МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРДЫНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ –
ВЕРХ – ИРМЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
имени Героя Советского союза А.И.Демакова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информационным технологиям
9 математического кл.
основного общего образования
срок реализации 1 год
Составитель: Одинцова С.В., учитель информатики и физики
2018
Пояснительная записка.
В соответствии с учебным планом предмет «Технология» в 9 классе представлен модулем «Информационные технологии». В рамках данного модуля предусмотрено изучение основ информационно-коммуникационных технологий.
Программа составлена на основе учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (автор Л.Л.Босова «Информатика» М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015).
Цели и задачи
• освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, технологиях;
• овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
• воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• формирование у учащихся практических умений и навыков в области коммуникационных технологий;
• обеспечение конституционного права граждан РФ на получение качественного общего образования;
• обеспечение достижения обучающихся результатов обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
Метапредметные результаты:
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
Предметные результаты:
Выпускник научится:
структурировать информацию, выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов; построение диаграмм (круговой и столбчатой);
использовать табличные (реляционные) базы данных, выполнять отбор строк таблицы, удовлетворяющих определенному условию;
анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций.
создавать несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования и записывать их в виде программ на выбранном языке программирования; выполнять эти программы на компьютере;
анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;
использовать логические значения, операции и выражения с ними;
записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения.
Выпускник получит возможность:
познакомиться с использованием в программах строковых величин, деревьев, графов и с простейшими операциями с этими структурами;
создавать программы для решения несложных задач, возникающих в процессе учебы и вне ее;
познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения;
.
Содержание учебного предмета:
Математическое моделирование– 8часов
Понятие математической модели. Задачи, решаемые с помощью математического (компьютерного) моделирования. Использование компьютеров при работе с математическими моделями.
Компьютерные эксперименты. Построение математической модели, ее программная реализация, проверка на простых примерах (тестирование), проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели.
Практическая работа №1 «Создание информационной модели (словесной)»
Практическая работа №2 « Создание информационной модели (математической)»
Практическая работа №3 «Броуновское движение»
Практическая работа №4 «Полёт шарика»
Практическая работа №5 «Полет шарика-2»
Использование программных систем и сервисов– 10 часов
Базы данных. Поиск данных в готовой базе.
Поиск информации в сети Интернет. Средства и методика поиска информации. Построение запросов; браузеры.
Построение электронных таблиц, заполнение эт., оформление эт. Работа со стандартными функциями. Сортировка. Относительные и абсолютные ссылки. Диаграммы.
Практическая работа №6 « Создание запросов»
Практическая работа №7 «Таблицы истинности»
Практическая работа № 8«Условные вычисления»
Практическая работа № 9«Сложные условия»
Практическая работа №10 «Решение уравнений»
Практическая работа №11 «Оптимизация»
Алгоритмы и элементы программирования – 16 часов
Управление исполнителями. Вычислительные задачи. Табличные величины (массивы). Одномерные массивы. Двумерные массивы.
Примеры задач обработки данных:
• нахождение минимального и максимального числа из двух, трех, четырех данных чисел;
• нахождение всех корней заданного квадратного уравнения;
• заполнение числового массива в соответствии с формулой или путем ввода чисел;
• нахождение суммы элементов данной конечной числовой последовательности или массива;
• нахождение минимального (максимального) элемента массива.
Практическая работа №12 « Обработка строк. Функции»
Практическая работа №13 « Перестановка элементов массива»
Практическая работа №14 « Линейный поиск в массиве»
Практическая работа № 15« Сортировка»
Практическая работа №16 «Отладка программы»
Практическая работа №17 «Функции»
Учебно-тематический план:
№ раздела | Название темы | Количество часов | Характеристика видов деятельности на уровне УУД |
общее | теория | практика |
1 | Математическое моделирование | 8 | 3 | 5 | Аналитическая деятельность: • осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования; • оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования; • определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи; • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; Практическая деятельность: • строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов); • преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации; • исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей; • работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей; |
2 | Использование программных систем и сервисов | 10 | 4 | 6 | Аналитическая деятельность: выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения Практическая деятельность: создавать однотабличные базы данных; осуществлять поиск записей в готовой базе данных; осуществлять сортировку записей в готовой базе данных. создавать и оформлять электронные таблицы с помощью инструментов табличного редактора; . работать со стандартными функциями. сортировать данные. пользоваться относительными и абсолютными ссылками . строить диаграммы |
3 | Алгоритмы и элементы программирования | 16 | 10 | 6 | Аналитическая деятельность: выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения Практическая деятельность: Управлять исполнителями. Составлять вычислительные задачи. Составлять линейные программы. Выполнять операции с целыми числами. Операции с вещественными числами. Случайные числа. -
|
| Итого | 34 | 17 | 17 | |
Формы и сроки промежуточной аттестации учащихся:
тест + практическая работа - вторая неделя мая.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Сроки | Содержание | Характеристика видов деятельности на уровне УУД |
Математическое моделирование– 8часов |
1/1 | Введение. ТБ. Практическая работа №1 «Создание информационной модели (словесной)» | 1 неделя | Введение в информационные технологии. Практическая работа №1 «Создание информационной модели (словесной)» | |
2/2 | Практическая работа №2 « Создание информационной модели (математической)» | 2 неделя | Практическая работа №2 « Создание информационной модели (математической)» | |
3/3 | «Компьютерные информационные модели» | 3 неделя | «Компьютерные информационные модели» | |
4/4 | Графические информационные модели | 4 неделя | Графические информационные модели | |
5/5 | Практическая работа №3 «Броуновское движение» | 5 неделя | Практическая работа №3 «Броуновское движение» | |
6/6 | Практическая работа №4 «Полёт шарика» | 6 неделя | Практическая работа №4 «Полёт шарика» | |
7/7 | Практическая работа №5 «Полет шарика-2» | 7 неделя | Практическая работа №5 «Полет шарика-2» | |
8/8 | «Имитационные модели». | 8 неделя | «Имитационные модели». | |
Использование программных систем и сервисов– 10 часов |
| |
9/1 | «Табличная БД» | 10 неделя | | |
10/2 | Практическая работа №6 « Создание запросов» | 11 неделя | | |
11/3 | «Многотабличная БД» | 12 неделя | | |
12/4 | Электронные таблицы. Стандартные функции | 13 неделя | | |
13/5 | Практическая работа №7 «Таблицы истинности» | 14 неделя | | |
14/6 | Практическая работа № 8«Условные вычисления» | 15 неделя | | |
15/7 | Практическая работа № 9«Сложные условия» | 16 неделя | | |
16/8 | «Обработка больших массивов данных» | 17 неделя | | |
17/9 | Практическая работа №10 «Решение уравнений» | 18 неделя | | |
18/10 | Практическая работа №11 «Оптимизация» | 19 неделя | | |
Алгоритмы и элементы программирования – 16 часов |
19/1 | «Посимвольная обработка строк» | 20 неделя | | |
20/2 | Практическая работа №12 « Обработка строк. Функции» | 21 неделя | | |
21/3 | «Преобразования «строка - число» | 22 неделя | | |
22/4 | Практическая работа №13 « Перестановка элементов массива» | 23 неделя | | |
23/5 | Практическая работа №14 « Линейный поиск в массиве» | 24 неделя | | |
24/6 | Практическая работа № 15« Сортировка» | 25 неделя | | |
25/7 | «Матрицы» | 26 неделя | | |
26/8 | Практическая работа №16 «Отладка программы» | 27 неделя | | |
27/9 | «Процедуры» | 28 неделя | | |
28/10 | «Рекурсивные процедуры» | 29 неделя | | |
29/11 | «Функции» | 30 неделя | | |
30/12 | Практическая работа №17 «Функции» | 31 неделя | | |
31/13 | «Логические элементы» | 32 неделя | | |
32/14 | «Шифрование» | 33 неделя | | |
33/15 | Обобщающий урок по основным темам. | 34 неделя | | |
34/16 | Промежуточная аттестация | 35 неделя | Основные понятия курса. | |