Программа соответствует учебнику «Всеобщая история. История Нового времени 1800-1900».: М. Просвещение, 2019. «учебник История России в 2-х частях», 8 класс, для общеобразовательных учреждений / – Юдовская А.Я. Баранов П.А. Ванюшкина Л.М.; Арсентьев Н.М. Данилов А.А. Курукин. И.В. под редакцией А.В.Торкунова. - М.: Просвещение, 2018.
В данной рабочей программе на изучение истории в 8 классе отводится 2 часа в неделю, из расчёта 35 учебных недель – 70 часов в год.
-
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
-
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
-
познавательный интерес к прошлому своей страны
-
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
-
изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
-
уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
-
уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
-
следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
-
формирование коммуникативной компетентности;
-
обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других;
-
расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении;
-
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
Метапредметные результаты:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
-
формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
-
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
-
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
-
привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
-
логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием;
-
применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
-
решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
-
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
-
определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
-
активно применять знания и приобретённые умения, освоенные в школе, в повседневной жизни и продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме;
-
критически оценивать достоверность информации (с помощью учителя), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную.
Предметные результаты:
-
овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой миропонимания и познания общества;
-
способность применять понятийный аппарат исторического знания;
-
умение изучать информацию различных исторических источников, раскрывая их познавательную ценность;
-
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;
-
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
-
знать имена выдающихся деятелей XVIII в., важнейшие факты их биографии;
-
основные этапы и ключевые события всеобщей истории периода конца XVII— XVIII в.в.;
-
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
-
изученные виды исторических источников;
-
соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
-
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы и решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников;
-
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
-
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, опираясь на знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчётов об экскурсиях, рефератов;
-
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
-
определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
-
объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
-
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, для высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира, объяснения исторически сложившихся норм социального поведения, использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Обучающийся научится:
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;
• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
обучающийся получит возможность научиться:
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
-
Содержание учебного предмета.
Вводный урок.
Глава 1. Становление индустриального общества
Индустриальные революции: достижения и проблемы. Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Человек м изменившемся мире: материальная культура и повседневность. Наука: создание научной картины мира. 19 век в зеркале художественных исканий. Литература. Искусство в поисках новой картины мира. Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство.
Глава 2. Строительство новой Европы
Консульство и образование наполеоновской империи. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. Великобритания: сложный путь к величию и процветанию. Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к политическому кризису. Франция: революция 1848 г. и Вторая империя. Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?». Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна.
Глава 3. Страны Западной Европы в конце 19 в. Успехи и проблемы индустриального общества.
Германская империя: борьба за «место под солнцем». Великобритания: конец Викторианской эпохи. Франция: Третья республика. Италия: время реформ и колониальных захватов. От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса.
Глава 4. Две Америки.
США в 19 в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. США: империализм и вступление в мировую политику. Латинская Америка в 19 веке.: время перемен.
Глава 5. Традиционные общества в 19 в.: новый этап колониализма.
Япония на пути модернизации: «восточная мораль – западная техника». Китай: традиции против модернизации. Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Африка: континент в эпоху перемен.
Глава 6. Международные отношения: обострение противоречий.
Международные отношения: дипломатия или войны?
Итоговое повторение
Россия в конце XVII — первой четверти XVIII в.
Политическая карта мира к началу XVIII в. Новые формы организации труда в передовых странах. Формирование мировой торговли и предпосылок мирового разделения труда. Новый характер взаимоотношений между Востоком и Западом. Политика колониализма. Роль и место
России в мире. Предпосылки масштабных реформ. А. Л. Ордин-Нащокин. В. В. Голицын.
Начало царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство.
Особенности абсолютизма в Европе и России. Преобразования Петра I. Реформы местного управления: городская и областная (губернская) реформы. Реформы государственного управления: учреждение Сената, коллегий, органов надзора и суда. Реорганизация армии: создание флота, рекрутские наборы, гвардия. Указ о единонаследии.
Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение Синода. Старообрядчество при Петре I. Положение протестантов, мусульман, буддистов, язычников.Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича Алексея.
Развитие промышленности. Мануфактуры и крепостной труд. Денежная и налоговая реформы. Подушная подать. Ревизии. Особенности российского крепостничества в XVIII в. и территория его распространения. Российское общество в Петровскую эпоху. Изменение социального статуса сословий и групп: дворянство, духовенство, купечество, горожане,
крестьянство, казачество. Зарождение чиновничье-бюрократической системы. Табель о рангах.
Правовой статус народов и территорий империи: Украина, Прибалтика, Поволжье, Приуралье, Северный Кавказ, Сибирь, Дальний Восток.
Социальные и национальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Религиозные выступления.
Россия в системе европейских и мировых международных связей. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война: причины, основные события, итоги. Ништадтский мир. Прутский и Каспийский походы. Провозглашение России империей. Формирование
системы национальных интересов Российской империи на международной арене, рост её авторитета и влияния на мировой арене.
Культурное пространство империи в первой четверти XVIII в.
Культура и нравы. Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Нововведения, европеизация, традиционализм.
Просвещение и научные знания. Введение гражданского шрифта и книгопечатание. Новое летоисчисление. Первая печатная газета «Ведомости». Ассамблеи, фейерверки.
Санкт-Петербург — новая столица. Кунсткамера. Создание сети школ и специальных учебных заведений. Основание Академии наук и университета. Развитие техники. Строительство городов, крепостей, каналов.Литература, архитектура и изобразительное искусство. Петровское барокко.
Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской истории и культуре.Человек в эпоху модернизации. Изменения в повседневной жизни сословий и народов России.
После Петра Великого: эпоха дворцовых переворотов.
Изменение места и роли России в Европе. Отношения с Османской империей в политике европейских стран и России.
Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Усиление роли гвардии. Екатерина I. Пётр II. «Верховники». Анна
Иоанновна. Кондиции — попытка ограничения абсолютной власти. Иоанн Антонович. Елизавета Петровна. Пётр III.
Внутренняя политика в 1725—1762 гг. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров.
Конференция при высочайшем дворе. Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Изменения в системе городского управления.
Начало промышленного переворота в Европе и экономическое развитие России. Экономическая и финансовая политика. Ликвидация внутренних таможен. Развитие мануфактур и торговли. Учреждение Дворянского и Купеческого банков.
Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг.
Внешняя политика в 1725—1762 гг. Основные направления внешней политики. Россия и Речь Посполитая. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741—1742 гг. Начало присоединения к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1756-1763 гг. П. А.
Румянцев. П. С. Салтыков. Итоги внешней политики.
Российская империя в период правления Екатерины II.
Россия в системе европейских и международных связей. Основные внешние вызовы. Научная революция второй половины XVIII в. Европейское Просвещение и его роль в формировании политики ведущих держав и России. Внутренняя политика Екатерины II. Просвещённый абсолютизм. Секуляризация церковных земель. Проекты реформирования России.
Уложенная комиссия. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам.
Экономическая и финансовая политика правительства. Рост городов. Развитие мануфактурного производства. Барщинное и оброчное крепостное хозяйство. Крупные предпринимательские династии. Хозяйственное освоение Новороссии, Северного Кавказа, Поволжья, Урала.
Социальная структура российского общества. Сословное самоуправление. Социальные и национальные движения. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва.
Народы Прибалтики, Польши, Украины, Белоруссии, Поволжья, Новороссии, Северного Кавказа, Сибири, Дальнего Востока, Северной Америки в составе Российской империи. Немецкие переселенцы. Национальная политика. Русская православная церковь, католики и протестанты. Положение мусульман, иудеев, буддистов. Основные направления внешней политики. Восточный вопрос и политика России. Русско-турецкие войны. Присоединение Крыма. «Греческий
проект». Участие России в разделах Речи Посполитой. Воссоединение Правобережной Украины с Левобережной Украиной. Вхождение в состав России Белоруссии и Литвы.
Формирование основ глобальной внешней политики России. Отношения с азиатскими странами и народами. Война за независимость в Северной Америке и Россия. Французская революция конца XVIII в. и политика противостояния России революционным движениям в Европе. Расширение территории России и укрепление её международного положения. Россия — великая европейская держава.
Россия при Павле I
Изменение порядка престолонаследия. Ограничение дворянских привилегий. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении
крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Внешняя политика Павла I. Участие России в антифранцузских коалициях.
Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Военные экспедиции Ф. Ф. Ушакова.
Заговор 11 марта 1801 г. и убийство императора Павла I.
Культурное пространство империи. Повседневная жизнь сословий в XVIII в.
Образование и наука в XVIII в. Влияние идей Просвещения на развитие образования и науки в России. Зарождение общеобразовательной школы. Основание Московского университета и Российской академии художеств. Смольный институт благородных девиц. Кадетский
(шляхетский) корпус.
Деятельность Академии наук. И. И. Шувалов. М. В. Ломоносов. Развитие естественных и гуманитарных наук. Становление русского литературного языка. Географические экспедиции. Достижения в технике.
Литература. Живопись. Театр. Музыка. Архитектура и скульптура. Начало ансамблевой застройки городов.
Перемены в повседневной жизни населения Российской империи. Сословный характер культуры и быта. Европеизация дворянского быта.
Общественные настроения. Жизнь в дворянских усадьбах. Крепостные театры. Одежда и мода. Жилищные условия разных слоёв населения, особенности питания.
Финансовая грамотность:
Деньги: что это такое. Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы вашей семьи.
Какие бывают источники доходов. От чего зависят личные и семейные доходы.
Как контролировать семейные расходы и зачем это делать. Что такое семейный бюджет и как его построить. Как оптимизировать семейный бюджет.
-
Тематическое планирование.
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
1 | От традиционного общества к обществу индустриальному | 1 |
2 | Глава 1. Становление индустриального общества (6ч) Индустриальные революции: достижения и проблемы | 1 |
3 | Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности | 1 |
4 | Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность | 1 |
5 | Наука: создание научной картины мира | 1 |
6 | 19 в. В зеркале художественных исканий. Литература. Искусство в поисках новой картины мира | 1 |
7 | Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство | 1 |
8 | Глава 2. Строительство новой Европы (7ч) Консульство и образование наполеоновской империи. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. | 1 |
9 | Великобритания: сложный путь к величию и процветанию. | 1 |
10 | Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к политическому кризису. | 1 |
11 | Франция: революция 1848 г. и Вторая империя. | 1 |
12 | Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?». | 1 |
13 | Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. | 1 |
14 | Контрольно – обобщающий урок по главе: «Строительство новой Европы» | 1 |
15 | Глава 3. Страны Западной Европы в конце 19 в. Успехи и проблемы индустриального общества. (5ч.) Германская империя: борьба за «место под солнцем». | 1 |
16 | Великобритания: конец Викторианской эпохи. | 1 |
17 | Франция: Третья республика. | 1 |
18 | Италия: время реформ и колониальных захватов. От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса. | 1 |
19 | Контрольно – обобщающий урок по главе: « Страны Западной Европы в конце 19 в. Успехи и проблемы индустриального общества» | 1 |
20 | Глава 4. Две Америки. (3ч) США в 19 в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. | 1 |
21 | США: империализм и вступление в мировую политику. | 1 |
22 | Латинская Америка в 19 веке.: время перемен. | 1 |
23 | Глава 5. Традиционные общества в 19 в.: новый этап колониализма. (2ч.) Япония на пути модернизации: «восточная мораль – западная техника». Китай: традиции против модернизации. | 1 |
24 | Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Африка: континент в эпоху перемен. | 1 |
25 | Глава 6. Международные отношения: обострение противоречий. (1ч.) Международные отношения: дипломатия или войны? | 1 |
26 | Итоговое повторение и обобщение знаний по курсу: История Нового времени 1800-1900 | 1 |
27 | История России (44 ч) Введение. У истоков российской модернизации. (1ч) | 1 |
28 | Глава 1. Россия в эпоху преобразований Петра I. (14ч) Россия и Европа в конце 16в. | 1 |
29 | Предпосылки Петровских реформ | 1 |
30 | Начало правления Петра 1. | 1 |
31 | Великая Северная война 1700-1721 гг. | 1 |
32 | Реформы управления Петра 1. | 1 |
33 | Экономическая политика Петра 1 | 1 |
34 | Российское общество в Петровскую эпоху. | 1 |
35 | Церковная реформа. Положение традиционных конфессий | 1 |
36 | Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам. | 1 |
37 | Перемены в культуре России в годы Петровских реформ | 1 |
38 | Повседневная жизнь и быт при Петре 1. ОДНРК -Совершенствование человека в труде. | 1 |
39 | Значение петровских преобразований в истории страны | 1 |
40 | Повторительно – обобщающий урок по теме: «Россия в эпоху преобразований Петра 1.» | 1 |
41-42 | Глава -2. Россия при наследниках Петра: эпоха дворцовых переворотов. (6ч) Эпоха дворцовых переворотов 1725-1762 гг. | 2 |
43 | Внутренняя политика и экономика России в 1725-1762 гг. | 1 |
44 | Внешняя политика 1725-1762 гг. | 1 |
45 | Национальная и религиозная политика | 1 |
46 | Повторительно- обобщающий урок по теме: Россия при наследниках Петра: эпоха дворцовых переворотов | 1 |
47 | Глава -3. Российская империя при Екатерине II. (9ч) Россия в системе международных отношений | 1 |
48 | Внутренняя политика Екатерины II | 1 |
49 | Экономическое развитие России при Екатерине II | 1 |
50 | Социальная структура российского общества второй половины XVIII в. | 1 |
51 | Народные движения. Восстание Е.И.Пугачёва | 1 |
52 | Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II. ОДНРК - История религий в России. | 1 |
53 | Внешняя политика Екатерины II | 1 |
54 | Освоение Новороссии и Крыма | 1 |
55 | Повторительно-обобщающий урок по теме: Российская империя при Екатерине II | 1 |
56 | Глава -4. Российская империя при Павле I. (3ч) Внутренняя политика Павла I | 1 |
57-58 | Внешняя политика Павла I | 2 |
59 | Глава – 5. Культурное пространство Российской империи в XVIII в. (12ч) Общественная мысль, публицистика, литература | 1 |
60 | Образование в России в XVIII | 1 |
61 | Российская наука и техника в XVIII | 1 |
62 | Русская архитектура XVIII в. | 1 |
63 | Живопись и скульптура | 1 |
64 | Музыкальное и театральное искусство. ОДНРК -Преобразующая сила искусства | 1 |
65 | Народы России в XVIII | 1 |
66 | Перемены в повседневной жизни российских сословий | 1 |
67 | Повторительно-обобщающий урок по курсу: «История России» | 1 |
68 | Финансовая грамотность: Деньги: что это такое. Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы вашей семьи. | 1 |
69 | Какие бывают источники доходов. От чего зависят личные и семейные доходы. | 1 |
70 | Как контролировать семейные расходы и зачем это делать. Что такое семейный бюджет и как его построить. Как оптимизировать семейный бюджет. | 1 |