СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории России 7 класс по программе Торкунова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету - история "История России". используется УМК Торкунова. рассчитана на 44 часа.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории России 7 класс по программе Торкунова»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Ярнемская средняя школа»


«Согласовано» « Утверждено»

Зам. директора по УР Директор школы

___________ Е.М. Кононова ___________ Л.В. Бородулина

«____» __________ 2019 г. « ____» ____________ 2019 г.

Приказ № 63 от 30.08.2019 г.





Рабочая программа

учебного предмета История России

для 7 класса



Учитель истории и обществознания

предмет

Ходеевой Т.Н.

ф.и.о.








2019 г

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Пояснительная записка

Общая характеристика курса «История России» в рамках учебного предмета «История»

Цели изучения курса "История России" в рамках учебного предмета "История"

Описание места учебного предмета "История" в учебном плане

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета «История России. 7 класс»

  2. Содержание курса «История России» в рамках учебного предмета «История» 7 класс

  3. Учебно-тематический план «История России 7 класс»

  4. Календарно-тематическое планирование по истории России7 класс

  5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса















































Пояснительная записка


Рабочая программа предназначена для изучения курса История России в 7 классе,составлена в соответствии с:

  • Положениями Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории,

  • Историко-культурного стандарта, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

  • на основе Примерной программы по истории для 5-10 классов

  • авторской программы по Истории России к предметной линии учебников Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова в основной школе (6—9 классы).

  • Федеральный перечень учебников на 2019-2020 учебный год;

  • Учебный план МБОУ «Ярнемская СОШ» на 2019-2020 учебный год.


Содержание учебного предмета «История» в основной школе изучается в рамках двух курсов: «История России» и «Всеобщая история». Данная рабочая программа направлена на изучение курса «История России 7 класс».



Общая характеристика курса "История России"в рамках учебного предмета «История»


Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом целей и задач изучения истории в основной школе, её места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 7 класса, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

Программа разработана на основе требований Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории, а также принципов и содержания Историко-культурного стандарта.

В современном плюралистическом российском обществе единая концепция исторического образования выступаетв качестве общественного договора, призванного обеспечить согласованную и поддержанную обществом версию отечественной и всеобщей истории. Подобный подход не исключает сохранения плюрализма оценок и суждений в рамках исторических исследований, а также методических подходов к преподаванию отечественной истории на различных этапах обучения и воспитания учащихся. Центральной идеей концепции является рассмотрение истории формирования государственной территории и единого многонационального российского народа. Судьба России созидалась единением разных народов, традиций и культур. Это обусловило ключевую роль этнокультурных компонентов, обеспечивающих достижение единства, гармонии и согласия в российском многонациональном обществе.

Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым школьного предмета «История». Он должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.

Курс «История России» даёт представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох. Важная особенность курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории.



Цели изучения курса "История России" в рамках учебного предмета "История"


Целью школьного исторического образования является

  • формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю;

  • формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.





Задачи изучения истории в основной школе:

  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной са­моидентификации в окружающем мире;

  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нрав­ственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому госу­дарству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерант­ности и мира между людьми и народами, в духе демократиче­ских ценностей современного общества;

  • развитие у учащихся способности анализировать содер­жащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловлен­ности;

  • формирование у школьников умений применять истори­ческие знания для осмысления сущности современных обще­ственных явлений, в общении с другими людьми в современ­ном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональ­ном обществе.



Описание места учебного предмета "История" в учебном плане


Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обяза­тельного в 5-9 классах в общем объеме 340 часов - 2 часа в неделю, 68 часов в год. Курсы «История России» и «Всеобщая история» изучаются синхронно - параллельно.

С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции примерная программа устанавливает примерное распределение учебного времени:


Классы

Объем учебного времени (федеральный

Разделы примерной программы

Резерв учебного времени


компонент)

История России

Всеобщая история


VII-VIII

классы

140 ч

История России (XVI- начало ХХ вв.) – не менее 72 ч

История Нового времени (XVI- начало ХХ вв.) – не менее 48 ч

20 ч


На изучение истории в 7 классе отводится 68 часов. Курс «История России» в 7 классе в объеме не менее 44 часов (в соответствии с ФБУП – 2004 г, решением РПО учителей истории и обществознания от 18 марта 2016 года).

Данная рабочая программа предназначена для реализации в 2019-2020 учебном году в МБОУ «Ярнемская школа» в общеобразовательных классах и предполагает изучение истории России на базовом уровне в объеме 44 часов.



Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта:

  • Учебник. История России. 7 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., Токарева А.Я., под редакцией А. В. Торкунова. 2 тт. М.: Просвещение, 2016 г.

  • Поурочные рекомендации. История России. 7 класс. Журавлева О.Н.

  • Рабочая тетрадь. История России. 7 класс. Данилов А.А., Лукутин А.В., Артасов И.А.

  • Комплект карт. История России. 7 класс. Сост. Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов.

  • Книга для чтения. История России. 6-9 классы. Данилов А.А.

  • Хрестоматия. История России. 6–10 классы (в 2-х частях). Сост. Данилов А.А. 

  • Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6–9 классы. Данилов А.А., Журавлева О.Н., Барыкина И.Е.

  • Комплект методических материалов в помощь учителю истории. Сост. Данилов А.А.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета "История России. 7 класс"


Личностными результатами изучения отечественной истории являются:

• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;

• изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями);

• следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;

• проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);

• обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога);

• навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.


В ряду метапредметных результатов изучения истории можно отметить следующие умения:

• осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);

• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;

• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

• работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;

• критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;

• использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;

• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

• ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;

• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;

• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;

• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания.


Предметные результаты изучения истории включают:

• применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);

• установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVI—XVII вв.;

• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

• определение и использование исторических понятий и терминов;

• использование сведений из исторической карты как источника информации;

• овладение представлениями об историческом пути России XVI—XVII вв. и судьбах населяющих её народов;

• описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов;

• использование знаний о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;

• сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России;

• высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков;

• поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);

• анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;

• сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей;

• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);

• раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

• понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи Средневековья, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;

• сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;

• определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;

• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;

• поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации;

• расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;

• составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных достоинствах и значении;

• понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.
























Планируемые результаты изучения Истории Нового времени

Выпускник научится:

• локализовать во времени (на основе хронологии) основные этапы и ключевые события отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;

  • применять знание фактов для характеристики эпохи Нового времени в отечественной и всеобщей истории, её ключевых процессов, событий и явлений;

• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, основных процессах социально-экономического развития, местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений - походов, завоеваний, колонизаций и др.;

• анализировать информацию из различных источников по отечественной и Всеобщей истории Нового времени;

• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп населения в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) ценностей, эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения; г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;

• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

• сопоставлять развитие России и других стран в период Нового времени, сравнивать исторические ситуации и события;

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.

Выпускник получит возможность научиться:

• используя историческую карту, характеризовать социально-экономичесое и политическое развитие России и других стран в Новое время;

• используя элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение достоверности и принадлежности источника, позиций автора и т.д.);

• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;

• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т.д.;

























Содержание курса "История России" (в рамках учебного предмета «История»)


7 класс

ИСТОРИЯ РОССИИ


Россия в XVI в.

Мир после Великих географических открытий. Модернизация как главный вектор европейского развития. Формирование централизованных государств в Европе и зарождение европейского абсолютизма.

Завершение объединения русских земель вокруг Москвы и формирование единого Российского государства.

Центральные органы государственной власти. Приказная система. Боярская дума. Система местничества. Местное управление. Наместники.

Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. Избранная рада. Появление Земских соборов. Специфика сословного представительства в России. Отмена кормлений. «Уложение о службе». Судебник 1550 г. «Стоглав». Земская реформа.

Опричнина, дискуссия о её характере. Противоречивость фигуры Ивана Грозного и проводимых им преобразований.

Экономическое развитие единого государства. Создание единой денежной системы. Начало закрепощения крестьянства.

Перемены в социальной структуре российского общества в XVI в.

Внешняя политика России в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири как факт победы оседлой цивилизации над кочевой. Многообразие системы управления многонациональным государством. Приказ Казанского дворца. Начало освоения Урала и Сибири. Войны с Крымским ханством. Ливонская война.

Полиэтнический характер населения Московского царства.

Православие как основа государственной идеологии. Теория «Москва — Третий Рим». Учреждение патриаршества. Сосуществование религий.

Россия в системе европейских международных отношений в XVI в.


Культурное пространство

Культура народов России в XVI в.

Повседневная жизнь в центре и на окраинах страны, в городах и сельской местности. Быт основных сословий.


Россия в XVII в.

Россия и Европа в начале XVII в.

Смутное время, дискуссия о его причинах.

Пресечение царской династии Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова. Самозванцы и самозванство. Борьба против интервенции сопредельных государств. Подъём национально-освободительного движения. Народные ополчения. Прокопий Ляпунов. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и его роль в развитии сословно-представительской системы. Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова. Итоги Смутного времени.

Россия при первых Романовых. Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич. Восстановление экономики страны. Система государственного управления: развитие приказного строя. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Укрепление самодержавия. Земские соборы и угасание соборной практики. Отмена местничества.

Новые явления в экономической жизни в XVII в. в Европе и в России. Постепенное включение России в процессы модернизации. Начало формирования всероссийского рынка и возникновение первых мануфактур.

Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы.

Социальные движения второй половины XVII в. Соляной и Медный бунты. Псковское восстание. Восстание под предводительством Степана Разина.

Вестфальская система международных отношений. Россия как субъект европейской политики. Внешняя политика России в XVII в. Смоленская война. Вхождение в состав России Левобережной Украины. Переяславская рада. Войны с Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой. Отношения России со странами Западной Европы и Востока. Завершение присоединения Сибири.

Народы Поволжья и Сибири в XVI—XVII вв. Межэтнические отношения.

Православная церковь, ислам, буддизм, языческие верования в России в XVII в. Раскол в Русской православной церкви.


Культурное пространство

Культура народов России в XVII в. Архитектура и живопись. Русская литература. «Домострой». Начало книгопечатания. Публицистика в период Смутного времени. Возникновение светского начала в культуре. Немецкая слобода. Посадская сатира XVII в. Поэзия. Развитие об- разования и научных знаний. Газета «Вести-Куранты». Русские географические открытия XVII в.

Быт, повседневность и картина мира русского человека в XVII в. Народы Поволжья и Сибири.




Основные события и даты

7 класс

  • 1505—1533 гг. — княжение Василия III

  • 1510 г. — присоединение Псковской земли

  • 1514 г. — включение Смоленской земли в состав Московского государства

  • 1521 г. — присоединение Рязанского княжества

  • 1533—1584 гг. — княжение (с 1547 г. — царствование) Ивана IV Васильевича (Ивана Грозного)

  • 1533—1538 гг. — регентство Елены Глинской

  • 1538—1547 гг. — период боярского правления

  • 1547 г. — принятие Иваном IV царского титула

  • 1549 г. — первый Земский собор

  • 1550 г. — принятие Судебника Ивана IV

  • 1552 г. — взятие русскими войсками Казани

  • 1556 г. — присоединение к России Астраханского ханства

  • 1556 г. — отмена кормлений; принятие Уложения о службе

  • 1558—1583 гг. — Ливонская война

  • 1564 г. — издание первой датированной российской печатной книги

  • 1565—1572 гг. — опричнина

  • 1581—1585 гг. — покорение Сибирского ханства Ермаком

  • 1584—1598 гг. — царствование Фёдора Ивановича

  • 1589 г. — учреждение в России патриаршества

  • 1598—1605 гг. — царствование Бориса Годунова

  • 1604—1618 гг. — Смутное время в России

  • 1605—1606 гг. — правление Лжедмитрия I

  • 1606—1610 гг. — царствование Василия Шуйского

  • 1606—1607 гг. — восстание Ивана Болотникова

  • 1607—1610 гг. — движение Лжедмитрия II

  • 1611—1612 гг. — Первое и Второе ополчения; освобождение Москвы от польско-литовских войск

  • 1613—1645 гг. — царствование Михаила Фёдоровича Романова

  • 1617 г. — Столбовский мир со Швецией

  • 1618 г. — Деулинское перемирие с Речью Посполитой

  • 1632—1634 гг. — Смоленская война

  • 1645—1676 гг. — царствование Алексея Михайловича

  • 1648 г. — Соляной бунт в Москве

  • 1648 г. — поход Семёна Дежнёва

  • 1649 г. — принятие Соборного уложения; оформление крепостного права в центральных регионах страны

  • 1649—1653 гг. — походы Ерофея Хабарова

  • 1653 г. — реформы патриарха Никона; начало старообрядческого раскола в Русской православной церкви

  • 8 января 1654 г. — Переяславская рада; переход под власть России Левобережной Украины

  • 1654—1667 гг. — война с Речью Посполитой

  • 1656—1658 гг. — война со Швецией

  • 1662 г. — Медный бунт

  • 1667 г. — Андрусовское перемирие с Речью Посполитой

  • 1670—1671 гг. — восстание под предводительством Степана Разина

  • 1676—1682 гг. — царствование Фёдора Алексеевича

  • 1682 г. — отмена местничества




Основные понятия и термины

7 класс


Местничество. Избранная рада. Реформы. Челобитная. Самодержавие. Государев двор. Сословно-представительная монархия. Земские соборы. Приказы. Опричнина.

«Заповедные лета», «урочные лета». Крепостное право. Соборное уложение. Казачество, гетман. Засечная черта. Самозванство.

Посад. Слобода. Мануфактура. Ярмарка. Старообрядчество. Раскол. Парсуна. Полки нового (иноземного) строя. Стрельцы. Ясак.



Основные источники

7 класс

Лицевой летописный свод. «Новый летописец». «Повесть о Казанском царстве». Судебник 1550 г. «Государев родословец». Писцовые и переписные книги. Посольские книги. Таможенные книги. Челобитные И. С. Пересветова. «Уложение о службе». «Стоглав». «Домострой». Послания Ивана Грозного. Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского. Указ о «заповедных летах» и указ об «урочных летах». «Сказание» Авраамия Палицына. «Временник» Ивана Тимофеева. Столбовский мирный договор со Швецией. Деулинское перемирие с Речью Посполитой. Челобитные русских купцов. Соборное уложение 1649 г. Торговый устав. Новоторговый устав. Андрусовское перемирие и «вечный мир» с Речью Посполитой. «Калязинская челобитная». «Повесть об Азовском осадном сидении». Газета «Вести-Куранты». Сочинения иностранных авторов о России XVI—XVII вв. (Сигизмунда Герберштейна, Джона Флетчера, Исаака Массы, Адама Олеария).



Основные исторические персоналии

7 класс


Государственные и военные деятели: А. Ф. Адашев, И. И. Болотников, Василий III, Е. Глинская, Борис Фёдорович Годунов, Ермак Тимофеевич, Иван IV Грозный, А. М. Курбский, хан Кучум, Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, А. С. Матвеев, К. М. Минин, Д. М. Пожарский, Б. И. Морозов, А. Л. Ордин-Нащокин, Алексей Михайлович Романов, Михаил Фёдорович Романов, Фёдор Алексеевич Романов, М. В. Скопин-Шуйский, Малюта Скуратов, Фёдор Иванович, Б. М. Хмельницкий, В. И. Шуйский.

Общественные и религиозные деятели, деятели культуры, науки и образования: протопоп Аввакум, Иосиф Волоцкий, патриарх Гермоген, С. И. Дежнёв, К. Истомин,Сильвестр (Медведев), И. Ю. Москвитин, патриарх Никон,Симеон Полоцкий, В. Д. Поярков, С. Т. Разин, протопопСильвестр, ЕпифанийСлавинецкий, С. Ф. Ушаков, ИванФёдоров, патриарх Филарет, митрополит Филипп (Колычев), Е. П. Хабаров, А. Чохов.






Учебно-тематический план курсаИстория России 7 класс



N п/п


Наименование раздела


Количество

часов

Из них

Изучение и закрепление нового материала

Урок- практикум

Повторительно-

обобщающий

урок

Контрольный урок

Раздел 1

Россия в XVI веке

24

17

5

1

1

Раздел 2

Россия в XVII в.

20

15

1

2

2


Итого:

44

32

6

3

3







Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Литература:

Программно-нормативное обеспечение:

  1. ФГОС: основное общее образование // ФГОС. М.: Просвещение, 2009.

  2. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

  3. Концепция единого учебно-методического комплекса по отечественной истории (http://минобрнауки.рф/документы/3483).

  4. Историко-культурный стандарт (http://минобрнауки.рф/документы/3483).

  5. Данилов А.А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9кл. (основная школа) /А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. - М.: Просвещение, 2016.



Технические средства:

1.Проектор

2.Компьютер

3.Экран.

Ресурсы Интернет

  1. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

  2. http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  3. http://www.ug.ru/ - Официальный сайт "Учительской газеты". На сайте представлены новости образования, рассматриваются вопросы воспитания, социальной защиты, методики обучения

  4. http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет

  5. http://www.1september.ru/ru/ - Газета "Первое Сентября" и ее приложения. Информация для педагогов

  6. http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей

  7. http://www.pish.ru/сайт журнала «Преподавание истории в школе» с архивом

  8. http://his.1september.ru Газета "История" и сайт для учителя "Я иду на урок истории"

  9. http://www.fipi.ru - ФИПИ

  10. http://www.uchportal.ru/ - учительский портал – по предметам – уроки, презентации, внеклассная работа, тесты, планирования, компьютерные программ

  11. http://rosolymp.ru/ - Всероссийская Олимпиада школьников

  12. http://www.zavuch.info/ - Завуч-инфо (методическая библиотека, педагогическая ярмарка, сообщество педагогов, новости…)

  13. http://www.km-school.ru/r1/media/a1.asp - Энциклопедия Кирилла и Мефодия

  14. http://www.hrono.info/biograf/index.php  -Хронос. Коллекция ресурсов по истории. Подробные биографии, документы,                   статьи, карты

  15. http://www.russianculture.ru/ - портал «Культура России»;

  16. http://www.historia.ru/ - «Мир истории». Электронный журнал

Календарно-тематическое планирование по истории России 7 класс


Тема



Основное содержание по темам

Дата

по плану


Дата

факт-ки


Раздел 1. Россия в XVI в.(24 ч)


1.

Мир и Россия в началеэпохи Великих географических открытий.

Мир после Великих географических открытий. Модернизация как главный вектор европейского развития и зарождение европейского абсолютизма.

4.12.


2.

Территория, население ихозяйство России в начале XVI в.

Основные группы населения России в начале XVI века, их занятия. Хозяйство России в начале XVI века.

6.12.


3.

Формирование единых государств в Европе и России.

Формирование централизованных государств в Европе и зарождение европейского абсолютизма.

11.12


4.

Формирование единого Российского государства при Иване III.

Формирование единого Российского государства при Иване III.

13.12.


5.

Российское государство в первой трети XVI века.

Завершение объединения русских земель вокруг Москвы и формирование единого Российского государства.

18.12


6.

Социально-политическое устройство Российского государства в первой трети XVI века.

Центральные органы государственной власти. Приказная система. Боярская дума. Система местничества. Местное управление. Наместники.


20.12.


7.

Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в.

Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские государства.

25.12.


8.

Урок-практикум «Начало правления Ивана IV».

Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Унификация денежной системы. Стародубская война с Польшей и Литвой.

Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских. Губная реформа. Московское восстание 1547 г.

Принятие Иваном IV царского титула.

27.12.


9.

Урок-практикум «Реформы Избранной Рады»

Реформы середины XVI в. Избранная рада. Появление Земских соборов.

Специфика сословного представительства в России. Отмена кормлений. «Уложение о службе». Судебник 1550 г. «Стоглав». Земская реформа.

10.01.


10.





11.

Государства Поволжья, Северного Причерноморь, Сибири в середине XVI в.




Русская Православная церковь.

Многонациональный состав населения Русского государства. Народы Поволжья после присоединения к России. Выходцы из стран Европы на государевой службе. Сосуществование религий в Российском государстве. Русская Православная церковь. Мусульманское духовенство.

15.01





17.01.


12.

Защита проектов по теме «Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.»

Защита проектов по теме «Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.»

Представлять и защищать проекты по теме:

«Столица… (выбор учащегося) ханства» (отразив в ней памятники архитектуры, изображения археологических находок, одежду, домашнюю утварь и т.д.);

! Может быть выбрана другая тематика

22.01.


13.

Лабораторная работа по теме «Внешняя политика России во второй половине

XVI в.: восточное и южное направления»

Внешняя политика России в XVI в. Создание стрелецких полков и «Уложение о службе». Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях.

Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири.

24.01.


14.

Урок-практикум «Внешняя политика

России во второй половине XVI в.: отношения с Западной Европой, Ливонская война»

Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне.

29.01.


15.

Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые».

Социальная структура российского общества. Дворянство. Торгово-ремесленное население городов. Духовенство. Начало закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах». Формирование вольного казачества.

31.01.


16.

Народы России во второй половине

XVI в.

Народы Западной Сибири. Народы Поволжья. Формирование новой администрации. Освоение русскими присоединенных земель. Проблема вероисповедания на присоединенных землях

5.02.


17.

Урок-практикум «Опричнина».

Опричнина, дискуссия о её характере. Результаты и последствия опричнины.

7.02.


18.

Урок-дискуссия «Итоги царствования Ивана IV»

Противоречивость фигуры Ивана Грозного и проводимых им преобразований.

12.02.


19.

Россия в конце XVI в.

Россия в конце XVI в.

Царь Федор Иванович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Тявзинский мирный договор со Швецией: восстановление позиций России в Прибалтике. Противостояние с Крымским ханством. Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение закрепощения крестьянства: указ об «Урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей.

14.02.


20.

Церковь и государствов XVI в.

Православие как основа государственной идеологии. Теория «Москва — Третий Рим». Учреждение патриаршества.

Сосуществование религий.

19.02.


21.

Культура и народов России в XVI в.

Культура народов России в XVI в.: просвещение, литература, архитектура, изобразительное искусство.

21.02.


22.

Повседневная жизнь народов России в XVI в.

Повседневная жизнь в центре и на окраинах страны, в городах и сельской местности. Быт основных сословий.

26.02.


23.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVI в.»

Повторение и обобщение по теме «Россия в XVI в.».

28.02.


24.

Урок контроля и коррекции знаний по теме «Россия в XVI в.»

Контроль и коррекция знаний, умений по теме «Россия в XVI в.»

4.03.



Раздел 2. Россия в XVII в.(20 ч.)


25.

Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI —начале XVII в.

Россия и Европа в начале XVII в

6.03.


26.

Смута в РоссийскомГосударстве: причин, начало.

Смутное время, дискуссия о его причинах.Пресечение царской династии Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова. Самозванцы и самозванство.

11.03.


27.

Смута в РоссийскомГосударстве: борьба с интервентами.

Борьба против интервенции сопредельных государств. Подъём национально-освободительного движения. Народные ополчения. Прокопий Ляпунов. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.

13.03.


28.

Окончание Смутного времени.

Народные ополчения. Прокопий Ляпунов. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.

Земский собор 1613 г. и его роль в развитии сословно-представительской системы. Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова. Итоги Смутного времени.

18.03.


29.

Экономическое развитие России в XVII в.

Новые явления в экономической жизни в XVII в. в Европе и в России. Постепенное включение России в процессы модернизации. Начало формирования всероссийского рынка и возникновение первых мануфактур.

20.03.


30.

Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве.

Россия при первых Романовых. Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич.

1.04.


31.

Изменения в социальной структуре российского общества.

Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы.


3.04.


32.

Народные движения в XVII в.

Социальные движения второй половины XVII в. Соляной и Медный бунты. Псковское восстание. Восстание под предводительством Степана Разина.

8.04.


33.

Россия в системе международных отношений: отношения со странами Европы

Вестфальская система международных отношений. Россия как субъект европейской политики. Отношения России со странами Западной Европы. Войны с Речью Посполитой.

10.04.


34.

Россия в системе международных отношений: отношения со странами исламского мира и с Китаем.

Войны с Османской империей, Крымским ханством.Отношения России со странами Востока.

15.04.


35.

«Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России.

Внешняя политика России в XVII в. Смоленская война. Вхождение в состав России Левобережной Украины. Переяславская рада.

17.04.


36.

Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол.

Раскол в Русской православной церкви

22.04.


37.

Урок-практикум «Русские путешественники и первопроходцы XVII веке».

Русские географические открытия XVII в.Завершение присоединения Сибири. Походы на Дальний Восток.

24.04.


38.

Культура народов России в XVII в.

Культура народов России в XVII в. Архитектура и живопись. Русская литература. «Домострой». Начало книгопечатания. Публицистика в период Смутного времени. Возникновение светского начала в культуре. Немецкая слобода. Посадская сатира XVII в. Поэзия. Развитие образования и научных знаний. Газета «Вести-Куранты».


29.04.


39.

Народы России в XVII в. Cословный быт и картинамира русского человека в

XVII в.


Быт, повседневность и картина мира русского человека в XVII в. Народы Поволжья и Сибири в XVI—XVII вв.


6.05.


40.

Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа

в XVII в.

Православная церковь, ислам, буддизм, языческие верования в России в XVII в. Повседневная жизнь народов России. Межэтнические отношения.

8.05.


41.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVII в.»

Повторение и обобщение по теме «Россия в XVII в.

13.05.


42.

Урок контроля и коррекции знаний по теме «Россия в XVI I в.» в рамках промежуточной аттестации.

Контроль и коррекция знаний, умений по теме «Россия в XVII в.»

15.05.


43.

Итоговое повторение и обобщение по курсу «Россия в XVI в.- XVII в.». Защита проектов.

Итоговое повторение и обобщение по курсу «История России в XVI - XVII вв.»

20.05.


44.

Итоговое тестирование.

Контроль и коррекция знаний, умений по теме« Россия в XVI в.- XVIIвеках»

22.05.








































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!