Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 с. Огоньки»
Сахалинской области
694036, Сахалинская область, Анивский район, с. Огоньки, ул. Школьная,18
Тел./факс 8(42441) 54-273
РАССМОТРЕНО На заседании МО классных руководителей МБОУ СОШ №3 с.Огоньки ________________________ Протокол № __ От «___» ___________ 20__ г | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №3 с.Огоньки _________________ /_____________ «___» _____________________20__г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности курса
«Краеведение»
на уровень начального общего образования.
Срок освоения 3 года
Разработала:
Волкова Наталья Владимировна
учитель начальных классов
первая категория
с.Огоньки
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
«КРАЕВЕДЕНИЕ»
В результате изучения учебного курса «Краеведение», сопряженного с учебным предметом «Окружающий мир» на уровне начального общего образования у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные результаты:
1) формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою малую родину, историю Сахалинской области, осознание ответственности за благополучие родного края;
2) уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре народов, проживающих на территории Сахалинской области;
3) знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
4) развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
5) установка на здоровый образ жизни;
6) основы экологической культуры: принятие ценности природного мира Сахалинской области, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
7) формирование эстетических чувств на основе наблюдений за природой Сахалинской области, знакомства с многонациональной культурой родного края.
Метапредметные результаты
Метапредметными результатами изучения курса «Краеведение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле
способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые,
средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек
зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что
партнер знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнера;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Краеведение», сопряженного с интегрированным курсом «Окружающий мир» обучающиеся на ступени начального общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; лучше узнать свою малую родину - Сахалинскую область;
- обретут чувство гордости за свою малую родину - Сахалинскую область, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры Сахалинской области;
- получат возможность осознать своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории, культуре других народов, проживающих на территории Сахалинской области;
- изучат растительный и животный мир Сахалинской области;
- познакомятся с традициями и устоями коренных народов острова Сахалин и Курильских островов, с творчеством поэтов и писателей Сахалинской области.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей региональной идентичности, экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Выпускник научится:
- называть субъект РФ – Сахалинскую область, находить на карте Сахалинскую область (о. Сахалин, Курильские острова), г. Южно-Сахалинск – главный город Сахалинской области;
- различать государственные символы Сахалинской области – флаг, герб;
- приводить примеры народов, проживающих на территории Сахалинской области, описывать их обычаи, характерные особенности быта;
- приводить примеры учреждений культуры и образования Сахалинской области, своего города (села);
- находить и показывать на карте Сахалинской области моря, омывающие Сахалин и Курильские острова, реки и озёра Сахалина;
- узнавать важнейшие природные объекты своего села, города, области;
- определять смену времён года в родном крае на основе наблюдений;
- наблюдать за погодой своего края;
- давать краткую характеристику на основе наблюдений особенностям поверхности родного края;
- называть, давать краткую характеристику на основе наблюдений водоёмам родного края;
- описывать полезные ископаемые родного края (2–3 примера);
- называть и давать краткую характеристику на основе наблюдений растениям родного края;
- называть и давать краткую характеристику на основе наблюдений животным родного края;
- описывать природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений);
- описывать положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу родного края (на примере окружающей местности);
- описывать главный город Сахалинской области – Южно-Сахалинск: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним;
- воспринимать родной край как частицу России; давать описание (характеристику) родного села, города (населённого пункта), региона: название, основные достопримечательности, музеи, театры, спортивные комплексы и пр.;
- особенности труда людей родного края, их профессии;
- различать прошлое, настоящее, будущее своего родного края;
- понимать место Сахалинской области в истории России;
- принимать посильное участие в охране памятников природы, истории и культуры своего края;
- использовать различные источники информации (на бумажных, электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации о Сахалинской области, родном городе (селе) для создания собственных устных или письменных высказываний.
Использование краеведческого материала способствует активизации учебного процесса, пробуждает интерес к знаниям, оказывает благотворное влияние на патриотическое воспитание младших школьников, воспитывает учеников в духе любви к родному краю, развивает кругозор.
В процессе освоения материала у школьников формируются базовые умения: работать с краеведческой литературой, анализировать полученную информацию, применять коммуникативные навыки, использовать исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном мире, полиэтническом и многоконфессиональном обществе.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «КРАЕВЕДЕНИЕ»
2 класс (34 ч)
Раздел «Где мы живём»
Родной край – Сахалинская область.
Знакомство с целями и задачами учебного курса. Имя родного края - Сахалинская область. Образование Сахалинской области.
Сахалинская область на карте
Место Сахалинской области на карте мира, страны-соседи. Место Сахалинской области карте Российской Федерации, субъекты-соседи. Очертания Сахалинской области. Состав Курильских островов: Большая Курильская гряда (Северные, Средние и Южные Курилы) и Малая Курильская гряда.
Родной край. Главные государственные символы Сахалинской области и своего родного города (села).
Главные государственные символы Сахалинской области: герб, флаг. История зарождения герба и флага. Отличительные знаки государственных символов герба и флага Сахалинской области от герба и флага России. Герб островной столицы Сахалинской области – Южно-Сахалинска. Государственные символы своего города (села). История их зарождения.
Родной край. Многонациональное население Сахалинской области.
Национальный состав населения Сахалинской области; язык, культура, традиции.
Жилища, быт, хозяйственная деятельность и культура коренных малочисленных народов Севера.
Какой народ можно считать коренным народом Сахалинской области? Айны, нивхи, уильта, нанайцы, эвенки: путь на остров Сахалин. Места расселения коренных народов. Нанайские сказки «Айога», «Заяц и сорока», «Синичка» и др. Сказка как жанр. Отражение народной мудрости в сказке. Уроки сказки.
Город и село.
Характерные особенности городских и сельских поселений Сахалинской области. Преимущественные занятия жителей города и села. Наш город (село): история зарождения и развития.
Значение труда в жизни человека и общества Сахалинской области.
Составные части экономики Сахалинской области.
Раздел «Природа»
Водные богатства Сахалинской области: моря, реки, озёра.
Моря, омывающие Сахалинскую область, крупные реки и озёра их расположение, очертания, основные природные особенности.
Опасные природные явления Сахалинской области.
Опасные природные явления Сахалинской области. Явление «землетрясение». Предвестники землетрясений. Профессия «сейсмолог». Правила поведения и способы спасения при землетрясениях. Почему извергаются вулканы. Предвестники извержения вулкана. Профессия «геофизик». Правила поведения и способы спасения при извержениях вулканов.
Природные пожары в Сахалинской области.
Какие пожары бывают. Что такое природный пожар? Чем опасен природный пожар. Профессия пожарный. Правила поведения и способы спасения при пожаре.
Заглянем в подземные кладовые острова Сахалин и Курильских островов
Горные породы Сахалинской области: песчаник, глина, гранит, уголь, нефть, базальт, пемза.
Дикорастущие растения Сахалинской области: деревья, кустарники, травы. Грибы.
Распространённые деревья, кустарники и травы Сахалинской области. Красная книга Сахалинской области: растения и грибы. Ядовитые растения и грибы.
Дикие животные Сахалинской области.
Распространённые дикие животные Сахалинской области. Красная книга Сахалинской области: животные.
Культурные растения Сахалинской области.
Основные культурные растения Сахалинской области, их роль в жизни человека.
Домашние животные в Сахалинской области.
Основные группы домашних животных в Сахалинской области, их роль в жизни человека.
Взаимосвязи в природе.
Сезонные изменения в жизни растений и животных родного края. Взаимосвязи живой и неживой природы. Сезонные явления, характерные для родного края в разные времена года.
Раздел «Культура и образование»
Культура и образование в Сахалинской области
Учреждения культуры (музей, театр, выставочный зал, концертный зал, библиотека) и образования (школа, лицей, гимназия, колледж, университет) в Сахалинской области, городе (селе), их роль в жизни человека и общества. Разнообразие музеев, музеи Сахалинской области, носящие имя А.П. Чехова.
Раздел «Путешествия»
Путешествие по своему муниципальному образованию.
Мой родной город (село), в котором я живу. В состав какого муниципального образования Сахалинской области он (оно) входит? Административный центр муниципального образования, история основания, основные достопримечательности.
Путешествие по Сахалинской области. Главные города – административные центры муниципальных образований.
Муниципальные образования Сахалинской области. Города Сахалинской области.
Путешествие по столице островного края – Южно-Сахалинску.
Город Южно-Сахалинск, как город областного значения и административный центр Сахалинской области. Первоначальные сведения об истории основания города. План Южно-Сахалинска. Герб Южно-Сахалинска. Основные достопримечательности города.
3 класс (34 ч)
Раздел «Природа»
Природа. Природные сообщества в Сахалинской области.
Разнообразие природы родного края. Основные природные сообщества Сахалинской области. Ценность родной природы для жителей Сахалинской области.
Леса Сахалинской области.
Листопадные и хвойные леса Сахалинской области.
Луга Сахалинской области.
Природное сообщество (луг).
Озёра и болота в Сахалинской области.
Озёра и болота как природные сообщества.
Обломочные породы Сахалинской области
Знакомство с обломочными горными породами острова Сахалин, Курильских островов и своей местности, их виды: галька, гравий, валуны, глыбы, характерные черты.
Экология. Экологические проблемы Сахалинской области: причины и последствия. Охрана природы родного края.
Что изучает экология. Состояние окружающей среды в Сахалинской области: атмосферный воздух, водные ресурсы, состояние растительного и животного мира. Охрана природы в Сахалинской области.
Влияние человека на состояние окружающей среды.
Состояние окружающей среды в Сахалинской области, экологические проблемы и риски.
Природоохранная деятельность в Сахалинской области. Изучение особо охраняемых природных территорий своего муниципального образования.
Особенности особо охраняемых природных территорий своего муниципального образования. Охрана памятников природы в Сахалинской области. Местный памятник природы.
Раздел «Наша безопасность»
Природа и наша безопасность. Обвалы, оползни, снежные лавины в Сахалинской области. Климатические опасные явления: ураганы, бури, грозы, смерчи.
Почему случаются обвалы и оползни. Почему бывает сель. Опасность схода снежных лавин в Сахалинской области. Наука «гляциология». Правила поведения зимой в горах, способы спасения при обвалах/оползнях, селевых потоках и снежных лавинах. Что изучает наука «метеорология». Ураган и буря. Бывает ли в Сахалинской области смерч? Опасность – гроза.
Раздел «Мы и наше здоровье»
Вирусы и бактерии.
Распространенные инфекционные заболевания в Сахалинской области. Болезни, передающиеся через укус клеща: клещевой энцефалит, болезнь Лайма. Что нужно знать о туберкулезе.
Основы ЗОЖ и профилактика инфекционных болезней.
Практическая работа: составляем рацион здорового питания.
Раздел «Общество»
Социокультурное сообщество Сахалинской области.
Мы – граждане России, жители Сахалинской области, люди разных поколений, различных взглядов, социальных групп. Государственные символы Сахалинской области. Глава региона. Главы муниципальных образований.
Коренные малочисленные народы Севера.
Быт, хозяйственная деятельность, традиционные жилища и промыслы уйльта и эвенков. Уйльтинский фольклор. Сказка-потешка «Птичка-синичка». Эвенкийская литература. Творчество Семена Александровича Надеина. Сказки «Олопотык и карав», «Коварство соболя», «Самый сильный» и др. Мастерство писателя. Выражение в фольклоре национальных черт характера.
Раздел «Экономика»
Полезные ископаемые Сахалинской области: уголь, нефть, газ.
Наиболее важные в экономике Сахалинской области полезные ископаемые. Значение, способы добычи и охрана.
Нефтегазовой комплекс Сахалинской области.
Добыча нефти и газа, проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2», первый в России завод по производству сжиженного природного газа. Профессии в нефтегазовой отрасли.
Растениеводство.
Основные отрасли растениеводства Сахалинской области: овощеводство, плодово-ягодное хозяйство. Продукция растениеводства. Профессии в отрасли растениеводства.
Животноводство.
Животноводство — отрасль сельского хозяйства: свиноводство, птицеводство, скотоводство в Сахалинской области. Продукция животноводства. Профессии в отрасли животноводства.
Рыболовство.
Добыча рыбы и морепродуктов в Сахалинской области. Продукция рыболовства. Профессии в отрасли рыболовства.
Раздел «Путешествия»
На севере острова Сахалин.
Города и села на севере острова Сахалин: географическое положение, история, экономика, достопримечательности (Оха, Ноглики и Чайво).
На западном побережье о. Сахалин.
Города и села западного побережья: географическое положение, история, экономика, достопримечательности (Александровск-Сахалинский, Углегорск, Красногорск).
В центральной части острова Сахалин.
Города и села центральной части острова: географическое положение, история, экономика, достопримечательности (Тымовское, Смирных, Буюклы, Поронайск).
На юге острова Сахалин.
Города на юге: географическое положение, история, экономика, достопримечательности (Долинск, Невельск, Холмск, Корсаков).
На Курильских островах.
Главные города и населённые пункты Курильских островов: географическое положение, история, экономика, достопримечательности (Северо-Курильск, Курильск, Южно-Курильск).
Наши ближайшие соседи.
Япония, Северная Корея, Южная Корея, Китай, их столицы и достопримечательности.
4 класс (34 ч)
Раздел «Земля и человечество»
Мир глазами археолога.
Понятие об археологии как науке. Источники исторических сведений на примере родного края. Значение археологии, архивов и музеев для изучения истории.
Мир глазами эколога.
Сохраним природу Сахалинской области (экскурсия в природное сообщество).
Мир глазами этнографа: айны, нанайцы, нивхи.
Места проживания айнов, нанайцев, нивхов. Жилища, быт и хозяйственная деятельность. Традиционная одежда. Культура.
Мир глазами писателя. Владимир Михайлович Санги и его роль в создании нивхской письменности.
В.М. Санги как основатель нивхской литературы, создатель письменности восточно-сахалинского диалекта нивхского языка. Обзор творчества В. М. Санги. Сказки «Бурундук, кедровка и медведь», «Мудрая нерпа», «Кыкык», «Тюлени и камбала» и др. в пересказе и переводе В.М. Санги. Герои сказки. Моральная оценка поступков героев. Сходство и различие нивхских и русских народных сказок.
Раздел «Природа родного края»
Равнины и горы Сахалинской области.
Географические особенности расположения Северо-Сахалинской равнины, Тымь-Поронайской равнины, Сусунайской равнины, Восточно-Сахалинских гор, Западно-Сахалинских гор, Сусунайского хребта.
Характеристика крупнейшей реки, моря или озера Сахалинской области.
Происхождение названия выбранного для описания водного объекта, его природные особенности и экологические проблемы.
Растительный мир морей вокруг Сахалинской области.
Растения морей Сахалинской области, их роль в природе и жизни человека.
Красная книга растений Сахалинской области.
Красная книга растений Сахалинской области. История создания. Роль Красной книги растений Сахалинской области в охране редких и исчезающих растений.
Животный мир морей вокруг Сахалинской области (экскурсия в краеведческий музей или виртуальная экскурсия).
Животные морей Сахалинской области, их роль в природе и жизни человека.
Красная книга животных Сахалинской области.
Красная книга животных Сахалинской области. История создания. Роль Красной книги животных Сахалинской области в охране редких и исчезающих растений.
Характеристика природной зоны, в которой мы живём.
Природная зона тайги: особенности почв, состава древесных пород, животные.
Опасные природные явления в Сахалинской области. Внимание – цунами! Опасность наводнения.
Явление «цунами». Есть ли у цунами предвестники? Правила поведения и способы спасения при опасности волн цунами. Почему происходят наводнения. Правила поведения при опасности наводнения.
Раздел «Страницы истории родного края»
Остров Сахалин и Курильские острова в древности и средневековье.
Первые люди на острове Сахалин и Курильских островах. Ледниковый период. Сухопутные мосты. Древние люди островов и их занятия. Крепости эпохи средневековья на острове Сахалин. Военные экспедиции монголов на остров Сахалин.
Время отважных путешественников.
Открытие острова Сахалин и Курильских островов русскими землепроходцами. И.Ю. Москвитин, В. Д Поярков, В.В. Атласов. Первая русская кругосветная экспедиция И.Ф. Крузенштерна. Экспедиция Г.И. Невельского и ее значение.
Спор за территорию острова Сахалин и Курильских островов между Россией и Японией.
Трудные переговоры второй половины XIX века. Санкт-Петербургский договор 1875 г.
Заселение и освоение острова русскими людьми во второй половине XIX века.
Сахалинская каторга. Хозяйство и быт русских поселенцев. А.П. Чехов о жизни сахалинских поселенцев и каторжан.
Русско-японская война 1904-1905 года.
Вторжение японцев на остров Сахалин. Оборонительные бои русских партизан. Подвиг крейсера Новик. Потеря Россией южного Сахалина. Отмена каторги на острове Сахалин.
Северный Сахалин в составе Советского Союза.
Установление советской власти. Александровск-Сахалинский – главный город северного Сахалина. Хозяйство северного Сахалина: нефтяная, угольная, лесная, рыбодобывающая промышленность.
Южный Сахалин в составе Японии.
Губернаторство Карафуто. Тоёхара – столица губернаторства Карафуто. Освоение природных богатств южного Сахалина. Принудительное переселение корейцев на юг Сахалина, их непосильный труд на японских предприятиях.
Северный Сахалин в годы Великой Отечественной войны.
«Больше нефти для наших боевых кораблей, танков и самолетов!». Завершение строительства нефтепровода на материк Оха – Софийск-на- Амуре. Сбор средств всенародной помощи фронту.
Советско-японская война 1945 г.
Япония – союзница фашистской Германии. Вступление Советского Союза в войну с Японией. Разгром японский войск на Курильских островах и южном Сахалине. Герои боев за южный Сахалин и Курильские острова. Капитуляция Японии. Вхождение южного Сахалина и Курильских островов в состав Советского Союза.
Мирное развитие Сахалина и Курильских островов.
Образование Сахалинской области 2 января 1947 года. Восстановление городов и сел. Массовое переселение на остров Сахалин и Курильские острова советских людей. Создание авиационных и морских портов. Развитие нефтяной и угольной промышленности. Строительство школ, больниц, учреждений культуры. Знаменитые земляки, прославившие себя трудом.
Сахалинская область сегодня.
Глава области – губернатор. Сахалинская областная Дума и Правительство Сахалинской области. Устав Сахалинской области. Общественная палата Сахалинской области.
Российского владения земля!
Попытки Японии вернуть Курильские острова. Конституция РФ о защите территориальной целостности страны (статья 67).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Кол-во часов |
2 класс. |
Раздел «Где мы живём» (14 ч) |
1 | Родной край – Сахалинская область. | 1 |
2 | Сахалинская область на карте. | 1 |
3 | Родной край. Главные государственные символы Сахалинской области. | 1 |
4 | Родной край. Государственные символы своего родного города (села). | 1 |
5 | Родной край. Многонациональное население Сахалинской области. | 1 |
6 | Жилища, быт и хозяйственная деятельность коренных малочисленных народов Севера | 1 |
7 | Культура коренных малочисленных народов Севера | 1 |
8 | Родной край. | 1 |
9-11 | Город и село. | 3 |
12-14 | Значение труда в жизни человека и общества Сахалинской области | 3 |
Раздел «Природа» (12 ч) |
15 | Водные богатства Сахалинской области: моря, реки, озёра. | 1 |
16-17 | Опасные природные явления Сахалинской области. Землетрясения. | 2 |
18 | Опасные природные явления Сахалинской области. Извержения вулканов. | 1 |
19 | Природные пожары в Сахалинской области. | 1 |
20 | Заглянем в подземные кладовые острова Сахалин и Курильских островов. | 1 |
21 | Дикорастущие растения Сахалинской области: деревья, кустарники, травы. Грибы. | 1 |
22 | Дикие животные Сахалинской области. | 1 |
23 | Культурные растения Сахалинской области. | 1 |
24 | Домашние животные в Сахалинской области. | 1 |
25-26 | Взаимосвязи в природе. Экскурсия в весенний лес | 2 |
Раздел «Культура и образование» (3 ч) |
27-29 | Культура и образование в Сахалинской области. | 3 |
Раздел «Путешествия» (5 ч) |
30 | Водные богатства Сахалинской области: моря, реки, озёра. | 1 |
31 | Сахалинская область на карте | 1 |
32 | Путешествие по своему муниципальному образованию. | 1 |
33 | Путешествие по Сахалинской области. Главные города – административные центры муниципальных образований. | 1 |
34 | Путешествие по столице островного края – Южно-Сахалинску. | 1 |
Всего: 34 ч |
3 класс. |
Раздел «Природа» (8 ч) |
1 | Природа. Природные сообщества в Сахалинской области. | 1 |
2 | Леса Сахалинской области. | 1 |
3 | Луга родного края. | 1 |
4 | Озёра и болота в Сахалинской области. | 1 |
5 | Знакомство с обломочными горными породами острова Сахалин и Курильских островов, их виды: галька, гравий, валуны, глыбы. | 1 |
6 | Экология. Экологические проблемы Сахалинской области: причины и последствия. Охрана природы родного края. | 1 |
7 | Влияние человека на состояние окружающей среды | 1 |
8 | Природоохранная деятельность в Сахалинской области. Изучение особо охраняемых природных территорий своего муниципального образования. | 1 |
Раздел «Наша безопасность» (2 ч) |
9 | Природа и наша безопасность. Обвалы, оползни, снежные лавины в Сахалинской области. | 1 |
10 | Климатические опасные явления: ураганы, бури, грозы, смерчи. | 1 |
Раздел «Мы и наше здоровье» (2 ч) |
11 | Вирусы и бактерии. | 1 |
12 | Основы ЗОЖ и профилактика инфекционных болезней. | 1 |
Раздел «Общество» (10 ч) |
13-14 | Социокультурное сообщество Сахалинской области | 2 |
15-16 | Общество. Коренные малочисленные народы Севера. | 2 |
17-18 | Общество. Традиционная национальная одежда КМНС Сахалинской области. | 2 |
19-20 | Общество. Эвенкийская литература. Творчество Семена Александровича Надеина. | 2 |
21-22 | Общество. Русские народные сказки и сказки КМНС Сахалинской области. | 2 |
Раздел «Экономика» (5 ч) |
23 | Полезные ископаемые Сахалинской области: уголь, нефть, газ. | 1 |
24 | Нефтегазовой комплекс Сахалинской области. | 1 |
25 | Растениеводство. | 1 |
26 | Животноводство. | 1 |
27 | Рыболовство. | 1 |
Раздел «Путешествия» (7 ч) |
28 | На севере острова Сахалин. | 1 |
29 | На западном побережье острова Сахалин. | 1 |
30 | В центральной части острова Сахалин | 1 |
31 | На юге острова Сахалин. | 1 |
32 | На Курильских островах. | 1 |
33 | Столица островного края. Викторина по городам Сахалинской области. | 1 |
34 | Наши ближайшие соседи. | 1 |
Всего: 34 ч |
4 класс. |
Раздел «Земля и человечество» (8 ч) |
1 | Мир глазами археолога. | 1 |
2 | Мир глазами эколога. | 1 |
3-4 | Мир глазами этнографа: айны, нанайцы, нивхи. | 2 |
5-6 | Мир глазами писателя. Владимир Михайлович Санги и его роль в создании нивхской письменности. | 2 |
7-8 | Сказки В.М. Санги. | 2 |
Раздел «Природа родного края» (14 ч) |
9 | Равнины и горы Сахалинской области. | 1 |
10 | Характеристика крупнейшей реки, моря или озера Сахалинской области. | 1 |
11 | Растительный мир морей вокруг Сахалинской области. | 1 |
12 | Красная книга растений Сахалинской области. | 1 |
13 | Животный мир морей вокруг Сахалинской области (экскурсия в краеведческий музей или виртуальная экскурсия). | 1 |
14 | Красная книга животных Сахалинской области. | 1 |
15 | Характеристика природной зоны, в которой мы живём | 1 |
16 | Опасные природные явления в Сахалинской области. Внимание – цунами. | 1 |
17 | Опасность наводнения. | 1 |
18-20 | Групповой проект «Природные опасности Сахалинской области». | 3 |
21-22 | Экскурсия на природный объект Сахалинской области. | 2 |
Раздел «Страницы истории родного края» (12 ч) |
23 | Остров Сахалин и Курильские острова в древности и средневековье. | 1 |
24 | Время отважных путешественников | 1 |
25 | Спор за территорию острова Сахалин и Курильских островов между Россией и Японией. | 1 |
26 | Заселение и освоение острова русскими людьми во второй половине XIX века. | 1 |
27 | Русско-японская война 1904-1905 года. | 1 |
28 | Северный Сахалин в составе Советского Союза. Установление советской власти. | 1 |
29 | Южный Сахалин в составе Японии. | 1 |
30 | Северный Сахалин в годы Великой Отечественной войны. | 1 |
31 | Советско-японская война 1945 г. | 1 |
32 | Мирное развитие Сахалина и Курильских островов. | 1 |
33 | Сахалинская область сегодня | 1 |
34 | Российского владения земля! | 1 |
Всего: 34 ч |