МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БОДЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рассмотрено на заседании | Согласовано | Утверждаю. |
методического объединения | с зам. директора школы по УВР | И.о директора школы |
учителей предметов гуманитарного цикла | _______________________ | ______________________ |
Протокол №____________ | | |
от «_____» _______ 20____г. | «______» __________20____- г | Приказ № _____________ |
Руководитель МО | | |
________________________ | | от «___» _____________20____ г. |
| | |
| | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по краеведению
для 10 класса
(ГОС СОО)
Разработана
учителем истории и обществознания
Зайчиковым В.В..
2019 – 2020 учебный год
Пояснительная записка
Программа разработана на основе следующих документов:
1. Федерального компонента государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" (с изменениями и дополнениями от 3 июня 2008 г., 31 августа, 19 октября 2009 г., 10 ноября 2011 г., 24, 31 января 2012 г., 23 июня 2015 г., 7 июня 2017 г.);
2. ООП СОО МКОУ «Бодеевская СОШ»;
В соответствии с « Положением о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов, элективных курсов, курсов по выбору, факультативных занятий, учебных модулей, кружков, индивидуальных занятий во внеурочное время, рабочих программ для работы с детьми с ОВЗ муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Бодеевская средняя общеобразовательная школа»;
Регионализация образования является актуальным направлением развития системы образования в РФ и предполагает усиление внимания к изучению истории и культуры малой родины, которые являются составляющей национальной культуры. Курс призван формировать гражданственность, патриотизм. Он дает возможность развивать творческий потенциал ученика в соответствии с личностно ориентированным и деятельностным подходами.
В соответствии с приказом от 27 июля 2012 г. № 760 Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области» на изучение краеведения в 10 классах отводится 35 часов (1 час в неделю).
Содержание программы курса обеспечивается:
- книгой для учителя «Историко-культурное краеведение» Н.П. Красиковой,
ЮВ. Пыльнева (под общ. ред. Б.Я. Табачникова; Воронеж, 2012).
- учебно-методическим пособием для учителя «Историко-культурное краеведение» М.И. Баранниковой, Воронеж. ВГПУ. 2012г.
- учебником для учащихся 10-11 класса «Историко-культурное краеведение Воронежской области» коллектив авторов, науч.ред. Б.Я. Табачников. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края.2015.
Программа реализует принципы:
1. Научности
2. Вариативности
3. Дифференциации и индивидуализации
Основная концептуальная идея курса - использование знаниевого компонента для реализации компонента компетентностного.
Цели краеведческого образования:
_ создать предпосылки для формирования чувства гордости за свою принадлежность к истории и культуре Воронежского края;
_ обогащение знаний по отечественной истории краеведческим материалом для более уважительного отношения к национальной культуре, историческому опыту предков и современников;
_ формирование мотивов собственной созидательной деятельности по преумножению культурного потенциала своей малой родины;
ориентирование внимания на юбилейных датах наиболее значимых событиях истории Воронежского края.
Содержание курса включает модули:
Исторический.
Культурологический.
Социальный.
Образовательные задачи курса – формирование знаний:
- об уникальности истории края, его связи с отечественным и мировым культурным наследием на примере конкретных объектов;
- об этапах развития историко-культурного наследия на примере конкретных объектов;
- о жизнедеятельности жителей края и о знаменитых земляках;
- о проблемах и перспективах развития края;
- о перспективах собственного существования в этом крае.
Ценностные ориентиры, формируемые курсом:
- гражданственность;
- патриотизм;
- толерантность;
интеллектуальная и творческая активность;
- уважение общечеловеческих, национальных, региональных ценностей.
В конечном итоге - формирование духовной культуры личности, стержнем которой являются нравственно ориентированные воля и разум человека.
Изменения в программе:
Следуя рекомендациям М.И.Баранниковой, в 10 классе:
В раздел № I, добавил 1 час и вместо уроков экскурсий в краеведческий музей (2 часа), включил в программу изучение Лискинского района и сёл: Бодеевка,,Машкино и х. Новониколаевский и х. Новозадонский (места жительства учащихся нашей школы (2 часа).
Добавил по 1 часу на изучение разделов II и III.
Методы и приёмы обучения:
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- индивидуальный устный опрос;
- фронтальный опрос;
- выборочная проверка заданий;
- взаимопроверка;
- самоконтроль.
Основными формами и видами контроля, используемыми учителем, являются:
текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, тестов, проверочных работ; итоговый – итоговая контрольная работа.
Срок реализации программы 2019-2020 учебный год
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
знать:
- исторические события, происходившие в развитии края, даты этих событий;
- знаменитые персоналии истории и культуры;
- содержание жанров искусства и их значение для развития
культуры;
- алгоритм работы с различными типами заданий;
- изучение видов исторических источников;
уметь:
- объяснять понятия, определять основание для логического ряда понятий;
- характеризовать события, процессы, явления (причины, особенности, последствия, значение);
- осуществлять отбор информации по теме, проблеме; преобразовывать информацию;
- использовать тексты исторических источников при ответе на вопросы и при выполнении задач;
- использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
- соотносить исторические события в Воронежском крае с историей России;
- объяснять· свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям истории края, достижениям культуры;
- осуществлять сравнение;
- аргументировать свою позицию;
отличать факт и оценку; осуществлять ценностно-ориентированную деятельность;
- видеть необъективность суждения и демонстрировать правильное суждение;
- работать с картой, иллюстрацией, текстом;
- осуществлять наблюдение;
- применять знания в конкретной ситуации жизни;
- определять цели и мотивы своей деятельности;
- вести конструктивный диалог;
- осуществлять презентацию творческой работы.
В тематическом планировании конкретно указаны требования к знаниевому и компетентностному компоненту содержания образования каждого урока.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания необходимости сохранения общественной памяти народа, обеспечения преемственности поколений;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- конструктивного общения с людьми других культур, национальной и религиозной принадлежности;
- определения предмета собственного интереса в истории Воронежского края и расширения знаний о нем в архиве, библиотеке, музее, Интернете;
- написания творческих работ (рефератов, докладов, эссе, презентаций, родословных), выполнения проектов, проведения экскурсий, интервьюирования.
Содержание программы
Введение (l ч)
Краеведение - совокупность знаний о крае, изучение его природы, истории, экономики, духовной культуры, быта и т.п.
Направления краеведения: научное и школьное. Научное краеведение осуществляется научными обществами, университетами, академиями, архивными комиссиями. Краеведческую работу в школе ведут учителя, ученики, родители. Цели краеведческого образования.
Объекты краеведения: природа, население, экономика, история, искусство.
Источники краеведения: краеведческая библиография, печатные, статистические, картографические, архивные, устные источники, памятники истории и культуры.
Роль краеведения в формировании гражданственности и патриотизма, в профилактической работе против ксенофобии и экстремизма, в воспитании толерантности, уважительного отношения к деятельности предшествующих поколений и современников, своих земляков. «Краеведение - объединяющее начало всех наук» (Д.С. Лихачев).
Раздел I. Историческое краеведение (15 часов)
Древние культуры на территории Воронежского края.
Роль археологии в изучении древних культур. Типы археологических памятников - поселения и погребения. Природно-климатические условия. Общинный характер социальной организации жизни людей. Орудия труда. Занятия людей в период каменного, железного веков. Археологические памятники позднего палеолита, железного века. Роль археологической экспедиции с.Н. Замятина.
Сарматы, аланы, славяне. Понятие археологической культуры. Борщевская культура VIII-Х вв. в бассейне среднего и верхнего течения реки Дон. Славянские городища: Кузнецовское, Белгородское, Животинное.
Первое упоминание о Воронеже в летописи. Научные подходы к происхождению слова «Воронеж» (В. П. Загоровский, А. М. Аббасов, Е. А. Пульвер, Ю. Е. Пульвер, А. В. Кожемякин и др.)
Воронежский край в период раздробленности и развития централизованного государства. Содержание понятия «раздробленность», причины этого исторического явления и последствия для Воронежского края. Разорение монголо-татарами Рязанского княжества, опустошение воронежских земель.
Постановление боярской Думы 1585 г. об образовании города-крепости Воронеж и ее строительство в 1586 и 1594 гг. Роль Воронежской крепости на южных рубежах страны. Другие города-крепости Белгородской черты. Заселение края украинцами в ХVII в. (Острогожск).
Воронежский край в XVIII в. Борьба России с Турцией и Крымским ханством за выход к южным морям. Цели Азовских походов Петра I - 1695, 1696 гг. Роль Воронежа в Азовских походах. Влияние кораблестроения на развитие города. Воронеж в составе Азовской губернии. Переименование Азовской губернии в Воронежскую в 1725 г. Административное устройство губернии по указу 1799 г. Пожары и новая планировка города.
Города и села Воронежской области.
Бобров. Заселение Бобровской слободы в ХVII в. «Государев двор». Бобров - город с 1799 г. Герб города. Храмы: Покровский и Николая Чудотворца, Успенский. Благотворительная деятельность купца А.И. Медведева. Активное строительство в 70-е гг. XIX в. Открытие сельскохозяйственного музея в 1911г. Провозглашение Советской власти 17 ноября 1917 г. В центре боевых действий Гражданской войны. Прифронтовой город в годы Великой Отечественной войны.
Богучар. Основание казаками слободы Богучар в 1704 г.
Получение статуса города в 1799 г. В составе Слободско-Украинской губернии в 1797-1802 гг. Пожары XIX в. и кирпичное строительство в 60-е гг. XIX в. Комплекс уездных земских учреждений. Установление Советской власти 25 февраля 1918 г.
Фронтовой город в годы Гражданской войны.
Немецкая оккупация (июль - декабрь 1942 г.)
Борисоглебск. Основание крепости Ново-Павловской указом Петра I в 1698 г. Строительство соборной церкви св. Бориса и Глеба в 1703 г. Переименование в город Борисоглебск. Уездный город Тамбовской губернии с 1799 г. Герб города. Успенская церковь - первое каменное сооружение (на месте церкви Бориса и Глеба). Застройка города по новому плану Александра 1. Строительство железной дороги. Церковь Казанской иконы Божией Матери, церковь Сретения Господня. Архитектурные памятники города. Установление Советской власти в январе 1918 г. Боевой город в Гражданской войне. Вхождение в Воронежскую область в 1928 г. Открытие драмтеатра в 1930 г.
Бутурлиновка. Бутурлиновская слобода - центр имений графа А.Б. Бутурлина и его семьи. Второе название - Петровское. Развитие в XVIII-XIX вв. перерабатывающей промышленности и активной торговли. Каменное строительство (Преображенская церковь, Успенская церковь). Второй по численности населения город. Железнодорожное строительство в конце XIX в. Промышленное производство (винное, кирпичное, клееварное, маслобойное и др.). Город с 1917 г. Установление Советской власти в ноябре 1917 г. Фронтовой город в годы Гражданской войны. Прифронтовой город в годы Великой Отечественной войны.
Калач. Основан украинскими поселенцами в начале ХVШ в.
Острогожский полк войсковых казаков. Первый каменный храм. Успенская церковь (1750), церковь Вознесения Господня (1776), церковь Воскресения Господня (1818). Усадьба Комова - архитектурный памятник. Железнодорожное строительство в конце XIX в. Установление Советской власти в ноябре 1917 г. Город с 1945 г.
Новохоперск. Хоперская крепость построена в 1716 г. Корабельная верфь в 1768 г. Собор Воздвижения креста (1774). Статус уездного города с 1799 г. Герб города. 1802 г. - возвращение в Воронежскую губернию. Церковь Святой Троицы (1835). Собор Воскресения Христова (1865). Богоявленская ярмарка. Железнодорожное строительство. Установление Советской власти в ноябре 1917 г. Фронтовой город в годы Гражданской войны. Памятник В.И. Ленину (1924). Город - музей провинциальной архитектуры.
Острогожск. Закладка крепости в 1652 г. при царе Алексее Михайловиче. Каменное строительство с 1700-х гг. (Богоявленская церковь в Лушниковке и Троицкий собор на городской площади, церковь Преображения Господня, церковь Михаила Архангела в слободе Пески - памятник архитектуры федерального значения). С 1779 г. - центр уезда. Герб города. Специализация слобод. В 1916 г. Острогожск - второй город губернии по численности населения, развитию торговли и промышленности. Советская власть установилась в октябре 1917 г. Прифронтовой город в Гражданскую войну, был занят белыми. Немецкая оккупация 1942 г.
Павловск. Основание крепости в 1709 г. по распоряжению Петра 1. Перенос Адмиралтейства из Таврова в Павловск. Упадок крепости после смерти Петра 1. С 1779 г. - уездный город. Герб города. Развитие кустарно-промышленного производства в XIX в. (маслобойное, мыловаренное, салотопленное) и торговли (Московско-Черкасский тракт). Духовное училище. Женская гимназия. Реальное училище - памятник архитектуры. Комплекс земской больницы. Советская власть установилась в феврале 1918 г. Фронтовой город в Гражданской войне, прифронтовой - в Великой Отечественной войне.
Россошь. Основание слободы по указу в 1702 г. Первое документальное упоминание в 1721 г. Завод породистых лошадей помещика Черткова. Открытие в 1834 г. Крестовоздвиженской церкви. Строительство колокольни Александра Невского. Городской пар к культуры и летний театр, фонтан. Железнодорожное строительство. Заводы: чугунолитейный, кирпичный. Храм Ильи Пророка. С 1923 г. - статус города. Немецкая оккупация в 1942 г., концлагерь на территории города.
Землянск. Челобитная украинских переселенцев во главе с И. Дашкевичем в 1661 г. царю с просьбой о строительстве города. Рубленый город с 8 башнями и подземным ходом возводился под руководством воеводы Г. Островского. Преображенская церковь, Воскресенский собор. Уездный город с 1799 г. Герб города. Кирпичное гражданское строительство с 1825 г.
Больничный комплекс. Советская власть с 1918 г. Ликвидация Землянского уезда в 1923 г., Землянск переименован в село.
Село Калитва. Заселение края украинцами. Возведение крепости по указу Петра 1 (1722). С 1799 г. - уездный город. Герб города. Упразднение статуса города в 1865 г., перевод жителей в разряд государственных крестьян.
Коротояк. Крепость построена в 1647 г. Данила Яковлев воевода - руководил строительством крепости. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Слободы: Стрелецкая, Казачья, Пушкарская. До конца ХVШ в. - база для заготовления провианта для донских казаков. Активизация экономической жизни во второй половине XIX в. Строительство учебных заведений. Советская власть установилась в феврале 1918 г. С 1923 г. Коротояк - село.
Костенки. Город-крепость возведена в 1642 г. Богдан Конинский - руководитель строительства, городской голова. Церковь Иоанна Предтечи, церковь Василия Великого. Потеря значения после упразднения Белгородской черты. Со второй половины - волостной центр. Село - государственный археологический музей-заповедник.
Орлово. Рождение крепости в 1646 г. Форпост Белгородской оборонительной черты. Церковь Троицкая, церковь Богоявленская (1702). Потеря статуса города в 1799 г.
Нижнедевицк. Преобразование села Нижняя Девица в уездный город (1779). Слободы: Гореловка, Гусевка, Чибисовская. Земледелие - основное занятие. Каменное строительство с 30-х гг. XIX в., кирпичное строительство с последней четверти XIX в. Высшее реальное училище. Установление Советской власти в январе 1918 г. Ожесточенные бои во время Гражданской войны. Фронтовой город в годы Великой Orечественной войны.
Таврово. Распоряжение Петра I о строительстве крепости Тавров в связи с кораблестроением. Суконная промышленность. Пожар 1744 г. Неудачная попытка возобновления строительства кораблей при Екатерине II.
Воронеж до и после Великой Отечественной войны.
Установление Советской власти в г. Воронеже 30 октября 1917 г.
Гражданская война: борьба с Красновым и Деникиным. Освобождение от белых армией С.М. Буденного.
Воронеж административный центр Центрально- Черноземной области (1928-1934).
Воронеж в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками 1942-1943 гг. 25 января 1943 г. - день освобождения города. Восстановление Воронежа завершилось к концу 50-х гг.
Создание водохранилища (1972). Награждение орденом Отечественной войны 1 степени (1975). Почетное звание «Город воинской славы» (2008).
Воронежская губерния начала ХХ в. - сельскохозяйственный район. Социалистическая модернизация в крае (индустриализация и коллективизация). Сталинские репрессии в Воронежском крае.
Награждение области орденом Ленина (1935). Быстрое промышленное развитие. Награждение области вторым орденом Ленина (1956).
Нововоронежская АЭС (1964). Создание межхозяйственных сельхозпредприятий в 70-е гг. ХХ в.
Политические и экономические перемены 90-х гг. ХХ в.
Раздел II. Народное просвещение в Воронежском крае. Наука и высшая школа (10 ч)
Становление и развитие школьного образования в Воронежской области. Роль епископа Митрофана и церкви в развитии школьного дела. Документальные свидетельства о первых школах края (с. Ендовище, Острогожск, Коротояк, Черкасская слобода). Содержание школьного образования в ХVII - начале ХVIII в.
Причины актуализации просвещения в начале ХVIII в.
Oткрытие в 1703 г. в Воронеже адмиралтейской «русской школы». Структура школы. Попытка Петра 1 создать сеть государственных общеобразовательных начальных школ (цифирных, гарнизонных). Архиерейская школа - профессиональное духовное учебное заведение. Воронежская духовная семинария.
Система просвещения в Воронеже и городах губернии во второй половине XVIII - первой половине XIX в.
Цели Екатерины II в проведении реформы образования. «Устав народным училищам в Российской империи» о системе образования: главные народные училища, малые народные училища, частные школы (пансионы). Oткрытие 22 сентября 1786 г. Воронежского главного народного училища (многопредметная программа, новые учебники, пособия, профессиональные кадры). С.Н. Маркин - выпускник училища. Orкрытие малых народных училищ в Острогожске (1788), Боброве и Павловске (1799). Популярность домашнего обучения.
Реформа образования в начале XIX в. (централизация управления образованием; приходские училища, уездные училища, гимназии, университеты).
Orкрытие гимназии в Воронеже (17 января 1809 г.). Знаменитые выпускники гимназии (Н.И. Костомаров, Л.Ф. Змеев, А.Н. Афанасьев, М.Ф. де Пуле и др.).
Приезд великого князя, будущего императора Александра Николаевича, в Воронеж (июль 1837 г.).
Открытие уездного училища в Острогожске (1808).
Н.В. Станкевич, И. Крамской - выпускники училища.
Orкрытие Воронежского уездного училища (1809). А. Кольцов, Н.В. Никитенко - выпускники.
Orкрытие приходских училищ. С 1806 г. в Павловском, Бобровском и других уездах. К 1828 г. в губернии 7 приходских училищ.
Новый школьный устав 1928 г. (З-ступенчатая школа). Создание начальных школ другими ведомствами и частными лицами без участия Министерства народного просвещения: волостные училища ведомств, приходские училища МВД Министерства государственных имуществ, крестьянские школы.
Роль воронежского земства в развитии просвещения.
Образование в начале ХХ в. Буржуазный характер реформ Александра II. Земская реформа 1864 г. Строительство, ремонт, содержание школьного персонала, подготовка педкадров. В 1898 г. в губернии 560 земских школ.
Orкрытие церковно-приходских школ наряду с земскими.
Проблема развития образования в губернии. Рост заинтересованности в образовании среди различных слоев населения. Земский проект всеобщего начального образования в Воронежской губернии. Влияние исторических событий начала ХХ в. на развитие образования. Развитие женского образования в крае (училища, гимназия, прогимназия). К 1 января 1916 г. в губернии 20 женских учебных заведений. Воронежский Михайловский кадетский корпус (с 1845 г.) и его знаменитые выпускники: С.И. Мосин, А.Н. Лодыгин,
Г.В. Плеханов, А.С. Суворин и др.
Orкрытие реальных гимназий с 1864 г. (с 1871 г. - реальные училища). Oткрытие коммерческих училищ (с 1907 г., к 1916 -4 училища).
Становление советской школы. Попытки Временного правительства демократизировать народное образование, трудности реализации реформы.
Государственные мероприятия по реформированию образования после октября 1917 г., создание новой системы управления образованием. Проблемы развития школы в период 1917-1920 гг.
Борьба с детской беспризорностью, детские дома, детские комиссии. Фабрично-заводские ученичества и семилетки. Школы крестьянской молодежи с 1924 г.
Система образовательных учреждений с 1934 г.: школы начальные, неполные, средние. Всеобуч с 1929 г. Школы по ликвидации неграмотности среди взрослого населения (к концу 1921 г. в губернии 846 школ ликбеза).
Система образования Воронежской области в 1940-1970 гг. Приостановление развития школы и сокращение образовательной сети в связи с началом Великой Oтечественной войны, частичной немецкой оккупацией города и области. Активное участие учителей и школьников в борьбе с захватчиками (партизанские группы, истребительные отряды). Открытие Суворовского военного училища в 1943 г. Раздельное обучение мальчиков и девочек.
Обязательное восьмилетнее образование с 1962/63 учебного года. Переход ко всеобщему среднему образованию с 1972 г.
Развитие высшей школы и науки. Предпосылки развития высшей школы и науки в Воронежском крае. Oткрытие в 1913 г. сельскохозяйственного института (ректор - ученый-почвовед К.Д. Глинка) имени Петра Великого. Открытие в 1930 г. вузов: медицинского, лесотехнического, химико-технологического, инженерно-строительного. ВГУ - одно из старейших заведений города, основанный на базе Дерптского (Юрьевского) университета, созданного в 1802 г. Открытие педагогического института (1931), вечернего машиностроительного института (1956), который в 1962 г. реорганизован в политехнический.
Воронежский государственный институт искусств (1971).
Воронежский филиал Московского государственного института физической культуры и другие филиалы московских вузов.
Научно-исследовательские заведения при ВГУ. Научно-исследовательский институт сельского хозяйства ЦЧО им. В.В. Докучаева (Таловский район). Всесоюзный институт свеклы и сахара (Рамонь). Проблемная лаборатория геологии и минерального сырья. Вклад воронежских ученых в развитие науки.
Раздел III. Рукам работа - душе радость. Художественные ремесла и промыслы (7 ч)
Художественные ремесла и промыслы как часть национальной культуры. Крестьянский образ жизни, мир русской деревни - истоки развития художественных ремесел и промыслов. Уважение традиций народа - признак высокого уровня духовности человека.
Сущность понятий «ремесло», «промысел».
Развитие дворянских имений в ХVIII в. - стимул для активизации ремесел и промыслов. Торговля - фактор, способствующий процветанию ремесленного труда. Ярмарки - обмен товарами из разных регионов страны.
Замедление ремесла и промыслов в конце XIX - начале ХХ в. Возрождение интереса к «мелкой промышленности» в 20-е гг., роль краеведческих организаций, этнографических экспедиций, публикаций. Участие губернского музея в Московской сельскохозяйственной выставке 1923 г. (экспозиция «Крестьянский быт»).
Деятельность Н. В. Валукинского, этнографа, археолога, художника. Промысловые кооперативы.
Государственная программа возрождения декоративно-прикладного искусства конца 60-х - начала 70-х гг. ХХ в. Областная программа возрождения культуры села (90-е гг. ХХ в.).
Ремесленные технологии в работе предприятий мелкого и среднего бизнеса по пошиву народных костюмов, росписи по дереву, художественной ковке, литью колоколов. Общественные объединения мастеров ремесла.
Научно-популярные издания как результат исследования развития в крае ремесел и промыслов (П. Д. Пономарев, Е. Н. Губанова и др.). Музей народного творчества и ремесел в Воронежской библиотеке.
Промыслы: ковровый, шерстовязальный, вышивание, бисеронизание. Ремесла: узорное ткачество, изготовление народного костюма. Наличие сырьевой базы для развития ремесел и промыслов. Технология ткачества и оборудование. И. А. Ефимов - мастер прялки (Нижнедевицкий уезд). Мастера набойного ремесла Бутурлиновского и Таловского районов. Первые суконные мастерские Таврова. Фабричное суконное производство ХVIII в. 84% сукна России производил и в первой половине XIX в. фабрики Воронежа (владельцы Горденины, Елисеевы, Постоваловы, Тулиновы и др.).
Расцвет коврового промысла на рубеже XIX - ХХ вв. (Нижнедевицкий, Острогожский, Богучарский уезды). Семейное производство ковров (килимов). Характерные особенности воронежского ковра: безворсовый, яркий растительный рисунок по черному или вишневому полю. Мастерские и фабрики по производству ковров Щербакова, Лосева, Струкова и др. Открытие в 1909 г. в Острогожске крестьянской учебно-ткацкой мастерской для обучения мастерству ткачества, в 1911 г. в с. Урывковровой школы. Работы Н.В. Гладневой из с. Горожанка на Всемирной выставке в Париже (1913). Артели машинного ткачества (п. Елань-Колено, п. Таловая), ковровые фабрики. Воронежское художественное училище.
Районы активного шерстовязального промысла: чулочного _ Тавров, Бобяково, Песчанка и др.; пуховые платки - Поворино, Грибановка: Новохоперск.
Центры ручного вышивания: слобода Воронцовка и Александровка Павловского уезда, села Бобровского, Богучарского, Землянского уездов. Клуб вышивальщиц «Марья».
Мастер-золотошвейка Л. Танеева (г. Лиски).
«Этнографический альбом» - золотая медаль Российского географического общества (1859)
(С.П. Павлов). «Этнографический альбом». вып. 2 - серебряная медаль Дашковского музея.
Вклад современных предприятий в сохранение традиций пошива народного костюма (Хохольский дом ремесел, фирма «Узорочье» г. Воронежа и др.).
Промыслы: кожевенно-обувной, пошив меховых изделий, валяльный, художественная обработка древесины, плетение из растительных материалов. Центры кожевенного производства: Бобровский, Бирюченский, Бутурлиновский уезды. Промышленное производство с 20-х гг. ХХ в. Мастера - овчинники, тулупники, шапочники Новой Ольшанки, Новой Сотни, Острогожского, Коротоякского уездов. Центры валяльного промысла: Нижнедевицкий, Новохоперский уезды. Современный мастер И.Я. Шальмэ.
Художественная обработка древесины (резьба, токарная выточка, выжигание, роспись). Изготовление посуды, бочек, мебели, экипажей, ларцов, подсвечников, прялок, игрушек, музыкальных инструментов. Мастер-мебельщик А.А. Чикунов (г. Воронеж, начало ХХ в.) Современный мастер-резчик В.Н. Мамонов, заслуженный работник культуры РСФСР, мастер художественной росписи С.Г. Матвеева (автор образа «Воронежская матрешка», обладатель бронзовой медали ВДНХ 1978 г.)
Центры лозоплетения - Бобров, Богучар, Нижнедевицк, Россошь и др. Первый межрегиональный фестиваль лозоплетения «Золотая лоза» (2004).
Развитие гончарного дела, изразцового искусства, художественной обработки металла, стеклоделания. Воронежская игрушка. Мастера изразцового искусства - братья Кудряшовы, братья Поповы. Кафельный завод Дорохина в Воронеже (1873), кафельная фабрика Поповых (1880). Участие воронежских мастеров во всероссийской кустарно-промьшmенной выставке в Петербурге (1902).
Промартель «Керамика» (Воронеж, 1947). Orкрытие Воронежского керамического завода в 1954 г. Премии и награды. Рамонская фабрика художественной керамики, мастера Суворковы и Муравьевы. Рамонский музей керамики (2007).
Художественная обработка металла - самый древний промысел. Активное развитие кузнечного дела с эпохи Петра 1. Чугуноплавильные и колокололитейные заводы Самофаловых и Веретенниковых в Воронеже (ХVIII в.).
Современные мастера и предприятия (колокололитейная фабрика «Вера», создатель В.Н. Анисимов).
Развитие стеклоделания. Современная фирма «Игрушка», лауреат конкурса «Сто лучших товаров России» (2001). Художники-витражисты В. Михеев и В. Щеглов.
Воронежские мастера-игрушечники: В.И. Лямзин, Г.Г. Поплавская, Г.И. Арефьева, В.Я. Горбанева и др.
Нетрадиционные ремесла Воронежского края. Музейные экспозиции, выставки, праздники. Ювелирные украшения из кожи; выжигание по ткани; экстравагантные модели одежды из веточек, корней, стеблей; мелкая пластика из теста; цветочные композиции; лаковая миниатюра; плетение из соломки; сувениры-обереги из щепы; берестяные сувениры.
Воронежский областной краеведческий музей. Музей «Мастера» (Хохол). Музей «Русская изба» (школа № 2 г. Семилуки). Музей народной культуры и этнографии ВГУ. «Уголки старины в Борисоглебском государственном педагогическом институте и Областном училище культуры.
Выставки «Мир стоит на мастерах», «Живое дерево ремесел».
Праздник «Русь песенная, Русь мастеровая» (с. Воробьевка).
Резерв 3 часа.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование глав | Количество часов |
1. | Введение | 1 |
2. | Историческое краеведение. | 15 |
3. | Народное просвещение в Воронежском крае. Наука и высшая школа | 10 |
4. | Рукам работа - душе радость. Художественные ремесла и промыслы | 6 |
5. | Резерв | 3 |
Итого | | 35 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата план | Дата факт | Разделы и темы уроков. | Примечание |
|
1 | | | Введение. Краеведение как вспомогательная историческая дисциплина. | |
Тема 1 Историческое краеведение.15ч |
2 | | | Древние культуры на территории Воронежского края | |
3 | | | Воронежский край в период раздробленности и развития централизованного государства. | |
4 | | | Воронежский край в XVIII в. | |
5 | | | Города Воронежской области. | |
6 | | | Города Воронежской области. | |
7 | | | Города Воронежской области. | |
8 | | | Города и сёла Воронежской области. | |
9 | | | Города и сёла Воронежской области. | |
10 | | | Города и сёла Воронежской области. | |
11 | | | Лискинский район | |
12 | | | Село Бодеевка. Село Машкино. | |
13 | | | Хутор Новозадонский.. Хутор Новониколаевский.. | |
14 | | | Воронеж до и после Великой Отечественной войны. | |
15 | | | Обобщающий урок по разделу I. | |
16 | | | Презентация ученических сообщений | |
Тема 2Народное просвещение в Воронежском крае. Наука и высшая школа 10ч |
17 | | | Становление и развитие школьного образования в Воронежской области. | |
18 | | | Система просвещения во второй половине 18- первой половине 19 вв. | |
19 | | | Система просвещения во второй половине 18- первой половине 19 вв. | |
20 | | | Роль земства в развитии просвещения. Образование в начале ХХ века. | |
21 | | | Становление советской школы. | |
22 | | | Система образования воронежской области в 1940-1970 гг. | |
23 | | | Развитие высшей школы и науки. | |
24 | | | Современные ВУЗы г.Воронежа. | |
25 | | | Урок-презентация: «Современное образование». | |
26 | | | Урок-систематизация знаний учащихся по разделу II. | |
Тема 3 Рукам работа - душе радость. Художественные ремесла и промыслы 6ч |
27 | | | Художественные ремесла и промыслы как часть национальной культуры | |
28 | | | Ткачество и ковровый промысел. Шерстовязание и вышивание. Народный костюм. | |
29 | | | Промыслы: кожевенно-обувной; меховой. валяльный; обработка древесины; плетение | |
30 | | | Развитие гончарного дела, изразцового искусства. | |
31 | | | Художественная обработки металла, стеклоделание. Воронежская игрушка. Нетрадиционные ремёсла. | |
32 | | | Урок – мастерская. | |
33-35 | | | Резерв | |