областное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»
Рассмотрена и одобрена на МО учителей- дефектологов филиала ОГКОУШ №39 Протокол №_______от_______ Руководитель____Лебединская Е.Г. | Согласовано Заместитель директора по УВР филиала ОГКОУШ №39 __________Мозгова Ю.Е. | Утверждена Педагогическим советом филиала ОГКОУШ №39 Протокол №___от____ Директор__________Пономарева М.Н. |
Рабочая программа по коррекционному курсу
«Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие (альтернативная коммуникация)»
для 1 а”класса
на 2021-2022 учебный год
Разработана и реализуется в соответствии с ФГОС образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра ( Вариант 8.4)
Составитель программы:
Коробкова Ольга Валерьевна
Ульяновск,2021
Содержание
1.Паспорт рабочей программы |
2.Введение |
3.Пояснительная записка 4.Планируемые предметные и личностные результаты 5.Содержание учебного предмета 6.Учебно-тематическое планирование 7.Перечень материально-технического обеспечения 8.Лист внесения изменений |
Паспорт рабочей программы
Тип программы | Рабочая программа |
Статус программы | Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: - Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012; - ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1598); - Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; - Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию(протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15) - Адаптированная основная общеобразовательная программа образования для обучающихся с расстройством аутистического спектра ( вариант 8.4) 1 (дополнительный), 1-2 класс на 2021-2022 учебный год ОГКОУШ №39; - СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи. (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года №28) |
Назначение программы | Программа предназначена для обучающихся расстройствами аутистического спектра ( Вариант 8.4) |
Категория обучающихся | Учащиеся 1а" класса с тяжелой умственной отсталостью и расстройством аутистического спектра. |
Сроки освоения программы | 1 учебный год (сентябрь2021-май 2022г) |
Объем учебного времени | Рабочая программа рассчитана на 33 часа в соответствии с учебным планом филиала ОГКОУШ №39 |
Форма обучения | очная |
Режим уроков | 1 час в неделю |
Форма контроля | текущий контроль, промежуточное тестирование |
Пояснительная записка
Актуальность программы:
Ребенок с РАС, не владеющий вербальной речью, не доступен в плане общения со стороны окружающих, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи в ОГКОУШ № 39 обучение ребенка речи с использованием альтернативных средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения используются для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.
Основные задачи реализации содержания: Формирование разнообразных моделей общения с постепенным сокращением дистанции взаимодействия с окружающими, возможных форм визуального и тактильного контакта, способности проникать в эмоциональный смысл ситуации общения. Формирование коммуникативных навыков, включая использование средств альтернативной коммуникации.
Коррекционная работа в этой части связана с обучением по направлению «Общение». Приоритетной задачей коррекционной работы является обучение детей средствам коммуникации, в том числе, при необходимости, средствам альтернативной коммуникации. В процессе практического общения происходит обучение детей умению применять освоенные ими средства.
Техническое оснащение включает: предметы, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради и др.
Создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования;
обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП и организационных форм получения образования обучающимися РАС с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей;
Образование обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (вариант8.4), с ТМНР и РАС направлено на реализацию социальных требований к системе российского коррекционного образования: обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости коррекция нарушений развития и социальная адаптация указанных лиц в соответствии с основными направлениями совершенствования системы образования.
Процесс развития речи, активизация и расширение коммуникативных возможностей в доступных обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) пределах, выстраиваются путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях
Показателем усвоения обучающимися программы является динамика развития понимания обращенной к ребенку речи взрослого от непроизвольных невербальных проявлений до доступных альтернативных средств коммуникации в разнообразных ситуациях взаимодействия.
Итогом образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями является нормализация их жизни. Под нормализацией понимается такой образ жизни, который является привычным и необходимым для подавляющего большинство людей: жить в семье, решать вопросы повседневной жизнедеятельности, выполнять полезную трудовую деятельность, определять содержание своих увлечений и интересов, иметь возможность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.
Общим результатом образования такого обучающегося может стать набор компетенций, позволяющих соразмерно психическим и физическим возможностям максимально самостоятельно решать задачи, направленные на нормализацию его жизни. Иными словами, конечная цель специального образования: достижение учеником максимально возможной самостоятельности и независимой жизни как высокого качества социализации и предпосылки для самореализации в быстроменяющемся мире.
Цель: формирование опыта социального взаимодействия на основе доступных ребенку, средств невербальной коммуникации.
Задачи;
- выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации;
- овладение выбранным средством коммуникации;
- использование выбранного средства коммуникации для решения соответствующих возрасту житейских задач
Планируемые результаты освоения коррекционного курса
Предметные результаты:
Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов
Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя доступные и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения
Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач
Умение использовать предметы для выражения чувств, эмоций путем показа на них жестом, взглядом
Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека
Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях
Понимание смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв
Личностные результаты:
1. Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я»;
2. Социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;
3. Социально ориентированный взгляд на окружающий мир в органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей.
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
фиксирует взгляд на яркой игрушке;
фиксирует взгляд на движущей игрушке;
переключает взгляд с одного предмета на другой;
фиксирует взгляд на лице педагога;
фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
фиксирует взгляд на изображении;
фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
понимает жестовую инструкцию;
понимает инструкцию по пиктограммам;
выполняет стереотипную инструкцию, отрабатываемую на данном этапе обучения.
3) использование по назначению учебных материалов:
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
выполняет действие способом рука-в-руке;
подражает действиям, выполняемым педагогом;
последовательно
выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
2) от начала до конца:
при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
Содержание коррекционного курса
В содержании коррекционно-образовательной программы учтены общие специфические особенности психического развития детей, а также особенности развития тяжело и умеренно умственно отсталых детей, новые вариативные формы организации коррекции отклонений развития, а также необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с разными проявлениями патологии.
Разделы программы:
- Развитие речи средствами невербальной коммуникации
- Импрессивная речь
- Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации
- Чтение и письмо
- Глобальное чтение.
Содержание разделов коррекционно-образовательной программы включает:
- понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.);
- реагирование на собственное имя и узнавание (различение) имён членов семьи, педагогов;
- понимание слов, обозначающих предметы и обобщающие понятия (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.);
- понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.);
- понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.);
- понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.);
- понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.);
- понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.);
- понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении в, на, под, из, из-за и др.); - понимание простых предложений и сложных предложений;
- понимание содержания текста
Учебно-тематическое планирование (1час в неделю,33 часа в год)
Тема занятия | Кол-во часов | Сроки |
Диагностика (первичная) | 1 | |
Навыки учебного поведения | | |
Установление контакта педагога с ребенком | 1 | |
Формирование адекватного отношения к педагогу | 1 | |
Развитие умения фиксировать внимание на учебном материале и выполнять инструкции педагога | 1 | |
Развитие подражания | | |
Имитация основных движений .Имитация мелких и точных движений | 1 | |
Имитация действия с предметами | 1 | |
Имитация произносительных движений | 1 | |
Выполнение инструкций | | |
Обучение выполнения инструкции «Дай» | 1 | |
Обучение следовать инструкции «Покажи» | 1 | |
Обучение навыку подражания звукам и артикуляционным движениям | 1 | |
Импрессивная речь | | |
Обучение пониманию простых слов | 1 | |
Обучение откликаться на свое имя | 1 | |
Обучение названиям предметов (одежда, обувь, блюда, продукты, игрушки) | 1 | |
Экспрессивная речь | | |
Обучение называнию простых слов | 1 | |
Обучение называнию собственного имени | 1 | |
Работа над дыханием | | |
Упражнения на удлинение выдоха | 1 | |
Игровые упражнения дыхательной гимнастики Дыхательная гимнастика в стихах | 1 | |
Развитие мелкой и общей моторики | | |
Упражнения на повышение уровня активации Пассивная гимнастика (массаж) | 1 | |
Упражнения для кистей рук | 1 | |
Диагностика ( итоговая) | 1 | |
итого | 20ч | |
Материально-техническое обеспечение коррекционного курса «Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие (альтернативная коммуникация) »
Наборное полотно
Разрезная азбука
Разрезные карточки
- "Мир животных"
-Домашние животные
-Дикие животные России
-Животные жарких стран
-Животные холодных широт
- "Мир человека":
-Продукты питания
-Посуда
-Мебель
-Одежда и обувь
-Игрушки
-Транспорт
-Музыкальные инструменты
-Электроприборы
- "Мир растений" :
-Фрукты
-Овощи
-Садовые цветы
-Ягоды
Демонстрационные карточки "Дикие животные":
Демонстрационные карточки "Птицы России" :
Демонстрационные карточки "Домашние животные":
Демонстрационные карточки "Птицы домашние и декоративные":
Демонстрационные карточки "Овощи":
Демонстрационные карточки "Насекомые":
Демонстрационные карточки "Ягоды" :
Демонстрационные карточки "Цветы":
Демонстрационные карточки "Фрукты":
Демонстрационные карточки "Зима":
Демонстрационные карточки "Весна":
Демонстрационные карточки "Лето":
Демонстрационные карточки "Осень":
Наборы кукол би – ба – бо:
«Теремок»
«Репка»
« Три поросенка»
«Курочка Ряба»
«Колобок»
Наборы кукол для пальчикового театра:
«Волк и семеро козлят»
«Заюшкина избушка»
«Маша и медведь»
Лист внесения изменений в рабочей программе учебной дисциплины
Дата | Основание и внесение изменений | № листа | Содержание. | Утверждено |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |