Муниципальное общеобразовательное учреждение
Икшинская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю» Директор МОУ «Икшинская СОШ » ___________/ Чунихина Е.А./ от «30» августа 2021 г. |
Рабочая программа
по истории 10 А класс
Составитель: Гусев А.Н.
Срок реализации: 2021-2022 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории разработана в соответствии с ФЗ № 273 РФ «Об образовании», Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089, на основе Основной образовательной программы основного общего образования МОУ Икшинская средняя общеобразовательная школа, авторской программы И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др. «История России для 6 – 10 классов», учебника А.В.Шубина «Всеобщая история 10 класс» и адресована обучающимся 10 А класса.
На изучение истории в 10 А классе, в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком школы 66 часов. Программа рассчитана на 2 учебный час в неделю.
Цели изучения:
• воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории;
• развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами;
• освоение систематизированных знаний об истории человечества и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе; подготовка учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин;
• овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;
• формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.
Задачи курса:
В ходе изложения учебного материала используются активные методы обучения:
урок, сочетающий опрос с объяснением; лекция с элементами беседы; работа с документами; составление логических схем; заполнение сравнительных таблиц; решение проблемных задач; работа по вопросам; практическая работа.
Курс предполагает наличие межпредметных связей – обществознание, литература, география, внутрикурсовых.
Формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, тесты, сравнительные таблицы, сообщения учащихся.
Формы итоговой аттестации: итоговые контрольные работы, итоговое тестирование.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Важнейшими личностными результатами изучения истории в 10 классе являются:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (XX-XXIвв.) эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• изложение собственного мнения, аргументация своей точки зрения в соответствии с возрастными возможностями;
• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме, проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
• уважение прошлого своего народа, его культурного и исторического наследия, понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования многонационального российского народа;
• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);
• следование этическим нормам и правилам ведения
диалога в соответствии с возрастными возможностями;
• обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других обучающихся (под руководством учителя);
• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные результаты изучения истории предполагают формирование следующих умений:
• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебной и познавательной деятельности;
• планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность
выполнения действий;
• осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи, соотносить свои действия с планируемыми результатами;
• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и другую информацию, обобщать факты,
составлять план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);
• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (под руководством учителя);
• работать с материалами на электронных носителях, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете (под руководством педагога);
• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать; с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядных средств (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в виде письменных работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
• определять свою роль в учебной группе, оценивать вклад всех участников в общий результат.
Предметные результаты изучения истории включают:
• овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой миропонимания и познания современного общества;
• способность применять понятийный аппарат исторического знания;
• умение изучать информацию различных исторических источников, раскрывая их познавательную ценность;
• расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;
• готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Планируемые результаты по содержательным разделам программы
Раздел I. История России в XIX-начале XX вв.
Учениик научится:
• локализовать во времени основные этапы отечественной времени;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизации и др.;
• анализировать информацию из различных источников по отечественной истории
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной истории
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм», «коммунизм», «социализм» и др.);
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной истории (социальных движений, реформ, взаимодействий между народами и др.);
• давать оценку событиям и личностям отечественной истории Новейшего времени
Учениик получит возможность научиться:
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
• применять знания по истории России при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
Раздел II. Новейшая история
Учениик научится:
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Новейшего времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новейшее время;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новейшее время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизации и др.;
• анализировать информацию из различных источников по всеобщей истории Новейшего времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в странах в Новейшее время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях всеобщей истории Новейшей времени;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе всеобщей истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран ; б) эволюции политического строя (включая понятия «партия», «демократия» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры ;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов всеобщей истории Новейшего времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в Новейшее время, сравнивать исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям всеобщей истории.
Учениик получит возможность научиться:
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств;
• сравнивать развитие России и других стран в Новейшее время, объяснять, в чём заключались общие черты и особенности;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел I. История России в начале XX- до середины XX века (44 ч.)
На фронтах Первой мировой войны ,Власть, экономика и общество в условиях войны. Народное восстание в Петрограде. Падение монархии .Временное правительство и нарастание общенационального кризиса .Большевики захватывают власть .Первые революционные преобразования большевиков и Брестский мир .Гражданская война и военный коммунизм .Культура и быт революционной эпохи.Нэп, СССР и Сталин .Индустриализация и коллективизация .СССР во второй половине 1930-х годов .Советское общество .Наука и культура Страны Советов .Внешняя политика СССР. 1919 год — август 1939 года.Внешняя политика СССР. Сентябрь 1939 года — июнь 1941 года.Трагическое начало .Коренной перелом .Человек и война: по обе стороны фронта.1944: год изгнания врага.Год победы: капитуляция Германии и Японии .Поздний сталинизм и послевоенное возрождение страны .Внешняя политика в послевоенные годы и начало «холодной войны» . «Оттепель»: смена политического режима .Социально-экономическое развитие СССР: новации и догмы .Внешняя политика: в пространстве от конфронтации к диалогу. 1953—1964 годы .Общественная жизнь в СССР. 1950-е — середина 1960-х годов .Советская наука и культура в годы «оттепели» .Советское общество в середине 1960-х — середине 1980-х годов .Внешняя политика: между «разрядкой» и конфронтацией. 1965—1985 годы .Культурная жизнь в середине 1960-х — середине 1980-х годов . Перестройка и распад СССР. 1985—1991 годы .Становление новой России. 1992—1993 годы .Российская Федерация: продолжение реформ и политика стабилизации. 1994—1999 годы .Власть и общество в начале XXI века .Экономическое развитие и социальная политика в начале XXI века .Внешняя политика в конце XX — начале XXI века .Культура и наука в конце XX — начале XXI века
Раздел II. Новейшая история (22 ч.)
Мир накануне Первой мировой войны Первая мировая война. Революционная волна после Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система. Страны Запада в 1920-е гг.. Авторитарные режимы в Европе. Итальянский фашизм. Великая депрессия. Преобразования Ф. Рузвельта в США. Нарастание агрессии и борьба за мир. Германский нацизм. Рост международной напряженности. Гражданская война в Испании. Вторая мировая война. СССР и союзники. Разгром Германии и Японии . Начало «холодной войны». Гонка вооружений. Берлинский и Карибский кризисы. Дальний Восток и Юго-Восточная Азия в 1940–1970 гг: войны и революции. «Разрядка». Возникновение «общества потребления». Массовые социальные движения 1960-х. Изменения в жизни стран Запада в 1970–1990 гг.. Достижения и кризисы «реального социализма». Коммунистические режимы в Азии. Перестройка в СССР и крушение социалистической системы. Проблемы стран Латинской Америки и революционное движение Реформы и диктатуры в странах Латинской Америки. Страны Тропической и Южной Африки. Освобождение от колониальной зависимости и выбор путей развития. Ближний и Средний Восток. Страны Южной и Юго-Восточной Азии. Япония и «тихоокеанские драконы». Многополярный мир. Мир на грани тысячелетий
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки прохождения темы и/или коррекция |
Раздел I. История России (44 ч.) |
| Инструктаж по технике безопасности. История в системе гуманитарных наук | | |
| На фронтах Первой мировой войны | | |
| Власть, экономика и общество в условиях войны | | |
| Народное восстание в Петрограде. Падение монархии | | |
| Временное правительство и нарастание общенационального кризиса | | |
| Большевики захватывают власть | | |
| Первые революционные преобразования большевиков и Брестский мир | | |
| Гражданская война и военный коммунизм | | |
| Культура и быт революционной эпохи | | |
| Повторительно-обобщающий урок на тему: «Россия в годы великих потрясений» | | |
| Нэп, СССР и Сталин | | |
| Индустриализация и коллективизация | | |
| СССР во второй половине 1930-х годов | | |
| Советское общество | | |
| Наука и культура Страны Советов | | |
| Внешняя политика СССР. 1919 год — август 1939 года | | |
| Внешняя политика СССР. Сентябрь 1939 года — июнь 1941 года | | |
| Повторительно-обобщающий урок на тему: «Советский союз в 1920-1930-е годы » | | |
| Урок контроля знаний на тему: «СССР в 1920-1930-х гг.» | | |
| Трагическое начало | | |
| Коренной перелом | | |
| Человек и война: по обе стороны фронта | | |
| 1944: год изгнания врага | | |
| Год победы: капитуляция Германии и Японии | | |
| Поздний сталинизм и послевоенное возрождение страны | | |
| Внешняя политика в послевоенные годы и начало «холодной войны» | | |
| «Оттепель»: смена политического режима | | |
| Социально-экономическое развитие СССР. | | |
| Внешняя политика: в пространстве от конфронтации к диалогу. 1953—1964 годы | | |
| Общественная жизнь в СССР. 1950-е — середина 1960-х г.г. | | |
| Советская наука и культура в годы «оттепели» | | |
| Советское общество в середине 1960-х — середине 1980-х г.г. | | |
| Внешняя политика: между разрядкой и конфронтацией. 1965—1985 годы | | |
| Культурная жизнь в середине 1960-х — середине 1980-х г.г. | | |
| Перестройка и распад СССР. 1985—1991 годы | | |
| Повторительно-обобщающий урок на тему: «От послевоенного подъема до распада СССР » | | |
| Становление новой России. 1992—1993 годы | | |
| Российская Федерация: продолжение реформ и политика стабилизации. 1994—1999 годы | | |
| Власть и общество в начале XXI века | | |
| Экономическое развитие и социальная политика в начале XXI века | | |
| Внешняя политика в конце ХХ — начале XXI века | | |
| Культура и наука в конце XX — начале XXI века | | |
| Повторительно-обобщающий урок на тему: «Российская федерация 1992-2014 годах » | | |
| Урок контроля знаний на тему: «История России в начале XX-начале XXI вв. » | | |
Раздел II. Всемирная история (22 ч.) |
| Мир накануне Первой мировой войн | | |
| Первая мировая войн | | |
| Революционная волна после Первой мировой войны | | |
| Версальско-Вашингтонская система | | |
| Страны Запада в 1920-е гг. | | |
| Авторитарные режимы в Европе. Итальянский фашизм | | |
| Великая депрессия. Преобразования Ф. Рузвельта в США | | |
| Нарастание агрессии и борьба за мир. Германский нацизм | | |
| Рост международной напряженности. Гражданская война в Испании | | |
| Вторая мировая война | | |
| Начало «холодной войны». Гонка вооружений. Берлинский и Карибский кризисы | | |
| Восточная и Юго-восточная Азия в 1940-1970-х гг. | | |
| «Разрядка» | | |
| Возникновение «общества потребления». Массовые социальные движения 1960-х | | |
| Коммунистические режимы Европы и Азии | | |
| Перестройка в СССР и крушение социалистической системы | | |
| Проблемы стран Латинской Америки и революционное движение Реформы и диктатуры в странах Латинской Америки | | |
| Страны Африки и Азии | | |
| Итоговая контрольная работа по курсу: «История» | | |
| Япония и «тихоокеанские драконы» | | |
| Многополярный мир. Мир на грани тысячелетий | | |
| Повторительно-обобщающий урок на тему: «Новейшая история XX-XXI вв. » | | |
СОГЛАСОВАНО. Протокол заседания ШМО учителей гуманитарного цикла №_____
«28» августа 2019 г. Председатель ШМО _______/Иванова А.А./
СОГЛАСОВАНО
«29» августа 2019 г. Зам. директора по УВР _______/Хомякова И.Е./
ГРАФИК КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
№ | Тема контрольной работы | Плановые сроки | Фактические сроки |
1 | Урок контроля знаний на тему: «СССР в 1920-1930-х гг.» | 18.11-22.11 | |
2 | Урок контроля знаний на тему: «История России в начале XX-начале XXI вв. » | 30.03-03.04 | |
| Итоговая контрольная работа по курсу: «История» | 25.05-28.05 | |
Лист регистрации изменений
№ п/п | Дата изменения | Причина изменения | Корректирующие действия |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |