Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа №15”
Рассмотрено на заседании МС Протокол от «27» августа 2021 г. № 1 | Согласовано заместитель директора школы по УВР __________ М.Б.Заитова « 30 » августа 2021 г. | Утверждено приказом МБОУ «СОШ № 15» от «30» августа 2021 г. № 369 |
| | |
Рабочая программа
по учебному предмету “Изобразительное искусство”
6а, 6б, 6в,6г классы
основное общее образование
2021-2022 учебный год.
Составитель: Лоза Наталья Петровна- учитель ИЗО
2021
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского, «Изобразительное искусство 5-8 кл.»: прогр./Сост.Б.М.Неменский.-М.: Просвещение,2016г.
Срок реализации программы:
Программа составлена с учетом учебного плана школы- 1 час в неделю, 35 часов в год.
В связи с тем, что уроки совпали с праздничными днями, темы уроков №21 и №22 «Портрет в скульптуре» сокращены и будут выданы за один урок. Темы уроков 27 «Великие портретисты прошлого» и 28 «Портрет в изобразительном искусстве XXвека» объеденены и будут выданы за один урок. Фактическое количество уроков составит 33 часа.
Предполагаемые результаты:
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального осознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-целостного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всем многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства. искусство современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
осознание значения искусства и творчества в лично и культурной самоидентификации личности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Содержание курса
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
1.Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств
2.Художественные материалы
3.Рисунок-основа изобразительного творчества.
4.Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий
5.Пятно, как средство выражения. Ритм пятен
6.Цвет. Основы цветоведения.
7. Цвет в произведениях живописи
8. Объемные изображения в скульптуре
9.Основы языка изображения
Мир наших вещей. Натюрморт.
1.Реальность и фантазия в творчестве художника
2.Изображение предметного мира - натюрморт
3.Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира
4.Изображение объема на плоскости и линейная перспектива
5.Освещение. Свет и тень
6.Натюрморт в графике
7.Цвет в натюрморте
8.Выразительные возможности натюрморта
Вглядываясь в человека. Портрет.
1.Образ человека - главная тема искусства
2.Конструкция головы человека и ее основные пропорции
3.Изображение головы человека в пространстве
4. Портрет в скульптуре
5. Графический портретный рисунок
6.Сатирические образы человека
7.Образные возможности освещения в портрете
8. Роль цвета в портрете
9.Великие портретисты прошлого
10. Портреты в изобразительном искусстве XX века
Человек и пространство. Пейзаж
1.Жанры в изобразительном искусстве
2.Изображение пространства. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива
3. Пейзаж - большой мир
4.Пейзаж настроения. Природа и художник
5.Пейзаж в русской живописи
6. Пейзаж в графике. Городской пейзаж
7.Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
Тематическое планирование уроков в 6 классе
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | 6а | 6б | 6в | 6г |
Раздел 1.«Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» (8 ч) |
1 | Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств | 1 | 07.09 | 07.09 | 07.09 | 07.09 |
2 | Художественные материалы | 1 | 14.09 | 14.09 | 14.09 | 14.09 |
3 | Рисунок-основа изобразительного творчества | 1 | 21.09 | 21.09 | 21.09 | 21.09 |
4 | Линия и её выразительные возможности. Ритм линий | 1 | 28.09 | 28.09 | 28.09 | 28.09 |
5 | Пятно как средство выражения. Ритм пятен | 1 | 05.10 | 05.10 | 05.10 | 05.10 |
6 | Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи | 1 | 12.10 | 12.10 | 12.10 | 12.10 |
7 | Объемные изображения в скульптуре | 1 | 19.10 | 19.10 | 19.10 | 19.10 |
8 | Основы языка изображения | 1 | 26.10 | 26.10 | 26.10 | 26.10 |
Раздел 2.«Мир наших вещей. Натюрморт» (8 ч) |
9 | Реальность и фантазия в творчестве художника | 1 | 09.11 | 09.11 | 09.11 | 09.11 |
10 | Изображение предметного мира - натюрморт | 1 | 16.11 | 16.11 | 16.11 | 16.11 |
11 | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира | 1 | 23.11 | 23.11 | 23.11 | 23.11 |
12 | Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива | 1 | 30.11 | 30.11 | 30.11 | 30.11 |
13 | Освещение. Свет и тень | 1 | 07.12 | 07.12 | 07.12 | 07.12 |
14 | Натюрморт в графике. | 1 | 14.12 | 14.12 | 14.12 | 14.12 |
15 | Цвет в натюрморте | 1 | 21.12 | 21.12 | 21.12 | 21.12 |
16 | Выразительные возможности натюрморта | 1 | 28.12 | 28.12 | 28.12 | 28.12 |
Раздел 3. «Вглядываясь в человека. Портрет» (12 ч) |
17 | Образ человека - главная тема искусства | 1 | 11.01. | 11.01 | 11.01 | 11.01 |
18 | Конструкция головы человека и её пропорции | 1 | 18.01 | 18.01 | 18.01 | 18.01 |
19 | Конструкция головы человека и её пропорции | 1 | 25.01 | 25.01 | 25.01 | 25.01 |
20 | Изображение головы человека в пространстве | 1 | 01.02 | 01.02 | 01.02 | 01.02 |
21 | Портрет в скульптуре | 1 | 08.02 | 08.02 | 08.02 | 08.02 |
22 | Портрет в скульптуре | 1 |
23 | Графический портретный рисунок | 1 | 15.02 | 15.02 | 15.02 | 15.02 |
24 | Сатирические образы человека | 1 | 01.03 | 01.03 | 01.03 | 01.03 |
25 | Образные возможности освещения в портрете | 1 | 15.03 | 15.03 | 15.03 | 15.03 |
26 | Роль цвета в портрете | 1 | 22.03 | 22.03 | 22.03 | 22.03 |
27 | Великие портретисты прошлого | 1 | 05.04 | 05.04 | 05.04 | 05.04 |
28 | Портрет в изобразительном искусстве XX века | 1 |
Раздел 4. «Человек и пространство в изобразитель ном искусстве» (7 ч) |
29 | Жанры в изобразительном искусстве | 1 | 12.04 | 12.04 | 12.04 | 12.04 |
30 | Изображение пространства. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива | 1 | 19.04 | 19.04 | 19.04 | 19.04 |
31 | Пейзаж-большой мир | 1 | 26.04 | 26.04 | 26.04 | 26.04 |
32 | Пейзаж – настроения. Природа и художник | 1 | 10.05 | 10.05 | 10.05 | 10.05 |
33 | Пейзаж в русской живописи | 1 | 17.05 | 17.05 | 17.05 | 17.05 |
34 | Пейзаж в графике. Городской пейзаж | 1 | 24.05 | 24.05 | 24.05 | 24.05 |
35 | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл (обобщение темы) | 1 | 31.05 | 31.05 | 31.05 | 31.05 |