Муниципальное казенное образовательное учреждение Павловская основная школа №2
РАССМОТРЕНО и принято СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на школьной секции учителей Заместитель директора по УВР Директор МКОУ
«Естественно-математического цикла» _________Шабакаева Э.И. Павловской ОШ №2
Протокол №1 «___»___________201_ года «___»___________201_ года __________Малова О.Г.
Руководитель секции Приказ от________________
__________________Кононова О.П. « ___»_________ 201_г
Рабочая программа спецкурса
по теме «Удивительный мир информатики»
Класс 8
Срок реализации программы: 1 учебный год, 2016-2017 учебный год
Количество часов по учебному плану: количество часов по программе 35 часов, количество часов в неделю-1 час
Настоящая программа спецкурса составлена на основе :
Авторской программы Информатика. Программа для основной школы: 7-9 классы/И.Г. Семакин, М. С. Цветкова.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 166 с.: табл. – (Программы и планирование)
Рабочую программу составила_________________________ Кононова Ольга Павловна
Пояснительная записка
Рабочая программа спецкурса по информатике «Удивительный мир информатики» для 8 класса составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 (с изменениями) –http://standart.edu.ru /
Примерной программы по информатике. 7-9 класс. – М.: Просвещение, 2011.-32 с. Серия: Стандарты второго поколения
Письма Министерства образования Российской Федерации №08-1786 от 28.10.2015.
Авторской программы Информатика. Программа для основной школы: 7-9 классы/И.Г. Семакин, М. С. Цветкова.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 166 с.: табл. – (Программы и планирование)
Образовательной программы МКОУ Павловской основной общеобразовательной школы №2.
Сегодня человеческая деятельность в технологическом плане меняется очень быстро, на смену существующим технологиям и их конкретным техническим воплощениям быстро приходят новые, которые специалисту приходится осваивать заново. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе информационных. Поэтому в содержании дополнительного курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении прикладных фундаментальных основ информатики, выработке навыков алгоритмизации, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса. Спецкурс «Удивительный мир информатики» является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и базовое или профильное обучение информатике в старших классах.
Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественно-научного мировоззрения.
Цели, на достижение которых направлено изучение информатики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в концепции Федерального государственного стандарта общего образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения необходимыми умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом.
В настоящей программе учтено, что сегодня в соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом начального образования учащиеся к концу начальной школы приобретают ИКТ- компетентность, достаточную для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики, завершающий основную школу, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, даёт теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта. Курс внеурочной деятельности «Удивительный мир информатики» в основной школе расширяет ИКТ-компетентность обучающихся в области применения информационных технологий ( для освоения издательского дела).
Цели изучения курса :
формирование информационной культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
формирование у учащихся целостного представления о глобальном информационном пространстве;
создание собственных информационных ресурсов;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами; умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Задачи изучения курса :
систематизировать подходы к изучению информационных технологий;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
дать представление о профессии дизайнера,
сформировать у учащихся знания и умения работать с графической информацией в изучаемых программах; умения разрабатывать и создавать дизайн рассматриваемого объекта;
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс основного образования.
С целью предоставления равных возможностей всем ученикам обучение построено на дифференцированном и индивидуальном подходе в изучении предмета. Индивидуальные особенности каждого ученика учитываются при планировании урока.
В основе внеурочного курса лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и результат образования;
учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся;
обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
гарантированность достижения планируемых результатов освоения спецкурса, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.
Личностные результаты:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности.
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:
практическому освоению обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;
развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;
практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.
При изучении спецкурса «Удивительный мир информатики» обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первой ступени навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, графикой, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме и в наглядно-символической форме;
заполнять и дополнять таблицы, схемы, тексты, изображения.
Обучающиеся усовершенствуют навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации, приобретут навык формулирования запросов и опыт использования поисковых машин. Они научатся осуществлять поиск информации в Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на персональном компьютере с использованием поисковых сервисов, строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска.
Обучающиеся приобретут потребность поиска дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; освоят эффективные приёмы поиска, организации и хранения информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в Интернете; приобретут первичные навыки формирования и организации собственного информационного пространства.
Они усовершенствуют умение передавать информацию в устной форме, сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой, и в письменной форме гипермедиа (т. е. сочетания текста, изображения, звука, ссылок между разными информационными компонентами).
Обучающиеся смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования.
Школьники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также освоить опыт критического отношения к получаемой информации на основе её сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом.
Учащиеся научатся:
основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
давать определение понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи;
осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Обучающиеся получат возможность научиться:
основам печатного дела;
ставить проблему, аргументировать её актуальность;
самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
организовывать исследование с целью проверки гипотез;
делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
Учащиеся научатся:
подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям, использовать аккумуляторы;
соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий;
правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);
осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;
входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;
выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;
соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами;
осуществлять фиксацию изображений и звуков в ходе процесса обсуждения, проведения эксперимента, природного процесса, фиксацию хода и результатов проектной деятельности;
учитывать смысл и содержание деятельности при организации фиксации, выделять для фиксации отдельные элементы объектов и процессов, обеспечивать качество фиксации существенных элементов;
работать с особыми видами сообщений: диаграммами (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.), картами (географические, хронологические) и спутниковыми фотографиями, в том числе в системах глобального позиционирования;
проводить деконструкцию сообщений, выделение в них структуры, элементов и фрагментов;
использовать при восприятии сообщений внутренние и внешние ссылки;
формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения; цитировать фрагменты сообщения;
избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации;
создавать различные геометрические объекты с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;
Учащиеся получат возможность научиться:
осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком;
использовать возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством.
Коммуникация и социальное взаимодействие
Учащиеся научатся:
осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);
соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.
формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете.
проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать своё время с использованием ИКТ.
Учащиеся получат возможность научиться:
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
Предметные результаты:
умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «графика», «алгоритм», «анимация», «программа», «дизайн», «веб-сайт», «издательское дело»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
умение создавать и редактировать растровые изображения;
умение создавать и редактировать векторные изображения;
умение создавать дизайн и верстку печатного издания;
умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;
навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.
Содержание спецкурса «Удивительный мир информатики»
Издательское дело.
Использование программных средств для создания издательской продукции.
Аналитическая деятельность:
анализировать программное обеспечение с точки зрения удобства верстки и подготовки публикаций;
анализировать пользовательский интерфейс программных средств верстки и подготовки публикаций по определенной схеме.
Практическая деятельность:
выбирать и определять программы для создания издательской продукции;
выбирать и загружать нужную программу;
ориентироваться в типовом интерфейсе.
Программное обеспечение для верстки и подготовки публикаций (Microsoft Office Word ) Основы работы. Макеты страниц. Колонки. Работа с изображениями. Страничные блоки. Особенности верстки в программе. Создание публикации.)
Аналитическая деятельность:
анализировать условия и возможности использования программного средства Microsoft Office Word для выполнения типовых заданий для верстки и подготовки публикаций;
реализовывать технологию решения конкретной задачи с помощью программного средства Microsoft Office Word
Практическая деятельность:
использовать программное обеспечение Microsoft Office Word для верстки и подготовки публикации (визитки, буклета, рекламного проспекта, календаря, листовки, журнала, газеты и т.д.)
Программное обеспечение для верстки и подготовки публикаций (Microsoft Office Publisher). Основы работы. Правила выбора шаблона. Изменение шаблона. Верстка на основе шаблона. Работа с различными видами объектов. Создание публикации.
Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
реализовывать технологию решения конкретной задачи с помощью программного средства Microsoft Office Publisher.
• использовать программное обеспечение Microsoft Office Publisher для верстки и подготовки публикации (визитки, буклета, рекламного проспекта, календаря, листовки, журнала, газеты и т.д.)
Тематическое планирование
№ | Дата план/факт. | Тема | Кол-во часов |
-
| | | Использование программных средств для создания издательской продукции. | 2 |
-
| | |
-
| | | Программное обеспечение для верстки и подготовки публикаций (Microsoft Office Word) Основы работы. | 14 |
1 |
-
| | | Макеты страниц. | 2 |
-
| | |
-
| | | Колонки. | 1 |
-
| | | Работа с изображениями. | 2 |
-
| | |
-
| | | Страничные блоки. | 2 |
-
| | |
-
| | | Особенности верстки в программе | 2 |
-
| | |
-
| | | Создание публикации. | 4 |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | | Программное обеспечение для верстки и подготовки публикаций (Microsoft Office Publisher) Основы работы. | 19 |
2 |
-
| | |
-
| | | Правила выбора шаблона. | 2 |
-
| | |
-
| | | Изменение шаблона. | 2 |
-
| | |
-
| | | Верстка на основе шаблона. | 2 |
-
| | |
-
| | | Работа с различными видами объектов | 2 |
-
| | |
-
| | | Текстовые блоки. | 2 |
-
| | |
-
| | | Табличные блоки. | 2 |
-
| | |
-
| | | Фигуры для текста. | 2 |
-
| | |
-
| | | Создание публикации | 3 |
-
| | |
-
| | |