СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по коррекционному курсу «Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие (альтернативная коммуникация)» для 1 а”класса на 2021-2022 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность программы: 

Ребенок с РАС, не владеющий вербальной речью, не доступен в плане общения со стороны окружающих, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи в ОГКОУШ № 39 обучение ребенка речи с использованием альтернативных средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения используются для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по коррекционному курсу «Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие (альтернативная коммуникация)» для 1 а”класса на 2021-2022 учебный год»



областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»

Рассмотрена и одобрена на МО учителей- дефектологов филиала ОГКОУШ №39

Протокол №_______от_______

Руководитель____Лебединская Е.Г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР филиала ОГКОУШ №39

__________Мозгова Ю.Е.

Утверждена

Педагогическим советом филиала ОГКОУШ №39

Протокол №___от____

Директор__________Пономарева М.Н.





Рабочая программа по коррекционному курсу

«Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие (альтернативная коммуникация)»

для 1 а”класса

на 2021-2022 учебный год


Разработана и реализуется в соответствии с ФГОС образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра ( Вариант 8.4)





Составитель программы:

Коробкова Ольга Валерьевна






Ульяновск,2021












Содержание


1.Паспорт рабочей программы

2.Введение

3.Пояснительная записка

4.Планируемые предметные и личностные результаты

5.Содержание учебного предмета

6.Учебно-тематическое планирование

7.Перечень материально-технического обеспечения

8.Лист внесения изменений








































Паспорт рабочей программы

Тип программы

Рабочая программа

Статус программы

Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: - Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012;

- ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1598);

- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию(протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)

- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования для обучающихся с расстройством аутистического спектра ( вариант 8.4) 1 (дополнительный), 1-2 класс на 2021-2022 учебный год ОГКОУШ №39;

- СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи. (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года №28)



Назначение программы

Программа предназначена для обучающихся расстройствами аутистического спектра ( Вариант 8.4)

Категория обучающихся

Учащиеся 1а" класса с тяжелой умственной отсталостью и расстройством аутистического спектра.

Сроки освоения программы

1 учебный год (сентябрь2021-май 2022г)


Объем учебного времени

Рабочая программа рассчитана на 33 часа в соответствии с учебным планом филиала ОГКОУШ №39


Форма обучения

очная

Режим уроков

1 час в неделю

Форма контроля

текущий контроль, промежуточное тестирование










Пояснительная записка


Актуальность программы: 

Ребенок с РАС, не владеющий вербальной речью, не доступен в плане общения со стороны окружающих, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи в ОГКОУШ № 39 обучение ребенка речи с использованием альтернативных средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения используются для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.

Основные задачи реализации содержания: Формирование разнообразных моделей общения с постепенным сокращением дистанции взаимодействия с окружающими, возможных форм визуального и тактильного контакта, способности проникать в эмоциональный смысл ситуации общения. Формирование коммуникативных навыков, включая использование средств альтернативной коммуникации.

Коррекционная работа в этой части связана с обучением по направлению «Общение». Приоритетной задачей коррекционной работы является обучение детей средствам коммуникации, в том числе, при необходимости, средствам альтернативной коммуникации. В процессе практического общения происходит обучение детей умению применять освоенные ими средства.

Техническое оснащение включает: предметы, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради и др.

Создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования;

обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП и организационных форм получения образования обучающимися РАС с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей;

Образование обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (вариант8.4), с ТМНР и РАС направлено на реализацию социальных требований к системе российского коррекционного образования: обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости коррекция нарушений развития и социальная адаптация указанных лиц в соответствии с основными направлениями совершенствования системы образования.






Процесс развития речи, активизация и расширение коммуникативных возможностей в доступных обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) пределах, выстраиваются путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях

Показателем усвоения обучающимися программы является динамика развития понимания обращенной к ребенку речи взрослого от непроизвольных невербальных проявлений до доступных альтернативных средств коммуникации в разнообразных ситуациях взаимодействия.

Итогом образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями является нормализация их жизни. Под нормализацией понимается такой образ жизни, который является привычным и необходимым для подавляющего большинство людей: жить в семье, решать вопросы повседневной жизнедеятельности, выполнять полезную трудовую деятельность, определять содержание своих увлечений и интересов, иметь возможность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.

Общим результатом образования такого обучающегося может стать набор компетенций, позволяющих соразмерно психическим и физическим возможностям максимально самостоятельно решать задачи, направленные на нормализацию его жизни. Иными словами, конечная цель специального образования: достижение учеником максимально возможной самостоятельности и независимой жизни как высокого качества социализации и предпосылки для самореализации в быстроменяющемся мире.


Цель: формирование опыта социального взаимодействия на основе доступных ребенку, средств невербальной коммуникации.

Задачи;

- выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации;

- овладение выбранным средством коммуникации;

- использование выбранного средства коммуникации для решения соответствующих возрасту житейских задач

Планируемые результаты освоения коррекционного курса

Предметные результаты:

  • Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов

  • Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя доступные и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения

  • Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач

  • Умение использовать предметы для выражения чувств, эмоций путем показа на них жестом, взглядом

  • Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека

  • Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях

  • Понимание смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв

Личностные результаты:

1. Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я»;

2. Социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;

3. Социально ориентированный взгляд на окружающий мир в органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей.

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

  • фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

  • фиксирует взгляд на яркой игрушке;

  • фиксирует взгляд на движущей игрушке;

  • переключает взгляд с одного предмета на другой;

  • фиксирует взгляд на лице педагога;

  • фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

  • фиксирует взгляд на изображении;

  • фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

  • понимает жестовую инструкцию;

  • понимает инструкцию по пиктограммам;

  • выполняет стереотипную инструкцию, отрабатываемую на данном этапе обучения.


3) использование по назначению учебных материалов:

  • бумаги; карандаша, мела

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

  • выполняет действие способом рука-в-руке;

  • подражает действиям, выполняемым педагогом;

  • последовательно

  • выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.


Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

  • способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

  • при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.


Содержание коррекционного курса


В содержании коррекционно-образовательной программы учтены общие специфические особенности психического развития детей, а также особенности развития тяжело и умеренно умственно отсталых детей, новые вариативные формы органи­зации коррекции отклонений развития, а также необходимость взаимодействия целей и задач диффе­ренцированного и интегрированного обучения и воспита­ния детей с разными проявлениями патологии.

Разделы программы:

- Развитие речи средствами невербальной коммуникации

- Импрессивная речь

- Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации

- Чтение и письмо

- Глобальное чтение.



Содержание разделов коррекционно-образовательной программы включает:

- понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.);

- реагирование на собственное имя и узнавание (различение) имён членов семьи, педагогов;

- понимание слов, обозначающих предметы и обобщающие понятия (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.);

- понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.);

- понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.);

- понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.);

- понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.);

- понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.);

- понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении в, на, под, из, из-за и др.); - понимание простых предложений и сложных предложений;

- понимание содержания текста

Учебно-тематическое планирование (1час в неделю,33 часа в год)

Тема занятия

Кол-во часов

Сроки

Диагностика (первичная)

1


Навыки учебного поведения



Установление контакта педагога с ребенком

1


Формирование адекватного отношения к педагогу

1


Развитие умения фиксировать внимание на учебном материале и выполнять инструкции педагога

1


Развитие подражания



Имитация основных движений .Имитация мелких и точных движений

1


Имитация действия с предметами

1


Имитация произносительных движений

1


Выполнение инструкций



Обучение выполнения инструкции «Дай»

1


Обучение следовать инструкции «Покажи»

1


Обучение навыку подражания звукам и артикуляционным движениям

1


Импрессивная речь



Обучение пониманию простых слов

1


Обучение откликаться на свое имя

1


Обучение названиям предметов (одежда, обувь, блюда, продукты, игрушки)

1


Экспрессивная речь



Обучение называнию простых слов

1


Обучение называнию собственного имени

1


Работа над дыханием



Упражнения на удлинение выдоха

1


Игровые упражнения дыхательной гимнастики Дыхательная гимнастика в стихах

1


Развитие мелкой и общей моторики



Упражнения на повышение уровня активации Пассивная гимнастика (массаж)

1


Упражнения для кистей рук

1


Диагностика ( итоговая)

1


итого

20ч







Материально-техническое обеспечение коррекционного курса «Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие (альтернативная коммуникация) »


Наборное полотно

Разрезная азбука

Разрезные карточки

- "Мир животных"

-Домашние животные

-Дикие животные России

-Животные жарких стран

-Животные холодных широт

- "Мир человека":

-Продукты питания

-Посуда

-Мебель

-Одежда и обувь

-Игрушки

-Транспорт

-Музыкальные инструменты

-Электроприборы

- "Мир растений" :

-Фрукты

-Овощи

-Садовые цветы

-Ягоды

Демонстрационные карточки "Дикие животные":

Демонстрационные карточки "Птицы России" :

Демонстрационные карточки "Домашние животные":

Демонстрационные карточки "Птицы домашние и декоративные":

Демонстрационные карточки "Овощи":

Демонстрационные карточки "Насекомые":

Демонстрационные карточки "Ягоды" :

Демонстрационные карточки "Цветы":

Демонстрационные карточки "Фрукты":

Демонстрационные карточки "Зима":





Демонстрационные карточки "Весна":

Демонстрационные карточки "Лето":

Демонстрационные карточки "Осень":

Наборы кукол би – ба – бо:

«Теремок»

«Репка»

« Три поросенка»

«Курочка Ряба»

«Колобок»

Наборы кукол для пальчикового театра:

«Волк и семеро козлят»

«Заюшкина избушка»

«Маша и медведь»



































Лист внесения изменений в рабочей программе учебной дисциплины

Дата

Основание и внесение изменений

№ листа

Содержание.

Утверждено









































































































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!