МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования администрации Ишимского муниципального района
Тюменской области
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Черемшанская средняя общеобразовательная школа –
Плешковская средняя общеобразовательная школа
Ишимского района Тюменской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Направление: художественное творчество
Кружок: «Я – грамотный читатель: читаю, думаю, понимаю».
Четверг: 14:00-14:45
34 часа (1час в неделю)
2 класс
Учитель: Толстых Гульмира Ибраимовна
с. Плешково, 2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа кружка «Я-грамотный читатель: читаю, думаю, понимаю» разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ.9 (ст.7,9,32).
Приказа Министерства просвещения РФ от 18.07.2022 №569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021г. № 286»
Приказа Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 №286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, основного, среднего общего образования № 345 от 28.12.2018 г.
Методического пособия для общеобразовательных организаций Антошина М.К. «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению. 1-2 классы», М.: Просвещение, 2019 года.
Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Цель программы внеурочной деятельности по курсу «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» — формирование у обучающихся полноценного устойчивого навыка смыслового чтения текстов различных видов, жанров и стилей. Говоря о чтении, современные исследователи указывают на две его стороны: смысловую и техническую. Смысловая сторона чтения включает понимание значения как отдельных слов, так и текста в целом. Техническая сторона предполагает преобразование речи из графической формы в устную, то есть зрительное восприятие текста, его распознавание, устное воспроизведение. Эти процессы имеют качественные характеристики, в первую очередь скорость и точность. Исходя из сказанного, можно сформулировать основную задачу программы — полноценное развитие технической и смысловой сторон чтения обучающихся на основе их активной учебной деятельности. Так, развитие смысловой стороны чтения нацелено на освоение содержания текста и предполагает несколько этапов.
1. Эмоциональное восприятие: формирование эмоциональной оценки текста.
2. Анализ содержания текста: анализ сюжета, композиции, характеристика героев (их внешность, речевая характеристика, поступки, их мотивы), определение последовательности событий.
3. Словарная работа: выявление незнакомых слов, объяснение их значения с опорой на контекст, поиск в энциклопедии, словаре или в Интернете.
4. Анализ языка произведения и средств художественной выразительности: работа над художественной деталью, анализ языка произведения — средств выразительности: как те или иные языковые средства работают на смысл произведения, идею.
5. Понимание духовно-нравственного содержания произведения.
Совершенствование технической стороны речи предусматривает поэтапную работу, направленную на развитие:
— дыхания;
— артикуляционного аппарата;
— дикции;
— интонационного строя речи.
1. Познавательная деятельность:
— познавательные беседы;
— познавательные игры;
— дидактический театр;
— экскурсии.
2. Игровая деятельность: игры, связанные с техникой речи и чтения
(«Читаем цепочкой», «Кто дальше?», «Читаем одновременно», «Марш —пауза» и др.).
3. Проблемно-ценностное общение: дискуссии, посвящённые морально-этическим проблемам, поднимаемым в произведениях.
4.Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение): выразительное чтение, чтение по ролям, инсценировки (постановки).
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Звуки и краски родной природы (16ч.)
Тема природы в разные времена года (осень, зима, весна, лето) в произведениях литературы. Эстетическое восприятие явлений природы (звуки, краски времён года). Средства выразительности при описании природы: сравнение и эпитет. Настроение, которое создаёт пейзажная лирика. Иллюстрация как отражение эмоционального отклика на произведение.
Раздел 2. О детях и дружбе (8ч.)
Круг чтения: тема дружбы в художественном произведении. Отражение в произведениях нравственно-этических понятий: дружба, терпение, уважение, помощь друг другу. Главная мысль произведения. Герой произведения (введение понятия «главный герой»), его характеристика (портрет), оценка поступков.
Раздел 3. О братьях наших меньших (5ч.)
Жанровое многообразие произведений о животных. Дружба людей и животных. Герои прозаических произведений о животных. Описание животных в художественном и научно-познавательном тексте. Приёмы раскрытия автором отношений людей и животных. Нравственно-этические понятия: отношение человека к животным (любовь и забота).
Раздел 4. Мир сказок (5ч.)
Фольклорная (народная) и литературная (авторская) сказка. Фольклорная основа авторских сказок: сравнение сюжетов, героев, особенностей языка. Тема дружбы в произведениях. Составление плана произведения: части текста, их главные темы. Иллюстрации, их значение в раскрытии содержания произведения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Личностные
1) Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя.
2) Осмысление значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
3) Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.
4)Осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;
Метапредметные
Регулятивные:
- формулировать учебную задачу, принимать её, сохранять на протяжении всего занятия, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
-читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
- составлять план работы по решению учебной задачи занятия в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы занятия;
- выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
- оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.); Обучающийся получит возможность научиться:
- читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
- осмысливать коллективно составленный план работы на занятии и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
- принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
- выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы.
Познавательные:
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями;
- владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать со скоростью, позволяющей понимать прочитанное;
- правильно (без искажений), сознательно и выразительно (передавая своё отношение к читаемому, делая смысловые акценты, соблюдая паузы);
- в соответствии с учебной задачей обращаться к разным видам чтения (изучающее, выборочное, ознакомительное).
- воспринимать содержание художественного, научно-познавательного, учебного текстов, осмысливать, излагать и интерпретировать фактический материал; Обучающийся получит возможность научиться:
- находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
- сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- отвечать на вопросы в устной и письменной формах, подтверждать свой ответ примерами из текста;
- задавать вопросы к прочитанным произведениям, в том числе проблемного характера;
- участвовать в беседе по прочитанному; самостоятельно определять тему и под руководством взрослого главную мысль прочитанного или прослушанного произведения;
- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий
Коммуникативные:
- высказывать свою точку зрения на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
- понимать цель своего высказывания;
- пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
- участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
- создавать 3 – 4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
- проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тематический блок, тема | Количество академических часов, отводимых на освоение каждой темы | Виды, формы контроля | Основные виды деятельности обучающихся | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
2 класс (34 часов) |
1. | Звуки и краски родной природы в разные времена года | 16 | Устный опрос; Тестирование. | Упражнение на сравнение произведений писателей на одну тему, определение понравившегося, объяснение своего выбора. Работа с текстом произведения: сравнение описаний зимней природы, объяснение образных слов и выражений, работа со словарём: поиск значения незнакомых слов, нахождение в тексте сравнений и эпитетов, приведение примеров использования слов в прямом и переносном значении. Обсуждение прослушанного произведения: ответ на вопрос «Какое настроение вызывает произведение? Почему? Каковы звуки весеннего леса?». | https://resh.edu.ru Электронное приложение к учебнику (СD) |
2. | О детях и дружбе | 8 | Устный опрос; Тестирование. | Чтение целыми словами без пропусков и перестановок, постепенно переходя от чтения вслух к чтению про себя произведений о детях; Учебный диалог: определение темы и главной мысли произведения, соотнесение главной мысли с пословицей, подбор пословиц к тексту; Работа с текстом произведения (изучающее и поисковое выборочное чтение); Рассказ о главном герое прочитанного произведения по предложенному алгоритму; | https://resh.edu.ru Электронное приложение к учебнику (СD |
3 | О братьях наших меньших | 5 | Устный опрос; Тестирование. | Слушание художественных произведений о животных и оценка своего эмоционального состояния при восприятии произведения. Работа с текстом произведения: определение темы и главной мысли произведения, ответы на вопросы, использование поискового выборочного вида чтения, нахождение портрета героя, средств изображения героев и выражения их чувств, объяснение отношения автора к героям, поступкам. Задание на сравнение описания героя-животного в художественном и научно-познавательном тексте: сходство и различия, определение цели сообщения. | https://resh.edu.ru Электронное приложение к учебнику (СD |
4. | Мир сказок | 5 | Устный опрос; Тестирование. | Пересказ (устно) содержания сказки выборочно; Упражнение на узнавание по иллюстрациям названия сказок; Чтение книг с авторскими сказками: работа с предисловием, аннотацией, оглавлением. Поиск информации: получение дополнительной информации об авторах литературных сказок, представление своего сообщения в классе. | https://resh.edu.ru Электронное приложение к учебнику (СD |
| ИТОГО: | 34 | Форма промежуточной аттестации: тест, проверка техники чтения. | | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата план | Дата факт | № раздела/ урока | Название раздела/ темы урока | Виды, формы урока | Электронные (цифровые) образовательный ресурсы |
1 модуль «Звуки и краски родной природы» (2ч) |
| | 1. | Викторина «Я все знаю» | Работа с текстом произведения | https://resh.edu.ru |
| | 2. | И. Соколов- Микитов «Лето» | Работа с текстом произведения | https://resh.edu.ru |
2 модуль «О детях и дружбе» (3ч) |
| | 3. | Игра- викторина «Школьные правила» | Работа с текстом произведения | https://resh.edu.ru |
| | 4. | В. Осеева «Плохо» | Работа с текстом произведения | https://resh.edu.ru |
| | 5. | Л. Толстой «Два товарища» | Работа с текстом произведения | https://resh.edu.ru |
1 модуль «Звуки и краски родной природы» (3ч) |
| | 6. | В. Бурлаков «Природа» | Работа с текстом произведения | https://resh.edu.ru |
| | 7. | Викторина | Работа с текстом произведения | https://resh.edu.ru |
| | 8. | А. Тихонов «Пруд» | Работа с текстом произведения | https://resh.edu.ru |
4 модуль «Мир сказок» (1ч) |
| | 9. | С. Михалков «Аисты и лягушки» | Работа с текстом произведения | https://resh.edu.ru |
2 модуль «О детях и дружбе» (3ч) |
| | 10. | И. Пузанов «Костя» | Работа с текстом произведения | https://resh.edu.ru |
| | 11. | Викторина | Работа с текстом произведения | https://resh.edu.ru |
| | 12. | В. Бахревский « Мишка» | Работа с текстом произведения | https://resh.edu.ru |
1 модуль «Звуки и краски родной природы» (1ч) |
| | 13. | И. Соколов- Микитов «Лось» | Работа с текстом произведения | https://resh.edu.ru |
2 модуль «О детях и дружбе» (2ч) |
| | 14. | Л. Яхтин «Сильный» | Работа с текстом произведения | https://resh.edu.ru |
| | 15. | Викторина | Работа с текстом произведения | https://resh.edu.ru |
3 модуль «О братьях наших меньших» (4ч) |
| | 16. | А. Тихонов «Сорока» | Работа с текстом произведения | https://resh.edu.ru |
| | 17. | По материалам энциклопедии для детей | Работа с текстом произведения | https://resh.edu.ru |
| | 18. | К. Ушинский «Играющие собаки» | Работа с текстом произведения | https://resh.edu.ru |
| | 19. | Викторина | Работа с текстом произведения | https://resh.edu.ru |
1 модуль «Звуки и краски родной природы» (3ч) |
| | 20. | И. Соколов – Микитов «Лес» | Работа с текстом произведения | https://resh.edu.ru |
| | 21. | Е. Пермяк «Первая рыбка» | Работа с текстом произведения | https://resh.edu.ru |
| | 22. | И. Соколов – Микитов «Белки» | Работа с текстом произведения | https://resh.edu.ru |
4 модуль «Мир сказок» (3ч) |
| | 23. | С. Михалков «Не стоит благодарности» | Работа с текстом произведения | https://resh.edu.ru |
| | 24. | Г. Цыферов «Жил на свете слоненок» | Работа с текстом произведения | https://resh.edu.ru |
| | 25. | Викторина | Работа с текстом произведения | https://resh.edu.ru |
1 модуль «Звуки и краски родной природы» (1ч) |
| | 26. | В. Кологрив «Поле» | Работа с текстом произведения | https://resh.edu.ru |
3 модуль «О братьях наших меньших» (1ч) |
| | 27. | С. Аксаков «Щенок» | Работа с текстом произведения | https://resh.edu.ru |
4 модуль «Мир сказок» (1ч) |
| | 28. | Ш. Перро «Золушка» | Работа с текстом произведения | https://resh.edu.ru |
1 модуль «Звуки и краски родной природы» (6ч) |
| | 29. | Н. Юрцевич «Береза» | Работа с текстом произведения | https://resh.edu.ru |
| | 30 | Викторина | Работа с текстом произведения | https://resh.edu.ru |
| | 31 | С. Юцзунь «Светлячок» | Работа с текстом произведения | https://resh.edu.ru |
| | 32. | В. Танасийчук « Вода» | Работа с текстом произведения | https://resh.edu.ru |
| | 33 | В. Коржиков « Раннее утро» | Работа с текстом произведения | https://resh.edu.ru |
| | 34 | Семейная викторина | Работа с текстом произведения | https://resh.edu.ru |