Пояснительная записка
В самом общем виде сущность обучения детей с ограниченными возможностями здоровья состоит в развитии психических процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Как правило, эти ограничения впервые отчётливо проявляются и замечаются взрослыми, когда ребёнок приходит в школу. У такого ребёнка гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остаётся ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу) не позволяет школьнику полноценно осуществить напряжённую учебную деятельность: он очень быстро устаёт, истощается. Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащийся не в состоянии самостоятельно, без специальной психолого-педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы и быстро попадает в ряды хронически неуспевающих. Часто трудности в учении усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, вследствие чего ребёнок плохо овладевает навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь. Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребёнок самостоятельно, без специально организованной коррекционно-развивающей работы выйти не может.
В школе обучают умственно отсталых детей, главная цель этих учебных учреждений : научить детей читать, считать и писать; ориентироваться в социально-бытовых условиях. Учащиеся школы имеют стойкое нарушение памяти, внимания и мышления. Большинство учащихся требуют индивидуального подхода в связи с нарушениями в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере.
Данная программа состоит из серии специально организованных психолого-педагогических диагностик и коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
Цель программы: диагностика и развитие познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления) детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество, их персонализация и социализация.
Задачи программы: формирование полноценной социализированной личности ребенка с нарушением интеллектуального и психофизического развития через коррекционно-развивающее обучение и воспитание, направленное на личностное развитие, способствующее овладению необходимыми жизненно важными знаниями, умениями и навыками, успешной социальной адаптации.
Частные задачи программы: формирование положительной учебной мотивации, снятие эмоционального напряжения, развитие памяти, развитие внимания, развитие восприятия, развитие мышления.
В связи с этим решаются следующие задачи:
Повышение уровня развития мышления.
Повышение уровня развития восприятия.
Повышение уровня развития памяти.
Повышение уровня развития внимания.
Для реализации поставленных задач, работа осуществляется по основным направлениям: коррекционное, консультационное; просветительское, диагностическое, методическое.
Объём программы рассчитан на 102 часа. Продолжительность одного занятия – 40 минут.
Структура программы курса диагностики и коррекции включает в себя следующие разделы:
Диагностика и коррекция восприятия.
Диагностика и коррекция памяти.
Диагностика и коррекция мышления.
Диагностика и коррекция внимания.
Форма работы: индивидуальная, индивидуально-групповая. Занятия будут проходить в кабинете педагога-психолога.
Этапы реализации:
Психодиагностический.
Психокоррекционный.
Консультационный.
Аналитический.
Прогнозируемые результаты освоения программы:
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по психодиагностике и психокорреции, учащиеся должны повысить уровни развития внимания, памяти, мышления, восприятия.
Своевременная психолого-педагогическая помощь учащимся с интеллектуальной недостаточностью является необходимой предпосылкой их успешного обучения.
Содержание учебного материала
№ п/п | Наименование разделов, тем | Кол-во часов |
1. | Психолого-педагогическая диагностика | 16 |
2. | Развитие памяти | 20 |
3. | Развитие внимания | 16 |
4. | Развитие восприятия | 16 |
5. | Развитие мышления | 18 |
6. | Повторная психолого-педагогическая диагностика | 16 |
Итого: | 102 часа | |
Содержание учебного предмета
1.Восприятие (осмысленность, точность). | ребёнок выделяет существенное, ответы на соответствующие вопросы; точность или ошибки ребёнка. |
2. Мышление (обобщённость, логичность, гибкость). | улавливает ли общее в отдельных фактах? умеет ли выделить главное? умение подойти к одному и тому же материалу с разных сторон в зависимости от вопроса и выделить главное? улавливает ли общее в отдельных фактах? |
3.Внимание (сосредоточенность, отвлекаемость, устойчивость, распределение, переключение). | поглощённость деятельностью; разговоры, посторонние дела, ответы невпопад, длительность работы над объектом; выполняет свою работу и следит за её выполнением у товарища, у доски, скорость перехода от одного дела к другому. |
4. Память | произвольное запоминание – цель запоминания, непроизвольное запоминание – без цели к запоминанию, осмысленная – на внутренних смысловых связях, механическая – на внешних связях, воспроизведение – своими словами, примерами (осмысленное). |
5. Мотивация деятельности (наличие интересов, их активность, отношение к педагогу). | поднимает руку, задаёт вопросы, часто и подробно высказывается, вносит поправки, дополнения, возражения; добросовестен, прилежен; бездеятелен, занимается посторонними делами; реакция на требования педагога, похвалу, порицание. |
Учебно-тематический план.
№ урока | Тема урока |
| Психолого-педагогическая диагностика |
1-2 | Диагностика памяти («тест 10 слов»). |
3-4 | Тест на узнавание Когана. |
5-6 | Методика «Кактус» (эмоционально-личностная сфера ребёнка). |
7-8 | Тест «Третий лишний» (диагностика мышления). |
9-10 | Методика «Таблицы Шульте» (диагностика объёма внимания). |
11-12 | Методика «Простые аналогии» (диагностика мышления). |
13-14 | Методика «Кинетический рисунок семьи» (диагностика восприятия). |
15 | Методика «Заселение домика» (диагностика мышления). |
16 | Методика «Разрезные картинки» (диагностика восприятия). |
| Развитие памяти |
17-19 | «Развитие слуховой памяти.» |
20-22 | «Каскад слов.» |
23-25 | «Запоминание слов.» |
26-28 | «Что изменилось.» |
29-31 | «Цветной ряд.» |
32-34 | «Разрезанные картинки.» |
35-36 | «Словечки.» |
| Развитие внимания |
37-38 | «Имена.» |
39-42 | «Текст наоборот.» |
43-46 | «Исправь ошибки.» |
47-49 | «Фломастеры.» |
50-52 | «Нахождение слов.» |
| Развитие восприятия |
53-59 | «Найди отличия.» |
60-63 | «Угадай-ка.» |
64-65 | «Сравнение понятий.» |
66 | «Геометрические фигуры.» |
67-68 | «Спрятанные предметы.» |
| Развитие мышления |
69-70 | «Сравнение.» |
71-72 | «Что без чего не обойдётся?» |
73-74 | «Угадай по описанию.» |
75-77 | «Лабиринты.» |
78-79 | «Дорисуй.» |
80-83 | «Найди отличия.» |
84-86 | «Найди пару.» |
| Повторная психолого-педагогическая диагностика |
87-88 | Диагностика памяти («тест 10 слов»). |
89-90 | Тест на узнавание Когана. |
91-92 | Методика «Кактус» (эмоционально-личностная сфера ребёнка). |
93-94 | Тест «Третий лишний» (диагностика мышления). |
95-96 | Методика «Таблицы Шульте» (диагностика объёма внимания). |
97-98 | Методика «Простые аналогии» (диагностика мышления). |
99-100 | Методика «Кинетический рисунок семьи» (диагностика восприятия). |
101 | Методика «Заселение домика» (диагностика мышления). |
102 | Методика «Разрезные картинки» (диагностика восприятия). |
Структура коррекционно-развивающего занятия
Структура каждого коррекционно-развивающего занятия включает в себя следующие этапы:
1. Психологический настрой, который проводится с использованием аутогенной техники, позволяет предупредить и частично устранить состояние эмоционального дискомфорта и напряжения у детей, создаёт у них чувство уверенности в собственных силах. Этот этап проводится в начале каждого занятия.
- Я хочу учиться, я очень хочу учиться.
- Я готов работать.
- Я работаю.
2. Правила поведения на занятии – разрабатываются вместе с детьми в ходе беседы на первых занятиях, а на последующих кратко повторяются. Это позволяет создавать условия для формирования норм гуманного отношения, миролюбия, взаимопомощи; обеспечивать каждому ребёнку компенсаторную психологическую поддержку.
Осознание и соблюдение этих правил помогает создать в группе общую атмосферу доверия, дружеского расположения, дающую возможность раскрыться внутреннему миру ребёнка.
3. Сообщение цели занятия – этот этап создаёт положительную мотивацию, «готовит» ребёнка к предстоящей работе.
4. Упражнения, направленные на развитие познавательных процессов, – этот этап является «ядром» коррекционного занятия. Сложность заданий постепенно возрастает в ходе коррекционной работы, однако, переход к более трудным заданиям возможен лишь при достаточном усвоении текущего уровня упражнений. В частности, особенность зрительных диктантов, направленных на развитие оперативной памяти.
5. Психогимнастика используется на коррекционных занятиях вместо традиционных физкультминуток, так как именно психогимнастика показана детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, задержками в развитии. Такие «психагимнастические паузы» проводятся в середине занятия, что позволяет снять психоэмоциональное напряжение у детей, нормализовать мышечный тонус.
6. Рефлексия занятия – этот этап позволяет завершить работу на занятии, проанализировать и обсудить вместе с детьми, что было самым интересным и увлекательным, что вызвало особые затруднения.
Список литературы
1. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Проект - М, 1999г.
2. Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии // Дефектология. – 1997, №3
3. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 1995
4. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью - М., 2002.
5. Л.А.Метиева, Э.Я. Удалова. Развитие сенсорной сферы детей. – М., Просвещение, 2009
5. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1990
6.Маллер А.Р. Ребёнок с ограниченными возможностями - М., 1996.
7. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии - М., 2002.
8. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание, и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. - М., 2001.
9. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта / под ред. Бгажноковой И.М. – М., 2007
10. Обучение и развитие детей и подростков с глубокими умственными, множественными нарушениями. Под ред. А.М. Царева — Асков, 1999.
11.Сборник нормативных документов. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения. – М., 2001
12. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. - М., 2001.
13. Худенко Е.Д, и др. - Коррекция и развитие эмоционально- волевой сферы
у детей инвалидов-М, 2001.