Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№4»
городского округа Ступино Московской области
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _________ Ложкин А.А. «___» ________ 2021 г. | | утверждаю Директор МБОУ «СОШ №4» ____________Е.Г. Рубан «___» ________ 2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по коррекционно-развивающему курсу
«Дефектологические занятия»
5-9 класс
на 2021-2022 учебный год
Составитель: учитель-дефектолог
Парамонова Екатерина Александровна
2021
Пояснительная записка
Дефектологическая программа составлена для учащихся 5-9 классов с ограниченными возможностями здоровья для детей с ЗПР (вариант 7.1). Разработка имеет обучающую, образовательную и социальную направленность.
В настоящее время возросло число учеников, которые в силу своих индивидуальных психологических особенностей развития не могут освоить основную общеобразовательную программу по основным предметам.
Коррекционно-развивающие занятия особенно актуальны, т. к. дают дополнительную возможность коррекции знаний, умений и навыков. В соответствии с требованиями федерального государственного стандарта среднего общего образования появляются новые программы, учебники, новые подходы в обучении. Детям, имеющим особенности в развитии, к сожалению, невозможно соответствовать высоким качественным стандартам. Однако, образовательная среда — необходимое условие для качественного и поступательного развития личности каждого ученика, если учебный процесс и содержание образования соответствует его индивидуальным возможностям.
Представленная программа сопутствует этому направлению.
Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания и обучения: научность, системность, доступность, концентричность изложения материала, повторяемость, единство требований к построению системы воспитания и обучения детей с ОВЗ.
При разработке программы учитывались современные тенденции образования, нашедшие отражение в комплексных программах «Педагогическая коррекция и социальное развитие детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья».
Методической основой коррекционно-развивающего обучения является личностно-центрированный подход к организации деятельности ребенка со взрослым и со сверстниками.
В программе предоставлены коррекционные занятия, которые направлены на компенсацию недостатков развития детей, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности, повышение самооценки, работоспособности, активной познавательной деятельности.
Данная программа составлена на основании рекомендаций ПМПК, АООП для детей с задержкой психического развития.
Цель программы—коррекция познавательной сферы учащихся, направленная на подготовку к усвоению ими учебного материала.
Задачи программы:
Обеспечение оптимальных условий для развития личности учащегося путем создания: климата психологического комфорта и эмоционального благополучия; развивающей среды, предусматривающей широкий выбор разнообразных форм деятельности, среди которых ученик может отыскать наиболее близкие его способностям и задаткам ситуации достижения успеха во внеучебной деятельности; определение особенностей организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребенка; разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов.
Субъектно-ориентированная организация совместной деятельности учащегося и взрослого:
опора на личный опыт ученика; обеспечение близкой и понятной цели деятельности; индивидуальный подход к ребенку, как на индивидуальных, так и на групповых занятиях; использование различных видов помощи (стимулирующей, организующей и обучающей); организация
взаимодействия со сверстниками.
Проведение коррекционно-развивающей работы в рамках ведущей деятельности:
стимуляция познавательной активности как средство формирования устойчивой познавательной мотивации к учебной деятельности;
коррекция и развитие познавательных процессов, учащихся (восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления);
расширение словарного запаса учащихся при ознакомлении с миром вещей, явлений, их свойствами и качествами; развитие связной речи;
формирование произвольной деятельности и развитие эмоционально-волевой сферы;
формирование сенсомоторных координаций, формирование и развитие пространственной ориентировки; обучение приемам планирования деятельности, контроля и самоконтроля, целенаправленности деятельности;
формирование функциональной грамотности;
использование игровых приемов, элементов соревнования, дидактических игр на всех этапах деятельности учащегося;
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья.
В ряду условий, обеспечивающих успешное осуществление этих задач, следует назвать совершенствование процесса обучения на занятиях и во время самостоятельной деятельности ребенка; постоянный поиск педагогом новых приемов, позволяющих учащимся с интересом и качественно усваивать программный материал. Результаты подобного поиска в области развития учащихся 5-9 классов обобщены в данной программе.
Коррекционно развивающая работа с учащимися представляет собой организацию целостной осмысленной деятельности ученика и учителя, проводимой в соответствии с определенными научно-обоснованными принципами:
принцип соблюдения интересов ребенка — педагог работает с максимальной пользой и в интересах ученика;
принцип системности обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений учеников с разными возможностями здоровья, нарушением интеллекта, а также многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ученика, участие в данном процессе всех участников образовательного процесса;
принцип Деятельного подхода предусматривает формирование различных функций в процессе организации совместной деятельности;
принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка; принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов.
Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов учреждения и родителей учащихся. Совместная работа учителя- дефектолога и других педагогов является залогом успеха коррекционной работы. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей.
принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями учащихся с ЗПР.
комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса; принцип доступности обучения предполагает построение обучения учеников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.
принцип наглядности и занимательности обучения; принцип последовательности: каждое последующее занятие включает в себя задачи предыдущего, уточняя, конкретизируя, систематизируя и углубляя знания, умения и навыки, приобретенные детьми.
Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Концентрированное изучения материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами. Коррекционная работа строится так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.
Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающего курса
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работатьиндивидуально и в группе:находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Результаты освоения коррекционно – развивающего курса:
умение делать обобщения и умозаключения самостоятельно;
умение классифицировать предметы по их существенным признакам самостоятельно;
умение устранять логические ошибки;
умение хранить в памяти и использовать полученные инструкции.
Содержание коррекционно-развивающего курса
Весь курс занятий состоит из двух разделов:
диагностика детей:комплектование групп для коррекционных занятий, входная промежуточная, итоговая диагностика (10 часов);
развиваем способности (58 час).
Раздел 1. Сенсомоторное развитие
развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов;
развитие слухового восприятия и слухового внимания;
развитие тактильных ощущений;
развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ;
развитие тонкости и целенаправленности движений;
развитие кинестетических основ движения;
развитие межполушарного взаимодействия;
формирование способности выделять признаки предметов.
Раздел 2. Формирование пространственных представлений
формирование умения ориентировки в схеме собственного тела;
формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (класса);
формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);
развитие пространственного праксиса;
развитие навыка дифференциации пространственно схоже расположенных объектов.
Раздел 3. . Развитие мнестических процессов
тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;
произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;
развитие тактильной и кинестетической памяти.
Раздел 4. Развитие внимания
развитие зрительного внимания;
развитие произвольного внимания;
развитие устойчивости, концентрации, повышение объема, переключение внимания,
развитие самоконтроля;
развитие слухового внимания.
Раздел 5. Развитие памяти
расширение объема, устойчивости,
формирование приемов запоминания,
развитие смысловой памяти
развитие слуховой памяти;
развитие кратковременной памяти;
развитие зрительной памяти;
развитие точности зрительной памяти;
развитие непроизвольной (образной) памяти;
развитие ассоциативной памяти;
развитие наблюдательности;
развитие кратковременной и долговременной памяти;
развитие двигательной памяти;
развитие моторно-слуховой памяти;
развитие тактильной памяти.
Раздел 6. Развитие восприятия
пространственного, слухового восприятия;
сенсомоторной координации;
развитие целостности восприятия, формирование умения классифицировать, включать части в целое, концентрировать внимание;
развитие восприятия геометрических фигур.
Раздел 7. Развитие воображения
развитие зрительного воображения;
развитие вербального (словесного) воображения;
развитие творческих способностей;
развитие пространственного воображения;
развитие образного (воссоздающего) воображения.
Раздел 8. Интеллектуальное развитие
развитие мыслительных процессов: обобщения, выделения существенных признаков;
развитие скорости мышления;
развитие образно-логического мышления;
развитие словесно-логического мышления;
развитие умения устанавливать причинно-следственные связи;
развитие образного мышления, геометрических представлений, конструктивных пространственных способностей практического плана;
развитие понятийного мышления;
развитие наглядно-действенного мышления;
коррекция мыслительных операций;
развитие способности классифицировать явления по их признакам.
Раздел 9. Развитие связной речи
составление рассказа по картинке, серии картинок;
развитие диалогической речи;
развитие монологической речи;
развитие языкового анализа и синтеза на уровне текста.
Раздел 10. Формирование элементарных математических представлений
формирование представления о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
развитие практически значимых математических умений и навыков, их применение к решению математических и нематематических задач, предполагающее умения согласно с АООП по математике.
Перечисленные направления работы не являются этапами коррекционных занятий, на каждом занятии используются игры и упражнения разных направлений (от 4 до 6 направлений).
Количество часов по направлениям может меняться в зависимости от возможностей ребёнка, и его потребности в коррекционном воздействии.
Календарно-тематическое планирование
5 класс
№ | Тема | Примечание |
Входная диагностика познавательных процессов |
| Исследование восприятия пространства, времени, цвета, формы | |
| Исследование устойчивости внимания. | |
| Исследование зрительной, слуховой, логической памяти | |
| Исследование опосредованного запоминания: методика пиктограмм. | |
Раздел 1. Развитие сенсорной моторики. Развитие мелкой и крупной моторики. |
| Развитие сенсорной моторики (Расслабление с фиксацией на дыхание. Дыхательная гимнастика, расслабление по контрасту с напряжением. (Упражнение «Расслабление и напряжение»). | |
| Развитие мелкой моторики (развитие пластичности и выразительности движений пальцев рук: методика «Составить и вырезать»). | |
| Развитие крупной моторики (Отображение эмоциональных состояний с помощью мимики, жестов, прикосновений, движений тела. (Упражнения «Радость», «Печаль», гимнастика для глаз.) | |
| Развитие тонких тактильных ощущений (Упражнение «Узнай предмет на ощупь»). | |
Раздел 2. Развитие восприятия (пространственного, слухового, зрительного). Формирование пространственных представлений |
| Продолжение развития восприятие пространства и формирование пространственных представлений. («Измеряем на глазок», «Что за картинка», «Определи размер на ощупь»). | |
| Продолжение развития восприятие пространства и формирование пространственных представлений. («Измеряем на глазок», «Что за картинка», «Определи размер на ощупь»). | |
| Развитие восприятия времени. (Упражнения «Кто старше?», «Назови месяц дальше», заучивание скороговорок). | |
| Развитие восприятия формы и цвета, величины и веса (упражнения «Какой цвет пропал?», «Построй башню», методики «Вес предмета», «Кто больше весит?»). | |
| Развитие целостности восприятия (упражнение «Назови предмет»). | |
| Развитие восприятия геометрических фигур (упражнения «Соедини», «Угадай», «Окошки»). | |
Раздел 3. Развитие внимания (устойчивости, переключения, распределения, наблюдательности, концентрации, развитие зрительного и произвольного внимания). |
| Развитие устойчивости и переключения внимания: задания «Будь внимателен!», «Переплетенные линии», «Поиграй в сыщика», «Мой любимый фрукт», «Матрешка», «Найди предметы в комнате», «Лабиринт», «Найди игрушку в комнате», «Найди две одинаковые бабочки», «Найди отличия». | |
| Развитие распределения внимания: игра «Веселый счет», «Найди и обведи», задания на переключение внимания (найди среди букв слова); методика «Поставь значки», задание «Какие слова спрятались в рамочках». | |
| Развитие наблюдательности: упражнения «На что похожи наши ладошки», «Что изменилось?», «Сравни предметы», «Повтори узор», «Найди ошибки», «Найди вторую половинку», «Две одинаковые картинки», «Кот в сапоге», «Что изменилось», «Сделай как у меня», «Найди недостающие детали», «Найди лишние детали», «Что в пустой клеточке», «Что изменилось». | |
| Развитие концентрации внимания: упражнения «Раскрась вторую половинку», «Цифровая таблица», «Рыба, зверь, птица (цветок, дерево, фрукт) и др.». | |
| Развитие зрительного внимания: задания «Дорисуй предмет», «Чем залатать коврик?!», «Найди зверей», «Бусы», «Помоги хомяку», «Найди, что нарисовано неправильно», «Запомни и расставь точки», «Посмотри и запомни», «Внимательно раскрась стрелки», «Внимательно дорисуй, следуя образцу». | |
| Развитие произвольного внимания: упражнения «Запомни порядок», «Найди тень», «Волшебная дорожка», «Коврики», «Что здесь», «Запретные слова», «Думай быстрее», «Какого предмета не хватает», «запомни и нарисуй», «Зеркало», «Девочки», «Такие разные животные», «Чей хвостик?», «Чьи ушки?» | |
Раздел 4. Развитие памяти (развитие слуховой, кратковременной, зрительной, ассоциативной и тактильной памяти). Развитие монистических процессов, тренировка памяти. |
| Развитие слуховой памяти: упражнения «Я положил в мешок…», «Запомни порядок цифр, предметов», «Мы ходили в зоопарк», «Вспомни», игра «Кто с чем?», | |
| Развитие кратковременной памяти: задания «Каскад слов», «Палочки», «Чудесные слова», «Комната», | |
| Развитие зрительной памяти: упражнения «Картинки», «Запомни рисунки», «Запомни и повтори», «Запомни-положи», «Запомни и расставь точки», «Нарисуй по памяти», «Заблудившиеся грибы», «Я - фотоаппарат», «Пары фигурок», «Какой фигуры не стало?», «Воспроизвести 10 символов, нарисованных на доске», «Картинки», «Найди отличия», «Осенние листья», «Что лежит на столе», «Собираем бусы», «Запомни картинки». | |
| Развитие ассоциативной памяти: упражнения «Пиктограммы», «Ассоциации», «Кто знает больше». | |
| Развитие тактильной памяти: упражнения «Узнай предмет», «Волшебный мешочек», | |
| Развитие мнестических процессов, тренировка памяти: упражнения «Свиристель», «Повтори-ка», «Что изменилось в расположении фигур?», упражнение на развитие знаково-символической функции памяти - «кто больше запомнит», «Запомни цифры», «Найди картинки». | |
Раздел 5. Формирование интеллектуальных умений (развитие мыслительных операций; развитие понятийного мышления; развитие скорости мышления). |
| Развитие мыслительных операций: задания «4-й лишний», «Угадай по описанию». | |
| Развитие мыслительных операций: задания «Назови лишний предмет», «забывчивый художник», «Закономерность» | |
| Развитие мыслительных операций: задания «Задом наперед», упражнение «Что будет если» | |
| Развитие мыслительных операций: задания «Подбери картинки», «В лесу», игра «Что сначала, что потом?», «Парные картинки», «Дорисуй картинку». | |
| Развитие понятийного мышления: задание «Назови одним словом». | |
| Развитие скорости мышления: задание «Закончи слово», задание «Кто больше?». | |
| Отслеживание динамики развития учащихся | |
| Отслеживание динамики развития учащихся | |
Раздел 6. Развитие воображения. |
| Развитие зрительного воображения: задания «Помоги художнику», «Комбинирование», «Точки», «Найди одинаковые фигуры», упражнение «Раскрась», «Дорисуй геометрическую фигуру», задания по образцу, игра «Отгадай шифр». | |
| Развитие вербального (зрительного) воображения: упражнения «Угадай-ка», «Придумай рисунок», «Бабочки», «Кляксы», «Дорисуй фигурку», «Геометрические фигуры», «Придумай и дорисуй». | |
| Развитие вербального (зрительного) воображения: упражнения «Придумай историю», «Сказочное животное (растение)», «На что это похоже?», «Простые рисунки», «Придумай лицо», «Кому что нужно», «Отрицание», «Помоги кукле» | |
| Развитие пространственного воображения: складывание пазлов, упражнения «Придумай фигуру», «Волшебный лес». | |
| Развитие образного (воссоздающего) изображения: упражнения «Неоконченный рассказ», «Рисунок из букв», «Придумай слова». | |
Раздел 7. Коррекция мышления (развитие наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления). |
| Развитие наглядно-действенного мышления: задания «Лабиринт», «Смысловое соотнесение» | |
| Развитие наглядно-действенного мышления: задания «Отрицание». | |
| Развитие наглядно-образного мышления: упражнения «Составь фигуру», «Светофор», «На что похоже» | |
| Развитие наглядно-образного мышления: упражнения «Кто где живет?», «Я беру с собой в дорогу», «Крестики-нолики». | |
| Развитие словесно-логического мышления: задания «Раздели на группы», «Дорисуй предметы в определенной последовательности» | |
| Развитие словесно-логического мышления: задания «Что перепутал художник», «Кому что надо?», задания «Кто кем будет», «Нелепицы». | |
| Развитие словесно-логического мышления: задания «Бывает-не бывает», «Кто кем будет?», «Что будет если?», «Веселая задачка». | |
| Развитие словесно-логического мышления: задания «Поставь цифры», «Найди тень», «Угощение», «Что выше?». | |
Раздел 8. Развитие связной устной речи. |
| Выявление речевых возможностей, учащихся с ЗПР. | |
| Развитие связной устной речи: составление устного рассказа по сюжетным картинкам, составление коротких сказочных историй на заданную тему, придумать продолжение сказки. | |
| Развитие связной устной речи: Слово одно-значений много. Разгадывание загадок, объяснение пословиц и поговорок. | |
| Развитие связной устной речи: Составление краткого пересказа по опорному плану текста. Роль мимики и жестов во время общения. | |
| Развитие и обогащение словарного запаса: образование с одного слова новых слов разного значения, | |
| Развитие и обогащение словарного запаса: деление слова на тематические группы. | |
| Развитие и обогащение словарного запаса: Работа со словами, имеющими несколько значений. | |
| Развитие и обогащение словарного запаса: Работа со словами, имеющими несколько значений. | |
Раздел 9. Развитие элементарных математических представлений. |
| Натуральные числа. Натуральные числа и ноль. Чтение и запись чисел. Сравнение чисел. Округление чисел. Перебор возможных вариантов. | |
| Натуральные числа. Натуральные числа и ноль. Чтение и запись чисел. Сравнение чисел. Округление чисел. Перебор возможных вариантов. | |
| Делимость чисел. Делители числа. Простые и составные числа. Признаки делимости. Таблица простых чисел. Разложение числа на простые множители. | |
| Делимость чисел. Делители числа. Простые и составные числа. Признаки делимости. Таблица простых чисел. Разложение числа на простые множители. | |
| Дроби. Обыкновенная дробь. Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дроби к новому знаменателю. Сравнение дробей. | |
| Дроби. Обыкновенная дробь. Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дроби к новому знаменателю. Сравнение дробей. | |
| Действия с дробями. Арифметические действия с обыкновенными дробями. Нахождение дроби числа и числа по его дроби. Решение арифметических задач. | |
| Действия с дробями. Арифметические действия с обыкновенными дробями. Нахождение дроби числа и числа по его дроби. Решение арифметических задач. | |
| Действия с дробями. Арифметические действия с обыкновенными дробями. Нахождение дроби числа и числа по его дроби. Решение арифметических задач. | |
| Действия с дробями. Арифметические действия с обыкновенными дробями. Нахождение дроби числа и числа по его дроби. Решение арифметических задач. | |
| Диагностика восприятия, внимания, памяти и мышления. | |
| Диагностика восприятия, внимания, памяти и мышления. | |
| Диагностика восприятия, внимания, памяти и мышления. | |
Календарно-тематическое планирование
7 класс
№ | Тема | Примечание |
Входная диагностика познавательных процессов |
| Исследование восприятия пространства, времени, цвета, формы | |
| Исследование устойчивости внимания. | |
| Исследование зрительной, слуховой, логической памяти | |
| Исследование опосредованного запоминания: методика пиктограмм. | |
Раздел 1. Развитие восприятия (пространственного, слухового, зрительного). Формирование пространственных представлений. |
| Развитие восприятие пространства и формирование пространственных представлений. | |
| Развитие восприятие пространства и формирование пространственных представлений. | |
| Развитие способности к целостному восприятию формы предметов. | |
| Развитие восприятия времени, формы, цвета, величины и веса. | |
| Развитие восприятие пространства и формирование пространственных представлений. | |
| Развитие умения видеть сечения объемных фигур. | |
Раздел 2. Развитие внимания (устойчивости, переключения, распределения, наблюдательности, концентрации, развитие зрительного и произвольного внимания) |
| Развитие устойчивости и переключения внимания. | |
| Развитие распределения внимания. | |
| Развитие концентрации слухового внимания. | |
| Развитие концентрации слухового внимания. | |
| Развитие зрительного и произвольного внимания. | |
| Развитие зрительного и произвольного внимания. | |
Раздел 3. Развитие памяти (развитие слуховой, кратковременной, зрительной, ассоциативной и тактильной памяти). Развитие мнестических процессов, тренировка памяти. |
| Развитие способности к воссозданию мыслительных образов. | |
| Развитие словесно – логической памяти. Развитие механической памяти. | |
| Развитие произвольной и опосредованной памяти. Развитие мнестических процессов (запоминания, воспроизведения), тренировка памяти. | |
| Развитие слуховой памяти, увеличение объема кратковременной слуховой памяти. | |
| Развитие слуховой памяти, увеличение объема кратковременной слуховой памяти. | |
Раздел 4. Формирование интеллектуальных умений (развитие мыслительных операций; развитие понятийного мышления; развитие скорости мышления). |
| Развитие мыслительных процессов: обобщения, выделения существенных признаков. | |
| Развитие мыслительных процессов: обобщения, выделения существенных признаков. | |
| Развитие понятийного мышления, развитие умения устанавливать причинно-следственные связи. | |
| Развитие понятийного мышления, развитие умения устанавливать причинно-следственные связи. | |
| Развитие скорости мышления. | |
| Развитие скорости мышления. | |
| Диагностика восприятия, внимания, памяти и мышления. | |
| Диагностика восприятия, внимания, памяти и мышления. | |
Раздел 5. Развитие воображения. |
| Развитие зрительного воображения: задания «Помоги художнику», «Комбинирование», «Точки». | |
| Развитие зрительного воображения: задания «Помоги художнику», «Комбинирование», «Точки». | |
| Развитие вербального (зрительного) воображения: упражнения «Угадай-ка», «Придумай рисунок», «Бабочки», «Кляксы», «Дорисуй фигурку», «Геометрические фигуры», «Придумай и дорисуй». | |
| Развитие вербального (зрительного) воображения: упражнения «Угадай-ка», «Придумай рисунок», «Бабочки», «Кляксы», «Дорисуй фигурку», «Геометрические фигуры», «Придумай и дорисуй». | |
| Развитие пространственного воображения: складывание пазлов, упражнения «Придумай фигуру». | |
| Развитие образного (воссоздающего) изображения: упражнения «Неоконченный рассказ», «Рисунок из букв», «Придумай слова». | |
Раздел 6. Коррекция мышления (развитие наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления). |
| Развитие абстрактно-логического мышления | |
| Развитие абстрактно-логического мышления | |
| Развитие абстрактно-логического мышления | |
| Развитие образно-логического мышления | |
| Развитие образно-логического мышления | |
| Развитие словесно-логического мышления | |
| Развитие словесно – логического мышления | |
| Развитие словесно – логического мышления | |
Раздел 7. Развитие связной устной речи. |
| Выявление речевых возможностей, учащихся с ЗПР. | |
| Развитие связной устной речи Развитие и обогащение словарного запаса | |
| Развитие связной устной речи Развитие и обогащение словарного запаса | |
| Развитие связной устной речи Развитие и обогащение словарного запаса | |
| Развитие связной устной речи Развитие и обогащение словарного запаса | |
| Развитие связной устной речи Развитие и обогащение словарного запаса | |
Раздел 8. Развитие элементарных математических представлений |
| Выражения, тождества, уравнения. | |
| Выражения, тождества, уравнения. | |
| Степень с натуральным показателем. Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлен. Функции у = х2, у = х3и их графики. | |
| Степень с натуральным показателем. Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлен. Функции у = х2, у = х3и их графики. | |
| Функции. Функция, область определения функции. Вычисление значений функции по формуле. | |
| Функции. Функция, область определения функции. Вычисление значений функции по формуле. | |
| Степень с натуральным показателем. | |
| Степень с натуральным показателем. | |
| Многочлены. Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочленов на множители. | |
| Многочлены. Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочленов на множители. | |
| Формулы сокращенного умножения. | |
| Формулы сокращенного умножения. | |
| Системы линейных уравнений. | |
| Системы линейных уравнений. | |
Заключительная диагностика. |
| Диагностика восприятия, внимания, памяти и мышления. | |
| Диагностика восприятия, внимания, памяти и мышления. | |
| Диагностика восприятия, внимания, памяти и мышления. | |
| Диагностика восприятия, внимания, памяти и мышления. | |
| Итоговое занятие | |
Календарно-тематическое планирование
8 класс
№ | Тема | Примечание |
Входная диагностика познавательных процессов |
| Исследование восприятия пространства, времени, цвета, формы | |
| Исследование устойчивости внимания. | |
| Исследование зрительной, слуховой, логической памяти | |
| Исследование опосредованного запоминания: методика пиктограмм. | |
Раздел 1. Развитие восприятия (пространственного, слухового, зрительного). Формирование пространственных представлений. |
| Развитие восприятие пространства и формирование пространственных представлений. | |
| Развитие целостности восприятия | |
| Развитие восприятия геометрических фигур | |
| Развитие способности воспринимать косвенные признаки предметов (их мысленная трансформация до уровня позволяющего адекватно идентифицировать воспринимаемый объект). | |
| Развитие умения видеть сечения объемных фигур. | |
Раздел 2. Развитие внимания (устойчивости, переключения, распределения, наблюдательности, концентрации, развитие зрительного и произвольного внимания). |
| Развитие устойчивости и переключения внимания. | |
| Развитие распределения внимания. | |
| Развитие концентрации слухового внимания. | |
| Развитие концентрации слухового внимания. | |
| Развитие зрительного и произвольного внимания. | |
| Развитие зрительного и произвольного внимания. | |
Раздел 3. Развитие памяти (развитие слуховой, кратковременной, зрительной, ассоциативной и тактильной памяти). Развитие мнестических процессов, тренировка памяти. |
| Развитие способности к воссозданию мыслительных образов. | |
| Развитие словесно – логической памяти. Развитие механической памяти. | |
| Развитие произвольной и опосредованной памяти. Развитие мнестических процессов (запоминания, воспроизведения), тренировка памяти. | |
| Развитие слуховой памяти, увеличение объема кратковременной слуховой памяти. | |
Раздел 4. Формирование интеллектуальных умений (развитие мыслительных операций; развитие понятийного мышления; развитие скорости мышления). |
| Развитие мыслительных процессов: обобщения, выделения существенных признаков. | |
| Развитие мыслительных процессов: обобщения, выделения существенных признаков. | |
| Развитие понятийного мышления,развитие умения устанавливать причинно-следственные связи. | |
| Развитие понятийного мышления,развитие умения устанавливать причинно-следственные связи. | |
| Развитие скорости мышления, ассоциативного мыщления | |
| Развитие скорости мышления, ассоциативного мыщления | |
| Диагностика восприятия, внимания, памяти и мышления. | |
| Диагностика восприятия, внимания, памяти и мышления. | |
Раздел 5. Развитие воображения. |
| Развитие зрительного воображения: задания | |
| Развитие вербального (зрительного) воображения | |
| Развитие пространственного воображения | |
| Развитие образного (воссоздающего) изображения | |
Раздел 6. Коррекция мышления (развитие наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления). |
| Развитие абстрактно-логического мышления | |
| Развитие абстрактно-логического мышления | |
| Развитие абстрактно-логического мышления | |
| Развитие образно-логического мышления | |
| Развитие образно-логического мышления | |
| Развитие словесно-логического мышления | |
| Развитие словесно-логического мышления | |
| Развитие теоретического мышления | |
| Развитие теоретического мышления | |
| Развитие теоретического мышления | |
Раздел 7. Развитие связной устной речи. |
| Выявление речевых возможностей, учащихся с ЗПР. | |
| Развитие связной устной речи Развитие и обогащение словарного запаса | |
| Развитие связной устной речи Развитие и обогащение словарного запаса | |
| Развитие связной устной речи Развитие и обогащение словарного запаса | |
| Развитие связной устной речи Развитие и обогащение словарного запаса | |
| Развитие связной устной речи Развитие и обогащение словарного запаса | |
Раздел 8. Развитие элементарных математических представлений. |
| Рациональные дроби и их свойства. Рациональные выражения. Основное свойство дроби. Сокращение дробей. | |
| Рациональные дроби и их свойства. Рациональные выражения. Основное свойство дроби. Сокращение дробей. | |
| Сумма и разность дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми и с разными знаменателями. | |
| Сумма и разность дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми и с разными знаменателями. | |
| Произведение и частное дробей. Возведение дроби в степень. Преобразование рациональных выражений. Функция и ее график. | |
| Произведение и частное дробей. Возведение дроби в степень. Преобразование рациональных выражений. Функция и ее график. | |
| Арифметический квадратный корень. Квадратные корни. Арифметический квадратный корень. Уравнение х2=а. | |
| Арифметический квадратный корень. Квадратные корни. Арифметический квадратный корень. Уравнение х2=а. | |
| Свойства арифметического квадратного корня. Квадратный корень из произведения и дроби. Квадратный корень из степени. | |
| Свойства арифметического квадратного корня. Квадратный корень из произведения и дроби. Квадратный корень из степени. | |
| Свойства арифметического квадратного корня. Квадратный корень из произведения и дроби. Квадратный корень из степени. | |
| Квадратное уравнение и его корни.Неполные квадратные уравнения. Формула корней квадратного уравнения. | |
| Квадратное уравнение и его корни.Неполные квадратные уравнения. Формула корней квадратного уравнения. | |
| Дробные рациональные уравнения.Решение дробных рациональных уравнений. Решение задач с помощью рациональных уравнений. | |
| Дробные рациональные уравнения.Решение дробных рациональных уравнений. Решение задач с помощью рациональных уравнений. | |
| Числовые неравенства и их свойства.Числовые неравенства. Свойства числовых неравенств. Сложение и умножение числовых неравенств. | |
| Числовые неравенства и их свойства.Числовые неравенства. Свойства числовых неравенств. Сложение и умножение числовых неравенств. | |
Заключительная диагностика. |
| Диагностика восприятия, внимания, памяти и мышления. | |
| Диагностика восприятия, внимания, памяти и мышления. | |
| Диагностика восприятия, внимания, памяти и мышления. | |
| Диагностика восприятия, внимания, памяти и мышления. | |
Календарно-тематическое планирование
9 класс
№ | Тема | Примечание |
Входная диагностика познавательных процессов |
| Исследование восприятия пространства, времени, цвета, формы | |
| Исследование устойчивости внимания. | |
| Исследование зрительной, слуховой, логической памяти | |
| Исследование опосредованного запоминания: методика пиктограмм. | |
Раздел 1. Развитие восприятия (пространственного, слухового, зрительного). Формирование пространственных представлений. |
| Развитие восприятие пространства и формирование пространственных представлений. | |
| Развитие целостности восприятия | |
| Развитие восприятия геометрических фигур | |
| Развитие восприятия геометрических фигур | |
| Развитие способности воспринимать косвенные признаки предметов (их мысленная трансформация до уровня позволяющего адекватно идентифицировать воспринимаемый объект). | |
| Развитие умения видеть сечения объемных фигур. | |
| Развитие умения видеть сечения объемных фигур. | |
Раздел 2. Развитие внимания (устойчивости, переключения, распределения, наблюдательности, концентрации, развитие зрительного и произвольного внимания). |
| Развитие устойчивости и переключения внимания. | |
| Развитие распределения внимания. | |
| Развитие концентрации слухового внимания. | |
| Развитие концентрации слухового внимания. | |
| Развитие зрительного и произвольного внимания. | |
| Развитие зрительного и произвольного внимания. | |
Раздел 3. Развитие памяти (развитие слуховой, кратковременной, зрительной, ассоциативной и тактильной памяти). Развитие мнестических процессов, тренировка памяти. |
| Развитие способности к воссозданию мыслительных образов. | |
| Развитие словесно – логической памяти. Развитие механической памяти. | |
| Развитие словесно – логической памяти. Развитие механической памяти. | |
| Развитие произвольной и опосредованной памяти. Развитие мнестических процессов (запоминания, воспроизведения), тренировка памяти. | |
| Развитие слуховой памяти, увеличение объема кратковременной слуховой памяти. | |
| Развитие слуховой памяти, увеличение объема кратковременной слуховой памяти. | |
Раздел 4. Формирование интеллектуальных умений (развитие мыслительных операций; развитие понятийного мышления; развитие скорости мышления). |
| Развитие мыслительных процессов: обобщения, выделения существенных признаков. | |
| Развитие мыслительных процессов: обобщения, выделения существенных признаков. | |
| Развитие понятийного мышления, развитие умения устанавливать причинно-следственные связи. | |
| Развитие понятийного мышления, развитие умения устанавливать причинно-следственные связи. | |
| Развитие скорости мышления, ассоциативного мышления | |
| Развитие скорости мышления, ассоциативного мышления | |
| Диагностика восприятия, внимания, памяти и мышления. | |
| Диагностика восприятия, внимания, памяти и мышления. | |
Раздел 5. Развитие воображения. |
| Развитие зрительного воображения | |
| Развитие зрительного воображения | |
| Развитие вербального (зрительного) воображения | |
| Развитие пространственного воображения | |
| Развитие образного (воссоздающего) изображения | |
Раздел 6. Коррекция мышления (развитие наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления). |
| Развитие абстрактно-логического мышления | |
| Развитие абстрактно-логического мышления | |
| Развитие абстрактно-логического мышления | |
| Развитие образно-логического мышления | |
| Развитие образно-логического мышления | |
| Развитие словесно-логического мышления | |
| Развитие словесно-логического мышления | |
| Развитие теоретического мышления | |
| Развитие теоретического мышления | |
| Развитие теоретического мышления | |
Раздел 7. Развитие связной устной речи. |
| Выявление речевых возможностей, учащихся с ЗПР. | |
| Развитие связной устной речи Развитие и обогащение словарного запаса | |
| Развитие связной устной речи Развитие и обогащение словарного запаса | |
| Развитие связной устной речи Развитие и обогащение словарного запаса | |
| Развитие связной устной речи Развитие и обогащение словарного запаса | |
| Развитие связной устной речи Развитие и обогащение словарного запаса | |
Раздел 8. Развитие элементарных математических представлений. |
| Уравнения и неравенства с одной переменной. Целые уравнения. Дробные рациональные уравнения. Неравенства второй степени с одной переменной. | |
| Уравнения и неравенства с одной переменной. Целые уравнения. Дробные рациональные уравнения. Неравенства второй степени с одной переменной. | |
| Уравнения и неравенства с одной переменной. Целые уравнения. Дробные рациональные уравнения. Неравенства второй степени с одной переменной. | |
| Уравнения и неравенства с двумя переменными. Уравнение с двумя переменными и его график. Системы уравнений второй степени. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. | |
| Уравнения и неравенства с двумя переменными. Уравнение с двумя переменными и его график. Системы уравнений второй степени. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. | |
| Уравнения и неравенства с двумя переменными. Уравнение с двумя переменными и его график. Системы уравнений второй степени. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. | |
| Прогрессии. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и суммы первых nчленов прогрессии. | |
| Прогрессии. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и суммы первых nчленов прогрессии. | |
| Прогрессии. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и суммы первых nчленов прогрессии. | |
| Элементы комбинаторики и теории вероятностей. Комбинаторное правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания. Относительная частота и вероятность случайного события. | |
| Элементы комбинаторики и теории вероятностей. Комбинаторное правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания. Относительная частота и вероятность случайного события. | |
| Элементы комбинаторики и теории вероятностей. Комбинаторное правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания. Относительная частота и вероятность случайного события. | |
Заключительная диагностика. |
| Диагностика восприятия, внимания, памяти и мышления. | |
| Диагностика восприятия, внимания, памяти и мышления. | |
| Диагностика восприятия, внимания, памяти и мышления. | |
| Диагностика восприятия, внимания, памяти и мышления. | |