СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по коррекционной педагогике "Исправление речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по_коррекционной педагогике.

Исправление речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по коррекционной педагогике "Исправление речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием"»

М униципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7» г. Сафоново Смоленской области

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

методическим объединением

Заместитель директора

Директор школы

учителей -логопедов

по УВР С.Н.Шашкова

___Е.А.Ковтун

Протокол №__________

______________________-

_____________________

от « »_ ___20 г.

«____»_________202 г.

«___» __________202 г.

Руководитель МО ______Верба А.А._____

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по_коррекционной педагогике.

Исправление речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием

(наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля, элективного курса, факультатива)

ДЛЯ первого КЛАССА

НА 2020/2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

Рабочая программа соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта

Рабочая программа составлена на основе __разработок и примерных программ логопедов-практиков, в том числе и собственных, по оказанию логопедической помощи в школе с учетом особенностей работы по новым стандартам

(сделать грамотно библиографическую ссылку на примерную или авторскую программу, указав название программы, авторов и её выходные данные)

 

 Составитель____Осипова Раиса Артемовна, учитель-логопед высшей квалификационной категории_

(Ф.И.О. учителя полностью, предмет, квалификационная категория) 

Обязательное наличие Рабочей программы обусловлено федеральным законом. Данный материал знакомит с основными видами рабочего материала, согласно ФГОС, принципами их разработок.


Пояснительная записка


Рабочая программа по устранению нарушений звукопроизношения,

предупреждению дисграфии , адресована детям-логопатам, зачисленным

на логопедический пункт МБОУ “СОШ №7”

Осипова Р.А. – учитель-логопед МБОУ “СОШ №7”

высшая квалификационная категория

1-й год обучения

Главной целью этой Программы является оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первично), в усвоении общеобразовательных программ (особенно по русскому языку). Инструктивное письмо “Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения” от 14.12.2000г.

В настоящее время перед образованием и его социальным институтом – школой- ставятся и другие цели, а именно: “Создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности обеспечивает социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. ” Документ: “Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения”. Начальная школа. “Просвещение”, 2010г.

Приоритетным же является не программы и учебные предметы, которые надо пройти, не правила и формулы, которые надо запомнить, а ребенок, его духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие. Особое внимание при этом уделяется общению, , его роли в познании (ФГОС второго поколения). Основной идеей программы является переход от адаптивно-дисциплинарной к личностно-ориентированной модели вариативного образования; разработка и обоснование содержания и методов личностно-ориентированного воспитания и обучения, направленных на организацию и проведение профилактической, диагностической, развивающей, коррекционной и реабилитационной работы с личностью. Одним из способов реализации данной цели является организация логопедической помощи в школе.

В контексте цели личностно-ориентированного воспитания и обучения, установочная цель для учителя-логопеда формулируется таким образом: “Оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, испытывающим трудности в общении и обучении, способствуя развитию личности и формированию положительных личностных качеств”, что указывает не на изменение цели, а на расширение границ, подчеркивает ее подвижность и динамичность, сохраняя общий характер.

Общая цель: преодоление трудностей, обусловленных речевым недоразвитием, в общении и обучении(прежде всего в усвоении программного материала по русскому языку).

Основные задачи:

  • исправление нарушений в устной речи;

  • пропедевтика нарушений в письме, в развитии письменной речи (предупреждающая логокоррекция) или их исправление.

По срокам реализации программы можно разделить на две части:

1-ый год обучения - постановка и автоматизация звуков, развитие фонематического слуха и работа по предупреждению дисграфии

2-ой год обучения: работа над различными видами дисграфии, появляющейся у детей после 1-го года обучения со стойкими нарушениями (фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя)

Основания для отбора содержания являются принципы, служащие главным ориентиром по конструированию процесса логопедической работы и критериальному отбору, определяющему содержание реально материала, в совокупности обеспечивающие достижение целей.

В связи с этим я выделяю следующие систему принципов, являющихся нормативными требованиями к организации и реализации коррекционно-развивающего процесса.

Это:

  • принцип деятельного подхода

  • патогенетический принцип

  • принцип опоры на сохранное звено

  • принцип учета симптоматики и степени выраженности нарушений чтения и письма

  • принцип поэтапного формирования психических функций

  • принцип учета зоны ближайшего развития (по Л.С. Выготскому )

  • онтогенетический принцип

  • принцип развивающего и воспитывающего характера обучения

  • принцип систематичности и последовательности

  • принцип самостоятельности (но под руководством учителя)

  • принцип наглядности и доступности

Результатом работы учителя-логопеда является чистая речь обучаем, как устная и письменная.

Общая характеристика курса коррекционной работы (В. С. Кукушин, “Логопедия в школе”, издательский центр “Март”- 2010 год).

  1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития.

    • развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук

    • развитие артикулярная моторики

  2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности

  • развитие зрительного восприятия и узнавания

  • развитие зрительной памяти и внимания

  • развитие пространственных представлений

  • развитие представлений времени

  • развитие слухового внимания и памяти

  • развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа

  1. Развитие различных видов мышления

  • развития наглядно-образного мышления

  • развитие словесно-логического мышления

4. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица)

5. Развитие речи

  • развитие фонематических процессов

  • развития речевого дыхания и просодики

  • постановка и автоматизация дефектных звуков

  • коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи

  • формирование связной речи, навыков построения предложений.


Логическая связь данного предмета с остальными предметами заключается в следующем: логопедия, являясь отраслью коррекционной педагогики, своими задачами ставит выявление и изучение недостатков речи, разработки принципов и методов их предупреждения и коррекции. В настоящее время всё время требуется объединение специалистов разных отраслей знаний для решения сложных задач, стоящих перед теорией и практикой коррекционной педагогики и специальной психологии. Речь (внутренняя и внешняя по форме, устная и письменная по виду) остается предметом пристального внимания психологов, нейропсихологов, лингвистов, педагогов, учителей-логопедов.

Занятия по коррекции речи проводятся по подгруппам и индивидуально. Фронтальные (подгрупповые) занятия проводятся три раза в неделю, а индивидуальные (звукопроизношения, заикание, дизартрия) два раза в неделю.

При составление тематического планирования я использую спиральный способ построения, благодаря которому удается сочетать последовательность и цикличность освоения языкового материала обучающимися. Многократное воспроизведение детьми-логопатами усвоенных операций и действий способствует формированию у них стойких навыков и умений. Это в свою очередь способствует преодолению трудностей устного общения, созданию предпосылок письменного общения, преодоление трудностей обучения русскому языку. Характерной особенностью данного способа является то, что дети, не теряя из поля зрения исходную цель, достижения которой, возможно в процессе совместной работы, организуемой с учениками и учителем-логопедом, подходит к ее реализации как к результату, то есть осознанно. Это на определённом этапе выводит их на путь самокоррекции.

Циклы коррекционно-развивающего процесса представляют собой спираль. Цикличный характер позволяет открыть новые сферы деятельности, а также выявить процессуальные особенности детской работы, как целостной системы. Первым циклом логокоррекционной работы детей с ФФНР является обучения их звуко-буквенному и звуко-слоговому анализу, а также развитию фонематического слуха.



Проходимые

(изучаемые звуки)

Количество занятий


Сравнение звуков, отличие их друг от друга


Характеристика звука


Виды работы

Звук “у” (письмо в воздухе, выкладывание из палочек, письмо в тетради


1

Звук “у” в отличии от других гласных

Этот звук гласный, звонкий, воздушная струя не встречает преграды + артикуляция


Выделение данного гласного звука из начала, конца и середины слова

Звук “а”

1

-//-

Ведение символа красный кружок

Анализ ряда звуков типа: ау, уа, ауа, ууа, …

Звуки “а” - “у”

1

-//-

-//-

Работа с разрезной кассой, выкладывание сочетаний из букв

Звук “о”

1

-//-

-//-

Введение символа слова-полоски (звуковой анализ)

Звук “и”

1

Повторить артикуляцию пройденных гласных

-//-

Звуковой анализ и работа с кассой

Звуки “а” -,“о”-,

“у”-, “и”

2

Самостоятельная артикуляция гласных

-//-

Игра “Немое кино”, выделение гласных из разных позиций в слове

Звуки п п’

2

Введение символа согласного звука (синий, зеленый кружок)

Воздушная среда во рту встречает преграду, звук не поется, делится на твердый-мягкий, оба глухие

Выделение звуков из слова в родной позиции, анализ слогов па, пи, ап, ип’. Работа со схемами и кассой

Звук “э”

1

Отличие гласных от согласных с использованием символов

Смотри звук “а”, но другая артикуляция

Звуковой анализ

Звуки т т’

2

-//-

-//-

Звуковой анализ, письмо в тетради

Звуки к к’

1

-//-

-//-

Знакомство с символом “слог”, “слово”

Звуки х х’

1

-//-

-//-

Знакомство с понятием “слово-предмет”

Звуки б б’

1

Введение нового символа – звонкий звук ( с колокольчик)

Дифференциация б-п, б’-п’

Развитие фонетического слуха: игра “Наоборот”, анализ, работа с кассой, письмо в тетради

Звуки д д’

1

-//-

-//-

-//-

Звуки м м’

1

Найти данным звукам место среди символов

Звук всегда звонкий (непарный)

Анализ слогов, слов. Работа со схемами и кассой. Слова-предметы.

Звуки j (й)

1

Отличие от других звуков (сравнить)

-//-

Знакомство с термином слова-действия

Звук “ы”

1

Ы-и различать в словах

Письмо после согласных

Фонетический слух, звуковой анализ, “слова-действия”

Звуки г г’

1

артикуляция и нахождение символов

Дифференциация звонкий- глухой согласный, твердый-мягкий согласный

Звуковой анализ. Введение символов слово-предмет, слово-действие

Звонкие-глухие согласные

2

Т-д т’-д’ п-б п’-б’ к-г к’-г’

-//-

Работа над звуковым анализом со схемами и кассой, письмо в тетради

Гласные I ряда

1

Артикуляция

Характеристика звуков

Выделение из слов

*___ , ___*_ , _____*

Гласные II ряда

1

я ё ю е

Это буквы, состоящие из 2х звуков

Работа кассой, тетрадями и схемами

Буква “Я”

2

а-я дифференциация

Образование данной буквы й+а=я

Анализ слогов с мягкими согласными, выделение мягких согласных из слов

Буква “Ё”

2

о-ё дифференциация

й+о=ё

-//-

Буква “Ю”

2

у-ю дифференциация

й+у=ю

-//-

Буква “Е”

2

э-е дифференциация

й+э=е

-//-

Буква й-е

2

дифференциация

Характеристика звука и буквы

Множественное число прилагательных, й-е в окончаниях

Мягкие-твердые согласные

2

Самостоятельно написать ряды звуков, которые надо отличать по твердости и мягкости

а о у ы э я ё ю и е

Работа со схемами и кассой, выкладывание слогов ма-ме, по-пё,

ту-тю , …

Звуки ф ф’

1

Найти место звука среди других, используя символы

Характеристика

Звуко-слоговый анализ

Слоговый состав слова

6

Слогообразующая роль гласных, от их количества зависит количество слогов. Анализ и синтез слов, полученных путем перестановки слогов.

Типы слогов

3

Слоги бывают прямые, обратные, закрытые, открытые, со стечением согласных.

Ударение в слове

6

Смысло образующая и фонетическая роль ударения

Звуки в в’

1

Сравнить с ф-ф’

Использовать символы

Работа со схемами, кассой и тетрадями.

Звуки с с’

2

Вспомнить образования других согласных звуков

Звук свист- способ образования

-//-

Звуки з з’

2

Чем отличаются от

с с’

Свистящие (место образования в артикулярном аппарате)

Работа со схемами, кассой и тетрадями. Повторить слова-предметы, слова- действия.

Звуки л л’

1

Найти место среди других звуков

Согласные всегда звонкие

Чтение слов в “Азбуке”, письмо в тетради.

Звук и буква “ш”

1

-//-

Шипящий согласный, всегда твердый

-//-

Звук и буква “ж”

1

-//-

-//-

-//-

Звуки ш-ж

2

Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях, потешках, скороговорках и стихах. Твердо установить – у этих звуков нет мягкой пары.

Звуки с-з-ш-ж

2

Отличие свистящих звуков от шипящих с использованием различных способов: артикуляции, схем, графически.

Звуки б-п, б’-п’

1

Дифференциация твердых и мягких согласных в звонком и глухом варианте, работа с текстом на выделение твердых и мягких согласных с использованием синего и зеленого карандаша.

Звуки д-т, д’-т’

1

-//-

-//-

Выкладывание звуков в кассе буквами, письмо слогов ба-бя, па-пя, ,то-тё, до-дё, гу-ку, гю-кю, …

Звуки в-ф, в’-ф’

1

-//-

-//-

Звуки г-к, г’-к’

1

-//-

-//-

Звуки с-з, с’-з’

1

-//-

-//-

Звуки б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш

1

Дифференциация звонких и глухих согласных в конце слова (пассивное запоминание правила)

Игры с мячом “Эхо”, “Наоборот”. Работа в тетради. Деление слов на слоги.

Буквы а-о

1

Дифференциация для данных букв по кинетическому сходству

Дать характеристику данных звуков, используя много анализаторов.

Выписывание букв в символы: б- в белку, д- в дятла, ч- чайка, щ- щука, п- пар и т. д.

Буквы и-у

1

-//-

-//-

Работа по выкладыванию букв, перестройка их элементов, различение в слогах, словах и предложениях (устно и письменно).

Буквы б-д

1

-//-

-//-

Буквы п-т

1

-//-

-//-

Буквы м-л

1

-//-

-//-

Буквы ш-щ

1

-//-

-//-

Гласные-согласные буквы

1

Дифференциация по способу оформления воздушной струи.

Полная характеристика пройденных звуков.

Работа с текстом и цветными карандашами.

Буква ь

1

Это буква не имеющая звука.

Вспомнить гласные II ряда

Работа с таблицей, слова-признаки.

Буква ь

2

-//-

В конце слова

В тетради.

Буква ь

2

-//-

В середине слова

-//-

Звуки р р ’, буква “р”

1

Характеристика по мягкости и звонкости.

Это всегда звонкий звук

Работа со схемами и кассой “слова-предметы”

Звуки л л’- р р’

1

Дифференциация звуков по акустическому сходству, найти предметы на картинках для Ромы, Риты, Луки, и Лены.


Звук и буква “ч”

1

Показ артикуляции.

Это буквы, состоящие из 2х звуков.

Работа с кассой.

Звуки ч-т ’

1

Характеристика в сравнении (фонетическом и по месту образования).

Звук и буква “щ”

1

У этой буквы нет твердой пары, правило: “ча-ща”, “чу-щу”.

Слова-признаки введение символа данных слов.

Звук ч-щ

1

Дифференциация.

Сравнение букв и звуков по артикуляции и графическому начертанию. Деление слов на слоги. Ударение (повторить).

Звук ш-щ

1

-//-

Звук и буква “ц”

1

Отличие от свистящих и шипящих звуков

Артикуляция звука.

Работа в тетрадях со схемами и другим раздаточным материалом. Деление слов на слоги.

Звуки ц-с

1

Дифференциация на слух.

-//-

-//-

Звуки ц-т’

1

-//-

-//-

-//-

Звуки ц-ч

1

-//-

-//-

-//-

Слово-предложение

3

Дифференциация слов-предметов, слов-действий и слов-признаков. Использовать схемы ( ̶ ̶ ̶̶̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶ , ===== , ̴̴̴̴ ̴̴̴̴ ̴ ̴ ̴ ̴ ̴ ) при составлении предложений типа: “Наступила холодная зима”. Согласование в роде и числе.

Слово-предложение

3

Простые нераспространенные предложения. Простые распространенные предложения. Предлоги в, на, из, над, под. Правила написания предложений. Предложение деформированное.


Основными показателями результативности коррекционной работы в первом классе в первом цикле является:

  • умения обучающихся дифференцировать признаки языковых единиц

  • отсутствие учеников дефектно произносимых звуков

  • готовность к выполнению типовых заданий, тренировочные упражнения при непосредственной помощи логопеда

  • развивать у учащихся четкую, красивую и ясную речь

  • сформировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения грамотой; развивать умение наблюдать, сравнивать и обобщать явления языка, использовать условно-знаковую систему

  • формирование доброжелательных отношений с одноклассниками



Список рекомендуемой учебно-методической литературы:

1. Работаем по новым стандартам, О.А. Ишимова, О. А. Бондарчук, Москва “Просвещение”, 2012 г.

2. Инструктивные на письмо Министерства образования РФ от 14.12. 2000 №2, “Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения”.

3. Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы, - М.: “Просвещение”, 1984г.

4. Г. А. Каше, “Подготовка к школе детей с недостатками речи”. М.,: “Просвещение”, 2001 г.

5. А. В. Ястребова. “Логопедическая работа с учащимися общеобразовательной школы, имеющими нарушения речи” - Дефектология, 1974 г. № 2.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!