1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возраст-
ных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать своё отношение художественными средствами;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;
формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению;
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, понимании красоты человека;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
приобретение опыта работы с различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
2.СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА.
РОЛЬ ИСКУССТВА И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА.
Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Истоки и смысл искусства. Искусство и мировоззрение. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Исторические эпохи и художественные стили. Целостность визуального образа культуры.
Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Отражение в искусстве изменчивости эстетического образа человека в разные исторические эпохи. Храмовая живопись и зодчество. Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Роль визуально-пространственных искусств в формировании образа Родины.
Художественный диалог культур. Пространственно-визуальное искусство разных исторических эпох и народов. Особенности средств выразительности в художественных культурах народов Запада и Востока. Основные художественные стили и направления в искусстве. Великие мастера русского и европейского искусства. Крупнейшие художественные музеи мира.
Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека.
Искусство в современном мире. Изобразительное искусство, архитектура, дизайн в современном мире. Изобразительная природа визуальных искусств, их роль в современном мире. Роль музея в современной культуре.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНИ И ИСКУССТВА.
Выражение в образах искусства нравственного поиска человечества, нравственного выбора отдельного человека.
Традиционный и современный уклад семейной жизни, отражённый в искусстве. Образы мира, защиты Отечества в жизни и в искусстве.
Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни.
Взаимоотношения между народами, между людьми разных поколений в жизни и в искусстве.
ЯЗЫК ПЛАСТИЧЕСКИХ ИСКУССТВ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ.
Специфика художественного изображения. Художественный образ — основа и цель любого искусства. Условность художественного изображения. Реальность и фантазия в искусстве.
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Художественные материалы и художественные техники. Материалы живописи, графики, скульптуры. Художественные техники.
Композиция. Композиция — главное средство выразительности художественного произведения. Раскрытие в композиции сущности произведения.
Пропорции. Линейная и воздушная перспектива. Контраст в композиции.
Цвет. Цветовые отношения. Колорит картины. Напряжённость и насыщенность цвета. Свет и цвет. Характер мазка.
Линия, штрих, пятно. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача графическими средствами эмоционального состояния природы, человека, животного.
Объём и форма. Передача на плоскости и в пространстве многообразных форм предметного мира. Трансформация и стилизация форм. Взаимоотношение формы и характера.
Ритм. Роль ритма в построении композиции в живописи и рисунке, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве.
ВИДЫ И ЖАНРЫ ПЛАСТИЧЕСКИХ ИСКУССТВ.
Изобразительные виды искусства. Живопись, графика, скульптура. Особенности художественного образа в разных видах искусства. Портрет, пейзаж, натюрморт; бытовой, исторический, анималистический жанры. Сюжет и содержание в произведении искусства. Изображение предметного мира. Рисунок с натуры, по представлению. Исторические, мифологические и библейские темы в изобразительном искусстве. Опыт художественного творчества.
Конструктивные виды искусства. Архитектура и дизайн. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Единство художественного и функционального в архитектуре и дизайне.
Архитектурный образ. Архитектура — летопись времён.
Виды дизайна. Промышленный дизайн. Индустрия моды. Архитектурный и ландшафтный дизайн. Проектная культура. Проектирование пространственной и предметной среды. Графический дизайн. Арт-дизайн. Компьютерная графика и анимация.
Декоративно-прикладные виды искусства. Народное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства. Семантика образа в народном искусстве. Орнамент и его происхождение. Виды орнамента. Стилизация и знаковый характер декоративного образа. Материалы декоративно-прикладного искусства. Украшение в жизни людей, его функции в жизни общества.
Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография. Визуально-пространственные виды искусства и их значение в жизни людей. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Художник в театре. Изобразительная природа экранных искусств. Телевизионное изображение, его особенности и возможности. Создание художественного образа в искусстве фотографии.
5 КЛАСС.
Раздел 1. Образ родной земли в изобразительном искусстве (9ч).
Раздел 2. Живая старина. Природные и трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и их образы в искусстве (8ч).
Раздел 3. Мудрость народной жизни в искусстве (8ч).
Раздел 4. Образ единения человека с природой в искусстве (8ч).
6 КЛАСС.
Раздел 1. Образ цветущей природы – вечная тема в искусстве (6ч).
Раздел 2. Из прошлого в настоящее. Художественный диалог культур (10ч).
Раздел 3. Исторические реалии в искусстве разных народов (10ч).
Раздел 4. Образ времени года в искусстве, весна – утро года (8ч).
7 КЛАСС.
Раздел 1. Человек и среда в жизни и в изобразительном искусстве (8ч).
Раздел 2. Мир русской дворянской усадьбы как достояние художественной культуры и образ жизни человека в искусстве (8ч).
Раздел 3. Народный мастер – носитель национальной культуры (10ч).
Раздел 4. Человек в различных сферах деятельности в жизни и в искусстве. Техника и искусство (4ч).
8 КЛАСС.
Раздел 1. Архитектура и скульптура России – летопись нашего Отечества и родного края (8ч).
Раздел 2. Монументально-декоративное искусство в пространстве культуры (8ч).
Раздел 3. Дизайн в России. Художественное проектирование предметной среды: от функции к форме и от формы к функции (8ч).
Раздел 4. Искусство конца ХIХ – начала ХХ в. Поиск новых художественных форм изображения действительности. Утверждение принципов социалистического реализма в искусстве 30-х гг. ХХ в. и дальнейшее его развитие (9ч).
5 КЛАСС
Раздел, тема. | Авторская | Рабочая |
Раздел 1. Образ родной земли в изобразительном искусстве. | 9ч | 9ч |
Раздел 2. Живая старина. Природные и трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и их образы в искусстве. | 8ч | 8ч |
Раздел 3. Мудрость народной жизни в искусстве | 8ч | 11ч |
Раздел 4. Образ единения человека с природой в искусстве. | 8ч | 6ч |
Итого | 33ч | 34ч |
В связи с тем, что в авторской рабочей программе количество часов в разделе 3 - (8ч)
и 4 - (8ч) не соответствует количеству запланированных тем, в рабочую программу
были внесены изменения в раздел 3 - (11ч) и в 4 (6ч).
6 КЛАСС
Раздел, тема | Авторская | Рабочая |
Раздел 1. Образ цветущей природы – вечная тема в искусстве. | 6ч | 6ч |
Раздел 2. Из прошлого в настоящее. Художественный диалог культур. | 10ч | 10ч |
Раздел 3. Исторические реалии в искусстве разных народов. | 10ч | 10ч |
Раздел 4. Образ времени года в искусстве, весна – утро года. | 8ч | 8ч |
Итого | 34ч | 34ч |
7 КЛАСС
Раздел, тема | Авторская | Рабочая |
Раздел 1. Человек и среда в жизни и в изобразительном искусстве. | 8ч | 8ч |
Раздел 2. Мир русской дворянской усадьбы как достояние художественной культуры и образ жизни человека в искусстве. | 8ч | 8ч |
Раздел 3. Народный мастер – носитель национальной культуры | 10ч | 10ч |
Раздел 4. Человек в различных сферах деятельности в жизни и в искусстве. Техника и искусство. | 4ч | 8ч |
Итого | 30 | 34 |
В связи с тем, что в авторской рабочей программе количество часов в разделе 4 – (4ч)
не соответствует количеству запланированных тем, в рабочую программу были
внесены изменения в раздел 4 – (8ч).
8 КЛАСС
Раздел, тема | Авторская | Рабочая |
Раздел 1. Архитектура и скульптура России – летопись нашего Отечества и родного края. | 8ч | 8ч |
Раздел 2. Монументально-декоративное искусство в пространстве культуры. | 8ч | 8ч |
Раздел 3. Дизайн в России. Художественное проектирование предметной среды: от функции к форме и от формы к функции. | 8ч | 8ч |
Раздел 4. Искусство конца ХIХ – начала ХХ в. Поиск новых художественных форм изображения действительности. Утверждение принципов социалистического реализма в искусстве 30-х гг. ХХ в. и дальнейшее его развитие. | 9ч | 10ч |
Итого | 33 | 34 |
В связи с тем, что в авторской рабочей программе количество часов в разделе 4 – (9ч)
не соответствует количеству запланированных тем, в рабочую программу были
внесены изменения в раздел 4 – (10ч).
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШМО учителей Технолого-эстетического направления От 27.08.2016г. № 1 _______________Василенко Н.Ю. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________________Немцева И.Н. 29 августа 2016г. |