1. Пояснительная записка
Рабочая программа по «Изобразительному искусству» для 6 класса разработана на основе Основной образовательной программы ООО МБОУ СОШ №16 с учётом примерной программы по изобразительному искусству.
Цели изучения предмета «Изобразительное искусство» в системе основного общего образования.
Основными целями обучения изобразительному искусству являются:
· формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
· развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
· освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
· воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
· приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
· приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
· развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.
Задачи обучения:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобра-зительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружаю-щему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декора-тивно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окру-жении ребенка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельно-сти;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений про-фессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, ге-роическому прошлому, многонациональной культуре.
1.3 Место предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 35 часов для обязательного изучения курса «Изобразительное искусство» на этапе основного общего образования из расчёта 1 час в неделю. При этом примерная программа предусматривает резерв свободного учебного времени для реализации авторских подходов, внедрения современных методов обучения, а так же для компенсирования потерянного время, во избежание невыполнения учебного плана по причине временного приостановления учебного процесса.
1.4 Сведения об учебно-методическом комплексе
Данная программа обеспечена учебно – методическим комплектом для 6 класса. В комплект входят следующие издания под редакцией Б. М. Неменского.
Учебно – методический комплект для учителя:
- Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /Л. А. Неменская; под. ред. Б. М. Неменского. — М.: «Просвещение», 2014.
- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под. редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителя образовательных учреждений \ Б.М. Неменского, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских.- М.: Просвещение, 2014. разработана под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М.Неменского, утверждена Министерством образования и науки РФ
Цифровые образовательные ресурсы:
- История искусства. Методическая поддержка on – line www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий».
- Энциклопедия изобразительного искусства. ООО «Бизнессофт», Россия, 2005 год.
- Шедевры русской живописи. ООО «Кирилл и Мефодий», 1997 год.
- Эрмитаж. Искусство западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт», 1998 год.
- Мировая художественная культура. ООО «Кирилл и Мефодий», 1998 год
Интернет-ресурсы.
- Википедия – свободная энциклопедия. – Режим доступа :http://ru.wikipedia.org/wiki
- Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа : http://festival.1september.ru
- Педагогическое сообщество. – Режим доступа :http://www.pedsovet.su
Учебно – методический комплект для учащихся:
- Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /Л. А. Неменская; под. ред. Б. М. Неменского. — М.: «Просвещение», 2014.
1.5 Формы промежуточной аттестации
Программа предназначена для учащихся общеобразовательных классов и предусматривает выполнение двух тематических и итоговой контрольных работ.
2. Планируемые предметные результаты изучения курса «Изобразительное искусство» в средней школе в 6 классе.
Обучающийся научится понимать и применять полученные знания:
- передавать в портрете строение, пропорции головы и лица, цветовое решение фона как важное дополнение к раскрытию образа;
- выполнять зарисовки по представлению и описанию (интерьер дворянского особняка, фигуры участников бала);
- передавать движение фигуры человека в пространстве;
- жанровую разновидность пейзажа (архитектурный пейзаж) и интерьер как жанр изобразительного искусства;
- отличительные черты русской дворянской усадьбы XVIII— XIX вв. как архитектурного ансамбля, отражающего особенности классицизма;
- зависимость общего цветового решения интерьера от его функционального назначения;
Обучающийся овладеет компонентами предметной компетенции:
- выполнять художественные изделия, свободно используя задачи на повтор, вариацию, импровизацию как принципы народного творчества;
- участвовать в творческих группах при выполнении коллективных работ разного вида.
- применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- проявлять зрительскую компетентность в эмоционально-эстетическом восприятии художественных произведений и заключенных в них духовно-нравственных ценностей и идеалов, при посещении художественного музея, выставки, а также при просмотре кино, театральных постановок, чтении художественной литературы
3. Содержание учебного предмета
№ | Тема | Кол-во час |
1 | ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ОСНОВЫ ИХ ОБРАЗНОГО ЯЗЫКА | 8 |
2 | ОТНОШЕНИЕ К МИРУ ПРИРОДЫ. ЖАНР ПЕЙЗАЖА. | 8 |
3 | МЫ И МИР НАШИХ ВЕЩЕЙ. НАТЮРМОРТ | 10 |
4 | ВГЛЯДЫ-ВАЯСЬ В ЧЕЛОВЕКА: ЖАНР ПОРТРЕТА | 8 |
5 | Резерв | 1 |
Итого | 35 |
Раздел 1: ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ОСНОВЫ ИХ ОБРАЗНОГО ЯЗЫКА 8ч.
Основы представлений о языке изобразительного искусства. Изобразительный язык и художественный образ. Виды изобразительного искусства. Творчество художника и творчество зрителя. Зрительские умения. Изобразительная деятельность как школа активного восприятия реальности: соотношение понятий «смотреть» и «видеть» в художественной культуре человека. Выразительное значение средств языка изображения. Фактура и характеристики художественных материалов как средств выражения. Форма, пятно, линия, объём, цвет. Ритм и пропорции. Роль и значение искусства в жизни людей.
Темы уроков
«Виды изобразительного искусства и основы их образного языка».
«Рисунок – основа языка всех видов изобразительного искусства».
«Чёрное и белое-основа языка графики».
«Цвет-основа языка живописи».
Первый раздел посвящён осмыслению, систематизации уже имеющихся знаний об изобразительном искусстве и получению новых. Как часто мы встречаемся с изобразительным искусством, какое место оно занимает в нашей жизни? Зачем уметь надо рисовать? Что значит понимать искусство и почему надо этому учиться? Почему в истории человечества никогда не существовало общества без искусства? На эти вопросы должен уметь ответить каждый ребёнок.
В изобразительном искусстве (как и в любом другом виде искусства) всегда два полюса — художник (композитор, писатель, режиссёр) и зритель (слушатель, читатель). В любой из этих деятельностей необходимо творчество. И творить искусство, и воспринимать его подросток обучается через личное творчество.
Учащиеся знакомятся с основами языка изображения, обобщают опыт владения художественными материалами, известными им с начальной школы, а также получают знания по применению этих материалов при создании художественного образа в графике, живописи, скульптуре. Две темы посвящены характеристике цвета, особенностям «живописного» цвета, понятию колорита в работах мастеров живописи. Заключительная тема четверти обобщает знания учащихся о средствах выразительности графики, живописи, скульптуры с целью создания художественного образа.
Раздел 2: ОТНОШЕНИЕ К МИРУ ПРИРОДЫ. ЖАНР ПЕЙЗАЖА. 8ч.
Изображение природы в искусстве разных эпох. Различные способы изображения пространства и их мировоззренческий смысл. Жанр пейзажа в европейском искусстве. Правила построения перспективы. Образ природы в произведениях изобразительного искусства. Пейзаж как выражение духовной жизни общества. Изображение природы как выражение впечатлений и переживаний художника. Становление национального пейзажа в отечественном искусстве. Национальный образ пейзажа и воплощение образа Родины.
Темы уроков
«Пейзаж сфера искусства, в которой формируется отношение к природе.».
«Отношение художника к миру природы. Анималистический и жанр пейзажа».
«Пейзаж в графике».
«Художник выражает своё понимание красоты природ».
«Построение пространства в пейзаже»
«Роль колорита в пейзаже».
Раздел 3: МЫ И МИР НАШИХ ВЕЩЕЙ. НАТЮРМОРТ 10ч.
Роль воображения в творчестве художника, умение изображать фантазии и умение изображать реальность. Изображение предметного мира в изобразительном искусстве! разных эпох. Навыки графического изображения предметов. Понятие о конструкции предмета и его форме. Представления о композиции и навыки композиционного решения натюрморта. Художественно-выразительные средства изображения! в натюрморте. Графический и живописный натюрморт: навыки изобразительной деятельности. Натюрморт как отражение мировоззрения художника и его времени. Натюрморт как творческая лаборатория художника. Натюрморт в искусстве XX века.
Темы уроков
«Отношение художника к миру вещей».
«Натюрморт в графике».
«Это – мы вглядываясь в человека.».
Основная задача— приобщение учащихся к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Приобщение к культуре — это не столько получение знаний, сколько воспитание чувства сопричастности переживаниям, выраженным в произведениях искусства. Каждый учащийся может и должен, стать наследником огромного культурного достояния предков. На уроках изобразительного искусства происходит его первоначальное встраивание в эту культуру.
Задачи приобщения к жанру портрета — это также развитие наблюдательности, глазомера, композиционного мышления и креативности. Искусство портрета требует специальных умений: умения видеть общую конструкцию и форму объекта, умения устанавливать основные пропорции головы, а также умения взглянуть по-новому на уже знакомое.
Раздел 4: ВГЛЯДЫВАЯСЬ В ЧЕЛОВЕКА. ЖАНР ПОРТРЕТА 8ч.
Приобщение учащихся к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета — интерес к личности, наделённой индивидуальными качествами. Портрет как выражение идеалов своего времени. Изображение головы человека в графике, живописи и скульптуре. Сходство внешнее и внутреннее. Художественно-выразительные средства создания портрета. Великие портретисты в истории культуры. Портрет в русском искусстве. Судьба портрета в отечественном и зарубежном современном искусстве.
Темы уроков
«Образ человека – главная тема в искусстве».
«Конструкция головы человека и её основные пропорции».
«Изображение головы человека в пространстве».
«Портрет в скульптуре».
«Графический портретный рисунок».
«Сатирические образы человека».
«Образные возможности освещения в портрете».
«Великие портретисты прошлого. Роль цвета в портрете»
КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата проведения |
План | Факт 6а | Факт 6а | Факт 6в |
ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА - 35 часов | |
ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ОСНОВЫ ИХ ОБРАЗНОГО ЯЗЫКА (8 часов) | |
1 | Виды изобразительного искусства и основы их образного языка | 1 | | | | |
2 | Рисунок – основа языка всех видов изобразительного искусства. Подготовка к к/р. | 1 | | | | |
3 | Рисунок – основа языка всех видов изобразительного искусства. Входящая к/р. | 1 | | | | |
4 | Анализ к/р Чёрное и белое-основа языка графики | 1 | | | | |
5 | Чёрное и белое-основа языка графики | 1 | | | | |
6 | Чёрное и белое-основа языка графики | 1 | | | | |
7 | Цвет-основа языка живописи. | 2 | | | | |
8 | Цвет-основа языка живописи. Обобщение темы. | | | | |
ОТНОШЕНИЕ К МИРУ ПРИРОДЫ. ЖАНР ПЕЙЗАЖА. (8 часов). | |
9 | Пейзаж сфера искусства, в которой формируется отношение к природе. | 1 | | | | |
10 | Отношение художника к миру природы. Анималистический и жанр пейзажа | 1 | | | | |
11 | Пейзаж в графике. | 3 | | | | |
12 | Пейзаж в графике. | | | | |
13 | Пейзаж в графике. | | | | |
14 | Художник выражает своё понимание красоты природы. | 1 | | | | |
15 | Построение пространства в пейзаже. | 1 | | | | |
16 | Роль колорита в пейзаже | | | | | |
МЫ И МИР НАШИХ ВЕЩЕЙ. НАТЮРМОРТ (10 часов). | |
17 | Отношение художника к миру вещей | 3 | | | | |
18 | Отношение художника к миру вещей | | | | |
19 | Отношение художника к миру вещей | | | | |
20 | Натюрморт в графике. | 2 | | | | |
21 | Натюрморт в графике. | | | | |
22 | Натюрморт в графике. Подготовка к к/р | 1 | | | | |
23 | Контрольная работа. Натюрморт в графике. | 1 | | | | |
24 | Анализ к/р. Это – мы вглядываясь в человека. | 3 | | | | |
25 | Это – мы вглядываясь в человека. | | | | |
26 | Это – мы вглядываясь в человека. | | | | |
ВГЛЯДЫВАЯСЬ В ЧЕЛОВЕКА. ЖАНР ПОРТРЕТА (8 часов). | |
27 | Образ человека – главная тема в искусстве. | 1 | | | | |
28 | Конструкция головы человека и её основные пропорции. | 1 | | | | |
29 | Изображение головы человека в пространстве. | 1 | | | | |
30 | Портрет в скульптуре. | 1 | | | | |
31 | Графический портретный рисунок. | 1 | | | | |
32 | Сатирические образы человека. Подготовка к к/р | 1 | | | | |
33 | Промежуточная аттестация. Итоговая к/р.. | 1 | | | | |
34 | Анализ к/р. Великие портретисты прошлого. Роль цвета в портрете. | 1 | | | | |
35 | Экскурсия | 1 | | | |
Лист корректировки календарно-тематического планирования
2019-2020 учебный год
Предмет изобразительное искусство
Класс | Дата проведения по плану | Название раздела, темы урока | Дата проведения по факту | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия |
| | | | | |
20