МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Сахалинской области
Департамент образования, культуры и спорта Администрации Поронайского городского округа
МКОУ СОШ с. Малиновка
РАССМОТРЕНО Рук. ШМО ________________________ Шулунова С.В. Протокол № от «[число]» 08 2024 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора ________________________ Иванова И.Г. от «[число]» 08 2024 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Терехова А.И. Приказ № -ОД от «[число]» 08 2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 4598193)
учебного предмета КРАЕВЕДЕНИЕ
для обучающихся 5-9 классов
с. Малиновка 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный курс «Краеведение» для 5-9 классов структурирован в соответствии Федеральными государственными образовательными стандартами основного общего и среднего общего образования, краеведческими блоками примерной основной образовательной программы основного общего образования и примерной основной образовательной программы среднего общего образования.
В содержании курса учитываются возрастные особенности школьников, а также требования к знаниям, навыкам и умениям, приобретённым учащимися в ходе изучения основной программы.
Курс «Краеведение» реализуется в контексте следующих учебных предметов:
Методическое обеспечение курса «Краеведение» основано на принципах системно - деятельностного похода и нацелено на развитие универсальных учебных действий посредством организации самостоятельной, групповой, проектной и исследовательской деятельности обучающихся, что будет способствовать развитию познавательного интереса, творческих способностей и функциональной грамотности.
Важное значение для процесса формирования региональной идентичности имеет культурно-образовательная среда. Для решения перечисленных выше задач реализации содержания курса «Краеведение», данная программа реализуется как элективный курс с использованием возможностей и ресурсов самой образовательной организацией, а также в сетевом взаимодействии с организациями культуры и искусства (музеи, библиотеки, ботанический сад и т.п.).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "КРАЕВЕДЕНИЕ"
обеспечение преемственности в изучении родного края на всех уровнях общего образования: начальном, основном и среднем;
создание условий для комплексного изучения своей малой родины, формирования целостного и системного видения родного края в его важнейших взаимосвязях;
-развитие познавательного интереса к обучению, готовности к саморазвитию и самореализации в островном регионе;
-воспитание чувства патриотизма, гражданственности и сопричастности к прошлому, настоящему и будущему региона;
формирование готовности к созидательной деятельности по развитию своего края и желания связать с ним свою судьбу;
развитие ответственного и бережного отношения к уникальной природе родного края;
развитие уважительного отношения и культуры сотрудничества между представителями различных этнических, религиозных и социальных групп;
привитие чувства гордости за достижения известных жителей Сахалинской области;
создание условий для социализации школьников в современной культурно-образовательной среде региона;
приобщение молодого поколения к сохранению культур и традиций в условиях многонационального государства;
развитие способности защиты от внешних угроз природного происхождения, характерных для Сахалинской области.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "КРАЕВЕДЕНИЕ"
Программа учебного курса «Краеведение» разработана для 5-9 классов. Общий объем времени составляет 133 часов.
С учетом психолого-возрастных особенностей обучающихся и требований межпредметной интеграции данная программа устанавливает примерное распределение учебного времени между разделами курса. Программа учебного курса предполагает выделение от 4 до 17 часов в год на каждый из 5 разделов программы в зависимости от года обучения:
‒ Историческое краеведение;
‒ Литературное краеведение;
‒ Географическое краеведение;
‒ Биологическое краеведение;
‒ Основы безопасности жизнедеятельности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "КРАЕВЕДЕНИЕ"
ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ
6 КЛАСС (7 часов)
ИСТОРИЯ САХАЛИНА И КУРИЛЬСКИХ ОСТРОВОВ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЁН ДО XVIII ВЕКА.
Введение.
Географическое положение и административное устройство Сахалинской области. Сахалин и Курильские острова в истории России и мира. Место островного региона в географическом пространстве Евразийского континента. Методы и способы изучения далекого прошлого.
Древнейшее прошлое Сахалина и Курильских островов.
Географическое положение и изменения современной территории Сахалина и Курильские острова до появления человека. Крупная фауна на территории Сахалина: динозавры и другие животные в меловом, палеогеновом и неогеновом периодах. Изменения климата: похолодания и потепления. Миграция крупной фауны в бассейне реки Амура.
Первые люди на островах.
Человек разумный расселяется из Африки около 80–40 тыс. лет по всей планете, включая территорию востока Евразии. Предки современного человека в Азии и их адаптация к жизни в новых экологических и климатических условиях. Основополагающее влияние на жизнедеятельность человека изменении климата, миграций и изменений крупной фауны и флоры.
Этапы развития человеческого общества в соответствии с археологической периодизацией. Каменный век и присваивающее хозяйство. Древнейшие стоянки Дальнего Востока. Стоянка Сенная -1.
Человек разумный открывает новые земли.
Появление территории приполярной суши – Берингии в период ледникового периода. Сахалин как часть Берингии. Палеотические находки на Сахалине. Жилища древнего человека на реке Лютога. Орудия древнего человека – лук и стрелы из обсидиана. Стоянки и жилища человека с орудиями из кремнистого сланца и обсидиана. Обсидиановый путь. Стоянка Сокол.
Пещерный мир Сахалина.
Изменения климата Сахалина и Курильских островов 15–12 тысяч лет назад – таяние ледников и вечной мерзлоты. Находки останков мамонтов на Сахалине. Бизоны и львы. Гибель и сокращение количества представителей крупной фауны в результате смены климата. Экологические кризисы. Люди приспосабливаются к новым условиям. Охотники на медведя.
Освоение моря.
Формирование и резкое расширение проливов северной части Тихого океана в результате таяния льдов. Формирование современных очертаний Курильских островов. Отделение Сахалина от суши. Выход Человека в море и приспособление его к изменившейся среде с помощью новых механизмов адаптации. Поселки на побережье.
Орудия каменного века.
Добыча камня древним человеком. Обработка камня, дерева, кости. Основные орудия труда неолита в поселениях Сахалина Кузнецово-3, Имчин-12, Седых-1. Неолитические культуры на Курильских островах.
Первобытная культура.
Источники для реконструкции мировоззрения и эстетических представлений первобытного человека. Долинская Венера. Украшения. Развитие искусства в неолите, его виды. Особенности и функции искусства в первобытную эпоху. Древние гончары.
7 КЛАСС (7 часов)
САХАЛИН И КУРИЛЬСКИЕ ОСТРОВА В ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Дальний Восток в эпоху бронзы и раннего железа.
Открытие металлургии как важнейшая веха в истории человечества. Переход от камня к металлу. Особенности климатических и экономических условий Северо-Восточной Азии. Полцевская культура земледельцев железного века Приамурья. Ареалы культур раннего железного века. Янковская культура морских охотников Приморья.
Археологические культуры палеометалла на Сахалине.
Археологические культуры на побережьях заливов Пильтун и Чайво на северо-востоке Сахалина. Особенности распространения стоянок как зимних поселений с долговременными жилищами на берегах заливов и рек. Зверобои и рыболовы севера Сахалина. Набильская и пильтунская культуры палеометалла (V в. до н.э. – III в. н.э.). Поселение Кашкалебагш-2. Основные занятия древнего населения островов морская охота и рыболовство. Путешествия между островами. Древнеайнские культуры I тыс. до н.э. Древние святилища и крепости эпохи палеометалла.
Сусуйская культура (V в. до н.э. – V в. н.э.).
Возникновение Сусуйской культуры на стыке южного побережья Сахалина и севера Японского архипелага. Остро- и круглодонная керамика и шнуровой орнамент как главная особенность Сусуйской культуры. Памятник археологии палеометалла Сусуйская стоянка. Орудия труда и хозяйство жителей Сусуйской стоянки. Контактные зоны эпохи палеометалла.
Племена, королевства и империи российского Дальнего Востока.
Влияние цивилизаций и государств (исторических) Китая, Японии, Кореи на древнее население Сахалина и Курильских островов. Великое переселение народов (IV–V вв. н.э.) как массовая миграция кочевых племен севера Евразийского континента и расселение их на новых территориях. Интенсификация торговых и военных отношений различных племен и народов Северо-Восточной Азии. Формирование новых племенных союзов, народов, государств. Племена и народы Северо-Восточной Азии в VII–XIII вв. н.э. Дальневосточное королевство Бохай. Государство воинственных чжурчжэней Империя Цзинь. Племена Мохэ как древнекитайское общее название тунгусо-маньчжурских племен, обитавших к северу от Китая в раннее средневековье.
Первые письменные свидетельства о народах Сахалина в древнекитайских хрониках и трактатах. Легенды о коропокгуру, тончах и тоисэкуру.
Средневековые культуры Охотского моря.
Расширение границ королевства Бохай на север и его влияние на народы Приамурья и Приморья. Миграция амурские племен хэйшуй мохэ на Сахалин и Курильские острова. Подчинение или вытеснение местных племен племенами хэйшуй мохэ. Формирование Охотской культуры (VII–IX вв.). Археологические культуры островных народов X–XIII вв. Особенности разных типов поселений Охотской культуры. Хозяйство островных народов.
Борьба народов островной части Дальнего Востока против иноземных завоевателей.
Археологические свидетельства иноземных нашествий на Сахалин. Оборонительные сооружения (убежища, острожки, городища) местных народов и иноземных завоевателей часи. Александровское и Пугачевские городища. Крильонское городище. Борьба местных племен с пришлыми захватчиками. Вторжения монголов на Нижный Амур и Сахалин. Письменные свидетельства вторжений из древнекитайских хроник и надписях на стелах.
Археологическая карта Сахалина и Курильских островов.
Развитие археологической науки на Сахалине и Курильских островах. Особенности составления археологических карт. Археологическая карта Сахалина. Археологическая карта Курильских островов. Значение охраны археологического наследия. Государственная политика охраны и сохранения памятников археологии и древней истории Сахалинской области. Общественные движения по изучению древнего прошлого на Сахалине и Курильских островах.
8 КЛАСС (6 часов)
САХАЛИН И КУРИЛЬСКИЕ ОСТРОВА В XVII–XVIII ВВ.
Выход русских людей к Тихому океану.
Особенности исторического процесса в восточной части Евразийского материка. Особенности исторического процесса островах в XVII–XVIII вв. Расширение России на восток, освоение Сибири и Дальнего Востока. Противостояние с Китаем. Нерчинский договор 1689 г. Особенности русского «движения на восток». Казаки И.Ю. Москвитина выходят к берегам Тихого океана. Экспедиция В.Д. Пояркова собирает первые сведения об Амуре и Сахалине. Появление Сахалина на русских картах. Чукотская экспедиция С.И. Дежнева, открытие пролива между Азией и Америкой. В.В. Атласов открывает Курильские острова. Исследование Курильских островов и Сахалина Второй Камчатской экспедицией Витуса Беринга. Дальний Восток и острова Тихого океана в русских письменных источниках, скаски.
Европейские исследователи на островах Дальнего Востока.
Особенности проникновения европейцев на Дальний Восток в XVII–XVIII в. Голландский мореплаватель М.Г. де Фриз на корабле «Кастрикум» и первые европейские сведения о Сахалине и Курильских островах. Морская карта де Фриза «Iaponiae Terrae Esonis». Французская кругосветная экспедиция Ж.Ф. де Лаперуза на южном и восточном побережье Сахалина, в Татарском проливе, заливе Де Кастри, проливе Лаперуза. Ошибочное представление о полуостровном положении Сахалина на европейских картах. Исследование Курильских островов и Сахалина экспедицией английского мореплавателя У.Р. Броутона на шлюпе «Провиденс». Европейские карты и письменные источники об островах северной части Тихого океана.
Закрепление Курильских островов за Российской империей.
Начало освоения Курильских островов Российской империей. Высадка камчатских казаков под руководством Д.Я. Анциферова и И.П. Козыревского на Шумшу. Поход Д.Я. Анциферова в 1713 г. «Чертеж морским островам» И.П. Козыревского. Геодезическая экспедиция И.Б. Евреинова и Ф.Ф. Лужина. 2-я Камчатская экспедиция под руководством М.П. Шпанберга. Деятельность купцов П.С. Лебедева-Ласточника и Г.И. Шелихова. Промысел морских бобров (каланов). Русские торговые и промысловые поселения на Курильских островах. Деятельность сотника И. Черного на Южных Курилах и ее отрицательные последствия. Указ Екатерины II «О невзимании никаких податей с приведенных в подданство курильцев» 1779 г.
Освоение Курильских островов Россией и Японией.
Российская административная система управления Курильскими островами. Японская экспансия на север от Хоккайдо в условиях политики самоизоляции. Японские экспедиции для изучения Сахалина и южных Курильских островов. Курильские острова – место пересечения торговых путей тихоокеанского севера. Японские торговые фактории, селение Сирануси. Курильские айны между Россией и Японией. Антияпонское восстание айнов Кунашира в 1789 г. Русское население на Курильских островах.
Традиционная жизнь коренных народов Сахалина и Курильских острово.в
Этнографические источники изучения жизнедеятельности, быта и материальной культуры коренных народов. Контактная зона – место встречи коренного и пришлого населения островов.
Древнейшая этническая общность, коренное население южного Сахалина, Курильских островов, Хоккайдо айны. Традиционное хозяйство айнов. Рыболовство, морской зверобойный промысел, таежная охота, собирательство. Поселения, традиционные жилища и средства передвижения айнов. Социальная организация и общественный быт айнов.
Один из малочисленных народов Дальнего Востока России (бассейн Нижнего Амура, Камчатка, Сахалин) нивхи. Одна из территориальных групп нивхского этноса сахалинские нивхи. Теории происхождения родства нивхов. Традиционное хозяйство, занятия. Поселения, жилища и быт. Социальная организация и общественный быт нивхов.
Самая малочисленная этническая общность Сахалина уйльта (ороки). Традиционные занятия, поселения и жилища уйльта. Общественный строй и традиционные семейные отношения.
Сахалин и Курильские острова на геополитической карте мира.
Особенности картографического и географического изучения Сахалина и Курильских островов. Русские и европейские карты островов. Карта китайского императора Канси. Японские карты Сахалина и Курильских островов.
Понятия и термины
Эволюция, антропогенез, палеолит, мезолит, неолит, археологическая культура, неолитическая революция, орудия труда, стоянка, община, племя, род, первобытный человек, Венера, рубила, адаптация, Человек прямоходящий, Человек разумный (современного типа), историческая карта, коропокгуру, тончи и тоисэкуру, палеонивхи, нивхи, палеоайны, айны, мохэ, Бохай, хэйшуй мохэ, часи, монголы, маньчжуры, скаски.
ПЕРСОНАЛИИ
И.Ю. Москвитин, В. Поярков, В.В. Атласов, С.И. Дежнев, В. Беринг, Д.Я. Анциферов, И.П. Козыревский, И.Б. Евреинов, Ф.Ф. Лужин, В.В. Атласов, В. Беринг, М.Г. де Фриз, Ж.Ф. де Лаперуз, У.Р. Броутон.
Р.В. Чубарова (Козырева), В.А. Голубев, В.О. Шубин, О.А. Шубина, Р.С. Васильевский, А.А. Василевский, В.А. Грищенко.
СОБЫТИЯ/ДАТЫ
2,5 млн лет назад – начало истории человечества.
2,5 – 1,6 млн. лет назад – существование Человека умелого.
2,5 млн лет назад – 10 тыч. лет до н.э. – палеолит.
1,9 млн лет назад – 100 тыс. лет назад – Человек прямоходящий.
200 тыс. лет назад – 50 тыс. лет назад – формирование Человека разумного (современного типа).
10 тыс. лет назад – конец последнего ледникового периода, окончание эпохи палеолита.
10 тыс. лет назад – 7 тыс. лет назад – эпоха мезолита.
7 тыс. лет назад – начало эпохи неолита.
IV–III тыс. до н.э. – возникновение древнейших цивилизаций.
X–IV в. до н.э. – Пильтунская культура
V–III в. до н.э. – Набильская культура
V в. до н.э. – V в. н.э. – Сусуйская культура
VII–IX вв. – Охотская культура
698–926 г. – Существование королевства Бохай
1115–1234 гг. – Существование чжурчжэньское государство Цзинь (Золотая)
1639 г. – выход И.Ю. Москвитина к берегам Тихого океана
1643–1645 гг. – Амурский поход В.Д. Пояркова
1643 г. – Первое посещение Курильских островов и Сахалина европейской экспедицией М.Г. де Фриза
1648–1660 гг. – Чукотская экспедиция С.И. Дежнева
1697 г. – Участники Камчатской экспедиции В.В. Атласова впервые наблюдают Курильские острова
1733–1743 – Вторая Камчатская экспедиция В. Беринга и М. Шпанберга
1787 г. – Французская экспедиция Ж.Ф. де Лаперуза у берегов Сахалина и Курильских островов
1796–1797 гг. – Английская экспедиция У.Р. Броутона
1711–1713 г. – Экспедиция Д.Я. Анциферова и И.П. Козыревского на Курильские острова
1719–1721 гг. – Экспедиция И.Б. Евреинова и Ф.Ф. Лужина
9 КЛАСС (11 часов)
История Сахалинской области в XIX–XXI веках.
Введение. Сахалин и Курильские острова в истории России и мира. Проблемы периодизации островной истории. Источники по истории Сахалина и Курильских островов. Основные этапы развития отечественной историографии истории Сахалина и Курильских островов.
САХАЛИН И КУРИЛЬСКИЕ ОСТРОВА В XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.
Особенности мировоззрения и повседневной жизни коренных народов к началу XIX в.
Особенности жизнедеятельности коренных народов Сахалина и Курильских островов к началу XIX в. Мировоззрение и система духовных практик. Религия и мифология. Фольклор, декоративное искусство, игры и досуг коренных народов. Влияние колонизации на жизнь коренного населения.
Изучение Сахалина и Курил в первой половине XIX в.
Указ императора Павла I о создании Российско-американской компании. Курилороссия. Организация первой русской кругосветной экспедиции под руководством И.Ф. Крузенштерна. Шлюп «Надежда» у берегов Сахалина. Дипломатическая миссия Н.П. Резанова и неудачные попытки заключить торговое соглашение с Японией. Деятельность морских офицеров Н.А. Хвостова и Г.И. Давыдова на Курильских островах и Сахалине. Плавание шлюпа «Диана» под руководством В.М. Головнина к берегам Курильских и Шантарских островов. Захват В.М. Головнина японцами, двухлетний плен. «Записки флота капитана Головнина о приключениях его в плену у японцев в 1811, 1812 и 1813 гг. с приобщением замечаний его о японском государстве и народе».
Политика японского сёгуната по отношению к Сахалину и Курильским островам. Японская политика самоизоляции. Изучение Сахалина и Приморья японским чиновником Мамия Риндзо. «Новая карта Северных земель» японского картографа Баба Садзюро 1809 г. Начало русско-японского конфликта за обладание Сахалином и Курильскими островами.
Русские офицеры и ученые изучают Сахалин.
Колонизация Дальнего Востока Российской империей, деятельность генерал-губернатора Восточной Сибири графа Н.Н. Муравьева-Амурского. Подготовка Амурской экспедиции, гипотеза Г.И. Невельского об «островном» положении Сахалина. Г.И. Невельской на Сахалине, результаты и исторические последствия Амурской экспедиции. Изучение угольных месторождений лейтенантом Н.К. Бошняком. Основание Муравьевского поста в заливе Анива. Исследования Н.В. Рудановским южной части Сахалина. Экспедиция Русского географического общества в Приамурье и на Сахалине. Исследователь Л.И. Шренк и изучение коренных народов Дальнего Востока по направлению Академии наук.
Первые русские поселения на Сахалине.
Учреждение русских военных постов на Сахалине. Административный центр Сахалина пост Дуэ. Кусунайский пост, пост Мануэ, Корсаковский пост. Первые вольные поселения русских земледельцев. Айны Сахалина между Россией и Японией. Итоги первого этапа русского освоения Сахалина.
Сахалин и Курильские острова в первых российско-японских договорах.
Дипломатическая миссия Е.В. Путятина в Японию. Секретарь миссии И.А. Гончаров и его книга «Фрегат Паллада». Заключение Симодского трактата о дружбе с Японией. Установление первой русско-японской границы на Сахалине и между островами Уруп и Итуруп. Временные правила относительно о. Сахалина 1867 г. Борьба России за решение «сахалинского вопроса». Санкт-Петербургский договор 1875 г. «об обмене территориями». Судьба русского и айнского населения северных Курильских островов после передачи островов Японии.
Сахалинская каторжная колония.
Заселение и хозяйственное освоение Сахалина Россией. Причины учреждения каторжной колонии. Первые опыты использования труда ссыльнокаторжных. Создание и функционирование административно-тюремной системы. Порядок отбывания наказания на сахалинской каторге. Доставка каторжников на пароходах Добровольного флота.
Опыт каторжного освоения Сахалина.
Заселение Сахалина и основание русских населенных пунктов. Административное управление Сахалина. Начальники о. Сахалина – А.И. Гинце, В.О. Кононович, В.Д. Мерказин, М.Н. Ляпунов. Особенности развития промышленности и сельского хозяйства. Сахалинское путешествие А.П. Чехова. Перепись населения 1897 г. Духовная, культурная и научная жизнь населения Сахалина.
Русско-японская война 1904–1905 гг. на Сахалине.
Соперничество России и Японии в Маньчжурии и Корее в конце XIX в. Причины военного конфликта. Нападение Японии на русский флот в Порт-Артуре. Подготовка Сахалина к обороне от японцев. Подвиг крейсера «Новик». Японское вторжение. Боевые действия на Сахалине в 1905 г. Оборона острова отрядами И.А. Арцишевского, Б.В. Гротто-Слепиковского, В.П. Быкова, Б.А. Стерлигова. Нападение японского десанта на пост Александровский. Портсмутский мир и раздел Сахалина по 50-й параллели. Память о русских защитниках Сахалина в период Русско-японской войны.
Русский Сахалин в 1906–1917 гг.: перспективы и реалии жизни.
Последствия Русско-японской войны на Северном Сахалине. Упразднение сахалинской каторжной колонии. Начало свободного заселения и административно-территориальное переустройство Северного Сахалина. Проекты улучшения жизни сахалинцев, их провал. Закон «Об административном переустройстве Приморской области и острова Сахалин» от 17 июня 1909 г. Губернатор Сахалинской области Д.Д. Григорьев. Угольная промышленность и ее упадок. Рыбная промышленность и влияние на нее рыболовной конвенции с Японией 1907 г. Сахалинская нефть – новый ресурс развития. Социальное развитие Северного Сахалина.
Культура Сахалина и Курильских островов во второй половине XIX – начале XX вв.
Жизнь и бытовая культура русских сахалинцев. Проблемы система здравоохранения. Религиозные конфессии. Образование, театр и развлечения жителей Сахалина. Газета «Вестник Сахалина». Работа Сахалинского краеведческого музея.
ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ
5 КЛАСС (6 часов)
Сказки коренных народов Сахалина и Курильских островов.
Особенности сказок. Животные в сказках. Сказки в обработке и записи отечественных ученых и писателей. Нивхские сказки в литературной обработке Айнская сказка «Молодая ворона» в записи Бориса Пилсудского и в литературной обработке Олега Кузнецова. Эвенкийская сказка «Эвэкэчен и Чиндэкэ» в литературной обработке Семёна Надеина (или другие сказки коренных малочисленных народов Севера по выбору учителя и обучающихся). Сходство и различие сказок народов Севера и русских народных сказок.
Мифы коренных народов Сахалина и Курильских островов.
Мифы как культурное достояние древних народов. Отечественные исследователи мифологии родного края. Мифы нивхского народа в поэтическом изложении Владимира Санги. Фрагменты из поэмы «Песнь о нивхах»: «С чего началась земля. По преданию рода Кевонгов» (пер. О. Юрьева), «О двух девушках, которые оставили свои имена потомкам. По преданию нивхов Лунского залива» (пер. С. Степанова и О. Юрьева)
Анатолий Ткаченко. Рассказ «Мыс Раманон».
Страницы биографии писателя. Рассказ «Мыс Раманон» (в сокращении): Петька Трушин как главный герой рассказа; сочинения школьников как антиподы представления о жизни; географические названия рассказа на карте Сахалина и Курильских островов.
Николай Тарасов. Стихи о Сахалине.
Поэтический образ России и Сахалина, отражение русской истории в поэзии. Патриотическая направленность лирики.
Стихотворения «Осень 1836», «Дальний Восток», «Первопроходец» и др. стихи (по выбору учителя и обучающихся).
6 КЛАСС (6 часов)
В. Санги. Рассказ «У истока».
Трагическое звучание темы взаимоотношений человека и природы. Герой-хранитель народных традиций, размышление автора о тайнах мироздания. Пейзаж как средство воздействия на читателя.
О. Кузнецов. Рассказ «Быль о седом калане».
Сюжет рассказа; мотив тревоги из-за вмешательства человека в жизнь природы. Характер главного героя. Петька и Лохматик: спасение калана и дружба с ним. Нравственный урок рассказа
А. Василевский. Повесть «Небесный огонь» (в сокращении).
Жанр историко-приключенческой повести. Становление характера землепроходцев. Динамический сюжет повести. Патриотическая направленность произведения.
А. Орлов. Стихи и рассказы о Сахалине (по выбору учителя и обучающихся).
Воспитание экологического сознания, бережного отношения к природе, умение жить в гармонии с природой.
7 КЛАСС (6 часов)
В. Санги. Повесть «Тынграй».
Тема взаимоотношения человека и природы в повести. Сюжет и проблематика повести. Отражение уклада жизни коренных малочисленных народов Севера в произведении. Нравственные уроки повести.
А. Ткаченко. Повесть «Озеро беглой воды» (в сокращении.
Психологизм «детской робинзонады». Сюжет и композиция произведения. Система образов повести.
Из древнеяпонской и корейской лирики.
Обзорное знакомство с творчеством средневековых японских и корейских поэтов.
Роман Хе. Лирика.
Дальневосточная поэтическая традиция в творчестве Романа Хе (Стихи по выбору учителя и обучающихся).
8 КЛАСС (6 часов)
О. Кузнецов. Рассказ «Это все личное».
Проблема становления характера подростка в драматических обстоятельствах. Композиция сюжета и персонажей в рассказе. Образ героя-повествователя (персонифицированный повествователь). Память как нравственная категория в произведениях О. Кузнецова.
А. Тоболяк. Повесть «Папа уехал».
Вечная тема взаимоотношений отцов и детей. Драма семьи через восприятие подростка. Сложный процесс взросления героя. Психологизм повести.
Родной край в творчестве сахалинских поэтов.
Романтика моря в творчестве И. Белоусова, Ю. Николаева, М. Финнова (стихи по выбору учителя и обучающихся).
9 КЛАСС (4 часа)
В.М. Санги. Повесть «Изгин».
Тема человека и природы в творчестве В. Санги. Этнокультурные традиции и обычаи северных народов в повести. Категория времени и пространства в произведении.
Тема природы в творчестве сахалинских поэтов.
Воспитание экологического сознания, бережного отношения к природе, умения жить в гармонии с ней в творчестве сахалинских поэтов Н.Тарасова, А. Орлова, А. Мандрика, и др. (Стихи по выбору учителя и обучающихся).
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ
5 КЛАСС (7 часов)
Введение. Удивительные острова в океане. Что мы знаем о географии Сахалинской области?
Образ островного региона на физической карте мира и физической карте России. Территориальный состав области. Знакомство с «визитной карточкой» Сахалинской области/Составление визитной карточки «Что я знаю о Сахалинской области»
Открываем острова.
Место открытия Сахалина и Курильских островов в эпохе географических открытий XVII - XIX вв. (исследования и открытия у восточных берегов Евразии): Путешествия Ж. Лаперуза; Экспедиция В.Д. Пояркова; Путешествия И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского; Плавание Г.И. Невельского.
Как выглядит Сахалинская область из космоса.
Практическая часть: Работа с сервисом Google Карты и Яндекс.Карты. Современные географические способы изображения Земли и их возможности для исследования Сахалинской области (города, села, микрорайона, улицы). Очертания Сахалинской области. Состав Курильских островов: Большая Курильская гряда (Северные, Средние и Южные Курилы) и Малая Курильская гряда. Определение протяжённости области с севера на юг с запада на восток, с помощью онлайн сервисов. Самое узкое, самое широкое место о. Сахалин на карте. Страны-соседи.
Особенности ориентирования в своей местности.
Практическая часть: организация экскурсионного интерактивного занятия с демонстрацией особенностей ориентирования в своей местности (в городе, селе, в природе).
Практическая часть: составление схемы, рисунка, плана, маршрута путешествия по своему муниципальному образованию, городу, селу (например, маршрут путешествия от дома до школы; от дома до природного или культурно-исторического объекта) можно использовать онлайн сервисы.
Я открываю Сахалинскую область.
Практическая часть: организация творческого проекта «Моё путешествие по Сахалинской области». Составление фотоальбома, видеоролика, географического рассказа о путешествии по родному краю, совершенному обучающимся.
6 КЛАСС (8 часов)
Изображение Сахалинской области на карте.
Практическая часть: Знакомство с географическими картами Сахалинской области (электронные Google или Яндекс карты, физическая, экономическая, топографическая, план местности). Определение названия и местоположения региона: название и местоположение области, главного города области, название и месторасположение своего муниципального образования, название городско округа, населённого пункта своего проживания. Определение географических координат крайних точек области и областного центра (в том числе с использованием интернет сервисов).
Особенности рельефа Сахалинской области.
Практическая часть: определение по карте абсолютных высот гор и равнин Сахалинской области. Вулканизм. Нанесение основных объектов рельефа на контурную карту или схему.
Разнообразие горных пород и минералов Сахалинской области.
Практическая часть: классификация горных пород Сахалинской области. Работа с минералогическими коллекциями и алгоритмами определения горных пород (обломочных, кристаллических, аморфных) или образовательная экскурсия на местности по сбору минералогического материала.
Практическая часть: составление краткого описания одного из полезных ископаемых Сахалинской области.
Значимые объекты гидросферы Сахалинской области.
Знакомство с крупными объектами гидросферы Сахалинской области: моря, заливы, проливы, реки, озёра, минеральные источники.
Практическая часть: составление краткого описания одного из объектов гидросферы своей местности с указанием основных географических сведений.
Знаменитые природные географические объекты Сахалинской области.
Практическая часть: организация комплексного полевого практикума по исследованию природного географического объекта (на выбор). Обобщение результатов исследования.
Знакомство с культурно - историческими объектами Сахалинской области.
Практическая часть: организовать образовательную экскурсию (онлайн экскурсию) на культурно-исторический объект своего региона, привлекательный для туристов. Составить краткое описание объекта с указанием основных сведений (можно использовать приёмы – фишбоун, ментальная карта, записки наблюдателя, кластер, мини-сочинения, описание по плану).
7 КЛАСС (5 часов)
Сахалинская область - часть Азиатско-тихоокеанского региона: путешествие по странам АТР.
Путешествие по странам Восточной Азии. (Монголия, Япония, Китай). Основные достопримечательности стран.
Путешествие по странам Корейского полуострова (КНДР, Республика Корея). Основные достопримечательности стран.
Путешествие по странам полуострова Индокитай (Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Таиланд). Основные достопримечательности стран.
Путешествие по островным государствам Юго-Восточной Азин (Индонезия, Сингапур, Филиппины). Основные достопримечательности стран.
Практическая часть: Организация презентации учебного проекта «Путешествие по странам АТР». Оформление рекламного туристического проспекта одной из изученных стран или презентация виртуального путешествия по одной из стран или обзор достопримечательностей одной из стран, организация интервью путешественника и т.д.
8 КЛАСС (10 часов)
Сахалинская область на картах России и АТР.
Оценивание географического положения области. Различия во времени на территории России, Дальнего Востока, Сахалинской области.
Практическая часть: Определение поясного времени Сахалинской области и других регионов АТР. Определение протяженности Сахалина и Курил по масштабу карты и в градусах. Определение расстояний по карте до Хабаровска, Владивостока, Москвы, Пекина, Токио и т.д. Сравнение полученных расчётов с показателями онлайн-карт и другими информационными источниками.
Береговая линия Сахалинской области.
Моря, омывающие берега Сахалинской области. Характеристика Охотского и Японского морей. Экологические проблемы.
Практическая часть: Обозначение береговой линии Сахалинской области на контурной карте.
Маяки Сахалинской области.
История возникновения маяков Сахалинской области: (Маяк на м. Крильон, м. Анива, м. Слепиковского, м. Лопатино м. Жонкиер. м. Ломанон) География расположения маяков. Историческая и современная роль маяков и их значение.
История в названиях на карте Сахалинской области.
Французские топонимы на карте Сахалинской области. Русские топонимы на карте Сахалинской области.
Климатические особенности Сахалинской области.
Климат Сахалинской области. Муссоны, тайфуны. Циклоны, антициклоны. Прогноз погоды.
Практическая часть: организовать сбор климатических данных, для построения годовой климатограммы характерной для своей местности; розы ветров. Анализ интерактивных сервисов демонстрирующих прогнозы погоды.
Природные зоны Сахалинской области.
Особенности природных зон Сахалинской области. Характеристика основных природных комплексов своей местности.
Природные ресурсы Сахалинской области.
Основные месторождения и добыча полезных ископаемых в Сахалинской области
Экологические проблемы Сахалинской области и пути их решения.
Практическая часть: создание учебного проекта или исследования по выявленной экологической проблеме
Особенности населения своего региона.
Численность, состав, плотность населения. Динамика естественного прироста населения, половозрастной состав, трудовые ресурсы. Миграции населения. Типы поселений.
Практическая часть: Организовать сбор данных о плотности и численности, естественном приросте населения Сахалинской области. Проследить динамику изменения численности населения за несколько лет. Оформить статистические данные в виде диаграмм. Сделать выводы с обозначением причин и путей решения полученной демографической ситуации. Создание презентационных материалов о проблемах и особенностях населения своей местности на основе различных источников информации
Малочисленные народы севера (культура, быт, традиции, религии). Описание одного из коренных народов Сахалинской области, его национальные традиции, обычаи, современные проблемы.
9 КЛАСС (8 часов)
Особенности ЭГП Сахалинской области.
Положение по отношению к соседним странам. Положение по отношению к главным сухопутным и морским транспортным путям. Положение по отношению к главным топливно-сырьевым базам, промышленным и сельскохозяйственным районам. Положение по отношению к главным районам сбыта продукции. Изменение ЭГП во времени. Общий вывод о влиянии ЭГП на развитие и размещении хозяйства своего региона. Административно-территориальное деление Сахалинской области. Символы муниципальных образований (флаг, герб)
Практическая часть: работа с источниками информации составление презентации о символике муниципальных образований (по выбору).
Хозяйство Сахалинской области.
Структура хозяйства Сахалинской области. Общая характеристика хозяйства Сахалинской области. Особенности хозяйственной специализации районов области и ее связь с экономико-географическим положением и природно-ресурсным потенциалом. Проблемы и перспективы развития экономики Сахалина и Курил.
Практическая часть: составление схемы отраслей специализации хозяйства Сахалинской области.
Топливно-энергетический комплекс Сахалина и Курил.
Угольная, нефтяная, газовая, отрасли. Электроэнергетика. Освоение шельфа. Газификация. Альтернативные источники энергии. Экологические проблемы связанные с развитием отраслей ТЭК.
Практическая часть: разработка и защита рекламного буклета о преимуществах и недостатках развития ТЭК в Сахалинской области (на примере отраслей ТЭК по выбору).
Структура агропромышленного комплекса в Сахалинской области. Сельское хозяйство.
Состав АПК. Центры развития. Развитие растениеводства и животноводства Сахалинской области.
Практическая часть: составление схемы структуры АПК Сахалинской области и отраслей сельского хозяйства.
Лесное хозяйство.
Центры развития. Экологические проблемы, связанные с развитием отрасли.
Рыбное хозяйство.
Центры развития. Экологические проблемы, связанные с развитием отрасли.
Экскурсия на местное предприятие отрасли промышленности или АПК / Будущее Сахалинской области.
Практическая часть: Составление творческого отчета по экскурсии.
или (по выбору учителя/ обучающихся)
Место Сахалинской области в регионе. Внутренние и внешние экономические связи. Перспективы развития. Составление картосхем и других графических материалов, отражающих экономические, политические и культурные взаимосвязи Сахалинской области с другими регионами России и государствами, перспективы развития.
Практическая часть: разработка и презентация эссе «Каким я вижу будущее Сахалинской области» или «Какой бы я хотел видеть Сахалинскую область»
БИОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ
5 КЛАСС (4 часа)
Введение в биологическое краеведение.
Что изучает краеведение (биологический раздел). Основные среды обитания, их характеристика.
Осенние явления в природном сообществе.
Сезонные изменения в природе. Приспособления растений и животных к сезонным изменениям. Экскурсия в природное сообщество.
Среды обитания: наземно-воздушная и водная. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной и водной средах.
Наземно-воздушная среда обитания. Её характеристика. Разнообразие условий жизни в наземно-воздушной среде. Приспособленность организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Водная среда обитания. Характеристика водной среды обитания. Разнообразие условий жизни в водной среде. Приспособленность организмов к жизни в воде. Влияние живых организмов на среду обитания. Экскурсия на пришкольный участок или ближайший водоём.
Среды обитания: внутриорганизменная и почвенная. Приспособления организмов к жизни в почвенной и организменной средах.
Почва – среда обитания живых организмов. Особенности почвы как среды обитания. Приспособленность организмов к жизни в почве. Живые организмы как среда обитания других живых организмов. Паразиты и симбионты. Влияние живых организмов на среду обитания.
6 КЛАСС (5 часов)
Введение. Фенологические наблюдения. Методы исследования живой природы.
Предмет изучения науки фенологии. Сезонные изменения жизни растений и животных. Фенологические фазы. Составление фенологического спектра растений своей местности.
Лишайники. Роль лишайников в природных сообществах. Понятие о биоиндикации. Мхи.
Лишайники Сахалинской области. Классификация лишайников. Многообразие лишайников. Лишайники как биоиндикаторы состояния окружающей среды. Классификация мхов. Мхи Сахалинской области. Роль мхов в природе и жизни человека. Экскурсия на пришкольный участок или в природное сообщество.
Грибы Сахалинской области. Роль грибов в природных сообществах.
Классификация грибов. Роль грибов в экосистеме. Роль грибов в жизни человека.
Весенние явления в жизни растений. Раннецветущие растения. Эфемероиды. Экскурсия в природное сообщество.
Приспособления растений к жизни в природных сообществах. Приспособления растений к сезонным изменениям в природе.
Охраняемые территории Сахалинской области.
Значение охраняемых территорий. Виды охраняемых территорий.
7 КЛАСС (5 часов)
Введение. Флора Сахалинской области. Классификация растений.
Многообразие растительного мира.
Многообразие растений в природном сообществе. Классификация растений. Морфологические особенности разных групп растений. Приспособительные особенности растений к среде обитания.
Экскурсия на пришкольный участок или в природное сообщество.
Основные группы растений: водоросли, мхи, папоротниковидные Сахалинской области.
Сравнение основных групп растений: водорослей, мхов, папоротниковидных (хвощей, плаунов, папоротников). Лабораторная работа «Изучение внешнего строения мхов (на местных видах)»
Основные группы растений: голосеменные и покрытосеменные растения Сахалинской области.
Классификация растений. Морфологические особенности разных групп растений. Приспособительные особенности растений к среде обитания. Экскурсия на пришкольный участок или в природное сообщество.
Экологические группы растений. Ядовитые и лекарственные растения Сахалинской области. Охраняемые растения Сахалинской области.
Классификация растений. Морфологические особенности разных групп растений. Приспособительные особенности растений к среде обитания.
8 КЛАСС (5 часов)
Введение. Фауна Сахалинской области. Классификация животных.
Животный мир Сахалинской области
Многообразие животного мира. Экскурсия на пришкольный участок или в природное сообщество.
Классификация животных. Морфологические особенности разных групп животных. Приспособительные особенности животных к среде обитания.
Основные группы животных: простейшие, губки, кишечнополостные, моллюски, членистоногие Сахалинской области.
Животный мир Сахалинской области. От простейших до членистоногих.
Основные группы животных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие Сахалинской области. Взаимосвязи в природном сообществе. Приспособленность к жизни в природном сообществе.
Животный мир Сахалинской области. От рыб до млекопитающих.
Экскурсия «Разнообразие птиц и млекопитающих местности проживания». Роль птиц в экосистемах.
Зимняя экскурсия на пришкольный участок или в природное сообщество.
Экологические группы животных. Ядовитые животные Сахалинской области. Охраняемые животные Сахалинской области.
Классификация животных. Морфологические особенности разных групп животных. Приспособительные особенности животных к среде обитания.
9 КЛАСС (5 часов)
Введение. Влияние экологических факторов на здоровье человека.
Экологические факторы, их классификация. Влияние абиотических, биотических и антропогенных факторов на здоровье человека.
Экологический мониторинг окружающей среды. Экскурсия в природное сообщество или на пришкольный участок.
Экологический мониторинг глобальный, региональный и локальный (общие понятия). Экологический мониторинг (система наблюдений, анализа прогноза), экологический контроль в Сахалинской области. Выявление факторов нарушенности экосистем.
Экологический мониторинг окружающей среды. Биологический практикум.
Методы оценки качества воды. Оценка экологического состояния водных объектов: определение общей жёсткости воды из водопровода; определение минерального состава природных вод (общая жёсткость; катионы – железа, натрия; анионы – хлорид, сульфат, ортофосфат, карбонат, гидрокарбонат и др.); определение относительной загрязнённости снега из разных мест тяжёлыми металлами.
Природно-очаговые заболевания человека в Сахалинской области.
Природный очаг заболеваний. Классификация природных очагов в Сахалинской области. Особенности природно-очаговых заболеваний. Признаки природно-очаговых заболеваний. Принципы борьбы с природно-очаговыми заболеваниями.
Охрана окружающей среды и здоровье человека. Особо охраняемые природные территории Сахалинской области.
Виды воздействия человека на природные биогеоценозы. Положительные и отрицательные аспекты человеческой деятельности. Заповедники, заказники, природный парк, памятники природы Сахалинской области.
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
8 КЛАСС (6 часов)
Землетрясения.
Землетрясения: причины возникновения и природа явления. Реализация землетрясений на территории Российской Федерации и Сахалинской области: тихоокеанское огненное кольцо. Вероятность реализации на территории Сахалинской области, связь с географическим положением, хронология событий. Землетрясение в п.Нефтегорск (1995). Землетрясение в г.Невельск (2007). Обзор информационных источников (в том числе в сети Интернет). Наука и землетрясения: сейсмология (ИМГИГ ДВО РАН). Сейсмостойкое строительство. Правила поведения при угрозе землетрясения.
Вулканы.
Извержения вулканов: причины возникновения, природа явления. Вулканы Дальнего Востока: тихоокеанское огненное кольцо. Вероятность реализации на территории Дальнего Востока, хронология событий. Действующие вулканы Курильских островов и п-ва Камчатка и опасность их извержения. Обзор информационных источников (в том числе в сети Интернет). Наука и вулканы: геофизика (ИМГИГ ДВО РАН). Правила поведения при угрозе извержения вулкана.
9 КЛАСС (6 часов)
Обвалы, оползни, снежные лавины, селевые потоки.
Опасности геологического происхождения (обвалы, оползни, снежные лавины, селевые потоки): причины возникновения, природа явлений. Связь географического положения Сахалинской области и угрозы реализации опасностей геологического происхождения. Вероятность реализации на территории Сахалинской области, хронология событий. Снежная лавина п.Средняя Медвежка (1937, 1945). Снежная лавина п.Неводское (1950). Снежная лавина ж/д перегон Пятиречье-Камышово (1958). Снежная лавина г.Северо-Курильск (1959). Снежная лавина г.Невельск (1969). Снежная лавина г.Северо-Курильск (1972) и др. Обзор информационных источников (в том числе в сети Интернет). Правила поведения при угрозе угрозы обвала, оползня, снежных лавин и селевых потоков.
Цунами.
Цунами: причины возникновения, природа явления. Особенности и специфика волн цунами. Реализация цунами на территории Российской Федерации и Дальнего Востока: связь с явлениями геофизического происхождения, тихоокеанское огненное кольцо.
Разрушительные цунами на территории Дальнего Востока, хронология событий. Цунами в Северо-Курильске (1952). Цунами в Южно-Курильске (1994). Обзор информационных источников (в том числе в сети Интернет). Наука и цунами: изучение явления в ИМГИГ ДВО РАН. Правила поведения при угрозе цунами.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «КРАЕВЕДЕНИЕ»
Личностные результаты:
- российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа);
- сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие региона, России и современного мира;
- готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
- сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности);
- сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты изучения учебного курса «Краеведение» включают универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Регулятивные универсальные учебные действия
‒ умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
‒ умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
‒ умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
‒ умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
‒ владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
‒ умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
‒ умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
‒ смысловое чтение;
‒ формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
‒ развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем.
Коммуникативные универсальные учебные действия
‒ умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
‒ умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
‒ формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
Предметные результаты освоения курса «Краеведение» должны отражать:
В предметной области «Историческое краеведение»:
‒ о месте и роли Сахалина и Курильских островов в российской и в мировой истории;
‒ базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней, место доисторической истории территорий Сахалина и Курильских островов в древнюю эпоху;
‒ способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
‒ способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;
‒ умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
‒ умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
‒ уважение к мировому, отечественному и региональному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своего региона.
В предметной области «Литературное краеведение»:
‒ осознание значимости чтения и изучения литературы Сахалина для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;
‒ восприятие литературы, в том числе региональной, как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
‒ обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения произведений сахалинских поэтов и писателей, культуры своего народа, мировой культуры;
‒ воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение с включением произведений сахалинских авторов;
‒ развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;
‒ овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
В предметной области «Географическое краеведение»:
‒ формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
‒ формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах своего региона;
‒ овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
‒ овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
‒ овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
‒ формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
‒ формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
В предметной области «Биологическое краеведение»:
‒ усвоение системы научных знаний о живой природе родного края и закономерностях ее развития для формирования современных представлений о естественно-научной картине мира;
‒ приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов, методологии социальных исследований, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
‒ формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, умения выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к природе родного края; осознания необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, растений, животных родного края.
В предметной области «Основы безопасности жизнедеятельности»:
‒ формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности; понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
‒ знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного происхождения, и их последствий для личности, общества и государства;
‒ знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
‒ умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;
‒ умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
‒ овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ | 6 | | | |
2 | Географическое краеведение | 7 | | 4 | |
3 | Биологическое краеведение | 4 | | 2 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 17 | 0 | 6 | |
6 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Историческое краеведение. | 7 | | | |
2 | Литературное краеведение | 6 | | | |
3 | Географическое краеведение | 8 | | 7 | |
4 | Биологическое краеведение | 5 | | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 26 | 0 | 7 | |
7 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Историческое краеведение. | 7 | | | |
2 | Литературное краеведение | 6 | | | |
3 | Географическое краеведение | 5 | | 2 | |
4 | Биологическое краеведение | 5 | | 3 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 23 | 0 | 5 | |
8 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Историческое краеведение | 6 | | | |
2 | Литературное краеведение | 6 | | | |
3 | Географическое краеведение | 10 | | 3 | |
4 | Биологическое краеведение | 5 | | 1 | |
5 | Основы безопасности жизнедеятельности | 6 | | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 33 | 0 | 4 | |
9 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Историческое краеведение | 11 | | | |
2 | Литературное краеведение | 4 | | | |
3 | Географическое краеведение | 8 | | 5 | |
4 | Биологическое краеведение | 5 | | 2 | |
5 | Основы безопасности жизнедеятельности | 6 | | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 0 | 7 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Сказки коренных народов Сахалина и Курильских островов | 1 | | | |
2 | Сказки коренных народов Сахалина и Курильских островов | 1 | | | |
3 | Мифы коренных народов Сахалина и Курильских островов | 1 | | | |
4 | Мифы коренных народов Сахалина и Курильских островов | 1 | | | |
5 | Анатолий Ткаченко. Рассказ «Мыс Раманон» | 1 | | | |
6 | Николай Тарасов. Стихи о Сахалине | 1 | | | |
7 | Введение. Удивительные острова в океане. Что мы знаем о географии Сахалинской области? | 1 | | | |
8 | Открываем острова | 1 | | | |
9 | Как выглядит Сахалинская область из космоса | 1 | | | |
10 | Особенности ориентирования в своей местности | 1 | | | |
11 | Особенности ориентирования в своей местности | 1 | | 1 | |
12 | Я открываю Сахалинскую область | 1 | | 1 | |
13 | Я открываю Сахалинскую область | 1 | | 1 | |
14 | Введение в биологическое краеведение | 1 | | | |
15 | Осенние явления в природном сообществе | 1 | | 1 | |
16 | Среды обитания: наземно-воздушная и водная | 1 | | 1 | |
17 | Среды обитания: внутриорганизменная и почвенная | 1 | | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 17 | 0 | 5 | |
6 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Введение | 1 | | | |
2 | Древнейшее прошлое Сахалина и Курильских островов | 1 | | | |
3 | Первые люди на островах | 1 | | | |
4 | Человек разумный открывает новые земли | 1 | | | |
5 | Пещерный мир Сахалина | 1 | | | |
6 | Освоение моря | 1 | | | |
7 | Орудия каменного века | 1 | | | |
8 | В. Санги. Рассказ «У истока» | 1 | | | |
9 | О. Кузнецов. Рассказ «Быль о седом калане» | 1 | | | |
10 | О. Кузнецов. Рассказ «Быль о седом калане» | 1 | | | |
11 | А. Василевский. Повесть «Небесный огонь» (в сокращении) | 1 | | | |
12 | А. Василевский. Повесть «Небесный огонь» (в сокращении) | 1 | | | |
13 | А. Орлов. Стихи и рассказы о Сахалине (по выбору учителя и обучающихся) | 1 | | | |
14 | Изображение Сахалинской области на карте | 1 | | 1 | |
15 | Особенности рельефа Сахалинской области | 1 | | 1 | |
16 | Разнообразие горных пород и минералов Сахалинской области | 1 | | 1 | |
17 | Разнообразие горных пород и минералов Сахалинской области | 1 | | 1 | |
18 | Значимые объекты гидросферы Сахалинской области | 1 | | | |
19 | Знаменитые природные географические объекты Сахалинской области | 1 | | 1 | |
20 | Знаменитые природные географические объекты Сахалинской области | 1 | | 1 | |
21 | Знакомство с культурно - историческими объектами Сахалинской области | 1 | | 1 | |
22 | Фенологические наблюдения. Методы исследования живой природы | 1 | | | |
23 | Лишайники. Роль лишайников в природных сообществах. Понятие о биоиндикации. Мхи | 1 | | 1 | |
24 | Грибы Сахалинской области. Роль грибов в природных сообществах | 1 | | | |
25 | Весенние явления в жизни растений. Раннецветущие растения. Эфемероиды | 1 | | 1 | |
26 | Охраняемые территории Сахалинской области | 1 | | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 26 | 0 | 9 | |
7 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Дальний Восток в эпоху бронзы и раннего железа | 1 | | | |
2 | Археологические культуры палеометалла на Сахалине | 1 | | | |
3 | Сусуйская культура (V в. до н.э. – V в. н.э.) | 1 | | | |
4 | Племена, королевства и империи российского Дальнего Востока | 1 | | | |
5 | Средневековые культуры Охотского моря | 1 | | | |
6 | Борьба народов островной части Дальнего Востока против иноземных завоевателей | 1 | | | |
7 | Археологическая карта Сахалина и Курильских островов | 1 | | | |
8 | В. Санги. Повесть «Тынграй» | 1 | | | |
9 | В. Санги. Повесть «Тынграй» | 1 | | | |
10 | А. Ткаченко. Повесть «Озеро беглой воды» (в сокращении) | 1 | | | |
11 | А. Ткаченко. Повесть «Озеро беглой воды» (в сокращении) | 1 | | | |
12 | Из древнеяпонской и корейской лирики | 1 | | | |
13 | Роман Хе. Лирика | 1 | | | |
14 | Путешествие по странам Восточной Азии | 1 | | | |
15 | Путешествие по странам Корейского полуострова | 1 | | | |
16 | Путешествие по странам полуострова Индокитай | 1 | | | |
17 | Путешествие по островным государствам Юго-Восточной Азин | 1 | | | |
18 | Путешествие по островным государствам Юго-Восточной Азин | 1 | | 1 | |
19 | Введение. Флора Сахалинской области. Классификация растений | 1 | | | |
20 | Многообразие растительного мира. Многообразие растений в природном сообществе | 1 | | 1 | |
21 | Основные группы растений: водоросли, мхи, папоротниковидные Сахалинской области | 1 | | | |
22 | Основные группы растений: голосеменные и покрытосеменные растения Сахалинской области | 1 | | 1 | |
23 | Экологические группы растений. Ядовитые и лекарственные растения Сахалинской области | 1 | | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 23 | 0 | 3 | |
8 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Выход русских людей к Тихому океану | 1 | | | |
2 | Европейские исследователи на островах Дальнего Востока Особенности проникновения европейцев на Дальний Восток в XVII–XVIII в. | 1 | | | |
3 | Закрепление Курильских островов за Российской империей | 1 | | | |
4 | Освоение Курильских островов Россией и Японией | 1 | | | |
5 | Традиционная жизнь коренных народов Сахалина и Курильских островов | 1 | | | |
6 | Сахалин и Курильские острова на геополитической карте мира | 1 | | | |
7 | О. Кузнецов. Рассказ «Это все личное» | 1 | | | |
8 | О. Кузнецов. Рассказ «Это все личное» | 1 | | | |
9 | А. Тоболяк. Повесть «Папа уехал» | 1 | | | |
10 | А. Тоболяк. Повесть «Папа уехал» | 1 | | | |
11 | Родной край в творчестве сахалинских поэтов | 1 | | | |
12 | Родной край в творчестве сахалинских поэтов | 1 | | | |
13 | Сахалинская область на картах России и АТР | 1 | | 1 | |
14 | Береговая линия Сахалинской области | 1 | | 1 | |
15 | Маяки Сахалинской области | 1 | | | |
16 | История в названиях на карте Сахалинской области | 1 | | | |
17 | Климатические особенности Сахалинской области | 1 | | 1 | |
18 | Природные зоны Сахалинской области | 1 | | | |
19 | Природные ресурсы Сахалинской области | 1 | | | |
20 | Экологические проблемы Сахалинской области и пути их решения | 1 | | | |
21 | Особенности населения своего региона | 1 | | | |
22 | Особенности населения своего региона | 1 | | 1 | |
23 | Введение. Фауна Сахалинской области. Классификация животных | 1 | | | |
24 | Многообразие животного мира | 1 | | | |
25 | Основные группы животных: простейшие, губки, кишечнополостные, моллюски, членистоногие Сахалинской области | 1 | | | |
26 | Основные группы животных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие Сахалинской области. Взаимосвязи в природном сообществе. Приспособленность к жизни в природном сообществе | 1 | | 1 | |
27 | Экологические группы животных. Ядовитые животные Сахалинской области. Охраняемые животные Сахалинской области | 1 | | | |
28 | Землетрясения: причины возникновения и природа явления. | 1 | | | |
29 | Реализация землетрясений на территории Российской Федерации и Сахалинской области: тихоокеанское огненное кольцо. Вероятность реализации на территории Сахалинской области, связь с географическим положением, хронология событий. | 1 | | | |
30 | Землетрясения в п.Нефтегорск (1995). Землетрясение в г.Невельск (2007). Обзор информационных источников (в том числе в сети Интернет). Наука и землетрясения: сейсмология (ИМГИГ ДВО РАН) | 1 | | | |
31 | Сейсмостойкое строительство. Правила поведения при угрозе землетрясения | 1 | | | |
32 | Извержения вулканов: причины возникновения, природа явления. Вулканы Дальнего Востока: тихоокеанское огненное кольцо. | 1 | | | |
33 | Вероятность реализации на территории Дальнего Востока, хронология событий. Действующие вулканы Курильских островов и п-ва Камчатка и опасность их извержения. Обзор информационных источников (в том числе в сети Интернет). | 1 | | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 33 | 0 | 5 | |
9 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
Всего | Практические работы |
1 | Введение | 1 | | |
2 | Особенности мировоззрения и повседневной жизни коренных народов к началу XIX в. | 1 | | |
3 | Изучение Сахалина и Курил в первой половине XIX в. | 1 | | |
4 | Русские офицеры и ученые изучают Сахалин | 1 | | |
5 | Первые русские поселения на Сахалине | 1 | | |
6 | Сахалин и Курильские острова в первых российско-японских договорах | 1 | | |
7 | Сахалинская каторжная колония | 1 | | |
8 | Опыт каторжного освоения Сахалина | 1 | | |
9 | Русско-японская война 1904–1905 гг. на Сахалине | 1 | | |
10 | Русский Сахалин в 1906–1917 гг.: перспективы и реалии жизни | 1 | | |
11 | Культура Сахалина и Курильских островов во второй половине XIX – начале XX вв. | 1 | | |
12 | В.М. Санги. Повесть «Изгин» | 1 | | |
13 | В.М. Санги. Повесть «Изгин» | 1 | | |
14 | Тема природы в творчестве сахалинских поэтов | 1 | | |
15 | Тема природы в творчестве сахалинских поэтов | 1 | | |
16 | Особенности ЭГП Сахалинской области | 1 | 1 | |
17 | Хозяйство Сахалинской обл | 1 | 1 | |
18 | Топливно-энергетический комплекс Сахалина и Курил | 1 | 1 | |
19 | Структура агропромышленного комплекса в Сахалинской области. Сельское хозяйство | 1 | 1 | |
20 | Лесное хозяйство | 1 | | |
21 | Рыбное хозяйство | 1 | | |
22 | Экскурсия на местное предприятие отрасли промышленности или АПК | 1 | 1 | |
23 | Будущее Сахалинской области | 1 | 1 | |
24 | Введение. Влияние экологических факторов на здоровье человек | 1 | | |
25 | Экологический мониторинг окружающей среды | 1 | 1 | |
26 | Экологический мониторинг окружающей среды. Биологический практикум | 1 | 1 | |
27 | Природно-очаговые заболевания человека в Сахалинской области | 1 | | |
28 | Охрана окружающей среды и здоровье человека. Особо охраняемые природные территории Сахалинской области | 1 | | |
29 | Обвалы, оползни, снежные лавины, селевые потоки | 1 | | |
30 | Обвалы, оползни, снежные лавины, селевые потоки | 1 | | |
31 | Цунами | 1 | | |
32 | Цунами | 1 | | |
33 | Цунами | 1 | | |
34 | Цунами | 1 | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 8 | |