СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по краеведению

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь, фольклор. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, культурного характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.

Академик Д.С. Лихачев пишет: «Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание… становится частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия – наша общая, большая единственная Отчизна». У каждого из нас есть еще «свой, милый сердцу уголок» земли,   место,  в котором мы родились – и он несравним ни с чем другим. Это наш порог жизни, наша малая Родина.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по краеведению»


I.Пояснительная записка


Рабочая программа по модулю «Краеведение» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрирован Минюстом РФ 22.12.2009г. рег. № 15785 с изменениями и дополнениями 2010г., 2011г и 2012г.: Приказ от 26.10.2010г. № 1241, от 22.09.2011г. № 2357, Приказ МОиН РФ от 11.02.2013 № 1060), Основной образовательной программы начальной школы МКОУ Мастюгинская ООШ, Программы формирования экологической культуры и здорового образа жизни и Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы МКОУ Мастюгинская ООШ, на основе авторской Программы факультатива «Краеведение» (авторы: Л.А.Обухова, Н.С.Махина, Г.В.Онегина, Воронеж, ВОИПКиПРО, 2012), с учетом методического конструктора “Внеурочная деятельность школьников” (авторы: Д. В. Григорьев, П. В. Степанов - Москва “Просвещение”, 2010 г.) и “Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное образование)” под редакцией В. А. Горского (Москва, “Просвещение”, 2011 г.), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авторы: А.Я. Данилюк, А.М. Тишков, В.А. Тишков - Москва, «Просвещение», 2011) и Методических рекомендаций «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников» под редакцией А.Я. Данилюка (Москва, «Просвещение», 2011)

Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

-приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, регистрационный № 15785);

-приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373» (зарегистрирован Минюстом России 04.02.2010, регистрационный № 19707);

-постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 1993).

- Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области №760 от 27.07.2012 г.

-Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный МО РФ от 05.03.2004 №1089

-Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

-Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования («Вестник образования» №5-6 2012 г.)

-Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

-Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373», от 31 декабря 2015 г. № 1576  (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2016 г., регистрационный N 40936)

Цели реализации программы: формирование гражданско-патриотических ценностей, бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины.

Содержание предполагает решение следующих задач:

Обучающие: *формировать у обучающихся представления об историческом прошлом и настоящем нашего города; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны;

*прививать младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его;

Развивающие: *развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, координировать деятельность, учить анализу и самоанализу: *способствовать развитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи; *расширять исторический и экологический кругозор учащихся;

Воспитательные: *способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям города; *воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками; *содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.


II. Общая характеристика учебного предмета


Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь, фольклор. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, культурного характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.

Академик Д.С. Лихачев пишет: «Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание… становится частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия – наша общая, большая единственная Отчизна». У каждого из нас есть еще «свой, милый сердцу уголок» земли, место, в котором мы родились – и он несравним ни с чем другим. Это наш порог жизни, наша малая Родина.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечается, что «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.»

А «осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики» – это вторая после семьи ступень развития гражданина России.

Таким образом, можно говорить о широчайших возможностях данного направления в воспитании и обучении подрастающего поколения.

Непрерывно растёт интерес к своему краю у детей и взрослых. С чего же начать знакомство со своим родным краем, на что обратить внимание и что посмотреть в первую очередь? Богата и разнообразна природа нашей отчизны! Тундры, леса, степи, пустыни, … Высокие горы и необъятные равнины, могучие реки прекрасные озёра. И если интересно знать красоту отдельных уголков нашей Отчизны, то тем более важно знать родной край, где мы родились, живём и работаем. Много красивого, интересного и поучительного найдёт всякий, кто хотел бы ближе познакомиться с любым уголком своего края. Именно к этому призывали наши знаменитые естествоиспытатели К. А. Тимирязев и К. Ф. Рульфе: вместо бледных описаний тропических лесов, вместо путешествий в чужие страны они советовали изучать родные места.

Начинается новый учебный год. В первый класс приходят мальчики и девочки – маленькие граждане России. Они еще не очень хорошо знают, в какой большой, богатой яркими людьми и историей, стране они родились и живут. Пока Родина ассоциируется у них с семьей, домом или квартирой, улицей, двором или парком, где они живут, гуляют и играют.

Детям так же, как и взрослым, приятно жить в доме с чистыми подъездами, гулять по красивым улицам и паркам, любоваться памятниками и произведениями искусства. Грязь, мусор, неопрятность, в чем бы она ни выражалась, вызывают удивление, брезгливость, огорчение. Как же сделать так, чтобы эти чувства неудовлетворения переросли в чувства сопричастности и ответственности сначала за свою малую родину, а потом и за большую? Как воспитать неравнодушного гражданина своей страны?

Для младших школьников воспитание патриотизма и гражданственности начинается с любви к малой родине, родному краю. Курс краеведения позволит на доступном уровне привлечь младших школьников к практической деятельности по изучению и сохранению местных традиций, природных и исторических памятников.

По типу данная рабочая программа внеурочной деятельности является тематической и направлена на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле; при этом используются возможности различных видов внеурочной деятельности. В программе реализуются следующие направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, научно-познавательное, военно-патриотическое. При реализации содержания программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, технологии. Программа направлена на достижение планируемых результатов внеурочной деятельности и предназначена для учащихся начальной школы, учителей начальных классов и истории, педагогов дополнительного образования, родителей учащихся и социальных партнёров общеобразовательного учреждения.

Данная программа актуальна в современное время. Российский академик Д. С. Лихачёв верно отметил, что только “любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества”. Воспитать настоящих граждан – патриотов своей Родины невозможно без изучения истории. Именно поэтому в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края, к его истории, культуре, традициям. В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Данная рабочая программа сориентирована не на запоминание школьниками предоставленной информации, а на активное участие самих школьников в процессе её приобретения. Программа обладает перспективой для дальнейшей работы и имеет все условия для системы преемственности краеведческой деятельности школьников в начальной и средней школе.


III. Место внеурочной деятельности «Краеведение»


На изучение «Краеведения» отводится 107 часов: 1 класс- 26 часов, 2 класс – 24 часа, 3 класс – 24 часа, 4 класс – 32 часа.

Занятия проводятся из расчета 1 час в неделю с использованием современных компьютерных технологий в виде интегрированных курсов с предметами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Технология», ИЗО.


IV. Ценностные ориентиры содержания предмета

Рабочая программа внеурочной деятельности школьников основана на следующих принципах:

  • Принцип природосообразности предполагает, что краеведческая деятельность школьников должна основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя;

  • Принцип культуросообразности предполагает, что деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры;

  • Принцип коллективности предполагает, что краеведческая деятельность детей, осуществляясь в детско-взрослых коллективах различного типа, даёт школьнику опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных гражданского самопознания, самоопределения и самореализации;

  • Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе тесного взаимодействия педагога и учащихся в социальном творчестве, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования), а также совместное продуцирование гражданских ценностей;

  • Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение в процессе социального творчества субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой и историей. Реализация принципа патриотической направленности в программе внеурочной деятельности предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, этнокультурных, исторических, гражданско-политических явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству; стимулирование переживаний, которые выступают регуляторами конкретных действий, ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отечеству;

  • Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и “выведение” школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике замысел – реализация – рефлексия. В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе ещё не существующее, но желаемое и будучи осуществлённое в результате его активности. Это может быть и событие, и предмет, - главное, что ученик должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него. В логике действия данного принципа в программе предусматриваются исследовательские и социальные проекты школьников.

  • Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение - процесс формирования личностью собственного осмыслённого и ответственного отношения к социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения происходит в совместной с взрослыми и сверстниками социально значимой деятельности.

  • Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – партнерами школы: областным краеведческим музеем, районным краеведческим музеем, библиотеками.

  • Для реализации программы внеурочной деятельности предусмотрены следующие формы работы: рассказ, сообщение, беседа, экскурсия, презентация, практические занятия, продуктивные игры, изготовление объектов демонстрации (газеты, выставки, летописи), мини – представления и концерты, ярмарки, исследовательские проекты, конференции, фотовыставки и фотоотчёты, написание очерков и статей в школьную и городскую газеты, составление и разгадывание кроссвордов, конкурс исторических хроник, “круглые столы” Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовывать занятия крупными блоками – слётами, экскурсиями, походами. Место проведения занятий определяется спецификой тем: теоретические и практические занятия могут проходить как в школе, так и в музеях, библиотеках, учреждениях города и на открытом пространстве. Для реализации программы запланированы следующие виды внеурочной деятельности: игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество, социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность), спортивно-оздоровительная деятельность, туристско-краеведческая деятельность.

Программа первого класса представляет собой курс «Мой родной дом». Основное направление – формирование понятия о малой родине, воспитание любви к самому дорогому месту человека – родному дому, ознакомление на основе народных традиций с историей и культурой быта, взаимоотношениями взрослых и детей в семье, представление первоначальных сведений об истории города Воронежа, Острогожска, села Мастюгино хутора Бузенки и людях, его прославивших.

V. Планируемые результаты освоения курса


Результаты


Личностные


Самоопределение


- положительное отношение к краеведению; сформированность основ гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;

- гуманистическое сознание;

- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении нравственным и социальным нормам;

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

Смыслообразование


- целостный, социально ориентированный взгляд на собственное место в семье (городе, стране);

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Нравственно-этическая ориентация

- навыки сотрудничества в разных ситуациях;

- доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

- уважительное отношение к окружающим людям


Метапредметные

Регулятивные

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- умение анализировать, учитывать установленные правила в планировании, оценке и коррекции своего поведения;

- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня освоения.

Коммуникативные

- умение сравнивать различные точки зрения, аргументировать свою позицию;

- выполнение различных ролей в группе (лидера, исполнителя, критика).

Познавательные

- поиск и выделение информации в различных источниках;

- умение формулировать проблему;

-применять свои знания по краеведению при изучении предметов начального общего образования;

- находить нужную информацию по краеведению в библиотеке, в музее;

- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения о людях своей деревни, их занятиях, интересах;


Предметные


- познавательный интерес к малой родине;

- формирование знаний по основам краеведения;

- формирование знаний правил нравственного поведения в общественных местах и семье;

Обладать навыками:

- составления родословной;

- составления маршрутных туристических схем;

- нравственного поведения в общественных местах и в семье.


VI. Содержание учебного предмета, курса


1 класс

Тема 1.Что изучает краеведение. Мой дом. Введение

Тема 2. Мир твоего дома. Понятие «дом»: дом – жилище, дом – семья, дом – это место жизни человека. Обряды и обычаи, связанные со строительством дома и новосельем (из истории), обряды с домашними животными. Интерьер дома. Праздничное убранство. Домашние животные

Тема 3. Жизнь каждого члена семьи. Состав семьи. Знакомство с терминами родства. «Вся семья вместе, так и душа на месте». Семейные вечера и праздники. «На что и клад, коли в семье лад».

Тема 4. Отношения в семье. Этика и психология семейных взаимоотношений в русских волшебных, социально-бытовых сказках, притчах. «Корми деда на печи, сам там будешь». Нравственные обязанности младших перед старшими.

Тема 5. Моя родословная. Знакомство с понятиями: поколение, потомки, предки. События, которые отразились в истории семьи.

Тема 6. Я и мое имя. Я-ученик. Я-школьник. Что означают наши имена? Что такое фамилия и отчество? Как родители выбирают имя ребенку? Имя и ангел-хранитель. Именины.

Тема 7. Родная школа. История школы. Возведение здания, его назначение, реконструкция в разные годы. Директор школы. Первая учительница. Знакомство с режимом школы, общими правилами поведения.

Тема 8. Трудовая жизнь в школе. Школьные и семейные традиции и праздники. Как в старину отмечали праздники, обрядовая культура.

Тема 9. Новый год. Как к нам пришел праздник? Как отмечают Новый год в других странах.

Тема 10. Рождественские колядки. Праздник Рождество Христово.

Тема 11. Мое родное село. Понятие малой родины. Первоначальные исторические сведения о названии села, застройках, занятиях людей.

Тема 12. Труд людей в городе и на селе. Как выбирали место для постройки дома? Кто принимал участие в строительстве? Кому доверяли постройку дома? Какие магические знаки защищали постройку.

Тема 13. Крестьянская изба. Как выбирали место для постройки дома? Кто принимал участие в строительстве? Кому доверяли постройку дома? Какие магические знаки защищали постройку?

Тема 14. Экскурсия в краеведческий музей. Назначение предметов крестьянского быта.

Тема 15. Мой город, село. История вещей. (по усмотрению учителя). Традиционный народный костюм: праздничный и будничный. Особенности в костюме родного края.

Тема 16. Моя улица. Моя улица. Названия улиц города по месту жительства детей. Название улиц, прилегающих к школе. История названия улиц, их роль в жизни современного человека.

Тема 17 – 18. Наш современный город. Современные предприятия, административные здания, их значение в хозяйственной и нравственно – духовной жизни города. Тема 19. Экскурсия по селу. Экскурсия по селу. Знакомство с работой почты, тока, магазинов. Учащиеся формулируют выводы, результаты наблюдений.

Тема 20. История одежды. Экскурсия в музей русского народного костюма библиотеки им. Пономарева. Обыгрывают ситуацию. Выполняют упражнения. Создание рисунка.

Тема 21. Такие разные профессии. Профессии в моей семье. Возможны разные виды урока: беседы, встречи, экскурсии. Чем занимались и занимаются ваши родители, дедушки, бабушки. Люди, своими профессиональными заслугами, прославившие фамилию. Тема 22. Отечество. Наша Родина-Россия. Государственная символика России. Герб Воронежа. Россияне-граждане России. Русский Язык. Обычаи и традиции русского народа.

Тема 23. О гербе, флаге и гимне. Государственная символика России. Герб Воронежа.

Тема 24. Москва – столица нашей Родины. Москвичи – жители Москвы. Кремль. Красная площадь.

Тема 25. Сто народов – одна страна. Я – надежда Отечества. Россия - многонациональное государство. Народы России. Традиции и обычаи народов России, народные и религиозные праздники.

Предназначение человека. Представление о настоящем человеке. Осознание ребенком себя как надежды Отечества. Умение ценить в других людях положительные качества и поступки. Значение здорового образа жизни.

Тема 26. Обобщающий урок. Земля – общий дом для всех людей.

Содержание. Страны, государства, языки, способы общения и взаимодействия людей. Практическая работа. «Нарисуй город будущего, каким ты его видишь?»


2 класс

Тема 1-2. Что такое культура. Что такое культурное наследие, что такое культура? Содержание понятий «культура», «наследие», «культурное наследие». Равноценность культур всех народов. Практическая работа. Работа с репродукциями картин.

Тема 3-4. Источники изучения жизни народа. Экскурсия в библиотеку. Музей – «машина времени». Какие бывают музеи. Музейные профессии. Практическая работа. Игра «В музее». Содержание понятия «исторические источники». Классификация источников по группам (картина, фото, вещи, рассказ и записанный рассказ-книга, обычай, ритуал и т.д.).Практическая работа. Работа в тетрадях творческих заданий: «Нарисуй исторические источники (по выбору детей) и отнеси их к какой-либо группе».

Тема 5-6. Что такое время? Посещение библиотеки, знакомство с писателями Воронежского края.Содержание понятий «время», «дата», «год», «век».

Практическая работа. Работа с «лентой времени».

Тема 7-8. Что такое вещь? Вещь. Свойства вещи. Вещь как портрет эпохи; портрет человека. Почему вещи попадают в музей? Копия, подлинник. Практическая работа. Игра «Составь портрет вещи»

Тема 9-10. Путешествие в страну книг. Экскурсия в библиотеку. Знакомство со стендами в библиотеке, библиотечным фондом. Расширить представления о произведениях и писателях - соотечественниках для детского чтения

Тема 11. Посуда на Руси. Посуда. От глины к пластмассе. Мебель и бытовые приборы, их развитие. Орудия и оружие. Транспорт. От колеса к ракете. Практическая работа. Творческое задание: нарисовать внешний и внутренний мир дома будущего.

Тема 12. В старинном доме. Вещь – семейная реликвия. Поиск семейной реликвии. Посещение краеведческого музея или музея И. Никитина Практическая работа. Творческое задание «Нарисуй предмет, который хранят в твоем доме как реликвию».

Тема 13-14. Обычаи русской старины. Экскурсия в краеведческий музей. Общие тенденции развития села.

Тема 15-16. Для войны и мирной жизни. От колеса до ракеты. План и карта села. Практическая работа. Рисуем карту родного села.

Тема 17-18. Что такое музей. Экскурсия в музей. Работа с экспозицией музея. Практическая работа. Устный рассказ.

Тема 19. Дом веселого чародея. Дом-музей А.Л.Дурова. Цирковая афиша.

Тема 20. Костенки. Каменные ветераны. Костёнки – жемчужина палеолита. Практическая работа. «Нарисуй современную улицу». Экскурсия по памятным местам Воронежского края.

Тема 21. Рассказ о седой старине. Дивногорье. В гостях у поэта - Веневитиново. Дивногорье – Маяцкое городище. Веневитиново – усадьба поэта – друга А.С. Пушкина.

Практическая работа. Работа с фотографиями памятных мест.

Тема 22. Церковные памятники архитектуры. Дом губернатора. Дом Гарденина. Дом Тулинова. Магистрат. Арсенал. Дом Мартынова (по выбору учителя). Успенская (Адмиралтейская) церковь. Казанская церковь. Церковь святой Ксении Петербургской. Церковь в твоем крае. .Практическая работа. «Нарисуй, как ты представляешь себе обитателей этих домов». «Найди на рисунке русскую церковь и дорисуй недостающие детали» (предварительная подготовка рисунков учителем).

Тема 23. Путешествие по главным улицам города Воронежа. Экскурсия по городу. Подготовка к выполнению творческого задания.

Тема 24. Обобщающий урок «Люби и знай свой край». Место и значение музеев, памятников в истории развития Воронежской области.

Практическая работа. Музейный спектакль или инсценировка на тему «Как люди жили в древности».

3 класс

Тема 1. Воронежская школа. Познакомить с новыми терминами, со школой Воронежа.

Тема 2. Люди искусства. Знакомство с творчеством Воронежского края, с людьми искусства..

Тема 3 - 4. Портретная галерея И.Н. Крамского. Знакомство с творчеством Крамского, с людьми, прославившими Воронежский край.

Тема 5. Художники – наши земляки. Знакомство с творчеством Воронежского края, с художниками.

Тема 6. В гостях у сказки. Сказки. Сказочники. Жанр. Поиски. Истоки.

Тема 7. Духовное богатство народа. Библиотека. Экскурсия в библиотеку. Правила поведения в библиотеке.

Тема 8. Как сказки попали в книгу. Виды сказок. Жанры. Составление сказок. Творческая работа.

Тема 9. Собиратель сказок А.Н.Афанасьев. Сказки Афанасьева для детского чтения.

Тема 10. Сказки бабушки Куприянихи. Сборник сказок Куприянихи..

Тема 11. Сказочный мир А.Н.Корольковой. Сборник сказок Корольковой.

Тема 12. Литературный Воронеж. Знакомство с творческими людьми Воронежа.

Тема 13. Певец земли Воронежской. Произведения Кольцова для детского чтения.

Тема 14. И.С.Никитин. «Я – Руси сын». Произведения Никитина для детского чтения.

Тема 15. Классик детской литературы. С.Я.Маршак. Произведения Маршака для детского чтения

Тема 16-17. История Г.Н.Троепольского о Белом Биме. Новые сведения о памятниках истории родного края. Белый Бим. Викторина.

Тема 18-19. Писатели – наши земляки. Дать представление о людях, любящих и воспевающих свой край. Воспоминания.

Тема 20. М.Е.Пятницкий-собиратель русской песни. Хор имени Пятницкого. Создание хора. Гастроли.

Тема 21. Воронежский государственный русский народный хор. М. Мордасова, Е. Молодцова – голоса русской песни. Частушка. Составление частушек.

Тема 22. Театр драмы имени А.В. Кольцова (М. Щепкин, П. Мочалов, В. Комиссаржевская, Е. Мартынов). Показ фильма «Воронеж театральный»

Тема 23. Театр юного зрителя. Театр оперы и балета. Театр кукол. Викторина «Театры моего города»

Тема 24. Театрализованное представление. Посещение одного из театров


4 класс

Тема 1. Как люди узнают о прошлом. Происхождение и смысл понятия «история». Что и как изучает история? Археология и археологи. Раскопки. Практическая работа. Работа с иллюстрациями «О чем могут рассказать предметы раскопок?»

Тема 2-3 Лента времени. Содержание понятий: дата, год, век, тысячелетие. Работа с римскими и арабскими цифрами. «Лента времени». Практическая работа. «Лента времени».

Тема 4. История на карте. Отличительные особенности и условные знаки географической и исторической карты. Карта Воронежской области. Практическая работа. Работа в тетрадях творческих заданий с картой.

Тема 5. Воронежский край – колыбель русского флота. Начало кораблестроительных работ в крае. Судостроение и кораблестроение. Строительство адмиралтейства в городе Воронеже. Матросское учение. Заселение Прибитюжья. Практическая работа. Конструирование кораблей.

Тема 6-7. Экскурсия «Город древний, город чудный». Первые упоминания о городе Воронеже. История строительства крепости Воронеж. Город и его роль в укреплении южных рубежей. Практическая работа. Конкурс рисунков и аппликаций на тему «Древний Воронеж».

Тема 8. Петровская эпоха. Прибытие и деятельность Петра I в Воронеже. Экскурсия к памятнику Петру I. Практическая работа. Каким ты представляешь себе царя? Рассказ.

Тема 9. Поэты, писатели, историки-краеведы о воронежских страницах истории Российского военно-морского флота. В. Загоровский, А. Аббасов, И. Никитин, С. Попов, М. Кривцова и другие о строительстве парусно-гребного флота в Воронеже. Практическая работа. Чтение стихов, рассказов, повестей.

Тема 10. Дворянско-купеческий город. Внешний облик города. Открытие Воронежского наместничества. Жители города, их занятия. Практическая работа. Составление рассказа на тему: «Я и моя семья живут в дворянско-купеческом Воронеже».

Тема 11. Русская ярмарка. Подготовка и проведение театрализованного праздника.

Тема 12. Век девятнадцатый. Отмена крепостного права 1861 год. Жизнь и быт крестьян. Практическая работа. Чтение рассказов, стихов.

Тема 13. Балы и развлечения в жизни дворян. Жилище и одежда дворян. Досуг. Балы. Этикет. Воспитание в дворянской семье. Дворцовые собрания. Практическая работа. «Нарисуй костюм дворянина».

Тема 14. Революции в Воронежском крае (1905-1917 гг.). Что такое революция? Кто такие большевики? Революции в Воронежском крае. Практическая работа. Работа с иллюстрациями

Тема 15-16. Обобщающий урок. Знатоки родного края. (вид, структура урока, содержание – по усмотрению учителя).

Тема 17. Суровые годы Великой Отечественной войны. Начало Великой Отечественной войны. Воронежская область на линии фронта. Наш край в период оккупации. Практическая работа. Работа с картой.

Тема 18. Герои – защитники города (села). Рассказ о защитниках края.

Практическая работа. Встреча с ветеранами (по возможности).

Тема 19. Освобождение Воронежа. Разгром гитлеровцев в Воронежской области. 25 января – освобождение города Воронежа. Практическая работа. Работа с картой.

Тема 20-21. По страницам Великой Отечественной войны. Местные писатели и поэты о войне. Практическая работа. Чтение стихов, рассказов, разучивание песен о войне.

Тема 22. Герои Советского Союза в моем крае. Воронежцы – Герои Советского Союза.

Практическая работа. Подготовка выступлений и докладов.

Тема 23. Жизнь детей в годы Великой Отечественной войны. Учеба и труд детей в годы войны. Помощь фронту. Практическая работа. «Напиши письмо солдату».

Тема 24. Под славными знаменами. Тыл – фронту. Экскурсия в школьный музей.

Трудовой подвиг воронежцев в годы Великой Отечественной войны. Практическая работа. Работа с экспонатами школьного музея.

Тема 25. «Воронежская область в годы Великой Отечественной войны». Экскурсия в музей. Объяснение понятий «Любовь к Родине, к историческому прошлому, уважение к ветеранам войны»

Тема 26. Судьбы моих родственников в Великую Отечественную войну. Влияние войны на жизнь мирных граждан. Практическая работа. Рассказ о судьбах родственников.

Тема 27. Памятники воинской славы в моем городе (селе). Экскурсии к памятникам, посвященным освобождению города (села), к мемориальным доскам, улицам, названным именами героев войны.

Тема 28. Из пепла пожарищ. Восстановление города (села) после войны. Современные предприятия, административные здания, их значение в хозяйственной и нравственно-духовной жизни города.

Практическая работа. Составление плана города.

Тема 29. Государственная символика России. Герб. Гимн России. Геральдика. Гербы городов Воронежской области и г. Воронежа.

Практическая работа. «Нарисуй герб, эмблему своего класса, своей семьи».

Тема 30. Я – гражданин России, я – воронежец! Права и обязанности гражданина России. Всеобщая декларация прав человека. Права ребенка. Права и обязанности ученика. Практическая работа. Групповая игра «Узнай свои права».

Тема 31. Воронеж – столица Центрального Черноземья. Воронеж сегодня. Кто такой президент? Кто такой губернатор? Государственная дума. Мир вокруг нас. Мы и наши соседи. Современные предприятия, административные здания, их значение в хозяйственной и нравственно-духовной жизни города.

Практическая работа. Работа с картой.

Тема 32. Наши праздники. Обобщающий урок «Люби и знай свой край».

Государственные праздники, Дни города (села), семейные и личные праздники. Практическая работа. «Придумай поздравление учителям, одноклассникам ко дню окончания начальной школы». История Воронежского края в курсе истории России.


VII.Основные требования к уровню подготовки учащихся:

К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:

безопасный путь - дорогу от школы до своего дома и обратно;

  • название растений, которые растут в родном селе;

  • название диких и домашних животных,

  • название улиц своего села;

  • название профессий людей, работающих в селе;

  • фамилии знаменитых земляков;

  • название и месторасположение основных достопримечательностей своего села;

  • правила поведения на улице и в местах, где находятся исторические и культурные памятники.

К концу 1 года обучения учащиеся должны уметь:

  • правильно находить безопасный путь из школы домой и обратно;

  • объяснять, почему главные улицы села так названы,

  • поддерживать порядок во время работы;

  • соблюдать правила бережного отношения к природе и памятникам истории.

К концу 2 года обучения учащиеся должны знать:

  • необходимый исторический и справочный материал по теме;

  • основные знаменательные даты, отличать символику своего села и городов края;

  • название улиц;

  • название промышленных предприятий;

  • фамилии знаменитых земляков;

  • название и месторасположение основных достопримечательностей, памятников истории и культуры;

  • правила поведения на улице и в местах, где находятся исторические и культурные памятники.

К концу 2 года обучения учащиеся должны уметь:

  • добывать информацию по заданной теме из различных источников;

  • работать над проектом,

  • поддерживать порядок во время работы;

  • соблюдать правила бережного отношения к природе и памятникам истории.

К концу 3 года обучения учащиеся должны знать:

  • необходимый исторический и справочный материал по теме;

  • основные знаменательные даты, отличать символику своего края;

  • природные особенности; названия растений и животных своего края;

  • названия водоёмов; полезные ископаемые;

  • название промышленных предприятий;

  • фамилии знаменитых поэтов и их произведения;

  • название и месторасположение основных достопримечательностей своего края, памятников истории и культуры;

  • правила поведения на улице и в местах, где находятся исторические и культурные памятники.

К концу 3 года обучения учащиеся должны уметь:

  • добывать информацию по заданной теме из различных источников, используя фактический материал из краеведческой литературы; принимать участие в краеведческих конкурсах и тематических акциях;

  • работать над проектом, отбирать необходимый материал и делать презентации; работать в краеведческом уголке, собирать, обобщать и систематизировать информацию по обозначенной теме, уметь аккуратно и в срок оформить свою творческую работу;

  • поддерживать порядок во время работы;

  • соблюдать правила бережного отношения к природе и памятникам истории.

  • работать с картой России и области;

К концу 4 года обучения учащиеся должны знать:

  • необходимый исторический и справочный материал по теме;

  • основные знаменательные даты, события, фамилии выдающихся людей, отличать символику своего края;

  • фамилии знаменитых поэтов, художников, композиторов и их произведения;

  • название и месторасположение основных достопримечательностей своего края, памятников истории и культуры; называть памятники героям и замечательным людям;

  • правила поведения на улице и в местах, где находятся исторические и культурные памятники.

К концу 4 года обучения учащиеся должны уметь:

  • добывать информацию по заданной теме из различных источников, используя фактический материал из краеведческой литературы; принимать участие в краеведческих конкурсах и тематических акциях;

  • работать над проектом, отбирать необходимый материал и делать презентации; работать в краеведческом уголке, собирать, обобщать и систематизировать информацию по обозначенной теме, уметь аккуратно и в срок оформить свою творческую работу;

  • поддерживать порядок во время работы;

  • соблюдать правила бережного отношения к природе и памятникам истории.

  • работать с картой России и области;

  • принимать участие в выставке детских работ краеведческого содержания.

  • принимать участие в праздниках, связанных с событиями родного края.

  • принимать участие в мероприятиях по уборке, озеленению своего села -

  • оформлять портфолио


VIII.Критерии и нормы оценок по предмету.


Формы контроля

  • выставки,

  • защита проектов,

  • презентации,

  • викторины,

  • конференции,

  • беседы,

  • микрогрупповые соревнования,

  • коллективное рисование на одном листе бумаги,

  • составление кроссвордов и ребусов,

  • урок творчества,

  • моделирование.

Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной и предусматривает:

  • оценка достижений обучающихся (портфолио) происходит на каждом уровне реализации программы. В “портфель достижений” обучающегося входят дневники наблюдений, исследования, проекты, интервью, творческие работы;

  • создание исследовательских мини – проектов совместно с учащимися – шефами, родителями


IX.Перечень обязательных контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов и т.д.


Методы отслеживания результативности:

- практические работы;

- тестирование, анкетирование;

- участие в конкурсах, соревнованиях;

- участие в олимпиадах.


X. Материально-техническое обеспечение


№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения


Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.

Махина Н.С. Программа курса «Краеведение» в 1-4 классах образовательных учреждений Воронежской области

2.

Махина Н.С. «Краеведение». Рабочая тетрадь, первый, второй, третий, четвертый год обучения, Воронеж,2011

3.

Бацын В. Быт русского крестьянства в XIX веке. – М., 1991.

4.

Обухова Л.А., Жиренко О.Е. Уроки краеведения 1-4 год обучения : рабочая тетрадь . – Воронеж : ВОИПКиПРО, 2011. – 35 с.

5.

Богуславская И.Я. Дымковская игрушка. – Л., 1988.

6.

Буровик К. Лавка, кресло, царский трон. – М., 1986.

7.

Буровик К. Родословная вещей. – М., 1985.

8.

Ворожейкина Н.И., Виноградова Н.Ф. Наша Родина в прошлом. – Смоленск, 1998.

9.

Живые страницы / Под ред. A.M. Аббасова. – Воронеж, 1995.

10.

Забылин М. Русский народ. Его обычаи, суеверия, предания и поэзия. – М., 1996.

11.

Загоровский В.П. Воронежская историческая энциклопедия. – Воронеж, 1992.

12.

Загоровский В.П. История Воронежского края от А до Я. – Воронеж, 1982.

13.

Загоровский В.П. История Воронежской области. – Воронеж, 1976.

14.

Кононов В.И. Памятники Воронежа и Воронежской области. – Воронеж, 1979

15.

Кретова O.K. Русский город Воронеж. – Воронеж, 1986

16.

Скривел В.И. Нестандартные формы знакомства с краеведческим материалом // Начальная школа. – 2004. – №5. – С. 22-25

17.

Музей и дети: Методические разработки цикла занятий для младших школьников. – М., 1994.

18.

Кожина О. История одежды. – М., 1998.

19.

Кулагина Г.А. Сто игр по истории. – М, 1983.

20.

Пульвер Е. Воронежская мозаика. – Воронеж, 1983.

21.

Рогов А. Как строили на Руси. – М., 1997.

22.

Русский народный костюм. – Л., 1984.

23.

Успенский Л.В. Ты и твое имя. – Волгоград, 1994.

24.

Что такое. Кто такой: В 3 т. – М., 1994.

25.

Шмойлов А.И. Весь мир в игрушке. – Воронеж, 2003.

26.

Энциклопедия обрядов и обычаев. – СПб, 1997.

27.

Якуб С.К. Вспомним забытые игры. – М., 1990.

28.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: История вещей. – М., 1998.

29.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: История. – М., 1999.

30.

Интернет-ресурсы


Технические средства обучения

1.

Компьютер

2.

Сканер

3.

Принтер


Экранно-звуковые пособия

1

Интернетресурсы

2.

-CD-диск с презентациями

3.

Видеоролики


Оборудование класса

1

Настенная доска

2.

Магнитная доска

3.

Место для обучающегося

4.

Интерактивная доска







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!