Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Пудемская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании
методического объединения
«___» ____________ 2018 г.
Согласовано с заместителем
Директора по УВР
«___» ____________ 2018 г.
_______________________
Принято на заседании
педагогического совета школы
«___» ___________ 2018 г.
протокол № ____
Утверждено
Приказом № _____
от «____» ________2018 г.
Директор школы ____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«История России. Всеобщая история»
8 класс
Составитель: Сунгурова Ирина Алексеевна
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории России и Всеобщей истории для 8 класса составлена на основе ФГОС ООО, полностью соответствует программам Министерства образования РФ под редакцией Торкунова А.В. «История России XVI -XVII вв. 8 класс» - Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. под редакцией А. В. Торкунова. 2 тт. М.: «Просвещение», 2016, «Новая история. Конец XV-XVIII в.», авторы А.Ю. Юдовская, Л.М. Ванюшкина.
1.Нормативные документы:
Закон РФ от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании».
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1644).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 10 ноября 2011 г. № 2643 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г.
№ 1089».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 января 2012 г. № 39 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 08 июня 2015 г. № 576 г. Москва «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253
Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) www.fgosreestr.ru
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18.10 2015 № 08 – 1786 «О рабочих программах учебных предметов»
Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 декабря 2016 г. № 08-2655 «О рассмотрении обращения».
Цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса:
Важность изучения в школе предмета «История» обусловлена его познавательными и мировоззренческими свойствами. В процессе освоения предмета закладываются основы знаний об историческом пути человечества, об особенностях развития российской цивилизации, формируются представления о многообразии окружающего мира и о месте в нём России.
Задачи изучения истории в школе:
1) формирование у обучающихся ценностных ориентаций, направленных на воспитание патриотизма, гражданственности и межнациональной толерантности;
2) воспитание у молодого поколения чувство гордости за свою страну, за ее роль в мировой истории, с одновременным пониманием, что в историческом прошлом России были и огромные достижения и успехи, но также и ошибки и просчеты;
3) формирование гражданской общероссийской идентичности, развитие идеи гражданственности, прежде всего при решении проблемы взаимодействия государства и общества, общества и власти;
4) формирование гражданской активности, осознания прав и обязанностей граждан, строительства гражданского общества. Умение проводить четкую грань между «нормальными проявлениями» гражданской активности и всякого рода экстремизмом, терроризмом, шовинизмом, проповедью национальной исключительности и т.п.;
5) формирование у школьников чувства патриотизма, гордости военными победами предков, осознания подвига народа как примера высокой гражданственности и самопожертвования во имя Отечества;
6) восприятие великого труда народа по освоению громадных пространств, формирование сложного поликонфессионального и многонационального российского социума на основе взаимовыручки и веротерпимости, создание науки и культуры мирового значения – как предметов патриотической гордости;
7) формирование понимания прошлого России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, самосознания учащихся, как граждан великой страны с великим прошлым;
8) развитие способности обучающихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
9) формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Научной основой содержания школьного исторического образования является Историко-культурный стандарт, который входит в Концепцию нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и может быть применим как к базовому, так и к профильному (углубленному) уровню изучения истории в старшей школе.
Данный стандарт включает в себя перечень обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе, принципиальные оценки ключевых событий прошлого, а также перечень «трудных вопросов истории», вызывающих острые дискуссии в обществе.
Методической основой изучения курса истории в школе является системно - деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
На изучение истории в 8 классе отводится 68 часов в год: из них – на изучение истории России - 44 часа, Всеобщей истории – 24 часа.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Личностными результатами изучения истории на данном этапе обучения являются:
первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период с конца XVII по конец XVIII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
изложение собственного мнения, аргументация своей точки зрения в соответствии с возрастными возможностями;
формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме, проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
уважение прошлого своего народа, его культурного и исторического наследия, понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования многонационального российского народа;
соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);
следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями;
обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других обучающихся (под руководством учителя);
расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные результаты изучения истории предполагают формирование следующих умений:
формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебной и познавательной деятельности;
планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи, соотносить свои действия с планируемыми результатами;
работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и другую информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);
собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (под руководством учителя);
работать с материалами на электронных носителях, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете (под руководством педагога);
использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать; с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядных средств (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в виде письменных работ;
использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
определять свою роль в учебной группе, оценивать вклад всех участников в общий результат.
Предметные результаты изучения истории включают:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания;
умение изучать информацию различных исторических источников, раскрывая их познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
В результате изучения курса учащиеся должны знать и понимать:
имена выдающихся деятелей XVIII в., важнейшие факты их биографии;
основные этапы и ключевые события всеобщей истории периода конца XVII — XVIII в.;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
изученные виды исторических источников;
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы и решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников;
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, опираясь на знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчётов об экскурсиях, рефератов;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, для высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира, объяснения исторически сложившихся норм социального поведения, использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Содержание учебного предмета, курса
Россия в конце XVII — первой четверти XVIII в. (44 часа)
Политическая карта мира к началу XVIII в. Новые формы организации труда в передовых странах. Формирование мировой торговли и предпосылок мирового разделения труда. Новый характер взаимоотношений между Востоком и Западом. Политика колониализма. Роль и место России в мире.
Предпосылки масштабных реформ. А. Л. Ордин-Нащокин. В. В. Голицын.
Начало царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство.
Особенности абсолютизма в Европе и России. Преобразования Петра I. Реформы местного управления: городская и областная (губернская) реформы. Реформы государственного управления: учреждение Сената, коллегий, органов надзора и суда. Реорганизация армии: создание флота, рекрутские наборы, гвардия. Указ о единонаследии.
Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение Синода. Старообрядчество при Петре I. Положение протестантов, мусульман, буддистов, язычников.
Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича Алексея.
Развитие промышленности. Мануфактуры и крепостной труд. Денежная и налоговая реформы. Подушная подать. Ревизии. Особенности российского крепостничества в XVIII в. и территория его распространения.
Российское общество в Петровскую эпоху. Изменение социального статуса сословий и групп: дворянство, духовенство, купечество, горожане, крестьянство, казачество. Зарождение чиновничье-бюрократической системы. Табель о рангах.
Правовой статус народов и территорий империи: Украина, Прибалтика, Поволжье, Приуралье, Северный Кавказ, Сибирь, Дальний Восток.
Социальные и национальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Религиозные выступления.
Россия в системе европейских и мировых международных связей. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война: причины, основные события, итоги. Ништадтский мир. Прутский и Каспийский походы. Провозглашение России империей. Формирование системы национальных интересов Российской империи на международной арене, рост её авторитета и влияния на мировой арене.
Культурное пространство империи в первой четверти XVIII в.
Культура и нравы. Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Нововведения, европеизация, традиционализм. Просвещение и научные знания.
Введение гражданского шрифта и книгопечатание. Новое летоисчисление. Первая печатная газета «Ведомости». Ассамблеи, фейерверки.
Санкт-Петербург — новая столица. Кунсткамера. Создание сети школ и специальных учебных заведений. Основание Академии наук и университета. Развитие техники. Строительство городов, крепостей, каналов.
Литература, архитектура и изобразительное искусство. Петровское барокко.
Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской истории и культуре.
Человек в эпоху модернизации. Изменения в повседневной жизни сословий и народов России.
После Петра Великого: эпоха дворцовых переворотов
Изменение места и роли России в Европе. Отношения с Османской империей в политике европейских стран и России.
Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Усиление роли гвардии. Екатерина I. Пётр II. «Верховники». Анна Иоанновна. Кондиции — попытка ограничения абсолютной власти. Иоанн Антонович. Елизавета Петровна. Пётр III.
Внутренняя политика в 1725—1762 гг. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. Конференция при высочайшем дворе. Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Изменения в системе городского управления.
Начало промышленного переворота в Европе и экономическое развитие России. Экономическая и финансовая политика. Ликвидация внутренних таможен. Развитие мануфактур и торговли. Учреждение Дворянского и Купеческого банков.
Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг.
Внешняя политика в 1725—1762 гг. Основные направления внешней политики. Россия и Речь Посполитая. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741—1742 гг. Начало присоединения к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1756— 1763 гг. П. А. Румянцев. П. С. Салтыков. Итоги внешней политики.
Российская империя в период правления Екатерины II
Россия в системе европейских и международных связей. Основные внешние вызовы. Научная революция второй половины XVIII в. Европейское Просвещение и его роль в формировании политики ведущих держав и России.
Внутренняя политика Екатерины II. Просвещённый абсолютизм. Секуляризация церковных земель. Проекты реформирования России. Уложенная комиссия. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам.
Экономическая и финансовая политика правительства. Рост городов. Развитие мануфактурного производства. Барщинное и оброчное крепостное хозяйство. Крупные предпринимательские династии. Хозяйственное освоение Новороссии, Северного Кавказа, Поволжья, Урала.
Социальная структура российского общества. Сословное самоуправление.
Социальные и национальные движения. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва.
Народы Прибалтики, Польши, Украины, Белоруссии, Поволжья, Новороссии, Северного Кавказа, Сибири, Дальнего Востока, Северной Америки в составе Российской империи. Немецкие переселенцы. Национальная политика.
Русская православная церковь, католики и протестанты. Положение мусульман, иудеев, буддистов.
Основные направления внешней политики. Восточный вопрос и политика России. Русско-турецкие войны. Присоединение Крыма. «Греческий проект». Участие России в разделах Речи Посполитой. Воссоединение Правобережной Украины с Левобережной Украиной. Вхождение в состав России Белоруссии и Литвы.
Формирование основ глобальной внешней политики России. Отношения с азиатскими странами и народами. Война за независимость в Северной Америке и Россия. Французская революция конца XVIII в. и политика противостояния России революционным движениям в Европе. Расширение территории России и укрепление её международного положения. Россия — великая европейская держава.
Россия при Павле I
Изменение порядка престолонаследия. Ограничение дворянских привилегий. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Внешняя политика Павла I. Участие России в антифранцузских коалициях. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Военные экспедиции Ф. Ф. Ушакова.
Заговор 11 марта 1801 г. и убийство императора Павла I.
Культурное пространство империи. Повседневная жизнь сословий в XVIII в.
Образование и наука в XVIII в. Влияние идей Просвещения на развитие образования и науки в России. Зарождение общеобразовательной школы. Основание Московского университета и Российской академии художеств. Смольный институт благородных девиц. Кадетский (шляхетский) корпус.
Деятельность Академии наук. И. И. Шувалов. М. В. Ломоносов. Развитие естественных и гуманитарных наук. Становление русского литературного языка. Географические экспедиции. Достижения в технике.
Литература. Живопись. Театр. Музыка. Архитектура и скульптура. Начало ансамблевой застройки городов.
Перемены в повседневной жизни населения Российской империи. Сословный характер культуры и быта. Европеизация дворянского быта. Общественные настроения. Жизнь в дворянских усадьбах. Крепостные театры. Одежда и мода. Жилищные условия разных слоёв населения, особенности питания.
История нового времени XVIII век (24 часа)
Страны Европы и Азии в эпоху Просвещения
Эпоха Просвещения. Развитие естественных наук. И. Ньютон. Английское Просвещение. Д. Локк Французское Просвещение. Вольтер. Ш. Монтескье. Ж. Ж. Руссо. Д. Дидро. Художественная культура XVII-XVIII вв.: барокко, классицизм, сентиментализм.
Просвещенный абсолютизм в Центральной Европе. Австрия и Пруссия в XVIII в. Фридрих II. Семилетняя война.
Английские колонии в Америке. Война за независимость и образование США. Т. Джефферсон. Б. Франклин. Дж. Вашингтон. Конституция 1787 г.
Содержание учебного предмета
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов (всего) | Содержание | Вид занятий: контрольные работы, проектные работы, лабораторные работы, практические работы, экскурсии (количество часов) |
Контр. и проект. работы | Лаборатор. и практич. работы | Экскурсии |
| Введение. У истоков российской модернизации | 1 | Географическое и экономическое положение России на рубеже XVII—XVIII вв. Хронология истории России и Всеобщей истории | | 1 | |
1 | Россия в эпоху преобразований Петра I | 15 | Предпосылки Петровских реформ. Россия и Европа в конце XVII в. Начало правления Петра I. Великая Северная война 1700—1721 гг. Экономическая политика. Реформы управления Петра I. Российское общество в петровскую эпоху. Церковная реформа. Положение традиционных конфессий. Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам. Перемены в культуре России в годы Петровских реформ. Повседневная жизнь и быт при Петре I. Значение петровских преобразований в истории страны. Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в эпоху преобразований Петра I» | 1 | 14 | |
2 | Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов | 8 | Эпоха дворцовых переворотов (1725—1762). Внутренняя политика и экономика России в 1725—1762 гг. Внешняя политика России в 1725—1762 гг. Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг. Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия при наследниках Петра I» | 1 | 7 | |
3 | Эпоха Просвещения. Время преобразований | 18 | Введение Мир в конце XVII в. Великие просветители Европы. Мир художественной культуры Просвещения. На пути к индустриальной эре. Английские колонии в Северной Америке. Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки. Франция в XVIII в. Причины и начало Французской революции. Французская революция. От монархии к республике. Французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера. Наполеона Бонапарта. Европа в период Французской революции. Повседневная жизнь европейцев в XVIII в. Повторительно-обобщающий «Эпоха Просвещения. Время преобразований». | 1 | 17 | |
4 | Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации | 6 | Государства Востока. Начало европейской колонизации. Повторительно-обобщающий урок по теме: «Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации». Повторительно-обобщающий урок по курсу: «Всеобщая история. Новая история XVIII в.» | 1 | 5 | |
5 | Российская империя при Екатерине II | 9 | Россия в системе международных отношений. Внутренняя политика Екатерины II. Экономическое развитие России при Екатерине II. Социальная структура российского общества второй половины XVIII в. Народные движения. Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва. Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II. Внешняя политика Екатерины II. Освоение Новороссии и Крыма. Повторительно-обобщающий урок по теме «Российская империя при Екатерине II» | 1 | 8 | |
6 | Россия при Павле I | 3 | Внутренняя политика Павла I. Внешняя политика Павла I. Повторительно-обобщающий урок по разделу «Россия при Павле I» | 1 | 2 | |
7 | Культурное пространство Российской империи в XVIII в. | 8 | Общественная мысль, публицистика, литература. Образование в России в XVIII в. Российская наука и техника в XVIII в. Русская архитектура XVIII в. Живопись и скульптура. Музыкальное и театральное искусство. Перемены в повседневной жизни российских сословий. Народы России в XVIII в. Повторительно-обобщающий урок по теме: «Культурное пространство Российской империи в XVIII в» | 1 | 7 | |
| | 68 | | 7 | 61 | |
Тематическое планирование
Сроки проведения по неделям | № урока | Раздел, тема урока, практическая или контрольная работа, содержание | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
1 неделя | 1 | Введение. У истоков российской модернизации | Характеризовать географическое и экономическое положение России на рубеже XVII—XVIII вв., используя историческую карту. Высказывать суждения о роли исторических знаний в формировании личности. Называть основные периоды зарубежной истории. Называть хронологические рамки изучаемого периода. Соотносить хронологию истории России и всеобщей истории. Использовать аппарат ориентировки при работе с учебником. Ставить и формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в познавательной деятельности. |
Тема I. Россия в эпоху преобразований Петра I (15 ч) |
| 2 | Россия и Европа в конце XVII в. | Формулировать познавательную проблему и планировать способы её решения. Излагать результаты познавательной деятельности по теме урока при выполнении творческого задания. Использовать карту как источник информации. Актуализировать знания из кур- сов всеобщей истории, истории России. Выявлять причинно-следственные связи исторических процессов. Находить на карте изучаемые объекты. Определять причинно-следственные связи исторических процессов. Определять значение исторических событий. Использовать сведения из исторической карты. Аргументировать ответ, опираясь на материалы параграфа. Актуализировать знания из курсов всеобщей истории и истории России |
2 неделя | 3 | Предпосылки Петровских реформ. | Объяснять, в чем заключались предпосылки петровских преобразований. Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия. Формулировать познавательную задачу. Привлекать межкурсовые, предметные знания. Определять проблемы социально-политического и экономического развития страны (с помощью учителя) |
4 | Начало правления Петра I | Рассказывать о детстве Петра I. Объяснять причины и последствия борьбы за трон. Определять причинно-следственные связи событий и процессов. Давать оценку деятельности исторической персоны. Находить исторические объекты на карте. Использовать приёмы сравнительного анализа при аргументации собственных выводов и оценок. Выделять и кратко формулировать основные проблемы развития страны на основе обобщения материалов темы. |
3 неделя | 5-6 | Великая Северная война 1700—1721 гг. | Объяснять причины Северной войны. Использовать историческую карту в рассказе о событиях Северной войны. Рассказывать об основных событиях Северной войны, используя историческую карту. Объяснять цели и определять результаты Прутского похода. Объяснять при- чины неудач русской армии в начале Северной войны. Давать оценку внешнеполитиче- ской деятельности Петра I Определять причинно-следственные связи исторических процессов |
4 неделя | 7 | Экономическая политика. | Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия. Формулировать познавательную задачу урока. Привлекать межкурсовые, предметные знания. Определять проблемы в экономическом развитии страны (с помощью учителя). Давать определение понятий, проясняя их смысл с помощью словарей, в том числе электронных. Использовать карту как источник информации. Использовать информацию исторических карт при рассмотрении экономического развития России в XVII в. Объяснять значение понятий мелкотоварное производство, мануфактура, крепостное право. Обсуждать причины и последствия новых явлений в экономике России. |
8 | Реформы управления Петра I | Характеризовать важнейшие преобразования Петра 1 и систематизировать материал (в форме схем «Органы центрального управления России при Петре I», «Админи- стративно-территориальное деление России при Петре I»). Объяснять сущность царских указов о единонаследии, подушной подати. Использовать тексты исторических источников (отрывки из петровских указов. Табели о рангах и др.) для характеристики социальной политики власти. Давать оценку итогов социальной политики Петра I. |
5 неделя | 9 | Российское общество в петровскую эпоху | Устанавливать причинно-следственные связи экономического и социального развития страны. Объяснять, как изменилось положение социальных слоёв за годы правления Петра I. Владеть фактическим материалом параграфа; оперировать изученными терминами и понятиями; Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия. Формулировать познавательную задачу урока. |
10 | Церковная реформа. Положение традиционных конфессий | Объяснять смысл понятий священство, Синод, атеизм, Духовный регламент Характеризовать религиозную политику Петра, объяснять значение основных понятий, изученных на уроке. Анализировать, как изменилось положение церкви в государстве в результате проведения церковной реформы Раскрывать сущность конфликта «священства» и «царства», причины и последствия конфликта. Определять значение слов, понятий. Уметь выделять главное и второстепенное, основную идею текста Аргументировать вывод материалами параграфами. Выявлять сущность и последствия исторического события, явления. Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом. Систематизировать информацию в виде схемы |
6 неделя | 11 | Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам | Анализировать отрывки из исторических документов при рассмотрении вопроса об ухудшении положения крестьян и других слоев населения. Объяснять смысл понятий восстание, статус, оппозиция Раскрывать причины социальных движений первой четверти XVIII в. Характеризовать ход, итоги и последствия Астраханского восстания, крестьянско- го восстания под руководством К. Булавина, выступлений старообрядцев и рабочих мануфактур Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом. Систематизировать информацию в виде схемы. |
12 | Перемены в культуре России в годы Петровских реформ | Объяснять смысл понятий кунсткамера, Академия наук, первая научная библиотека для развития науки и образования, барокко. Устанавливать факторы, способствующие развитию культуры, приводить примеры взаимодействия культур. Оценивать степень влияния культуры стран зарубежной Европы. Составлять описание памятников культуры XVIII в.; характеризовать их назначение, художественные достоинства и др. Объяснять, в чем заключались новые веяния в отечественной культуре XVII в. Проводить поиск информации для сообщений о достижениях и деятелях отечественной культуры XVIII в., а также для участия в ролевых играх (например, «Путешествие по Санкт-Петербургу») Оценивать петровские преобразования в сфере культуры и их последствия |
7 неделя 8 неделя | 13 | Повседневная жизнь и быт при Петре I | Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, их последствия. Описывать условия жизни и быта социальных групп с использованием информации из исторически источников («Юности честное зерцало», изобразительные матери- алы и др.). Характеризовать перемены в образе жизни российского дворянства: ассамблеи, балы, фейерверки, светские государственные праздники, европейский стиль в одежде, развлечениях, питании. Обосновывать суждение примерами параграфа. Анализировать и сопоставлять жизнь российского общества и зарубежного общества данного периода времени. |
14 | Народы России в петровскую эпоху | Составлять характеристику Петра I. Приводить и обосновывать оценку итогов реформаторской деятельности Петра I. Обобщать и систематизировать исторический материал. Участвовать в дискуссии о значении деятельности Петра I для российской истории. |
15 | Значение петровских преобразований в истории страны | Давать характеристику петровских преобразований. Уметь объяснять новые понятия и термины, изученные в ходе урока («регулярное государство»). Излагать суждения о причинах и следствиях реформ, проводимых Петром I, давать оценочные суждения о Петровских реформах: их своевременности, целесообразности, способах внедрения, результатах. Объяснять успехи и неудачи преобразовательной деятельности Петра. Давать моральную оценку действиям Петра I. Аргументировать вывод материалами параграфами. Выявлять сущность и последствия исторического события, явления. Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом. Систематизировать информацию в виде схемы. |
16 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в эпоху преобразований Петра I» | Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности развития в XVII- начале XVIII в. России. Воспроизводить информацию, полученную ранее, по памяти, объяснять значения основных понятий темы. Работать с исторической картой и текстами исторических источников Высказывать суждения о значении наследия XVII- начала XVIII в. для современного общества. Выполнять контрольные тестовые задания по истории России XVII- начале XVIII в. |
Раздел II. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов (8 ч) |
9 неделя | 17-18 | Эпоха дворцовых переворотов (1725—1762). | Называть события, определяемые историками как дворцовые перевороты, их даты и участников. Систематизировать материал о дворцовых переворотах в форме таблицы. |
10 неделя | 19-20 | Внутренняя политика и экономика России в 1725—1762 гг. | Объяснять причины и последствия дворцовых переворотов. Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику преемников Петра I. Составлять исторические портреты Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны. |
11-12 неделя | 21 | Внешняя политика России в 1725—1762 гг. | Рассказывать об участии России в войнах, важнейших сражениях и итогах войны. |
22-23 | Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг. | Характеризовать национальную и религиозную политику преемников Петра I. Объяснять последствия проводимой политики. |
24 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия при наследниках Петра I» | Обобщать и систематизировать исторический материал. |
Курс «Всеобщая история. Новая история XVIII в.» |
Раздел III. Эпоха Просвещения. Время преобразований (18 ч.) |
13-14 | 25 | Введение Мир в конце XVII в. | Выявлять основные общественные и культурные процессы Нового времени, основные достижения европейского общества к началу XVIII века. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученного курса учебника. Рассказывать о социальных изменениях. Сравнивать положение различных социальных слоев. Определять понятия буржуазия, новое дворянство. Оценивать действия властей по отношению к нищим и их последствия. Рассказывать об основных «спутниках» европейца в раннее Новое время. Объяснять положение женщины в обществе. |
| 26-27 | Великие просветители Европы. | Доказывать, что образование стало осознаваться некоторой частью общества как ценность. Уметь объяснять влияние идеологии просветителей на развитие общества. Понимать, что идеи Просвещения являются мировоззрение развивающейся буржуазии Раскрывать смысл учений Дж. Локка, Ш. Монтескьё, Вольтера, Ж.-Ж. Руссо. Сопоставлять идеи эпохи Возрождения с идеями просветителей XVIII века. Давать историческую оценку взглядам просветителей |
15 неделя | 28-29 | Мир художественной культуры Просвещения | Соотносить ценности, идеи Просвещения и их проявление в творчестве деятелей эпохи. Проводить поиск информации для сообщений о творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гёте. Формировать образ нового человека на основе героев авторов эпохи Просвещения. Доказывать динамику духовного развития человека благодаря достижениям культуры Просвещения |
| 30-31 | На пути к индустриальной эре | Выделять основные понятия урока и раскрывать их смысл. Анализировать сущность промышленного переворота, его предпосылки и особенности и понимать, что в результате этого процесса создаются условия для развития индустриального общества Разрабатывать проект об изобретениях, давших толчок развитию машинного производства. Составлять рассказ об одном дне рабочего ткацкой фабрики |
16 неделя | 32 | Английские колонии в Северной Америке | Называть причины и результаты колонизации. Рассказывать, что представляло собой колониальное общество и его хозяйственная жизнь. Обсуждать предпосылки формирования североамериканской нации. Углубить знания об условиях, необходимых для формирования национального самосознания, а также о правах человека. |
17 неделя | 33-34 | Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки | Определять причины конфликта между жителями колоний и Английской короной. Рассказывать об основных идеях, объединивших колонистов. Сравнивать деятельность Т.Джефферсона и Дж. Вашингтона. Определять основные сражения войны за независимость, характеризовать обстоятельства, участников, результаты важнейших сражений. Объяснять историческое значение образования Соединённых Штатов Америки. Характеризовать политическую систему США и ее Конституцию |
18 неделя | 35 | Франция в XVIII в. Причины и начало Французской революции | Рассказывать о состоянии французского общества накануне революции. Характеризовать социально-экономическое и политическое развитие. Объяснять влияние Просвещения на социальное развитие. Давать оценку правления Людовика XVI. Определять причины революции во Франции и высказывать мнение по поводу, существовала ли возможность предотвратить революционный взрыв. Оценивать деятельность лидеров революционных событий |
| 36-37 | Французская революция. От монархии к республике | Анализировать состояние и трудности общества в период революционных событий. Объяснять, как реализовывались интересы и потребности общества в ходе революции Определять значение Декларации прав человека и гражданина для становления гражданского общества Высказывать мнение о сущности террора, как метода разрешения проблем |
19-20 неделя | 38-39 | Французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта | Определять понятия якобинская диктатура, термидорианский переворот, Директория Доказывать, что любая революция – это бедствия и потери для общества; необоснованность жестоких методов якобинцев. Определять причинно-следственные связи событий и процессов. Выделять причины установления консульства во Франции. Находить исторические объекты на карте |
40 | Европа в период Французской революции | Понимать значение революции для европейских стран и ее воздействие на ход мировой истории Привлекать межкурсовые, предметные знания. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание текста учебника |
21 неделя | 41 | Повседневная жизнь европейцев в XVIII в. | Делать вывод, что изменения в духовной и экономической жизни общества порождают новые явления в повседневной жизни. Выделять главное, пользоваться иллюстративными материалами как источником содержания; работать с документами |
42 | Повторительно-обобщающий «Эпоха Просвещения. Время преобразований» | Выявлять основные общественные и культурные процессы Эпохи Просвещения. Отмечать уроки Нового времени. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученного курса учебника. Определять основные понятия темы, термины, называть и характеризовать исторические личности соответствующего периода истории |
Раздел IV . Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации (6 ч.) |
22 неделя | 43-44 | Государства Востока. Начало европейской колонизации. | Выделять черты, характерные для обществ Востока в XVII—XVIII вв. Делать выводы об их отличиях от общества европейского. Характеризовать государства Востока и Европы. Сравнивать развитие Китая, Индии и Японии в Новое время |
23 неделя | 45-46 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации». | Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности развития государств Востока Воспроизводить информацию, полученную ранее, по памяти, объяснять значения основных понятий темы. Работать с исторической картой и текстами исторических источников Высказывать суждения о последствиях европейской колонизации для государств Востока. Выполнять контрольные тестовые задания по теме. |
24 неделя | 47-48 | Повторительно-обобщающий урок по курсу: «Всеобщая история. Новая история XVIII в.» | Объяснять значение понятия Новое время. Называть черты традиционного и индустриального обществ. Формулировать и аргументировать свою точку зрения по отношению к проблеме прав человека на переходном этапе развития общества. Выявлять основные общественные и культурные процессы Нового времени. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученного курса учебника |
Курс «История России. XVIII в» (продолжение) |
Раздел V. Российская империя при Екатерине II (9 ч.) |
25 неделя | 49 | Россия в системе международных отношений. | Характеризовать особенности исторического развития и международного положения России к середине 18 века. |
50 | Внутренняя политика Екатерины II | .Раскрывать смысл понятия «просвещённый абсолютизм» на основе знаний из всеобщей истории. Рассказывать об основных мероприятиях и особенностях политики просвещённого абсолютизма в России. Анализировать отрывки из жалованных грамот дворянству и городам для оценки прав и привилегий дворянства и высших слоёв городского населения. Представлять характеристику (исторический портрет) Екатерины II и её деятельности. |
26 неделя | 51 | Экономическое развитие России при Екатерине II | Рассказывать об экономическом развитии России, используя исторические карты как источник информации. Характеризовать положение крестьян во второй половине XVIII в. Сопоставлять экономическое развитие страны, социальную политику при Петре I и Екатерине II. |
52 | Социальная структура российского общества второй половины XVIII в. | Рассказывать о положении отдельных сословий российского общества (в том числе с использованием материалов истории края). |
27 неделя | 53 | Народные движения. Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва | Показывать на исторической карте территорию и ход восстания под предводительством Е.И. Пугачёва. Раскрывать причины восстания и его значение. Давать характеристику Е.И. Пугачёва на основе текста учебника, дополнительных источников информации. Характеризовать внутреннюю политику Екатерины II в отношении Пугачёвского восстания. |
54 | Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II | Характеризовать национальную и религиозную политику Екатерины 2. Объяснять последствия проводимой политики. |
28 неделя | 55 | Внешняя политика Екатерины II | Раскрывать цели, задачи и итоги внешней политики в последней трети XVIII в., историческое значение освоения Новороссии и Крыма. Показывать на карте территории, вошедшие в состав Российской империи в последней трети XVIII в., места сражений в Русско-турецких войнах. Высказывать суждение о том, что способствовало победам русских войск. Составлять исторические портреты А.В. Суворова и Ф.Ф. Ушакова и оценивать их деятельность. |
56 | Освоение Новороссии и Крыма |
29 неделя | 57 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Российская империя при Екатерине II» | Обобщать и систематизировать исторический материал. |
Раздел VI. Россия при Павле I (3 ч) |
| 58 | Внутренняя политика Павла I. | Характеризовать основные мероприятия внутренней политики Павла I, выявлять сходство и различия с политикой предшественников. Составлять исторический портрет Павла I на основе информации учебника и дополнительных источников. Анализировать текст исторического источника (Указ о трехдневной барщине) и представлять оценочные суждения о внутриполитических мероприятиях правительства Павла I. Объяснять причины заговора против Павла I и свержения царя. Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия. |
30 неделя | 59 | Внешняя политика Павла I | Характеризовать основные мероприятия внешней политики Павла I. Анализировать причины Итальянского похода А. В. Суворова, итоги Швейцарского похода русской армии. Дополнять исторические портреты А. В. Суворова и Ф. Ф. Ушакова новой информацией. Объяснять расхождения в мероприятиях внешней политики в отличие от Екатерины II. Определять, что стало причиной военных побед России в конце XVIII в. — реформы Павла I в армии или военное искусство полководцев и сила духа русского солдата. Владеть фактическим материалом параграфа; оперировать изученными терминами и понятиями; Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия |
| 60 | Повторительно-обобщающий урок по разделу «Россия при Павле I» | Обобщать и систематизировать ранее изученный материал по разделу |
Раздел VII. Культурное пространство Российской империи в XVIII в. (8 ч) |
| 61 | Общественная мысль, публицистика, литература Образование в России в XVIII в. | Проводить поиск информации для сообщений о деятелях науки и культуры XVIII в. Составлять описание отдельных памятников культуры XVIII в. на основе иллюстраций учебника, художественных альбомов, материалов, найденных в Интернете, а также непосредственных наблюдений. Участвовать в подготовке выставки «Культурное наследие родного края в XVIII в.». Систематизировать материал о достижениях культуры (в форме таблиц и т. п.). Характеризовать вклад народов России в мировую культуру XVIII в. Рассказывать об общественной мысли в России во второй половине XVIII в. Характеризовать деятельность Н. И. Новикова и А. Н. Радищева |
31 неделя | 62 | Российская наука и техника в XVIII в. |
32 неделя | 63 | Русская архитектура XVIII в. |
64 | Живопись и скульптура |
33 неделя | 65 | Музыкальное и театральное искусство |
66 | Перемены в повседневной жизни российских сословий | Характеризовать основные преобразования в области культуры и быта. Составлять описание нравов и быта эпохи с использованием информации из исторических источников |
34 неделя | 67 | Народы России в XVIII в. |
68 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Культурное пространство Российской империи в XVIII в» | Высказывать и аргументировать оценку наиболее значительных событий и явлений, а также отдельных представителей отечественной истории XVIII в. Характеризовать общие черты и особенности исторического развития России и других стран мира в XVIII в. |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М.,«Новая история» издательство «Просвящение», 2016год.
Н.М.Арсентьев, Данилов А.А и др. под ред.А.В.Торкунова. История России. 8 класс. Учеб.для общеобразоват.организаций. В 2 ч./ М., «Просвещение», 2016 г
Троицкий, Н. А. Лекции по русской истории XIX века / Н. А. Троицкий. - Саратов: Слово, 2017;
История России в лицах: биографический словарь / под общ. ред. В. В. Каргалова. -М.: Русское слово, 2007;
Короткова, М. В. История России ХIХ в.: дидактические материалы / М. В. Короткова. -М.: Дрофа, 2015;
Важенин А.Г. История России. XIX век. Конспекты уроков. - ВЛАДОС-пресс, 2016 год.
Шамрай Ю.В., Ткачук И.И. История России. XIX век 8 класс тесты для текущего контроля и промежуточной аттестации, - Ростов -на-Дону, ЛЕГИОН, 2017 г.
Алексеев С.И., Мазуров Б.Ф. История России в схемах и таблицах. - М: Вентана-Граф, 2011 год.
Фадеева Д.А., Тороп Контрольные работы по истории. Пособие для учителя. - М: Просвещение, 2007 год.
CD-ROM Уроки отечественной истории Кирила и Мефодия