СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ для 2 класса базовый уровень обучения НШ ХХI века

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ для 2 класса базовый уровень обучения НШ ХХI века»

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда

средняя общеобразовательная школа № 50




Рассмотрена на педагогическом совете

Протокол № ____ от ____________


«Утверждаю»

__________ / В. И. Гулидова/

Директор МАОУ СОШ № 50

Приказ № ___ от __________











Рабочая программа

по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

для 2 класса

базовый уровень обучения









Разработчик:

Методическое объединение

учителей начальных классов















2019 год

Оглавление

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ 6

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 8

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ для второго класса составлена в соответствии с Законом РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями ФГОС НОО, примерной программой основного общего образования по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ, учебным планом МАОУ СОШ №50 на 2019—2020 учебный год.

В основу разработки программы положена авторская программа Л.Г. Савенковой, Е.А. Ермолинской, Н.В. Богдановой.

Программа обеспечена УМК «Начальная школа XXI века» для 2-х классов автора Л.Г. Савенковой, Е.А. Ермолинской, Н.В. Богдановой. В учебном плане МАОУ СОШ № 50 учебный предмет ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО относится к обязательной части, формируемой участниками образовательных отношений.

В программу включен надпредметный модуль «Мир деятельности», автор Петерсон Л.Г.

На изучение предмета ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО во втором классе в учебном плане МАОУ СОШ № 502019-2020 учебного года отведено 34 часа в год. Соответственно – 1 час в неделю.


Изменения, внесенные в текст программы, взятой за основу при написании рабочей программы учебного курса «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»



№№

Изменение

Обоснование

1

Уроки в нетрадиционной форме: познавательные лаборатории, творческие мастерские, экскурсии (неурочные форм организации образовательного процесса в рамках 20 % школьной вариативности)

  • Учебный план.

2

Реализация программы надпредметного учебного курса (модуля) «Мир деятельности» за счёт резервных часов аналогичной тематики.

  • Учебный план школы, ПЗ

  • Цель: формирование УУД, предусмотренных ФГОС, умения учиться.

3

Изменение количества часов, отводимых на изучение отдельных тем

Введение надпредметного учебного курса (модуля) «Мир деятельности»



Самостоятельное открытие, осваивание и применение новых знаний, умение справляться с затруднениями в учёбе и выполнение заданий любой сложности. Овладение навыками согласованной работы в группах, навыками, помогающими в учёбе (активность, терпение, трудолюбие, доброжелательность, честность, любознательность). Осознание необходи-мости учиться более увлечённо и результативно.

Учебно-методическое, программное, электронное обеспечение, используемое для достижения планируемых результатов, освоения цели и задач учебного курса соответствует методическим рекомендациям автора программы. (См. Рабочая программа).

Для закрепления на практике отдельных аспектов содержания программы по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ, а также организации и проведения индивидуальных занятий с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки, используется внеурочная деятельность.

Внеурочная деятельностью реализуется в следующих формах:

- проекты, в том числе тематические;

- индивидуально- групповая коррекционная деятельность;

- участие в школьных конференциях;

- участие в городских, областных конкурсах рисунков.


Цель уроков в начальной школе – разностороннее художественно-творческое развитие учащихся:

  • формирование целостного, гармонического восприятия мира;

  • активизацию самостоятельной творческой деятельности;

  • развития интереса к природе и потребности общения с искусством;

  • формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;

  • воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своего народа.

Задачи изучения предмета:

  1. Воспитывать устойчивый интерес к изотворчеству, уважение к культуре и искусству разных народов, обогащать нравственные качества детей, формировать способность проявлять себя в искусстве.

  2. Развивать творческий потенциал ребенка путем активизации у него воображения и фантазии, формировать способность воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально-чувственном уровне, развивать желание привносить в окружающий мир красоту, формировать навык сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности.

  3. Формировать навык работы в разных видах пластических искусств: живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и дизайне.

  4. Развивать опыт художественного восприятия произведений искусства.


В программе представлены три направления художественного развития учащихся:

  1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (ИЗО и окружающий мир). Освоение законов создания произведений искусства (композиция, форма, пространства) и средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвет, свет, колорит, ритм, линия, пятно, объем, динамика, статика, силуэт). Формирование представлений о роли и значении ИЗО в жизни людей, знакомства с историей возникновения и развития ИЗО. Изобразительное искусство как выразитель истории человечества в художественных образах.

  2. Развитие фантазии и воображения. Воспитание творческой инициативы учащихся, развитие у них способности самостоятельно решать поставленную задачу, выражать себя в каком-либо виде художественной деятельности. Развитие желания творить, формировать индивидуального чувства цвета, формы, умения организовывать пространство и выстроить композицию. Важное условие развития художественного образного мышления –вовлечение детей в творческую деятельность, знакомство с произведениями разных видов искусства.

  3. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика).Систематическое развитие у детей сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности.

Методическая основа преподавания предмета:

  • опора на практическую деятельность ребенка и возвышение её до уровня творчества;

  • подход к преподаванию как живому, образному процессу, чутко реагирующему на внутренний мир ребенка, внешние социальные и культурные изменения;

  • проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в мир отношений человека и природы;

  • активизация проектных форм мышления как основы укрепления педагогических задач

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯПРЕДМЕТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Личностные результаты обучения:

  • целостное, гармоничное развитие мира;

  • интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;

  • умение формулировать, осознавать, передавать свое настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;

  • способность выражать свои чувства, вызванные состояние природы;

  • способность различать звуки окружающего мира;

  • представление о том, что у каждого живого существа  свое жизненное пространство;

  • самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов;

  • умение доводить работу до конца;

  • способность предвидеть результат своей деятельности;

  • способность работать в коллективе;

  • способность работать индивидуально и в малых группах;

  • готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение;

  • адекватная оценка результатов своей деятельности.

Метапредметными результатами обучения являются:

  • постановка учебной задачи и контроль ее выполнения;

  • принятия и удержания цели задания в процессе его выполнения;

  • самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;

  • самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов;

  • умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

  • умение критично оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретенных знаний по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин;

  • умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;

  • умение проводить самостоятельные исследования;

  • умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

  • умение находить нужную информацию в Интернете;

  • участие в тематических обсуждениях и выражение своих суждений;

  • умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым содержанием;

  • понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного;

  • умение сопоставить события, о которых идет речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различие между ними;

  • умение объяснять, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;

  • обогащение словарного запаса, развитие умение описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе.

Предметными результатами обучения являются:

  • сформулировать представления об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснять это на доступном возрасту уровне

  • умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которые они вызывают, элементарно оценить их с точки зрения эмоционального содержания;

  • умения сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;

  • способность обосновывать свое суждения, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;

  • умение высказывать предположение о сюжете по иллюстрации, рассказывать о своем любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;

  • -умение фиксировать свое эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;

  • сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знание архитектурных памятников своего региона, их истории;

  • активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;

  • понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природа как основы всей жизни человека;

  • понимание зависимости народного искусства от природы и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрение народа;

  • умение объяснять, чем похожи и чем отличаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища;

  • умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства: словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;

  • умение развивать предложенную сюжетную линию;

  • сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;

  • умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;

  • умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;

  • умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;

  • умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Мир изобразительных (пластических) искусств.

Изобразительное искусство – диалог художника и зрителя. Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, идей, отношений к природе, человеку и обществу на примере произведений отечественных и зарубежных художников. Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью.Жанры изобразительных искусств: портрет (на примере произведений И.Е.Репина, В.И.Сурикова, В.А.Серова, Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Рембрандта ванн Рейна); пейзаж (на примере произведений А.К.Саврасова, И.А.Шишкина, И.Э.Грабаря, И.И.Левитана, К.Ф.Юона, К.Моне, В.ВанГога); натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино. Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений В.М.Васнецова, А.А.Дейнеки, А.А.Пластова и др.).

Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Государственной Третьяковской галереей, Русским музеем, Эрмитажем, Музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Художественный язык изобразительного искусства.

Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства и дизайна (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.

Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.

Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью.

Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий) и художественно конструктивной (бумагопластика, лепка) деятельности. Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.

Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии. Роль изобразительных (пластических) искусств в организацииматериального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, оформление интерьера квартиры, школы; дизайн одежды, мебели, посуды, игрушек, оформление книг, роспись тканей и др.).

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.

Овладение навыками бумагопластики. Моделирование предметов бытового окружения человека (игровой площадки, микрорайона, города, мебели для пластилиновых человечков, елочных игрушек, посуды, машин и др.) – связь с «Технологией».

Расширение кругозора: экскурсии к архитектурным памятникам, по улицам города, на игрушечную, посудную, текстильную фабрику или комбинат, в краеведческий музей, музей народного быта и т.д. (с учетом местных условий).

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир).

Наблюдение окружающего предметного мира и природы, явлений природы и создание на основе этого наблюдения художественного образа. Создание цветовых композиций на передачу характера светоносных стихий в природе. Приемы работы красками и кистью. Использование в работе тонированной бумаги и разнообразных материалов. Выбор материалов и инструментов для изображения. Передача в цвете своего настроения, впечатления от увиденного в природе, окружающей действительности. Изображение по памяти и представлению. Гармоничное заполнение всей изобразительной плоскости. Обсуждение картин, выполненных детьми: особенности работы на листе бумаги. Передача в рисунке направления: вертикального, горизонтального, наклонного. Проведение различных линий графическими материалами. Наблюдение за разнообразием цвета,форм, настроения в природе и окружающей действительности и передача их в рисунке. Использование элементарных правил композиции. Получение сложных цветов путем смешения двух красок. Выполнение этюдов в пластилине или глине по памяти и наблюдению. Создание коллективных композиций из вылепленных игрушек. Изображение предметов в рельефном пространстве: ближе- ниже, дальше- выше. Овладение графическими материалами: карандашом, фломастером. Работа с палитрой и гуашевыми красками.

Развитие фантазии и воображения.

Импровизация в свете, линии, объеме в процессе восприятия музыки, поэтического слова. Отображение контраста и нюанса в рисунке. Создание цветовых композиций по ассоциации с музыкой. Передача настроения и движения в рисунке. Создание творческих работ по фотоматериалам и на основе собственных наблюдений. Передача динамики, настроения, впечатления в цветовых композициях без конкретного изображения. Связь между звуками в музыкальном произведении. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства с использованием больших готовых форм. Конструирование из бумаги и создание народной игрушки из ниток и ткани. Создание композиций по мотивам литературных произведений.

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная

педагогика).

Представление об изобразительном искусстве, связи искусства с действительностью. Участие в обсуждении тем: «Какие бывают художники-живописцы, скульпторы, графики?». Материалы и инструменты разных художников. Различие жанров изобразительного искусства.  Эмоциональная оценка и образная характеристика произведений художника. Выражение своего эстетического отношения к работе. Наблюдение, восприятие и эмоциональная оценка картины, рисунка, скульптуры, декоративных украшений изделий прикладного искусства. Роль и значение музея. Комментирование видеофильмов, книг по искусству.  Выполнение зарисовок по впечатлению от экскурсий, создание композиций по мотивам увиденного.


Учебно-тематическое планирование по изобразительному искусству во2-м классе (УМК «Начальная школа XXI века)


Тема

Общее кол-во часов

Кол-во обязательной части

Неурочные формы организации образовательного процесса

(содержание части, формируемой участниками образовательного процесса)

МиД

Проекты, решение проектных задач

Познавательные лаборатории

Творческие мастерские

Учебные занятия

Экскурсии

Другое (связь с ВУД)

Мир изобразительных (пластических) искусств

8

6

МиД №5



Творческая мастерская (1ч)




Художественный язык изобразительного искусства


9

7

МиД №10






Конкурс «Талисман года» (1ч)

Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью


9

7

МиД №15

МиД №20







Развитие фантазии и воображения Художественно-образное восприятие изобразительного искусства


8

7






Экскурсия в Музей. (1ч)


Итого

34

27

4



1


1

1

7(20%)



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование раздела, темы урока

Кол-во

часов

Контроль

Форма – 8 часов

1

Инструктаж по технике безопасности на уроках изобразительного искусства.Удивительный мир растений.

1

текущий

2

Симметрия в природе и искусстве.

1

текущий

3

Придаём бумаге объём.

1

текущий

4

Человек учится у природы.

1

текущий

5

МиД Урок № 5. Настроение – мой помощник в учёбе.

1

текущий

6

Сочиняем сказку и показываем её как в театре. Смотри на мир широко открытыми глазами.

1

текущий

7

Слушаем и наблюдаем ритм.

1

текущий

8

Открытое пространство и архитектура.

1

текущий

Цвет – 10 часов

9

Работаем в смешанной технике.

1

текущий

10

МиД Урок № 10. Учимся дружно. Я – автор, я – понимающий.

1

текущий

11

Штрих.

1

текущий

12

Тон. О чём говорят на картине цвета?

1

текущий

13

Что значит быть художником? Фактура предмета. Снимаем отпечаток с фактуры предмета.


1

текущий

14

Пятно.


1

текущий

15

МиД Урок № 15. Результат открытия нового знания.Эталон.

1

текущий

16

Рефлекс в изобразительном искусстве. Рисуем натюрморт.

1

текущий

17

Сюжет

1

текущий

18

Учимся изображать с натуры. Контраст


1

текущий

Композиция – 8 часов

19

Художественно выразительные средства.

1

текущий

20

МиД Урок № 20. Я ученик. Что я уже знаю и умею.

1

текущий

21

Графическое изображение.

1

текущий

22

Пейзаж.


1

текущий

23

Животные в произведениях художников


1

текущий

24

Портрет.

1

текущий

25

Какие бывают виды искусства.

1

текущий

26

Природные формы в архитектуре. Набросок

1

текущий

Фантазия – 8 часов

27

Фотографируем, работаем с компьютером, ищем дополнительную информацию.

1

текущий

28

Кто создаёт архитектуру?

1

текущий

29

Что могут рассказать вещи о своём хозяине?


1

текущий

30

Что такое открытое пространство?


1

текущий

31

Орнамент.

1

текущий

32

Какие бывают игрушки?

1

текущий

33

Такие разные маски

1

текущий

34

Собираем коллекцию камней.

1

текущий



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!