Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
| УТВЕРЖДЕНО приказом № от августа 2018 г. |
Рабочая программа
учебного предмета «Изобразительное искусство»
(базовый уровень)
для 2 класса
Составитель
Щербакова Светлана Александровна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
г. Воскресенск
2018 год
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 (в редакции приказов от 26 ноября 2010 № 1241, от 22 сентября 2011 года № 2357, от 31 декабря 2015 г № 1576);
основной образовательной программой начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО МОУ «СОШ № 9», утвержденной приказом № 64/4 от 30.08 2017 года;
авторской программой для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство» (УМК «Школа России»), под ред. Неменского Б.М. - М.: Просвещение, 2013г., без изменений.
Для реализации программного содержания используется учебник по предмету «Изобразительное искусство» Коротеевой Е.И. -М.: Просвещение, 2017 г.
В соответствии с учебным планом МОУ « СОШ № 9» на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» во 2 классе отводится 34 ч в год (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно – творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей, ценностей, чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение рассуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
формирование умения понимать причины успеха, неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно – творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить решения различных художественно – творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно – нравственном развитии человека;
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности, а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ;
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основ видов и жанров пространственно – визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно – творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально – пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно – творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно – творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно – творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
В результате изучения искусства у обучающихся:
будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться
основы анализа произведения искусства;
сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктовой деятельности, разовьётся трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьётся принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир;
будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России;
будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Обучающийся научится:
различать основные виды и жанры произведений изобразительного искусства; чем и как работает художник; что такое цветовой круг и как работать кистью; как работать с пластилином; что такое аппликация; что такое украшения; простейшие формы в изображении; холодные и тёплые цвета. рассматривать и проводить Простейший анализ произведения искусства;
определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства;
чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;
использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков; составлять аппликационные композиции из разных материалов;
различать тёплые и холодные цвета;
уметь украшать свои композиции.
Обучающийся получит возможность научиться:
приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;
научиться анализировать произведения искусства;
приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения
растений и животных;
приобрести навыки общения через выражение художественного смысла,
выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной
деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.
высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;
верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную часть рисунка;
определять величину и расположение изображения в зависимости от размеров
листа бумаги;
передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов
композиции, отражать в иллюстрациях смысловую связь элементов композиции,
отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения;
передавать в тематических рисунках пространственные отношения;
выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно-обобщённых форм растительного мира и геометрических форм;
лепить простейшие объекты действительности, животных с натуры, фигурки
народных игрушек;
составлять простейшие аппликационные композиции.
Содержание учебного предмета
Чем и как работают художники? (8ч)
Три основных цвета. Первичные основы цветоведения. Многообразие цветовой гаммы осенней природы. Изображение по памяти цветов. Белая и черная краски. Изображение природных стихий. Пастель и цветные мелки, акварель. Их выразительные возможности, особенности работы ими. Передача различного эмоционального состояния природы. Изображение по памяти осеннего леса. Выразительные возможности аппликации. Представление о ритме пятен. Создание коврика на тему осенней земли с опавшими листьями. Разнообразие графических материалов. Выразительные возможности линии. Изображение по памяти зимнего леса. Выразительность материалов для работы в объёме. Передача характерных особенностей животных. Лепка из пластилина животных родного края. Выразительные возможности бумаги. Особенности архитектурных форм. Макет. Сооружение игровой площадки для вылепленных зверей. Сходство и различие художественных материалов. Смешанные техники. Неожиданные материалы. Изображение ночного праздничного города.
Реальность и фантазия (7ч.)
Изображение и реальность. Особенности различных животных. Изображение любимого животного. Изображение и фантазия. Роль фантазии в жизни людей. Изображение фантастического животного путем соединения элементов разных животных, птиц, растений. Украшение и реальность. Изображение паутинок с росой, веточками деревьев при помощи линий. Украшение и фантазия. Природные формы при создании различных узоров, орнаментов, украшающих предметы быта. Изображение кружева, украшение узором воротничка для платья. Постройка и реальность. Красота и смысл природных конструкций. Конструирование из бумаги подводного мира. Постройка и фантазия. Создание макетов фантастических зданий, фантастического города. Взаимодействие трех видов деятельности – изображения, украшения и постройки. Конструирование и украшение елочных игрушек. Создание коллективного панно.
О чем говорит искусство? (11 ч)
Природа в различных состояниях. Изображение контрастных состояний природы.
Изображение характера животных. Анималистические изображения, созданные художниками в графике, живописи и скульптуре. Изображение животного.
Изображение характера человека: женский образ. Женские качества характера. Изображение противоположных по характеру сказочных женских образов.
Изображение характера человека: мужской образ. Мужские качества характера. Изображение доброго и злого героев из знакомых сказок. Образ человека в скульптуре. Скульптурные произведения, созданные мастерами прошлого и настоящего. Создание в объеме сказочных образов с ярко выраженным характером. Человек и его украшение. Характер украшений. Создание из бумаги украшений для добрых и злых сказочных героев. О чем говорят украшения. Создание панно в технике аппликации. Украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов. Создание панно в технике аппликации. Украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов.
Образ здания. Дома персонажей сказок. Образы зданий в окружающей жизни. Создание образа сказочных построек. Выражение человеком своих чувств, мыслей, настроений, отношения к миру через постройки и украшения. Выставка творческих работ, выполненных в разных материалах и техниках.
Как говорит искусство (8ч)
Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Теплые и холодные цвета. Изображение горящего костра и холодной синей ночи. Смешение различных цветов с черной, белой красками. Передача состояния, настроения в природе с помощью тихих и звонких цветов. Изображение весенней земли. Творческая коллективная работа. Изображение «теплого царства» (Солнечный город) и «холодного царства» (царство Снежной королевы). Линии как средство образной характеристики изображаемого. Разное эмоциональное звучание линии. Ритмическая организация листа. Изображение весенних ручьев. Характер линий. Выразительные возможности линий. Изображение нежных веток березки и могучих старых дубовых сучьев. Ритм пятен. Ритмическое расположение летящих птиц на плоскости листа. Пропорции как соотношения между собой частей одного целого. Пропорции – выразительное средство искусства. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности. Создание коллективного панно «Весна. Шум птиц» Резерв.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________ /Мажирина М.В./
« » августа 2018 г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО. Рекомендовано к утверждению.
протокол № 1 от « » августа 2018 г.
Руководитель ШМО
_____________ /Щербакова С.А./