СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по краеведению для 10 класса

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по краеведению для 10 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по краеведению для 10 класса»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БОДЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»



Рассмотрено на заседании

Согласовано

Утверждаю.

методического объединения

с зам. директора школы по УВР

И.о директора школы

учителей предметов

гуманитарного цикла

_______________________

______________________

Протокол №____________



от «_____» _______ 20____г.

«______» __________20____- г

Приказ № _____________

Руководитель МО



________________________


от «___» _____________20____ г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по краеведению

для 10 класса

(ГОС СОО)







Разработана

учителем истории и обществознания

Зайчиковым В.В..





2019 – 2020 учебный год



Пояснительная записка

Программа разработана на основе следующих документов:



1. Федерального компонента государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" (с изменениями и дополнениями от 3 июня 2008 г., 31 августа, 19 октября 2009 г., 10 ноября 2011 г., 24, 31 января 2012 г., 23 июня 2015 г., 7 июня 2017 г.);



2. ООП СОО МКОУ «Бодеевская СОШ»;

В соответствии с « Положением о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов, элективных курсов, курсов по выбору, факультативных занятий, учебных модулей, кружков, индивидуальных занятий во внеурочное время, рабочих программ для работы с детьми с ОВЗ муниципального казенного общеобразовательного учреждения

«Бодеевская средняя общеобразовательная школа»;

Регионализация образования является актуальным направле­нием развития системы образования в РФ и предполагает усиление внимания к изучению истории и культуры малой родины, которые являются составляющей национальной культуры. Курс призван формировать гражданственность, патриотизм. Он дает возмож­ность развивать творческий потенциал ученика в соответствии с личностно ориентированным и деятельностным подходами.

В соответствии с приказом от 27 июля 2012 г. 760 Депар­тамента образования, науки и молодежной политики Воронеж­ской области «Об утверждении регионального базисного учеб­ного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области» на изучение краеведения в 10 классах отводится 35 часов (1 час в неделю).


Содержание программы курса обеспечивается:


- книгой для учителя «Историко-культурное краеведение» Н.П. Красиковой,

ЮВ. Пыльнева (под общ. ред. Б.Я. Табачникова; Воронеж, 2012).

- учебно-методическим пособием для учителя «Историко-культурное краеведение» М.И. Баранниковой, Воронеж. ВГПУ. 2012г.

- учебником для учащихся 10-11 класса «Историко-культурное краеведение Воронежской области» коллектив авторов, науч.ред. Б.Я. Табачников. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края.2015.



Программа реализует принципы:

1. Научности

2. Вариативности

3. Дифференциации и индивидуализации



Основная концептуальная идея курса - использование зна­ниевого компонента для реализации компонента компетентно­стного.


Цели краеведческого образования:

_ создать предпосылки для формирования чувства гордости за свою принадлежность к истории и культуре Воронежского края;

_ обогащение знаний по отечественной истории краеведческим материалом для более уважительного отношения к национальной культуре, историческому опыту предков и современников;

_ формирование мотивов собственной созидательной дея­тельности по преумножению культурного потенциала своей ма­лой родины;

ориентирование внимания на юбилейных датах наиболее значимых событиях истории Воронежского края.


Содержание курса включает модули:


  1. Исторический.

  2. Культурологический.

  3. Социальный.



Образовательные задачи курса – формирование знаний:


- об уникальности истории края, его связи с отечественным и мировым культурным наследием на примере конкретных объ­ектов;

- об этапах развития историко-культурного наследия на примере конкретных объектов;

- о жизнедеятельности жителей края и о знаменитых земляках;

- о проблемах и перспективах развития края;

- о перспективах собственного существования в этом крае.


Ценностные ориентиры, формируемые курсом:

- гражданственность;

- патриотизм;

- толерантность;


интеллектуальная и творческая активность;

- уважение общечеловеческих, национальных, региональных ценностей.


В конечном итоге - формирование духовной культуры лич­ности, стержнем которой являются нравственно ориентирован­ные воля и разум человека.

Изменения в программе:


Следуя рекомендациям М.И.Баранниковой, в 10 классе:


В раздел № I, добавил 1 час и вместо уроков экскурсий в краеведческий музей (2 часа), включил в программу изучение Лискинского района и сёл: Бодеевка,,Машкино и х. Новониколаевский и х. Новозадонский (места жительства учащихся нашей школы (2 часа).

Добавил по 1 часу на изучение разделов II и III.

Методы и приёмы обучения:

- обобщающая беседа по изученному материалу;

- индивидуальный устный опрос;

- фронтальный опрос;

- выборочная проверка заданий;

- взаимопроверка;

- самоконтроль.

Основными формами и видами контроля, используемыми учителем, являются:

текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, тестов, проверочных работ; итоговый – итоговая контрольная работа.

Срок реализации программы 2019-2020 учебный год











































Требования к уровню подготовки учащихся


Учащиеся должны:

знать:

- исторические события, происходившие в развитии края, даты этих событий;

- знаменитые персоналии истории и культуры;

- содержание жанров искусства и их значение для развития

культуры;

- алгоритм работы с различными типами заданий;

- изучение видов исторических источников;


уметь:

- объяснять понятия, определять основание для логического ряда понятий;

- характеризовать события, процессы, явления (причины, особенности, последствия, значение);

- осуществлять отбор информации по теме, проблеме; пре­образовывать информацию;

- использовать тексты исторических источников при ответе на вопросы и при выполнении задач;

- использовать приобретенные знания при написании твор­ческих работ;

- соотносить исторические события в Воронежском крае с историей России;

- объяснять· свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям истории края, достижениям культуры;

- осуществлять сравнение;

- аргументировать свою позицию;

отличать факт и оценку; осуществлять ценностно­-ориентированную деятельность;

- видеть необъективность суждения и демонстрировать правильное суждение;

- работать с картой, иллюстрацией, текстом;

- осуществлять наблюдение;

- применять знания в конкретной ситуации жизни;

- определять цели и мотивы своей деятельности;

- вести конструктивный диалог;

- осуществлять презентацию творческой работы.


В тематическом планировании конкретно указаны требова­ния к знаниевому и компетентностному компоненту содержания образования каждого урока.

Использовать приобретенные знания и умения в практиче­ской деятельности и повседневной жизни для:

- понимания необходимости сохранения общественной па­мяти народа, обеспечения преемственности поколений;

- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

- конструктивного общения с людьми других культур, на­циональной и религиозной принадлежности;

- определения предмета собственного интереса в истории Воронежского края и расширения знаний о нем в архиве, биб­лиотеке, музее, Интернете;

- написания творческих работ (рефератов, докладов, эссе, презентаций, родословных), выполнения проектов, проведения экскурсий, интервьюирования.










Содержание программы

Введение (l ч)

Краеведение - совокупность знаний о крае, изучение его природы, истории, экономики, духовной культуры, быта и т.п.

Направления краеведения: научное и школьное. Научное краеведение осуществляется научными обществами, универси­тетами, академиями, архивными комиссиями. Краеведческую работу в школе ведут учителя, ученики, родители. Цели крае­ведческого образования.

Объекты краеведения: природа, население, экономика, ис­тория, искусство.

Источники краеведения: краеведческая библиография, пе­чатные, статистические, картографические, архивные, устные источники, памятники истории и культуры.

Роль краеведения в формировании гражданственности и патриотизма, в профилактической работе против ксенофобии и экстремизма, в воспитании толерантности, уважительного от­ношения к деятельности предшествующих поколений и совре­менников, своих земляков. «Краеведение - объединяющее нача­ло всех наук» (Д.С. Лихачев).


Раздел I. Историческое краеведение (15 часов)


Древние культуры на территории Воронежского края.

Роль археологии в изучении древних культур. Типы археологи­ческих памятников - поселения и погребения. Природно­-климатические условия. Общинный характер социальной орга­низации жизни людей. Орудия труда. Занятия людей в период каменного, железного веков. Археологические памятники позд­него палеолита, железного века. Роль археологической экспеди­ции с.Н. Замятина.

Сарматы, аланы, славяне. Понятие археологической культуры. Борщевская культура VIII-Х вв. в бассейне среднего и верхнего течения реки Дон. Славянские городища: Кузнецовское, Белгородское, Животинное.

Первое упоминание о Воронеже в летописи. Научные под­ходы к происхождению слова «Воронеж» (В. П. Загоровский, А. М. Аббасов, Е. А. Пульвер, Ю. Е. Пульвер, А. В. Кожемякин и др.)


Воронежский край в период раздробленности и развития централизованного государства. Содержание понятия «раз­дробленность», причины этого исторического явления и послед­ствия для Воронежского края. Разорение монголо-татарами Ря­занского княжества, опустошение воронежских земель.

Постановление боярской Думы 1585 г. об образовании го­рода-крепости Воронеж и ее строительство в 1586 и 1594 гг. Роль Воронежской крепости на южных рубежах страны. Другие города-крепости Белгородской черты. Заселение края украинца­ми в ХVII в. (Острогожск).

Воронежский край в XVIII в. Борьба России с Турцией и Крымским ханством за выход к южным морям. Цели Азовских походов Петра I - 1695, 1696 гг. Роль Воронежа в Азовских похо­дах. Влияние кораблестроения на развитие города. Воронеж в составе Азовской губернии. Переименование Азовской губернии в Воронежскую в 1725 г. Административное устройство губернии по указу 1799 г. Пожары и новая планировка города.

Города и села Воронежской области.

Бобров. Заселение Бобровской слободы в ХVII в. «Госуда­рев двор». Бобров - город с 1799 г. Герб города. Храмы: По­кровский и Николая Чудотворца, Успенский. Благотворительная деятельность купца А.И. Медведева. Активное строительство в 70-е гг. XIX в. Открытие сельскохозяйственного музея в 1911г. Провозглашение Советской власти 17 ноября 1917 г. В центре боевых действий Гражданской войны. Прифронтовой город в годы Великой Отечественной войны.


Богучар. Основание казаками слободы Богучар в 1704 г.

Получение статуса города в 1799 г. В составе Слободско­-Украинской губернии в 1797-1802 гг. Пожары XIX в. и кирпич­ное строительство в 60-е гг. XIX в. Комплекс уездных земских учреждений. Установление Советской власти 25 февраля 1918 г.

Фронтовой город в годы Гражданской войны.

Немецкая оккупа­ция (июль - декабрь 1942 г.)


Борисоглебск. Основание крепости Ново-Павловской ука­зом Петра I в 1698 г. Строительство соборной церкви св. Бориса и Глеба в 1703 г. Переименование в город Борисоглебск. Уезд­ный город Тамбовской губернии с 1799 г. Герб города. Успен­ская церковь - первое каменное сооружение (на месте церкви Бориса и Глеба). Застройка города по новому плану Александра 1. Строительство железной дороги. Церковь Казанской иконы Божией Матери, церковь Сретения Господня. Архитектурные памятники города. Установление Советской власти в январе 1918 г. Боевой город в Гражданской войне. Вхождение в Воро­нежскую область в 1928 г. Открытие драмтеатра в 1930 г.


Бутурлиновка. Бутурлиновская слобода - центр имений графа А.Б. Бутурлина и его семьи. Второе название - Петров­ское. Развитие в XVIII-XIX вв. перерабатывающей промышлен­ности и активной торговли. Каменное строительство (Преобра­женская церковь, Успенская церковь). Второй по численности населения город. Железнодорожное строительство в конце XIX в. Промышленное производство (винное, кирпичное, клеевар­ное, маслобойное и др.). Город с 1917 г. Установление Совет­ской власти в ноябре 1917 г. Фронтовой город в годы Граждан­ской войны. Прифронтовой город в годы Великой Отечествен­ной войны.

Калач. Основан украинскими поселенцами в начале ХVШ в.

Острогожский полк войсковых казаков. Первый каменный храм. Успенская церковь (1750), церковь Вознесения Господня (1776), церковь Воскресения Господня (1818). Усадьба Комова - архи­тектурный памятник. Железнодорожное строительство в конце XIX в. Установление Советской власти в ноябре 1917 г. Город с 1945 г.


Новохоперск. Хоперская крепость построена в 1716 г. Ко­рабельная верфь в 1768 г. Собор Воздвижения креста (1774). Статус уездного города с 1799 г. Герб города. 1802 г. - возвра­щение в Воронежскую губернию. Церковь Святой Троицы (1835). Собор Воскресения Христова (1865). Богоявленская яр­марка. Железнодорожное строительство. Установление Совет­ской власти в ноябре 1917 г. Фронтовой город в годы Гражданской войны. Памятник В.И. Ленину (1924). Город - музей про­винциальной архитектуры.

Острогожск. Закладка крепости в 1652 г. при царе Алексее Михайловиче. Каменное строительство с 1700-х гг. (Богоявлен­ская церковь в Лушниковке и Троицкий собор на городской площади, церковь Преображения Господня, церковь Михаила Архангела в слободе Пески - памятник архитектуры федераль­ного значения). С 1779 г. - центр уезда. Герб города. Специали­зация слобод. В 1916 г. Острогожск - второй город губернии по численности населения, развитию торговли и промышленности. Советская власть установилась в октябре 1917 г. Прифронтовой город в Гражданскую войну, был занят белыми. Немецкая окку­пация 1942 г.

Павловск. Основание крепости в 1709 г. по распоряжению Петра 1. Перенос Адмиралтейства из Таврова в Павловск. Упа­док крепости после смерти Петра 1. С 1779 г. - уездный город. Герб города. Развитие кустарно-промышленного производства в XIX в. (маслобойное, мыловаренное, салотопленное) и торговли (Московско-Черкасский тракт). Духовное училище. Женская гимназия. Реальное училище - памятник архитектуры. Ком­плекс земской больницы. Советская власть установилась в фев­рале 1918 г. Фронтовой город в Гражданской войне, прифронто­вой - в Великой Отечественной войне.


Россошь. Основание слободы по указу в 1702 г. Первое до­кументальное упоминание в 1721 г. Завод породистых лошадей помещика Черткова. Открытие в 1834 г. Крестовоздвиженской церкви. Строительство колокольни Александра Невского. Го­родской пар к культуры и летний театр, фонтан. Железнодорож­ное строительство. Заводы: чугунолитейный, кирпичный. Храм Ильи Пророка. С 1923 г. - статус города. Немецкая оккупация в 1942 г., концлагерь на территории города.


Землянск. Челобитная украинских переселенцев во главе с И. Дашкевичем в 1661 г. царю с просьбой о строительстве горо­да. Рубленый город с 8 башнями и подземным ходом возводился под руководством воеводы Г. Островского. Преображенская церковь, Воскресенский собор. Уездный город с 1799 г. Герб города. Кирпичное гражданское строительство с 1825 г.

Больничный комплекс. Советская власть с 1918 г. Ликвидация Зем­лянского уезда в 1923 г., Землянск переименован в село.


Село Калитва. Заселение края украинцами. Возведение крепости по указу Петра 1 (1722). С 1799 г. - уездный город. Герб города. Упразднение статуса города в 1865 г., перевод жи­телей в разряд государственных крестьян.


Коротояк. Крепость построена в 1647 г. Данила Яковлев ­воевода - руководил строительством крепости. Церковь Рожде­ства Пресвятой Богородицы. Слободы: Стрелецкая, Казачья, Пушкарская. До конца ХVШ в. - база для заготовления прови­анта для донских казаков. Активизация экономической жизни во второй половине XIX в. Строительство учебных заведений. Со­ветская власть установилась в феврале 1918 г. С 1923 г. Корото­як - село.

Костенки. Город-крепость возведена в 1642 г. Богдан Ко­нинский - руководитель строительства, городской голова. Цер­ковь Иоанна Предтечи, церковь Василия Великого. Потеря зна­чения после упразднения Белгородской черты. Со второй поло­вины - волостной центр. Село - государственный археологиче­ский музей-заповедник.


Орлово. Рождение крепости в 1646 г. Форпост Белгород­ской оборонительной черты. Церковь Троицкая, церковь Бого­явленская (1702). Потеря статуса города в 1799 г.


Нижнедевицк. Преобразование села Нижняя Девица в уездный город (1779). Слободы: Гореловка, Гусевка, Чибисов­ская. Земледелие - основное занятие. Каменное строительство с 30-х гг. XIX в., кирпичное строительство с последней четверти XIX в. Высшее реальное училище. Установление Советской власти в январе 1918 г. Ожесточенные бои во время Граждан­ской войны. Фронтовой город в годы Великой Orечественной войны.

Таврово. Распоряжение Петра I о строительстве крепости Тавров в связи с кораблестроением. Суконная промышленность. Пожар 1744 г. Неудачная попытка возобновления строительства кораблей при Екатерине II.


Воронеж до и после Великой Отечественной войны.


Ус­тановление Советской власти в г. Воронеже 30 октября 1917 г.

Гражданская война: борьба с Красновым и Деникиным. Осво­бождение от белых армией С.М. Буденного.

Воронеж административный центр Центрально- Черноземной области (1928-1934).

Воронеж в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками 1942-1943 гг. 25 января 1943 г. - день освобождения города. Восстановление Воронежа завершилось к концу 50-х гг.

Создание водохранилища (1972). Награждение орденом Отечественной войны 1 степени (1975). Почетное звание «Город воинской славы» (2008).

Воронежская губерния начала ХХ в. - сельскохозяйствен­ный район. Социалистическая модернизация в крае (индустриа­лизация и коллективизация). Сталинские репрессии в Воронеж­ском крае.

Награждение области орденом Ленина (1935). Быстрое про­мышленное развитие. Награждение области вторым орденом Ленина (1956).

Нововоронежская АЭС (1964). Создание межхозяйственных сельхозпредприятий в 70-е гг. ХХ в.

Политические и экономические перемены 90-х гг. ХХ в.


Раздел II. Народное просвещение в Воронежском крае. Наука и высшая школа (10 ч)


Становление и развитие школьного образования в Во­ронежской области. Роль епископа Митрофана и церкви в раз­витии школьного дела. Документальные свидетельства о первых школах края (с. Ендовище, Острогожск, Коротояк, Черкасская слобода). Содержание школьного образования в ХVII - начале ХVIII в.

Причины актуализации просвещения в начале ХVIII в.

Oт­крытие в 1703 г. в Воронеже адмиралтейской «русской школы». Структура школы. Попытка Петра 1 создать сеть государствен­ных общеобразовательных начальных школ (цифирных, гарни­зонных). Архиерейская школа - профессиональное духовное учебное заведение. Воронежская духовная семинария.


Система просвещения в Воронеже и городах губернии во второй половине XVIII - первой половине XIX в.

Цели Екатерины II в проведении реформы образования. «Устав народным училищам в Российской империи» о системе образования: глав­ные народные училища, малые народные училища, частные школы (пансионы). Oткрытие 22 сентября 1786 г. Воронежского главного народного училища (многопредметная программа, но­вые учебники, пособия, профессиональные кадры). С.Н. Маркин - выпускник училища. Orкрытие малых народных училищ в Острогожске (1788), Боброве и Павловске (1799). Популярность домашнего обучения.

Реформа образования в начале XIX в. (централизация управ­ления образованием; приходские училища, уездные училища, гим­назии, университеты).

Orкрытие гимназии в Воронеже (17 января 1809 г.). Знаменитые выпускники гимназии (Н.И. Костомаров, Л.Ф. Змеев, А.Н. Афанасьев, М.Ф. де Пуле и др.).

Приезд великого князя, будущего императора Александра Николаевича, в Воронеж (июль 1837 г.).

Открытие уездного училища в Острогожске (1808).

Н.В. Станкевич, И. Крамской - выпускники училища.

Orкрытие Воронежского уездного училища (1809). А. Кольцов, Н.В. Ни­китенко - выпускники.

Orкрытие приходских училищ. С 1806 г. в Павловском, Боб­ровском и других уездах. К 1828 г. в губернии 7 приходских училищ.

Новый школьный устав 1928 г. (З-ступенчатая школа). Соз­дание начальных школ другими ведомствами и частными лица­ми без участия Министерства народного просвещения: волост­ные училища ведомств, приходские училища МВД Министер­ства государственных имуществ, крестьянские школы.

Роль воронежского земства в развитии просвещения.

Образование в начале ХХ в. Буржуазный характер реформ Александра II. Земская реформа 1864 г. Строительство, ремонт, содержание школьного персонала, подготовка педкадров. В 1898 г. в губернии 560 земских школ.

Orкрытие церковно-приходских школ наряду с земскими.

Проблема развития образования в губернии. Рост заинтересо­ванности в образовании среди различных слоев населения. Зем­ский проект всеобщего начального образования в Воронежской губернии. Влияние исторических событий начала ХХ в. на раз­витие образования. Развитие женского образования в крае (учи­лища, гимназия, прогимназия). К 1 января 1916 г. в губернии 20 женских учебных заведений. Воронежский Михайловский кадетский корпус (с 1845 г.) и его знаменитые выпускники: С.И. Мосин, А.Н. Лодыгин,

Г.В. Плеханов, А.С. Суворин и др.

Orкрытие реальных гимназий с 1864 г. (с 1871 г. - реальные училища). Oткрытие коммерческих училищ (с 1907 г., к 1916 -4 училища).

Становление советской школы. Попытки Временного правительства демократизировать народное образование, труд­ности реализации реформы.

Государственные мероприятия по реформированию образо­вания после октября 1917 г., создание новой системы управле­ния образованием. Проблемы развития школы в период 1917­-1920 гг.

Борьба с детской беспризорностью, детские дома, детские комиссии. Фабрично-заводские ученичества и семилетки. Шко­лы крестьянской молодежи с 1924 г.

Система образовательных учреждений с 1934 г.: школы на­чальные, неполные, средние. Всеобуч с 1929 г. Школы по лик­видации неграмотности среди взрослого населения (к концу 1921 г. в губернии 846 школ ликбеза).

Система образования Воронежской области в 1940­-1970 гг. Приостановление развития школы и сокращение обра­зовательной сети в связи с началом Великой Oтечественной войны, частичной немецкой оккупацией города и области. Ак­тивное участие учителей и школьников в борьбе с захватчиками (партизанские группы, истребительные отряды). Открытие Су­воровского военного училища в 1943 г. Раздельное обучение мальчиков и девочек.

Обязательное восьмилетнее образование с 1962/63 учебного года. Переход ко всеобщему среднему образованию с 1972 г.



Развитие высшей школы и науки. Предпосылки развития высшей школы и науки в Воронежском крае. Oткрытие в 1913 г. сельскохозяйственного института (ректор - ученый-почвовед К.Д. Глинка) имени Петра Великого. Открытие в 1930 г. вузов: медицинского, лесотехнического, химико-технологического, инженерно-строительного. ВГУ - одно из старейших заведений города, основанный на базе Дерптского (Юрьевского) универси­тета, созданного в 1802 г. Открытие педагогического института (1931), вечернего машиностроительного института (1956), кото­рый в 1962 г. реорганизован в политехнический.

Воронежский государственный институт искусств (1971).

Воронежский филиал Московского государственного института физической культуры и другие филиалы московских вузов.

Научно-исследовательские заведения при ВГУ. Научно­-исследовательский институт сельского хозяйства ЦЧО им. В.В. Докучаева (Таловский район). Всесоюзный институт свек­лы и сахара (Рамонь). Проблемная лаборатория геологии и ми­нерального сырья. Вклад воронежских ученых в развитие науки.


Раздел III. Рукам работа - душе радость. Художественные ремесла и промыслы (7 ч)


Художественные ремесла и промыслы как часть нацио­нальной культуры. Крестьянский образ жизни, мир русской деревни - истоки развития художественных ремесел и промы­слов. Уважение традиций народа - признак высокого уровня духовности человека.

Сущность понятий «ремесло», «промысел».

Развитие дворянских имений в ХVIII в. - стимул для акти­визации ремесел и промыслов. Торговля - фактор, способст­вующий процветанию ремесленного труда. Ярмарки - обмен товарами из разных регионов страны.

Замедление ремесла и промыслов в конце XIX - начале ХХ в. Возрождение интереса к «мелкой промышленности» в 20-е гг., роль краеведческих организаций, этнографических экс­педиций, публикаций. Участие губернского музея в Московской сельскохозяйственной выставке 1923 г. (экспозиция «Крестьян­ский быт»).

Деятельность Н. В. Валукинского, этнографа, археолога, художника. Промысловые кооперативы.

Государственная программа возрождения декоративно-­прикладного искусства конца 60-х - начала 70-х гг. ХХ в. Обла­стная программа возрождения культуры села (90-е гг. ХХ в.).


Ремесленные технологии в работе предприятий мелкого и среднего бизнеса по пошиву народных костюмов, росписи по дереву, художественной ковке, литью колоколов. Обществен­ные объединения мастеров ремесла.

Научно-популярные издания как результат исследования развития в крае ремесел и промыслов (П. Д. Пономарев, Е. Н. Губанова и др.). Музей народного творчества и ремесел в Воронежской библиотеке.


Промыслы: ковровый, шерстовязальный, вышивание, бисеронизание. Ремесла: узорное ткачество, изготовление народного костюма. Наличие сырьевой базы для развития ре­месел и промыслов. Технология ткачества и оборудование. И. А. Ефимов - мастер прялки (Нижнедевицкий уезд). Мастера на­бойного ремесла Бутурлиновского и Таловского районов. Пер­вые суконные мастерские Таврова. Фабричное суконное произ­водство ХVIII в. 84% сукна России производил и в первой поло­вине XIX в. фабрики Воронежа (владельцы Горденины, Елисее­вы, Постоваловы, Тулиновы и др.).

Расцвет коврового промысла на рубеже XIX - ХХ вв. (Ниж­недевицкий, Острогожский, Богучарский уезды). Семейное про­изводство ковров (килимов). Характерные особенности воро­нежского ковра: безворсовый, яркий растительный рисунок по черному или вишневому полю. Мастерские и фабрики по произ­водству ковров Щербакова, Лосева, Струкова и др. Открытие в 1909 г. в Острогожске крестьянской учебно-ткацкой мастерской для обучения мастерству ткачества, в 1911 г. в с. Урывковровой школы. Работы Н.В. Гладневой из с. Горожанка на Всемирной выставке в Париже (1913). Артели машинного ткачества (п. Елань-Колено, п. Таловая), ковровые фабрики. Воронежское художественное училище.

Районы активного шерстовязального промысла: чулочного _ Тавров, Бобяково, Песчанка и др.; пуховые платки - Повори­но, Грибановка: Новохоперск.

Центры ручного вышивания: слобода Воронцовка и Алек­сандровка Павловского уезда, села Бобровского, Богучарского, Землянского уездов. Клуб вышивальщиц «Марья».

Мастер­-золотошвейка Л. Танеева (г. Лиски).

«Этнографический альбом» - золотая медаль Российского географического общества (1859)

(С.П. Павлов). «Этнографиче­ский альбом». вып. 2 - серебряная медаль Дашковского музея.

Вклад современных предприятий в сохранение традиций пошива народного костюма (Хохольский дом ремесел, фирма «Узорочье» г. Воронежа и др.).


Промыслы: кожевенно-обувной, пошив меховых изде­лий, валяльный, художественная обработка древесины, пле­тение из растительных материалов. Центры кожевенного производства: Бобровский, Бирюченский, Бутурлиновский уез­ды. Промышленное производство с 20-х гг. ХХ в. Мастера - ов­чинники, тулупники, шапочники Новой Ольшанки, Новой Сот­ни, Острогожского, Коротоякского уездов. Центры валяльного промысла: Нижнедевицкий, Новохоперский уезды. Современ­ный мастер И.Я. Шальмэ.

Художественная обработка древесины (резьба, токарная вы­точка, выжигание, роспись). Изготовление посуды, бочек, мебе­ли, экипажей, ларцов, подсвечников, прялок, игрушек, музы­кальных инструментов. Мастер-мебельщик А.А. Чикунов (г. Во­ронеж, начало ХХ в.) Современный мастер-резчик В.Н. Мамо­нов, заслуженный работник культуры РСФСР, мастер художест­венной росписи С.Г. Матвеева (автор образа «Воронежская мат­решка», обладатель бронзовой медали ВДНХ 1978 г.)

Центры лозоплетения - Бобров, Богучар, Нижнедевицк, Россошь и др. Первый межрегиональный фестиваль лозоплете­ния «Золотая лоза» (2004).


Развитие гончарного дела, изразцового искусства, худо­жественной обработки металла, стеклоделания. Воронеж­ская игрушка. Мастера изразцового искусства - братья Кудря­шовы, братья Поповы. Кафельный завод Дорохина в Воронеже (1873), кафельная фабрика Поповых (1880). Участие воронеж­ских мастеров во всероссийской кустарно-промьшmенной вы­ставке в Петербурге (1902).

Промартель «Керамика» (Воронеж, 1947). Orкрытие Воро­нежского керамического завода в 1954 г. Премии и награды. Ра­монская фабрика художественной керамики, мастера Суворковы и Муравьевы. Рамонский музей керамики (2007).

Художественная обработка металла - самый древний про­мысел. Активное развитие кузнечного дела с эпохи Петра 1. Чу­гуноплавильные и колокололитейные заводы Самофаловых и Веретенниковых в Воронеже (ХVIII в.).

Современные мастера и предприятия (колокололитейная фабрика «Вера», создатель В.Н. Анисимов).

Развитие стеклоделания. Современная фирма «Игрушка», лауреат конкурса «Сто лучших товаров России» (2001). Худож­ники-витражисты В. Михеев и В. Щеглов.

Воронежские мастера-игрушечники: В.И. Лямзин, Г.Г. По­плавская, Г.И. Арефьева, В.Я. Горбанева и др.


Нетрадиционные ремесла Воронежского края. Музей­ные экспозиции, выставки, праздники. Ювелирные украше­ния из кожи; выжигание по ткани; экстравагантные модели оде­жды из веточек, корней, стеблей; мелкая пластика из теста; цве­точные композиции; лаковая миниатюра; плетение из соломки; сувениры-обереги из щепы; берестяные сувениры.

Воронежский областной краеведческий музей. Музей «Мас­тера» (Хохол). Музей «Русская изба» (школа № 2 г. Семилуки). Музей народной культуры и этнографии ВГУ. «Уголки стари­ны в Борисоглебском государственном педагогическом инсти­туте и Областном училище культуры.

Выставки «Мир стоит на мастерах», «Живое дерево реме­сел».

Праздник «Русь песенная, Русь мастеровая» (с. Воробьевка).



Резерв 3 часа.

























Тематическое планирование

п/п

Наименование глав

Количество часов

1.

Введение

1


2.

Историческое краеведение.

15

3.

Народное просвещение в Воронежском крае. Наука и высшая школа

10

4.

Рукам работа - душе радость. Художественные ремесла и промыслы

6

5.

Резерв

3

Итого


35











































Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

план

Дата

факт

Разделы и темы уроков.

Примечание


1



Введение. Краеведение как вспомогательная историческая дисциплина.


Тема 1 Историческое краеведение.15ч

2



Древние культуры на территории Воронежского края


3



Воронежский край в период раздробленности и развития централизованного государства.


4



Воронежский край в XVIII в.


5



Города Воронежской области.


6



Города Воронежской области.


7



Города Воронежской области.


8



Города и сёла Воронежской области.


9



Города и сёла Воронежской области.


10



Города и сёла Воронежской области.


11



Лискинский район


12



Село Бодеевка. Село Машкино.


13



Хутор Новозадонский.. Хутор Новониколаевский..


14



Воронеж до и после Великой Отечественной войны.


15



Обобщающий урок по разделу I.


16



Презентация ученических сообщений


Тема 2Народное просвещение в Воронежском крае. Наука и высшая школа 10ч

17



Становление и развитие школьного образования в Воронежской области.


18



Система просвещения во второй половине 18- первой половине 19 вв.


19



Система просвещения во второй половине 18- первой половине 19 вв.


20



Роль земства в развитии просвещения. Образование в начале ХХ века.


21



Становление советской школы.


22



Система образования воронежской области в 1940-1970 гг.


23



Развитие высшей школы и науки.


24



Современные ВУЗы г.Воронежа.


25



Урок-презентация: «Современное образование».


26



Урок-систематизация знаний учащихся по разделу II.


Тема 3 Рукам работа - душе радость. Художественные ремесла и промыслы 6ч

27



Художественные ремесла и промыслы как часть национальной культуры


28



Ткачество и ковровый промысел. Шерстовязание и вышивание. Народный костюм.


29



Промыслы: кожевенно-обувной; меховой. валяльный; обработка древесины; плетение


30



Развитие гончарного дела, изразцового искусства.


31



Художественная обработки металла, стеклоделание. Воронежская игрушка. Нетрадиционные ремёсла.


32



Урок – мастерская.


33-35



Резерв





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!