Рабочая программа
по Истории Отечества
для специальной (коррекционной) школы VIII вида
(7-9 классов)
Составитель: Китаев Н.В.
учитель истории
с.Кичменгский Городок
1.Пояснительная записка.
Настоящий курс «История Отечества» предназначен для учащихся изучающих историю в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях для детей с умственной отсталостью. Они представляют собой одну из самых многочисленных групп детей с ограниченными возможностями здоровья. Понятием «умственная отсталость» объединены многочисленные и разнообразные формы патологии, проявляющиеся в наибольшей мере в нарушении развития умственной деятельности.
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение ЗУНами, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ребенка, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация в общество.
Цели курса определяются необходимостью реализации прав личности такого ребенка на образование.
Основными задачами курса являются:
освоение учащимися комплекса систематизированных знаний об истории Отечества, роли России как активного участника и творца всемирной истории;
помощь учащимся в развитии у них чувства национальной
идентичности, патриотизма, толерантности, уважения к историческому пути своего и других народов;
понимается способность рассматривать события и явления с точки
зрения их исторической обусловленности;
систематизации исторической информации.
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности детей, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников. Знание особенностей развития этих детей необходимо для эффективной работы с ними для понимания причин, обуславливающих успехи и неудачи их обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приемов педагогического воздействия. Данный курс истории Отечества на конкретных примерах родной истории способствует формированию нравственных черт личности наших учащихся. В курсе «Истории Отечества» целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчетливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий будет способствовать лучшему запоминанию их последовательности. При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания учеников, причем не, только по истории, но и иным предметам. Учитывается, что уровень возрастных и познавательных возможностей учащихся старших классов позволяет шире реализовать интегративный подход к отечественной истории с тем, чтобы сформировать целостную картину развития человеческой цивилизации. Данная программа отражает основные положения учебника История России для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Пузанова Б.П., Бородиной О.И., Сековец Л.С., Редькиной Н.М. Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с отклонением в интеллектуальном развитии. Направлена программа на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. Содержание обучения имеет практическую направленность. В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Методы:
Словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и
книгой.
Наглядные - наблюдение, демонстрация.
Практические – упражнения.
Методы изложения новых знаний.
Методы повторения, закрепления знаний.
Методы применения знаний.
Методы контроля.
Занятия проводятся в классно урочной форме.
Типы уроков:
Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения
материала)
Урок формирования и закрепления знаний и умений
(практический урок)
Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-
обобщающий урок)
Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно-
проверочный урок)
Комбинированный урок
Применяются ТСО: фрагменты кино (видео, dvd) мультфильмов,
мультимедиа, музыкальные фрагменты.
Для контроля ЗУНов учащихся применяются тестовые, контрольные, срезовые, самостоятельные работы. В курс вошло 3 (три) урока проверки контроля знаний, на тестовые, срезовые, самостоятельные работы отводится 15 минут на уроке. Настоящая программа рассчитана на учащихся 7-9 классов. Срок реализации настоящей программы рассчитан на 3 учебных года. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). На курс отведено 204 академических часа или 68 часов в год или 2 часа в неделю.
Возможно увеличение или уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как учащихся коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Лишь 15- 20% от общего числа детей составляют учащиеся, которые наиболее успешно овладевают учебным материалом; 30-35% учащихся испытывают некоторые трудности в обучении; 35-40% детей нуждаются в разнообразных видах помощи (для таких детей часто не достаточно одного урока, чтобы понять и запомнить изучаемый материал); 10-15% учащихся овладевают материалом на самом низком уровне. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала. На уроках истории учащиеся должны ознакомиться с наиболее значительными событиями из истории нашей Родины, современной общеполитической жизнью страны, получают основы правового и нравственного воспитания. Материал курса создает представление о наиболее важных сторонах жизни общества.
В конце изучения курса истории Отечества учащиеся должны знать: основные понятия курса; даты и персоналии (исторических деятелей, полководцев, руководителей); основные исторические события; уметь устанавливать причинно-следственные связи. Воспитанники с легкой и средней степенью умственной отсталости по окончании 9 класса должны владеть максимально доступным их возможностям уровнем общеобразовательной подготовки, необходимым для самостоятельной жизни. Они должны уметь ориентироваться в окружающей действительности, соблюдать общепринятые нормы поведения и общения, владеть навыками устной разговорной речи, уметь отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы с целью получения информации.
Курс истории Отечества относится к общеобразовательным курсам в содержании основных компонентов Базисного плана. Относится к Федеральному компоненту.
2.Содержание программы Истории Отечества
7 класс
(2 ч в неделю)
Введение
Что такое история. Что изучает история.
Как пользоваться книгой по истории.
Как и по каким источникам мы узнаем о жизни людей в прошлом. Устные, вещественные и письменные памятники истории.
Наша Родина — Россия. Кто живет рядом и вокруг России. Наша страна на карте. Государственные символы России.
Глава нашей страны. Россия - наша родина. Как изучается родословная людей. Счет лет в истории. «Лента времени».
История нашей страны древнейшего периода
Кто такие восточные славяне. Легендарная история происхождения славян и земли русской. ., Роды и племена восточных славян и их старейшины.
Как жили наши предки — восточные славяне в далеком прошлом. Славянская семья и славянский поселок. Хозяйство, основные занятия и быт восточных славян.
Обычаи и верования восточных славян, их мудрецы и старцы-предсказатели (волхвы, вещуны и кудесники). Соседи восточных славян, торговые отношения с ними. Славянские воины и богатыри. Оружие и доспехи восточных славян. Дружинники.
Объединение восточных славян под властью Рюрика.
Киевская Русь
Образование государства восточных славян - Киевской Руси или Древней Руси. Первые русские князья: Олег, Игорь, Святослав. Княгиня Ольга.
Княжеская дружина и укрепление единой верховной власти князя. С кем воевала Киевская Русь: древляне, печенеги, хазары, греки.
Крещение Руси при Князе Владимире и воеводе Добрыне. Образование Русской Церкви под управлением патриарха Константинополя. Священники и проповедники. Святые люди и подвижники. Образование первых русских монастырей.
Былины - источник знаний о Киевской Руси. Гусляры-сказочники и их былины. Былинные богатыри — спасители земли русской.
Культура и искусство Древней Руси. Древнерусские ремесленники, иконописцы, белокаменное строительство, фресковая живопись, образование и грамотность. Летописи и летописцы. «Повесть временных лет».
Жизнь и быт в Древней Руси: княжеское и боярское подворье, вотчины, быт простых людей - холопов, закупов и смердов. Свободные люди Древней Руси.
Правление Ярослава Мудрого и укрепление единого русского государства. Первые русские монеты. Создание первого русского сборника законов «Русская правда». Первые русские библиотеки Ярослава Мудрого.
Приход к власти Владимира Мономаха в 1113 г. Личность Мономаха — первого русского царя. «Устав Владимира Мономаха» и «Поучения Владимира Мономаха» — советы детям о доброте и любви.
Рост и укрепление древнерусских городов. Городское строительство и торговля.
Распад Киевской Руси
Причины распада Киевской Руси. Появление отдельных 15 крупных княжеств-государств. Период раздробленности: ослабление обороноспособности Руси.
Киевское княжество в XII веке. Борьба князей за титул «великого Киевского князя»
Владимире-Суздальское княжество. Основатель Москвы князь Юрий Долгорукий. Наследники Юрия Долгорукого - Андрей Бо-голюбский и Всеволод Большое Гнездо. Дружина Всеволода и ее военные походы. Рост богатства и могущества Владимире-Суздальского княжества при князе Всеволоде.
Господин Великий Новгород. Географическое положение Новгорода. Близость к Северной Европе, странам Прибалтики. Хозяйство новгородской земли. Внешнеторговые связи.
Торговля и ремесла Новгородской земли. Новгородская боярская республика. Новгородское вече и правители Новгорода: посадник, тысяцкий и архиепископ. Новгородский князь - руководитель новгородского войска и организатор обороны города от внешних врагов.
Русская культура в XII—XIII вв., летописание. Поэма «Слово о полку Игореве». Берестяные грамоты. Их содержание.
Борьба Руси с иноземными завоевателями
Монголо-татары: жизнь и быт кочевников, основные занятия, торговля, военные походы. Монголо-татарское войско и его вооружение, военная дисциплина. Объединение монголо-татарских орд под властью Чингисхана.
Нашествие монголо-татар на Русь. Походы войск Чингисхана и хана Батыя на Русь. Героическая борьба русских людей против монголо-татар. Подвиг князя Рязанского, Евпатия Коловрата и других. «Злой город Козельск». Русь под монголо-татарским игом. Монголо-татарское государство Золотая Орда. Управление Золотой Ордой завоеванными землями: сбор дани, назначение ханом великого князя. Сопротивление русских людей монголо-татарам.
Наступление на Русь новых врагов. Рыцари-крестоносцы, их снаряжение и военный опыт. Александр Невский и новгородская дружина. Невская битва и «Ледовое побоище». Героизм и победа новгородцев. Значение этой победы для укрепления православия на русской земле.
Начало объединения русских земель
Возрождение хозяйства и культуры. Тяжелое положение русского и других народов. Возвышение Москвы при князе Данииле Александровиче. Московский князь Иван Калита, его успехи.
Расширение территории Московского княжества при Иване Калите. Превращение Москвы в духовный центр русской земли.
Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси. Жизнь и быт простых людей
Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Сергий Радонежский.
Отражение ордынских набегов. Борьба Дмитрия Донского против хана Мамая. Битва на Куликовом поле (1380), итог битвы. Значение Куликовской битвы для русского народа. Отражение героизма сражающихся в повестях, сказаниях. Национальный подъем после Куликовской битвы. Роль Москвы. Распад Золотой Орды.
Иван III (1462—1505). Освобождение от иноземного ига (1480). Превращение Московского княжества в Российское государство.
Государь всея Руси - Иван III. Монархия. Принятие единого сборника законов Российского государства - Судебника.
Повторение за год.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
• какие исторические даты называются точными, приблизительными;
когда произошли события (конкретные, по выбору учителя);
• кто руководил основными сражениями.
Учащиеся должны уметь:
• пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
• пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;
• соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;
• пользоваться «Лентой времени», соотносить год с веком;
• устанавливать последовательность исторических событий на основе усвоенных дат;
• правильно и точно употреблять исторические термины, понятия;
• пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту.
8 класс
(2 ч в неделю)
Повторение
Единая Россия (конец XV — начало XVII в.)
Иван III Великий — глава единого государства Российского. Система государственного управления при Иване III. Государев двор, Боярская дума, приказы, Казна. Бояре-наместники и управление уездами. «Государево войско». Значение создания единого Российского государства.
Расширение государства Российского при Василии III. Присоединение Пскова, Смоленска, Рязани и др. городов. Борьба России с Литвой.
Русская православная церковь в Российском государстве. Церковная система управления. Православное духовенство.
Первый русский царь Иван IV Грозный. Венчание его на царство. Царский двор и его дворянское окружение. Система государственного управления при Иване IV Грозном. Земский Собор и Церковный собор, Избранная Рада и Боярская дума. Новый сборник законов Российского государства - Судебник Ивана IV. Стрелецкое войско. Жизнь и быт стрельцов. Борьба Ивана Грозного с боярами.
Опричнина Ивана Грозного. Ливонская война - попытка России завоевать выход к Балтийскому морю.
Присоединение Великой реки Волги и всех земель вокруг нее к Российскому государству. Покорение Ермаком Сибири. Особые поселения вольных людей - казаков. Их жизнь, быт, традиции, система управления. Строительство сибирских городов. Быт простых и знатных людей Российского государства XVI века. «Домострой». Различные сословия: их обычаи, традиции, уклад жизни.
Москва — столица Российского государства.
Строительство нового Московского Кремля и участие в нем иностранцев. «Царь-колокол» и «Царь-пушка». Царский дворец и его убранство. Путешествие Афанасия Никитина в Индию и его книга «Хождение за три моря». Великий иконописец Андрей Рублев. Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России.
Правление Бориса Годунова и тайна гибели царевича Дмитрия — наследника царского престола. Последовавшее за тем Смутное время. Самозванцы. Восстание под предводительством Ивана Болотникова. Семибоярщина. Освобождение страны от иноземных захватчиков. Народные герои: Козьма Минин и Дмитрий Пожарский. Подвиг Ивана Сусанина.
Начало правления новой царской династии Романовых. Первый Романов — Михаил Федорович. Второй Романов — Алексей Михайлович Тишайший. Конец Смутного времени. Крепостные крестьяне и их борьба против налогового гнета. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Вольные казаки на царской службе.
Восстановление богатства и могущества православной церкви при патриархе Филарете. Возрождение иконописных мастерских и школ при храмах и монастырях.
Избрание патриарха Никона и раскол в Русской православной церкви. Протопоп Аввкум. Старообрядцы. Их жизнь и быт.
Освоение Сибири и Дальнего Востока. Культура и быт вошедших в состав России народов в XVII в. Первопроходцы Семен Дежнев и Ерофей Хабаров.
Великие преобразования России в XVIII в.
Начало правления Петра I: борьба с сестрой — царевной Софьей, претендующей на царский престол. Стрелецкие бунты. Потешные игры молодого Петра. Азовские походы. «Великое посольство» Петра I. Создание российского флота и борьба Петра I за выход к Балтийскому и Черному морям.
Начало Северной войны. Строительство Санкт-Петербурга. Создание регулярной армии. Полтавская битва: разгром шведов. Карл XII и гетман Мазепа. Победа русского флота. Окончание Северной войны. Гангутское сражение.
Обучение дворянских детей. Создание «цифирных», «навигац-ких», артиллерийских и инженерных школ.
Петр I — первый российский император. Личность Петра I Великого. Указ о единонаследии. «Табель о рангах» — новый закон о государственной службе. Жизнь и быт российского дворянства. Введение европейской моды при царском дворе. Борьба со старыми порядками и устоями.
Преобразования Петра I. Реформы государственного и территориального управления. Экономические преобразования Петра I. Денежная и налоговая реформы, Александр Меншиков - друг и соратник Петра I.
Эпоха дворцовых переворотов. Первая женщина-императрица — Екатерина I (вдова Петра I). Борьба «немецкой» и «русской» партий при дворе за влияние на российский престол. Правление Петра II, Анна Иоановны, Ивана Антоновича, Елизаветы Петровны и Петра III. Императорский двор.
Российская Академия наук и деятельность великого Ломоносова. Иван Иванович Шувалов - покровитель просвещения, наук и искусства в Российском государстве. Основание в Москве первого Российского университета и Академии художеств.
Правление Екатерины И. Просвещенный абсолютизм. Областная реформа: губернии, уезды и управление ими. Развитие городов при Екатерине П. Указ о свободном предпринимательстве: поддержка купеческого сословия. «Золотой век» российского дворянства — привилегированного сословия. «Жалованная грамота дворянству». Дворянский быт.
Семилетняя война.
Положение крепостных крестьян. Их жизнь и быт. Работные люди и казаки. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва.
Русско-турецкие войны второй половины XVIII века. Победы черноморского флота во главе с графом Орловым. Завоевание графом Потемкиным Молдавии и Крыма. Победы русской эскадры под командованием адмирала Ф.Ф. Ушакова. Знаменитый полководец Александр Суворов: взятие Измаила. Переход Суворова через Альпы.
Русские изобретатели и умельцы: Кулибин И.П. и Ползунов И.И. Развитие науки и искусства в XVIII в. Литература, живопись, скульптура, архитектура. Быт русских людей в XVIII веке. Памятники культуры XVIII в. в родном городе, крае.
История нашей страны в XIX веке
Россия в начале XIX века. Правление Павла I. Приход к власти Александра I. Указ «О вольных хлебопашцах» и реформы государственного управления.
Начало Отечественной войны 1812 года. Нападение армии Наполеона на Россию. Михаил Илларионович Кутузов — главно-командующий русской армией, другие знаменитые полководцы: князь Багратион, генерал Раевский, Барклай-де-Толли. Мужество русских солдат. Бородинская битва. Военный совет в Филях. Оставление Москвы. Народная война против армии Наполеона. Формирование партизанских отрядов. Московский пожар. Герои партизанской войны: Герасим Курин, Денис Давыдов, Василиса Кожина. Отступление и гибель армии Наполеона. Память о героях Отечественной войны 1812 года.
Правление Александра I. Военные поселения Аракчеева. Легенда о старце Федоре Кузьмиче. Создание тайных обществ в России. Восстание декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Расправа Николая I с декабристами. Ссылка в Сибирь. Жены декабристов. Правление Николая I и укрепление государственной власти. Реформы государственного аппарата. Создание III отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии и корпуса жандармов. Введение военных порядков во все сферы жизни общества.
«Золотой век» русской культуры в первой половине XIX века. Живопись, архитектура, литература. Великий русский композитор — М.И. Глинка. «История государства Российского» Н.М. Карамзина. Великий русский поэт А.С. Пушкин. М.Ю. Лермонтов и его стихотворение «На смерть поэта». Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX века. Изобретение П.Л. Шиллингом телеграфа. Появление первого в России паровоза - изобретение братьев Е. и М. Черепановых. Кругосветные путешествия под руководством И.Ф. Крузенштерна и Ф.Ф. Беллинсгаузена.
Крымская война 1853-1856 годов. Разгром турецкого флота адмиралом Нахимовым. Героическая оборона Севастополя. Выдающийся русский хирург Н.И. Пирогов. Основные итоги Крымской войны.
Правление Александра П. Отмена крепостного права. Крестьянские бунты. Жизнь крестьян после отмены крепостного права. Реформы Александра II: земская реформа, введение суда присяжных, указ о всеобщей воинской повинности. Противостояние реформам Александра II. Убийство Александра II.
Приход к власти Александра III — миротворца. Строительство фабрик, заводов и железнодорожных дорог, денежная реформа министра финансов С.Ю. Витте. Увеличение торговли с другими государствами.
Развитие российской промышленности и поддержка частного предпринимательства. Формирование русской промышленной буржуазии. Положение и жизнь рабочих. Появление революционных кружков в России. Революционеры. Развитие науки и культуры во второй половине XIX века. Создание первого российского летательного аппарата А.Ф. Можайским. Изобретение электрической лампочки П.Н. Яблочковым и первого радио А.С. Поповым. «История государства Российского» С.М. Соловьева и В.О. Ключевского. Архитектура и живопись. Великий русский писатель Л.Н. Толстой. Русский путешественник Н.М. Пржевальский. Великий русский композитор П.И. Чайковский.
Жизнь и быт русских купцов. Купцы-меценаты: П.М. Третьяков, С.И. Мамонтов.
Быт простых россиян в XIX веке: городская интеллигенция, рабочие, крестьяне. I
Краеведческая работа Повторение за год
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
• когда началось и закончилось событие (по выбору);
• как протекало конкретное событие;
• великих русских поэтов, писателей, ученых.
Учащиеся должны уметь:
• пользоваться «Лентой времени»;
• устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических событий;
• выделять главную мысль в отрывке исторической статьи;
• оценивать ответ ученика, дополнить его, пользуясь учебником и картой.
9 КЛАСС
(2 ч. в неделю)
Повторение.
Россия в начале XX в.
Начало правления Николая П. Экономический кризис в начале XX в. Стачки и забастовки рабочих, организация революционерами митингов и демонстраций.
Русско-японская война 1904-1905 годов. Оборона Порт-Артура под руководством адмирала С.О. Макарова. Подвиг команды крейсера «Варяг». Цусимское сражение. Причины поражения России в войне. Первая русская революция. Кровавое воскресенье 9 явнваря 1905 г. Московское вооруженное восстание. Появление первых политических партий в России. Лидеры первых политических партий В.М. Чернов (эсеры), П.Н. Милюков (кадеты), В.И. Ульянов (Ленин) (большевики), Ю.О. Мартов (меньшевики).
Реформы государственного управления. «Манифест 17 октября» 1905 года. Утверждение Конституции - Основного закона Российской империи.
Созыв Государственной Думы. Формирование различных политических партий и движений: правые, центристы, левые. Реформы П.А. Столыпина и их итоги.
«Серебряный век» русской культуры. Выдающийся писатель XX в. А.М. Горький. Объединение художников «Мир искусства». Выдающийся русский художник В.А. Серов. Знаменитая русская певица А.В. Нежданова и балерина Анна Павлова. Появление первых кинофильмов в России.
Первая мировая война и участие в ней России. Героизм и самоотверженность русских солдат. Череда побед и поражений русской армии в ходе военных действий. Знаменитый прорыв генерала А.А. Брусилова. Подвиг летчика Нестерова. Экономическое положение в стране во время Первой мировой войны. Отношение народа к войне.
Россия в 1917-1920 годах
Февральская революция и отречение царя от престола. Временное правительство во главе с А.Ф. Керенским. Создание Петроградского Совета рабочих депутатов. Двоевластие. Обстановка в стране в период двоевластия.
Захват власти большевиками в Петрограде. Взятие Зимнего дворца. Образование большевистского правительства - Совета Народных Комиссаров. Принятие первых декретов советской власти. Установление советской власти в стране и образование нового государства - Российской Советской Федеративной Социалистической Республики - РСФСР. Система государственного управления в РСФСР. Принятие новой Конституции в 1918 г. Учреждение новых символов государственной власти.
Мятеж левых эсеров. Расстрел царской семьи.
Начало Гражданской войны и иностранной военной интервенции. Борьба между «красными» и «белыми».
«Белое» движение и его лидеры: А.И. Деникин, П.Н. Врангель, Н.Н. Юденич, А.В. Колчак, Л.Г. Корнилов. «Красные». Создание Красной армии. Командиры Красной армии: М.Н. Тухачевский, М.В. Фрунзе, С.М. Буденный, В.И. Чапаев. Отношение к ним различных слоев населения. Крестьянская война против «белых» и «красных». «Зеленые» и повстанческая крестьянская армия батьки Махно.
Экономическая политика советской власти во время гражданской войны: «военный коммунизм».
Жизнь и быт людей в годы революции и гражданской войны. Безработица, голод и разруха. Ликвидация неграмотности. Отношение Советской власти к Русской православной церкви. Создание первых политических общественных молодежных организаций. Комсомольцы и пионеры.
Советская России — СССР в 20-30-е годы XX века.
Переход от политики «военного коммунизма» к новой экономическая политика (нэп) в стране. Ее сущность и основные отличия от предшествующей экономической политики Советской власти.
Введение свободной торговли. Проведение денежной реформы. Крестьяне-единоличники. Появление новых владельцев предприятий, магазинов и ресторанов - нэпманов. Увеличение аппарата чиновников. Положительные и отрицательные результаты нэпа.
Образование СССР. Первая Конституция (Основной Закон) СССР 1922 года. Положение народов советской страны. Система государственного управления СССР. Символы государственной власти СССР. Административная реформа.
Смерть первого главы советского государства В.И. Ленина. Создание однопартийной системы власти. Сосредоточение всей полноты партийной и государственной власти в руках И.В. Сталина. Культ личности Сталина.
Начало индустриализации. Основная задача индустриализации. Первые пятилетние планы. Стройки первых пятилеток (Днепрогэс, Магнитка, Турксиб, Комсомольск на Амуре и др.). Рабочий класс, его роль в индустриализации. Стахановское движение. Ударничество. Советские заключенные на стройках пятилеток.
Коллективизация сельского хозяйства. Создание колхозов. Насильственное осуществление коллективизации. Раскулачивание. Гибель крепких крестьянских хозяйств. Голод на селе.
Массовые репрессии. ГУЛаг.
Новая Конституция страны 1936 г. Ее значение. Изменения в системе государственного управления СССР.
Образование новых республик и включение их в состав Союза в период 20—40-х годов. Политическая жизнь страны в 30-е годы.
Развитие науки и культуры в СССР в 20-30-е годы. Великие научные открытия (И.П. Павлов, И.М. Сеченов, К.А. Тимирязев, Н.Е. Жуковский, К.Э. Циолковский, Н.И. Вавилов, С.В. Лебедев, И.В. Мичурин). Знаменитая советская киноактриса Любовь Орлова. Выдающийся советских писатель М.А. Шолохов. Образование в СССР. Жизнь и быт советских людей в 20-30-е годы.
СССР во Второй мировой и Великой отечественной войне 1941-1945 годов.
СССР накануне Второй мировой войны. Мероприятия по укреплению обороноспособности страны. Развитие военной промышленности. Ужесточение трудовой дисциплины. Ослабление армии.
Нападение Японии на СССР накануне Второй мировой войны. Секретные соглашения между СССР и Германией. Советско-финляндская война 1939-1940 годов, ее итоги.
Приход фашистов к власти в Германии. Начало Второй мировой войны, нападение Германии на Польшу и наступление на Запад. Подготовка гитлеровской Германии к наступлению на СССР. Подвиг советских разведчиков по выявлению планов подготовки нападения Германии на Советский Союз.
Нападение Германии на Советский Союз. Начало Великой Отечественной войны. Героическая оборона Брестской крепости. Создание государственного комитета обороны. Первые неудачи советской армии, героическая защита городов на пути отступления советских войск.
Битва за Москву и ее историческое значение. Руководитель обороны Москвы Г. К. Жуков. Панфиловцы. Строительство оборонительных сооружений. Контрнаступление советских войск под Москвой.
Героизм тружеников тыла. «Всё для фронта! Всё для победы!». Создание новых вооружений советскими военными конструкторами: самолеты Ил-4 и Ил-2, артиллерийская установка «Катюша», танк Т-34. Продовольственная проблема в начале войны.
Блокада Ленинграда и мужество ленинградцев. Города-герои России.
Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны: Сталинградская битва. Советские генералы В.И. Чуйков и М.С. Шумилов. Подвиг генерала Карбышева. Борьба советских людей на оккупированной территории. Партизанское движение. Битва на Курской дуге. Мужество и героизм советских солдат. Отступление немецких войск по всем фронтам.
Создание антигитлеровской коалиции. Открытие второго фронта в Европе в конце войны. Разгром советской армией немецких войск на советской территории и на территории европейских государств. Сражение за Берлин. Капитуляция Германии. День Победы — 9 мая 1945 года.
Вступление СССР в войну с Японией. Окончание Второй мировой войны. Военные действия США против Японии в 1945 г. Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Капитуляция Японии. Героические и трагические уроки войны.
Советский Союз в 1945-1991 годах.
Возрождение советской страны после войны. Трудности послевоенной жизни страны. Восстановление разрушенных городов, возрождение мирных отраслей промышленности. Образ жизни людей, судьбы солдат, вернувшихся с фронта. Новая волна репрессий.
Смерть И.В.Сталина. Внешняя политика СССР и борьба за власть после смерти Сталина. Приход к власти Н. С. Хрущева. Осуждение культа личности и первые реабилитации репрессированных. Создание СЭВ и ОВД. Реформы Н.С. Хрущёва. Освоение целины. Жилищное строительство в начале 60-х годов. Жизнь советских людей в годы правления Хрущёва.
Достижения в науке и технике в 50-60-е годы. Исследование атомной энергии. Выдающийся советский ученый И.В. Курчатов. Строительство атомного ледокола «Ленин» и атомных станций. Появление первых телевизоров и ЭВМ. Освоение космоса и полет первого человека. Юрий Гагарин. Первая женщина космонавт В.В. Терешкова.
Хрущёвская «оттепель». Творчество А.И. Солженицына. Международный фестиваль молодежи в Москве.
Экономическая и социальная политика Л.И. Брежнева. Эпоха «застоя». Экономический спад. Жизнь советских людей в годы «застоя». Принятие новой Конституции в 1977 г. Внешняя политика Советского Союза в 70-е годы. Война в Афганистане. Гибель российских солдат на чужой земле. XVII Олимпийские Игры в Москве. Ухудшение материального положения населения и морального климата в стране. Советская культура и интеллигенция.
Правозащитник А.Д. Сахаров. Выдающийся актер и певец В. Высоцкий. Высылка из страны и отъезд представителей советской интеллигенции за границу: М. Ростропович, Г. Вишневская, И. Бродский, Р. Нуриев, В. Аксёнов, В. Войнович, А. Галич, А. Тарковский и др.
Жизнь и быт советских людей в 70-е — начале 80-х годов XX века.
Борьба за власть после смерти Л.И. Брежнева. Приход к власти М.С. Горбачева. Реформы Горбачева в политической, социальной и экономической сферах. Вывод войск из Афганистана и Германии. Перестройка государственного управления и реформы в экономике.
Избрание первого президента СССР — М.С. Горбачева. Обострение межнациональных отношений в стране. Распад СССР. Образование суверенной России. Первый президент России Б.Н. Ельцын. ГКЧП — попытка военного переворота в 1991 г.
Новая Россия в 1991-2003 годах
Экономические реформы Б.Н. Ельцына. Реформы государственного управления. Принятие новой Конституции России в 1993 году и избрание Государственной Думы. Система государственного управления Российской Федерации по Конституции 1993 года.
Российские предприниматели. Жизнь и быт людей в новых экономических и политических условиях. Война в Чечне.
Президентские выборы 2000 г. Второй президент России — В.В. Путин. Его экономическая и политическая деятельность.
Развитие науки и культуры в 90-е годы XX века. Выдающийся ученый-физик Ж.И. Алфёров. Строительство Международной космической станции.
Русская православная церковь в новой России. Литература и искусство во второй половине XX в. Современное состояние, культуры и образования в стране.
Краеведческий материал Повторение за год
Основные требования к знаниям, умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
• пользоваться небольшим историческим текстом;
• правильно и осознанно оценивать реальную обстановку;
• выбрать из текста учебника конкретного героя, дать положительную характеристику, выделить личностные качества;
• передать содержание конкретного исторического материала;
• пользоваться современными числовыми взаимосвязями («Лента времени»). Учащиеся должны знать:
• основные исторические события революционные движения, гражданская война; становление Советской власти; стройки первых пятилеток; вторая Мировая война; Великая Отечественная война;
• основные периоды развития хозяйственной и политической
жизни страны в предвоенные и послевоенные годы;
• исторических деятелей, полководцев, руководителей страны, и национальных героев.
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Введение в историю | 7 |
2 | История нашей страны древнейшего периода | 13 |
3 | Киевская Русь | 17 |
4 | Руси Распад Киевской | 11 |
5 | Борьба Руси с иноземными завоевателями | 9 |
6 | Начало объединения русских земель | 11 |
7 | Единая Россия (конец XI века – XVII век) | 24 |
8 | Великие преобразования России в XVIII веке | 20 |
9 | История нашей страны в XIX веке | 24 |
10 | Россия в начале XX века | 9 |
11 | Россия в 1917-1920г-х | 9 |
12 | Советская Россия – СССР в 20-30-е гг. ХХ века | 11 |
13 | СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. | 14 |
14 | Советский Союз в 1945 – 1991 годах | 16 |
15 | Новая Россия в 1991-2003 годах | 8 |
16 | Повторение | 15 |
17 | Экскурсии | 2 |
18 | Уроки контроля знаний | 3 |
4. Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся.
Оценка устных ответов:
- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изучаемого материал;
-полнота ответа;
-умение на практике применять свои знания;
-последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» - понимание материала; с помощью учителя умеет обосновать и сформулировать ответ.
Оценка «4»- при ответе допускаются неточности; ошибки в речи; ошибки в речи исправляет только с помощью учителя.
Оценка «3»- материал излагается недостаточно полно и последовательно; допускается ряд ошибок в речи; ошибки исправляет только с помощью учителя или учащихся.
Оценка «2»- незнание большей части изучаемого материала, не использует помощь учителя и учащихся.
5.Учебно-методическая литература.
Обязательная литература:
1. История России: учебник для 7 класса специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида. [Б. П. Пузанов и др.]. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012;
2. История России: учебник для 8 класса специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида. [Б. П. Пузанов и др.]. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012;
3. История России: учебник для 9 класса специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида./ [Б. П. Пузанов и др.]. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
Дополнительная литература:
1.Б.П.Пузанов,О.И.Бородина Учебно-методическое пособие «Уроки истории в 7 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида»,ООО « Гуманит. изд. центр ВЛАДОС», 2003;
2.Б.П.Пузанов,О.И.Бородина Учебно-методическое пособие «Уроки истории в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида»,ООО « Гуманит. изд. центр ВЛАДОС», 2003;
3.Б.П.Пузанов,О.И.Бородина Учебно-методическое пособие «Уроки истории в 9 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида»,ООО « Гуманит. изд. центр ВЛАДОС», 2003;
4.Л.В.Петрова «Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школы VIII вида»,учебное пособие для вузов, Гуманит. изд. центр ВЛАДОС», 2003;
5.Школьная энциклопедия (по векам),Москва «ОЛМА-ПРЕСС Образование»,2003;
6.В.Малков «По Земле Вологодской»,северо-западное книжное издательство,1972;
7.М.И.Кузмицкая «Опыт преподавания истории во вспомогательной школе»,издательство «Просвещение»,1964;
8.Методические рекомендации по преподаванию курса «История Отечества» с учетом регионального компонента в 7-9 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида,Вологда,2006;
9.Познавательный журнал «Детская энциклопедия»,Москва,2010;
10.Конституция РФ,2012;
11.Комплекты цветных открыток по темам;
12.Сборник приказов и инструкций Министерства образования и науки «Вестник образования России»;
12.Методические рекомендации для вспомогательной школы «Изучение исторического и обществоведческого материала в старших классах вспомогательной школы»,Москва,1986;
13.В.А.Наволоцкий «Родословная Наволоцких и Кузнецовых»,Москва,2012;
14.»Гордость земли Кичменгско-Городецкой»,Вологда,2013;
15.Ю.А.Алексеев,М.Н.Зуев,В.Е.Ковалев,пособие для начальной школы «Моя Родина-Россия»,Москва,2002;
16.А.Сахаров,С.Троицкий «Живые голоса истории»,Москва,1978;
17.Н.Н.Головин «Моя первая Русская История»,Моска,1992.
Структура документа
1.Пояснительная записка.
2.Основное содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки обучающихся.
3.Календарно-тематическое планирование (Прилагается)
4.Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся.
5.Учебно-методическая литература.