СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ИЗО для 3 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по УМК "Перспектива"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО для 3 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Первомайского района Тамбовской области


Рассмотрена и рекомендована Утверждаю

к утверждению методическим Директор МБОУ «Первомайская

советом средняя общеобразовательная школа

___________ (А.Ю. Самохвалов)

Протокол от № Приказ от №





Рабочая программа

по изобразительному искусству

для 3 класса ж



на 2019-2020 учебный год







Составитель: Жабина Н. А.,

1 квалификационная категория





Согласовано

Заведующая филиалом

__________ (Тихомирова Е. Н.)









п. Первомайский, 2019 г.


Пояснительная записка


Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.


Цели курса:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств,

уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков

сотрудничества в художественной деятельности.

Задачи:

– развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни: воспитание зрительской культуры (способности «смотреть и видеть» – культуры эстетического восприятия, формирование эмоционально-ценностного, неравнодушного отношения к миру природы, миру животных, миру человека, миру искусства); формирование социально-

ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

– овладение элементарной художественной грамотой –азбукой изобразительного искусства, совершенствование навыков индивидуальной творческой деятельности, умения сотрудничать, работать в паре, группе или коллективно, всем классом в процессе изобразительной, декоративной и конструктивной деятельности;

– освоение первоначальных знаний о пластических искусствах, их роли в жизни человека и общества, формирование на доступном возрасту уровне представлений о важных темах жизни, нашедших отражение в произведениях живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, приобщение к традициям многонационального на-

рода Российской Федерации, к достижениям мировой художественной культуры;

– развитие умения использовать цвет, линию, штрих, пятно, композицию, ритм, объём и как средства художественного выражения в процессе работы с разными изобразительными

материалами: карандаш, фломастеры, маркер, ручки, акварель, гуашь, пластилин, уголь, тушь, пастель, цветная бумага и др., знакомство с языком изобразительного искусства.


Нормативно-правовая база

Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также планируемых результатов начального общего образования.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

• Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

• Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;

• Учебный план образовательного учреждения;

• Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы).


Сведения о программе

Рабочая программы по изобразительному искусству для 3 класса разработана на

основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой, Л.В. Ершовой «Изобразительное искусство» (М.: «Просвещение», 2015 г.).

В основе реализации программы по изобразительному искусству лежит системно-действенный подход, который предполагает реализацию определённых методических принципов. Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории (личностно-ориентированное обучение). Личностная самореализация человека в художественном образовании возможна в условиях свободы выбора элементов творческой деятельности. Образная цель урока предстаёт как проблема, на решение которой нацеливается деятельность ученика. Для реализации данного принципа учитель должен уметь, с одной стороны, понимать и обозначать собственный смысл образования по предмету, с другой – допускать и поддерживать иные смыслы образования, которые могут быть у учащихся. Обсуждение на занятиях разных точек зрения и позиций, защита альтернативных творческих работ на одну тему учат толерантному отношению участников образовательного процесса к иным позициям и результатам, помогают им понять закон многообразия путей постижения цели.

Выстраиванию личной траектории развития каждого ученика способствуют:

–его самостоятельная работа на занятии изобразительным искусством под руководством педагога и дома (работа по собственному замыслу);

– работа в паре, в группе или выполнение коллективных работ;

–участие в организации и проведении интегративных занятий и праздников искусств,

-участие в проектной интегративной деятельности.

–участие в организации и проведении выставки результатов изобразительного творчества.

Принцип продуктивности обучения. Главным ориентиром личностно-ориентированного обучения становится личный художественно-творческий опыт ученика.

Продуктивное обучение ориентировано не столько на изучение известного, сколько на сотворение ребёнком чего-то нового.

Принцип природосообразности обучения предполагает учёт возрастных, психофизиологических фаз и стадий развития изобразительного творчества и индивидуальных особенностей творческого роста каждого ученика.

Принцип культуросообразности позволяет организовать педагогическую работу с опорой на лучшие достижения мирового и отечественного изобразительного искусства, изучение которых станет основой формирования художественной культуры школьника.

Принцип диалогичности основан на демократическом стиле взаимоотношений учителя и ученика. Образовательный процесс рассматривается как художественно-творческая форма общения равных субъектов образовательного процесса (взрослого и ребёнка), нацеленная на создание творческого продукта.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» играет важную роль в системе начального обучения. По сравнению с другими учебными предметами, развивающими рационально-логическое мышление, изобразительное искусство направлено на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности, обогащения её духовной сферы и художественной культуры.


Место предмета в школьном учебном плане

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступенях начального образования и изучается в 3 классе на базовом уровне в объёме 35 ч в год (1 ч в неделю).


Форма организации образовательного процесса: урок.

Типы уроков: урок изучения нового материала; урок повторения и обобщения, урок закрепления, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-концерт, урок-загадка.


Технологии обучения: учебное сотрудничество, игровые технологии, ИКТ.

Для формирования ключевых компетенций обучающихся учитель должен использовать компетентностный подход к обучению.


Виды контроля: текущий – контроль в процессе изучения темы

Формы контроля: устный опрос, самостоятельная работа, работа в парах, групповая работа, тест.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

Программа по изобразительному искусству ставит общую цель - развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и произведениям искусства, воображения и творческих способностей. Формирование навыков и умений в области изобразительного искусства. Основой программы по ИЗО остается урок, который служит фундаментом для всех форм внеклассной работы по развитию у учащихся необходимых знаний, умений, качеств и навыков. Содержание обучения изобразительному искусству структурировано на основе компетентностного подхода. В связи с этим во 3 классе формируются и развиваются коммуникативная, художественно-эстетическая компетенции.



Информация об используемом учебнике


1. Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В. Изобразительное искусство. 2 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: «Просвещение», 2018.

2. Шпикалова Т. Я.и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 2 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2019.









Планируемые результаты изучения курса «Изобразительное искусство»


Программа направлена на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные УУД:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Познавательные УУД:

  1. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  2. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  3. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  4. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  5. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  6. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Регулятивные УУД:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  2. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  3. определять наиболее эффективные способы достижения результата.

КоммуникативныеУУД:

  1. готовность слушать собеседника и вести диалог;

  2. готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

  3. излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.


Предметные результаты:

1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной

деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись,

элементы мультипликации и пр.).


Содержание программы


Основные содержательные линии

В программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».


Мир изобразительных (пластических) искусств

Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, отношений к природе, человеку на примере произведений отечественных художников.

Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет , пейзаж (на примере произведений А.К.Саврасова, И.Э.Грабаря, ); натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.

Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений В.М.Васнецова, А.А.Дейнеки.).

Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Государственной Третьяковской галереей, Русским музеем, Эрмитажем, Музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.


Художественный язык изобразительного искусства

Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.

Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.


Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью

Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий).

Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: монотипия, аппликация, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры.

Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.

Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, дизайн одежды, посуды, игрушек).

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.



Раздел 1. Осень. «Как прекрасен этот мир, посмотри…»

«Земля одна, а цветы на ней разные».

«В жостовском подносе - все цветы России».

«О чем может рассказать русский поднос».

«Каждый художник урожай своей земли хвалит». Натюрморт.

«Лети, лети бумажный змей». Орнамент народов мира.

«Чуден свет. Мудры люди. Дивны их дела». Лоскутная мозаика.

«Живописные просторы Родины». Пейзаж.

«Родные края в росписи гжельской майолики. Русская майолика.

«Двор, что город. Изба, что терем». В мире народного зодчества.

«То ли терем, то ли царев дворец». В мире народного творчества.

Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, идей, отношений к природе, человеку и обществу на примере произведений отечественных и зарубежных художников.

Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет (на примере произведений Леонардо да Винчи); пейзаж (на примере произведений И. А. Шишкина, И. К. Айвазовского); натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.

Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений А. А. Дейнеки и др.).

Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Русским музеем, Музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.


Учащиеся научатся:

-Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев);

- составлять декоративные композиции на основе орнаментов России, создавать нужные оттенки красок путём смешивания их на палитре, передавать оттенки тёплых и холодных цветов, находить гармоническое их сочетание в декоративной композиции;

- использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений;

- находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.), находить и наблюдать линии и их ритм в природе.

-Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры. 

-Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков.

- работать с цветовым кругом, выполнять упражнения на цветовые контрасты, пользоваться художественными материалами и применять главные средства выразительности живописи в собственной художественно-творческой деятельности.


Раздел 2. Зима. «Как прекрасен этот мир, посмотри…»

«Каждая изба удивительных вещей полна». Натюрморт.

«Русская зима». Пейзаж в графике.

«Зима не лето, в шубу одета». Орнамент народов мира.

«Зима за морозы, а мы за праздники». Карнавальные фантазии

«Всякая красота фантазии да умения требует». Маски

«В каждом посаде в своём наряде». Узоры – обереги в русском народном костюме.

«Жизнь костюма в театре». Сценический костюм героев.

«Россия державная». В мире народного зодчества.

Памятники архитектуры. «Город чудный…»

«Защитники земли русской». Сюжетная композиция.

Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства и дизайна (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.

Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.


Учащиеся научатся:

Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях. Осваивать простые приемы работы кистью и графической росписи и т. д. Изображать (декоративно) бабочек, рыб, птиц, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы). Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года. Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.).  Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением. Анализировать, из каких основных частей они состоят. Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности. 


Раздел 3. Весна. «Как прекрасен этот мир, посмотри…»

«Дорогие любимые, родные». Женский портрет.

«Широкая Масленица». Сюжетно-декоративная композиция.

«Красота и мудрость народной игрушки». Зарисовка игрушек.

«Герои сказки глазами художника». Декоративно-сюжетная композиция.

Проект «Подарок близким»

Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий) и художественно-конструктивной (бумагопластика) деятельности.

Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов, таких как: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.

Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.

Расширение кругозора: экскурсии к архитектурным памятникам, по улицам города, на игрушечную, посудную, текстильную фабрики или комбинат, в краеведческий музей, музей народного быта и т. д. (с учетом местных условий).

Учащиеся научатся:

Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми мелками, цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону). Рассматривать и сравниватьреальные здания разных форм.  Первичным навыками конструирования из бумаги, приемам работы в технике бумажной пластики. Конструировать (строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома, создавать коллективный макет игрового городка. Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции. Составлять, конструировать из простых геометрических форм изображения животных в технике аппликации.  Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности. 


Раздел 4. Лето. «Как прекрасен этот мир, посмотри…»

«Водные просторы России». Морской пейзаж: линия горизонта, колорит.

«Цветы России на Павловских платках и шалях». Русская набойка: традиции мастерства.

«В весеннем небе салют Победы». Декоративно-сюжетная композиция.

«Гербы городов Золотого кольца». Символические изображения: состав герба.

«Сиреневые перезвоны». Натюрморт

«У всякого мастера свои затеи». Орнамент народов мира.

Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, оформление интерьера квартиры, школы; дизайн одежды, мебели, посуды, игрушек, оформление книг, роспись тканей и др.).

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.

Овладение разными техниками бумажной мозаики. Изготовление атрибутов новогоднего праздника (маска и т. д.).

Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.


Учащиеся научатся:

Анализировать формы домов, их элементов, деталей в связи с их назначением. Создавать образ города (коллективная творческая работа или индивидуальные работы). Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы).  Создавать коллективное панно. Создавать коллективное панно-коллаж с изображением сказочного мира.  Придумывать  декор на основе алгоритмически заданной конструкции. Создавать композиции по впечатлениям от летней природы. Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!» (работа гуашью).


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета


Уникальность и значимость учебного курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей и творческого потенциала ребёнка,

формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.

Овладение основами художественного языка, получение эмоционально-ценностного опыта, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут млад шим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре

в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость для ребёнка экспериментирования с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.


Учебно-тематический план

Наименование раздела

Количество часов

Осень. «Как прекрасен этот мир, посмотри…»

11

Зима. «Как прекрасен этот мир, посмотри…»

10

Весна. «Как прекрасен этот мир, посмотри…»

5

Лето. «Как прекрасен этот мир, посмотри…»

9

Итого

35



























Требования к уровню подготовки учащихся к концу 3 класса

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:

Знать понимать:

•  доступные сведения о памятниках культуры и искусства, связанные с историей, бытом и жизнью своего народа; ведущие художественные музеи России и своего региона;

•  понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура, народное декоративно-прикладное искусство;

•  отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

•  приемы смешения красок для получения разнообразных теплых и холодных оттенков цвета (красный теплый и холодный, зеленый теплый и холодный, синий теплый и холодный), приемы плавного и ступенчатого «растяжения» цвета;

•  основы орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи);

•  основные правила станковой и декоративной композиции (на примерах натюрморта,  пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции); средства композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие;

•  названия ручных инструментов, их назначение, правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

•  разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция, пропорции, материал, фактура, декор);

•  основы традиционной технологии художественной обработки и конструирования из природных материалов (глины, соломы, бересты), ткани (набойка, ткачество на дощечке, вышивка, лоскутное шитье и др.), бумаги (гофрирование, скручивание, склеивание, складывание, конструирование), глины (лепка из пласта по готовым формам, приемы лепного декора);

уметь:

•  организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;

•  правильно определять, рисовать, исполнять в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет;

•  применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;

•  выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя;

•  применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;

•  рисовать кистью без предварительного рисунка элементы жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи;

•  решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий, пользуясь технологической картой облегченного типа, техническим рисунком, эскизом, с учетом простейших приемов технологии в народном творчестве;

•  выполнять сюжетно-тематические и декоративные композиции по собственному замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям изобразительными материалами, в технике аппликации из бумаги, ткани;

•  выполнять тамбурный шов и украшать изделие народной вышивкой;

•  лепить и украшать декором сосуды по мотивам керамики Гжели, Скопина, конструировать изделия из соломки по мотивам работ киргизских и белорусских мастеров;

•  конструировать динамические и статические игрушки по мотивам традиционных работ богородских народных мастеров;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:

•  выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов;

•  высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;

•  проявлять нравственно-эстетическое отношение к родной природе, Родине, защитникам Отечества, национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира;

•  проявлять положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию предметной обстановки в школе и дома.





Литература и средства обучения


1. Литература для учителя


1. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников

Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Ершовой. 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват.

учреждений; под ред. Т. Я. Шпикаловой. — М. : Просвещение, 2017.

2. Шпикалова Т. Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство. 3 класс» — М. : Просвещение, 2018.

2. Интернет-ресурсы

1. Википедия : свободная энциклопедия. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki

2. Клуб учителей начальной школы. – Режим доступа: http://www.4stupeni.ru

3. Педагогическое сообщество. – Режим доступа: http://www.pedsovet.su

4. Педсовет.org. Всероссийский Интернет-педсовет. – Режим доступа:http://pedsovet.org

5. Педсовет. – Режим доступа: http://pedsovet.org

6. Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа: http://festival.1september.ru



4. Технические средства обучения.

Компьютер.

Проекционный экран.

мультимедийный проектор.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!