1. Пояснительная записка
1.1 Рабочая программа по «Изобразительному искусству» для 7 класса разработана на основе Основной образовательной программы ООО МБОУ СОШ №16 с учётом примерной программы по изобразительному искусству.
1.2 Цели изучения предмета «Изобразительное искусство» в системе основного общего образования.
Основной целью обучения изобразительному искусству является:
- развитие визуально-пространственного мышления учащихся как форм эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Задачи обучения:
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
- формирование активного заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
1.3 Место предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 35 часов для обязательного изучения курса «Изобразительное искусство» на этапе основного общего образования из расчёта 1 час в неделю. При этом примерная программа предусматривает резерв свободного учебного времени для реализации авторских подходов, внедрения современных методов обучения, а так же для компенсирования потерянного время, во избежание невыполнения учебного плана по причине временного приостановления учебного процесса.
1.4 Сведения об учебно-методическом комплексе
Данная программа обеспечена учебно – методическим комплектом для 7 класса. В комплект входят следующие издания под редакцией Б. М. Неменского.
Учебно – методический комплект для учителя:
- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под. редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителя образовательных учреждений \ Б.М. Неменского, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских.- М.: Просвещение, 2014.
- Питерских А.С. Гуров Г.Е «Изобразительное искусство 7 класс» под редакцией Б.М. Неменского - М.: «Просвещение», 2014
Цифровые образовательные ресурсы:
- История искусства. Методическая поддержка on – line www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий».
- Энциклопедия изобразительного искусства. ООО «Бизнессофт», Россия, 2005 год.
- Шедевры русской живописи. ООО «Кирилл и Мефодий», 1997 год.
- Эрмитаж. Искусство западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт», 1998 год.
- Мировая художественная культура. ООО «Кирилл и Мефодий», 1998 год
Интернет-ресурсы.
- Википедия – свободная энциклопедия. – Режим доступа :http://ru.wikipedia.org/wiki
- Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа : http://festival.1september.ru
- Педагогическое сообщество. – Режим доступа :http://www.pedsovet.su
Учебно – методический комплект для учащихся:
- Питерских А.С. Гуров Г.Е «Изобразительное искусство 7 класс» под редакцией Б.М. Неменского - М.: «Просвещение», 2014
1.5 Формы промежуточной аттестации
Программа предназначена для учащихся общеобразовательных классов и предусматривает выполнение двух тематических и итоговой контрольных работ.
2. Планируемые предметные результаты изучения курса
«Изобразительное искусство» в средней школе в 7 классе.
Обучающийся научится понимать и применять полученные знания:
- уметь анализировать произведения архитектуры и дизайна; знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
- понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
- знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна,
- тенденции современного конструктивного искусства;
- конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объёме);
- моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
- работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
- конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию; использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;
Обучающийся овладеет компонентами предметной компетенции:
- владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
- использовать разнообразные художественные материалы.
3. Содержание учебного предмета
№ п\п | Тема раздела | Кол-во часов |
1 | Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры. | 8 |
2 | В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств. | 8 |
3 | Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека. | 11 |
4 | Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование. | 7 |
| Резерв | 1 |
Итого | 35 |
ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
I раздел. Архитектура и дизайн — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создаёт человек. Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры (8 часов).
Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного. Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Плоскостная композиция в дизайне. Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображение. Основные композиционные приёмы: поиск уравновешенности (симметрия и асимметрия, динамическое равновесие), динамика и статика, ритм, цветовая гармония. Разнообразные формы графического дизайна, его художественно-композиционные, визуально-психологические и социальные аспекты.
Практические работы по темам: «Основы композиции в графическом дизайне» (зрительное равновесие масс в композиции, динамическое равновесие в композиции, гармония, сгущённость и разреженность
формы).
«Прямые линии — элемент организации плоскостной композиции».
«Акцентирующая роль цвета в организации композиционного
пространства»; выполнение аналитической работы по теме «Абстрактные формы в искусстве».
«Буква — изобразительный элемент композиции».
теме «Изображение — образный элемент композиции на примере макетирования эскиза плаката и открытки».
«Коллективная деловая игра: проектирование книги (журнала), создание макета журнала» (в технике коллажа или на компьютере).
II раздел. В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств (8 часов).
От плоскостного изображения — к макетированию объёмно-пространственных композиций. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства. Здание — объём в пространстве и объект в градостроительстве. Основы формообразования. Композиция объёмов в структуре зданий. Структура дома и его основные элементы. Развитие строительных технологий и историческое видоизменение основных элементов здания. Унификация — важное звено архитектурно-дизайнерской деятельности. Модуль в конструкции здания. Модульное макетирование. Дизайн как эстетизация машинного тиражирования вещей. Геометрическая структура вещи. Несущая конструкция — каркас дома и корпус вещи. Отражение времени в вещи. Взаимосвязь материала и формы в дизайне. Роль цвета в архитектурной композиции и в дизайнерском проекте. Формообразующее и эстетическое значение цвета в архитектуре и дизайне
Практические работы по темам: «Соразмерность и пропорциональность объёмов в пространстве» (создание объёмно-пространственных макетов)
«Композиционная взаимосвязь объектов в макете» (создание объёмно-пространственного макета из 2—3 объёмов),
«Разнообразие объёмных форм, их композиционное усложнение»,
«Соединение объёмных форм в единое архитектурное целое»,
«Модуль как основа эстетической цельности в конструкции».
«Проектирование объёмно-пространственного объекта из важнейших элементов здания» (создание макетов).
«Аналитическая зарисовка бытового предмета»,
«Создание образно-тематической инсталляции» (портрет человека, портрет времени, портрет времени действия)
«Определяющая роль материала в создании формы, конструкции и назначении вещи» (проекты «Сочинение вещи», «Из вещи — вещь»).
выполнение коллективной практической работы по теме «Цвет как конструктивный, пространственный и декоративный элемент композиции» (создание комплекта упаковок из 3—5 предметов; макета цветового решения пространства микрорайона).
III раздел. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека
(11 часов).
Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От шалаша, менгиров и дольменов до индустриального градостроительства. История архитектуры и дизайна как развитие образно-стилевого языка конструктивных искусств и технических возможностей эпохи. Массово-промышленное производство вещей и зданий, их влияние на образ жизни и сознание людей. Организация городской среды. Проживание пространства — основа образной выразительности архитектуры.Взаимосвязь дизайна и архитектуры в обустройстве интерьерных пространств. Природа в городе или город в природе. Взаимоотношения первичной природы и рукотворного мира, созданного человеком. Ландшафтно-парковая архитектура и ландшафтный дизайн. Использование природных и имитационных материалов в макете.
Практические работы по темам: «Архитектурные образы прошлых эпох»
(зарисовки или живописные этюды части города, создание узнаваемого силуэта города из фотоизображений; практическая работа: фотоколлаж из изображен. произведений архитектуры и дизайна одного стиля)
«Образ современного города и архитектурного стиля будущего» (коллаж; графическая фантазийная зарисовка города будущего; графическая «визитная карточка» одной из столиц мира).
«Композиционная организация городского пространства» (создание макетной или графической схемы организации городского пространства; создание проекта современного здания в исторически сложившейся городской среде;
создание макета небольшой части города, подчинение его элементов какому-
либо главному объекту).
«Проектирование дизайна объектов городской среды» (создание коллажно-графической композиции и дизайн-проекта оформления витрины магазина).
«Композиция архитектурно-ландшафтного макета» (выполнение аналитического упражнения, создание фотоизобразительного монтажа «Русская усадьба», создание макета ландшафта с простейшим архитектурным объектом (беседка, мостик и т. д.).
«Проектирование архитектурного образа города» («Исторический город», «Сказочный город», «Город будущего»).
IV раздел. Человек в зеркале дизайна и архитектуры.
Образ жизни и индивидуальное проектирование (7часов).
Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа, индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре. Проектные работы по созданию облика собственного дома, комнаты и сада. Живая природа в доме. Социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды. Грим, причёска, одежда и аксессуары в дизайнерском проекте по конструированию имиджа персонажа или общественной персоны. Моделируя свой облик и среду, человек моделирует современный мир.
Практические работы по темам: « Создание плана-проекта «Дом моей мечты» (выполнение проектного задания с обоснованием планировки собственного дома, выполнение графического (поэтажного) плана дома или квартиры, набросок внешнего вида дома и прилегающей территории).
«Проект организации многофункционального пространства и вещной среды моей жилой комнаты» (фантазийный или реальный).
«Дизайн-проект территории приусадебного участка», «Создание фитокомпозиции по типу икебаны» (выполнение аранжировки растений, цветов и природных материалов исходя из принципов композиции).
«Мода, культура и ты» (подбор костюмов для разных людей с учётом специфики их фигуры, пропорций, возраста;(создание 2—3 эскизов разных видов одежды для собственного гардероба)
«Дизайн современной одежды» (создание живописного панно с элементами фото-коллажа на тему современного молодёжного костюма, создание коллекции моделей образно-фантазийного костюма).
«Изменение образа средствами внешней выразительности» (подбор вариантов причёски и грима для создания различных образов одного и того же лица — рисунок или коллаж; выполнение упражнений по освоению навыков и технологий бытового грима, т. е. макияжа; создание средствами грима образа сценического или карнавального персонажа).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во час | Дата план | Дата факт |
7а | 7б |
Раздел 1. Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции —основа дизайна и архитектуры (8 часов) | |
1 | Основы композиции в конструктивных искусствах. | 1 | | | |
2 | Основы композиции в конструктивных искусствах. Подготовка к к/р | 1 | | | |
3 | Контрольная работа. Основы композиции в конструктивных искусствах. | 1 | | | |
4 | Анализ к/р. Свободные формы: линии и тоновые пятна. | 1 | | | |
5 | Свободные формы: линии и тоновые пятна. | 1 | | | |
6 | Буква — строка —текст. Искусство шрифта. | 1 | | | |
7 | Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. | 1 | | | |
8 | Многообразие форм графического дизайна. | 1 | | | |
Раздел 2. Художественный язык конструктивных искусств (8 часов) | |
9 | Объект и пространство. | 1 | | | |
10 | Взаимосвязь объектов архитектурном макете | 1 | | | |
11 | Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля. | 1 | | 29.11 | 29.11 |
12 | Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля. | 1 | | | |
13 | Важнейшие архитектурные элементы здания. | 1 | | | |
14 | Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объёмов и образ времени. | 1 | | | |
15 | Форма и материал. | 1 | | | |
16 | Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве. | 1 | | | |
Раздел 3. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека (11 часов) | |
17 | Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого. | 1 | | | |
18 | Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна. | 1 | | | |
19 | Живое пространство города. Город, микрорайон, улица | 1 | | | |
20 | Вещь в городе и дома. Городской дизайн. | 1 | | | |
21 | Подготовка к к/р Вещь в городе и дома. Городской дизайн. | 1 | | | |
22 | Контрольная работа. Вещь в городе и дома. Городской дизайн. | 1 | | | |
23 | Анализ к/р. Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. | 1 | | | |
24 | Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. | 1 | | | |
25 | Ты — архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление. | 3 | | | |
26 | Ты — архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление. | | | |
27 | Ты — архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление. | | | |
Раздел 4. Образ человека и индивидуальное проектирование (7 часов) | |
28 | Мой дом — мой образ жизни. | 1 | | | |
29 | Интерьер, который мы создаем. | 1 | | | |
30 | Пугало в огороде, или… Под шёпот фонтанных струй. | 1 | | | |
31 | Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. | 1 | | | |
32 | Встречают по одёжке. Подготовка к к/р | 1 | | | |
33 | Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа. | 1 | | | |
34 | Анализ к/р. Автопортрет на каждый день. | 1 | | | |
35 | Резерв | 1 | | | |
Лист корректировки календарно-тематического планирования
2019-2020 учебный год
Предмет изобразительное искусство
Класс | Дата проведения по плану | Название раздела, темы урока | Дата проведения по факту | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия |
| | | | | |
20