СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории России и Всеобщей истории для учащихся 8 класса. ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по истории России и Всеобщей истории для учащихся 8 класса. ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории России и Всеобщей истории для учащихся 8 класса. ФГОС»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Пудемская средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрено на заседании

методического объединения

«___» ____________ 2018 г.

Согласовано с заместителем

Директора по УВР

«___» ____________ 2018 г.

_______________________

Принято на заседании

педагогического совета школы

«___» ___________ 2018 г.

протокол № ____

Утверждено

Приказом № _____

от «____» ________2018 г.

Директор школы ____________



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«История России. Всеобщая история»

8 класс

Составитель: Сунгурова Ирина Алексеевна





2018-2019 учебный год







Пояснительная записка

Рабочая программа по истории России и Всеобщей истории для 8 класса составлена на основе ФГОС ООО, полностью соответствует программам Министерства образования РФ под редакцией Торкунова А.В. «История России XVI -XVII вв. 8 класс» - Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. под редакцией А. В. Торкунова. 2 тт. М.: «Просвещение», 2016, «Новая история. Конец XV-XVIII в.», авторы А.Ю. Юдовская, Л.М. Ванюшкина.

1.Нормативные документы:

 Закон РФ от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании». 

 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1644). 

 Приказ Министерства образования и науки РФ от 10 ноября 2011 г. № 2643 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. 

№ 1089». 

 Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 января 2012 г. № 39 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089» 

 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 08 июня 2015 г. № 576 г. Москва «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 

 Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) www.fgosreestr.ru 

 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18.10 2015 № 08 – 1786 «О рабочих программах учебных предметов» 

 Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 декабря 2016 г. № 08-2655 «О рассмотрении обращения».



Цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса:

Важность изучения в школе предмета «История» обусловлена его познавательными и мировоззренческими свойствами. В процессе освоения предмета закладываются основы знаний об историческом пути человечества, об особенностях развития российской цивилизации, формируются представления о многообразии окружающего мира и о месте в нём России. 

Задачи изучения истории в школе:

1) формирование у обучающихся ценностных ориентаций, направленных на воспитание патриотизма, гражданственности и межнациональной толерантности; 

2) воспитание у молодого поколения чувство гордости за свою страну, за ее роль в мировой истории, с одновременным пониманием, что в историческом прошлом России были и огромные достижения и успехи, но также и ошибки и просчеты; 

3) формирование гражданской общероссийской идентичности, развитие идеи гражданственности, прежде всего при решении проблемы взаимодействия государства и общества, общества и власти; 

4) формирование гражданской активности, осознания прав и обязанностей граждан, строительства гражданского общества. Умение проводить четкую грань между «нормальными проявлениями» гражданской активности и всякого рода экстремизмом, терроризмом, шовинизмом, проповедью национальной исключительности и т.п.; 

5) формирование у школьников чувства патриотизма, гордости военными победами предков, осознания подвига народа как примера высокой гражданственности и самопожертвования во имя Отечества; 

6) восприятие великого труда народа по освоению громадных пространств, формирование сложного поликонфессионального и многонационального российского социума на основе взаимовыручки и веротерпимости, создание науки и культуры мирового значения – как предметов патриотической гордости; 

7) формирование понимания прошлого России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, самосознания учащихся, как граждан великой страны с великим прошлым;

8) развитие способности обучающихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; 

9) формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе. 


Общая характеристика учебного предмета, курса


Научной основой содержания школьного исторического образования является Историко-культурный стандарт, который входит в Концепцию нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и может быть применим как к базовому, так и к профильному (углубленному) уровню изучения истории в старшей школе. 

Данный стандарт включает в себя перечень обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе, принципиальные оценки ключевых событий прошлого, а также перечень «трудных вопросов истории», вызывающих острые дискуссии в обществе. 

Методической основой изучения курса истории в школе является системно - деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников.


Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

На изучение истории в 8 классе отводится 68 часов в год: из них – на изучение истории России - 44 часа, Всеобщей истории – 24 часа.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса


Личностными результатами изучения истории на данном этапе обучения являются:

  • первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и пред­ставлений о прошлом Отечества (период с конца XVII по конец XVIII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

  • изложение собственного мнения, аргументация своей точки зрения в соответствии с возрастными возможностями;

  • формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме, проявление доброжела­тельности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эм­патии как понимания чувств других людей и сопережива­ния им;

  • уважение прошлого своего народа, его культурного и исторического наследия, понимание исторической обу­словленности и мотивации поступков людей предшеству­ющих эпох;

  • осмысление социально-нравственного опыта предше­ствующих поколений;

  • уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаи­модействия народов в процессе формирования многонацио­нального российского народа;

  • соотнесение своих взглядов и принципов с историче­ски возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);

  • следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями;

  • обсуждение и оценивание своих достижений и дости­жений других обучающихся (под руководством учителя);

  • расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.

Метапредметные результаты изучения истории предпо­лагают формирование следующих умений:

  • формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебной и познавательной деятельности;

  • планировать пути достижения образовательных це­лей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;

  • осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи, соотносить свои действия с планируемы­ми результатами;

  • работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и другую информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект, формулировать и обо­сновывать выводы и т. д.);

  • собирать и фиксировать информацию, выделяя глав­ную и второстепенную, критически оценивать её достовер­ность (под руководством учителя);

  • работать с материалами на электронных носителях, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете (под руководством педагога);

  • использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

  • ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;

  • определять понятия, устанавливать аналогии, клас­сифицировать; с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

  • логически строить рассуждение, выстраивать ответ в со­ответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

  • применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

  • решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных высту­плений, в том числе с использованием наглядных средств (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в виде письменных работ;

  • использовать ИКТ-технологии для обработки, переда­чи, систематизации и презентации информации;

  • планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в вы­полнении задания и контролировать качество выполнения работы;

  • выявлять позитивные и негативные факторы, влияю­щие на результаты и качество выполнения задания;

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать инди­видуально и в группе;

  • определять свою роль в учебной группе, оценивать вклад всех участников в общий результат.

Предметные результаты изучения истории включают:

  • овладение целостными представлениями об историче­ском пути народов как необходимой основой миропонима­ния и познания современного общества;

  • способность применять понятийный аппарат историче­ского знания;

  • умение изучать информацию различных исторических источников, раскрывая их познавательную ценность;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в исто­рии;

  • готовность применять исторические знания для выяв­ления и сохранения исторических и культурных памятни­ков своей страны и мира.

В результате изучения курса учащиеся должны знать и понимать:

  • имена выдающихся деятелей XVIII в., важнейшие факты их биографии;

  • основные этапы и ключевые события всеобщей исто­рии периода конца XVII — XVIII в.;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценно­стей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  • изученные виды исторических источников;

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей исто­рии с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

  • использовать текст исторического источника при отве­те на вопросы и решении различных учебных задач, срав­нивать свидетельства разных источников;

  • показывать на исторической карте территории рассе­ления народов, границы государств, города, места значи­тельных исторических событий;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, опираясь на знание необходимых фак­тов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстратив­ного материала учебника, фрагментов исторических источ­ников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчётов об экс­курсиях, рефератов;

  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических про­цессов, явлений и событий; группировать исторические яв­ления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

  • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

  • использовать приобретённые знания и умения в прак­тической деятельности и повседневной жизни для понима­ния исторических причин и исторического значения собы­тий и явлений современной жизни, для высказывания соб­ственных суждений об историческом наследии народов России и мира, объяснения исторически сложившихся норм социаль­ного поведения, использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми дру­гой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Содержание учебного предмета, курса


Россия в конце XVII — первой четверти XVIII в. (44 часа)

Политическая карта мира к началу XVIII в. Новые фор­мы организации труда в передовых странах. Формирова­ние мировой торговли и предпосылок мирового разделения труда. Новый характер взаимоотношений между Востоком и Западом. Политика колониализма. Роль и место России в мире.

Предпосылки масштабных реформ. А. Л. Ордин-Нащокин. В. В. Голицын.

Начало царствования Петра I. Азовские походы. Вели­кое посольство.

Особенности абсолютизма в Европе и России. Преобра­зования Петра I. Реформы местного управления: городская и областная (губернская) реформы. Реформы государствен­ного управления: учреждение Сената, коллегий, органов надзора и суда. Реорганизация армии: создание флота, рекрутские наборы, гвардия. Указ о единонаследии.

Церковная реформа. Упразднение патриаршества, уч­реждение Синода. Старообрядчество при Петре I. Положе­ние протестантов, мусульман, буддистов, язычников.

Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича Алексея.

Развитие промышленности. Мануфактуры и крепост­ной труд. Денежная и налоговая реформы. Подушная по­дать. Ревизии. Особенности российского крепостничества в XVIII в. и территория его распространения.

Российское общество в Петровскую эпоху. Изменение социального статуса сословий и групп: дворянство, духо­венство, купечество, горожане, крестьянство, казачество. Зарождение чиновничье-бюрократической системы. Табель о рангах.

Правовой статус народов и территорий империи: Украи­на, Прибалтика, Поволжье, Приуралье, Северный Кавказ, Сибирь, Дальний Восток.

Социальные и национальные движения в первой четвер­ти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Религиозные выступления.

Россия в системе европейских и мировых международ­ных связей. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война: причины, основные события, ито­ги. Ништадтский мир. Прутский и Каспийский походы. Провозглашение России империей. Формирование системы национальных интересов Российской империи на между­народной арене, рост её авторитета и влияния на мировой арене.

Культурное пространство империи в первой четверти XVIII в.

Культура и нравы. Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Нововведения, европе­изация, традиционализм. Просвещение и научные знания.

Введение гражданского шрифта и книгопечатание. Новое летоисчисление. Первая печатная газета «Ведомости». Ас­самблеи, фейерверки.

Санкт-Петербург — новая столица. Кунсткамера. Созда­ние сети школ и специальных учебных заведений. Осно­вание Академии наук и университета. Развитие техники. Строительство городов, крепостей, каналов.

Литература, архитектура и изобразительное искусство. Петровское барокко.

Итоги, последствия и значение петровских преобразова­ний. Образ Петра I в русской истории и культуре.

Человек в эпоху модернизации. Изменения в повседнев­ной жизни сословий и народов России.

После Петра Великого: эпоха дворцовых переворотов

Изменение места и роли России в Европе. Отношения с Османской империей в политике европейских стран и России.

Дворцовые перевороты: причины, сущность, послед­ствия. Фаворитизм. Усиление роли гвардии. Екатерина I. Пётр II. «Верховники». Анна Иоанновна. Кондиции — по­пытка ограничения абсолютной власти. Иоанн Антонович. Елизавета Петровна. Пётр III.

Внутренняя политика в 1725—1762 гг. Изменение си­стемы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. Конференция при высочайшем дворе. Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольно­сти дворянства. Ужесточение политики в отношении кре­стьянства, казачества, национальных окраин. Изменения в системе городского управления.

Начало промышленного переворота в Европе и эконо­мическое развитие России. Экономическая и финансовая политика. Ликвидация внутренних таможен. Развитие ма­нуфактур и торговли. Учреждение Дворянского и Купече­ского банков.

Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг.

Внешняя политика в 1725—1762 гг. Основные направ­ления внешней политики. Россия и Речь Посполитая. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741—1742 гг. Начало присоединения к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1756— 1763 гг. П. А. Румянцев. П. С. Салтыков. Итоги внешней политики.

Российская империя в период правления Екатерины II

Россия в системе европейских и международных связей. Основные внешние вызовы. Научная революция второй половины XVIII в. Европейское Просвещение и его роль в формировании политики ведущих держав и России.

Внутренняя политика Екатерины II. Просвещённый аб­солютизм. Секуляризация церковных земель. Проекты ре­формирования России. Уложенная комиссия. Вольное эко­номическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам.

Экономическая и финансовая политика правительства. Рост городов. Развитие мануфактурного производства. Бар­щинное и оброчное крепостное хозяйство. Крупные пред­принимательские династии. Хозяйственное освоение Ново­россии, Северного Кавказа, Поволжья, Урала.

Социальная структура российского общества. Сословное самоуправление.

Социальные и национальные движения. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва.

Народы Прибалтики, Польши, Украины, Белоруссии, Поволжья, Новороссии, Северного Кавказа, Сибири, Даль­него Востока, Северной Америки в составе Российской им­перии. Немецкие переселенцы. Национальная политика.

Русская православная церковь, католики и протестан­ты. Положение мусульман, иудеев, буддистов.

Основные направления внешней политики. Восточный вопрос и политика России. Русско-турецкие войны. При­соединение Крыма. «Греческий проект». Участие России в разделах Речи Посполитой. Воссоединение Правобереж­ной Украины с Левобережной Украиной. Вхождение в со­став России Белоруссии и Литвы.

Формирование основ глобальной внешней политики Рос­сии. Отношения с азиатскими странами и народами. Война за независимость в Северной Америке и Россия. Француз­ская революция конца XVIII в. и политика противостояния России революционным движениям в Европе. Расширение территории России и укрепление её международного поло­жения. Россия — великая европейская держава.

Россия при Павле I

Изменение порядка престолонаследия. Ограничение дворянских привилегий. Ставка на мелкопоместное дво­рянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Внешняя поли­тика Павла I. Участие России в антифранцузских коали­циях. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворо­ва. Военные экспедиции Ф. Ф. Ушакова.

Заговор 11 марта 1801 г. и убийство императора Павла I.

Культурное пространство империи. Повседневная жизнь сословий в XVIII в.

Образование и наука в XVIII в. Влияние идей Просве­щения на развитие образования и науки в России. Зарож­дение общеобразовательной школы. Основание Московско­го университета и Российской академии художеств. Смоль­ный институт благородных девиц. Кадетский (шляхетский) корпус.

Деятельность Академии наук. И. И. Шувалов. М. В. Ло­моносов. Развитие естественных и гуманитарных наук. Становление русского литературного языка. Географиче­ские экспедиции. Достижения в технике.

Литература. Живопись. Театр. Музыка. Архитектура и скульптура. Начало ансамблевой застройки городов.

Перемены в повседневной жизни населения Россий­ской империи. Сословный характер культуры и быта. Ев­ропеизация дворянского быта. Общественные настроения. Жизнь в дворянских усадьбах. Крепостные театры. Одеж­да и мода. Жилищные условия разных слоёв населения, особенности питания.

История нового времени XVIII век (24 часа)

Страны Европы и Азии в эпоху Просвещения

Эпоха Просвещения. Развитие естественных наук. И. Ньютон. Английское Просвещение. Д. Локк Французское Просвещение. Вольтер. Ш. Монтескье. Ж. Ж. Руссо. Д. Дидро. Художественная культура XVII-XVIII вв.: барокко, классицизм, сентиментализм.

Просвещенный абсолютизм в Центральной Европе. Австрия и Пруссия в XVIII в. Фридрих II. Семилетняя война.

Английские колонии в Америке. Война за независимость и образование США. Т. Джефферсон. Б. Франклин. Дж. Вашингтон. Конституция 1787 г.

  • Кризис абсолютизма во Франции. Великая французская революция. Начало революции. Революционные политические группировки. «Гора» и «жиронда». Ж. Дантон. М. Робеспьер. Ж. П. Марат. Свержение монархии. Революционный террор. Якобинская диктатура. Термидорианский переворот. Директория. Революционные войны. Наполеон Бонапарт. Итоги и значение революции во Франции.

















Содержание учебного предмета



п/п


Раздел, тема

Кол-во часов (всего)

Содержание

Вид занятий: контрольные работы, проектные работы, лабораторные работы, практические работы, экскурсии (количество часов)

Контр. и проект. работы

Лаборатор. и практич. работы

Экскурсии


Введение. У истоков российской модернизации

1

Географическое и экономическое положение России на рубеже XVII—XVIII вв. Хронология истории России и Всеобщей истории






1



1

Россия в эпоху преобразований Петра I

15

Предпосылки Петровских реформ. Россия и Европа в конце XVII в. Начало правления Петра I. Великая Северная война 1700—1721 гг. Экономическая политика. Реформы управления Петра I. Российское общество в петровскую эпоху. Церковная реформа. Положение традиционных конфессий.

Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам. Перемены в культуре России в годы Петровских реформ. Повседневная жизнь и

быт при Петре I. Значение петровских преобразований в истории страны. Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в эпоху преобразований Петра I»



1





14



2

Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов

8

Эпоха дворцовых переворотов (1725—1762). Внутренняя политика и экономика России в 1725—1762 гг. Внешняя политика России в 1725—1762 гг. Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг. Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия при наследниках Петра I»



1



7




3

Эпоха Просвещения. Время преобразований 

18

Введение Мир в конце XVII в.  Великие просветители Европы. Мир художественной культуры Просвещения. На пути к индустриальной эре. Английские колонии в Северной Америке. Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки. Франция в XVIII в. Причины и начало Французской революции. Французская революция. От монархии к республике. Французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера. Наполеона Бонапарта. Европа в период Французской революции. Повседневная жизнь европейцев в XVIII в. Повторительно-обобщающий «Эпоха Просвещения. Время преобразований».


1








17


4

Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации

6

Государства Востока. Начало европейской колонизации. Повторительно-обобщающий урок по теме:

«Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации». Повторительно-обобщающий урок по курсу: «Всеобщая история. Новая история XVIII в.»

1

5


5

Российская империя при Екатерине II

9

Россия в системе международных отношений. Внутренняя политика Екатерины II. Экономическое развитие России при Екатерине II. Социальная структура российского общества второй половины XVIII в. Народные движения. Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва. Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II. Внешняя политика Екатерины II. Освоение Новороссии и Крыма. Повторительно-обобщающий урок по теме «Российская империя при Екатерине II»

1

8


6

Россия при Павле I

3

Внутренняя политика Павла I.

Внешняя политика Павла I.

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Россия при Павле I»

1

2


7

Культурное пространство Российской империи в XVIII в.

8

Общественная мысль, публицистика, литература. Образование в России в XVIII в. Российская наука и техника в XVIII в. Русская архитектура XVIII в. Живопись и скульптура. Музыкальное и театральное искусство. Перемены в повседневной жизни российских сословий. Народы России в XVIII в. Повторительно-обобщающий урок по теме: «Культурное пространство Российской империи в XVIII в»

1

7




68


7

61









Тематическое планирование

Сроки проведения по неделям

урока

Раздел, тема урока, практическая или контрольная работа,

содержание

Характеристика основных видов

деятельности учащихся

1 неделя

1

Введение. У истоков российской модернизации

Характеризовать географическое и экономическое положение России на рубеже XVII—XVIII вв., используя историческую карту. Высказывать суждения о роли исторических знаний в формировании личности. Называть основные периоды зарубежной истории. Называть хронологические рамки изучаемого периода. Соотносить хронологию истории России и всеобщей истории. Использовать аппарат ориентировки при работе с учебником. Ставить и формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в познавательной деятельности.

Тема I. Россия в эпоху преобразований Петра I (15 ч)



2



Россия и Европа в конце XVII в.



Формулировать познавательную проблему и планировать способы

её решения. Излагать результаты познавательной деятельности по теме урока при выполнении творческого задания. Использовать карту как источник информации. Актуализировать знания из кур-

сов всеобщей истории, истории России. Выявлять причинно-следственные связи исторических процессов. Находить на карте изучаемые объекты. Определять причинно-следственные связи исторических процессов. Определять значение исторических событий. Использовать сведения из исторической карты. Аргументировать ответ, опираясь на материалы параграфа. Актуализировать знания из курсов всеобщей истории и истории России




2 неделя



3

Предпосылки Петровских реформ.


Объяснять, в чем заключались предпосылки петровских пре­образований. Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия. Формулировать познавательную задачу. Привлекать межкурсовые, предметные знания. Определять проблемы социально-политического и экономического развития страны (с помощью учителя)

4

Начало правления Петра I

Рассказывать о детстве Петра I. Объяснять причины и последствия борьбы за трон. Определять причинно-следственные связи событий и процессов. Давать оценку деятельности исторической персоны. Находить исторические объекты на карте. Использовать приёмы сравнительного анализа при аргументации собственных выводов и оценок. Выделять и кратко формулировать основные проблемы развития страны на основе обобщения материалов темы.


3 неделя

5-6

Великая Северная война 1700—1721 гг.

Объяснять причины Северной войны. Использовать истори­ческую карту в рассказе о событиях Северной войны.

Рассказывать об основных событиях Северной вой­ны, используя историческую карту.

Объяснять цели и определять результаты Прутского похода. Объяснять при-

чины неудач русской армии в начале Северной войны. Давать оценку внешнеполитиче-

ской деятельности Петра I

Определять причинно-следственные связи исторических процессов


4 неделя

7

Экономическая политика. 

Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия. Формулировать познавательную задачу урока. Привлекать межкурсовые, предметные знания. Определять проблемы в экономическом развитии страны (с помощью учителя). Давать определение понятий, проясняя их смысл с помощью словарей, в том числе электронных. Использовать карту как источник информации. Использовать информацию исторических карт при рассмотрении экономического развития России в XVII в. Объяснять значение понятий мелкотоварное производство, мануфактура, крепостное право. Обсуждать причины и последствия новых явлений в эконо­мике России.

8

Реформы управления Петра I

Характеризовать важнейшие преобразования Петра 1 и си­стематизировать материал (в форме схем «Органы центрального управления России при Петре I», «Админи-

стративно-территориальное деление России при Петре I»).

Объяснять сущность царских указов о единонаследии, подушной подати.

Использовать тексты исторических источников (отрывки из петровских указов. Табели о рангах и др.) для характеристики социальной политики власти.

Давать оценку итогов социальной политики Петра I.


5 неделя

9

Российское общество в петровскую эпоху

Устанавливать причинно-следственные связи экономического и социального развития страны.

Объяснять, как изменилось положение социальных слоёв за годы правления Петра I.

Владеть фактическим материалом параграфа; оперировать изученными терминами и понятиями;

Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия. Формулировать познавательную задачу урока.

10

Церковная реформа. Положение традиционных конфессий

Объяснять смысл понятий священство, Синод, атеизм, Духовный регламент

Характеризовать религиозную политику Петра, объяснять значение основных понятий, изученных на уроке. Анализировать, как изменилось положение церкви в государстве в результате проведения церковной реформы

Раскрывать сущность конфликта «священства» и «царства», причины и последствия конфликта.

Определять значение слов, понятий.

Уметь выделять главное и второстепенное, основную идею текста

Аргументировать вывод материалами параграфами.

Выявлять сущность и последствия исторического события, явления. Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом. Систематизировать информацию в виде схемы


6 неделя


11

Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам

Анализировать отрывки из исторических документов при рассмотрении вопроса об ухудшении положения крестьян и других слоев населения.

Объяснять смысл понятий восстание, статус, оппозиция

Раскрывать причины социальных движений первой четверти XVIII в.

Характеризовать ход, итоги и последствия Астраханского восстания, крестьянско-

го восстания под руководством К. Булавина, выступлений старообрядцев и рабочих мануфактур

Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом. Систематизировать информацию в виде схемы.

12

Перемены в культуре России в годы Петровских реформ

Объяснять смысл понятий кунсткамера, Академия наук, первая научная библиотека для развития науки и образования, барокко. Устанавливать факторы, способствующие развитию культуры, приводить примеры взаимодействия культур. Оценивать степень влияния культуры стран зарубежной Европы.

Составлять описание памятников культуры XVIII в.; характеризо­вать их назначение, художественные достоинства и др. Объяснять, в чем заключались новые веяния в отечествен­ной культуре XVII в.

Проводить поиск информации для сообщений о достижени­ях и деятелях отечественной культуры XVIII в., а также для учас­тия в ролевых играх (например, «Путешествие по Санкт-Петербургу»)

Оценивать петровские преобразования в сфере культуры и их последствия


7 неделя






8 неделя

13

Повседневная жизнь и

быт при Петре I

Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, их последствия.

Описывать условия жизни и быта социальных групп с использованием информации из исторически источников («Юности честное зерцало», изобразительные матери-

алы и др.).

Характеризовать перемены в образе жизни российского дворянства: ассамблеи, балы, фейерверки, светские государственные праздники, европейский стиль в одежде, развлечениях, питании.

Обосновывать суждение примерами параграфа.

Анализировать и сопоставлять жизнь российского общества и зарубежного общества данного периода времени.

14

Народы России в петровскую

эпоху 

Составлять характеристику Петра I. Приводить и обосновывать оценку итогов реформаторской деятельности Петра I. Обобщать и систематизировать исторический материал. Участвовать в дискуссии о значении деятельности

Петра I для российской истории.

15

Значение петровских

преобразований в истории страны

Давать характеристику петровских преобразований.

Уметь объяснять новые понятия и термины, изученные в ходе урока («регулярное государство»).

Излагать суждения о причинах и следствиях реформ, проводимых Петром I, давать оценочные суждения о Петровских реформах: их своевременности, целесообразности, способах внедрения, результатах.

Объяснять успехи и неудачи преобразовательной деятельности Петра.

Давать моральную оценку действиям Петра I.

Аргументировать вывод материалами параграфами.

Выявлять сущность и последствия исторического события, явления. Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом. Систематизировать информацию в виде схемы.

16

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в эпоху преобразований Петра I»

Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности развития в XVII- начале XVIII в. России. Воспроизводить информацию, полученную ранее, по памяти, объяснять значения основных понятий темы. Работать с исторической картой и текстами исторических источников Высказывать суждения о значении наследия XVII- начала XVIII в. для современного общества. Выполнять контрольные тестовые задания по истории России XVII- начале XVIII в.

Раздел II. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов (8 ч)

9 неделя


17-18

Эпоха дворцовых переворотов (1725—1762).

Называть события, определяемые историками как дворцовые перевороты, их даты и участников. Систематизировать материал о дворцовых переворотах в форме таблицы.


10 неделя

19-20


Внутренняя политика и экономика России в 1725—1762 гг.

Объяснять причины и последствия дворцовых переворотов. Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику преемников Петра I. Составлять исторические портреты Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны.


11-12 неделя

21

Внешняя политика России в 1725—1762 гг.

Рассказывать об участии России в войнах, важнейших сражениях и итогах войны.

22-23

Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг.

Характеризовать национальную и религиозную политику преемников Петра I. Объяснять последствия проводимой политики.

24

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия при наследниках Петра I»

Обобщать и систематизировать исторический материал.

Курс «Всеобщая история. Новая история XVIII в.»

Раздел III. Эпоха Просвещения. Время преобразований (18 ч.) 



13-14

25

Введение Мир в конце XVII в. 

Выявлять основные общественные и культурные процессы Нового времени, основные достижения европейского общества к началу XVIII века. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученного курса учебника.

Рассказывать о социальных изменениях. Сравнивать положение различных социальных слоев. Определять понятия буржуазия, новое дворянство. Оценивать действия властей по отношению к нищим и их последствия. Рассказывать об основных «спутниках» европейца в раннее Новое время. Объяснять положение женщины в обществе.


26-27

Великие просветители Европы.

Доказывать, что образование стало осознаваться некоторой частью общества как ценность. Уметь объяснять влияние идеологии просветителей на развитие общества. Понимать, что идеи Просвещения являются мировоззрение развивающейся буржуазии

Раскрывать смысл учений Дж. Локка, Ш. Монтескьё, Вольтера, Ж.-Ж. Руссо.

Сопоставлять идеи эпохи Возрождения с идеями просветителей XVIII века.

Давать историческую оценку взглядам просветителей




15 неделя

28-29

Мир художественной культуры Просвещения

Соотносить ценности, идеи Просвещения и их проявление в творчестве деятелей эпохи.

Проводить поиск информации для сообщений о творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гёте.

Формировать образ нового человека на основе героев авторов эпохи Просвещения. Доказывать динамику духовного развития человека благодаря достижениям культуры Просвещения


30-31

На пути к индустриальной эре

Выделять основные понятия урока и раскрывать их смысл. Анализировать сущность промышленного переворота, его предпосылки и особенности и понимать, что в результате этого процесса создаются условия для развития индустриального общества

Разрабатывать проект об изобретениях, давших толчок развитию машинного производства. Составлять рассказ об одном дне рабочего ткацкой фабрики

16 неделя

32

Английские колонии в Северной Америке

Называть причины и результаты колонизации. Рассказывать, что представляло собой колониальное общество и его хозяйственная жизнь. Обсуждать предпосылки формирования североамериканской нации. Углубить знания об условиях, необходимых для формирования национального самосознания, а также о правах человека.

17 неделя

33-34

Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки 

Определять причины конфликта между жителями колоний и Английской короной. Рассказывать об основных идеях, объединивших колонистов. Сравнивать деятельность Т.Джефферсона и Дж. Вашингтона. Определять основные сражения войны за независимость, характеризовать обстоятельства, участников, результаты важнейших сражений. Объяснять историческое значение образования Соединённых Штатов Америки. Характеризовать политическую систему США и ее Конституцию



18 неделя

35

Франция в XVIII в. Причины и начало Французской революции

Рассказывать о состоянии французского общества накануне революции. Характеризовать социально-экономическое и политическое развитие. Объяснять влияние Просвещения на социальное развитие. Давать оценку правления Людовика XVI. Определять причины революции во Франции и высказывать мнение по поводу, существовала ли возможность предотвратить революционный взрыв. Оценивать деятельность лидеров революционных событий


36-37

Французская революция. От монархии к республике

Анализировать состояние и трудности общества в период революционных событий. Объяснять, как реализовывались интересы и потребности общества в ходе революции

Определять значение Декларации прав человека и гражданина для становления гражданского общества

Высказывать мнение о сущности террора, как метода разрешения проблем




19-20 неделя

38-39

Французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера

 Наполеона Бонапарта

Определять понятия якобинская диктатура, термидорианский переворот, Директория

Доказывать, что любая революция – это бедствия и потери для общества; необоснованность жестоких методов якобинцев.

Определять причинно-следственные связи событий и процессов.

Выделять причины установления консульства во Франции.

Находить исторические объекты на карте

40

Европа в период Французской революции

Понимать значение революции для европейских стран и ее воздействие на ход мировой истории

Привлекать межкурсовые, предметные знания.

Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание текста учебника



21 неделя

41

Повседневная жизнь европейцев в XVIII в. 

Делать вывод, что изменения в духовной и экономической жизни общества порождают новые явления в повседневной жизни.

Выделять главное, пользоваться иллюстративными материалами как источником содержания; работать с документами

42

Повторительно-обобщающий «Эпоха Просвещения. Время преобразований»

Выявлять основные общественные и культурные процессы Эпохи Просвещения.

Отмечать уроки Нового времени. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученного курса учебника. Определять основные понятия темы, термины, называть и характеризовать исторические личности соответствующего периода истории

Раздел IV . Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации (6 ч.)

22 неделя

43-44

Государства Востока. Начало европейской колонизации.


Выделять черты, характерные для обществ Востока в XVII—XVIII вв. Делать выводы об их отличиях от общества европейского. Характеризовать государства Востока и Европы. Сравнивать развитие Китая, Индии и Японии в Новое время

23 неделя

45-46

Повторительно-обобщающий урок по теме:

«Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации».

Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности развития государств Востока

Воспроизводить информацию, полученную ранее, по памяти, объяснять значения основных понятий темы.

Работать с исторической картой и текстами исторических источников

Высказывать суждения о последствиях европейской колонизации для государств Востока.

Выполнять контрольные тестовые задания по теме.

24 неделя

47-48

Повторительно-обобщающий урок по курсу: «Всеобщая история. Новая история XVIII в.»

Объяснять значение понятия Новое время. Называть черты традиционного и индустриального обществ. Формулировать и аргументировать свою точку зрения по отношению к проблеме прав человека на переходном этапе развития общества. Выявлять основные общественные и культурные процессы Нового времени. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученного курса учебника

Курс «История России. XVIII в» (продолжение)

Раздел V. Российская империя при Екатерине II (9 ч.)




25 неделя





49

Россия в системе международных отношений.

Характеризовать особенности исторического развития и международного положения России к середине 18 века.

50

Внутренняя политика Екатерины II

.Раскрывать смысл понятия «просвещённый абсолютизм» на основе знаний из всеобщей истории. Рассказывать об основных мероприятиях и особенностях политики просвещённого абсолютизма в России. Анализировать отрывки из жалованных грамот дворянству и городам для оценки прав и привилегий дворянства и высших слоёв городского населения. Представлять характеристику (исторический портрет) Екатерины II и её деятельности.


26 неделя

51

Экономическое развитие России при Екатерине II

Рассказывать об экономическом развитии России, используя исторические карты как источник информации. Характеризовать положение крестьян во второй половине XVIII в. Сопоставлять экономическое развитие страны, социальную политику при Петре I и Екатерине II.

52

Социальная структура российского общества второй половины XVIII в.

Рассказывать о положении отдельных сословий российского общества (в том числе с использованием материалов истории края).




27 неделя

53

Народные движения. Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва

Показывать на исторической карте территорию и ход восстания под предводительством Е.И. Пугачёва. Раскрывать причины восстания и его значение. Давать характеристику Е.И. Пугачёва на основе текста учебника, дополнительных источников информации. Характеризовать внутреннюю политику Екатерины II в отношении Пугачёвского восстания.

54

Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II

Характеризовать национальную и религиозную политику Екатерины 2. Объяснять последствия проводимой политики.


28 неделя

55

Внешняя политика Екатерины II

Раскрывать цели, задачи и итоги внешней политики в последней трети XVIII в., историческое значение освоения Новороссии и Крыма. Показывать на карте территории, вошедшие в состав Российской империи в последней трети XVIII в., места сражений в Русско-турецких войнах. Высказывать суждение о том, что способствовало победам русских войск. Составлять исторические портреты А.В. Суворова и Ф.Ф. Ушакова и оценивать их деятельность.

56

Освоение Новороссии и Крыма

29 неделя

57

Повторительно-обобщающий урок по теме «Российская империя при Екатерине II»

Обобщать и систематизировать исторический материал.

Раздел VI. Россия при Павле I (3 ч)









58










Внутренняя политика Павла I.


Характеризовать основные мероприятия внутренней политики Павла I, выявлять сходство и различия с политикой предшественников.

Составлять исторический портрет Павла I на основе инфор­мации учебника и дополнительных источников.

Анализировать текст исторического источника (Указ о трехдневной барщине) и представлять оценочные суждения о внутриполитических мероприятиях правительства Павла I.

Объяснять причины заговора против Павла I и свержения царя.

Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия.

30 неделя

59

Внешняя политика Павла I

Характеризовать основные мероприятия внешней политики Павла I. Анализировать причины Итальянского похода А. В. Суворова, итоги Швейцарского похода русской армии. Дополнять исторические портреты А. В. Суворова и Ф. Ф. Ушакова новой информацией.

Объяснять расхождения в мероприятиях внешней политики в отличие от Екатерины II.

Определять, что стало причиной военных побед России в конце XVIII в. — реформы Павла I в армии или военное искусство полководцев и сила духа русского солдата. Владеть фактическим материалом параграфа; оперировать изученными терминами и понятиями;

Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия


60

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Россия при Павле I»

Обобщать и систематизировать ранее изученный материал по разделу

Раздел VII. Культурное пространство Российской империи в XVIII в. (8 ч)


61

Общественная мысль, публицистика, литература

Образование в России в XVIII в.

Проводить поиск информации для сообщений о деятелях науки и культуры XVIII в.

Составлять описание отдельных памятников культуры XVIII в. на основе иллюстраций учебника, художественных альбомов, материалов, найденных в Интернете, а также непосредственных наблюдений. Участвовать в подготовке выставки «Культурное наследие родного края в XVIII в.». Систематизировать материал о достижениях культуры (в форме таблиц и т. п.). Характеризовать вклад народов России в мировую культуру XVIII в. Рассказывать об общественной мысли в России во второй половине XVIII в. Характеризовать деятельность Н. И. Новикова и А. Н. Радищева

31 неделя

62

Российская наука и техника в XVIII в.


32 неделя

63

Русская архитектура XVIII в.

64

Живопись и скульптура

33 неделя

65

Музыкальное и театральное искусство

66

Перемены в повседневной жизни российских сословий

Характеризовать основные преобразования в области культуры и быта. Составлять описание нравов и быта эпохи с использованием информации из исторических источников


34 неделя

67

Народы России в XVIII в.

68

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Культурное пространство Российской империи в XVIII в»

Высказывать и аргументировать оценку наиболее значительных событий и явлений, а также отдельных представителей отечественной истории XVIII в. Характеризовать общие черты и особенности исторического развития России и других стран мира в XVIII в.









































Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

  1.  Юдовская А.Я.,  Ванюшкина Л.М.,«Новая история»  издательство «Просвящение», 2016год.

  2. Н.М.Арсентьев, Данилов А.А и др. под ред.А.В.Торкунова. История России. 8 класс. Учеб.для общеобразоват.организаций. В 2 ч./ М., «Просвещение», 2016 г

  3. Троицкий, Н. А. Лекции по русской истории XIX века / Н. А. Троицкий. - Саратов: Слово, 2017;

  4. История России в лицах: биографический словарь / под общ. ред. В. В. Каргалова. -М.: Русское слово, 2007;

  5. Короткова, М. В. История России ХIХ в.: дидактические материалы / М. В. Короткова. -М.: Дрофа, 2015;

  6. Важенин А.Г. История России. XIX век. Конспекты уроков. - ВЛАДОС-пресс, 2016 год.

  7. Шамрай Ю.В., Ткачук И.И.  История России. XIX век 8 класс тесты для текущего контроля и промежуточной аттестации, - Ростов -на-Дону, ЛЕГИОН, 2017 г.

  8. Алексеев С.И., Мазуров Б.Ф. История России в схемах и таблицах. - М: Вентана-Граф, 2011 год.

  9. Фадеева Д.А., Тороп Контрольные работы по истории. Пособие для учителя. - М: Просвещение, 2007 год.

  10. CD-ROM Уроки отечественной истории Кирила и Мефодия

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!