![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/06/19/s_5b28b43f7dd5d/919646_1.jpeg)
Аннотация к рабочей программе дисциплины
«Изобразительное искусство»
В основе формирования рабочей программы использована следующая нормативно-правовая и конструктивная база:
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г;
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373,с изменениями и дополнениями от:26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. N 253
"Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"(С изменениями и дополнениями от:8 июня, 28 декабря 2015 г., 26 января, 21 апреля, 29 декабря 2016 г., 8, 20 июня, 5 июля 2017 г.)
4.Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 11
5. Учебный план МБОУ СОШ № 11 на 2017 -2018 уч.год
Рабочая программа по учебному предмету разработана на основе авторской программы под редакцией Б.М. Неменского. (Сборник рабочих программ УМК «Школа России». – М.: Просвещение, 2014).
Учебник
Е. И. Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс;
Рабочая тетрадь Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 2 класс;
Пособие для учителей
Изобразительное искусство. Методическое пособие. 1-4 классы.
Цель программы – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребенка.
Задачи:
• воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
• развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
• освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
• овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
• совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
• развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
• формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения учебного предмета
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
Познавательные УУД:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые);
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи.
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» во 2 классе
Ты изображаешь, украшаешь и строишь
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения
Изображения всюду вокруг нас.
Мастер Изображения учит видеть.
Изображать можно пятном.
Изображать можно в объеме.
Изображать можно линией.
Разноцветные краски.
Изображать можно и то, что невидимо.
Художники и зрители (обобщение темы).
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения
Мир полон украшений.
Красоту надо уметь замечать.
Узоры, которые создали люди.
Как украшает себя человек.
Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки
Постройки в нашей жизни.
Дома бывают разными.
Домики, которые построила природа.
Дом снаружи и внутри.
Строим город.
Все имеет свое строение.
Строим вещи.
Город, в котором мы живем (обобщение темы).
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.
«Сказочная страна». Создание панно.
«Праздник весны». Конструирование из бумаги.
Урок любования. Умение видеть.
Здравствуй, лето! (обобщение темы).
Искусство и ты
Чем и как работают художники
Три основные краски –красная, синяя, желтая.
Пять красок — все богатство цвета и тона.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).
Реальность и фантазия
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чём говорит искусство
Выражение характера изображаемых животных.
Выражение характера человека в изображении: мужской образ.
Выражение характера человека в изображении: женский образ.
Образ человека и его характер, выраженный в объеме.
Изображение природы в различных состояниях.
Выражение характера человека через украшение.
Выражение намерений через украшение.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру.
Как говорит искусство
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
Линия как средство выражения: ритм линий.
Линия как средство выражения: характер линий.
Ритм пятен как средство выражения.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
Обобщающий урок года.
Искусство вокруг нас
Искусство в твоем доме
Твои игрушки придумал художник.
Посуда у тебя дома.
Мамин платок.
Обои и шторы в твоем доме.
Твои книжки.
Поздравительная открытка.
Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы).
Искусство на улицах твоего города
Памятники архитектуры — наследие веков.
Парки, скверы, бульвары.
Ажурные ограды.
Фонари на улицах и в парках.
Витрины магазинов.
Транспорт в городе.
Что делал художник на улицах моего города (села) (обобщение темы).
Художник и зрелище
Художник в цирке.
Художник в театре.
Маски.
Театр кукол.
Афиша и плакат.
Праздник в городе.
Школьный праздник-карнавал (обобщение темы).
Художник и музей
Музеи в жизни города.
Изобразительное искусство. Картина-пейзаж.
Картина-портрет.
Картина-натюрморт.
Картины исторические и бытовые.
Скульптура в музее и на улице.
Художественная выставка (обобщение темы).
Каждый народ – художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли)
Истоки родного искусства
Пейзаж родной земли.
Гармония жилья с природой. Деревня — деревянный мир.
Образ красоты человека.
Народные праздники (обобщение темы).
Древние города нашей Земли
Древнерусский город-крепость.
Древние соборы.
Древний город и его жители.
Древнерусские воины-защитники.
Города Русской земли.
Узорочье теремов.
Праздничный пир в теремных палатах (обобщение темы).
Каждый народ — художник
Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.
Искусство народов гор и степей.
Образ художественной культуры Средней Азии.
Образ художественной культуры Древней Греции.
Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).
Искусство объединяет народы
Все народы воспевают материнство.
Все народы воспевают мудрость старости.
Сопереживание — великая тема искусства.
Герои, борцы и защитники.
Юность и надежды.
Искусство народов мира (обобщение темы).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Чем и как работает художник? | 8 |
2 | Реальность и фантазия | 7 |
3 | О чём говорит искусство? | 8 |
4 | Как говорит искусство | 8 |
5 | Резервные уроки | 3 |
| ИТОГО: | 34 часа |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ (34 ч)
№ п/п | Наименование разделов/ количество часов | Содержание программного материала | Универсальные учебные действия |
1 | Чем и как работает художник? (8 ч) | Выразительные возможности через краски, аппликацию, графические материалы, бумагу. Выразительность материалов при работе в объёме. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения школьных заданий с использованием учебной литературы; овладевать основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования. |
2 | Реальность и фантазия. (7 ч) | Формирование художественных представлений через изображение реальности и фантазии. Украшение реальности и фантазии. Постройка реальности и фантазии. | Понимать условность и субъективность художественного образа. Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведении искусства, объяснять разницу. Выполнять учебные действия в материализованной форме. |
3 | О чём говорит искусство? (9 ч) | Выражение характера в изображении животных, мужского образа, женского образа. Образ человека и его характера, выраженный в объёме. Изображение природы в разных состояниях. Выражение характера и намерений человека через украшение. | Эмоционально откликаться на образы персонажей произведений искусства, пробуждение чувств печали, сострадания, радости, героизма, бескорыстия, отвращения, ужаса и т.д. Передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений, отражающие обычаи разных народов. Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы, персонажа. |
4 | Как говорит искусство? (10 ч) | Цвет как средство выражения. Линия как средство выражения. Ритм как средство выражения. Пропорции. | Различать основные тёплые и холодные цвета. Передавать с помощью ритма движение и эмоциональное содержание в композиции на плоскости. Создавать элементарные композиции на заданную тему, используя средства выражения. |
5 | Резерв. (3 ч) | | |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
В ценностно-эстетической сфере у второклассника будет формироваться:
эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям);
толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;
художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.
В познавательной сфере у второклассника будет развиваться:
В трудовой сфере у второклассника будут формироваться:
навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование);
стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты
У второклассника продолжится формирование:
умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.)
желания общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
активного использования языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;
обогащения ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием;
мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты
У второклассника продолжаются процессы:
формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
формирования основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края; эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладения практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладения элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
овладения навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одноклассников под руководством учителя;
развития навыков сотрудничества с товарищами в процессе совместного воплощения общего замысла.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во уроков | Решаемые проблемы | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) |
Понятия | Предметные результаты | Личностные результаты | УУД |
Оборудование, материалы и зрительный ряд |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
ЧЕМ И КАК РАБОТАЕТ ХУДОЖНИК? (8 Ч) |
1 | | «Цветочная поляна». Три основных цвета - жёлтый, красный, синий. | 1 | Что такое живопись? Как рассказать в рисунке о летнем отдыхе? | Композиция, центр композиции, главный герой, контраст тёплых и холодных тонов. | Научатся создавать композицию на заданную тему и передавать цветом своё настроение, первичным основам цветоведения. | Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. Целостный, социально ориентированный взгляд на мир. | Регулятивные: организовывать своё рабочее место. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Познавательные: применять правила и пользоваться инструкциями; выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. Задавать вопросы. |
Тетр. стр. 3-5. | Рабочая тетрадь, карандаш, ластик, краски акварельные, гуашь, крупные кисти. Живые цветы, слайды. Практическая работа смешения гуашевых красок. |
2 | | «Берёза солнечным днём». Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. | Урок – сказка 1 | Как нарисовать берёзу? Смешивание синей, жёлтой и красной краски с белой краской. | Декоративная композиция: цвет, ритм, симметрия, цвет, нюансы. | Научатся наблюдать за природой, различать её характер и эмоциональное состояние. Умение пользоваться мелками и пастелью и реализовывать с их помощью свой замысел. | Ценностное отношение к природному миру, ориентация на эстетические потребности. | Регулятивные: организовывать своё рабочее место. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Познавательные: создавать элементарные композиции на заданную тему, использую такие материалы, как мелки и пастель. Коммуникативные: определять общую цель и пути её достижения, оказывать взаимопомощь. |
Альбом, пастель и цветные мелки, пастель, акварель. Слайды деревьев, произведения художников по теме. |
Тетр. стр. 6. |
3 | | «Природная стихия». Загадки чёрного и белого цветов. Изображение природных стихий крупными кистями: гроза, буря. | 1 | Какую картину можно нарисовать только чёрным и белым цветом? | Графика: линия, штрих, силуэт и симметрия. | Научатся выполнять наброски, используя графические материалы. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Регулятивные: организовывать своё рабочее место. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение по заданным критериям. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью. |
Рабочая тетрадь, карандаш, ластик, краски акварельные, гуашь, крупные кисти. Картины природы в произведениях И. Левитана, А. Куинджи (гроза, буря). |
Тетр. стр. 7. |
4 | | Изображение разноцветного дождя и ночного праздничного города. Обобщение по теме «Как и чем работает художник?» Для художников любой материал может стать выразительным. Изображение ночного праздничного города с помощью неожиданных материалов: серпантина, конфетти, семян, ниток, травы. | 1 | Как определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделий? Уметь: создавать образ ночного города с помощью разнообразных неожиданных материалов. | Способы выразительности в художественных произведениях. Рабочая тетрадь, карандаш, ластик, цветные восковые мелки, «неожиданные материалы», фломастеры, краски акварельные. Фото ночного города. Слайды произведений архитектуры. | Научатся понимать красоту различных художественных материалов. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. | Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Познавательные: оценивать по заданным критериям, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: потребность в общении с учителем, умение слушать и вступать в диалог. |
Тетр. стр. 8-9. |
5 | | «Линия-выдумщица». Изображение и фантазия. | 1 | Как изображать форму, пропорции, соединять воедино образы животных и птиц? | Рисование с натуры. | Научатся выражать свои чувства, настроение с помощью света, насыщенности оттенков, изображать форму, пропорции, соединять воедино образы животных и птиц. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Регулятивные: организовывать своё рабочее место. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы; проводить сравнение по заданным критериям Коммуникативные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. |
Рабочая тетрадь, карандаш, ластик, гуашь, акварельные краски, кисти. |
Тетр. стр. 10. |
6 | | «Птицы в лесу». Выразительные возможности акварельных красок. | 1 | Как изображать форму, пропорции, соединять воедино образы пятна в птиц? | Рабочая тетрадь, карандаш, ластик, гуашь, акварельные краски, кисти. | Как красочное пятно превратить в птиц, зверей, в разные волшебные существа? | Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой. | Регулятивные: принимать и удерживать учебную задачу. Познавательные: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков и их синтез. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания. |
Тетр. стр.11. |
7 | | «Звери в лесу». Выразительность материалов для работы в объёме. | Урок - сказка 1 | Как изображать форму, пропорции с помощью пластилина в объёме. | Пластилин, стеки. Слайды животных, картинки. | Фантазия, моделирование. | Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой. | Регулятивные: организовывать своё рабочее место. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Познавательные: оценивать по заданным критериям. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания. |
Тетр. стр.12. |
8 | | Игрушечный город. Постройка и фантазия. Создание макетов фантастических зданий. (Индивидуально - групповая работа.) | 1 | Как выполнять моделирование фантастических зданий? Техника безопасности при работе с ножницами. | Цветная бумага, ножницы, клей, картон. Слайды и фото построек. Работы архитекторов. | Научатся основным приёмам работы с бумагой. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Познавательные: видеть и понимать многообразие видов и форм в природе, конструировать различные формы. Коммуникативные: давать эстетическую оценку выполненных работ. |
Тетр. стр. 13. |
РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАЗИЯ (7 Ч) |
9 (1) | | «Автопортрет». Изображение и реальность. | Урок – игра 1 | Как соблюдать пропорции при изображении человека, передавать характерные черты изображаемого объекта? | Пропорция. | Научатся пользоваться правилами художника, соблюдать пропорции при изображении человека. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации с выделением существенных и несущественных признаков проводить сравнение по заданным критериям. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью. |
Картины с изображением портретов людей, пошаговое рисование лица, гуашь, акварельные краски, кисти. |
Тетр. стр. 14. |
10(2) | | «О чём я мечтаю»? Выразительные возможности графических материалов. Изображение леса на листах бумаги по памяти. | Урок-сказка 1 | Как рисовать, используя графические материалы? | Графическая композиция: линии разные по виду и ритму. Кривые, ломаные, сетки, параллельные штрихи. Пятно, силуэт. | Научатся использовать графические материалы (тушь, палочка, кисть). | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. | Регулятивные: организовывать свое рабочее место. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Познавательные: применять правила и пользоваться инструкциями; выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: формулировать собственное мнение, строить понятные для партнёра высказывания. |
Тетр. стр. 15. |
Альбом, карандаши. Тушь, перо, палочка. Тонкая кисть, уголь. Слайды деревьев зимнего леса. |
11 (3) | | Изображение сказочных, несуществующих животных: драконы, кентавры. Украшение и фантазия. | 1 | Как создать собственный рисунок несуществующих животных: драконов, кентавров? | Форма, величина. | Научатся правильно разводить гуашевые краски, изображать при помощи линий. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | Регулятивные: выполнять действия с учетом заданных алгоритмов Познавательные: анализировать образцы, определять материалы, проектировать изделия. Коммуникативные: сотрудничать с товарищами в ходе работы. |
Рабочая тетрадь, карандаш, ластик, гуашь, акварельные краски, кисти. Слайды животных реальных и фантастических. |
Тетр. стр. 16-17. |
12 (4) | | «Узоры на стекле». Украшение и реальность. | 1 | Как нарисовать характерные особенности, снежинки и разнообразные узоры на стекле? | Форма, величина. | Научатся правильно разводить гуашевые краски, изображать при помощи линий. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Регулятивные: удерживать цель учебной деятельности, заданную учителем. Познавательные: осуществлять правила рисования с натуры, умение рисовать ветку хвойного дерева. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. |
Карандаш, альбом, уголь, мелки, тушь, гуашь. Слайды природы. |
Тетр. стр. 18. |
13 (5) | | Кокошник. Человек и его украшения. (Сумочка, сарафан, воротничок, – по выбору, по заготовленной форме). Выражение характера человека через украшения. | 1 | Как выражать характер человека через украшения? | Графика, живопись, декоративно-прикладное искусство. | Научатся выполнять узоры на предметах декоративно-прикладного искусства, выполнять кистью простейшие элементы растительного узора для украшения кокошника. Знать понятие «украшение»; правила выражения человека через украшение. Уметь рисовать с натуры, передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски. | Чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю. | Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации в дополнительной литературе и иллюстрациях; анализировать и сопоставлять произведения разных видов искусства. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. |
Изображение украшений, карандаш, гуашь или акварельные краски, рабочая тетрадь. Кружева, бижутерия, вышивка. Слайды кружев. |
Тетр. стр. 19. |
14 (6) | | Праздничная новогодняя ёлка. | 1 | Как нарисовать ветку хвойного дерева, точно передавая её характерные особенности? | Форма, величина. | Научатся самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на заданную тему. | Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой. | Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата. Познавательные: применять правила и пользоваться инструкциями. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; строить монологическое высказывание. |
Карандаш, альбом, акварельные краски, гуашь. |
Тетр. стр. 20-21. |
15 (7) | | Новогодние игрушки. Братья-мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе. | 1 | Как использовать художественные материалы, сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства? Техника безопасности при работе с ножницами. | Основные составные, тёплые и холодные цвета. | Научатся конструировать новогодние игрушки в виде зверей, растений, человека. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение по заданным критериям. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; строить монологическое высказывание. |
Цветная бумага, ножницы, клей, картон, фольга, вата, нитки. |
Тетр. стр. 21. |
О ЧЁМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО? (9 Ч) |
16 (1) | | Мне грустно. Мне радостно. Изображение природы в различных состояниях. Изображение контрастных состояний природы. | 1 | Как изображать природу в разных состояниях, правильно разводить и смешивать гуашевые краски? | Художник - маринист. Изображение контрастных состояний природы (море нежное и ласковое, бурное и тревожное). | Научатся самостоятельно выбирать материал для творческой работы, передавать в рисунках пространственные отношения, реализовать свой замысел. | Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой. | Регулятивные: принимать и удерживать учебную задачу. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации; изображать море на основе своих наблюдений. Коммуникативные: контролировать действия партнёра; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. |
Тетр. стр. 22-23. |
Гуашь, кисти, альбом. Слайды картин художников. |
17 (2) | | Добрый волшебник. Изображение характера человека: изображение доброго сказочного мужского образа. | 1 | Как нарисовать мужскую одежду, создавая добрый образ? | «Внутренняя красота». | Научатся изображать мужской образ. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: находить общие черты в характере произведений разных видов искусства. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью. |
Карандаш, гуашь или акварельные краски, рабочая тетрадь. Слайды произведений Васнецова. |
Тетр. стр. 24. |
18 (3) | | Злой волшебник. Изображение характера человека: изображение злого сказочного мужского образа. | 1 | Как нарисовать мужскую одежду, создавая злой образ? | Отрицательные черты характера. Карандаш, гуашь или акварельные краски, рабочая тетрадь. Слайды произведений Васнецова. | Научатся изображать мужской образ. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: находить общие черты в характере произведений разных видов искусства. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью. |
Тетр. стр. 25. |
19 (4) | | Богатырские доспехи. Воин и его доспехи. Выражение характера человека через узоры и цвет. | 1 | Как выражать характер человека через узоры и цвет? | Графика, живопись, декоративно-прикладное искусство. | Научатся узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть из авторов. Уметь рисовать с натуры; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства; передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски. | Чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю. | Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации в дополнительной литературе и иллюстрациях; анализировать и сопоставлять произведения разных видов искусства. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. |
Изображение украшений, карандаш, гуашь или акварельные краски, рабочая тетрадь. Слайды старинного оружия. |
Тетр. стр. 26-27. |
20 (5) | | Портрет в зеркале. Изображение характера человека: Злая мачеха (баба Бабариха, злая волшебница). | 1 | Как нарисовать народную женскую одежду, как изобразить образ людей? | Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой. | Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в рисунке. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: находить общие черты в характере произведений разных видов искусства. |
Карандаш, гуашь или акварельные краски, рабочая |
| | Тетр. стр. 28. | | | тетрадь. Слайды произведений Васнецова. | | | Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью. |
21 (6) | | Портрет в зеркале. Изображение характера человека: изображение сказочных женских образов (Царевна-Лебедь и Добрая волшебница). | 1 | Как нарисовать народную женскую одежду, как изобразить образ людей? | Русский народный костюм. Основные элементы народного костюма: рубаха, сарафан, душегрея, венец, «внутренняя красота». | Научатся изображать русскую женщину в народном костюме, передавать выразительность силуэта. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: находить общие черты в характере произведений разных видов искусства. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью. |
Тетр. стр. 29. | Карандаш, гуашь или акварельные краски, рабочая тетрадь. Слайды произведений Васнецова. |
22 (7) | | Портрет сказочных героинь русских сказок. Сказочные персонажи: Царевна - Лебедь, баба-Яга и др. Образ сказочного героя, выраженный в портрете. | 1 | Как выполнить работу гуашью, передать образ человека и его характер? | Портрет. | Научатся передавать образ человека и его характер, выполнять творческую работу. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | Регулятивные: воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера. Познавательные: находить общие черты в характере произведений разных видов искусства. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания |
Гуашь, простой карандаш, ластик. |
Тетр. стр. 30-31. |
23 (8) 24 (9) | | «Дворец доброй феи и злой колдуньи». Образ здания. | 2 | Как создать образ сказочных построек? | Архитектура. | Научатся видеть художественный образ в архитектуре. | Адекватная мотивация учебной деятельности (познавательные мотивы). | Регулятивные: воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера. Познавательные: |
Карандаш, гуашь или акварельные краски, рабочая |
| | Тетр. стр. 32-33. | | | тетрадь. | | | осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания. |
КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО? (10 Ч) |
25 (1) | | Перо Жар- птицы. Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного. (Перо-жар птицы, угасающий костёр). | 1 | Как наблюдать за цветом в картинах художников? | Цвет, тёплые и холодные цвета. | Научатся наблюдать за цветом в картинах художников, передавать в тематических рисунках пространственные отношения, правильно разводить гуашевые краски. | Ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. | Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации в дополнительной литературе и иллюстрациях. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. |
Карандаш, гуашь или акварельные краски, рабочая тетрадь. Слайды угасающего костра, пособие по цветоведению. |
Тетр. стр. 34-35. |
26 (2) | | «Тихий спокойный сон и яркий звонкий праздник». Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. | 1 | Какие цвета нужно использовать для передачи настроения? | Композиция. Цветовая гамма. Колорит. Приём рисования акварелью по сырому. | Научатся при рисовании пейзажа составлять цвета весеннего колорита, работать кистью по сырому. | Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой. | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: применять правила и пользоваться инструкциями; выбирать наиболее эффективные способы решения задач. |
Карандаш, гуашь или акварельные |
| | Тетр. стр. 36-37. | | | краски, рабочая тетрадь. | | | Коммуникативные: формулировать собственное мнение, вести устный диалог. |
27 (3) | | «Ветка берёзы и дуба». Линия как средство выражения: характер линий. | 1 | Как различать основные и составные цвета, использовать художественные материалы, использовать линии для изображения характера работы? | Основные и составные цвета. | Научатся различать основные и составные цвета, изображать ветку берёзы и дуба. | Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства работами мастеров. | Регулятивные: воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера. Познавательные: анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Коммуникативные: формулировать собственное мнение, вести устный диалог. |
Карандаш, гуашь или акварельные краски, рабочая тетрадь. Крупные, большие весенние ветки. |
Тетр. стр. 38-39. |
28 (4) | | «Полёт мыльных пузырей». Ритм линий и пятен, цвет, пропорции - средства выразительности. | 1 | Как применять средства выразительности, использовать художественные материалы? | Ритм линий, пятен, цвет, пропорция. | Научатся создавать коллективное панно. | Ценность искусства в соответствии гармонии человека в окружающим миром. | Регулятивные: воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: формулировать собственное мнение, вести устный диалог. |
Карандаш, пастель, рабочая тетрадь. |
Тетр. стр. 40. |
29 (5) | | «Подводный мир». Линия как средство выражения: ритм линий. | 1 | Как изображать формы и жителей подводного мира? | Ритм, пейзаж, художник - пейзажист. | Научатся изображать формы подводного мира, планировать свою работу и следовать | Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с подводным миром. | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: применять правила и |
Карандаш, пастель, |
| | Тетр. стр. 41. | | | рабочая тетрадь. | инструкциям. | | пользоваться инструкциями; выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: формулировать собственное мнение, вести устный диалог. |
30 (6) | | «Дом-небоскрёб». В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, своё отношение к миру. | 1 | Как проектировать сказочный город? | Украшение. | Научатся передавать настроение в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции и формы. | Чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю. | Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации в дополнительной литературе и иллюстрациях; наблюдать за конструкциями зданий. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. |
Карандаш, гуашь или акварельные краски, рабочая тетрадь. |
Тетр. стр. 42. |
31 (7) | | «Спящий великан». Пропорции выражают характер. | 1 | Как соотносить части тела по размеру, выполнять изделия из пластичных материалов? | Пропорция. | Научатся выбирать материал для работы, выражать характер изделия через отношение между величинами (пропорцию). | Уважительное отношение к иному мнению. | Регулятивные: принимать и удерживать учебную задачу. Познавательные: анализировать образец, определять материалы. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания, формулировать собственное мнение и позицию. |
Акварель, палитра. |
Тетр. стр. 43. |
32 (8) | | Четвероногий герой. Изображение характера животных. Выражение животного с ярко выраженным характером. | 1 | Как рисовать силуэты животных, передавать в тематических рисунках пространственные отношения? | Знать понятие «художник-анималист»; творчество художников В. Серова, М. Кукунова. Уметь рисовать силуэты животных; передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски. | Научатся рисовать силуэты животных, передавать свои наблюдения и переживания в рисунке. | Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой. | Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Познавательные: применять правила и пользоваться инструкциями; наблюдать за настроением животных, передавать наблюдения и переживания в рисунке. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. |
Тетр. стр. 12. |
Карандаш, гуашь, рабочая тетрадь. |
33 (9) | | Оригами «Птички». (Коллективное панно). Ритм пятен как средство выражения. | 1 | Как составлять композицию и последовательно её выполнять? Техника безопасности при работе с ножницами. | Ритм, движения пятна, аппликация, панно. | Научатся выполнять задание в технике аппликации. Знать понятие «пропорция»; технику выполнения оригами. Уметь работать в технике оригами и бумагопластики; изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет. | Ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. | Регулятивные: воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Познавательные: моделировать коллективное панно. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах. |
Цветная бумага, ножницы, картон, клей ПВА. |
34 (10) | | Обобщающий урок года. Наши достижения. Я умею. Я могу. Выставка детских работ. | 1 | Показать, чему мы научились? | Мастерская, выставка, вернисаж. | Научатся демонстрировать свои достижения на выставке и комментировать их. Знать основные жанры и виды произведений искусства; ведущие художественные музеи России. Уметь высказывать простейшие суждения о картине и предметах декоративно-прикладного искусства. | Уважительное отношение к иному мнению. | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: осуществлять поиск и анализ необходимой информации. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
Карандаш, гуашь или акварельные краски, альбомный лист. |
Тетр. стр. 46-47. |