СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекционному курсу "Путешествие в страну Геометрию"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс относится к научно-познавательной деятельности, служит для раскрытия и реализации познавательных способностей учащихся Курс предназначен для обучающихся 6 класса. Курс позволяет обучающимся ознакомиться  со многими  важнейшими вопросами математики на данном этапе обучения, расширить представление о геометрии как о науке. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, усилит  интерес учащихся к познавательной деятельности, будет способствовать общему интеллектуальному развитию.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекционному курсу "Путешествие в страну Геометрию"»

ГОУ ЯО «Центр помощи детям»

Школа дистанционного обучения



Рассмотрено

на заседании ППк



Согласовано

Методист

_______________


г

УТВЕРЖДАЮ

И.о. директора


______________

19




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по коррекционному курсу

Путешествие в страну Геометрию







Родикова Татьяна Николаевна, учитель математики








Ярославль, 2019

Пояснительная записка



Рабочая программа основного общего образования по коррекционному курсу составлена на основе:

  • Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 734 от 17 июля 2015 г. «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программа начального, общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от30 августа 2013 г. № 1015»;

  • «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897

  • «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26

  • С учетом особенностей образовательного процесса в Школе дистанционного обучения ГОУ ЯО «Центр помощи детям», рекомендациями ПМПК ГОУ ЯО «Центр помощи детям».



Место коррекционного курса в учебном плане


В учебном плане образовательной программы основного общего образования находиться в части формируемой участниками образовательных отношений в разделе «Внеурочная деятельность, включая коррекционно - развивающую область» На коррекционный курс в 6 классе отводится 35 часов (1 час в неделю).

Результаты коррекционной работы:

С обучающимися с ЗПР:

1. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях:

  • в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;

  • в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи;

  • в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;

  • способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные занятия и соответствовать общему темпу занятий.

2. Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся:

  • в расширении знаний правил коммуникации;

  • в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);

  • в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;

  • в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;

  • в умении получать и уточнять информацию от собеседника;

  • в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами;

  • способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и в других ситуациях общения, умение передавать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком, умение задавать вопросы;

  • в освоении культурных форм выражения своих чувств.

3. Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляющаяся:

  • в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности;

  • в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;

  • в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;

  • в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе;

  • в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы;

  • в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности;

  • в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;

  • способность к наблюдательности, умение замечать новое;

  • овладение эффективными способами учебно-познавательной и предметно-практической деятельности;

  • стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметно-практической деятельности;

  • умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия; определять и сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех этапах деятельности; осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности; оценивать процесс и результат деятельности.

Для обучающихся НОДА:

1. Психологическая коррекция познавательных процессов:

- Развитие у обучающегося любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность.

-Умение самостоятельно конструировать по моделям, использовать пространственные и метрические признаки предметов, использование словесного обозначения пространственных отношений.

- Увеличение объема произвольной памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальности.

- Умение обучающегося выделить, осознать и принять цели действия.

- Умение планировать свою деятельность по времени и содержанию.

- Умение контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы.

- Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи.

2. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений:

- Смягчение эмоционального дискомфорта ребенка, повышение активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, такими, как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность, эмоциональная отгороженность.

- Модифицирование эмоциональных отношений и переживаний ребенка, способов реагирования на отношение к нему окружающих.

- Умение самостоятельно находить нужные формы эмоционального реагирования и управлять ими.

- Практические умения саморегуляции, включающие выработку навыков управления вниманием, регуляции ритма дыхания и мышечного тонуса.

3. Психологическая коррекция социально-психологических проявлений:

- Уменьшение ореола исключительности психологических проблем.

- Умение получить эмоциональную поддержку от сверстников, имеющих общие проблемы и цели.

- Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор.

- Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д. Умение получать и уточнять информацию от собеседника.

4. Коррекция нарушений речи:

- Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию (вербальную, невербальную) как средство достижения цели.

- Умение передать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком. Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми.


Содержание коррекционного курса

  1. Введение. История развития геометрии. Инструменты для построений и измерений в геометрии.

  2. Простейшие геометрические фигуры. Наглядные представления о фигурах на плоскости: прямая, отрезок, луч, угол, ломаная. Длина отрезка, длина ломаной. Единицы измерения длины. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины. Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Биссектриса угла. Вертикальные и смежные углы.

  3. Взаимное расположение прямых. Параллельные и перпендикулярные прямые на плоскости и в пространстве. Построение параллельных и перпендикулярных прямых с помощью линейки и чертежного угольника. Построение прямой, параллельной или перпендикулярной данной прямой, с помощью циркуля и линейки. Скрещивающиеся прямые. Параллельные, перпендикулярные и скрещивающиеся ребра куба.

  4. Треугольники. Виды треугольников. Построение треугольников с помощью транспортира, циркуля и линейки.

  5. Окружность. Окружность и круг: центр, радиус, диаметр. Одно важное свойство окружности: вписанный прямоугольный треугольник; вписанный и центральный угол. Правильный многоугольник, вписанный в окружность.

  6. Симметрия. Зеркальное отражение. Получение изображений при зеркальном отражении от одного и нескольких зеркал. Осевая симметрия. Зеркальная симметрия как частный случай осевой. Центральная симметрия. Использование кальки для получения центрально-симметричных фигур. Бордюры. Бордюры — линейные орнаменты. Получение симметричных фигур: трафареты, орнаменты, бордюры. Применение параллельного переноса, зеркальной симметрии (с вертикальной и горизонтальной осями), поворота и центральной симметрии. Орнаменты. Плоские орнаменты — паркеты. Выделение ячейки орнамента. Построение орнаментов и паркетов Симметрия помогает решать задачи. Построение фигур при осевой симметрии. Расстояние от точки до прямой. Свойство касательной к окружности.

  7. Занимательная геометрия. Топологические опыты. Лист Мебиуса. Опыты с листом Мебиуса. Вычерчивание геометрических фигур одним росчерком. Граф, узлы графа. Возможность построения графа одним росчерком. Геометрический тренинг. Занимательные задачи на подсчет геометрических фигур в различных плоских конфигурациях. Задачи со спичками. Занимательные задачи на составление геометрических фигур из спичек. Трансформация фигур при перекладывании спичек. Оригами. Складывание фигур из бумаги по схеме. Замечательные кривые. Конические сечения конуса: эллипс, окружность, гипербола, парабола. Спираль Архимеда. Синусоида. Кардиоида. Циклоида. Гипоциклоида. Лабиринты. Истории лабиринтов. Способы решений задач с лабиринтами: метод проб и ошибок, метод зачеркивания тупиков, правило одной руки.

  8. Координаты. Определение местонахождения объектов на географической карте. Определение положения корабля в игре ≪Морской бой≫. Координатная плоскость. Координаты точки на плоскости. Полярные координаты: угол и расстояние. Декартова система координат в пространстве.

  9. Правильные многогранники. Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, сфера, конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур на плоскости. Примеры сечений.

  10. Параллелограммы. Параллелограмм, ромб, прямоугольник. Некоторые свойства параллелограммов. Получение параллельных и перпендикулярных прямых с помощью перегибания листа. Свойства квадрата и прямоугольника, полученные перегибанием листа. Золотое сечение.

  11. Понятие площади фигуры; единицы измерения площади. Площадь прямоугольника, квадрата. Приближенные измерения площадей фигур на клетчатой бумаге. Равновеликие и равносоставленные фигуры.

  12. Понятие объема, единицы объема. Объем прямоугольного параллелепипеда, куба. Понятие о равенстве фигур.



Календарно-тематическое планирование


урока

Дата проведения

Тема занятия

Характеристика основных видов деятельности ученика

План

Факт

1.



Первые шаги в геометрии

История развития геометрии. Инструменты для построений и измерений в геометрии

Измерять с помощью инструментов и сравнивать длины отрезков и величины углов. Строить отрезки заданной длины с помощью линейки и циркуля и углы заданной величины с помощью транспортира. Выражать одни единицы измерения длин через другие

2.



Простейшие геометрические фигуры

Геометрические понятия: точка, прямая, отрезок, луч, угол. Виды углов: острый, прямой, тупой, развернутый.

Распознавать, называть и строить геометрические фигуры (точку, прямую, отрезок, луч, угол), виды углов (острый, прямой, тупой, развернутый)

3.



Измерение углов с помощью транспортира. Диагональ квадрата. Биссектриса угла

Измерять с помощью транспортира углы. Строить биссектрису на глаз и с помощью транспортира

4.



Смежные и вертикальные углы

Распознавать, называть, строить и вычислять вертикальные и смежные углы.

5.



Параллельность и перпендикулярность.

Параллельные и перпендикулярные прямые на плоскости и в пространстве. Построение параллельных и перпендикулярных прямых с помощью линейки и чертежного угольника.

Распознавать взаимное расположение прямых (пересекающихся, параллельных, перпендикулярных) в пространстве. Приводить примеры расположения прямых на кубе. Строить параллельные и перпендикулярные прямые с помощью циркуля и линейки

6.



Построение прямой, параллельной и перпендикулярной данной, с помощью циркуля и линейки.

Строить параллельные и перпендикулярные прямые

7.



Скрещивающиеся прямые. Параллельные, перпендикулярные и скрещивающиеся ребра куба.

Распознавать скрещивающиеся прямые

8.



Треугольник

Многоугольник. Треугольник: вершины, стороны, углы. Виды треугольников (разносторонний, равнобедренный, равносторонний, остроугольный, прямоугольный, тупоугольный).

Распознавать на чертежах, изображать прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, равнобедренный, равносторонний, разносторонний треугольники.

9.



Построение треугольников (по двум сторонам и углу между ними, по стороне и двум углам, по трем сторонам) с помощью транспортира, циркуля и линейки

Строить треугольник (по двум сторонам и углу между ними, по стороне и двум углам по трем сторонам) с помощью транспортира, циркуля и линейки.

10.



Окружность

Окружность и круг: центр, радиус, диаметр.

Распознавать на чертежах и называть окружность и ее элементы (центр, радиус, диаметр). Изображать окружность.

11.



Одно важное свойство окружности

Вписанный прямоугольный треугольник. Вписанный и центральный угол

Решать задачи на нахождение длины отрезка, периметра многоугольника, градусной меры угла, площади прямоугольника и объема куба

12.



Правильный многоугольник, вписанный в окружность

Распознавать правильный многоугольник, вписанный в окружность. Строить правильные многоугольники с помощью циркуля и транспортира.

13.



Замечательные кривые

Конические сечения конуса: эллипс, окружность, гипербола, парабола. Спираль Архимеда. Синусоида. Кардиоида. Циклоида. Гипоциклоида

Строить замечательные кривые (эллипс, окружность, гиперболу, параболу, спираль Архимеда, синусоиду, кардиоиду, циклоиду и др.) от руки с помощью вспомогательных средств

14.



Зеркальное отражение

Получение изображений при зеркальном отражении от одного и нескольких зеркал

Наблюдать за изменением объекта при зеркальном отображении. Строить объекты при зеркальном отображении.

15.



Симметрия

Осевая симметрия. Зеркальная симметрия как частный случай осевой.

Находить в окружающем мире плоские и пространственные симметричные фигуры.

16.



Симметрия

Центральная симметрия. Использование кальки для получения центрально-симметричных фигур

Строить центрально-симметричные фигуры с помощью кальки. Определять на глаз число осей симметрии фигуры

17.



Бордюры

Бордюры — линейные орнаменты. Получение симметричных фигур: трафареты, орнаменты, бордюры. Применение параллельного переноса, зеркальной симметрии (с вертикальной и горизонтальной осями), поворота и центральной симметрии

Конструировать бордюры, изображая их от руки и с помощью инструментов. Применять геометрические преобразования для построения бордюров

18.



Орнаменты

Плоские орнаменты — паркеты. Выделение ячейки орнамента. Построение орнаментов и паркетов

Конструировать орнаменты, изображая их от руки и с помощью инструментов. Использовать геометрические преобразования для составления паркета

19.



Симметрия помогает решать задачи

Построение фигур при осевой симметрии. Расстояние от точки до прямой. Свойство касательной к окружности.

Строить фигуры при осевой симметрии, строить рисунок к задаче, выполнять дополнительные построения

20.



Топологические опыты

Лист Мебиуса. Опыты с листом Мебиуса. Вычерчивание геометрических фигур одним росчерком. Граф, узлы графа. Возможность построения графа одним росчерком

Строить геометрические фигуры от руки. Исследовать и описывать свойства фигур, используя эксперимент, наблюдение, измерение и моделирование. Рисовать графы, соответствующие задаче

21.



Геометрический тренинг

Занимательные задачи на подсчет геометрических фигур в различных плоских конфигурациях

Распознавать геометрические фигуры в сложных конфигурациях. Вычленять из чертежа отдельные элементы

22.



Задачи со спичками

Занимательные задачи на составление геометрических фигур из спичек. Трансформация фигур при перекладывании спичек

Конструировать фигуры из спичек. Исследовать и описывать свойства фигур, используя эксперимент, наблюдение, измерение и моделирование

23.



Оригами

Складывание фигур из бумаги по схеме

Конструировать заданные объекты из бумаги. Работать по предписанию, читать чертежи и схемы

24.



Лабиринты

Истории лабиринтов. Способы решений задач с лабиринтами: метод проб и ошибок, метод зачеркивания тупиков, правило одной руки

Решать задачи с помощью методов: проб и ошибок, зачеркивания тупиков и правила одной руки. Применять методы прохождения лабиринтов

25. - 26.



Координаты, координаты, координаты...

Определение местонахождения объектов на географической карте. Определение положения корабля в игре ≪Морской бой≫. Координатная плоскость. Координаты точки на плоскости. Полярные координаты: угол и расстояние. Декартова система координат в пространстве. Находить координаты точки и строить точку по ее координатам на плоскости

27.



Правильные многогранники.

Тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр, икосаэдр. Формула Эйлера. Развертки правильных многогранников

Различать и называть правильные многогранники. Вычислять по формуле Эйлера. Изготавливать некоторые правильные многогранники из их разверток

28.



Пирамида.

Правильная треугольная пирамида (тетраэдр). Развертка пирамиды.

Распознавать и называть пирамиду и его элементы (вершины, ребра, грани). Распознавать пирамиду по его развертке. Изготавливать ее из развертки. Приводить примеры предметов из окружающего мира, имеющих форму пирамиды.

29.



Геометрические головоломки.

Игра ≪Танграм≫. Составление заданных многоугольников из ограниченного числа фигур

Конструировать заданные фигуры из плоских геометрических фигур

30.



Фигурки из кубиков и их частей

Метод трех проекций пространственных тел. Составление куба из многогранников. Сечения куба

Конструировать тела из кубиков. Рассматривать простейшие сечения пространственных фигур, получаемые путем предметного моделирования, определять их вид. Соотносить пространственные фигуры с их проекциями на плоскость.

31. – 32.



Параллелограммы

Параллелограмм, ромб, прямоугольник. Некоторые свойства параллелограммов. Получение параллельных и перпендикулярных прямых с помощью перегибания листа. Свойства квадрата и прямоугольника, полученные перегибанием листа. Золотое сечение

Моделирование параллельных и перпендикулярных прямых с помощью листа бумаги. Исследовать и описывать свойства ромба, квадрата и прямоугольника, используя эксперимент, наблюдение, измерение и моделирование

33.



Вычисление длины, площади и объема.

Нахождение площади фигуры с помощью палетки, объема тела с помощью единичных кубиков. Равносоставленные и равновеликие фигуры. Площадь прямоугольника. Объем прямоугольного параллелепипеда

Вычислять площади прямоугольника и квадрата, используя формулы. Вычислять объем куба и прямоугольного параллелепипеда по формулам. Выражать одни единицы площади и объема через другие

34.



Геометрия клетчатой бумаги

Построения перпендикуляра к отрезку с помощью линейки. Построение окружности на клетчатой бумаге. Построение прямоугольного треугольника и квадрата по заданной площади

Применять свойства фигур при решении задач на клетчатой бумаге. Строить фигуры на клетчатой бумаге с учетом их свойств. Использовать клетчатую бумагу как палетку

35.



Задачи, головоломки, игры

Выделять в условии задачи данные, необходимые для решения задачи, строить логическую цепочку рассуждений, сопоставлять полученный результат с условием задачи


Темы учебных проектов и исследований

  1. Фотоальбом ≪Симметрия в архитектуре и искусстве≫.

  2. Фотоальбом ≪Симметрия в природе≫.

  3. Геометрия в народном устном творчестве. Сборник пословиц (поговорок, загадок) об измерении длины, площади, объема.

  4. Природные многогранники.

  5. История треугольника.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!