МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА
ПЕСЧАНОКОПСКОГО РАЙОНА
ПРИНЯТА: на заседании педагогического совета МБУ ДО ДЮСШ Песчанокопского района протокол № 1 от «31» августа 2022 г. | УТВЕРЖДЕНА: Приказом № 183-т/д от «31» августа 2022 г. директор МБУ ДО ДЮСШ Песчанокопского района ____________ Е.В.Гузиёва |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ
для учебно-тренировочных групп углубленного уровня
2 года обучения
Срок реализации программы – 1 год
Возраст обучающихся-8-9 лет
Разработчики:
тренера-преподаватели по
художественной гимнастике
Жукова Е.Н.
с. Песчанокопское
2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
| | |
I. | Пояснительная записка | 3 |
II. | Нормативная часть | 3 |
| 2.1.Учебный план | 4 |
| 2.2.Годовой план-график | 5 |
III. | Методическая часть | 6 |
IV. | Система контроля и зачетные требования | 24 |
V. | Информационное обеспечение | 25 |
VI. | Материально-техническое обеспечение | 25 |
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе предпрофессиональной программы дополнительного образования по художественной гимнастике и Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта художественная гимнастика № 40 от 5 февраля 2013 г. Настоящая программа предназначена для подготовки спортсменов в учебно-тренировочных группах (УТГ), второго года обучения, реализуемой в ДЮСШ.
Эффективность работы спортивных школ во многом зависит от рабочих программ. Настоящая рабочая программа по художественной гимнастике составлена на основе типового плана-проекта рабочей программы для ДЮСШ, отвечающий современным требованиям подготовки спортивного резерва с учетом необходимости совершенствования учебно-тренировочного процесса подготовки спортсменов.
В программу по художественной гимнастике заложены нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ и основополагающие принципы спортивной подготовки юных спортсменов, результаты научных исследований и передовой спортивной практики.
Принципы комплексности предусматривают тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса – физической, психологической, технико-тактической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий педагогического и медицинского контроля.
Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответствия его требованиям высшего спортивного мастерства, чтобы обеспечить в многолетнем учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической и технико-тактической подготовленности.
Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей спортсменов, вариативность программного материала для практических занятий, характеризующиеся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи.
Настоящая рабочая программа включает нормативную и методическую часть и охватывает все стороны учебно-тренировочного процесса.
I. Нормативная часть программы
Рабочая программа разрабатывается на основе нормативных документов, регламентирующих работу ДЮСШ.
Учебно-тренировочный этап (группы учебно-тренировочные). Формируется на конкурсной основе из здоровых или практически здоровых учащихся, прошедших необходимую подготовку не менее 1 года и выполнивших приемные нормативы по общей и специальной физической подготовке. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимися контрольно-переводных нормативов по общей и специальной физической подготовке.
2.1. Учебный план
№ п/п | Разделы подготовки | Максимальная продолжительность одного учебно-тренировочного занятия (в академических часах) |
2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Этапы подготовки |
Начальной подготовки | Учебно-тренировочной подготовки |
1-й | свыше года | 1-й | 2-й | 3-й | 4 – й | 5-й |
количество часов в неделю |
6 | 8 | 12 | 12 | 18 | 18 | 18 | |
1. | Теория | 13 | 21 | 18 | 18 | 48 | 72 | 96 | | | |
2. | Общая физическая подготовка | 80 | 106 | 75 | 75 | 165 | 145 | 125 | | | |
3. | Специальная физическая подготовка | 64 | 100 | 120 | 120 | 165 | 145 | 125 | | | | |
4. | Технико-тактическая подготовка | 136 | 165 | 240 | 327 | 385 | 387 | 381 | | | | | |
5. | Контрольные испытания | 13 | 12 | 12 | 12 | 18 | 26 | 36 | | |
6. | Участие в соревнованиях по календарному плану | 6 | 12 | 60 | 60 | 80 | 80 | 80 | | |
7. | Инструкторская и судейская практика | - | - | 12 | 12 | 18 | 24 | 36 | | |
8. | Восстановительные мероприятия | вне сетки часов | 57 | 57 | 57 |
Всего часов за год 52 недели: | 312 | 416 | 624 | 624 | 936 | 936 | 936 | | | | |
Из них в спортивном лагере или по индивидуальному плану за 6 недель: | 36 | 48 | 72 | 72 | 72 | 108 | 108 | | | | |
2.2.Годовой план-график
Содержание занятий | Всего часов | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | Всего часов |
Теоретические занятия | 18 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | | | 18 |
Практические занятия: |
Общая физическая подготовка | 75 | 8 | 8 | 8 | 7 | 5 | 5 | 2 | 2 | 2 | 2 | 11 | 15 | 75 |
Специальная физическая подготовка | 120 | 10 | 10 | 12 | 12 | 6 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 12 | 18 | 120 |
Изучение и совершенствование техники упражнений | 327 | 26 | 32 | 23 | 21 | 18 | 27 | 30 | 25 | 22 | 40 | 26 | 37 | 327 |
Переводные контрольные нормативы | 12 | 3 | | | | 3 | | | | 3 | | | 3 | 12 |
Участие в соревнованиях | 60 | | | 6 | 12 | | 6 | 12 | 12 | 12 | | | | 60 |
Инструкторская и судейская практика | 12 | 2 | 2 | | | 2 | | | 2 | | | 2 | 2 | 12 |
Восстановительные мероприятия | | Рациональный режим питания. Гидропроцедуры (обтирания, душ) Витаминизация |
Медицинское обследование | | Проводится вне сетки часов |
Итого часов | 624 | 51 | 54 | 51 | 54 | 36 | 48 | 54 | 51 | 48 | 51 | 51 | 75 | 624 |
Режим и наполняемость учебных групп
Этап (группы) | Год обучения | Мин. возраст учащегося для зачисления (лет) | Мин. кол-во учащихся в группе (чел.) | Макс. кол-во учащихся в группе (чел) | Макс. кол-во учебных часов в неделю (час.) | Требования к спортивной подготовке на конец учебного года |
УТ | 1-ый | 8 | 12 | не более 20 | 12 | Выполнение нормативов по ОФП, СФП, ТТП 1 взрослый разряд |
| 2-ой | 9 | 12 | не более 20 | 12 |
| 3-ий | 10 | 12 | не более 16 | 18 |
| 4-ый | 11 | 12 | не более 16 | 18 |
| 5-ый | 12 | 12 | не более 16 | 18 |
III. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Содержание спортивной подготовки
В содержании спортивной подготовки выделяют следующие виды: физическую, техническую, психологическую, тактическую, теоретическую и интегральную.
Физическую подготовку подразделяют на:
— общую физическую подготовку (ОФП), которая направлена на повышение общей работоспособности;
— специальную физическую подготовку (СФП), направленную на развитие специальных физических качеств;
— специально-двигательную подготовку, направленную на развитие координационных способностей, скорости реакции на движущийся объект и антиципации (предвидение зоны падения предмета);
— функциональную, направленную на «выведение» гимнасток на высокий объем и интенсивность тренировочных нагрузок.
В технической подготовке целесообразно выделять:
— беспредметную - обучение технике упражнений без предмета;
—предметную—обучение технике упражнений с предметами;
— хореографическую—обучение элементам классического, историко-бытового, народного и современного танцев;
— музыкально-двигательную — обучение элементам музыкальной грамоты, развитие музыкальности и выразительности;
— композиционную — составление соревновательных программ.
В психологическую подготовку входят:
— базовая —'психическое развитие, образование и обучение;
— тренировочная — формирование значимых мотивов и благоприятных отношений к тренировочным заданиям и нагрузкам;
— соревновательная — формирование состояния боевой готовности, способности к сосредоточению и мобилизации.
Тактическая подготовка может быть:
— индивидуальной — составление индивидуальной соревновательной программы, определение ударных вдов, распределение сил, тактика поведения;
— групповой—подбор и расстановка гимнасток, составление программы, взаимодействие гимнасток, тактика поведения;
— командной — формирование команды, определение командных и личных задач, очередность выступления гимнасток.
Теоретическая подготовка — формирование у гимнасток специальных знаний, необходимых для успешной деятельности в художественной гимнастике. Может осуществляться в ходе практических занятий и самостоятельно.
Интегральная подготовка направлена на приобретение соревновательного опыта, повышение устойчивости к соревновательному стрессу и надежности выступлений. Может осуществляться в процессе соревнований и модельных тренировок.
3.2. Принципы спортивной подготовки
Успешное решение учебно-тренировочных задач возможно при соблюдении трех групп принципов:
1) общепедагогические (дидактические) принципы:
воспитывающего обучения, сознательности и активности занимающихся, наглядности, систематичности, доступности и индивидуализации, прочности и прогрессирования;
2) спортивные: направленности к высшим достижениям, специализации и индивидуализации, единства всех сторон подготовки, непрерывности и цикличности тренировочного процесса, максимальности и постепенности повышения требований, волнообразности динамики тренировочных нагрузок;
3) методические:
опережения — опережающее развитие физических качеств по отношению к технической подготовке, раннее освоение сложных элементов, создание перспективных программ;
— соразмерности - оптимальное и сбалансированное развитие физических качеств;
— сопряженности — поиск средств, позволяющих решать одновременно несколько задач, например, сочетать техническую и физическую подготовку;
— избыточности — применение тренировочных нагрузок, превосходящих соревновательные в 2-3 раза, освоение и включение в соревновательные комбинации больше, чем требуется, трудных элементов, элементов риска и оригинальных элементов;
— моделирования — широкое использование различных вариантов моделирования соревновательной деятельности в тренировочном процессе;
— централизации — подготовка наиболее перспективных гимнасток на централизованных сборах с привлечением к работе с ними лучших специалистов.
3.3. Этапы многолетней подготовки
Многолетняя подготовка гимнасток делится на 4 этапа:
I—этап предварительной подготовки: группы начальной подготовки, возраст занимающихся 6-7 лет;
II —этап начальной спортивной специализации: учебно-тренировочные группы первого-четвертого годов обучения, возраст занимающихся 8-11 лет;
Ill — этап углубленной подготовки: учебно-тренировочные группы пятого года обучения и группы спортивного совершенствования первого года обучения, возраст занимающихся 12—13 лет;
IV — этап высшего спортивного мастерства: группы спортивного совершенствования второго-третьего годов обучения и группы высшего спортивного мастерства первого-четвертого годов обучения, возраст занимающихся 14 лет и старше.
3.4. Возрастные особенности учащихся тренировочного этапа
8-11 лет | Развитие в младшем школьном возрасте идет относительно равномерно, постепенно должны повышаться тренировочные требования. Практически все сказанное о предыдущем возрасте имеет отношение и к этому, но есть и своеобразие |
| 1. Происходят существенные изменения двигательной функции. По многим параметрам она достигает очень высокого уровня, поэтому создаются наиболее благоприятные предпосылки для обучения и развития физических качеств | Необходимо эффективно использовать этот период для обучения новым, в том числе сложным, движениям, а, также активизировать работу по развитию специальных физических качеств, особенно ловкости, гибкости, быстроты |
| 2. Значительного развития достигает кора головного мозга, II сигнальная система, слова имеют все большее значение | Все большее значение в обучении должны приобретать словесные методы |
| 3. Силовые и статические упражнения вызывают быстрое утомление; лучше воспринимаются кратковременные скоростно-силовые упражнения | В тренировке целесообразно соблюдать скоростно-силовой режим, статические нагрузки давать в ограниченном объеме |
11-15 лет | С физиологической точки зрения подростковый период, период полового созревания, характеризуется интенсивным ростом тела в длину (до 10 см в год), повышением обмена веществ, резким повышением деятельности желез внутренней секреции, перестройкой практически всех органов и систем организма |
| 1. Наблюдается ускоренный рост длины и массы тела, происходит формирование фигуры | Чтобы избежать чрезмерного повышения роста и веса тела, необходимо неуклонно, но осторожно повышать тренировочные нагрузки |
| 2. Осуществляется перестройка в деятельности опорно-двигательного аппарата временно ухудшается координация, возможно ухудшение других физических качеств | Тем не менее можно и нужно осваивать новые и сложные упражнения и повышать специальную физическую подготовку, развивать активную гибкость и скоростно-силовые качества. Необходимо больше терпения и упорства. |
| 3. Неравномерности в развитии сердечно-сосудистой системы приводят к повышению кровяного давления, нарушению сердечного ритма, быстрой утомляемости | Необходимо осторожно и индивидуально дозировать нагрузку, заботиться о полноценном отдыхе и восстановлении, регулярно осуществлять врачебный контроль. |
| 4. В поведении отмечается преобладание возбуждения над торможением, реакции по силе и характеру часто неадекватны вызвавшим их раздражителям | Одной из важнейших задач воспитания является «воспитание тормозов», необходима спокойная обстановка, доброжелательность и понимание. |
15-18 лет | Для юношеского возраста характерна высокая степень функционального совершенства, сердечно-сосудистая система готова к значительным нагрузкам. В этом возрасте можно ожидать самых высоких спортивных результатов. |
3.5. Структура учебно-тренировочного занятия
Подготовительная часть:
I фрагмент—упражнения «по кругу»:
1-я серия — спортивные виды ходьбы и бега (с носка, на носках, на пятках, в приседе, бег, бег с высоким подниманием бедер, с захлестыванием голени);
2-я серия — специфические формы ходьбы и бега (мягкий, перекатный, пружинный, высокий, острый, широкий) ;
3-я серия — танцевальные шаги, соединения и комбинации.
II фрагмент — упражнения у опоры и на середине:
4-я серия—общеразвивающие упражнения, преимущественно для развития подвижности в суставах ног — голеностопных, коленных и тазобедренных («снизу вверх») и туловища — шеи, плечевых суставов, грудного и поясничного отдела позвоночника («сверху вниз»);
5-я серия —хореографические упражнения (элементы классического тренажа): плие, батманы тандю, жете, рон де жамб, пар тер, батманы фондю, фраппе и сутеню, девлопе и релеве лян, гран батман жете.
III фрагмент—упражнения на середине:
6-я серия—упражнения для рук: классические, специфические, народно-характерные, современные;
7-я серия — специфические упражнения (волны, взмахи, расслабления);
8-я серия—упражнения в равновесии;
9-я серия — повороты на двух и одной;
10-я серия—соединения наклонов, равновесия, поворотов, волн и взмахов.
IV фрагмент — прыжки:
11-я серия—упражнения на развитие прыгучести (маленькие прыжки);
12-я серия—амплитудные прямые прыжки (открытый, шагом, кольцом и др.);
13-я серия—прыжки с вращениями (с поворотом и перекидные);
14-я серия — прыжковые соединения;
15-я серия—соединения прыжков с другими движениями.
Примечание: 14 и 15 серии можно проводить с предметами.
Основная часть:
V фрагмент—первый вид многоборья: специально-двигательная подготовка, «предметный урок» (школа предмета), изучение и совершенствование техники элементов, соединений, частей и соревновательных комбинаций в целом.
VI фрагмент—второй вид многоборья: изучение и совершенствование техники элементов, соединений, частей и комбинаций.
Заключительная часть:
VII фрагмент—общая физическая подготовка: упражнения преимущественно на развитие силы мышц брюшного пресса, спины и ног, на развитие общей и специальной выносливости (прыжковой, равновесной и др.)
VIII фрагмент—музыкально-двигательная подготовка: задания на согласование движений с музыкой, музыкальные игры и творческая импровизация.
IX фрагмент — подведение итогов, домашнее задание, индивидуальные беседы, беседы с родителями.
Содержание работы на I и II этапах подготовки
II Этап — начальная спортивная специализация (8-11 лет)
Цели и задачи:
1. Укрепление здоровья и гармоническое развитие форм и функций организма занимающихся.
2. Формирование правильной осанки и гимнастического стиля («школы») выполнения упражнений.
3. Углубленная и соразмерная специальная физическая подготовка (благоприятный период для развития ловкости, гибкости, быстроты).
4. Совершенствование специально-двигательной подготовки (координации, реакции на движущийся объект, антиципации).
5. Начальная функциональная подготовка — освоение средних показателей тренировочных нагрузок.
6. Базовая техническая подготовка — освоение базовых элементов средней и высшей групп трудности, освоение специфических (фундаментальных) групп (4-6 элементов средней группы трудности, 2-4 элемента высшей группы трудности, 3-4 фундаментальных группы и 1-2 манипуляций).
7. Базовая хореографическая подготовка—освоение элементов всех танцевальных форм в простейших соединениях.
8. Формирование умения понимать музыку, разбираться в средствах музыкальной выразительности (характер, метр, ритм, темп, тихо-громко, слитно-отрывисто, форма и фразировка) и согласовывать свои движения с музыкой.
9. Базовая психологическая подготовка—психологическое образование и обучение.
10. Начальная теоретическая и тактическая подготовка.
11. Регулярное участие в детских соревнованиях.
III этап — углубленная тренировка (12-13 лет)
Цели и задачи:
1. Совершенствование специальной физической подготовленности, особенно активной гибкости и скоростно-силовых качеств.
2. Достижение высокого уровня функциональной подготовки—планомерное освоение возрастающих тренировочных нагрузок, вдвое превосходящих соревновательные нагрузки.
3. Совершенствование базовой технической подготовленности — повышение надежности (стабильности) выполнения базовых элементов.
4. Освоение сверхсложных и рискованных элементов, моделирование и освоение перспективных элементов и соединений: 6-8 элементов высшей группы трудности и 2-3 сверхсложных и рискованных элементов.
5. Совершенствование хореографической подготовленности — повышение качества исполнения всех танцевальных форм в усложняющихся соединениях.
6. Совершенствование музыкально-двигательной подготовленности, поиск индивидуального стиля, развитие творческих способностей.
7. Совершенствование базовой психологической подготовки, приобретение опыта формирования состояния боевой готовности к соревнованиям, самонастройки, саморегуляции, сосредоточения и мобилизации.
8. Углубленная теоретическая и тактическая подготовка.
9. Активная соревновательная практика с включением модельных тренировок и контрольно-подготовительных соревнований (до 10-12 соревнований в год).
4. ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ
ПО ГОДИЧНЫМ ЦИКЛАМ
Объективной основой периодизации тренировки являются закономерности развития спортивной формы.
Спортивная форма — это оптимальная готовность к достижению спортивного результата. Она отражает высшую степень развития тренированности гимнастки на определенном уровне мастерства: высокую функциональную готовность и благоприятный психологический фон.
Развитие спортивной формы происходит по фазам:
становления, стабилизации и временной утраты. Это находит свое отражение в делении годичного цикла на три периода: подготовительный, соревновательный и переходный. Периодизация тренировки тесно связана с календарем спортивных соревнований: основные соревнования должны проводиться в соревновательном периоде, а контрольные и учебно-тренировочные - в подготовительном.
Кроме типового годичного цикла имеются еще полугодичные (сдвоенные) циклы и циклы со сложной структурой соревновательного периода. Для художественной гимнастики наиболее характерен типовой годичный цикл со сложной структурой соревновательного периода, в котором соревновательные мезоциклы чередуются с промежуточными.
На общеподготовительном этапе выделяют втягивающий и базовый мезоциклы.
Во втягивающем мезоцикле содержание тренировки должно быть направлено на создание предпосылок для дальнейшей тренировочной работы.
В базовых мезоциклах содержание тренировки должно быть направлено на повышение функциональных возможностей организма, освоение нового и совершенствование известного учебного материала.
На специально-подготовительном этапе контрольные мезоциклы чередуются со шлифовочными.
Контрольные мезоциклы отличаются тем, что в них тренировочная работа сочетается с участием в контрольно-тренировочных соревнованиях: первенствах школы, ведомства, матчевых встречах.
Шлифовочные мезоциклы направлены на дальнейшее совершенствование подготовленности спортсменов с учетом недостатков, выявленных в контрольных соревнованиях.
Соревновательный мезоцикл включает подготовку к соревнованиям, участие в соревнованиях и восстановление. Он состоит из втягивающего, ударного, настраивающего, соревновательного и разгрузочного микроциклов.
Промежуточные мезоциклы предусматриваются между соревновательными и строятся по типу шлифовочных.
5. ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУППАХ (ТГ)
№ | Основные средства | 8 лет | 9-10 лет | 11-12 лет |
I | Базовая техническая подготовка Упражнения на овладение навыком правильной осанки и походки Упражнения для правильной постановки ног и рук Маховые упражнения Круговые упражнения Пружинящие упражнения Упражнения в равновесия Акробатические упражнения | + + + + + + | + + + + + | + + + + + |
II | Специальная техническая подготовка 1.Виды шагов: на полупальцах, мягкий, высокий, острый, скрестный, приставной, галопа, вальса, скользящий, польки. 2.Виды бега: на полупальцах, высокий, пружинящий. 3.Наклоны: а) стоя; вперед, в стороны (на двух ногах), в стороны (на одной ноге), назад (на двух ногах), назад (на одной ноге), б) на коленях: вперед, в стороны, назад. 4.Подскоки и прыжки: а) с двух ног с места: выпрямившись, выпрямившись с поворотом от 45 до 360, из приседа, разножка (продольная, поперечная), прогнувшись, боковой с согнутыми | + + + + + + | + + + + + | + + + + + |
| б) с двух ног после наскока: прыжок со сменой ног в III позиции после приседа, олень, кольцом в) толчком одной с места, с разбега: закрытый, открытый, подбивной, шагом; касаясь, кольцом, шагом прогнувшись | + + + | + + + | + + + |
| г) прыжки с поворотом тела на 180-360 гр. | | + | + |
| 5. Упражнения в равновесии: стойка на носках, равновесие в полуприседе равновесие в стойке на левой, на правой переднее равновесие заднее равновесие боковое равновесие равновесия на коленях | + + + + | + + + + + | + + + + + |
| 6. Волны: -волны руками вертикальные и горизонтальные: -одновременные и последовательные волны: боковая волна боковой целостный взмах волна вперед-назад | + + + + | + + + + | + + + |
| 7. Вращения (повороты): переступанием скрестные одноименные от 180 разноименные от 180 | + + + | + + | + + |
| 8. Акробатические элементы: -Стойки на лопатках, на груди, на руках -кувырок назад, кувырок боком -перевороты вперед, назад, боком | + + | + + + | + + |
| 9. Упражнения со скакалкой -вращения, махи, круги, покачивания -вращения скакалки с проходом (вперед, назад, скрестно, с поворотом) -броски и ловли -манипуляции, мельницы, отбивы | + + + | + + + + | + + + + |
| 10. Упражнения с обручем -махи, круги, покачивания, вращения -перекаты по полу, телу -броски и ловли -вертушки одной/двумя руками -передачи в различных положениях | + + + + | + + + + | + + + + |
| 11. Упражнения с мячом махи, круги различные передачи, в разных положениях отбивы (разными частями тела) перекаты по полу, телу броски и ловли | + + + + | + + + + | + + + + |
| 12. Упражнения с булавами -махи, круги, покачивания, постукивания -малые, средние вращения -мельницы и улиты, ассиметричные движения -броски и ловли | + + | + + + + | + + + + |
| 13. Упражнения с лентой махи, круги, восьмерки змейки спирали передачи броски, ловли, эшапе | | + + + + | + + + + + |
III | Специальные средства 1. Музыкально-двигательное обучение воспроизведение и характер музыки через движение распознавание основных музыкально-двигательных средств музыкальные игры музыкально-двигательные задания танцы классический экзерсис | + + + + + | + + + + + | + + + + + |
6. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
6.1 учебный план по теоретической подготовке :
Содержание занятия | Группы УТ |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Физическая культура и спорт в России, Ростовской области | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
История развития и современное состояние художественной гимнастики | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Строение и функции организма человека | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Общая и специальная физическая подготовка | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Основы техники и методика обучения упражнениям художеств. гимнастики | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Методика проведения тренировочных занятий | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 |
Основы музыкальной грамоты | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 |
Основы композиции и методика составления произвольных комбинаций | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 |
Периодизация спортивной тренировки, особенности тренировки на разных этапах | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 |
Планирование и учет в тренировочном процессе | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 |
Режим, питание и гигиена гимнасток | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 |
Травмы и заболевания, меры профилактики, первая помощь | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Всего: | 12 | 12 | 18 | 18 | 18 |
6.2. Теоретический материал
1. Физическая культура и спорт в России, Алтайского края
Понятие о физической культуре и спорте, их роль и значение в общем развитии и культуре человека. Классификация средств физического воспитания и видов спорта. Место художественной гимнастики в общей системе средств физического воспитания.
Единая всесоюзная спортивная классификация. Разрядные нормативы и требования по художественной гимнастике.
2. История развития и современное состояние художественной гимнастики
Истоки художественной гимнастики. История развития в СССР, России и на международной арене. Анализ результатов крупнейших всероссийских и международных соревнований. Достижения российских и карельских гимнасток. Задачи, тенденции и перспективы развития художественной гимнастики.
3. Строение и функции организма человека
Краткие сведения об опорно-мышечном аппарате (кости, суставы, мышцы), строение и функции внутренних органов, органов дыхания и кровообращения, органов пищеварения и нервной системы.
Влияние физических упражнений на развитие и состояние различных органов и систем организма.
4. Общая и специальная физическая подготовка
Понятие об общей и специальной физической подготовке. Методика развития двигательных качеств: ловкости, гибкости, быстроты, прыгучести, силы, выносливости и равновесия.
Правила построения и проведения комплексов по общей и специальной физической подготовке.
5. Основы техники и методика обучения упражнениям художественной гимнастики
Принципы, этапы и методы обучения. Ошибки, их предупреждение и исправление.
Основы техники, типичные ошибки и методика обучения упражнениям без предмета: волнам и взмахам, равновесиям, наклонам, поворотам, прыжкам, полуакробатическим элементам.
Основы техники, типичные ошибки и методика обучения упражнениям с предметами: броскам, отбивам, ловле, перекатам, вращениям, вертушкам, мельницам, спиралям.
6. Методика проведения учебно-тренировочных занятий
Общая характеристика задач учебно-тренировочных занятий. Структура занятия. Назначение, содержание, построение и методика проведения подготовительной, основной и заключительной частей тренировки. Понятие: об объеме и интенсивности тренировочных нагрузок. Факторы, обусловливающие эффект тренировки. Планирование тренировки.
7. Основы музыкальной грамоты
Значение музыки в художественной гимнастике. Понятие о содержании и характере музыки. Программная, внепрограммная музыка. Свойства музыкального звука: Метр, такт, размер. Ритм и мелодия музыки. Темп, музыкальная динамика, регистровая окраска. Форма и фразировка.
История музыки и музыкальная литература. Жизнь и. творчество композиторов-классиков. Прослушивание и обсуждение музыкальных иллюстраций.
8. Основы композиции и методика составления «произвольных комбинаций»
Понятие о содержании, композиции и исполнении произвольных комбинаций, требования к ним, компоненты оценки. Этапы и методика составления произвольных комбинаций. Способы создания новых элементов.
9. Периодизация и особенности тренировки на разных этапах подготовки
Понятие о спортивной форме и этапах ее становления. Календарь спортивных соревнований и деление годичного цикла подготовки на периоды, этапы, мезо- и микроциклы. Краткая характеристика соревнования, объема и интенсивности тренировочных нагрузок на обще-подготовительном и специально-подготовительном этапах подготовительного периода тренировки. Особенности тренировки в соревновательном периоде. Задачи и содержание тренировочной работы в переходном периоде.
10. Планирование, учет и контроль в тренировочном процессе
Значение и роль планирования, учета и контроля в управлении тренировочным процессом. Виды планирования: перспективное, текущее и оперативное. Содержание и документы планирования. Виды учета и контроля: поэтапный, текущий и оперативный. Содержание и документы учета и контроля.
Дневник гимнастки, его значение в общем процессе управления.
11. Режим, питание и гигиена гимнасток
Понятие о режиме, его значение в жизнедеятельности человека. Рекомендации к режиму дня гимнасток.
Питание, его значение в сохранении и укреплении здоровья. Понятие об обмене веществ, калорийности и усвоении пищи, энергозатраты при физических нагрузках. Рекомендации по питанию гимнасток.
Понятие о гигиене труда, отдыха и занятий спортом. Личная гигиена. Гигиена одежды и обуви. Гигиена жилища, места учебы и занятий спортом.
12. Травмы и заболевания. Меры профилактики, первая помощь
Понятие о травмах. Краткая характеристика травм: ушибы, растяжения, разрывы связок, мышц и сухожилий, вывихи, переломы, кровотечения. Причины травм и их профилактика. Оказание первой доврачебной помощи.
Понятие о здоровье и болезни. Наиболее общие причины заболеваний, меры профилактики. Закаливание как одна из действенных мер профилактики заболеваний. Средства закаливания и методика их применения.
7. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
В основе психологической подготовки лежат, с одной стороны, психологические особенности вида спорта, с другой — психологические особенности спортсмена. Чем больше соответствия между тем и другим, тем скорее можно ожидать от гимнастки высоких результатов.
В психологической подготовке можно выделить:
— базовую психологическую подготовку;
— психологическую подготовку к тренировкам (тренировочную);
— психологическую подготовку к соревнованиям (соревновательную, которая, в свою очередь, подразделяется на предсоревновательную, соревновательную и постсоревновательную) .
Базовая психологическая подготовка включает:
— развитие важных психических функций и качеств — внимания, представлений, ощущений, мышления, памяти, воображения;
— развитие профессионально важных способностей — координации, музыкальности, эмоциональности, а также способностей к самоанализу, самокритичности, требовательности к себе;
— формирование значимых морально-нравственных и волевых качеств — любви к виду спорта, целеустремленности, инициативности;
— психологическое образование—формирование системы специальных знаний о психике человека, психических состояниях, методах формирования нужного состояния и способах преодоления неблагоприятных состояний;
— формирование умений регулировать психическое состояние, сосредоточиваться перед выступлением, мобилизовывать силы во время выступления, противостоять неблагоприятным воздействиям.
Успех соревновательной деятельности в значительной степени зависит от качества предшествующего тренировочного процесса. Поэтому прежде чем готовить гимнастку к стрессовым ситуациям соревнований, надо подготовить ее к трудной, порой монотонной и продолжительной работе.
Психологическая подготовка к тренировкам предусматривает решение двух основных задач:
1) формирование значимых мотивов напряженной тренировочной работы;
2) формирование благоприятных отношений к спортивному режиму, тренировочным нагрузкам и требованиям.
Психологическая подготовка к соревнованиям начинается задолго до соревнований, опирается на базовую подготовку и должна решать следующие задачи:
— формирование значимых мотивов соревновательной деятельности;
— овладение методикой формирования состояний боевой готовности к соревнованиям, уверенности в себе, своих силах;
— разработку индивидуального комплекса настраивающих и мобилизующих мероприятий;
— совершенствование методики саморегуляции психических состояний;
— формирование эмоциональной устойчивости к соревновательному стрессу;
— отработку индивидуальной системы психорегулирующих мероприятий;
— сохранение нервно-психической свежести, профилактику перенапряжений
Ввиду объемности задач психологической подготовки целесообразно специально планировать их решение, опираясь на общепринятое деление годичного цикла на периоды, этапы и мезоциклы.
8. ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Успешное решение задач, стоящих перед спортивной школой в процессе подготовки юных спортсменов, невозможно без системы специальных средств и условий восстановления. Вопросы восстановления решаются в ходе отдельных тренировочных занятий, соревнований, в интервалах между занятиями и соревнованиями, на отдельных этапах годичного цикла подготовки.
Система профилактико-восстановительных мероприятий носит комплексный характер и включает в себя средства психолого-педагогического и медико-биологического воздействия.
Педагогические средства восстановления:
1. Рациональное распределение нагрузок в макро-, мезо- и микроциклах.
2. Создание четкого ритма и режима учебно-тренировочного процесса.
3. Рациональное построение учебно-тренировочных занятий.
4. Использование разнообразных средств и методов тренировки, в том числе и нетрадиционных.
5. Соблюдение рациональной последовательности упражнений, чередование нагрузок по направленности.
6. Индивидуализация учебно-тренировочного процесса.
7. Адекватные интервалы отдыха.
8. Упражнения для активного отдыха, на расслабление и восстановление дыхания.
9. Корригирующие упражнения для позвоночника и стопы.
10. Дни профилактического отдыха.
Психологические средства восстановления:
1. Организация внешних условий и факторов тренировки.
2. Создание положительного эмоционального фона . тренировки.
3. Формирование значимых мотивов и благоприятных отношений к тренировкам.
4. Переключение внимания, мыслей, самоуспокоение, самоободрение, самоприказы.
5. Идеомоторная тренировка.
6. Психорегулирующая тренировка.
7. Отвлекающие мероприятия: чтение книг, слушание музыки, экскурсии, посещение музеев, выставок, театров.
Гигиенические средства восстановления:
1. Рациональный режим дня.
2. Ночной сон не менее 8-9 часов в сутки, дневной сон (1 час) в период интенсивной подготовки к соревнованиям.
3. Тренировки преимущественно в благоприятное время суток: после 8 и до 20 часов. Тренировки в неблагоприятное время суток с целью волевой подготовки допустимы и целесообразны в подготовительном периоде.
4. Сбалансированное 3-4-х разовое рациональное питание по схеме: завтрак—20-25%, обед—40-45%, полдник— 10 %, ужин—20-30 % суточного рациона.
5. Использование специализированного питания: витамины, питательные смеси, соки, спортивные напитки во время приема пищи, до и во время тренировки.
6. Гигиенические процедуры.
7. Удобная одежда и обувь.
Физиотерапевтические средства восстановления:
1. Душ: теплый (успокаивающий), контрастный и вибрационный (возбуждающий).
2. Ванны: хвойная, жемчужная, солевая.
3. Бани 1-2 раза в неделю, парная или суховоздушная: при температуре 80-90°, 2-3 «захода» по 5-7 мин. не позднее, чем за 5 дней до соревнований.
4. Массаж: ручной, вибрационный, точечный, сегментарный, гидро (особенно эффективен в сочетании с гидропроцедурами).
5. Спортивные растирки.
6. Аэронизация, кислородотерапия, баротерапия.
7. Электросветотерапия —динамические токи, ультрафиолетовое облучение.
И другие средства, рекомендованные врачом.
Схема организации восстановительных мероприятий
при подготовке к соревнованиям
Время применения | Мероприятия |
Перед тренировками | Массаж или самомассаж Поливитамины Спортивный напиток (или шиповник) Установка на тренировку, положительный эмоциональный фон Самонастройка |
Во время тренировок | Рациональное построение тренировки, адекватные интервалы отдыха Разнообразие средств и методов Упражнения на коррекцию и расслабление Самоободрение, самоприказы, самоуспокоение, Идеомоторная тренировка Питательные смеси, соки, спорт. напитки |
После тренировок | Водные процедуры: теплый, контрастный или вибрационный душ, после 2-ой тренировки спокойный успокаивающий душ. Легкий успокаивающий массаж, самомассаж или растирание болезненных участков Тематические беседы или теоретические занятия (заполнение карточек, изучение правил, заполнение спортивного дневника) Сбалансированное питание Пассивный отдых: Дневной сон (1 - 1,5 часа), ночной сон (7 - 9 часов) Отвлекающие мероприятия: прогулки, чтение и т.д. |
1 раз в неделю | 1. Сауна или баня 2. Свободное плавание в бассейне 3. Интересные развлекающие мероприятия (положительные эмоции) 4. День профилактического отдыха |
9. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Цель воспитательной работы—формирование личности гимнастки как гражданина и как целеустремленной спортсменки, преданной своему любимому виду спорта. Задачи, решаемые в процессе воспитательной деятельности тренера: воспитание стойкого интереса и целеустремленности в художественной гимнастике, настойчивости, трудолюбия, чувства прекрасного; формирование здоровых интересов и потребностей; привитие необходимых гигиенических навыков, дисциплинированности.
Воспитательная работа проводится в соответствии с планом, утвержденным директором школы, в процессе учебно-тренировочных занятий, соревнований, оздоровительно-туристских мероприятий, учебы в школе, а также ь свободное от занятий время.
Нравственное воспитание включает в себя формирование коллективизма, дружбы и товарищества, достоинства и чести, чувства долга и ответственности, дисциплинированности, скромности и требовательности к себе, культуры поведения.
Трудовое воспитание направлено на формирование трудолюбия, в том числе спортивного, стремления добиваться высокого качества труда, творческой активности и самостоятельности.
Эстетическое воспитание служит гармоническому развитию личности, тонко чувствующей прекрасное в жизни и спорте
Воспитательные средства:
— личный пример и педагогическое мастерство тренера;
— высокая организация учебно-тренировочного процесса;
— атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;
— дружный коллектив;
— бережное и вдумчивое отношение к традициям;
— система морального стимулирования;
— наставничество опытных спортсменов. Основные воспитательные мероприятия:
— торжественный прием вновь поступающих;
— проводы выпускников;
— просмотр (в том числе и телевизионный) соревнований и их обсуждение;
— соревновательная деятельность учащихся и ее анализ;
— регулярное подведение итогов учебной и спортивной деятельности учащихся;
— проведение тематических праздников;
— встречи со знаменитыми спортсменами;
— экскурсии, культпоходы в театр, музеи, на выставки;
— тематические диспуты и беседы;
— оформление стендов.
10. ИНСТРУКТОРСКАЯ И СУДЕЙСКАЯ ПРАКТИКА
В течение всего периода обучения тренер готовит себе помощников, привлекая гимнасток старших разрядов к организации занятий с младшими девочками. Перед гимнастками старших разрядов ставятся при этом следующие требования:
1. Уметь самостоятельно проводить разминку, занятие по ОФП, обучать технике упражнений, проводить урок с группами начальной подготовки и учебно-тренировочными группами.
2. Уметь подбирать элементы, музыкальное сопровождение и составлять произвольные комбинации для младших гимнасток.
3. Знать правила соревнований, систематически 4-6 раз в год привлекаться к судейству, уметь организовать и провести внутришкольные соревнования.
4. Получить звание «Инструктор-общественник», «судья по спорту».
На этапе углубленной специализированной подготовки необходимо организовать специальный семинар по подготовке общественных тренеров и судей. В конце семинара сдается зачет или экзамен по теории и практике, который оформляется протоколом, где каждому выставляются оценки по теории, практике и итоговая оценка. Присвоение звания «судья по спорту» или «Юный инструктор по спорту» производится приказом или распоряжением по ДЮСШ.
11. ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ
В задачи медицинского обеспечения входят: диагностика спортивной пригодности ребенка к занятиям художественной гимнастикой, оценка его перспективности, функционального состояния; контроль переносимости нагрузок в занятии; оценка адекватности средств и методов в процессе УТС (учебно-тренировочных сборов); санитарно - гигиенический контроль за местами занятий и условиями проживания гимнасток; профилактика травм и заболеваний; оказание первой доврачебной помощи; организация лечения спортсменок в случае необходимости.
С этой целью проводятся начальное обследование, углубленное и этапное обследования, врачебно-педагогические наблюдения в процессе
учебно-тренировочных занятий.
Все перечисленное выполняет врач ВФД
В его обязанности входит: организация диспансерного наблюдения и врачебного контроля за юными гимнастками, проведение профилактических, и лечебных мероприятий; текущий санитарный надзор за местами спортивных занятий; проведение с юными гимнастками бесед по гигиене, закаливанию, самоконтролю, специальному питанию, средствам и методам восстановления, профилактике травматизма.
Все поступающие в ДЮСШ дети представляют справку от врача поликлиники о допуске к занятиям. В дальнейшем дети находятся под наблюдением врачебно-физкультурного диспансера. Два раза в год все спортсменки должны пройти углубленное обследование, а каждые три месяца — повторные. Кроме этого, повторные этапные обследования (ЭО) проводятся до начала и в конце УТС и перед соревнованиями. Особого внимания требуют гимнастки, перенесшие травмы и заболевания.
12. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
12.1. Комплексное тестирование
В целях объективного определения перспективности гимнасток и своевременного выявления недостатков в их подготовке целесообразно регулярно (1-2 раза в год) проводить комплексное обследование (тестирование) гимнасток.
Программа комплексного обследования должна включать оценку всех видов подготовки. Ввиду объемности обследования целесообразно его проводить в течение нескольких дней. Например:
1-й день: 1) оценка морфотипических (внешних) данных;
2-й день: 1) оценка хореографической подготовленности;
2) оценка технической подготовленности;.
3-й день: 1) оценка композиционно-исполнительской подготовленности;
2) оценка функциональной подготовленности.
Проводить комплексное обследование можно на всех уровнях: начиная с учебных групп, далее — на уровне СДЮСШОР, города, края, республики, страны, делегируя лучших на все более высокий уровень обследования.
В процессе обследования все гимнастки должны находиться в равных условиях: иметь возможность размяться, начинать по жребию, при необходимости получить дополнительную попытку.
Осуществлять оценку должны наиболее квалифицированные, опытные и, что очень важно, объективные специалисты.
Для сопоставимости результатов целесообразно использовать единую 10-балльную систему оценки для всех видов подготовки и для каждого конкретного норматива.
IV. Система контроля и зачётные требования
13. Аттестация учащихся
Проводится на каждом этапе спортивной подготовки
Сдача контрольно-переводных тестов по общей, специальной физической подготовке (см. приложение).
Выполнение спортивных разрядов Единой Всероссийской спортивной классификации (ЕВСК).
Присвоение звания «судья по спорту» или «Юный инструктор по спорту» производится приказом или распоряжением по СДЮСШОР при выполнении ряда требований (подробно в разделе Инструкторская и судейская практика).
Приложение № 1
Качество | Норматив | Оценка |
Гибкость: подвижность тазобедренных суставов | Шпагат с опоры высотой 40 см с наклоном назад 1 - с правой ноги 2 - с левой ноги | "5" - плотное касание пола правым и левым бедром, захват двумя руками "4" - 1-5 см от пола до бедра "3" - 6-10 см от пола до бедра "2" - захват только одноименной рукой "1" - без наклона назад |
Гибкость: подвижность тазобедренных суставов | Поперечный шпагат | "5" - выполнение шпагата по одной прямой "4" - с небольшим заворотом стоп вовнутрь "3" - до 10 см от линии до паха "2" - 10-15 см от линии до паха "1" - 10-15 см от линии до паха с заворотом стоп вовнутрь |
Гибкость: подвижность позвоночного столба | "Мост" на коленях И.П. - стойка на коленях 1 - прогнуться назад с захватом руками за пятки 2-3 - фиксация положения 4 - И.П. | "5" - плотная складка, локти прямые колени вместе "4" - недостаточная складка в наклоне, согнутые руки "3" - недостаточная складка в наклоне, согнутые руки, колени врозь "2" - наклон назад, руками до пола "1" - наклон назад, руками до пола, колени врозь |
Гибкость: подвижность позвоночного столба | "Мост" И.П. - основная стойка 1 - наклон назад с одноименным захватом руками голени 2-7 - фиксация положения 8 - И.П. | "5" - мост с захватом руками за голень, плотная складка "4" - мост с захватом "3" - мост вплотную, руки к пяткам "2" - 2-6 см от рук до стоп "1" - 7-12 см от рук до стоп |
Силовые способности: сила мышц пресса | Из И.П. лежа на спине, ноги вверх 1 - сед углом, ноги в поперечный шпагат 2 - И.П. | Оценивается амплитуда, темп при обязательном вертикальном положении спины при выполнении складки Выполнение за 10 секунд "5" - 10 раз "4" - 9 раз "3" - 8 раз "2" - 7 раз "1" - 6 раз |
Силовые способности: сила мышц спины | Из И.П. лежа на животе 1 - прогнуться назад, руки на ширине плеч 2 - И.П. | Выполнить 10 раз "5" - до касания ног, стопы вместе "4" - руки параллельно полу "3" - руки дальше вертикали "2" - руки точно вверх "1" - руки чуть ниже вертикали |
Скоростно- силовые способности | Прыжки с двойным вращением скакалки вперед | "5" - 20 раз за 10 секунд "4" - 19 раз "3" - 18 раз "2" - 17 раз "1" - 16 раз |
Координационные способности: статическое равновесие | Равновесие "захват" И.П. - стойка, руки в стороны Махом правой назад, захват разноименной рукой, стойка на левой - полупалец. Тоже упражнение с другой ноги | Выполняется на полупальце с максимальной амплитудой "5" - 8 секунд "4" - 7 секунд "3" - 6 секунд "2" - 5 секунд "1" - 4 секунды |
Координационные способности: статическое равновесие | Равновесие в шпагат вперед, в сторону, назад Выполняется с правой и левой ноги. Фиксация равновесия - 5 секунд | "5" - "рабочая" нога выше головы "4" - стопа на уровне плеча "3" - нога на уровне 90° "2" - нога на уровне 90°, разворот бедер, завернутая опорная нога |
Сокращение, содержащееся в таблице: "И.П." - исходное положение.
Средний балл:
5,0-4,5 - высокий уровень специальной физической подготовки;
4,4-4,0 - выше среднего;
3,9-3,5 - средний уровень специальной физической подготовки;
3,4-3,0 - ниже среднего;
2,9 и ниже - низкий уровень специальной физической подготовки.
V.ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.Учебная программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства Художественная гимнастика. Киев: РНМК Мин-ва по делам молодежи и спорту УССР, 1991.
2.Т.Т.Варакина. Художественная гимнастика. М.: Просвещение, 1982.
3.М.И.Станкеев. психолого-педагогические основы физического воспитания. М.: Просвещение, 1987.
4.В.С. Грехнев. Культура педагогического общения. М.: Просвещение, 1990.
5.Ю.Ф. Буйлин, З.И. Знаменская. Теоретическая подготовка юных спортсменов. Пособие для тренеров-преподавателей ДЮСШ. М., 1991.
VI.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Материально-техническая база и инфраструктура
- наличие тренировочного спортивного зала;
- наличие хореографического зала;
- наличие раздевалок, душевых;
- обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимым для прохождения спортивной подготовки.
Оборудование и спортивный инвентарь N п/п | Наименование | Единица измерения | Количество изделий |
| Ковровое покрытие в зал | штук | 1 |
| Мяч для художественной гимнастики | штук | 10 |
| Обруч гимнастический | штук | 18 |
| Скакалка гимнастическая | штук | 18 |
| Зеркало | штук | 1 |
| Игла для накачивания спортивных мячей | штук | 3 |
| Мат гимнастический | штук | 10 |
| Пылесос бытовой | штук | 1 |
| Станок хореографический | комплект | 1 |
| Скамейка гимнастическая | штук | 5 |
| Стенка гимнастическая | штук | 18 |
| Магнитофон или музыкальный диск (на одного тренера) | штук | 1 |
| Рулетка 20 м металлическая | штук | 1 |