форматы графических файлов; приложения для обработки растрового и векторного изображений. (1ч).
Практическая работа № 9: «Ознакомление с основными инструментами и функциями САПР (КОМПАС-3D)». (1ч).
Понятие мультимедийным презентациям: определение мультимедийной презентации; приложение для создания презентации PowerPoint; управление просмотром презентаций; быстрый переход к нужному слайду; рекомендации по созданию презентации. (1ч).
Практическая работа № 10: «Создание мультимедийной презентации». (1ч).
Место учебного курса в учебном плане
Курс рассчитан на изучение в 10 классе общеобразовательной средней школы. Его содержание соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся данного возраста. Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Тематическое планирование
№ раздела | Название раздела | Примерные сроки |
Количество часов | Практические работы | Контрольные работы | Примерные сроки |
Правила техники безопасности на уроках информатики и ИКТ и в компьютерном классе. | 1 | - | - | 1 неделя |
1 | «Информация. Измерение информации» | 8 | 4 | - | 2-9 неделя |
2 | «Информационные процессы в системах» | 6 | 3 | - | 10-15 неделя |
3 | «Системы счисления» | 7 | - | - | 16-22 неделя |
4 | «Логические основы компьютера» | 6 | - | - | 23-28 неделя |
5 | «Мультимедийные технологии» | 6 | 3 | - | 29-34 неделя |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Количество часов |
1 | | Правила техники безопасности на уроках информатики и в компьютерном классе. | 1 |
Раздел 1. Информация. Измерение информации. | 8 |
2 | | Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Решение задач. | 1 |
3 | | Практическая работа № 1: «Текстовый процессор Microsoft Word: ввод, редактирование и форматирование текста». | 1 |
4 | | Алфавитный подход к измерению информации. Решение задач ЕГЭ. | 1 |
5 | | Практическая работа № 2: «Текстовый процессор Microsoft Word: вставка объектов, работа с таблицами». | 1 |
6 | | Содержательный подход к измерению информации. Решение задач ЕГЭ. | 1 |
7 | | Практическая работа № 3: «Текстовый процессор Microsoft Word: нумерация страниц, работа с гиперссылками». | 1 |
8 | | Формула Шеннона. Решение задач. | 1 |
9 | | Практическая работа № 4: «Векторная графика: инструментальные средства для рисования в Microsoft Word». | 1 |
Раздел 2: «Информационные процессы в системах». | 6 |
10 | | Хранение информации. Решение задач. | 1 |
11 | | Практическая работа № 5: «Ввод данных и формул в ячейки электронной таблицы». | 1 |
12 | | Передача информации. Решение задач. | 1 |
13 | | Практическая работа № 6: «Электронные таблицы: деловая графика Microsoft Excel». | 1 |
14 | | Обработка информации. Решение задач. | 1 |
15 | | Практическая работа № 7: «Моделирование гармонических колебаний в Microsoft Excel». | 1 |
Раздел 3: «Системы счисления». | 7 |
16 | | Основные понятия систем счисления. Позиционные системы счисления. Тренажер (уровень 1-2). | 1 |
17 | | Перевод десятичных чисел в другие системы счисления. | 1 |
18 | | Перевод двоичных чисел в другие системы счисления. | 1 |
19 | | Перевод восьмеричных и шестнадцатеричных чисел в другие системы счисления. | 1 |
20 | | Арифметика в позиционных системах счисления. | 1 |
21 | | Основные понятия систем счисления. Непозиционные системы счисления. Тренажер (уровень 3-4). | 1 |
22 | | Системы счисления. Решение задач ЕГЭ. | 1 |
Раздел 4: «Логические основы компьютера». | 6 |
23 | | Формы мышления (понятие, высказывание, умозаключение). Тренажер (уровень 5). | 1 |
24 | | Алгебра высказываний. Логическое умножение (конъюнкция). Тренажер (уровень 6). | 1 |
25 | | Логическое сложение и отрицание (дизъюнкция, инверсия). Тренажер (уровень 7). | 1 |
26 | | Логическое равенство (эквивалентность). Логические функции. Тренажер (уровень 8). | 1 |
27 | | Логическое выражение. Логические законы. Тренажер (уровень 9). | 1 |
28 | | Равносильные логические выражения. Решения логических задач. | 1 |
Раздел 5. Мультимедийные технологии. | 6 |
29 | | Создание звуковых файлов. | 1 |
30 | | Практическая работа № 8: «Обработка звуковой информации на компьютере». | 1 |
31 | | Растровая и векторная графика. | 1 |
32 | | Практическая работа № 9: «Ознакомление с основными инструментами и функциями САПР (КОМПАС-3D)». | 1 |
33 | | Понятие мультимедийным презентациям. | 1 |
34 | | Практическая работа № 10. Создание мультимедийной презентации. | 1 |
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства:
Компьютер (ноутбук) – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру (ноутбуку), видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и компьютерная мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Акустические колонки – устройство для воспроизведения звука, состоит из акустического оформления и вмонтированных в него излучающих головок (обычно динамических).
Программные средства:
Операционная система (Widows 7).
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа (Dr. Web).
Клавиатурный тренажер (Baby Type).
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы (LibreOffice).
Браузеры (Google Chrome, Mozilla Firefox).
Программа для распознавания текстов (ABBYY FineReader).
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Учебно-методическое обеспечение:
Семакин И. Г., Шейна Т. Ю., Шестакова JI. В. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г.
Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шейна Т. Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 г.
Семакин И. Г., Шейна Т. Ю. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: практикум для 10-11 классов. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 г.
Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2—11 классы / Составитель М. Н. Бородин. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 г.
Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 г.