СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по краеведению 1-4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программма по краеведению расчитана на 4 года. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по краеведению 1-4 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 189







«Утверждено»

Директор МБОУ СОШ № 189

___________ /Шаталов Е.В../

Приказ № ______ от

«___» _______________ 2014г.







  1. Образовательная программа

  2. дополнительного образования детей

  3. по краеведению

  4. «Мой Новосибирск родной»

  5. (1 – 4 класс)

  6. Срок реализации- 4 года


  1. Автор:

  2. учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 189 г. Новосибирска

Шамова Елена Сергеевна.






  1. г. Новосибирск

  2. 2014 г.

  3. Пояснительная записка

Программа курса по краеведению «Мой Новосибирск родной» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.

Материал по краеведению является богатым источником, дающим возможность восполнить те пробелы в воспитательной работе, которые возникли в последнее время. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного города, к культурно-историческому наследию предков. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой родился и рос.

Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком связи своей малой Родины с Россией, причастности ко всем процессам, происходящим в родном городе, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости. В этом актуальность программы.

Содержание и построение программы обеспечивает преимущественное внимание к изучению своего города, способствует воспитанию любви к Родине, играет большую роль в экологическом воспитании. На занятиях у учащихся формирует­ся образное представление о прошлом родного города. Они учатся видеть историю вокруг себя: в домах, кото­рые их окружают; в предметах быта, в названиях улиц, на кото­рых они живут; в памятниках истории и культуры, знакомых им с раннего детства. Учащиеся познают прошлое и настоящее, со­вершая экскурсии по городу, в местные музеи, обращаясь к раз­личным историческим источникам, архивным документам.

Программа призвана дать достаточно полное, целостное представление об историческом прошлом нашего города, и нацелена на выработку у учащихся навыка работать со всеми важнейшими источниками краеведческой информации – справочными и учебными пособиями, картами, рукописными материалами, фото, иллюстрациями, художественной литературой.

В процессе преподавания курса рекомендуется проводить занятия - путешествия, встречи, викторины, конкурсы, экскурсии по городу, в парки, музеи, походы. Учащиеся учатся готовить сообщения, защищать проекты, использовать при работе над краеведческим материалом атлас России и Ставропольского края.

Предлагаемая программа построена на местном материале так, чтобы перед школьниками стояла всегда ближайшая и доступная им цель – экскурсия к интересному объекту, поход выходного дня, участие в мероприятии. Одновременно следует добиваться, чтобы учащиеся понимали, что основной целью их занятий является изучение родного края и города. Содержание постепенно усложняется: от бесед о родном городе можно переходить к простейшим краеведческим исследованиям. Такое построение и тематическая цельность программы помогают обеспечить прочность усвоения материала.

На протяжении всего курса обучения, обогащая свою память, учащиеся знакомятся с историей и богатствами своего города, его многонациональным населением, с художественным наследием русского народа. Материал по краеведению может использоваться в рамках других дисциплин, таких как русский язык, литературное чтение, окружающий мир, математика. Он неразрывно связан с уроками изобразительного искусства и художественного труда, музыки, физической культуры, что способствует общекультурному развитию младшего школьника.

В основу разработки содержания программы взяты ведущие дидактические принципы, актуальные для современного школьного образования:

  • принцип общего развития каждого ребёнка на основе его индивидуальных возможностей;

  • принцип обучения каждого ребёнка в зоне его ближайшего развития;

  • принцип непрерывного развития каждого ребёнка;

  • принцип тематизма;

  • принцип последовательности;

  • принцип культуросообразности;

  • принцип деятельностного подхода.

Программа носит образовательный, общекультурный, деятельностный характер.

Курс рассчитан на 4 года обучения, 33 часа в год в 1 классе и 34 часа – во 2-4-х классах.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Преподавание курса ведется по направлениям:

1 класс - «Моя малая родина»,

2 класс – «Культурный Новосибирск»,

3 класс – «Удивительное рядом»,

4 класс – «История родного города».

Объект изучениягород: его социальная, культурная, а также природная среда. (Это свой микрорайон, административный район города, город).

Новизна программы заключается в систематическом дополнительном краеведческом образовании, начинающемся с первого класса. Дети начинают учиться читать, писать, считать, и вместе с тем, изучают историю родного города, края. Содержание программы составлено таким образом, чтобы обеспечить единство интеллектуального и эмоционального восприятия учащимися значимости нашего региона для России в сочетании с практической деятельностью по ее улучшению. Учащиеся, занимающиеся по программе «Мой Новосибирск родной», получают не только знания по истории города, края, но и элементарные умения и навыки краеведческой работы, а также могут выполнять конкретные несложные практические задания. Главное – у детей формируется устойчивый интерес к познанию и исследованию родного города и края.


Цель и задачи программы:

Цель – способствовать воспитанию патриотических чувств к родному городу, краю, стране, формированию патриотического сознания учащихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям.

Задачи программы:

 Обучающие задачи:

- расширить представления учащихся о родном городе, крае;

- сформировать у детей уважительное отношение к своей «малой родине»;

- сформировать умения и навыки природоохранной деятельности;

Развивающие задачи

- развивать мышление, наблюдательность, внимание, память;

- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки;

- развивать мотивацию к сохранению исторических и культурных ценностей;

Воспитательные задачи:

- развивать интерес к изучению родного города и края;

- содействовать гармоничному развитию личности, совершенствованию духовных и физических потребностей, повышению культуры мышления у школьников;

- воспитывать в каждом учащемся активную гражданскую позицию и любовь к Родине;

- сформировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивацию к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Основные методы работы

  • словесные методы: рассказ, беседа, обсуждения, встречи, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы, наблюдения, записи и фотографирование во время экскурсий.

Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

Формы работы

- сбор материалов, отражающих историю города, школы; - работа с историческим источником с целью получения необходимой информации;

- подбор материалов для проведения экскурсий, составление экскурсионного материала;

- проведение тематических экскурсий, походов, прогулок; - организация встреч с интересными людьми; - проведение пеших экскурсий по родному городу, отражающих историю улиц, памятных мест; - подготовка тематических мероприятий, посвященных юбилейным событиям;

- участие в конкурсах, посвященных изучению истории родного города; - семейные праздники; - презентации индивидуальных и коллективных проектов; - выставки поделок, рисунков, альбомов; - просмотр видеоматериалов.

Принципиальное изменение форм организации заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства.

Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо – туристические технологии, проектные технологии.

Программа “Мой Новосибирск родной” предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: разноуровневые тестовые работы, отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.

Планируемые результаты на конец первого года обучения:

-знать фамилию, имя, отчество родителей и родственников;

-знать место работы родителей;

-знать адрес школы, дорогу в школу и домой;

-знать свой микрорайон;

-уметь пользоваться школьной библиотекой;

-знать правила поведения в городе и на природе;

-иметь общее представление о местоположении города Новосибирска на карте края;

-знать достопримечательности родного города.

По завершении 2 года обучения дети должны знать и уметь:

-знать имена выдающихся людей, внёсших большой вклад в развитие Новосибирска;

- легенды, обычаи предков, игры, праздники, элементы фольклора и народного творчества;

-знать историю зарождения города Новосибирска;

-знать культурные места Новосибирска (музеи, театры,кинотеатры)


По завершении 3 года обучения дети должны знать и уметь:

-иметь представление о географических особенностях Новосибирской области;

-знать историю зарождения районов Новосибирска;

-знать реки и озёра, находящиеся в зоне города и вблизи него;

-знать опасные и ядовитые растения, растущие в Новосибирской области;

-знать основные лекарственные растения нашего региона и уметь их применять;

- иметь общее представление о растительном и животном мире города;

- отличать полезные ископаемые, растения и животных города по внешнему виду и описанию;

-иметь представление о проблемах экологии Новосибирска.


По завершении 4 года обучения дети должны знать и уметь:

-уметь найти Новосибирскую область на карте России, показать границы края, назвать соседние республики, области, края;

-знать историю создания Новосибирска;

-основные сведения по истории и географии НСО;

- этапы развития города Новосибирска;

-знать предприятия и учебно-культурные заведения;

-знать исторические места города;

-знать традиции города.











1класс

Моя малая родина


Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь.

Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром.

Содержание курса первого года обучения содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с городом.

При подготовке к урокам детям предлагается заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома, где и в каком качестве трудятся их родители, близкие. Занятия проводятся на основе рассказов учащихся о своем доме, о его отличительных чертах, достоинствах и недостатках Данные выступления на усмотрение учителя могут сопровождаться рисунками ребят, выполненных в реалистичном или сказочном преставлении (зависит от фантазии учеников). Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи.

Используются конкурсы рисунков, беседы, экскурсии в краеведческий музей, просмотр компьютерных презентаций. Это прививает любовь к родному городу, воспитывает патриотизм через осознание ребёнком сопричастности к истории своего города, воспитывает гордость за свою Малую Родину.

        1. Календарно- тематическое планирование.

п\п

Раздел Тема

Количество часов

Теория

Практика

Знакомство.

1

Введение. Техника безопасности.



2

Я и мое имя.

1


3

Моя фамилия.

1

1

Моя семья

4

Моя семья.

1


5

Семейное дерево

1

1

6

Я учусь у бабушки.

1


7

Я учусь у дедушки

1


8

Календарь семейных праздников.

1


9

Стенгазета в нашем доме.

1

1

Мир моего города

10

Мой дом.

1


11

Моя школа.

1


12

Мой друг.

1


13

Моя улица.

1


14

Мой район и город.

1

1

15

Болезни города.

1

1

16

Город и горожане.

1

1

17

Правила горожанина – новосибирца.

1


Рождение города

18

На берегах Оби.

1


19

Герб и флаг Новосибирска.

1


20

Главная улица Новосибирска.

1

1

21

Интересные памятники города.

1

1

22

Широка и велика Обь – река.

1


Любимый город

23

Настоящий новосибирец.

1

1

24

День Рождения.

1


25

Обобщающий урок.

1



























Содержание программы 1 года обучения


Раздел I. Знакомство

Занятия этого раздела проходят в форме бесед детей и педагога, а также игрового персонажа «Городовичка». Ребята рассказывают о себе и своей семье, своих друзьях, любимых занятиях. «Городовичок» предлагает детям различные игровые ситуации, в которых ребята находят свое решение, что помогает детям лучше узнать друг друга.

Большое внимание уделяется продуктивной творческой деятельности учащихся.

Во время занятий создаются выставки рисунков «Мой портрет», «Моя семья», «Мой друг», открыток «Подарок другу».

Вводное занятие. Техника безопасности

Основные цели, задачи и содержание программы «Мой Новосибирск».

Правила поведения учащихся на занятиях, экскурсиях, необходимость соблюдения правил дорожного движения, безопасные подходы к образовательному учреждению.


Тема 1 Я и мое имя.

Теория: Представление детей (свое имя, возраст). Знакомство с Городовичком. Рассказы детей о том, что обозначает их имя.

Практика:

Дидактические игры: «Знакомство», «Мой характер».

Игры на развитие познавательных интересов: «Проблемная ситуация», «Придумай вопрос».

Подвижная игра «Приветствия».

Знакомство с рабочей тетрадью «Мой любимый город» (далее рабочая тетрадь).

Творческое задание: «Мой портрет» (рисунок). Выставка рисунков «Мой портрет». Рассказ о себе. Выполнение задания в рабочей тетради.


Тема 2 Моя фамилия.

Теория:

Что такое фамилия? Герб семьи. Знаменитые фамилии города Новосибирска. Рассказы детей о том, что обозначает их фамилия.

Практика:

Выполнение заданий в рабочей тетради. Конкурс рисунков «Герб семьи».


Тема 3 Моя семья.

Теория: Состав семьи. Занятия родителей, бабушек, дедушек. Домашние животные, живущие в семьях. Отношения между всеми родственниками. Близкие и дальние родственники. Семейная иерархия. Сохранение памяти о предках: письма, фотографии, старинные вещи. Забота всех членов семьи друг о друге. Правила сохранения хороших отношений в семье.

Практика:

Дидактические игры: «Семья», «Самые нужные слова», разрезная картинка «Семья».

Игры на развитие познавательных интересов: «Разговор с другими людьми», «Придумай вопрос».

Выполнение заданий в рабочей тетради на странице «Я и моя семья».

Творческое задание «Моя семья» (рисунок). Рассказ о своей семье. Создание выставки рисунков «Моя семья». Составление правил хороших взаимоотношений в семье.

Видео – интервью «Семья – глазами ребенка».

Конкурс «Старая фотография рассказала…»


Тема 4.Семейное дерево.

Теория:

Что такое семейное дерево? Как оно составляется?

Практика:

Чтение и анализ русской народной сказки «Советы отца».

Игра «Кукушка».

Разучивание стиха Н. Григорьевой «Родовое дерево».

Заполнение родового дерева в рабочей тетради.


Тема 5. Я учусь у бабушки.

Теория:

Кто такая бабушка?

Как зовут твою бабушку?

Практика:

Чтение стихотворения Н.Григорьевой «Рядом с бабушкой».

Рассказ о своей бабушке.

Чтение и анализ рассказа «Помощница»

Конкурс чтецов на тему «Моя бабушка».

Бабушкины игры


Тема 6.Я учусь у дедушки.

Теория:

Кто такой дедушка? Как зовут твоего дедушку? Обсуждение картинки «Я учусь у дедушки».

Практика:

Разучивание стиха Н. Григорьевой «Я учусь у дедушки».

Чтение, анализ и пересказ истории «Женя, дедушка и хлеб».




Тема 7. Календарь семейных праздников.

Теория:

Что такое календарь? Понятие «семейный календарь». Что такое праздник? Как сделать праздник веселым?

Практика:

Рисунок на тему «Мой любимый праздник».

Дидактическая игра «Я захотел устроить бал..»

Игра «Я праздную …».

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Творческий конкурс «Подарок»

Игра «Лилипуты и великаны».


Тема 8. Стенгазета в нашем доме.

Теория:

Что такое стенгазета?

Форма стенгазеты.

Практика:

Игра «Что такое хорошо? Что такое плохо?»

Коллективное обсуждение рубрик стенгазеты и их заполнение.

Разучивание стиха Н. Григорьевой «Стенгазета в нашем доме».

Игра «Мы – журналисты»

Игра «Точка на носу!».

Дидактическая игра «Добрые и ласковые слова на память…».


Раздел II. Мир моего города

Занятия данного раздела проходят в форме воображаемого путешествия на воздушном шаре с игровым персонажем Городовичком. В схематичной форме дети составляют макеты улицы, района, города, знакомятся с профессиями горожан, узнают о правилах поведения новосибирцев.

Продолжается включение детей в продуктивную творческую деятельность: учащиеся создают рисунки, открытки и сочиняют загадки.


Тема 9. Дома бывают разные

Теория: Старинные и современные дома. Сходство и отличие. Понятие «общественные здания». Примеры и назначение общественных зданий. Различие жилых и общественных зданий. Необходимость разнообразия зданий для жителей города. Правила поведения в общественных зданиях.

Практика:

Дидактическая игра «Узнай и назови», «Узнай по описанию», разрезная картинка «Общественные здания».

Игры на развитие познавательных интересов: «Проблемная ситуация», «Что я видел?»

Отгадывание загадок.

Творческое задание «Старинный дом» (раскраска).

Творческое задание «Придумай загадку» (об общественном здании). Составление кроссворда.

Составление правил поведения в общественных зданиях.

Познавательная пешеходная экскурсия «Дома бывают разные».


Тема 10. Мой дом.

Теория: Понятия «дом», «комната», «квартира». Номер квартиры. Назначение помещений квартиры. История человеческого жилища. Назначение жилых домов. Различие внешнего и внутреннего вида домов. Нумерация домов. «Болезни» дома. «Лечение» домов. Необходимость строительства жилых домов в нашем городе. Правила поведения в многоквартирном доме, частном доме.

Практика:

Дидактические игры «Квартира», «Узнай по описанию», разрезная картинка «Квартира».

Игры на развитие познавательных интересов: «Придумай вопрос», «Разговор персонажей».

Составление рассказа о своей квартире.

Выполнение заданий в рабочей тетради на странице «Дома бывают разные».

Отгадывание загадок.

Творческое задание «Придумай загадку» (о любом помещении квартиры). Составление своих правил поведения в квартире.

Дидактические игры «Построй дом», «Какой – какая?».

Игры на развитие познавательных интересов: «Придумай вопрос», «Проблемная ситуация».

Рассказ о своем доме. Номер своего дома.

Творческое задание «Мой дом» (рисунок).

Выставка рисунков «Мой дом». Составление правил поведения в доме.

Рекомендация: помочь родителям в уборке квартиры.


Тема 11. Моя школа.

Практика:

Экскурсия по школе.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Игра «Мы – школьники».

Рисунок на тему «За что я люблю свою школу».


Тема 12. Мой друг.

Теория: Представления детей о дружбе. Понятия «дружба», «друг». Веселые случаи, произошедшие с детьми и их друзьями. Качества настоящего друга. Любимые игры, занятия детей с друзьями дома, на даче. Правила дружбы.

Практика:

Дидактические игры: «Настоящий друг», «Какой-какая?».

Игры на развитие познавательных интересов: «Проблемная ситуация», «Придумай вопрос».

Подвижная игра «Каравай».

Выполнение заданий в рабочей тетради на странице «Мой друг».

Творческое задание «Мой друг» (рисунок). Рассказ о своем друге. Создание выставки рисунков «Мой друг». Составление своих правил дружбы.



Тема 13. Улица

Теория: Понятия «улица», «проспект», «переулок», «площадь», «набережная». Названия улиц. Части улиц. Понятие «домашний адрес». Необходимость его знания и возможность применения. Транспорт. Разновидности транспорта. Светофор. Правила дорожного движения. Необходимость их соблюдения. Особенности нумерации домов: чётная и нечётная сторона улицы. «Разговор» улицы. Правила поведения на улице.

Практика: Создание макета улицы.

Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Правила дорожного движения».

Игры на развитие познавательных интересов: «Проблемная ситуация», «Придумай вопрос».

Подвижная игра «Светофор».

Выполнение заданий в рабочей тетради на странице «Улица».

Творческое задание «Улица» (аппликация). Рассказ «Моя улица». Название своей улицы. Составление правил поведения на улице.


Тема 14. Район

Теория: Название района «Октябрьский». Месторасположение. Карта района. Краткая история Октябрьского района. Парки. Население. Промышленность.

Практика:

Создание макета района.

Дидактические игры: «Узнай и назови», разрезные картинки «Мой район».

Игры на развитие познавательных интересов: «Проблемная ситуация», «Разговор персонажей».

Выполнение заданий в рабочей тетради на странице «Мой район».

Творческое задание «Моя улица» (рисунок). Рассказ об Октябрьском районе.

Конкурс «Лучший рассказ» (рассказы об улице, районе, городе).

Познавательная автобусная экскурсия «Мой район».



Тема 15. Город

Теория: Понятие «город». Название города «Новосибирск». История названий города. Возраст. Карта города. Проблемы большого города. Пути их решения. Правила поведения в городе.

Практика:

Составление макета города.

Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Я знаю (…) названий»

Игры на развитие познавательных интересов: «Придумай вопрос», «Проблемная ситуация».

Подвижная игра «Мы по городу гуляли».

Выполнение заданий в рабочей тетради на странице «Мой город».

Творческое задание «Районы» (рисунок). Рассказ о городе.

Составление правил поведения в городе.

Творческое задание: «Маленькие детали большого города» (рисование или раскрашивание).


Тема 16. Болезни города

Теория: Понятие «болезнь». Примеры болезней человека и их лечение. Возможность заболевания города. «Болезни» домов, улиц, города. «Лечение» города. Врачи города – его жители. Зависимость состояния здоровья человека от состояния здоровья города. Необходимость заботливого отношения к городу. Примеры заботливого отношения к городу.

Практика:

Дидактические игры «Болезни города», «Узнай по описанию».

Игры на развитие познавательных интересов: «Придумай вопрос», «Что я видел?».

Выполнение заданий в рабочей тетради на странице «Болезни города».

Творческое задание «Болезни моего города» (рисунок).

Рассказ о «болезнях» своего дома, улицы.

Создание выставки рисунков.

Примеры своего заботливого отношения к городу или своих близких. Рассказ о болезнях города.

Рекомендация: принять участие в субботнике по благоустройству своего дома или двора с родителями, территории школы со сверстниками.


Тема 17. Город и горожане

Теория: Понятие «горожане». Взаимосвязь города и горожан. Профессии горожан. Их значение для города. Правила поведения горожан. Понятия «новосибирцы», «юные петербуржцы». Отношение новосибирцев к своему городу. Важность профессий родителей для благосостояния Новосибирска. Значение добрых дел юных сибиряков для нашего большого города.

Практика:

Дидактические игры: «Профессии», «Хорошо или плохо?».

Игры на развитие познавательных интересов: «Проблемная ситуация», «Разговор персонажей».

Выполнение заданий в рабочей тетради на странице «Город и горожане».

Чтение и обсуждение стихотворения В.В.Маяковского «Кем быть?».

Творческое задание: «Придумай загадку» (о любой профессии).

Примеры своих добрых дел для города и его жителей.

Рассказ «Моя будущая профессия».

Пешеходная экскурсия «Люди разных профессий».

Этическая беседа «Вы – горожане-новосибирцы» о бережном, заботливом отношении к городу, о правилах поведения на прогулке, в транспорте, в общественных зданиях.

Создание «Книги добрых дел юных новосибирцев».


Раздел III. Рождение города

Ознакомление с темами этого раздела проходят в форме увлекательных занятий-путешествий по историческим местам Новосибирска по мере их возникновения на берегах Оби. По ходу знакомства с достопримечательностями дети продолжают работу в рабочей тетради «Мой любимый город».

На каждом занятии проводятся этические беседы о правилах поведения на прогулках по городу во время посещения достопримечательностей, а на обобщающих занятиях – беседы о впечатлениях, полученных учащимися после прогулок по городу.

Неотъемлемым атрибутом занятия становится карта-схема города с изображениями изученных достопримечательностей.

Продуктами творческой деятельности учащихся во время изучения этого раздела программы становятся рисунки, аппликации, загадки, поделки из бумаги (оригами), кроссворды.


Тема 18. На берегах Оби

Теория:

Легенда о происхождении реки Оби. История названия.

Практика:

Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Я знаю (…) названий».

Игры на развитие познавательных интересов: «Придумай вопрос», «Разговор персонажей».

Выполнение заданий в рабочей тетради на страницах «На берегах Оби».

Исследовательская работа «Площадь перед вокзалом».


Тема 19. Герб Новосибирска

Теория:

Символика города.

Герб. Флаг.

Что изображено на гербе?

Практика:

Выполнение заданий в рабочих тетрадях.

Игра «Характеристика города»

Игра «Три городских названия».



Тема 20. Главная улица Новосибирска.

Теория: Понятие «проспект». Местонахождение. Происхождение названия и история возникновения. Украшения проспекта: здания, площади, театры, реки, мосты, храмы. Знакомство с некоторыми из них. Городские мифы и легенды. Красный проспект – главная улица города, символ культурной и деловой жизни Новосибирска. Необходимость бережного отношения к Красному проспекту.

Практика:

Составление макета Красного проспекта.

Дидактические игры: «Красный проспект», «Узнай по описанию», разрезная картинка «Красный проспект».

Игры на развитие познавательных интересов: «Придумай вопрос», «Фотографы».

Выполнение заданий в рабочей тетради на странице «Главная улица Новосибирска».

Рекомендация родителям: Прогулка по Красному проспекту.


Тема 21. Интересные памятники Новосибирска

Теория: Понятие «Памятник». Город – хранитель достопримечательностей. Сравнение города с музеем. Условия сохранения достопримечательностей. Любимые достопримечательности города каждого из детей. Необходимость сохранения красоты города для других поколений.

Практика:

Создание стенда с фотографиями или открытками любимых уголков Новосибирска.

Дидактические игры: «Узнай и назови», «Мой любимый уголок Новосибирска».

Игры на развитие познавательных интересов: «Экскурсоводы», «Разговор достопримечательностей».

Рассказы-воспоминания о посещении любимых мест города.


Тема 22. Широка и велика Обь – река.

Теория: Понятие «главная река нашего города». История названия. Глубина. Возраст. Значение: красавица, труженица (перевозка людей и грузов), кормилица. Теплоходные прогулки по Оби. Городские мифы и легенды. Необходимость бережного отношения к красоте и чистоте реки.

Практика:

Дидактические игры: «Какой – какая?», «Узнай по описанию», разрезная картинка «Обь».

Игры на развитие познавательных интересов: «Придумай вопрос», «Фотографы».

Выполнение заданий в рабочей тетради на странице «Широка и велика Обь - река».

Чтение сказок о Новосибирске.

Проект «Вылечим Обь вместе».

Рекомендация родителям: прогулка на теплоходе по Неве или пешеходная прогулка по ее набережным.


Тема 23. Набережная реки Обь.

Теория: Понятие «набережная», «парк». Фонтан на Набережной. Парк «Городское начало».

Практика: Выполнение заданий в рабочей тетради на странице «Набережная реки Обь».

Рисунок на тему «Набережная».

Разрезные картинки «Набережная».

Составление устного рассказа «Как я гулял по набережной!»

Игра «Узнай и назови».


Раздел IV. Любимый город

Занятия этого раздела представляют собой обобщение знаний учащихся по содержанию программы I года обучения. Ребята вспоминают занятия, прогулки по городу, создают стенды из фотографий семейных альбомов, своих рисунков. Проводится беседа о настоящих Новосибирцах. Завершает этот раздел тема о предстоящем дне рождения города.

Закрепление и проверка знаний происходит на итоговой обобщающей игре-конкурсе «Любимый город».










        1. 2 класс
        2. Культурный Новосибирск



Основное направление краеведения во 2 классе – литературно-художественное. Дети знакомятся с творчеством выдающихся людей нашего края – поэтов, писателей, художников; с народными умельцами, местными поэтами, интересными людьми, краеведами.

Выясняется, кто из деятелей культуры и науки был связан с родным краем, и какое влияние оказал на развитие города.

Изучается жизнь и деятельность героев войны, живших на территории края, организуются встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.

Главная цель – расширение кругозора учащихся, пополнение знаний об истории Новосибирска, её людях, литературе, искусстве, спорте родного края.

Задача курса – воспитывать нравственные качества личности: чувство уважения к людям и истории родного края, чувство гордости за своих земляков. 

        1. Календарно- тематическое планирование.

п\п

Раздел Тема

Количество часов

Теория

Практика

1

Введение. Техника безопасности.



2

Что такое культура?

1


3

Путешествие в страну книг.

1

1

4

Музей редкой книги

1


5

Театр

1

1

6

Заслуженные артисты России

1


7

Филармония

1


8

Цирк

1


9

Кинотеатры

1

1

10

Фестивали

1


11

Музеи

1


12

Храмы

1


13

Планетарий

1


14

Зоопарк

1

1

15

Академгородок

1

1

16

Наукоград «Кольцово»

1

1

17

Телевидение радио

1


18

Газеты и журнала

1


19

Улицы моего города

1


20

Парки

1

1

21

Скверы

1

1

22

Спорт

1


23

Обобщающий урок.

1














Содержание программы 2 года обучения


Вводное занятие. Техника безопасности

Основные цели, задачи и содержание программы «Мой Новосибирск».

Правила поведения учащихся на занятиях, экскурсиях, необходимость соблюдения правил дорожного движения, безопасные подходы к образовательному учреждению.


Тема 1 Что такое культура?

Теория: Что такое культура? Что значит быть культурным человеком?

Практика:

Дидактические игры: «Культура», «Дикий и культурный».

Игры на развитие познавательных интересов: «Проблемная ситуация», «Придумай вопрос».

Знакомство с рабочей тетрадью «Мой любимый город» (далее рабочая тетрадь).

Творческое задание: Разница между культурным и «диким» человеком (рисунок) Выполнение задания в рабочей тетради.


Тема 2 Путешествие в страну книг

Теория:

Зачем нужны книги. Первые книги в России. Писатели Новосибирска. Чтение произведений новосибирских писателей.

Практика:

Выполнение заданий в рабочей тетради. Конкурс рисунков «Жаконя».


Тема 3 Музей редкой книги

Теория: Что такое музей? Зачем нужны музеи? Виды музеев. Музей редкой книги.

Практика:

Дидактические игры: «Музей», «Я – работник музея».

Игры на развитие познавательных интересов: «Разговор с другими людьми», «Придумай вопрос».

Выполнение заданий в рабочей тетради на странице «Музей редкой книги».

Творческое задание «Мой музей – что бы там хранилось?» (рисунок).

Конкурс «Старая фотография рассказала…»


Тема 4.Театр

Теория:

Зачем нужен театр? Кто работает в театре? Театры Новосибирска.

Практика:

Поход в театр.

Дидактические игры: «Театр», «Я – театрал».

Постановка театрального представления.


Работа в рабочей тетради.


Тема 5. Заслуженные артисты России.

Теория:

Кто такой артист? Каких артистов ты знаешь? Артисты Новосибирска.

Практика:

Доклад на тему : «Артист Новосибирска»


Тема 6.Филармония

Теория:

Зачем нужна филармония? Какие творческие коллективы представляют новосибирскую филармонию?

Практика:

Поход в филармонию.


Тема 7. Цирк

Теория:

Что такое цирк? Цирковые профессии. Новосибирский цирк.

Практика:

Рисунок на тему «Я был в цирке».

Дидактическая игра «Я – работник цирка..»

Игра «Я праздную …».

Выполнение заданий в рабочей тетради.


Тема 8. Кинотеатры

Теория:

Что такое досуг? Что такое кинотеатр? Первый кинотеатр в городе.

Практика:

Игра «Пантомимы»

Игра «Мы –актеры»

Поход в кино.


Тема 9. Фестивали города.

Теория: Фестиваль- что это? Зачем нужны фестивали?

Практика:

Дидактическая игра «Узнай и назови», «Узнай по описанию».

Игры на развитие познавательных интересов: «Проблемная ситуация», «Что я видел?»

Творческое задание «Мой фестиваль»

Составление правил поведения в общественных зданиях.


Тема 10. Музеи

Теория: Музеи. Зачем нужны музеи? Кто работает в музее? Какие музеи существуют в Новосибирске? Что такое экспонат? Реставратор. Артефакт.

Практика:

Дидактические игры «Музей», «Узнай по описанию», разрезная картинка «Музеи».

Игры на развитие познавательных интересов: «Придумай вопрос», «Разговор персонажей».

Составление рассказа о походе в музей.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Отгадывание загадок.

Творческое задание «Придумай загадку» (о любом экспонате музея). Составление правил поведения в музее.

Поход в музей.


Тема 11. Храмы

Теория:

Что такое религия? Какие храмы есть в Новосибирске?


Практика:

Экскурсия в храм.


Тема 12. Планетарий.

Теория: Планетарий. Звезды. Созвездия. Первый полет в космос.Работники планетария.

Практика:

Дидактические игры: «Космонавт», «Какой-какая?».

Игры на развитие познавательных интересов: «Проблемная ситуация», «Придумай вопрос».

Подвижная игра «Космос».

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Творческое задание «Я в космосе» (рисунок).

Просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты».

Экскурсия в планетарий.



Тема 13. Зоопарк.

Теория: Зоопарк. Кто работает в зоопарке. Новосибирский зоопарк. Животные дикие и домашние.

Практика: Поход в зоопарк.

Дидактические игры: «Зоопарк», «Правила дорожного движения».

Игры на развитие познавательных интересов: «Проблемная ситуация», «Придумай вопрос».

Подвижная игра «Я – работник зоопарка».

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Творческое задание «Необычное животное» (аппликация). Рассказ «Прогулка по зоопарку».

Тема 14. Академгородок

Теория: Академгородок. История создания.

Практика:

Просмотр фильма о новосибирском Академгородке.



Тема 15. Наукоград «Кольцово»

Теория: Понятие «наукоград».

Практика:

Экскурсия по наукограду «Кольцово».


Тема 16. Телевидение

Теория: Телевидение. Телебашня. Первая телепрограмма.

Практика:

Дидактические игры «Телевизор», «Я - ведущий».

Игры на развитие познавательных интересов: «Придумай вопрос», «Что я видел?».

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Творческое задание: «Моя телепередача»

Правила просмотра телевизора.

Экскурсия на ОТС.

Тема 17. Радио

Теория: Радио.

Практика:

Выполнение заданий в рабочей тетради.


Тема 18. Газеты и журналы.

Теория:

Зачем нужны газеты? Первая газета города Новосибирска.

Практика:

Дидактические игры: «Я - журналист».

Игры на развитие познавательных интересов: «Придумай вопрос», «Разговор персонажей».

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Исследовательская работа «Газеты и журналы моего города».

Творческое задание «Создание классной газеты».


Тема 19. Улицы моего города.

Теория: Понятия «улица», «проспект», «переулок», «площадь», «набережная». Названия улиц. Части улиц. Понятие «домашний адрес». Необходимость его знания и возможность применения. Транспорт. Разновидности транспорта. Светофор. Правила дорожного движения. Необходимость их соблюдения. Особенности нумерации домов: чётная и нечётная сторона улицы. «Разговор» улицы. Правила поведения на улице.

Практика: Создание макета улицы.

Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Правила дорожного движения».

Игры на развитие познавательных интересов: «Проблемная ситуация», «Придумай вопрос».

Подвижная игра «Светофор».

Выполнение заданий в рабочей тетради на странице «Улица».

Творческое задание «Улица» (аппликация). Рассказ «Моя улица». Название своей улицы. Составление правил поведения на улице.



Тема 20. Парки моего города.

Теория: Парк. Парки города. Памятник. Скульптура.

Практика:

Прогулка по паркам города.

Игры на развитие познавательных интересов: «Придумай вопрос», «Фотографы».

Выполнение заданий в рабочей тетради..


Тема 21. Скверы Новосибирска.

Теория: Сквер. В чем отличие парков и скверов?

Практика:

Правила поведения в общественных местах.

Прогулка по Первомайскому скверу.


Тема 22. Спорт

Теория: Спорт. Виды спорта. Спортсмены Новосибирска.

Практика:

Дидактические игры: «Какой – какая?», «Узнай по описанию», разрезная картинка «Виды спорта».

Игры на развитие познавательных интересов: «Придумай вопрос», «Фотографы».

Выполнение заданий в рабочей тетради.


Тема 23. Обобщение

Занятия представляют собой обобщение знаний учащихся по содержанию программы II года обучения. Ребята вспоминают занятия, прогулки по городу, создают стенды из фотографий, своих рисунков. Проводится беседа о настоящих Новосибирцах. Завершает этот раздел тема о предстоящем дне рождения города.

Закрепление и проверка знаний происходит на итоговой обобщающей игре-конкурсе «Любимый город».




















  1. 3 класс.

  2. Удивительное рядом

Программа третьего класса представляет собой курс «Удивительное рядом».

Любой уголок нашей необъятной страны по-своему интересен и привлекателен. Каждое местечко, будь оно даже в самой глухой провинции, наверняка чем-то мило и дорого его жителям. Одной из самых главных достопримечательностей Новосибирска является его природа.

Данная программа раскрывает перед ребёнком мир неповторимой природы нашего города. Темы, включённые в курс, учитывают особенности восприятия и мышления младших школьников. Введение на начальном этапе изучения природных процессов в пропедевтическом курсе природоведения позволяет заложить у детей устойчивый интерес к родной природе, потребность в активно практической работе по охране растений и животных своего края, стремление к общению с окружающей действительностью, к познанию ее тайн.

В младших классах большое значение имеет освещение вопросов бережного отношения к природе на эмоциональном уровне, чтобы вызвать сопереживание детей. Учитель и дети подбирают и демонстрируют яркий иллюстративный материал о бедах природы: загрязнении реки и гибели птиц, рыб, других мелких животных, отравлении рыб в реках, куда стекают ядовитые промышленные отходы, хищнической вырубке лесов и т.д.

Детям предлагается в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц; с участием родителей посадить деревья и кустарники у школы, у подъезда, у себя в саду, на даче, уход за ними; разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними; проведение праздников на экологическую тему; операция “Чистый двор”, творческая работа учащихся – создание Красной книги.

        1. .


4 класс.
        1. История родного города


Программа 4 класса имеет историческое направление и нацелена на расширение знаний ребёнка об истории малой родины.

В курсе «История родного города» рассматриваются основные события истории. Дети знакомятся с этапами становления Новосибирска, с историческими событиями, повлиявшими на становление города.

В результате прохождения тем, учащиеся должны уяснить, для чего следует знать о прошлом, почему надо беречь то, что осталось от прошлого. Важно, чтобы с занятий дети вынесли практическое желание сделать что– либо для того, чтобы их город стал еще краше.
















Методическое обеспечение

1 класс

Формы занятий: беседы, ролевые игры, просмотр видеофильмов, компьютерных презентаций, экскурсии, конкурсы, викторины.

Основные методы организации учебно-воспитательного про­цесса: исследовательские, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.

Одним из видов деятельности учащихся также является поисково- исследовательский. Задача учителя на этом этапе состоит в том, чтобы учащиеся первого класса постепенно осваивали этот вид деятельности.

Большое внимание уделяется практическим работам, например: приготовить сообщение об истории своей улицы, нарисовать иллюстрации, оформить родословную своей семьи, составить альбом по определённой теме и т.д.

Работа по изучению данной темы проходит в совместной деятельности с родителями учеников, которые не только помогают в подготовке и проведении различных мероприятий, но и сами становятся активными участниками. Такая совместная деятельность благоприятно воздействует на создание особого творческого микроклимата и в классном коллективе, и в семье, когда дети и их родители демонстрируют взаимопонимание, взаимопомощь.


Дидактический материал, техническое оснащение занятий:

  • Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества – М.: Изд. Дом Славянской книги, 2007.

  • Горбаневский М.В. В мире имён и названий – М.: Знание 1987.

  • Мультимедийное оборудование, программное обеспечение учебного процесса: презентации по темам, видеофильмы.

  • Экспонаты краеведческого и школьного музея.

  • Иллюстрации

Формы подведения итогов: конкурсы рисунков, конкурс знатоков родного города, проект «Родословная моей семьи», тестирование по теме.




























2 класс.

Формы занятий: викторины, интеллектуальные игры, экскурсии в музеи, беседы, встречи, конкурсы рисунков, конкурсы знатоков поэзии, просмотр компьютерных презентаций, видеофильмов.

Основные методы организации учебно-воспитательного про­цесса, демонстрационный и иллюстративный, в этом блоке удачно сочетаются со словесными и практическими методами обучения. Остаются также такие методы, как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и поисково-исследовательский. Им соответствуют такие приемы, как конкурсы рисунков, чтецов, рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.

Дидактический материал, техническое оснащение занятий:

  • Мультимедийное оборудование, программное обеспечение учебного процесса: презентации по темам, видеофильмы.

  • Экспонаты музеев.

  • Иллюстрации, портреты писателей, живописцев и т.д

Формы подведения итогов: конкурсы рисунков, чтецов, викторина, тестирование по теме, проект «Мои известные земляки», выставки работ учащихся.













3 класс.

Формы занятий: викторины, интеллектуальные игры, экскурсии в природу и в краеведческий музей, беседы, конкурсы рисунков, конкурсы знатоков природы, просмотр компьютерных презентаций, видеофильмов о природе родного города.

Основные методы организации учебно-воспитательного про­цесса: рассказ, изложение, объяснение эффективны в данном блоке, т.к. учебный материал носит информационный характер. Для активизации познавательной деятельности перечисленные методы необходимо сочетать с такими методами как демонстрация, иллюстрация.

Содержание этого блока спецкурса содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире, знать природу родного края.

Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Основным видом деятельности учащихся становится поисково-исследовательский. Большое внимание уделяется практическим работам.

Дидактический материал, техническое оснащение занятий:

  • Физические карты России, Ставропольского края, иллюстрации растительного и животного мира города, таблицы природных зон, экспонаты краеведческого музея, школьного музея;

  • Мультимедийное оборудование, видеофильмы

  • Акимушкин, И.И. Мир животных. – М.:Мысль, 1998.

  • Бушуев, Ю. А. Экология. Школьная энциклопедия. – Смоленск: Русич, 2001.

  • Экологическое образование и воспитание в начальной школе. – М., 2003.

Форм подведения итогов: викторина, конкурс знатоков родного города, конкурс рисунков, беседа, тестирование по теме, проект «Красная книга».


4 класс.

Формы занятий: викторины, интеллектуальные игры, экскурсии в музеи, беседы, конкурсы рисунков, просмотр компьютерных презентаций, видеофильмов.

Основные методы - по источникам получения знаний: практические, словесные, наглядные; в зависимости от основных дидактических задач - методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, по характеру руководства мыслительной деятельностью учащихся - объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, по организации учебно-воспитательного про­цесса: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный организации учебно-воспитательного про­цесса, демонстрационный и иллюстративный, в этом блоке удачно сочетаются со словесными и практическими методами обучения. Остаются также такие методы, как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и поисково-исследовательский. Им соответствуют такие приемы, как конкурсы рисунков, рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций. Большое внимание уделяется практическим работам: приготовить сообщение, нарисовать рисунок и т.д. Основная задача учителя состоит в том, чтобы при помощи методов учебно-воспитательного процесса научить детей добывать и закреплять знания, полученные на занятиях спецкурса по данной теме.

Дидактический материал, техническое оснащение занятий:

  • Мультимедийное оборудование, программное обеспечение учебного процесса: презентации по темам, видеофильмы.

  • Экспонаты музеев.

  • Иллюстрации.

  • Методическое пособие – Ставропольское книжное издательство, 2002.

Формы подведения итогов: конкурсы рисунков, викторина, тестирование по теме, проект «Несохранившиеся достопримечательности города», выставки работ учащихся, участие в олимпиаде по краеведению.

Список литературы:


  1. Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе. [Текст]/ И. А. Агапова, М. А. Давыдова.  - Москва : Айрис-пресс, 2002. - 224 с. 

  2. Белоусов С.М. Смертельная кастрюля, или возвращение Печенюшкина. [Текст]/ С.М. Белоусов. – Новосибирск: Наука. – 1992. – 303 с.

  3. Библиографический словарь «С милым краем дышу за одно». [Текст]/ Новосибирск – 2002. – Электронная версия.

  4. Богуславский С.Р. Школьный литературный музей-клуб. [Текст]/ С.Р. Богоуславский - М.: Просвещение, 1989.

  5. Буров А.И. Искусство и военно-патриотическое воспитание школьников. Книга для учителя. [Текст]/ А.И. Буров – М.: Просвещение, 1975. – 334с.

  6. Внеклассная и внешкольная работы по литературе [Текст] /под редакцией Ратковича, Я.А.– Москва: Просвещение, 1970 г.

  7. Вопросы краеведения в начальной школе (из опыта работы учителей начальных классов). [Текст]/ http://www.proshkolu.ru/

  8. Вопросы краеведения Новосибирска и Новосибирской области: сб. науч. тр.,посвященный 60-летию Новосибирской обл. [Текст]/ Под ред. Л.М. Горюшкина, В.А. Зверева – Новосбирск:Изд-во СО РАН, НИЦ ОИГГМ. – 1997. – 225 с.

  9. Воробьёв В.М. Краеведение начинается со школы [Текст]// В.М. Воробьев - Тверская жизнь. 1997.

  10. Воспитание младших школьников в процессе обучения. Пособие [Текст]/ под ред. Г.Т. Зайцева– Свердловск, Свердловский пединститут, 1978. – 74 с.

  11. Воспитание патриотизма в условиях социальных перемен: теоретико-методологические и прикладные основы: Монография [Текст]/ А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, В.И. Лутовинов, Г.Н. Филонов и др.; Под общ. Ред. С.В. Дармодехина и А.К. Быкова– М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2007. – 328 с.

  12. Высоцкая, И.В. Книга наших земляков (электронная версия). [Текст]/ И.В.Высоцкая – 79 с.

  13. Высоцкая, И.В. Реализация регионального компонента образования в программе по литературному краеведению для детей младшего школьного возраста [Текст]// И.В. Высоцкая - Педагогический профессионализм в современном образовании: Мат. III Междунар. научно-прак. конф. – Новосибирск: НГПУ, 2007.

  14. Гайворонская Н.И. Краеведение в начальной школе. [Текст] // Н.И. Гайворонская - Плюс. До и после. – 2010. -10 с.

  15. Горбунов В.С. Патриотическое воспитание школьников в условиях городской системы образования. Автореф. дис. …. канд. пед. наук. [Текст]/ В.С.Горбунов – Кемерово. – 2007. – 23 с.

  16. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. [Текст] /В. И. Даль; под ред. И. А. Бодуэна де Куртенэ – М.: ТЕРРА,2000. Т.2.  - 1024 с.

  17. Дубровин В.М. патриотическое воспитание школьников на занятиях по тематической композиции (в системе дополнительного образования). Автореф. дис. …. канд. пед. наук. [Текст]/ В.М. Дубровин–Омск. – 2009. –18 с.

  18. Зыков Ю. А. Использование краеведческого материала на уроках литературы в адыгейской школе. — В кн.: В помощь учи­телю. [Текст]/ Ю.А.Зыков — Майкоп, 1977, с. 52—62

  19. Ивашкина Н.А. Патриотическое воспитание младших школьников на традициях народной педагогики. Автореф. дис. …. канд. пед. наук. [Текст]/ Н.А.Ивашкина –Москва. – 2008. – 24 с.

  20. Коновалова Г.А. Организационно-педагогические условия патриотического воспитания учащихся в современной общеобразовательной школе. Автореф. дис. …. канд. пед. наук. [Текст]/ Г.А.Коновалова–Томск. – 2003. – 21 с.

  21. Коньякова, Т. С. Среди лучших писателей Сибири – 10 новосибирских имен : (В списке ведущих писателей СФО, опубл. еженедельником «Лит. России» имя М. Н. Щукина[Текст] // Т.С.Коньякова - Веч. Новосибирск. – 2005. – 13 июля.

  22. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол № 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.).

  23. Краеведческий альманах. [Текст] //Научно-методический журнал. - №1. – 2010.

  24. Кравцов, В.М. География Новосибирской области [Текст]/ / В.М. Кравцов, Р.П. Донукалова – Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 1999.

  25. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы: Учебное пособие. Изд. 2-е, переб. и доп. [Текст]/ В.С.Кукушин – М.: ИКЦ «МарТ». Ростов н/Д:Издательский центр «МарТ». – 2004. -352 с.

  26. Лупоядова Л.Ю., Мельникова Н.А., Якимович И.Г. Родительские собрания. 5-7 классы:беседы, лекции, тесты, практикумы, анкеты для родителей. [Текст]/ Л.Ю.Лупоядова, Н.А. Мельникова, И.Г. Якимович – Волгоград:Учитель. – 2007. – 207 с.

  27. Макарчук Я.В. Патриотическое воспитание младших школьников средствами музейной педагогики. Автореф. дис. … канд. пед. наук. [Текст]/ Я.В. Макарчук – Новокузнецк: 2010. – 24с.

  28. Магалиф Ю.М. Сказки. [Текст]/ Ю.М. Магалиф – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство. – 1991. – 296 с.

  29. Методика преподавания литературы. [Текст] / под ред. Р.Ф. Брандесов, Т.В Зверс.– М.: Просвещение 1985

  30. Методика преподавания литературы. [Текст] / под редакцией Богдановой, О.Ю., Маранцман, В.Г.– М.:Просвещение, Владос,1994 г

  31. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеологических выражений. [Текст]/ С. И. Ожегов ; Н. Ю. Шведова ; Ин-т рус. яз. РАН.  - Москва : Азбуковник, 1999. - 944 с.

  32. Патриотизм – духовно-нравственная основа личности – защитника отечества. [Текст]/ (Сайт http://amur-ivanovka.narod.ru)

  33. Патриотическое сознание: сущность и формирование. [Текст]/ А.С. Миловидов, П.Е. Сапегин, А.С. Симанов и др.– Новосибирск: Наука, 1985.- 266 с.

  34. Педагогический энциклопедический словарь [Текст]/ Э. Б. Абдуллин и др. ; гл. ред. Б. М. Бим-Бад ; рук. группы Л. С. Глебова ; науч. ред. О. Д. Грекулова.  - Москва : Большая Российская энциклопедия, 2008. - 528 с.

  35. Поддубный Е.Н. Патриотическое воспитание школьников в изменяющейся России. Автореф. дис. …. канд. пед. наук. [Текст]/ Е.Н. Поддубный – Ставрополь. – 2004. – 24 с.

  36. Самохин, Ю.С. Оправдание краеведения. [Текст]/ Ю.С. Самохин - М.,2000 г.

  37. Сергеева И.Н. Программа деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию. [Текст]// И.Н. Самохина - Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2010. – №3. - с. 50-58.

  38. Сергеева И.Н. «Мы – патриоты». Программа патриотического воспитания учащихся. [Текст]// И.Н. Самохина - Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2010. – №3. - с. 58-65.

  39. Славгородский, П.Ф. Внеклассная работа по литературе[Текст]/ П.Ф. Славгородский - М.: Просвещение, 1964.

  40. Словарь русского языка. [Текст]/под редакцией Ожегова, С.И.– М.: Просвещение,1990.

  41. Советский энциклопедический словарь. [Текст]/ М.,1987. с.643.

  42. Соколова И.В. Краеведческая работа в начальных классах. Из опыта работы. [Текст]/ И.В. Соколова - М.: «Просвещение». – 1997. -223 с.

  43. Сомова Т.Н. Краеведческая деятельность детской библиотеки: учебно-практ. пособие [Текст]/ Т.Н. Сомова - Орловский гос. Ин-т искусств и культуры — М. - 2006.

  44. Стафеев Г.И. Внеклассная работа по литературе в школе. [Текст]/ Г.И. Стафеев – Тула:Приокское книжное издательство. – 1969. – 192 с.

  45. Стюарт Е.К. Полынь и солнце. [Текст]/ Е.К. Стюарт – М: «Советский писатель». – 1979. – 320 с.

  46. Стюарт Е.К. Зимний праздник. [Текст]/ Е.К. Стюарт – Омск: «Омская правда». – 1980. – 527 с.

  47. Сурков, А.А. Краткая литературоведческая энциклопедия [Текст]/ А.А. Сурков - М.: Советская Энциклопедия, 1971 г.

  48. Сухомлинский В.А. Родина в сердце. [Текст]/ В.А. Сухомлинский — М: Мол. гвардия,1987. — 2е изд.— 173 с

  49. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. [Текст]/ В. А. Сухомлинский.  - Минск : Народная асвета, 1981. - 288 с.

  50. Толль Ф.Г. Наша детская литература. Опыт библиографии современной отечественной литературы преимущественно в воспитательном отношении. [Текст]/ Ф.Г. Толль— СПб, 1862.

  51. Томашева Е.Н. Заняться краеведением еще не поздно. [Текст] //Е.Н. Томашева - Школьная библиотека. - №3.-2007.

  52. Тужикова, Т.А. Реализация регионального компонента по литературе родного края в школах Томска и Томской области. [Текст] / Т.А. Тужикова. – Томск, 2002.

  53. Ушинский К.Д. Воспитание человека. [Текст]/ К. Д. Ушинский ; сост. и авт. вступ. ст. С. Ф. Егоров ; науч. ред. С. В. Лыков.  - Москва : Карапуз, 2000. - 256 с.

  54. Целовальникова А.С. Патриотическое воспитание учащихся старшего школьного возраста в туристическо-краеведческой деятельности (на примере городского центра детско-юношеского туризма и краеведения г. Читы). Автореф. дис. … канд. пед. наук. [Текст]/ А.С. Целовальникова – Чита: 2006. – 22 с.

  55. Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма : [в 2 т. : на рус. и фр. яз.] [Текст] / П. Я. Чаадаев; [сост. и коммент. С. Г. Блинова и др. ; новые пер. с фр. Д. И. Шаховского и др. ; отв. ред. и авт. вступ. ст. З. А. Каменский] ; Ин-т философии АН СССР.  - Москва : Наука, 1991.

  56. Чечет В.В. Патриотичское воспитание в семье. [Текст]/ В.В. Чечет – Мн.: Нар. Асвета. – 1989. – 144 с. – (Семейная педагогика)

  57. Шамов В.В. Обская легенда. [Текст]/ В.В. Шамов– Новосибирск: Новосибирское книжное издательство. – 1994. – 53 с.

  58. Шамов В.В. Новосибирские сказки. [Текст]/В.В. Шамов – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство. – 2003. – 144 с.

  59. Шейн В.М. Патриотическое воспитание младших школьников в процессе изучения окружающего мира. [Текст]// В.М. Шейн - Межрегиональная Интернет-конференция "Формирование духовно-нравственного мировоззрения школьников в процессе обучения"

  60. Янко, М.Д. Литературное краеведение в школе. [Текст]/М.Д. Янко – М.:Просвещение, 1976. – 95 с.



Литературное путешествие по книге

В. В. Шамова «Новосибирские сказки»

Ведущий 1. Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы с вами совершим путешествие по страницам сказок «городского придумщика», Владимира Викторовича Шамова, который стоял у истоков первого Дня города, создал образы - символы - Городовичка, Обинушки и многих других. В своих сказках, писатель рассказывает нам историю нашего родного города, как он раньше назывался, кто его основатель.

Ведущий 2.

Владимир Шамов Новосибирск пером весь оживил,

В легенды, сказки превратил

Когда страницы книг листаешь,

В волшебный мир как будто попадаешь.

Здесь про медведя и ельца,

Людей - строителей моста;

Про площади, дворцы, дороги и леса

Рассказывает он нам чудеса.

Ведущий 1.

Царицами речушки стали

И в ларец камушки набросали

Для стройки города всегда,

Сила, спокойствие, терпение,

Решительность нужна.

Ведущий 2.

Я лишь только пожелать хочу

Обинушке, Катюше и Городовичку:

Волшебный тот ларец достать

И людям камушки раздать

Чтоб в городе добро быстрее

Побеждало зло.

Ведущий 1.

Живет в красивом городе

И шлет вам всем привет

Рыженький мальчишка,

Смешливый сорванец.

О ком здесь говорится?

Вам угадать придется

Взгляните на картинку,

И ответ найдется.

Ведущий 2.

Плутоваты, шустрый, рыжий,

Ты на солнышко похож.

Ведущий 1.

Он лишь, красив и обаятелен,

Собою очень привлекателен!

Дорогие друзья! У нас гости! Встречайте самого знаменитого, самого красивого, живого символа нашего города - Городовичка.

Городовичок. Ребята, в этом году нашему родному городу исполнилось 110 лет.

Новосибирск - не древний город

Ему всего 110 лет,

Но он нам всем до боли дорог

И пусть в нем будет меньше бед.

Здесь школа наша дорогая

И жизнь прекрасная полна

Мы от души ему желаем

Побольше света и тепла

Итак, мы с вами, ребята, отправимся в путешествие по книгам В. Шамова, который рассказывает об истории нашего родного города. А поможет нам в этом - одна из любимых героинь писателя. Встречайте ее. Все вы ее узнали -это Обинушка, царица обская.

Обинушка. Ребята, как вас много, как хорошо, что все вы здесь собрались. Я вышла из подводного царства, чтобы встретиться с вами, узнать, как вы знаетеисторию города, внимательно ли читали сказки Владимира Викторовича Шамова. Мы с Городовичком проведем несколько конкурсов. В конце узнаем победителя. Городовичок проводит конкурс почемучек (по книге Новосибирские сказки).

1. Почему деревня, от которой пошел наш город, назвали Кривощеково?

(В честь Федора Кривощекова, которого в детстве кобыла лягнула в правую щеку.)

2.Почему братьям берегам Левши и Правши можно было встречаться только на одну ночь?

(Так решила Обинушка. Разрешила встречаться всякий раз, когда новый мост на реке будет построен.)

3. Почему речка Ельцовка носит такое название?

(Потому что в реке много ельцов водилось.)

4.Почему Нахаловка носит такое название?

(Потому что в ней поросятам привольно жилось.)

5.Почему существует обычай к Дню города печь рыбные пироги?

(Город с реки начинался, со строительства моста через Обь)

6.Почему одни жители назывались заельцовскими, а другие закаменскими?

(Те, что за Елъцовкой жили — обзывались заельцовскими, а те, что за Каменкой - закаменскими.)

7.Почему на майках пожарным нарисована каланча и мушкетерский девиз «Один за всех?»

(Потому что такая каланча взаправду была в Новосибирске. Пожаров было много, дома были деревянные.)

8.Почему мужик сидел под мостом в сказке В. Шамова «Медаль речных гномов.»

(Показывал, что мост надежно построен.)

9.Почему березы кличут?

(Раньше было кладбище.)

Обинушка. Ребята, вы молодцы ответили на вопросы конкурса почемучек. Сейчас мы постараемся узнать, откуда эти вещи. Проводится игра «бюро находок».

Перед вами вещи. Вы должны узнать из какой они сказки.

1. Бочонок с медом. («Федор и Медведь»)

2. Перстень с волшебным камнем. («Александровский клад»)

3. Печать. («Первая печатка»)

4. Кнут. (Извозчиков кнут»)

5 Выключатель. («Миша Шиша»)

6. Скатерть-самобранка («Ведьмы снежные»)

7. Билет на автобус («Радостный автобус»)

Городовичок. Ребята, молодцы. Ответили на вопросы Обинушки. А сейчас проведем аукцион героев сказок. Я называю героя, а вы должны ответить - есть ли этот герой в сказках писателя.

1. Речная принцесса Катерина;

2. Миша Шиша;

3. Городовичок;

4. Дуняшечка;

5. Гарин-Михайловский;

6. Инженеры - строители Будагов и Тихомиров;

7. Михайло;

8. Говорящий Елец;

9. Говорящий попугай;

10. Владычица Ини;

11. Снежный барс;

12. Снежные ведьмы;

13. Евсей;

14. Иван Иванов;

15. Колька Козлов;

16. Верблюды;

17. Малиновый дед;

18. Говорящая сосна;

19. Леня - фантазер;

20. Лисколка и т. д.

В конце можно задать вопросы: «Что вы узнали об истории нашего города? Какие люди стояли у истоков нашего города?» Предложить ребятам сочинить коллективное стихотворение о городе, рассказ.

Путешествие по книге завершается или походом на музыкальный фонтан, или встречей с писателем.












47



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!