СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии 9класс 3 часа Г.Е.Рудзитис Ф.Г.ФЕЛЬДМАН

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по химии 9класс 3часа в неделю к учебнику химия 9класс Г.Е.Рудзитис Ф.Г.ФЕЛЬДМАН М.Просвещение 2017г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 9класс 3 часа Г.Е.Рудзитис Ф.Г.ФЕЛЬДМАН»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Учебный предмет: ХИМИЯ

Класс 9

Количество часов в неделю -3, всего 102ч



Пояснительная записка

Данная программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по химии. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 102 часа – 9класс из расчёта 3 часа в неделю.

Исходными документами для составления примера рабочей программы явились:

1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных об­разовательных стандартов начального общего, основного общего и сред­него (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями.

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образователь­ного стандарта основного общего образования».

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 г. №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебни­ков, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредита­цию, на 2013-2014 учебный год».

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государствен­ную аккредитацию образовательных программ начального общего, основ­ного общего, среднего общего образования».

7. Приказ министерства образования Ставропольского края от 07.06.2012 г. №37-пр «Об утверждении примерного учебного плана для общеобразовательных учреждений Ставропольского края».

8. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. №03-1263 «О при­мерных программах по учебным предметам федерального базисного учеб­ного плана».

9. Приказ Министерства труда России от 18.10.2013 г. №544 «Об ут­верждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая дея­тельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования), (воспитатель, учитель)».

В программе заложены условия для формирования социально-компетентной личности школьников.

Программы направлена, прежде всего, на повышение роли предмета в духовном и гражданском становлении личности и одновременно на усиление практической направленности обучения.

Применение современных образовательных технологий: технология проблемного обучения, технология критического мышления, ИКТ технологий.

Рабочая программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы учащихся через самостоятельную, дискуссионную, информационную, исследовательскую, проектную деятельность, выполнение тестовых заданий. Предполагает проведение разных типов уроков: лекции, семинары, практикумы, уроки-презентации, зачёты, которые способствуют лучшему освоению учащимися определенной суммы знаний, развитию личности, познавательных и созидательных способностей.

Тематика лабораторных, практических и контрольных работ соответствует Примерной программе по химии основного общего образования (базовый уровень).

Изучение химии направлено на достижение следующих целей и задач:

  • освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

  1. Общая характеристика учебного предмета, курса.

В содержании данного курса представлены основополагающие теоретические сведения по химии, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости от строения, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.

Содержание учебного предмета включает сведения о неорганических веществах, их строении и свойствах, а также химических процессах, протекающих в окружающем мире. Наиболее сложные элементы фундаментального ядра содержания общего образования по химии, такие, как основы органической и промышленной химии, перенесены в программу средней (полной) общеобразовательной школы.

Теоретическую основу изучения неорганической химии составляют атомно-молекулярное учение, периодический закон Д.И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, виды химической связи, закономерностях протекания химических реакций.

В изучении курса химии значительную роль отводится химическому эксперименту: проведение практических и лабораторных работ и описанию их результатов; соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях.

В качестве ценностных ориентиров химического образования выступают объекты, изучаемые в курсе химии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания.

Курс химии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:
1. В познавательной сфере:

- давать определения изученных понятий: вещество (химический элемент, атом, ион, молекула, кристаллическая решетка, простые и сложные вещества, химическая формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, оксиды, кислоты, основания, соли, индикатор, периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, изотопы, химическая связь, степень окисления, электролит); химическая реакция (химическое уравнение, генетическая связь, окисление, восстановление, электролитическая диссоциация, ионные уравнения);

- наблюдать и описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, а также химические реакции, протекающие в природе, используя для этого русский язык и язык химии;

- описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;

- классифицировать изученные объекты и явления;

- делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;

- структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;

- моделировать строение атомов элементов первого — третьего периодов (в рамках изученных положений теории Э. Резерфорда), строение простейших молекул.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.

3. В трудовой сфере:
- проводить химический эксперимент.
4. В сфере безопасности жизнедеятельности:
- оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:

  • использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;

  • использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

  • умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

  • использование различных источников для получения химической информации.
    Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:

1) в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение   к труду, целеустремленность;
2) в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Химия».

В результате изучения химии ученик должен знать / понимать:

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция;

  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь:

  • называть: химические элементы и соединения изученных классов;

  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева, закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

  • характеризовать: химические свойства основных классов неорганических веществ;

  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, валентность и степени окисления элемента в соединениях;

  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; уравнения химических реакций;

  • обращаться с химической посудой и оборудованием;

  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ; растворы кислот и щелочей; хлорид-ионы;

  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

  • приготовления растворов заданной концентрации.

. Курс 9 класса рассчитан на 3 часа в неделю: всего 102 часа, (с учетом праздничных дней и согласно расписанию):

Весь курс разбит на темы:

НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Повторение курса химии 8 класса -8 часов

Раздел 1: Многообразие химических реакций (24 ч)

Тема 1. Классификация химических реакций -8 часов

Тема 2. Химические реакции в водных растворах – 16 часов

Раздел 2: Многообразие веществ (55 ч)

Тема 3. Галогены -5

Тема 4. Кислород и сера –9 часов

Тема 5. Азот и фосфор – 11 часов

Тема 6. Углерод и кремний – 9 часов

Тема 7.Металлы и их соединения - 21 часов

Раздел 3. Краткий обзор важнейших органических веществ

Тема 8. Первоначальные представления об органических веществах – 10 часов

Резервное время – 5 часов отводится на итоговое повторение пройденного материала


НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Тема 1. Классификация химических реакций (8ч)

Окислительно-восстановительные реакции. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена с точки зрения окисления и восстановления. Тепловой эффект химических реакций. Экзо- и эндотермические реакции. Скорость химических реакций. Первоначальные представления о катализе. Обратимые и необратимые реакции. Понятие о химическом равновесии.

Тема 2. Химические реакции в водных растворах (16 ч)

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Гидратная теория растворов. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель. Гидролиз солей.

Демонстрации.

Испытание растворов веществ на электрическую проводимость.

Движение ионов в электрическом поле.

Лабораторные опыты.

Реакции обмена между растворами электролитов.

Практическая работа.

Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».

Тема 3. Галогены (5ч)

Характеристика галогенов. Хлор. Хлороводород: получение и свойства. Соляная кислота и её соли.

Практическая работа №3. Получение соляной кислоты и изучение её свойств.

Тема 4. Кислород и сера (9ч)

Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия кислорода — озон.

Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Оксид серы(IV). Сероводородная и сернистая кислоты и их соли. Оксид серы(VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.

Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.

Демонстрации.

Аллотропия кислорода и серы. Знакомство с образцами природных сульфидов, сульфатов.

Лабораторные опыты.

Распознавание сульфид -, сульфит- и сульфат-ионов в растворе.

Практическая работа.

Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера».

Расчетные задачи.

Вычисления по химическим уравнениям реакций массы, количества вещества или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.

Тема 5. Азот и фосфор (11 ч)

Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак. Физические и химические свойства аммиака, получение, применение. Соли аммония. Оксиды азота(II) и (IV). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты.

Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Оксид фосфора(V). Ортофосфорная кислота и ее соли.

Минеральные удобрения.

Демонстрации.

Получение аммиака и его растворение в воде. Ознакомление с образцами природных нитратов, фосфатов.

Лабораторные опыты.

Взаимодействие солей аммония со щелочами. Ознакомление с азотными и фосфорными удобрениями.

Тема 6. Углерод и кремний (9ч)

Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе.

Кремний. Оксид кремния(IV). Кремниеваякислота и ее соли. Стекло. Цемент.

Демонстрации.

Кристаллические решетки алмаза и графита. Знакомство с образцами природных карбонатов и силикатов. Ознакомление с различными видами топлива. Ознакомление с видами стекла.

Лабораторные опыты.

Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Качественные реакции на карбонат- и силикат- ионы.

Практическая работа.

Получение оксида углерода(IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

Тема 7.Металлы и их соединения(21ч)

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Физические и химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов.

Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Проблема безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды.

Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение щелочных металлов и их соединений.

Щелочноземельные металлы. Положение щелочноземельных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.

Алюминий. Положение алюминия в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

Железо. Положение железа в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и железа(III).

Демонстрации.

Знакомство с образцами важнейших солей натрия, калия, природных соединений кальция, рудами железа, соединениями алюминия.

Взаимодействие щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия с водой.

Сжигание железа в кислороде и хлоре.

Лабораторные опыты.

Получение гидроксидов железа(II) и железа(III) и взаимодействие их с кислотами и щелочами.

Практические работы

• Решение экспериментальных задач по теме «Элементы IА—IIIА-групп периодической таблицы химических элементов».

• Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».

Расчетные задачи.

Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.

ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Тема 8. Первоначальные представления об органических веществах (10 ч)

Первоначальные сведения о строении органических веществ. Углеводороды: метан, этан, этилен. Источники углеводородов: природный газ, нефть, уголь. Кислородсодержащие соединения: спирты (метанол, этанол, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая и олеиновая кислоты). Биологически важные вещества: жиры, глюкоза, белки. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Химия и здоровье. Лекарства.

Демонстрации.

Модели молекул органических соединений.

Образцы нефти и продуктов их переработки.

Некоторые свойства непредельных углеводородов (горение, реакция присоединения)

Ознакомление с образцами изделий из полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида.

Лабораторные опыты.

Этилен, его получение, свойства.

Ацетилен, его получение, свойства.

Расчетная задача.

Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

Практикум

Знакомство с образцами лекарственных препаратов

Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены


Типы расчетных задач:

1. Вычисление массовой доли химического элемента по формуле соединения.

2. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям химических элементов.

3. Вычисления по химическим уравнениям количества, объема, массы вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции.

4. Расчет массовой доли растворенного вещества в растворе.

Примерные темы практических работ:

1. Лабораторное оборудование и приемы обращения с ним. Правила безопасной работы в химической лаборатории.

2. Очистка загрязненной поваренной соли.

3. Признаки протекания химических реакций.

4. Получение кислорода и изучение его свойств.

5. Получение водорода и изучение его свойств.

6. Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества.

7. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».

8. Реакции ионного обмена.

9. Качественные реакции на ионы в растворе.

10. Получение аммиака и изучение его свойств.

11. Получение углекислого газа и изучение его свойств.

12. Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы IV – VII групп и их соединений».

13. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».


Критерии оценивания:

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценки учитываются следующие качественные показатели ответов: глубина, осознанность, полнота.

Оценка теоретических знаний

Отметка «5»:

·     ответ полный и правильный на основании изученных теорий,

·     материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком,

·     ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

·     ответ полный и правильный на основании изученных теорий,

·     материал изложен в определенной последовательности,

·     допущены 2-3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя, или дан неполный и нечеткий ответ.

Отметка «3»:

·    ответ полный, но при этом допущена существенная ошибкаили ответ неполный, построен несвязно.

Отметка «2»:

·     при ответе обнаружено непонимание основного содержания учебного материла,

·    допущены существенные ошибки, которые уч-ся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка «1»:

·     отсутствие ответа.

Оценка умений решать расчетные задачи

Отметка «5»:

·     в логическом рассуждении и решении нет ошибок,

·     задача решена рациональным способом.

Отметка «4»:

·     в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, при этом задача решена, но не рациональным способом,

·     допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

·     в логическом рассуждении нет существенных ошибок,

·     допускается существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

·     имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.

Отметка «1»:

·     отсутствие ответа на задание.

Оценка экспериментальных умений  (в процессе      выполнения практических работ по инструкции)

Оценку ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.

Отметка  «5»:

·     работа  выполнена полностью.  Сделаны правильные   наблюдения и выводы,

·     эксперимент осуществлен по плану, с учетом техники   безопасности и правил работы с веществами и приборами,

·     проявлены организационно-трудовые умения (поддерживается чистота рабочего места, порядок на столе, экономно использу­ются реактивы).  

Отметка «4»:

·     работа выполнена, сделаны правильные наблюдения и выводы: эксперимент выполнен неполно или наблюдаются несущественные ошибки в работе с веществами и приборами.

Отметка «3»:

·     ответ неполный,   работа выполнена правильно не менее чем наполовину допущена существенная ошибка (в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, по ТБ при работе с веществами и приборами),          которую учащийся исправляет по требованию учителя.

Отметка «2»:

·     допущены две или       более существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении  работы, по ТБ при работе с веществами и приборами),    которые учащийся не может исправить.

Отметка «1»:

·     работа не выполнена,

·     полное отсутствие экспери­ментальных умений.

Оценка умений решать экспериментальные задачи

При оценке этого умения следует учитывать наблюдения учителя и предъявляемые учащимся результаты выполнения опытов.

Отметка «5»:

·     План решения задачи составлен правильно, осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, дано полное объяснение и сделаны выводы.

Отметка «4»:

·     план решения составлен правильно,

·     осуществлен подбор химических реактивов и оборудования.

·     допущено не более двух несущественных ошибок (в объяснении и выводах).

Отметка   «3»:

·     план  решения составлен правильно,

·     осуществлен подбор химических  реактивов и оборудования.

·     допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Отметка  «2»:

·     допущены две  и более ошибки (в плане  решения,   в подборе химических,  реактивов и оборудования,   в объяснении и выводах).

Отметка   «1»:

·     задача не решена.

Оценка письменных контрольных работ

При оценивании ответа учащегося необходимо читывать качество выполнения работы по заданиям. Контрольная работа оценивается в целом.

Отметка  «5»:

·     дан полный ответ на основе изученных теорий, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

·     допустима некоторая неполнота ответа, может быть не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

·     работа выполнена неполно (но не менее чем наполовину), имеется не более одной существенной ошибки и при этом 2-3 несущественные.

Отметка «2»:

·     работа выполнена меньше чем наполовину,

·     имеется несколько существенных ошибок.

Отметка «1»:

·     работа не выполнена.

При оценке выполнения   письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

Отметка за итоговую контрольную работу  корректирует пред­шествующие при выставлении отметки за четверть, полугодие, год.


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Средства обучения:

  1. Печатные пособия. Таблицы:

  1. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

  2. Таблица растворимости кислот, оснований, солей в воде.

  3. Портреты ученых.

  4. Строение атома.

  5. Типы химических связей.

  6. Электрохимический ряд напряжений металлов.

  1. Информационно-коммуникационные средства.

  2. Технические средства обучения:

  1. Компьютер мультимедийный

  2. мультимедийный проектор;

  3. экран проекционный.

  1. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

  1. Приборы и приспособления: комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ и практических работ.

  2. Реактивы и материалы: комплект реактивов для базового уровня.

  1. Натуральные объекты.

  2. Коллекция нефти, каменного угля и продуктов переработки.

Список литературы:

Учебно-методический комплект:

  1. Рудзитис Г.Е., ФельдманФ.Г. Химия: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений -М.; Просвещение, 2017.

  2. Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень).

Дополнительная литература:

1. Гара, Н. Я. Химия: Задачник с «помощником». 8-9 классы: пособие для уч-ся образоват. учреждений/ Н. Н. Гара, Н. И. Габрусева. - М.:Просвещение, 2009.-96с.

2. Гаршин, А. П. Неорганическая химия в схемах, рисунках, таблицах, формулах, химических реакциях. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Лань, 2006. – 288с

3. Гузей, Л. С. Химия. Вопросы, задачи, упражнения, 8-9 кл: учебное пособие для общеобразовательных учреждений /Л. С. Гузей, Р. П., Суровцева.- Дрофа,2001.-288с.:ил.

4. Павлов, Н. Н. Общая и неорг. Химия.- 2-е изд., перераб. И доп.- М.:Дрофа, 2002- 448 с.: ил.

5. Химия. 8-9 кл.: контрольные работы к учебникам Л.С.Гузея, В.В.Сорокина, Р.П.Суровцевой «Химия-8» и «Химия-9».-М.:Дрофа, 2001.-192 с.

Обеспечение учащихся:

  1. Рудзитис. Г.Е., ФельдманФ.Г. Химия: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений - М.; Просвещение, 2017.

  2. Библиотека научно - популярных изданий для получения дополнительной информации по предмету (в кабинете и в школьной библиотеке).

Материально- техническое:

  1. Наглядные пособия: серии таблиц по химии, коллекции, модели молекул, наборы моделей атомов для составления моделей молекул комплект кристаллических решеток.

  2. Приборы, наборы посуды, лабораторных принадлежностей для химического эксперимента, наборы реактивов. Наличие лабораторного оборудования и реактивов позволяет формировать культуру безопасного обращения с веществами, выполнять эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ, проводить экспериментальные работы исследовательского характера.

  3. Наличие компьютера в классе, доступа в кабинете информатики к ресурсам Интернет, наличие комплекта компакт-дисков по предмету позволяет создавать мультимедийное сопровождение уроков химии, проводить учащимися самостоятельный поиск химической информации, использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации, её представления в различных формах.





Учебно – тематический план 9 класс

№/п

Наименование раздела

Количество часов по программе

Контрольные работы

Практические работы

1.

Повторение курса химии 8 класса

8



2.

Многообразие химических реакций

24

1

2

3.

Многообразие веществ

55

2

5

4.

Краткий обзор важнейших органических веществ

10

1

-


Повторение

5




Итого

102

4

7


























КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Химия 9 класс (102 часа).

урока

Тема урока


Кол-во часов

д/з

Дата проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

Повторение основных вопросов курса 8 класса (8ч.)

1

Периодический закон и периодическая система хим. элементов Д. И. Менделеева в свете строения атомов.

1

Учить по записям



2

Периодический закон и периодическая система хим. элементов Д. И. Менделеева в свете строения атомов.

1

Учить по записям



3

Химическая связь. Строение вещества.

1

Учить по записям



4

Химическая связь. Строение вещества.

1

Учить по записям



5

Основные классы неорганических соединений: их состав, классификация

1

Учить по записям



6

Основные классы неорганических соединений: их свойства.

1

Учить по записям



7

Генетическая связь между классами неорганических соединений.

1

Осуществить превращения



8

Расчёты по химическим уравнениям.

1

Решить задачу



Раздел 1. Многообразие химических реакций (24 ч)

Тема 1. Классификация химических реакций (8 ч)

9

Окислительно-восстановительные реакции.

1

§1 упр.1,2



10

Окислительно-восстановительные реакции.

1

§1 упр.3,4



11

Реакции соединения, разложения, замещения и обмена с точки зрения окисления и восстановления.

1

§1 упр.5,6

тест



12

Тепловой эффект химических реакций. Экзо- и эндотермические реакции.

1

§2 упр. 1,2



13

Расчеты по термохимическим уравнениям

1

§2 упр. 3,4



14

Скорость химических реакций. Первоначальные представления о катализе.

1

§3упр.1-4

тест



15

Практическая работа №1. Изучение влияния условий проведения химической реакции на её скорость.

1

§4



16

Обратимые и необратимые реакции. Понятие о химическом равновесии.

1

§5 тест



Тема 2. Химические реакции в водных растворах (16 ч)

17

Сущность процесса электролитической диссоциации.

1

§6 упр.1,2



18

Сущность процесса электролитической диссоциации.


§6 упр.3,4



19

Электролитическая диссоциация кислот, оснований и солей.

1

§7 упр.3, тест



20

Электролитическая диссоциация кислот, оснований и солей.

1

§7 тест



21

Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации.

1

§8 тест



22

Реакции ионного обмена и условия их протекания. Л.О. № 1. Реакции обмена между растворами электролитов

1

§9 упр. 2



23

Реакции ионного обмена и условия их протекания.

1

§9 упр.3



24

Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакциях.

1

§9 упр.4



25

Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакциях.

1

§9 тест



26

Расчеты по уравнениям химических реакций



§9 упр.5,6



27

Гидролиз солей.

1

§10 упр.1



28

Гидролиз солей.


§10 упр.2, тест

29

Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач по теме «Свойства кислот, оснований и солей как электролитов».

1

§11



30

Решение задач на вычисление массы или объёма продукта реакции по известной массе или объёму исходного вещества, содержащего примеси

1

С.40 упр.3



31

Обобщение и систематизация знаний по темам «Классификация химических реакций» и «Электролитическая диссоциация».

1

Повт. §1-11



32

Контрольная работа № 1 по темам «Классификация химических реакций» и «Электролитическая диссоциация».

1

Повт. §1-11



Раздел 2. Многообразие веществ (55 ч)

Тема 3. Галогены (5 ч)

33


Характеристика галогенов. Л. О. № 2. Знакомство с образцами природных соединений неметаллов (хлоридами, сульфидами сульфатами, нитратами)

1

§12,упр.1-5 тест




34

Хлор


§13,упр.5-7 тест




35

Хлороводород: получение и свойства.

1

§14 упр.3



36

Соляная кислота и её соли. Л.О. № 3. Качественная реакция на хлорид-ион

1

§15 упр.2,3,4, тест



37

Практическая работа №3. Получение соляной кислоты и изучение её свойств.

1

§16



Тема 4. Кислород и сера (9 ч)

38

Положение кислорода и серы в Периодической системе, строение их атомов. Аллотропия.

1

§17 упр.4, тест




39

Физические и химические свойства серы. Нахождение в природе. Применение


§18 упр2,3, тест



40

Сероводород. Сульфиды.

1

§19 упр.1-4, тест



41

Оксид серы (IV). Сернистая кислота и её соли.

1

§20 упр. 1-4, тест



42

Оксид серы (VI). Серная кислота и её соли. Л.О. № 4

некоторые хим. свойства серной кислоты;

- качественная реакция на сульфат-ион

1

§21 упр.1,2,3



43

Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.

1

§21 тест



44

Вычисление по химическим уравнениям реакции массы, количества вещества или объема по известной массе, объему одного из веществ


§20 упр.4



45

Вычисление по химическим уравнениям реакции массы, количества вещества или объема по известной массе, объему одного из веществ


§21 упр.5,



46

Практическая работа №4.Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера».

1

§22



Тема 5. Азот и фосфор (11 ч)

47

Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот: свойства и применение.

1

§23 упр.3



48

Аммиак. Физические и химические свойства. Получение и применение.

1

§24 упр.1-3, тест



49

Практическая работа №5. Получение аммиака и изучение его свойств.

1

§25



50

Соли аммония. Л. О. № 5. Распознавание катионов аммония.

1

§26упр.3, тест



51

Вычисление по химическим уравнениям реакции массы, количества вещества или объема по известной массе, объему одного из веществ.

1

§ 26 упр. 4,5



52

Азотная кислота.

1

§27 упр.1,2



53

Окислительные свойства азотной кислоты.

1

§27 упр.4,5



54

Соли азотной кислоты. Азотные удобрения.

1

§28 упр.1-3



55

Фосфор. Аллотропия фосфора. Свойства фосфора.

1

§29 упр.3 тест



56

Оксид фосфора (V). Фосфорная кислота и её соли. Фосфорные удобрения. Л. О. № 6. Знакомство с минеральными удобрениями

1

§30 упр.1-2



57

Вычисление по химическим уравнениям реакции массы, количества вещества или объема по известной массе, объему одного из веществ.


§29 упр.4

§30 упр.3,4



Тема 6. Углерод и кремний (9 ч)

58

Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов.

1

§31,32 упр.4,7,тест



59

Химические свойства углерода


§32 упр.4,7,тест



60

Угарный газ, свойства, физиологическое действие на организм.

1

§33 упр.2,тест



61

Углекислый газ. Угольная кислота и её соли. Круговорот углерода в природе. Л. О. № 7. Распознавание карбонат-ионов.

1

§34,§35упр.2,3,7тест



62

Практическая работа №6. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

1

§36



63

Кремний и его соединения. Силикатная промышленность. Л. О. № 8. Природные силикаты

1

§37 упр.3, тест

§38



64

Решение задач на вычисление массы или объёма продукта реакции по известной массе или объёму исходного вещества, содержащего примеси

1

С.123 упр.3,4



65

Обобщение и систематизация по теме «Неметаллы»

1

Повт. §§12-38



66

Контрольная работа №2 по теме «Неметаллы».

1

Повт. §§12-38



Тема 7. Металлы (21 ч)

67

Общая характеристика металлов. Физические свойства. Сплавы металлов. Л. О. № 9. Знакомство с образцами металлов и сплавов (работа с коллекциями)

1

§39 тест

упр.5,6



68

Нахождение металлов в природе и общие способы их получения. Понятие о металлургии. Л. О. № 10. Вытеснение одного металла другим из раствора соли

1

§40 упр.2,3



69

Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов.

1

§41 с.144-145 упр.1



70

Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов.

1

§41 с.145148-145 упр.2,3



71

Сплавы


§42 упр.3



72

Щелочные металлы.

1

§43 упр.1,3,



73

Соединения щелочных металлов


§43 с.153-154 упр.4



74

Расчёты по уравнениям хим. реакций, если одно из веществ дано в избытке.


С.155 №5,6



75

Магний. Щелочноземельные металлы.

1

§44 упр.4,5, тест



76

Важнейшие соединения кальция.

1

§45 с.159-160 упр.1 тест



77

Жесткость воды и способы её устранения.

1

§45 с.161-162 упр.2,3,4



78

Решение задач на вычисление массы или объёма продукта реакции по известной массе или объёму исходного вещества






79

Алюминий. Нахождение в природе, его получение и свойства. Л. О. № 11. Знакомство с соединениями алюминия

1

§46 упр.5,7,8

Тест




80

Важнейшие соединения алюминия


§47 упр. 4



81

Железо. Нахождение в природе. Свойства железа.

1

§48 тест



82

Соединения железа. Л. О. № 12. Знакомство с рудами железа

1

§49упр.3



83

Вычисление по химическим уравнениям массы, объема или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количества вещества


С.170 №5



84

Вычисление по химическим уравнениям массы, объема или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количества вещества


С.176 №3,




85

Практическая работа №7. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».

1

С.170 упр.5



86

Обобщение и систематизация по теме «Общие свойства металлов»

1

§50

С.163 упр.5



87

Контрольная работа №3 по теме «Общие свойства металлов»

1




Раздел 3. Краткий обзор важнейших органических веществ (10ч)

Тема 8. Первоначальные представления об органических веществах (10ч)

88

Органическая химия.

1

§51 тест



89

Предельные углеводороды


§52 упр.4,тест



90

Непредельные углеводороды. Алкены.

1

§53 с.184-185 упр.1,2,4



91

Непредельные углеводороды. Алкины.


§53 с.185-186 упр.5



92

Полимеры.

1

§54



93

Спирты


§55 упр.3



94

Карбоновые кислоты.


§56 с.192-193 упр.2,5



95

Углеводы.


§57



96

Аминокислоты. Белки.

1

§58



97

Итоговая контрольная работа № 4.

1




Повторение 5 часов

98

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

1




99

Взаимосвязь строения и свойств веществ.

1




100

Классификация химических реакций по различным признакам.

1




101

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы.

1




102

Генетическая связь между классами неорганических веществ.

1







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!