СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по кружку "Я - грамотный читатель: читаю, думаю, понимаю.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по кружку "Я - грамотный читатель: читаю, думаю, понимаю.»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент образования и науки Тюменской области

Отдел образования администрации Ишимского муниципального района

Тюменской области

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Черемшанская средняя общеобразовательная школа –

Плешковская средняя общеобразовательная школа

Ишимского района Тюменской области





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Направление: художественное творчество

Кружок: «Я – грамотный читатель: читаю, думаю, понимаю».

Четверг: 14:00-14:45


34 часа (1час в неделю)


2 класс

Учитель: Толстых Гульмира Ибраимовна



















с. Плешково, 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа кружка «Я-грамотный читатель: читаю, думаю, понимаю» разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ.9 (ст.7,9,32).

  1. Приказа Министерства просвещения РФ от 18.07.2022 №569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021г. № 286»

  2. Приказа Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 №286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

  3. Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, основного, среднего общего образования № 345 от 28.12.2018 г.

  4. Методического пособия для общеобразовательных организаций Антошина М.К. «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению. 1-2 классы», М.: Просвещение, 2019 года.

Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Цель программы внеурочной деятельности по курсу «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» — формирование у обучающихся полноценного устойчивого навыка смыслового чтения текстов различных видов, жанров и стилей. Говоря о чтении, современные исследователи указывают на две его стороны: смысловую и техническую. Смысловая сторона чтения включает понимание значения как отдельных слов, так и текста в целом. Техническая сторона предполагает преобразование речи из графической формы в устную, то есть зрительное восприятие текста, его распознавание, устное воспроизведение. Эти процессы имеют качественные характеристики, в первую очередь скорость и точность. Исходя из сказанного, можно сформулировать основную задачу программы — полноценное развитие технической и смысловой сторон чтения обучающихся на основе их активной учебной деятельности. Так, развитие смысловой стороны чтения нацелено на освоение содержания текста и предполагает несколько этапов.
1. Эмоциональное восприятие: формирование эмоциональной оценки текста.
2. Анализ содержания текста: анализ сюжета, композиции, характеристика героев (их внешность, речевая характеристика, поступки, их мотивы), определение последовательности событий.
3. Словарная работа: выявление незнакомых слов, объяснение их значения с опорой на контекст, поиск в энциклопедии, словаре или в Интернете.
4. Анализ языка произведения и средств художественной выразительности: работа над художественной деталью, анализ языка произведения — средств выразительности: как те или иные языковые средства работают на смысл произведения, идею.
5. Понимание духовно-нравственного содержания произведения.
Совершенствование технической стороны речи предусматривает поэтапную работу, направленную на развитие:
— дыхания;
— артикуляционного аппарата;
— дикции;
— интонационного строя речи.
1. Познавательная деятельность:
— познавательные беседы;
— познавательные игры;
— дидактический театр;
— экскурсии.
2. Игровая деятельность: игры, связанные с техникой речи и чтения
(«Читаем цепочкой», «Кто дальше?», «Читаем одновременно», «Марш —пауза» и др.).
3. Проблемно-ценностное общение: дискуссии, посвящённые морально-этическим проблемам, поднимаемым в произведениях.

4.Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение): выразительное чтение, чтение по ролям, инсценировки (постановки).

СОДЕРЖАНИЕ


Раздел 1. Звуки и краски родной природы (16ч.)

Тема природы в разные времена года (осень, зима, весна, лето) в произведениях литературы. Эстетическое восприятие явлений природы (звуки, краски времён года). Средства выразительности при описании природы: сравнение и эпитет. Настроение, которое создаёт пейзажная лирика. Иллюстрация как отражение эмоционального отклика на произведение.

Раздел 2. О детях и дружбе (8ч.)

Круг чтения: тема дружбы в художественном произведении. Отражение в произведениях нравственно-этических понятий: дружба, терпение, уважение, помощь друг другу. Главная мысль произведения. Герой произведения (введение понятия «главный герой»), его характеристика (портрет), оценка поступков.

Раздел 3. О братьях наших меньших (5ч.)

Жанровое многообразие произведений о животных. Дружба людей и животных.  Герои прозаических произведений о животных. Описание животных в художественном и научно-познавательном тексте. Приёмы раскрытия автором отношений людей и животных. Нравственно-этические понятия: отношение человека к животным (любовь и забота).

Раздел 4. Мир сказок (5ч.) 

Фольклорная (народная) и литературная (авторская) сказка. Фольклорная основа авторских сказок: сравнение сюжетов, героев, особенностей языка. Тема дружбы в произведениях. Составление плана произведения: части текста, их главные темы. Иллюстрации, их значение в раскрытии содержания произведения.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Личностные

1) Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя.

2) Осмысление значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

3) Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.

4)Осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;

Метапредметные

Регулятивные:

- формулировать учебную задачу, принимать её, сохранять на протяжении всего занятия, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

-читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);

- составлять план работы по решению учебной задачи занятия в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы занятия;

- выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;

- оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.); Обучающийся получит возможность научиться:

- читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);

- осмысливать коллективно составленный план работы на занятии и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;

- принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;

- выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы.

Познавательные:

- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями;

- владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать со скоростью, позволяющей понимать прочитанное;

- правильно (без искажений), сознательно и выразительно (передавая своё отношение к читаемому, делая смысловые акценты, соблюдая паузы);

- в соответствии с учебной задачей обращаться к разным видам чтения (изучающее, выборочное, ознакомительное).

- воспринимать содержание художественного, научно-познавательного, учебного текстов, осмысливать, излагать и интерпретировать фактический материал; Обучающийся получит возможность научиться:

- находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;

- сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- отвечать на вопросы в устной и письменной формах, подтверждать свой ответ примерами из текста;

- задавать вопросы к прочитанным произведениям, в том числе проблемного характера;

- участвовать в беседе по прочитанному; самостоятельно определять тему и под руководством взрослого главную мысль прочитанного или прослушанного произведения;

- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий

Коммуникативные:

- высказывать свою точку зрения на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

- понимать цель своего высказывания;

- пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;

- участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;

- создавать 3 – 4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

- проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- владеть монологической и диалогической формой речи.

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п/п

Тематический блок, тема

Количество академических часов,

отводимых на освоение

каждой темы

Виды, формы контроля

Основные виды деятельности обучающихся

Электронные (цифровые)

образовательные ресурсы

2 класс (34 часов)

1.

Звуки и краски родной природы в разные времена года

16

Устный опрос;

Тестирование.

Упражнение на сравнение произведений писателей на одну тему, определение понравившегося, объяснение своего выбора. Работа с текстом произведения: сравнение описаний зимней природы, объяснение образных слов и выражений, работа со словарём: поиск значения незнакомых слов, нахождение в тексте сравнений и эпитетов, приведение примеров использования слов в прямом и переносном значении. Обсуждение прослушанного произведения: ответ на вопрос «Какое настроение вызывает произведение? Почему? Каковы звуки весеннего леса?».

https://resh.edu.ru

Электронное приложение к учебнику (СD)

2.

О детях и дружбе

8

Устный опрос;

Тестирование.

Чтение целыми словами без пропусков и перестановок, постепенно переходя от чтения вслух к чтению про себя произведений о детях;

Учебный диалог: определение темы и главной мысли произведения, соотнесение главной мысли с пословицей, подбор пословиц к тексту;

Работа с текстом произведения (изучающее и поисковое выборочное чтение);

Рассказ о главном герое прочитанного произведения по предложенному алгоритму;

https://resh.edu.ru

Электронное приложение к учебнику (СD

3

О братьях наших меньших

5

Устный опрос;

Тестирование.

Слушание художественных произведений о животных и оценка своего эмоционального состояния при восприятии произведения.

Работа с текстом произведения: определение темы и главной мысли произведения, ответы на вопросы, использование поискового выборочного вида чтения, нахождение портрета героя, средств изображения героев и выражения их чувств, объяснение отношения автора к героям, поступкам. Задание на сравнение описания героя-животного в художественном и научно-познавательном тексте: сходство и различия, определение цели сообщения.

https://resh.edu.ru

Электронное приложение к учебнику (СD

4.

Мир сказок

5

Устный опрос;

Тестирование.

Пересказ (устно) содержания сказки выборочно;

Упражнение на узнавание по иллюстрациям названия сказок; Чтение книг с авторскими сказками: работа с предисловием, аннотацией, оглавлением. Поиск информации: получение дополнительной информации об авторах литературных сказок, представление своего сообщения в классе.

https://resh.edu.ru

Электронное приложение к учебнику (СD


ИТОГО:

34

Форма промежуточной аттестации: тест, проверка техники чтения.






КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Дата план

Дата факт

№ раздела/ урока

Название раздела/ темы урока

Виды, формы урока

Электронные (цифровые) образовательный ресурсы

1 модуль «Звуки и краски родной природы» (2ч)



1.

Викторина «Я все знаю»

Работа с текстом произведения

https://resh.edu.ru



2.

И. Соколов- Микитов «Лето»

Работа с текстом произведения

https://resh.edu.ru

2 модуль «О детях и дружбе» (3ч)



3.

Игра- викторина «Школьные правила»

Работа с текстом произведения

https://resh.edu.ru



4.

В. Осеева «Плохо»

Работа с текстом произведения

https://resh.edu.ru



5.

Л. Толстой «Два товарища»

Работа с текстом произведения

https://resh.edu.ru

1 модуль «Звуки и краски родной природы» (3ч)



6.

В. Бурлаков «Природа»

Работа с текстом произведения

https://resh.edu.ru



7.

Викторина

Работа с текстом произведения

https://resh.edu.ru



8.

А. Тихонов «Пруд»

Работа с текстом произведения

https://resh.edu.ru

4 модуль «Мир сказок» (1ч)



9.

С. Михалков «Аисты и лягушки»

Работа с текстом произведения

https://resh.edu.ru

2 модуль «О детях и дружбе» (3ч)



10.

И. Пузанов «Костя»

Работа с текстом произведения

https://resh.edu.ru



11.

Викторина

Работа с текстом произведения

https://resh.edu.ru



12.

В. Бахревский « Мишка»

Работа с текстом произведения

https://resh.edu.ru

1 модуль «Звуки и краски родной природы» (1ч)



13.

И. Соколов- Микитов «Лось»

Работа с текстом произведения

https://resh.edu.ru

2 модуль «О детях и дружбе» (2ч)



14.

Л. Яхтин «Сильный»

Работа с текстом произведения

https://resh.edu.ru



15.

Викторина

Работа с текстом произведения

https://resh.edu.ru

3 модуль «О братьях наших меньших» (4ч)



16.

А. Тихонов «Сорока»

Работа с текстом произведения

https://resh.edu.ru



17.

По материалам энциклопедии для детей

Работа с текстом произведения

https://resh.edu.ru



18.

К. Ушинский «Играющие собаки»

Работа с текстом произведения

https://resh.edu.ru



19.

Викторина

Работа с текстом произведения

https://resh.edu.ru

1 модуль «Звуки и краски родной природы» (3ч)



20.

И. Соколов – Микитов «Лес»

Работа с текстом произведения

https://resh.edu.ru



21.

Е. Пермяк «Первая рыбка»

Работа с текстом произведения

https://resh.edu.ru



22.

И. Соколов – Микитов «Белки»

Работа с текстом произведения

https://resh.edu.ru

4 модуль «Мир сказок» (3ч)



23.

С. Михалков «Не стоит благодарности»

Работа с текстом произведения

https://resh.edu.ru



24.

Г. Цыферов «Жил на свете слоненок»

Работа с текстом произведения

https://resh.edu.ru



25.

Викторина

Работа с текстом произведения

https://resh.edu.ru

1 модуль «Звуки и краски родной природы» (1ч)



26.

В. Кологрив «Поле»

Работа с текстом произведения

https://resh.edu.ru

3 модуль «О братьях наших меньших» (1ч)



27.

С. Аксаков «Щенок»

Работа с текстом произведения

https://resh.edu.ru

4 модуль «Мир сказок» (1ч)



28.

Ш. Перро «Золушка»

Работа с текстом произведения

https://resh.edu.ru

1 модуль «Звуки и краски родной природы» (6ч)



29.

Н. Юрцевич «Береза»

Работа с текстом произведения

https://resh.edu.ru



30

Викторина

Работа с текстом произведения

https://resh.edu.ru



31

С. Юцзунь «Светлячок»

Работа с текстом произведения

https://resh.edu.ru



32.

В. Танасийчук « Вода»

Работа с текстом произведения

https://resh.edu.ru



33

В. Коржиков « Раннее утро»

Работа с текстом произведения

https://resh.edu.ru



34

Семейная викторина

Работа с текстом произведения

https://resh.edu.ru



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!