СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ИЗО 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по ИЗО 4 класс. С пояснительной запиской, УУД, контрольно - измерительными материалами.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО 4 класс»

Шолоховский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Колундаевская средняя общеобразовательная школа»

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Колундаевская СОШ»

Приказ №

_________



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству

начального общего образования, 4 класс

количество часов 33

учитель Косинова Людмила Анатольевна







  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования и примерной программой по изобразительному искусству на уровне начального общего образования. Учебно – методический комплекс «Изобразительное искусство 1-4 классы» Б. М. Неменского.

Цели программы:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобрази­тельному искусству; обогащение нравственного опыта, пред­ставлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусст­во;

  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприя­тию искусства и окружающего мира, умений и навыков со­трудничества в художественной деятельности;

  • овладение элементарной художественной грамотой; фор­мирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятель­ности, разными художественными материалами; совершен­ствование эстетического вкуса.

Задачи программы:

  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

  • формирование навыков работы с различными художест­венными материалами.

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле;

  • воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран;

  • готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство.

  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.

  1. Общая характеристика учебного предмета

Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребенка. Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с культурой разных стран мира, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.

Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

— изобразительная художественная деятельность;

— декоративная художественная деятельность;

— конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение — это художественное познание мира, выражение своего к нему отношения, эстетического переживания его; конструктивная деятельность — это создание предметно-пространственной среды; декоративная деятельность — это способ организации общения людей, имеющий коммуникативные функции в жизни общества.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т.д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и компьютерных презентаций. Для этого необходима работа со словарями, использование собственных фотографий, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т. е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, пони-мать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

  1. Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа расчитана на 34 учебных часа ( 1 час в неделю). В 2020 – 2021 уч. году в связи с тем, что 4 ноября выпадает на рабочий день, количество часов сокращается на 1 часа. Итого за год 33 часа.

4. Ценностные ориентиры содержания курса


Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.


  1. Планируемые результаты учебного предмета


Ожидается, что учащиеся по завершению обучения смогут демонстрировать следующие результаты в освоении изобразительного искусства:


п/п

Разделы учебного курса

Компетенции

Научится

Получит возможность научиться

1.

Изобразительная художественная деятельность

Личностные

Эмоционально-ценностному отношению к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантному принятию разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни

Выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);

чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний.

Предметные

Знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства); знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств; понимание образной природы искусства; эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ; способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства; умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах.

Различать виды художественной деятельности. Различать виды и жанры ИЗО. Понимать образную природу искусства. Эстетически оценивать явления природы, события окружающего мира.

Применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно-творческой работы. Узнавать, воспринимать и осмысливать несколько великих произведений русского и мирового искусства. Обсуждать и анализировать произведения искусства.

Метапредметные

Способности к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

навыкам использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.


Видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.); общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; активно использовать языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.); обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием.

Коммуникативные

Самостоятельной творческой деятельности; обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства; оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.; овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

Выбирать средства для реализации художественного замысла; способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

2.

Декоративно-художественная деятельность

Личностные

Воображению, образному мышлению, пространственных представлений, сенсорных способностей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения;

передавать в тематических рисунках пространственные отношения;


Предметные

Усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике; способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники; способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу; умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты; овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны; умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру.

Навыками изображения средствами аппликации и коллажа. Рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную культуру.

Эстетически воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, свидетелей нашей истории.

Объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современников. Выражать в изобразительной деятельности свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов. Приводить примеры произведений искусств, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Метапредметные

Умению отражать в рисунках явления действительности; передавать в рисунке красоты линий цветовой окраски предметов.

Организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Коммуникативные

Способности высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека в разных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности.

Умению обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности; в трудовой сфере:умению использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка).

3.

Конструктивная художественная деятельность.

Личностные

Чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Уважительное отношение к культуре искусству других народов нашей страны и мира в целом. Понимание особой роли культуры в жизни общества и каждого отдельного человека. Эстетические чувства художественно-творческое мышление, наблюдательность, фантазия.

Эстетические потребности; потребности в общении с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности. Навыки коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя. Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы.

Навыкам использования различных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремлению использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Предметные

Изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций; умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории; умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества; выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов; умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Понимать содержание и выразительные средства художественных произведений.

Сопоставлять объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусств, и объяснять их разницу. Выражать в беседе свое отношение к произведению искусства.

Создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного. Выбирать характер линий для изображения того или иного образа.

Овладеть на практике основами цветоведения. Использовать пропорциональные соотношения лица, фигуры человека при создании портрета.

Создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы природы. Изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним свое эмоциональное отношение.

Метапредметные

Освоению начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование средств информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) для решения художественных и познавательных задач. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Умению планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Отличать верно выполненное задание от неверного; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.




Коммуникативные

Способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника; оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста). Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

Способности высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека в разных эмоциональных состояниях; -умение обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности;

в трудовой сфере.



  1. Содержание учебного предмета



п/п

Раздел, темы учебного курса

Ко-во часов на раздел

Формы контроля

1

Истоки родного искусства

Каждый народ строит, украшает, изображает. Пейзаж родной земли. Красота природы в произведениях русской живописи. Деревня — деревянный мир. Украшения избы и их значение. Красота человека. Образ русского человека в произведениях художников. Календарные праздники. Народные праздники (обобщение темы).

8

Рисунок. Проект.

2

Древние города нашей земли

Родной угол. Древние соборы. Города Русской земли. Древнерусские воины-защитники. Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. Узорочье теремов. Пир в теремных палатах (обобщение темы).

7

Рисунок.

3

Каждый народ – художник

  • Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Народы гор и степей.

  • Юрта как произведение архитектуры. Города в пустыне. Древняя Эллада. Мифологические представления Древней Греции. Европейские города Средневековья. Образ готического храма. Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).

11

Рисунок. Проект.

4

Искусство объединяет народы

  • Материнство. Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве. Мудрость старости. Сопереживание. Герои - защитники. Героическая тема в искусстве разных народов.

  • Юность и надежды. Искусство народов мира (обобщение темы).

7

Рисунок. Проект. Итоговая проверочная работа.



  1. Тематическое планирование

    Раздел, тема

    Кол-во

    часов

    Дата

    Предметные компетенции

    Вид учебной деятельности

    Контроль

    Истоки родного искусства

    1


    Пейзаж родной земли

    1

    02.09

    Л: чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города Р: умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей П: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера К: овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы.

    Характеризовать красоту при­роды родного края. Изображать характерные особенности пейзажа родной природы. Использовать выра­зительные средства живописи для создания образов природы. Изображать российскую приро­ду.

    Текущий

    2

    Пейзаж родной земли

    1

    09.09

    Л: уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом Р: находить варианты решения различных художественно-творческих задач П: овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать К: использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач.

    Использовать выразительные средства живописи для созда­ния образов природы. Изобра­жать российскую природу.

    Текущий

    3

    Деревня - де­ревянный мир

    1

    16.09

    Л: понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека Р: умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий П: формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха К: выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказываниях, письменном сообщении.

    Рассуждать о роли природных условий в характере традици­онной культуры народа. Рассказывать о воплощении в конструкции и декоре избы кос­могонических представлений- представлений о порядке и уст­ройстве мира.

    Текущий

    4

    Деревня - де­ревянный мир

    1

    23.09

    Л: сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии Р: осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов П: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии К: участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений.

    Понимать единство красоты и пользы, единство функцио­нальных и духовных смыслов. Рассказывать об украшениях избы и их значениях. Характе­ризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом.

    Текущий

    5

    Красота человека

    1

    30.09

    Л: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей Р: Умение работать по плану и алгоритму П: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам К: осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

    Рассказывать о деревянной храмовой архитектуре. Создавать образ традиционной деревни: коллек­тивное панно или объёмная пространственная постройка из бумаги

    Текущий

    6

    Красота человека

    1

    07.10

    Л: овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя Р: Умение работать самостоятельно П: Создание элементарных композиций на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве К: слушать и понимать речь других.

    Объяснять представление на­рода о красоте человека, свя­занное с традициями жизни и труда в определенных природ­ных и исторических условиях. Приобретать опыт эмоциональ­ного восприятия традиционного народного костюма.

    Текущий

    7

    Народные праздники

    1

    14.10

    Л: чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города Р: умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей П: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера К: овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы.

    Рассматривать женский празд­ничный костюм как концентра­цию народных представлений об устройстве мира. Изобра­жать женские и мужские образы в народных костюмах, исполь­зовать гуашь, кисти, бумагу, клей, ножницы.

    Текущий

    8

    Народные праздники - проект

    1

    21.10

    Л: уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом Р: находить варианты решения различных художественно-творческих задач П: овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать К: использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач.

    Характеризовать и эстетически оценивать образы человека- труженика в произведениях ху­дожников. Рассуж­дать об образе труда в народ­ной культуре. Изображать сцены труда из крестьянской жизни

    Итоговый

    Древние города нашей земли

    9

    Родной угол.

    1

    11.11

    Л: чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города Р: умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей П: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера К: овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы.

    Характеризовать образ древнего русского города. Объяснять зна­чение выбора места для построй­ки города. Рассказывать о впе­чатлении, которое производил город при приближении к нему. Описывать крепостные стены и башни, въездные ворота. Объяснять роль пропорций в формировании конструктивного образа города.

    Текущий

    10

    Древние соборы.

    1

    18.11

    Л: уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом Р: находить варианты решения различных художественно-творческих задач П: овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать К: использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач.

    Составлять рассказ о соборах как о святыни города, воплоще­нии красоты, могущества и си­лы государства, как об архитек­турном и смысловом центре города.

    Текущий

    11

    Города Русской земли.

    1

    25.11

    Л: понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека Р: умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий П: формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха К: выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказываниях, письменном сообщении.

    Создавать макет города с по­мощью лепки или постройки макета здания древнерусского каменного храма. Использовать материалы: пла­стилин, стеки, коробки, ножни­цы, клей; гуашь, кисти, бумагу

    Текущий

    12

    Древнерусские воины-защитники.

    1

    02.12

    Л: сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии Р: осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов П: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии К: участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений.

    Называть основные структур­ные части города: Кремль, торг, посад. Рассказывать о раз­мещении и характере жилых построек, их соответствии сельскому деревянному дому с усадьбой. Рассказывать о жителях древ­нерусских городов, о со­ответствии их одежды архитектурно-предметной среде.

    Текущий

    13

    Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.

    1

    09.12

    Л: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей Р: Умение работать по плану и алгоритму П: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам К: осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

    Рассказывать об образе жизни лю­дей древнерусского города; о князе и его дружине, о торговом люде. Характеризовать одежду и ору­жие воинов: их форму и красоту. Определять значение цвета в одежде, символические значе­ния орнаментов.

    Текущий

    14

    Узорочье теремов.

    1

    16.12

    Л: овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя Р: Умение работать самостоятельно П: Создание элементарных композиций на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве К: слушать и понимать речь других.

    Определять общий характер и архитектурное своеобразие разных городов. Использовать материалы: гу­ашь, кисти, бумагу или мелки.

    Текущий

    15

    Пир в теремных палатах.

    1

    23.12

    Л: чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города Р: умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей П: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера К: овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы.

    Рассказывать о росте и изме­нении назначения городов — торговых и ремесленных цент­ров. Иметь представление о богатом украшении городских построек, о теремах, княжеских дворцах, боярских палатах, го­родских усадьбах. Изображать интерьер теремных палат.

    Текущий

    Каждый народ - художник

    16

    Страна восхо­дящего солн­ца. Образ ху­дожественной культуры Японии

    1

    13.01

    Л: уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом Р: находить варианты решения различных художественно-творческих задач П: овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать К: использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач.

    Рассказывать о художествен­ной культуре Японии , как об очень целостной, экзотичной и в то же время вписанной в со­временный мир.

    Текущий

    17

    Страна восхо­дящего солн­ца. Образ художественной культуры Японии

    1

    20.01

    Л: понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека Р: умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий П: формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха К: выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказываниях, письменном сообщении.

    Рассказывать о традиционных постройках: о легких сквозных конструкциях построек с пере­движными ширмами, отвечаю­щих потребности быть в посто­янном контакте с природой. Изображать природу через ха­рактерные детали.

    Текущий

    18

    Страна восхо­дящего солн­ца. Образ художественной культуры Японии

    1

    27.01

    Л: сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии Р: осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов П: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии К: участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений.

    Характеризовать образ женской красоты — изящные ломкие линии, изобразительный орна­мент росписи японского платья- кимоно, отсутствие интереса к индивидуальности лица.

    Текущий

    19

    Народы гор и степей

    1

    03.02

    Л: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей Р: Умение работать по плану и алгоритму П: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам К: осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

    Использовать материалы: большие листы бумаги, гуашь или акварель, пастель, каран­даши, ножницы, клей

    Текущий

    20

    Народы гор и степей

    1

    10.02

    Л: овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя Р: Умение работать самостоятельно П: Создание элементарных композиций на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве К: слушать и понимать речь других.

    Рассказывать о разнообразии природы нашей планеты и спо­собности человека жить в самых разных природных условиях. Объяснять связь художествен­ного образа культуры с при­родными условиями жизни на­рода.

    Текущий

    21

    Города в пустыне

    1

    17.02

    Л: чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города Р: умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей П: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера К: овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы.

    Продолжение работы. Изображать жизнь в степи и красоты пустых пространств. Использовать материалы: гу­ашь, кисти, бумагу

    Текущий

    22

    Древняя Эллада

    1

    24.02

    Л: уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом Р: находить варианты решения различных художественно-творческих задач П: овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать К: использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач.

    Рассказывать о городах в пустыне. Видеть орнаментальный харак­тер культуры. Использовать материалы: цветная бумагу, мелки, ножни­цы, клей

    Текущий

    23

    Древняя Эллада

    1

    03.03

    Л: понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека Р: умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий П: формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха К: выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказываниях, письменном сообщении.

    Рассказывать об особом значе­нии искусства Древней Греции для культуры Европы и России. Определять храм как совер­шенное произведение разума человека и украшение пейзажа.

    Текущий

    24

    Европейские города средневековья

    1

    10.03

    Л: сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии Р: осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов П: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии К: участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений.

    Рассказывать о повседневной жизни. Использовать материалы: бу­магу, ножницы, клей; гуашь, кисти

    Текущий

    25

    Европейские города средневековья

    1

    17.03

    Л: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей Р: Умение работать по плану и алгоритму П: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам К: осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

    Знакомиться с образом готиче­ских городов средневековой Европы: узкие улицы и сплош­ные фасады каменных домов. Видеть красоту готического храма, его величие и устрем­ленность вверх, готические витражи и производимое ими впечатление.

    Текущий

    26

    Многообразие художествен­ных культур в мире - проект

    1

    31.03

    Л: овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя Р: Умение работать самостоятельно П: Создание элементарных композиций на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве К: слушать и понимать речь других.

    Видеть единство форм костюма и архитектуры, общее в их кон­струкции и украшениях. Создавать панно «Площадь средневекового города»

    Итоговый

    Искусство объединяет народы

    27



    Материнство

    1

    07.04

    Л: чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города Р: умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей П: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера К: овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы.

    Изображать (по представле­нию) образ матери и дитя, их единства, ласки, т. е. отноше­ния друг к другу. Использовать материалы: гу­ашь, кисти или пастель, бумага

    Текущий

    28

    Мудрость

    старости

    1

    14.04

    Л: понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека Р: умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий П: формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха К: выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказываниях, письменном сообщении.

    Видеть выражение мудрости старости в произведениях ис­кусства. Создавать изображение люби­мого пожилого человека, пере­давать стремление выразить его внутренний мир.

    Текущий

    29



    Сопережива­ние

    1

    21.04

    Л: сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии Р: осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов П: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии К: участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений.

    Рассуждать о том, что искусст­во разных народов несет в себе опыт сострадания, сочувствия, вызывает сопереживание зри­теля. Создавать рисунок с драмати­ческим сюжетом, придуманным автором.

    Текущий

    30

    Герои-

    защитники

    1

    28.04

    Л: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей Р: Умение работать по плану и алгоритму П: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам К: осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

    Выполнять лепку эскиза памят­ника герою. Использовать материалы: пла­стилин, стеки, дощечка

    Текущий

    31



    Юность и надежды

    1

    05.05

    Л: овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя Р: Умение работать самостоятельно П: Создание элементарных композиций на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве К: слушать и понимать речь других.

    Выполнять изображение радо­сти детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях. Использовать материалы: гуашь, кисти или мелки, бумага

    Текущий

    32



    Итоговая проверочная работа

    1

    12.05

    Л: чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города Р: умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей П: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера К: овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы.

    Обсуждать и анализировать свои работы и работы одно­классников с позиций творче­ских задач, с точки зрения вы­ражения содержания в работе. Участвовать в обсуждении вы­ставки

    Итоговый

    33



    Анализ и работа над ошибками. Искусство на­родов мира - проект

    1

    19.05

    Л: уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом Р: находить варианты решения различных художественно-творческих задач П: овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать К: использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач.

    Обсуждать и анализировать свои работы и работы одно­классников с позиций творче­ских задач, с точки зрения вы­ражения содержания в работе. Участвовать в обсуждении вы­ставки

    Итоговый

  2. Материально – техническое обеспечение

Персональный компьютер с художественным программным обеспечением UNIT

Монитор PROVIEW

Мультимедиа-проектор EPSON

Аккустические звуковые колонки Jetbalance

Навесной экран (на штативе)

Аудиторная доска с магнитным покрытием

Интернет ресурсы

https://infourok.ru/

https://multiurok.ru/rjcbyjdf/

https://единыйурок.рф/

https://urok.1sept.ru/

https://nsportal.ru/

https://урок.рф/library/

https://rosuchebnik.ru/

Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений/ Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2017.

Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1—4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева и др.] ; под ред. Б. М. Неменского. — 5-е изд. — М. : Просвещение, 2015. — 128 c.

Неменский Б.М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству. 1-4 классы: пособие для учителя/ Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Е.И. Коротеева. – М.: Просвещение, 2017.

  1. Контрольно – измерительные материалы

Годовая контрольная работа по изобразительному искусству за курс 4 класса

Вариант 1

1.Найди соответствие :А) отапливаемый жилой крестьянский дом А) наличник

Б) столб, опора для перекрытия Б) акрополь

В) украшенное обрамление окна В) изба

Г) укрепленная часть древнегреческого города Г) колонна

2.Почему деревня называется «деревней»?

___________________________________________________________________________________

3. Окно в русской избе- связь с внешним миром. Напиши известные тебе части окна.

___________________________________________________________________________________

4.Перечисли народные праздники, которые ты знаешь.

____________________________________________________________________________________

5. Найди соответствия между цветом купола и их значением:

А) Золотой А) посвящались Троице и символизировали Святой дух

Б) Синий или голубой Б) символ небесной славы, посвящены Иисусу ХристуВ) Зеленый В) посвящены Святым

Г) Серебряный Г) посвящены Богородице

6. Изразцы – это

А) торжественно украшенный вход;

Б) яркие, цветные и блестящие керамические плитки;

В) ряд скрепленных друг с другом бревен.

7. Потолки терема были сводчатые и поддерживались крепкими толстыми столбами…

А) колоннами Б) опорами В) стенами

8. Гридницы – зто…

А) большие залы, где устраивались пиры Б) подвальное помещение В) спальная комната.

9. При строительстве древнего города на самом высоком месте обязательно строили

А) забор Б) смотровую башню В) собор, храм

10. Установи соответствие:

арка

изба сруб

купол

собор изразцы

наличники

11. Подчеркни лишнее слово в каждой строке:

А) кимоно, Япония, Акрополь, пагода;

Б) иглу, чум, юрта, мечеть;

В) готический собор, Кремль, витраж, арка;

Г) Дорический храм, Парфенон, Ионический храм, Успенский собор.

12. . Выбери особенности японского пейзажа

А) спокойный с широкими полями и лесами Б) гористый, солнечный с пальмами и кипарисами

В) гористый с туманами и водопадами

13. Соотнеси одежду и материал:

кимоно холст

рубаха шерсть

хитон шелк

14. Особенности готического стиля архитектуры ( выбери и подчеркни)

А) обилие украшений, стрельчатые окна с витражами, высокие крыши

Б) двускатные и шатровые крыши, купола и закомары

В) пологие крыши, колоннады, фризы

15. Установи соответствие:

яранга эскимосы

иглу народы севера

чум жители степей

юрта оленеводы

16.Установи соответствие:

А) минарет А) вход, похожий на огромную букву «п»

Б) медресе Б) башня, с которой служители храма призывают к молитве

В) мечеть В) религиозный университет

Г) мавзолей Г) храм, где совершают молитву

Д) портал Д) усыпальница

17. Найди соответствие вида храма по капители колонны:

А А) ДОРИЧЕСКИЙ

Б Б) ИОНИЧЕСКИЙ

18.Как называли колонны здания в виде женских фигур в Древней Греции?

______________________________________________________________________________________

19.Перечисли особенности одежды Средневековой Европы:

______________________________________________________________________________________________________

20. Перечисли великие темы искусства. Раскрой одну из них.

______________________________________________________________________________________________________

Вариант 2

Инструкция для обучающихся Вам предлагается выполнить 20 заданий.

Внимательно читай каждое задание. Одни задания покажутся тебе легкими, другими - трудными. Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, можешь еще раз попробовать выполнить пропущенные задания.

Если ты ошибешься и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и запиши тот ответ, который считаешь верным.

При выполнении можно пользоваться демонстрационными материалами и таблицами.

На выполнение работы дается 40 минут.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаю успеха!

1.Найди соответствие :А) украшенное обрамление окна А) наличник

Б) столб, опора для перекрытия Б) акрополь

В) отапливаемый жилой крестьянский дом В) изба

Г) укрепленная часть древнегреческого города Г) колонна

2.Почему изба называется «избой»?

___________________________________________________________________________________

3. Окно в русской избе - связь с внешним миром. Напиши известные тебе части окна.

___________________________________________________________________________________

4.Перечисли народные праздники, которые ты знаешь.

____________________________________________________________________________________

5. Найди соответствия между цветом купола и их значением:

А) Золотой А) посвящены Святым

Б) Синий или голубой Б) посвящены Богородице

В) Зеленый В) посвящались Троице и символизировали Святой дух

Г) Серебряный Г) символ небесной славы, посвящены Иисусу Христу6. Изразцы – это

А) яркие, цветные и блестящие керамические плитки;

Б) торжественно украшенный вход;

В) Ряд скрепленных друг с другом бревен.

7. Потолки терема были сводчатые и поддерживались крепкими толстыми столбами…

А) стенами Б) колоннами В) опорами

8. Гридницы – зто…

А) подвальное помещение Б) большие залы, где устраивались пиры В) спальная комната.

9. При строительстве древнего города на самом высоком месте обязательно строили

А) собор, храм Б) забор В) смотровую башню

10. Установи соответствие:

купол

изба изразцы

арка

собор сруб

наличники

11. Подчеркни лишнее слово в каждой строке:

А) иглу, чум, юрта, мечеть;

Б) Дорический храм, Парфенон, Ионический храм, Успенский собор.

В) кимоно, Япония, Акрополь, пагода;

Г) готический собор, Кремль, витраж, арка;

12. . Выбери особенности японского пейзажа

А) гористый, солнечный с пальмами и кипарисами

Б) гористый с туманами и водопадами В) спокойный с широкими полями и лесами

13. Соотнеси одежду и материал:

кимоншерсть

рубаха шелк

хитон холст

14. Особенности готического стиля архитектуры ( выбери и подчеркни)

А) двускатные и шатровые крыши, купола и закомары

Б) пологие крыши, колоннады, фризы

В) обилие украшений, стрельчатые окна с витражами, высокие крыши

15. Установи соответствие:

чум эскимосы

юрта народы севера

яранга жители степей

иглу оленеводы

16.Установи соответствие:

А) мавзолей А) вход, похожий на огромную букву «п»

Б) портал Б) башня, с которой служители храма призывают к молитве

В) мечеть В) религиозный университет

Г) минарет Г) храм, где совершают молитву

Д) медресе Д) усыпальница

17. Найди соответствие вида храма по капители колонны:

А А) ИОНИЧЕСКИЙ

Б Б) ДОРИЧЕСКИЙ

18.Как называли колонны здания в виде мужских фигур в Древней Греции?

______________________________________________________________________________________

19.Перечисли особенности городов Средневековой Европы:

______________________________________________________________________________________________________

20. Перечисли великие темы искусства. Раскрой одну из них.


Система оценивания результатов выполнения годовой контрольной работы

Номер задания Ответы уровень Баллы

1 вариант 2 вариант 1 А-В; Б-Г; В-А; Г-БА-А Б-Г В-В Г-Б Б.у 2

2 Дерево служило основным строительным материалом. Из дерева крестьянин мастерил почти все предметы быта. Избы тоже рубили из дерева. Отсюда и слово-деревня. В древности звучало как «истьба, истопка», то есть жилище, которое отапливалось изнутри и служило надежным укрытием от холода. Б.у 1

3 Наличник, рамы, ставни Б.у 1

4 Масленица, пасха, рождество, Иван- купала Б.у 1

5 А-Б; Б-Г; В-А; Г-В А-Г Б-Б В-В Г-А П.у 2

6 Б А Б.у 1

7 А Б Б.у 1

8 А Б Б.у 1

9 В А Б.у 1

10 ИЗБА-СРУБ, НАЛИЧНИКИ

СОБОР- АРКА, КУПОЛ, ИЗРАЗЦЫ Б.у 2

11 А-Акрополь

Б- мечеть

В- Кремль

Г-Успенский собор А- мечеть

Б-Успенский собор

В-Акрополь

Г-Кремль Б .у 2

12 В Б Б.у 1

13 Кимоно- шелк

Рубаха- холст

Хитон- шерсть Б .у 1

14 А В Б .у 1

15 Яранга- народы севера

Иглу- эскимосы

Чум- оленеводы

Юрта- жители степей Б.у 2

16 А-Б; Б-В; В- Г; Г- Д; Д- А А-Д Б-А В-Г Г-Б Д-В Б .у 5

17 А- А Б-Б А-Б Б-А П.у 2

18 КАРИАТИДЫ АТЛАНТЫ П.у 2

19 Мужчины носили облегающие трико, башмаки с длинными и острыми носами, короткие курточки с пышными рукавами. Женская одежда была к низу расширена, на голове- острый колпак с воздушным шарфом. Улицы городов были очень узкими, дома плотно прилегали друг к другу; улицы были вымощены камнями. Крыши были остроконечными, соборы украшали витражи и обильные украшения. П.у 2

20 Сопереживание, мудрость старости, материнство, юность и надежды, герои-защитники. П.у 2

Всего 33 балла

Пояснения к оцениванию отдельных заданий

1 Каждое соответствие- 0,5 балла

5 Каждое соответствие- 0,5 балла

10 Верное соответствие- 1 балл, если не указано хотя бы одного- 0 баллов

11 Каждое соответствие- 0,5 балла

13 Верное соответствие- 1 балл, хотя бы одно нарушение соответствия- 0 баллов

15 Каждое соответствие- 0,5 балла

16 Каждое соответствие- 1 балл

17 Каждое соответствие- 1 балл

Рекомендуемая шкала перевода количества баллов в школьные отметки

Школьная отметка 5 4 3 2

Количество баллов 33- 26 25- 21 20- 16 15 и менее

Используются следующие пять уровней.

Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования. Достижению базового уровня соответствует отметка «3».

Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.

Для оценки достижения обучающимися предметных результатов выделяются следующие два уровня, превышающие базовый:

• повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);

• высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).

Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.

Целесообразно выделить также два уровня, которые ниже базового:

• пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);

• низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).

План годовой контрольной работы по изобразительному искусствудля учащихся 7-х классов

1 Тип

задания Уровень сложности Примерное время на выполнение задания, мин. Макс. балл за выполнение

ВО БУ 2 2

РО БУ 3 1

КО БУ 1 1

КО БУ 2 1

ВО ПУ 3 2

ВО БУ 1 1

ВО БУ 1 1

ВО БУ 1 1

ВО БУ 1 1

ВО БУ 2 2

ВО БУ 2 2

ВО БУ 1 1

ВО БУ 2 1

ВО БУ 1 1

ВО БУ 4 2

ВО БУ 4 5

ВО ПУ 2 2

КО ПУ 2 2

РО ПУ 6 2

РО ПУ 6 2

45 мин. 33

Время выполнения варианта КИМ: на выполнение всей работы отводится 45 минут.

Критерии оценивания проектов

критерий

показатели

балл

1. Структурные

1.1. Логичность

достаточное обоснование актуальности и полное соответствие темы проекта

2

обоснование актуальности и ее соответствие теме проекта неполное (показана только общественная или только личностная значимость темы)

1

актуальность не представлена в тексте

0

1.2.Культура исполнения

элементы структуры проекта представлены в полном объеме, приложения соответствуют

2

не все элементы структуры проекта представлены, приложения не соответствуют (по качеству или количеству)

1

большинство элементов структуры проекта не представлено

0

 

 

сумма баллов по I критерию (макс. 4 балла)

 

II. Теоретические (макс. 14 баллов)

2.1.Целостность

проблема представлена полно, ее значимость достаточно обоснована

4

проблема и ее значимость представлены неполно или недостаточно обоснованы

2

постановка проблемы и обоснование ее значимости отсутствуют

0

2.2. Коммуникативная компетентность

представлено самостоятельное проблемное осмысление заявленной темы в соответствии с изученными источниками

3

присутствуют элементы самостоятельного осмысления темы, ссылок нет

2

отсутствует самостоятельное осмысление представленной информации

1

2.3. Информационная компетентность

на основе изученной информации сделаны выводы и обобщения, использованные в практической части

7

использованные источники позволили провести анализ и выразить оценочное суждение к материалам (проблеме)

5

источников достаточно для раскрытия темы, терминология корректна

4

источников для раскрытия темы проекта достаточно, но в используемой терминологии встречаются неточности

3

источников для раскрытия темы проекта недостаточно, в используемой терминологии встречаются неточности

2

используемая терминология недостаточна или некорректна, ссылок на изученные источники нет

1

 

 

сумма баллов по II критерию (макс. 14 баллов)

 



критерий

показатели

балл

III. Исследовательские (макс. 20 баллов)

3.1. Соответствие теоретической и практической частей

практическая часть проекта связана с теоретической и направлена на решение исследуемой проблемы

3

практическая часть связана с теоретической рассматриваемой проблемой (темой)

2

практическая часть присутствует, но слабо связана с теоретической, незначительна по объему

1

3.2.Корректность методов исследования

заявленные методы исследования (инструментарий) использованы корректно

5

отдельные методы (инструментарий) исследования некорректно использованы или нецелесообразны

3

заявленные методы (инструментарий) исследования не использованы или некорректны

1

3.3.Результативность исследования

выводы системны, корректны, обоснованы, соответствуют заявленной проблеме и содержат возможные варианты ее решения

6

выводы находятся в смысловом поле проблемы, но носят абстрактный или частный характер, не охватывая проблему в полном объеме

3

выводы приведены, но слабо связаны с заявленной проблемой исследования

1

3.4.Элементы исследовательской компетентности

цели и задачи проекта достигнуты, адекватно представлены в выводах

6

цели и задачи проекта достигнуты частично, соотнесены с методами и результатами исследования

3

представлена попытка соотнесения целей и задач с методами и результатами исследования

1

 

 

сумма баллов по III критерию (макс. 20 баллов)

 

IV.

 

Особое мнение рецензента (до 2-х баллов)

 

 

 

СУММА БАЛЛОВ (макс. 40 баллов)

 

При оценке выполнения практических заданий учитель руководствуется следующими критериями:

  • качество выполнения изучаемых на уроке приемов рисования и работы в целом;

  • степень самостоятельности;

  • уровень творческой деятельности (репродуктивный, частич­но продуктивный, продуктивный).

Предпочтение следует отдавать качественной оценке дея­тельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам.

Практические задания (индивидуальное задание):

Отметка «5» — уровень выполнения требований высокий, отсутствуют ошиб­ки в разработке композиции, работа отличается грамотно продуманной цветовой гаммой, все объекты связаны между собой, верно переданы пропорции и размеры, при этом использованы интегрированные знания из различных разделов для решения поставленной задачи; правильно применяются приемы и изученные техники рисования. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески.

Отметка «4» — уровень выполнения требований хороший, но допущены незначительные ошибки в разработке композиции, есть нарушения в пе­редаче пропорций и размеров; обучающийся допустил малозначительные ошибки, но может самостоятельно исправить ошибки с небольшой подсказкой учителя. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно.

Отметка «3» — уровень выполнения требований достаточный, минимальный; допущены ошибки в разработке композиции, в передаче пропорции и размеров; владеет знаниями из различных разделов, но испытывает затруднения в их практическом применении при выполнении рисунка; понимает последовательность создания рисунка, но допускает отдельные ошибки; работа не выполнена в заданное время, с нарушением технологической последовательности;

Отметка «2» — ученик не знает основных элементов процесса рисования, не умеет пользоваться дополнительным материалом, не владеет даже минимальными фактическими знаниями, умениями и навыками, определенными в образовательном стандарте.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!