СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по коррекционному курсу: "Предметно-практические действия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана для детей с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по коррекционному курсу: "Предметно-практические действия"»

Пояснительная записка


В самом общем виде сущность обучения детей с ограниченными возможностями здоровья состоит в развитии психических процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Как правило, эти ограничения впервые отчётливо проявляются и замечаются взрослыми, когда ребёнок приходит в школу. У такого ребёнка гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остаётся ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу) не позволяет школьнику полноценно осуществить напряжённую учебную деятельность: он очень быстро устаёт, истощается. Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащийся не в состоянии самостоятельно, без специальной психолого-педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы и быстро попадает в ряды хронически неуспевающих. Часто трудности в учении усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, вследствие чего ребёнок плохо овладевает навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь. Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребёнок самостоятельно, без специально организованной коррекционно-развивающей работы выйти не может.

В школе обучают умственно отсталых детей, главная цель этих учебных учреждений : научить детей читать, считать и писать; ориентироваться в социально-бытовых условиях. Учащиеся школы имеют стойкое нарушение памяти, внимания и мышления. Большинство учащихся требуют индивидуального подхода в связи с нарушениями в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере.

Данная программа состоит из серии специально организованных психолого-педагогических диагностик и коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

Цель программы: диагностика и развитие познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления) детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество, их персонализация и социализация.

Задачи программы: формирование полноценной социализированной личности ребенка с нарушением интеллектуального и психофизического развития через коррекционно-развивающее обучение и воспитание, направленное на личностное развитие, способствующее овладению необходимыми жизненно важными знаниями, умениями и навыками, успешной социальной адаптации.


Частные задачи программы: формирование положительной учебной мотивации, снятие эмоционального напряжения, развитие памяти, развитие внимания, развитие восприятия, развитие мышления.


В связи с этим решаются следующие задачи:

  1. Повышение уровня развития мышления.

  2. Повышение уровня развития восприятия.

  3. Повышение уровня развития памяти.

  4. Повышение уровня развития внимания.


Для реализации поставленных задач, работа осуществляется по основным направлениям: коррекционное, консультационное; просветительское, диагностическое, методическое.

Объём программы рассчитан на 102 часа. Продолжительность одного занятия – 40 минут.

Структура программы курса диагностики и коррекции включает в себя следующие разделы:

  1. Диагностика и коррекция восприятия.

  2. Диагностика и коррекция памяти.

  3. Диагностика и коррекция мышления.

  4. Диагностика и коррекция внимания.

Форма работы: индивидуальная, индивидуально-групповая. Занятия будут проходить в кабинете педагога-психолога.

Этапы реализации:

  1. Психодиагностический.

  2. Психокоррекционный.

  3. Консультационный.

  4. Аналитический.

Прогнозируемые результаты освоения программы:

В результате целенаправленной деятельности на занятиях по психодиагностике и психокорреции, учащиеся должны повысить уровни развития внимания, памяти, мышления, восприятия.

Своевременная психолого-педагогическая помощь учащимся с интеллектуальной недостаточностью является необходимой предпосылкой их успешного обучения.


Содержание учебного материала


п/п

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

1.

Психолого-педагогическая диагностика

16

2.

Развитие памяти

20

3.

Развитие внимания

16

4.

Развитие восприятия

16

5.

Развитие мышления

18

6.

Повторная психолого-педагогическая диагностика

16

Итого:

102 часа












Содержание учебного предмета


1.Восприятие (осмысленность, точность).

ребёнок выделяет существенное, ответы на соответствующие вопросы; точность или ошибки ребёнка.

2. Мышление (обобщённость, логичность, гибкость).

улавливает ли общее в отдельных фактах? умеет ли выделить главное? умение подойти к одному и тому же материалу с разных сторон в зависимости от вопроса и выделить главное? улавливает ли общее в отдельных фактах?

3.Внимание (сосредоточенность, отвлекаемость, устойчивость, распределение, переключение).

поглощённость деятельностью; разговоры, посторонние дела, ответы невпопад, длительность работы над объектом; выполняет свою работу и следит за её выполнением у товарища, у доски, скорость перехода от одного дела к другому.

4. Память

произвольное запоминание – цель запоминания, непроизвольное запоминание – без цели к запоминанию, осмысленная – на внутренних смысловых связях, механическая – на внешних связях, воспроизведение – своими словами, примерами (осмысленное).

5. Мотивация деятельности (наличие интересов, их активность, отношение к педагогу).

поднимает руку, задаёт вопросы, часто и подробно высказывается, вносит поправки, дополнения, возражения; добросовестен, прилежен; бездеятелен, занимается посторонними делами; реакция на требования педагога, похвалу, порицание.












Учебно-тематический план.

урока

Тема урока


Психолого-педагогическая диагностика

1-2

Диагностика памяти («тест 10 слов»).

3-4

Тест на узнавание Когана.

5-6

Методика «Кактус» (эмоционально-личностная сфера ребёнка).

7-8

Тест «Третий лишний» (диагностика мышления).

9-10

Методика «Таблицы Шульте» (диагностика объёма внимания).

11-12

Методика «Простые аналогии» (диагностика мышления).

13-14

Методика «Кинетический рисунок семьи» (диагностика восприятия).

15

Методика «Заселение домика» (диагностика мышления).

16

Методика «Разрезные картинки» (диагностика восприятия).


Развитие памяти

17-19

«Развитие слуховой памяти.»

20-22

«Каскад слов.»

23-25

«Запоминание слов.»

26-28

«Что изменилось.»

29-31

«Цветной ряд.»

32-34

«Разрезанные картинки.»

35-36

«Словечки.»


Развитие внимания


37-38

«Имена.»

39-42

«Текст наоборот.»

43-46

«Исправь ошибки.»

47-49

«Фломастеры.»

50-52

«Нахождение слов.»


Развитие восприятия

53-59

«Найди отличия.»

60-63

«Угадай-ка.»

64-65

«Сравнение понятий.»

66

«Геометрические фигуры.»

67-68

«Спрятанные предметы.»


Развитие мышления

69-70

«Сравнение.»

71-72

«Что без чего не обойдётся?»

73-74

«Угадай по описанию.»

75-77

«Лабиринты.»

78-79

«Дорисуй.»

80-83

«Найди отличия.»

84-86

«Найди пару.»


Повторная психолого-педагогическая диагностика

87-88

Диагностика памяти («тест 10 слов»).

89-90

Тест на узнавание Когана.

91-92

Методика «Кактус» (эмоционально-личностная сфера ребёнка).

93-94

Тест «Третий лишний» (диагностика мышления).

95-96

Методика «Таблицы Шульте» (диагностика объёма внимания).

97-98

Методика «Простые аналогии» (диагностика мышления).

99-100

Методика «Кинетический рисунок семьи» (диагностика восприятия).

101

Методика «Заселение домика» (диагностика мышления).

102

Методика «Разрезные картинки» (диагностика восприятия).

























Структура коррекционно-развивающего занятия

Структура каждого коррекционно-развивающего занятия включает в себя следующие этапы:

1. Психологический настрой, который проводится с использованием аутогенной техники, позволяет предупредить и частично устранить состояние эмоционального дискомфорта и напряжения у детей, создаёт у них чувство уверенности в собственных силах. Этот этап проводится в начале каждого занятия.

- Я хочу учиться, я очень хочу учиться.

- Я готов работать.

- Я работаю.

2. Правила поведения на занятии – разрабатываются вместе с детьми в ходе беседы на первых занятиях, а на последующих кратко повторяются. Это позволяет создавать условия для формирования норм гуманного отношения, миролюбия, взаимопомощи; обеспечивать каждому ребёнку компенсаторную психологическую поддержку.

Осознание и соблюдение этих правил помогает создать в группе общую атмосферу доверия, дружеского расположения, дающую возможность раскрыться внутреннему миру ребёнка.

3. Сообщение цели занятия – этот этап создаёт положительную мотивацию, «готовит» ребёнка к предстоящей работе.

4. Упражнения, направленные на развитие познавательных процессов, – этот этап является «ядром» коррекционного занятия. Сложность заданий постепенно возрастает в ходе коррекционной работы, однако, переход к более трудным заданиям возможен лишь при достаточном усвоении текущего уровня упражнений. В частности, особенность зрительных диктантов, направленных на развитие оперативной памяти.

5. Психогимнастика используется на коррекционных занятиях вместо традиционных физкультминуток, так как именно психогимнастика показана детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, задержками в развитии. Такие «психагимнастические паузы» проводятся в середине занятия, что позволяет снять психоэмоциональное напряжение у детей, нормализовать мышечный тонус.

6. Рефлексия занятия – этот этап позволяет завершить работу на занятии, проанализировать и обсудить вместе с детьми, что было самым интересным и увлекательным, что вызвало особые затруднения.





Список литературы

1. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Проект - М, 1999г.

2. Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии // Дефектология. – 1997, №3

3. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 1995

4. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью - М., 2002.

5. Л.А.Метиева, Э.Я. Удалова. Развитие сенсорной сферы детей. – М., Просвещение, 2009

5. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1990

6.Маллер А.Р. Ребёнок с ограниченными возможностями - М., 1996.

7. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии - М., 2002.

8. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание, и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. - М., 2001.

9. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта / под ред. Бгажноковой И.М. – М., 2007

10. Обучение и развитие детей и подростков с глубокими умственными, множественными нарушениями. Под ред. А.М. Царева — Асков, 1999.

11.Сборник нормативных документов. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения. – М., 2001

12. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. - М., 2001.

13. Худенко Е.Д, и др. - Коррекция и развитие эмоционально- волевой сферы
у детей инвалидов-М, 2001.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!