Дегтярёва Е.И.
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе «Примерной основной образовательной программы по учебному предмету «Изобразительное искусство. 1-4 кл.»: / сост. Лобынцева С.Н.,. Ферапонтова Е.Н., Сапрыкина Ю.Б., Фещенко Н.А. – 3-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 68 с.», утверждённой МОН ДНР (приказ № 1133 от 15.08.2019).
На изучение предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе в каждом классе отводится 1 час в неделю. В 4 классе – 34 часа (34 учебные недели).
Ключевые (общекультурные, информационно-комуникативные, социальные).
Знание специальной художественной терминологии, понимание художественных особенностей направлений, стилей, видов, жанров, законов развития искусства.
Способность эмоционального восприятия произведений искусства, определение их связи с жизненными явлениями; умение обосновывать личностное эстетическое отношение к художественному произведению и автору; способность интерпретировать художественно-культурные явления.
Использование художественно-теоретического материала, приобретенных художественных умений, навыков в практической работе и во внеурочной деятельности.
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата проведения урока | Прим. |
по плану | по факту |
I четверть |
Тема № 1. «Художник и мир природы» (8 ч) |
1. | 1. | Учимся смотреть и видеть. Рисунок на свободную или заданную тему: «Я – фотограф», «Я люблю фотогра-фировать природу», используя любой художественный материал. | | | |
2. | 2. | Линия горизонта. Рисунок на тему: «Дорога, идущая к горизонту», «Лучезарное солнце освещает мой путь» или др. | | | |
3. | 3. | Свет и тень. Композиция на тему: «Тень в пейзаже», «Таинственная тень натюрморта» с использованием выразительных средств живописных или графических материалов. | | | |
4. | 4. | Растительный орнамент. Оригинальный растительный орнамент, используя выразительные возможности тёплой или холодной гаммы цветов и ритмическое чередование стилизованных растительных элементов. | | | |
5. | 5. | Дождь. Изобразительный образ дождя ««Грибной дождь», «Я под зонтом» и т. п., используя живописные или графические материалы. Авторское название рисунка. | | | |
6. | 6. | Морской пейзаж. Морской пейзаж: «Штиль. Я любуюсь морем», «Солнечные зайчики купаются в море», используя любой цветной художественный материал. Авторское название рисунка. | | | |
7. | 7. | Горный пейзаж. Горный пейзаж: «Сильные высокие горы», «Я встречаю красивый рассвет в горах» и др. Оригинальное название пейзажа. | | | |
8. | 8. | Необычные подземные музеи. Залы ледяных пещер или иллюстрации к сказке П. Бажова «Медной горы хозяйка», «Снежная королева» и др. Оригинальное название пейзажа. | | | |
II четверть |
Тема № 2. «Художник и мир животных» (8 ч) |
9. | 1. | Рисунки животных с натуры. Нарисовать носорога, жирафа, обезьяну или др. по фотографии, а окружающее их пространство – по воображению. Оригинальное название композиции. | | | |
10. | 2. | Чёрная кошка. Лепка, рисунок или конструирование образа чёрной кошки, оригинальное название. | | | |
11. | 3. | Скульпторы-анималисты. Объёмный образ любого животного; выполнить работу под впечатлением от любой скульптуры. | | | |
12. | 4. | Рельефное изображение животных. Композиция «Раненый зверь», «Грустная львица», «Игривый львёнок» или др. Оригинальное название композиции. | | | |
13. | 5. | Образы насекомых в стихах. Пластически показать индивидуальный замысел: насекомое сидит, летит, жужжит, наблюдает, любуется, ползёт или др. | | | |
14. | 6. | Образы животных в книжной иллюстрации. Иллюстрация к сказке «Маугли» Р.Киплинга: «Спящий удав», «Грозный Шерхан», «Маугли сражается с тигром», «Маугли беседует с волком», «Багира любуется цветами», «Бесстрашный медведь» и т. п. | | | |
15. | 7. | Талисманы Олимпийских игр. Лепка, рисунок или конструирование талисмана спортивных игр (солнечный, летящий, быстрый, сильный, стремительный и т. п.), турнира «Весёлые старты» или др. | | | |
16. | 8. | Фантастические животные. Образ мифологического, сказочного, фантастического животного: чудо-юдо рыба-кит, чудо-зверь, чудо-птица, чудо-насекомое или др. | | | |
III четверть |
Тема № 3. «Художник и мир человека» (10 ч) |
17. | 1. | Ты – художник. Рисунок на свободную тему («Интерьер с окном», «Кот спит на подоконнике», «Я любуюсь видами своего города из окна», «Комнатные цветы на окне» или др.) | | | |
18. | 2. | Дружеский шарж. Дружеский шарж на самого себя или лучшего друга, используя графические материалы (карандаш, фломастер, гелиевую ручку или др.). | | | |
19. | 3. | Парадный портрет. Портрет «Гордый воин», «Смелый рыцарь», «Мой дед – победитель», «Воин-герой», «Солдат-защитник», «Папа-моряк» или др. | | | |
20. | 4. | Искусство костюма. Изменчивая мода. Изображение фигуры человека (мальчика или девочки) и нескольких вариантов костюмов: повседневных, праздничных, карнавальных и т. п. | | | |
21. | 5. | Древнерусские защитники-воины. Создание аппликации «Костюм древнерусского воина». | | | |
22. | 6. | Знаменитые скульптуры. Скульптурная композиция: «Моя семья», «Мои друзья» или др., используя пластилин, соленое тесто или глину. | | | |
23. | 7. | Знаменитый город. Иллюстрация на сюжет священной книги: «Вифлеемская звезда», «Мой ангел-хранитель», «В храме» и т. п., используя любой художественный материал. | | | |
24. | 8. | Герб. Образ семейного герба, используя символические изображения и цвет. | | | |
25. | 9. | Художник-дизайнер. Эскиз упаковки любого кондитерского изделия, оригинальное название кондитерскому изделию: «Серебряная конфета», «Золотой шоколад», «Космическое мороженое», печенье «Цирк» и т.п. | | | |
26. | 10. | Машины-роботы. Изображение машины-робота – марсоход, луноход, венероход, юпитероход или другой космический аппарат, используя любые художественные материалы. | | | |
IV четверть |
Тема № 4. «Художник и мир искусств» (8 ч) |
27. | 1. | Книжка-игрушка. Макет книжки-малютки, книжки-гармошки, книжки одной буквы, книжки-азбуки. | | | |
28. | 2. | Музей игрушки. Игрушки из подсобных или природных материалов: ниток, бумаги, картона, соломы, ткани, шишек, сухих листьев, желудей или др. | | | |
29. | 3. | Театр на колёсах. Портрет клоуна или рисунок любой сцены циркового представления, используя выразительные возможности цветных художественных материалов. | | | |
30. | 4. | Большой театр. Образ балерины в движении, используя любой художественный материал. | | | |
31. | 5. | В мире кино. Афиша к любому фильму, мультфильму или спектаклю, используя любой художественный материал. | | | |
32. | 6. | Музеи мира: музей-панорама. Рисунок любого фрагмента стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»; портрет рядового солдата, гусара, полководца. | | | |
33. | 7. | Художественные выставки: передвижные выставки. Художник и время. Выставка детского изобразительного творчества. Композиция на тему: «Я – художник», «Художник и его произведение». | | | |
34. | 8. | Художник пейзажного жанра. Пейзажные зарисовки родного города. Композиция на тему «Весны прекрасные мгновенья в родном городе». | | | |