СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по краеведению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по краеведению 1-4 классы

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по краеведению»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 с. Огоньки»

Сахалинской области

694036, Сахалинская область, Анивский район, с. Огоньки, ул. Школьная,18

Тел./факс 8(42441) 54-273



РАССМОТРЕНО

На заседании МО классных руководителей

МБОУ СОШ №3 с.Огоньки

________________________

Протокол № __

От «___» ___________ 20__ г


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР МБОУ СОШ №3 с.Огоньки

_________________ /_____________

«___» _____________________20__г


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности курса

«Краеведение»

на уровень начального общего образования.

Срок освоения 3 года







Разработала:

Волкова Наталья Владимировна

учитель начальных классов

первая категория











с.Огоньки



  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

«КРАЕВЕДЕНИЕ»

В результате изучения учебного курса «Краеведение», сопряженного с учебным предметом «Окружающий мир» на уровне начального общего образования у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные результаты:

1) формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою малую родину, историю Сахалинской области, осознание ответственности за благополучие родного края;

2) уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре народов, проживающих на территории Сахалинской области;

3) знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

4) развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

5) установка на здоровый образ жизни;

6) основы экологической культуры: принятие ценности природного мира Сахалинской области, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

7) формирование эстетических чувств на основе наблюдений за природой Сахалинской области, знакомства с многонациональной культурой родного края.

Метапредметные результаты

Метапредметными результатами изучения курса «Краеведение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  1. принимать и сохранять учебную задачу;

  2. учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом

учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  1. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и

условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  1. учитывать установленные правила в планировании и контроле

способа решения;

  1. осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  2. оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной

ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  1. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения

учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

  1. осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  2. использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

  3. проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  4. строить сообщения в устной и письменной форме;

  5. ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  6. основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

  7. осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  8. осуществлять синтез как составление целого из частей;

  9. проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

  10. устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  11. строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  1. адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые,

средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  1. допускать возможность существования у людей различных точек

зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  1. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных

позиций в сотрудничестве;

  1. формулировать собственное мнение и позицию;

  2. договариваться и приходить к общему решению в совместной

деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  1. строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что

партнер знает и видит, а что нет;

  1. задавать вопросы;

  2. контролировать действия партнера;

  3. использовать речь для регуляции своего действия;

  4. адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Предметные результаты

В результате изучения учебного предмета «Краеведение», сопряженного с интегрированным курсом «Окружающий мир» обучающиеся на ступени начального общего образования:

- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; лучше узнать свою малую родину - Сахалинскую область;

- обретут чувство гордости за свою малую родину - Сахалинскую область, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;

- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры Сахалинской области;

- получат возможность осознать своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории, культуре других народов, проживающих на территории Сахалинской области;

- изучат растительный и животный мир Сахалинской области;

- познакомятся с традициями и устоями коренных народов острова Сахалин и Курильских островов, с творчеством поэтов и писателей Сахалинской области.

В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей региональной идентичности, экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Выпускник научится:

- называть субъект РФ – Сахалинскую область, находить на карте Сахалинскую область (о. Сахалин, Курильские острова), г. Южно-Сахалинск – главный город Сахалинской области;

- различать государственные символы Сахалинской области – флаг, герб;

- приводить примеры народов, проживающих на территории Сахалинской области, описывать их обычаи, характерные особенности быта;

- приводить примеры учреждений культуры и образования Сахалинской области, своего города (села);

- находить и показывать на карте Сахалинской области моря, омывающие Сахалин и Курильские острова, реки и озёра Сахалина;

- узнавать важнейшие природные объекты своего села, города, области;

- определять смену времён года в родном крае на основе наблюдений;

- наблюдать за погодой своего края;

- давать краткую характеристику на основе наблюдений особенностям поверхности родного края;

- называть, давать краткую характеристику на основе наблюдений водоёмам родного края;

- описывать полезные ископаемые родного края (2–3 примера);

- называть и давать краткую характеристику на основе наблюдений растениям родного края;

- называть и давать краткую характеристику на основе наблюдений животным родного края;

- описывать природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений);

- описывать положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу родного края (на примере окружающей местности);

- описывать главный город Сахалинской области – Южно-Сахалинск: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним;

- воспринимать родной край как частицу России; давать описание (характеристику) родного села, города (населённого пункта), региона: название, основные достопримечательности, музеи, театры, спортивные комплексы и пр.;

- особенности труда людей родного края, их профессии;

- различать прошлое, настоящее, будущее своего родного края;

- понимать место Сахалинской области в истории России;

- принимать посильное участие в охране памятников природы, истории и культуры своего края;

- использовать различные источники информации (на бумажных, электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации о Сахалинской области, родном городе (селе) для создания собственных устных или письменных высказываний.

Использование краеведческого материала способствует активизации учебного процесса, пробуждает интерес к знаниям, оказывает благотворное влияние на патриотическое воспитание младших школьников, воспитывает учеников в духе любви к родному краю, развивает кругозор.

В процессе освоения материала у школьников формируются базовые умения: работать с краеведческой литературой, анализировать полученную информацию, применять коммуникативные навыки, использовать исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном мире, полиэтническом и многоконфессиональном обществе.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «КРАЕВЕДЕНИЕ»

2 класс (34 ч)

Раздел «Где мы живём»

Родной край – Сахалинская область.

Знакомство с целями и задачами учебного курса. Имя родного края - Сахалинская область. Образование Сахалинской области.

Сахалинская область на карте

Место Сахалинской области на карте мира, страны-соседи. Место Сахалинской области карте Российской Федерации, субъекты-соседи. Очертания Сахалинской области. Состав Курильских островов: Большая Курильская гряда (Северные, Средние и Южные Курилы) и Малая Курильская гряда.

Родной край. Главные государственные символы Сахалинской области и своего родного города (села).

Главные государственные символы Сахалинской области: герб, флаг. История зарождения герба и флага. Отличительные знаки государственных символов герба и флага Сахалинской области от герба и флага России. Герб островной столицы Сахалинской области – Южно-Сахалинска. Государственные символы своего города (села). История их зарождения.

Родной край. Многонациональное население Сахалинской области.

Национальный состав населения Сахалинской области; язык, культура, традиции.

Жилища, быт, хозяйственная деятельность и культура коренных малочисленных народов Севера.

Какой народ можно считать коренным народом Сахалинской области? Айны, нивхи, уильта, нанайцы, эвенки: путь на остров Сахалин. Места расселения коренных народов. Нанайские сказки «Айога», «Заяц и сорока», «Синичка» и др. Сказка как жанр. Отражение народной мудрости в сказке. Уроки сказки.

Город и село.

Характерные особенности городских и сельских поселений Сахалинской области. Преимущественные занятия жителей города и села. Наш город (село): история зарождения и развития.

Значение труда в жизни человека и общества Сахалинской области.

Составные части экономики Сахалинской области.

Раздел «Природа»

Водные богатства Сахалинской области: моря, реки, озёра.

Моря, омывающие Сахалинскую область, крупные реки и озёра их расположение, очертания, основные природные особенности.

Опасные природные явления Сахалинской области.

Опасные природные явления Сахалинской области. Явление «землетрясение». Предвестники землетрясений. Профессия «сейсмолог». Правила поведения и способы спасения при землетрясениях. Почему извергаются вулканы. Предвестники извержения вулкана. Профессия «геофизик». Правила поведения и способы спасения при извержениях вулканов.

Природные пожары в Сахалинской области.

Какие пожары бывают. Что такое природный пожар? Чем опасен природный пожар. Профессия пожарный. Правила поведения и способы спасения при пожаре.

Заглянем в подземные кладовые острова Сахалин и Курильских островов

Горные породы Сахалинской области: песчаник, глина, гранит, уголь, нефть, базальт, пемза.

Дикорастущие растения Сахалинской области: деревья, кустарники, травы. Грибы.

Распространённые деревья, кустарники и травы Сахалинской области. Красная книга Сахалинской области: растения и грибы. Ядовитые растения и грибы.

Дикие животные Сахалинской области.

Распространённые дикие животные Сахалинской области. Красная книга Сахалинской области: животные.

Культурные растения Сахалинской области.

Основные культурные растения Сахалинской области, их роль в жизни человека.

Домашние животные в Сахалинской области.

Основные группы домашних животных в Сахалинской области, их роль в жизни человека.

Взаимосвязи в природе.

Сезонные изменения в жизни растений и животных родного края. Взаимосвязи живой и неживой природы. Сезонные явления, характерные для родного края в разные времена года.

Раздел «Культура и образование»

Культура и образование в Сахалинской области

Учреждения культуры (музей, театр, выставочный зал, концертный зал, библиотека) и образования (школа, лицей, гимназия, колледж, университет) в Сахалинской области, городе (селе), их роль в жизни человека и общества. Разнообразие музеев, музеи Сахалинской области, носящие имя А.П. Чехова.

Раздел «Путешествия»

Путешествие по своему муниципальному образованию.

Мой родной город (село), в котором я живу. В состав какого муниципального образования Сахалинской области он (оно) входит? Административный центр муниципального образования, история основания, основные достопримечательности.

Путешествие по Сахалинской области. Главные города – административные центры муниципальных образований.

Муниципальные образования Сахалинской области. Города Сахалинской области.

Путешествие по столице островного края – Южно-Сахалинску.

Город Южно-Сахалинск, как город областного значения и административный центр Сахалинской области. Первоначальные сведения об истории основания города. План Южно-Сахалинска. Герб Южно-Сахалинска. Основные достопримечательности города.


3 класс (34 ч)

Раздел «Природа»

Природа. Природные сообщества в Сахалинской области.

Разнообразие природы родного края. Основные природные сообщества Сахалинской области. Ценность родной природы для жителей Сахалинской области.

Леса Сахалинской области.

Листопадные и хвойные леса Сахалинской области.

Луга Сахалинской области.

Природное сообщество (луг).

Озёра и болота в Сахалинской области.

Озёра и болота как природные сообщества.

Обломочные породы Сахалинской области

Знакомство с обломочными горными породами острова Сахалин, Курильских островов и своей местности, их виды: галька, гравий, валуны, глыбы, характерные черты.

Экология. Экологические проблемы Сахалинской области: причины и последствия. Охрана природы родного края.

Что изучает экология. Состояние окружающей среды в Сахалинской области: атмосферный воздух, водные ресурсы, состояние растительного и животного мира. Охрана природы в Сахалинской области.

Влияние человека на состояние окружающей среды.

Состояние окружающей среды в Сахалинской области, экологические проблемы и риски.

Природоохранная деятельность в Сахалинской области. Изучение особо охраняемых природных территорий своего муниципального образования.

Особенности особо охраняемых природных территорий своего муниципального образования. Охрана памятников природы в Сахалинской области. Местный памятник природы.

Раздел «Наша безопасность»

Природа и наша безопасность. Обвалы, оползни, снежные лавины в Сахалинской области. Климатические опасные явления: ураганы, бури, грозы, смерчи.

Почему случаются обвалы и оползни. Почему бывает сель. Опасность схода снежных лавин в Сахалинской области. Наука «гляциология». Правила поведения зимой в горах, способы спасения при обвалах/оползнях, селевых потоках и снежных лавинах. Что изучает наука «метеорология». Ураган и буря. Бывает ли в Сахалинской области смерч? Опасность – гроза.

Раздел «Мы и наше здоровье»

Вирусы и бактерии.

Распространенные инфекционные заболевания в Сахалинской области. Болезни, передающиеся через укус клеща: клещевой энцефалит, болезнь Лайма. Что нужно знать о туберкулезе.

Основы ЗОЖ и профилактика инфекционных болезней.

Практическая работа: составляем рацион здорового питания.

Раздел «Общество»

Социокультурное сообщество Сахалинской области.

Мы – граждане России, жители Сахалинской области, люди разных поколений, различных взглядов, социальных групп. Государственные символы Сахалинской области. Глава региона. Главы муниципальных образований.

Коренные малочисленные народы Севера.

Быт, хозяйственная деятельность, традиционные жилища и промыслы уйльта и эвенков. Уйльтинский фольклор. Сказка-потешка «Птичка-синичка». Эвенкийская литература. Творчество Семена Александровича Надеина. Сказки «Олопотык и карав», «Коварство соболя», «Самый сильный» и др. Мастерство писателя. Выражение в фольклоре национальных черт характера.

Раздел «Экономика»

Полезные ископаемые Сахалинской области: уголь, нефть, газ.

Наиболее важные в экономике Сахалинской области полезные ископаемые. Значение, способы добычи и охрана.

Нефтегазовой комплекс Сахалинской области.

Добыча нефти и газа, проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2», первый в России завод по производству сжиженного природного газа. Профессии в нефтегазовой отрасли.

Растениеводство.

Основные отрасли растениеводства Сахалинской области: овощеводство, плодово-ягодное хозяйство. Продукция растениеводства. Профессии в отрасли растениеводства.

Животноводство.

Животноводство — отрасль сельского хозяйства: свиноводство, птицеводство, скотоводство в Сахалинской области. Продукция животноводства. Профессии в отрасли животноводства.

Рыболовство.

Добыча рыбы и морепродуктов в Сахалинской области. Продукция рыболовства. Профессии в отрасли рыболовства.

Раздел «Путешествия»

На севере острова Сахалин.

Города и села на севере острова Сахалин: географическое положение, история, экономика, достопримечательности (Оха, Ноглики и Чайво).

На западном побережье о. Сахалин.

Города и села западного побережья: географическое положение, история, экономика, достопримечательности (Александровск-Сахалинский, Углегорск, Красногорск).

В центральной части острова Сахалин.

Города и села центральной части острова: географическое положение, история, экономика, достопримечательности (Тымовское, Смирных, Буюклы, Поронайск).

На юге острова Сахалин.

Города на юге: географическое положение, история, экономика, достопримечательности (Долинск, Невельск, Холмск, Корсаков).

На Курильских островах.

Главные города и населённые пункты Курильских островов: географическое положение, история, экономика, достопримечательности (Северо-Курильск, Курильск, Южно-Курильск).

Наши ближайшие соседи.

Япония, Северная Корея, Южная Корея, Китай, их столицы и достопримечательности.


4 класс (34 ч)

Раздел «Земля и человечество»

Мир глазами археолога.

Понятие об археологии как науке. Источники исторических сведений на примере родного края. Значение археологии, архивов и музеев для изучения истории.

Мир глазами эколога.

Сохраним природу Сахалинской области (экскурсия в природное сообщество).

Мир глазами этнографа: айны, нанайцы, нивхи.

Места проживания айнов, нанайцев, нивхов. Жилища, быт и хозяйственная деятельность. Традиционная одежда. Культура.

Мир глазами писателя. Владимир Михайлович Санги и его роль в создании нивхской письменности.

В.М. Санги как основатель нивхской литературы, создатель письменности восточно-сахалинского диалекта нивхского языка. Обзор творчества В. М. Санги. Сказки «Бурундук, кедровка и медведь», «Мудрая нерпа», «Кыкык», «Тюлени и камбала» и др. в пересказе и переводе В.М. Санги. Герои сказки. Моральная оценка поступков героев. Сходство и различие нивхских и русских народных сказок.

Раздел «Природа родного края»

Равнины и горы Сахалинской области.

Географические особенности расположения Северо-Сахалинской равнины, Тымь-Поронайской равнины, Сусунайской равнины, Восточно-Сахалинских гор, Западно-Сахалинских гор, Сусунайского хребта.

Характеристика крупнейшей реки, моря или озера Сахалинской области.

Происхождение названия выбранного для описания водного объекта, его природные особенности и экологические проблемы.

Растительный мир морей вокруг Сахалинской области.

Растения морей Сахалинской области, их роль в природе и жизни человека.

Красная книга растений Сахалинской области.

Красная книга растений Сахалинской области. История создания. Роль Красной книги растений Сахалинской области в охране редких и исчезающих растений.

Животный мир морей вокруг Сахалинской области (экскурсия в краеведческий музей или виртуальная экскурсия).

Животные морей Сахалинской области, их роль в природе и жизни человека.

Красная книга животных Сахалинской области.

Красная книга животных Сахалинской области. История создания. Роль Красной книги животных Сахалинской области в охране редких и исчезающих растений.

Характеристика природной зоны, в которой мы живём.

Природная зона тайги: особенности почв, состава древесных пород, животные.

Опасные природные явления в Сахалинской области. Внимание – цунами! Опасность наводнения.

Явление «цунами». Есть ли у цунами предвестники? Правила поведения и способы спасения при опасности волн цунами. Почему происходят наводнения. Правила поведения при опасности наводнения.

Раздел «Страницы истории родного края»

Остров Сахалин и Курильские острова в древности и средневековье.

Первые люди на острове Сахалин и Курильских островах. Ледниковый период. Сухопутные мосты. Древние люди островов и их занятия. Крепости эпохи средневековья на острове Сахалин. Военные экспедиции монголов на остров Сахалин.

Время отважных путешественников.

Открытие острова Сахалин и Курильских островов русскими землепроходцами. И.Ю. Москвитин, В. Д Поярков, В.В. Атласов. Первая русская кругосветная экспедиция И.Ф. Крузенштерна. Экспедиция Г.И. Невельского и ее значение.

Спор за территорию острова Сахалин и Курильских островов между Россией и Японией.

Трудные переговоры второй половины XIX века. Санкт-Петербургский договор 1875 г.

Заселение и освоение острова русскими людьми во второй половине XIX века.

Сахалинская каторга. Хозяйство и быт русских поселенцев. А.П. Чехов о жизни сахалинских поселенцев и каторжан.

Русско-японская война 1904-1905 года.

Вторжение японцев на остров Сахалин. Оборонительные бои русских партизан. Подвиг крейсера Новик. Потеря Россией южного Сахалина. Отмена каторги на острове Сахалин.

Северный Сахалин в составе Советского Союза.

Установление советской власти. Александровск-Сахалинский – главный город северного Сахалина. Хозяйство северного Сахалина: нефтяная, угольная, лесная, рыбодобывающая промышленность.

Южный Сахалин в составе Японии.

Губернаторство Карафуто. Тоёхара – столица губернаторства Карафуто. Освоение природных богатств южного Сахалина. Принудительное переселение корейцев на юг Сахалина, их непосильный труд на японских предприятиях.

Северный Сахалин в годы Великой Отечественной войны.

«Больше нефти для наших боевых кораблей, танков и самолетов!». Завершение строительства нефтепровода на материк Оха – Софийск-на- Амуре. Сбор средств всенародной помощи фронту.

Советско-японская война 1945 г.

Япония – союзница фашистской Германии. Вступление Советского Союза в войну с Японией. Разгром японский войск на Курильских островах и южном Сахалине. Герои боев за южный Сахалин и Курильские острова. Капитуляция Японии. Вхождение южного Сахалина и Курильских островов в состав Советского Союза.

Мирное развитие Сахалина и Курильских островов.

Образование Сахалинской области 2 января 1947 года. Восстановление городов и сел. Массовое переселение на остров Сахалин и Курильские острова советских людей. Создание авиационных и морских портов. Развитие нефтяной и угольной промышленности. Строительство школ, больниц, учреждений культуры. Знаменитые земляки, прославившие себя трудом.

Сахалинская область сегодня.

Глава области – губернатор. Сахалинская областная Дума и Правительство Сахалинской области. Устав Сахалинской области. Общественная палата Сахалинской области.

Российского владения земля!

Попытки Японии вернуть Курильские острова. Конституция РФ о защите территориальной целостности страны (статья 67).






























ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Кол-во часов

2 класс.

Раздел «Где мы живём» (14 ч)

1

Родной край – Сахалинская область.

1

2

Сахалинская область на карте.

1

3

Родной край. Главные государственные символы Сахалинской области.

1

4

Родной край. Государственные символы своего родного города (села).

1

5

Родной край. Многонациональное население Сахалинской области.

1

6

Жилища, быт и хозяйственная деятельность коренных малочисленных народов Севера

1

7

Культура коренных малочисленных народов Севера

1

8

Родной край.

1

9-11

Город и село.

3

12-14

Значение труда в жизни человека и общества Сахалинской области

3

Раздел «Природа» (12 ч)

15

Водные богатства Сахалинской области: моря, реки, озёра.

1

16-17

Опасные природные явления Сахалинской области. Землетрясения.

2

18

Опасные природные явления Сахалинской области. Извержения вулканов.

1

19

Природные пожары в Сахалинской области.

1

20

Заглянем в подземные кладовые острова Сахалин и Курильских островов.

1

21

Дикорастущие растения Сахалинской области: деревья, кустарники, травы. Грибы.

1

22

Дикие животные Сахалинской области.

1

23

Культурные растения Сахалинской области.

1

24

Домашние животные в Сахалинской области.

1

25-26

Взаимосвязи в природе. Экскурсия в весенний лес

2

Раздел «Культура и образование» (3 ч)

27-29

Культура и образование в Сахалинской области.

3

Раздел «Путешествия» (5 ч)

30

Водные богатства Сахалинской области: моря, реки, озёра.

1

31

Сахалинская область на карте

1

32

Путешествие по своему муниципальному образованию.

1

33

Путешествие по Сахалинской области. Главные города – административные центры муниципальных образований.

1

34

Путешествие по столице островного края – Южно-Сахалинску.

1

Всего: 34 ч

3 класс.

Раздел «Природа» (8 ч)

1

Природа. Природные сообщества в Сахалинской области.

1

2

Леса Сахалинской области.

1

3

Луга родного края.

1

4

Озёра и болота в Сахалинской области.

1

5

Знакомство с обломочными горными породами острова Сахалин и Курильских островов, их виды: галька, гравий, валуны, глыбы.

1

6

Экология. Экологические проблемы Сахалинской области: причины и последствия. Охрана природы родного края.

1

7

Влияние человека на состояние окружающей среды

1

8

Природоохранная деятельность в Сахалинской области. Изучение особо охраняемых природных территорий своего муниципального образования.

1

Раздел «Наша безопасность» (2 ч)

9

Природа и наша безопасность. Обвалы, оползни, снежные лавины в Сахалинской области.

1

10

Климатические опасные явления: ураганы, бури, грозы, смерчи.

1

Раздел «Мы и наше здоровье» (2 ч)

11

Вирусы и бактерии.

1

12

Основы ЗОЖ и профилактика инфекционных болезней.

1

Раздел «Общество» (10 ч)

13-14

Социокультурное сообщество Сахалинской области

2

15-16

Общество. Коренные малочисленные народы Севера.

2

17-18

Общество. Традиционная национальная одежда КМНС Сахалинской области.

2

19-20

Общество. Эвенкийская литература. Творчество Семена Александровича Надеина.

2

21-22

Общество. Русские народные сказки и сказки КМНС Сахалинской области.

2

Раздел «Экономика» (5 ч)

23

Полезные ископаемые Сахалинской области: уголь, нефть, газ.

1

24

Нефтегазовой комплекс Сахалинской области.

1

25

Растениеводство.

1

26

Животноводство.

1

27

Рыболовство.

1

Раздел «Путешествия» (7 ч)

28

На севере острова Сахалин.

1

29

На западном побережье острова Сахалин.

1

30

В центральной части острова Сахалин

1

31

На юге острова Сахалин.

1

32

На Курильских островах.

1

33

Столица островного края. Викторина по городам Сахалинской области.

1

34

Наши ближайшие соседи.

1

Всего: 34 ч

4 класс.

Раздел «Земля и человечество» (8 ч)

1

Мир глазами археолога.

1

2

Мир глазами эколога.

1

3-4

Мир глазами этнографа: айны, нанайцы, нивхи.

2

5-6

Мир глазами писателя. Владимир Михайлович Санги и его роль в создании нивхской письменности.

2

7-8

Сказки В.М. Санги.

2

Раздел «Природа родного края» (14 ч)

9

Равнины и горы Сахалинской области.


1

10

Характеристика крупнейшей реки, моря или озера Сахалинской области.


1

11

Растительный мир морей вокруг Сахалинской области.


1

12

Красная книга растений Сахалинской области.

1

13

Животный мир морей вокруг Сахалинской области (экскурсия в краеведческий музей или виртуальная экскурсия).

1

14

Красная книга животных Сахалинской области.

1

15

Характеристика природной зоны, в которой мы живём

1

16

Опасные природные явления в Сахалинской области. Внимание – цунами.

1

17

Опасность наводнения.

1

18-20

Групповой проект «Природные опасности Сахалинской области».

3

21-22

Экскурсия на природный объект Сахалинской области.

2

Раздел «Страницы истории родного края» (12 ч)

23

Остров Сахалин и Курильские острова в древности и средневековье.

1

24

Время отважных путешественников

1

25

Спор за территорию острова Сахалин и Курильских островов между Россией и Японией.

1

26

Заселение и освоение острова русскими людьми во второй половине XIX века.

1

27

Русско-японская война 1904-1905 года.

1

28

Северный Сахалин в составе Советского Союза.

Установление советской власти.

1

29

Южный Сахалин в составе Японии.

1

30

Северный Сахалин в годы Великой Отечественной войны.

1

31

Советско-японская война 1945 г.

1

32

Мирное развитие Сахалина и Курильских островов.

1

33

Сахалинская область сегодня

1

34

Российского владения земля!

1

Всего: 34 ч



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!