(Ф.И.О. учителя; занимаемая должность, квалификационная категория)
2019 г.
Настоящая программа по изобразительному искусству для 3 класса создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897 (далее – ФГОС НОО). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены ФГОС НОО. Программа по изобразительному искусству для 3 класса начальной общеобразовательной школы является первым шагом реализации основных идей ФГОС НОО. Её характеризует направленность на достижение результатов освоения курса изобразительного искусства не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно - деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета "Изобразительное искусство".
По учебному плану на изучение изобразительного искусства в 3 классе отводится 34 часа в год (по 1 учебному часу в неделю). Учебник: «Изобразительное искусство. 3 класс» (Б.М. Неменский). - М.: «Просвещение», 2016. Рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации.
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Рабочая программа составлена на 34 часа в год, 1 час в неделю, что соответствует учебному плану МБОУ «Бужаниновская средняя общеобразовательная школа», реализуемому в 2018-2019 учебном году.
№ уроков | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме | Учебно-лабораторное оборудование | Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки прохождения темы |
1. Искусство в твоем доме (8 ч.) |
1 | Твои игрушки | Повторение основных задач образов братьев-Мастеров. Знакомство с рабочими принадлежностями и правилами техники безопасности на уроке. Цель и назначение игрушки. Разнообразие игрушек. Демонстрация поделок народных промыслов. Сравнение игрушки народной и современной. Определение роли мастеров в создании игрушки. Изготовление и рисование игрушек. Композиция, колорит. | Кисти, краски ,альбомы, рабочие тетради, пластилин, цветной картон, цветная бумага, стеки, бумага для акварели. Презентации, репродукции картин, наглядные пособия. | 1 неделя 02.09.19 – 06.09.19 | |
2 | Посуда у тебя дома | Формы и материал посуды, её предназначение, размеры, композиционные особенности, специфика оформления. Аргументация её декора. Сервиз, гармония, колорит. | Кисти, краски ,альбомы, рабочие тетради, пластилин, цветной картон, цветная бумага, стеки, бумага для акварели. Презентации, репродукции картин, наглядные пособия. | 2 неделя 09.09.19 – 13.09.19 | |
3 | Обои и шторы у тебя дома | Роль художника в создании дизайна дома. Роль цвета и декора в создании образа комнаты. Повторяемость узора в обоях. Этапы работы при создании обоев и штор. Изготовление клише, работа по трафарету Цветочный рисунок, природные элементы, ритм, периодичность. | Кисти, краски ,альбомы, рабочие тетради, пластилин, цветной картон, цветная бумага, стеки, бумага для акварели. Презентации, репродукции картин, наглядные пособия. | 3 неделя 16.09.19 – 20.09.19 | |
4 | Мамин платок. Изготовление рисунка « Платок для своей мамы» | Искусство росписи тканей. Зависимость цветового узора от назначения платка. Разновидности платков. Варианты композиционного решения росписи. Создание эскиза с конкретным предназначением. Мотив, акцент. | Кисти, краски ,альбомы, рабочие тетради, пластилин, цветной картон, цветная бумага, стеки, бумага для акварели. Презентации, репродукции картин, наглядные пособия. | 4 неделя 23.09.19 – 27.09.19 | |
5 | Твои книжки. Иллюстрация твоей книжки. | Оформление книг. Знакомство с многообразием видов книг. Оформительские элементы книг. Своеобразие стилей художников-иллюстраторов. Искусство книги, переплёт, супер-обложка, титульный лист, шмуцтитул, концовка. | Кисти, краски ,альбомы, рабочие тетради, пластилин, цветной картон, цветная бумага, стеки, бумага для акварели. Презентации, репродукции картин, наглядные пособия. | 5 неделя 30.09.19 – 04.10.19 | |
6 | Твои книжки. Иллюстрирование русских на-родных потешек. | Игровые книжки. Создание проекта конструкции книги, её обложки, выбор шрифтов, эскизов иллюстраций. | Кисти, краски ,альбомы, рабочие тетради, пластилин, цветной картон, цветная бумага, стеки, бумага для акварели. Презентации, репродукции картин, наглядные пособия. | 6 неделя 07.10.19 – 11.10.19 | |
7 | Поздравительная открытка (декоративная закладка). | Возникновение открытки, её назначение, тематика. Техника создания и оформления открытки. Лаконизм, избирательность. | Кисти, краски ,альбомы, рабочие тетради, пластилин, цветной картон, цветная бумага, стеки, бумага для акварели. Презентации, репродукции картин, наглядные пособия. | 7 неделя 14.10.19 – 18.10.19 | |
8 | Обобщение по теме «Искусство в твоем доме». Рисунок самой красивой вещи дома | Закрепление и обобщение знаний, обмен обучающимися мнениями о видах работ, проводимых в данном разделе. Просмотр произведений искусства, которые оставили наибольшие положительные впечатления | Кисти, краски ,альбомы, рабочие тетради, пластилин, цветной картон, цветная бумага, стеки, бумага для акварели. Презентации, репродукции картин, наглядные пособия. | 8 неделя 21.10.19 – 25.10.19 | |
2. Искусство на улицах твоего города (7 ч.) |
9 | Памятники архитектуры. Изображение на листе бумаги проекта красивого здания. | Понятие о малой родине. художественные атрибуты современной жизни города. Эстетическая оценка современных и старинных построек. Бережное отношение к памятникам архитектуры. Создание плоского или объёмного изображения проекта здания или архитектурного ансамбля. Памятник архитектуры, зодчество. | Кисти, краски ,альбомы, рабочие тетради, пластилин, цветной картон, цветная бумага, стеки, бумага для акварели. Презентации, репродукции картин, наглядные пособия. | 9 неделя 04.11.19 – 08.11.19 | |
10 | Парки, скверы, бульвары. Изображение на листе бумаги парка, сквера. | Назначение «зелёных зон» в городах. Традиции парковой архитектуры в нашей стране. Варианты современной архитектуры для садов и парков. Создание проекта детского парка развлечений. Садово-парковое искусство. | Кисти, краски ,альбомы, рабочие тетради, пластилин, цветной картон, цветная бумага, стеки, бумага для акварели. Презентации, репродукции картин, наглядные пособия. | 10 неделя 11.11.19 – 15.11.19 | |
11 | Ажурные ограды. Рисунок ажурной ограды. | Роль ограждений в оформлении города. Кружевные детали в истории искусства России. Эстетическая оценка ажурных металлических оград. Поиски природных аналогов рисунка. Создание оригинальных вариантов ажурных ограждений | Кисти, краски ,альбомы, рабочие тетради, пластилин, цветной картон, цветная бумага, стеки, бумага для акварели. Презентации, репродукции картин, наглядные пособия. | 11 неделя 18.11.19 – 22.11.19 | |
12 | Волшебные фонари | Назначение фонарей в человеческой жизни. Образцы фонарей в качестве цветового украшения города. Размеры и формы. Миниатюрность, колоссальность. | Кисти, краски ,альбомы, рабочие тетради, пластилин, цветной картон, цветная бумага, стеки, бумага для акварели. Презентации, репродукции картин, наглядные пособия. | 12 неделя 25.11.19 – 29.11.19 | |
13 | Витрины. Изготовление плоского эскиза витрины способом аппликации. | Назначение витрин, сочетание оформления с профилем магазина. Рекламная и художественная составляющие в содержании витрин. Композиционные и оформительские навыки в создании витрин. Эклектика, коллаж. | Кисти, краски ,альбомы, рабочие тетради, пластилин, цветной картон, цветная бумага, стеки, бумага для акварели. Презентации, репродукции картин, наглядные пособия. | 13 неделя 02.12.19 – 06.12.19 | |
14 | Удивительный транспорт. Рисунок фантастической машины. | Историческая эволюция облика автомобиля. Назначение автомобилей, связь конструкции с дизайном. Автомобильный декор. Конструктор. | Кисти, краски ,альбомы, рабочие тетради, пластилин, цветной картон, цветная бумага, стеки, бумага для акварели. Презентации, репродукции картин, наглядные пособия. | 14 неделя 09.12.19 – 13.12.19 | |
15 | Обобщение по теме «Искусство на улицах твоего города». Изготовление проекта улицы города. | Закрепление и обобщение знаний, обмен обучающимися мнениями о видах работ, проводимых в данном разделе. Просмотр произведений искусства, которые оставили наибольшие положительные впечатления | Кисти, краски ,альбомы, рабочие тетради, пластилин, цветной картон, цветная бумага, стеки, бумага для акварели. Презентации, репродукции картин, наглядные пособия. | 15 неделя 16.12.19 – 20.12.19 | |
3. Художник и зрелище (10 ч.) |
16 | Художник в цирке. Изображение самого интересного в цирке. | Особенности циркового искусства. Виды цирковых номеров, их специфика. Занавес, костюмы, реквизит, освещение. | Кисти, краски ,альбомы, рабочие тетради, пластилин, цветной картон, цветная бумага, стеки, бумага для акварели. Презентации, репродукции картин, наглядные пособия. | 16 неделя 23.12.19 – 27.12.19 | |
17 | Художник в цирке. Звери на арене | Роль художника в их оформлении. Особая яркость, насыщенность циркового представления. | Кисти, краски ,альбомы, рабочие тетради, пластилин, цветной картон, цветная бумага, стеки, бумага для акварели. Презентации, репродукции картин, наглядные пособия. | 17 неделя 13.01.20 – 17.01.20 | |
18 | Художник в театре. Образ театрального героя. | Знакомство с работой художника-оформителя театральных постановок. Рассматривание эскизов театральных постановок, их обсуждение. Макет, декорация, объемно-пространственная композиция. | Кисти, краски ,альбомы, рабочие тетради, пластилин, цветной картон, цветная бумага, стеки, бумага для акварели. Презентации, репродукции картин, наглядные пособия. | 18 неделя 20.01.20 – 24.01.20 | |
19 | Художник в театре. Рисунок театральной декорации для сказки (замок) | Знакомство с работой художника-оформителя театральных постановок (свой жизненный опыт). Рассматривание эскизов театральных постановок, их обсуждение. Макет, декорация, объемно-пространственная композиция. | Кисти, краски ,альбомы, рабочие тетради, пластилин, цветной картон, цветная бумага, стеки, бумага для акварели. Презентации, репродукции картин, наглядные пособия. | 19 неделя 27.01.20 – 31.01.20 | |
20 | Театр кукол. Рисунок костюма куклы | Знакомство с разными видами морового кукольного театра. Традиции кукольных театров России. Выбор образа куклы и материала для её изготовления. Кукла-подарок. | Кисти, краски ,альбомы, рабочие тетради, пластилин, цветной картон, цветная бумага, стеки, бумага для акварели. Презентации, репродукции картин, наглядные пособия. | 20 неделя 03.02.20 – 07.02.20 | |
21 | Театр кукол. Рисуем кукол к кукольному спектаклю «Золушка» | Знакомство с разными видами морового кукольного театра. Традиции кукольных театров России. Вспомним, какие постановки кукольных театров видели. Выбор образа куклы и материала для её изготовления. Кукла-подарок. | Кисти, краски ,альбомы, рабочие тетради, пластилин, цветной картон, цветная бумага, стеки, бумага для акварели. Презентации, репродукции картин, наглядные пособия. | 21 неделя 10.02.20 – 14.02.20 | |
22 | Театральные маски. Теаральные маски. Изготовление эскиза маски | Использование масок в народном представлении и в театральном искусстве. Выразительность масок. | Кисти, краски ,альбомы, рабочие тетради, пластилин, цветной картон, цветная бумага, стеки, бумага для акварели. Презентации, репродукции картин, наглядные пособия. | 22 неделя 17.02.20 – 21.02.20 | |
23 | Театральные маски. Рисуем маскарадную маску. | Выразительность масок, способы их создания, материалы для изготовления. создание маски-подарка. Карнавал. | Кисти, краски ,альбомы, рабочие тетради, пластилин, цветной картон, цветная бумага, стеки, бумага для акварели. Презентации, репродукции картин, наглядные пособия. | 23 неделя 24.02.20 – 28.02.20 | |
24 | Афиша и плакат. Изготовление эскиза плаката-афиши к спектаклю. | Назначение афиши в театральном искусстве. Художественные составляющие афиши. Цель создания плаката. Единство рисунка и текст. Знакомство с классическими примерами плакатов. Рисование афиши театрального представления. Защита творческих проектов. | Кисти, краски ,альбомы, рабочие тетради, пластилин, цветной картон, цветная бумага, стеки, бумага для акварели. Презентации, репродукции картин, наглядные пособия. | 24 неделя 02.03.20 – 06.03.20 | |
25 | Праздник в городе. Изготовление проекта нарядного города к празднику масленица. | Разнообразие крупномасштабных праздников. Места их проведения. художественное оформление населённых пунктов для проведения больших уличных праздников. Разнообразие декоративных деталей оформления контраст, сочетание. | Кисти, краски ,альбомы, рабочие тетради, пластилин, цветной картон, цветная бумага, стеки, бумага для акварели. Презентации, репродукции картин, наглядные пособия. | 25 неделя 09.03.20 – 13.03.20 | |
26 | Место художника в зрелищных искусствах. Школьный карнавал. Обобщение темы. | Закрепление и обобщение знаний, обмен обучающимися мнениями о видах работ, проводимых в данном разделе. Просмотр произведений искусства, которые оставили наибольшие положительные впечатления | Кисти, краски ,альбомы, рабочие тетради, пластилин, цветной картон, цветная бумага, стеки, бумага для акварели. Презентации, репродукции картин, наглядные пособия. | 26 неделя 16.03.20 – 20.03.20 | |
4. Художник и музей (9 ч.) |
27 | Музей в жизни города | Крупнейшие художественные музеи России. Разнообразие домашних музеев. Оригинал, репродукция. | Кисти, краски ,альбомы, рабочие тетради, пластилин, цветной картон, цветная бумага, стеки, бумага для акварели. Презентации, репродукции картин, наглядные пособия. | 27 неделя 30.03.20 – 03.04.20 | |
28 | Картина – особый мир. Картина- пейзаж. | Закрепление умения словесно оформлять впечатления о картине. Знакомство с произведениями известных русских художников-пейзажистов. Передача нужного настроения, выбор колорита. Колорит, шедевр, экскурсовод, экскурсия. | Кисти, краски ,альбомы, рабочие тетради, пластилин, цветной картон, цветная бумага, стеки, бумага для акварели. Презентации, репродукции картин, наглядные пособия. | 28 неделя 06.04.20 – 10.04.20 | |
29 | Картина-портрет, рассматривание иллюстраций в учебнике. Рисование портрета. | Получение представления о жанре портрета и автопортрета. Знакомство с известными художниками-портретистами и их картинами. Выбор выразительных средств для рисунка. Создание телесного колорита. Композиция. | Кисти, краски ,альбомы, рабочие тетради, пластилин, цветной картон, цветная бумага, стеки, бумага для акварели. Презентации, репродукции картин, наглядные пособия. | 29 неделя 13.04.20 – 17.04.20 | |
30 | Картина-натюрморт | Знакомство с жанром натюрморта. средства художественной выразительности натюрморта. Расположение предметов в композиции. Творчество художников в жанре натюрморта | Кисти, краски ,альбомы, рабочие тетради, пластилин, цветной картон, цветная бумага, стеки, бумага для акварели. Презентации, репродукции картин, наглядные пособия. | 30 неделя 20.04.20 – 25.04.20 | |
31 | Картины исторические и бытовые. Рисование картины «МЫ играем» | Принципы создания картин на исторические и бытовые темы. Наблюдения и рассуждения о сюжетах, композиции и деталях картин разных жанров. Закрепление понятия о жанрах изобразительного искусства. | Кисти, краски ,альбомы, рабочие тетради, пластилин, цветной картон, цветная бумага, стеки, бумага для акварели. Презентации, репродукции картин, наглядные пособия. | 31 неделя 27.04.20 – 01.05.20 | |
32 | Скульптура в музее и на улице | Знакомство с известными скульптурными памятниками. Значение скульптуры в уличных ансамблях. Знакомство с материалом уличной скульптуры. Уличный дизайн, парковая скульптура. | Кисти, краски ,альбомы, рабочие тетради, пластилин, цветной картон, цветная бумага, стеки, бумага для акварели. Презентации, репродукции картин, наглядные пособия. | 32 неделя 04.05.20 – 08.05.20 | |
33 | Обобщение по теме «Художник и музей». Выставка творческих работ | Закрепление и обобщение знаний, обмен обучающимися мнениями о видах работ, проводимых в данном разделе и в течение всего учебного года. | Кисти, краски ,альбомы, рабочие тетради, пластилин, цветной картон, цветная бумага, стеки, бумага для акварели. Презентации, репродукции картин, наглядные пособия. | 33 неделя 11.05.20 – 15.05.20 | |
34 | Обобщающий урок. Выставка творческих работ | Просмотр произведений искусства, которые оставили наибольшие положительные впечатления. | Кисти, краски ,альбомы, рабочие тетради, пластилин, цветной картон, цветная бумага, стеки, бумага для акварели. Презентации, репродукции картин, наглядные пособия. | 34 неделя 18.05.20 – 22.05.20 | |
зам. директора по УВР
Смирнова Г.И.
« 28 » августа 2019 года.