Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Таштагольская общеобразовательная школа-интернат №19 психолого-педагогической поддержки»
Принято: Утверждаю:
Педагогическим советом школы Директор шк.-инт №19
Протокол №_____ ___________Митковская Н.В.
От__________20__г. «___»____________20____ г.
Рабочая программа
по курсу «Человек и общество»
Класс: 8 «И»
Всего часов на учебный год: ___
Количество часов в неделю: 2
Составлена на основе: Адаптированной образовательной программы образования обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Таштагольская общеобразовательная школа-интернат №19 психолого-педагогической поддержки»
Учитель: Герасимова Ирина Викторовна
Категория: _______________
Стаж педагогической работы: ________
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО:
Школьным методическим объединением Зам. директора по УВР:
Руководитель МО: _______/ Колесова О.В./
__________/_______________/
Протокол №___от___________20___г. «___»_________20___ г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
Вводная часть……………………………………………………......3
Пояснительная записка………………………………………….......3
Тематическое планирование………………………………………………6
Календарно-тематическое планирование………………………………...7
Список литературы, использованный для составления и осуществления программы…………………………………………………………………..9
Введение
Вводная часть:
Данная рабочая программа составлена на основе:
- Адаптированной образовательной программы образования обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Таштагольская общеобразовательная школа-интернат №19 психолого-педагогической поддержки»
- Программы обучения глубоко умственно отсталых детей [Текст]. НИИ Дефектологии АПН СССР. – М.,1983;
- Программы обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью [Текст]. - Саратов: «Областной центр диагностики и консультирования», 2012;
- Программы подготовительного и I-IV классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида [Текст] / под. Ред. В.В. Воронковой. – М. «Просвещение», 2013 г.;
- Программ воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / под ред. Л.Б. Баряевой, О.П. Гаврилушкиной. – С.-Пб., 2001 г.;
- Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида [Текст] : 5-9 кл.: В 2 сб. / В. В. Воронкова, М. Н. Перова, В. В. Эк [и др.] ; под ред. В. В. Воронковой. – М., «Просвещение», 2013. – Сб. 1. – 224 с.
Учебный предмет «Человек и общество» изучается в 8 «И» классе, рассчитан на 68 часов (2 час в неделю) и реализуется в 2017-2018 учебном году.
Пояснительная записка:
Курс направлен на разностороннее развитие личности учащихся, ориентирован на достижение уровня общеобразовательных ЗУН, необходимых для социальной адаптации обучающихся.
Данный учебный предмет имеет своей целью: формирование обществоведческих знаний, развития понятийного мышления на материале сведений о системе социальных и общественных знаний.
В процессе обучения у детей уточняются имеющиеся представления о системе социальных и общественных связей, даются новые знания об основных ее элементах. На основе наблюдений даются представления о взаимосвязи жизни человека и окружающей среды, о формах приспособлений человека к условиям микро и макросоциальной среды.
Содержание и методика проведения уроков позволяет сформировать первоначальные сведения о способах общения и поведения в различных жизненных ситуациях.
Программа построена по концентрическому принципу применительно к обучению в течение года, а также с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Этот принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в ходе учебного процесса, а также дополнять их новыми сведениями.
Количество учебных часов по темам определяется учителем самостоятельно, в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка и группы обучающихся. Содержание программы предполагает большое количество наблюдений за живыми объектами и отношениями между ними; практических действий, позволяющих узнать и определить реальные особенности и свойства объектов. Ведущими методами обучения являются: беседа, наблюдение, ролевая игра, экскурсия.
Знания и умения данного предмета необходимо реализовывать на уроках чтения, письма, математики, СБО, трудового обучения и в повседневной жизни.
Методические подходы:
- системный подход;
- комплексный подход;
- личностный подход;
- деятельностный подход
Принципы обучения:
- принцип коррекционно-развивающей направленности;
- принцип доступности обучения;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип наглядности в обучении;
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Содержание
Я и моя семья. Человек и гражданин. Права и обязанности человека (право на жизнь, личную неприкосновенность, свободу передвижения, свободу самовыражения и т.д.). Права детей. Права инвалидов и пенсионеров. Защита прав человека. Конституция - основной закон государства.
Государство. Страна в которой я живу. Флаг, герб, гимн Российской Федерации. Достоинства и недостатки человека: совесть, честь, доброта; злобность, жестокость, жадность, зависть.
Семейные и общественные праздники. Я и общество. Семейные и общественные отношения.
Результаты изучения учебного предмета
Учащиеся должны знать:
- понятия «семья», «человек», «гражданин»;
- права и обязанности человека (право на жизнь, личную неприкосновенность, свободу передвижения, свободу самовыражения и т.д.).
- права детей, права инвалидов и пенсионеров;
- Конституция - основной закон государства;
- что такое государство, страна, в которой я живу.
- сведения о флаге, гербе, гимне Российской Федерации;
- достоинства и недостатки человека: совесть, честь, доброта; злобность, жестокость, жадность, зависть.;
- семейные и общественные праздники, как строятся семейные и общественные отношения;
- основные понятия, касающиеся духовной культуры человека.
Тематическое планирование уроков курса
«Человек и общество» на 2018 - 2019 учебный год
Наименование темы | Количество часов | формы контроля |
по плану | дано фактически |
Я и моя семья | | | |
Человек и гражданин | | | |
Права и обязанности человека | | | |
Государство | | | |
Достоинства и недостатки человека | | | |
Я и общество | | | |
Культура и духовная жизнь общества | | | |
Всего за год: | | | |
Календарно-тематическое планирование уроков курса
«Человек и общество» 8 «И» класса
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1 | Я и моя семья | 1 | |
2 | Мама, папа, я – дружная семья | 1 | |
3 | Обязанности членов семьи | 1 | |
4 | Семейные ценности | 1 | |
5 | Семья - ячейка общества | 1 | |
6 | Роль семьи в обществе | 1 | |
7 | Семейный очаг. Семейный уклад | 1 | |
8 | Человек и гражданин | 1 | |
9 | Природа человека | 1 | |
10 | Человек как духовное существо | 1 | |
11 | Деятельность-способ существования людей | 1 | |
12 | Познание и знание | 1 | |
13 | Человек в системе социальных связей. | 1 | |
14 | Общество и человек | 1 | |
15 | Основные сферы общественной жизни | 1 | |
16 | Права человека | 1 | |
17 | Обязанности человека | 1 | |
18 | Право человека на жизнь | 1 | |
19 | Право человека на личную неприкосновенность | 1 | |
20 | Право человека на свободу передвижения | 1 | |
21 | Право человека на свободу самовыражения | 1 | |
22 | Права детей | 1 | |
23 | Права инвалидов | 1 | |
24 | Права пенсионеров | 1 | |
25 | Защита прав человека | 1 | |
26 | Право - как особая система норм | 1 | |
27 | Право в системе социальных норм | 1 | |
28 | Источники права | 1 | |
29 | Правоотношения и правонарушения | 1 | |
30 | Государство | 1 | |
31 | Конституция - основной закон государства | 1 | |
32 | Гражданское общество и правовое государство | 1 | |
33 | Страна, в которой я живу | 1 | |
34 | Флаг Российской Федерации | 1 | |
35 | Герб Российской Федерации | 1 | |
36 | Гимн Российской Федерации | 1 | |
37 | Достоинства и недостатки человека | 1 | |
38 | Достоинства человека: совесть | 1 | |
39 | Достоинства человека: честь | 1 | |
40 | Достоинства человека: доброта | 1 | |
41 | Достоинства человека: трудолюбие | 1 | |
42 | Достоинства человека: бережливость, аккуратность | 1 | |
43 | Достоинства человека: ответственность | 1 | |
44 | Достоинства человека: честность | 1 | |
45 | Недостатки человека: злобность | 1 | |
46 | Недостатки человека: жестокость | 1 | |
47 | Недостатки человека: жадность | 1 | |
48 | Недостатки человека: лживость | 1 | |
49 | Недостатки человека: трусость | 1 | |
50 | Недостатки человека: зависть | 1 | |
51 | Я и общество | 1 | |
52 | Место человека в обществе | 1 | |
53 | Семейные праздники | 1 | |
54 | Общественные праздники | 1 | |
55 | Семейные отношения | 1 | |
56 | Общественные отношения | 1 | |
57 | Семья и быт | 1 | |
58 | Социальное развитие и молодёжь | 1 | |
59 | Социальная структура общества | 1 | |
60 | Социальные взаимодействия | 1 | |
61 | Социальные нормы и отклоняющееся поведение | 1 | |
62 | Культура и духовная жизнь общества | 1 | |
63 | Наука | 1 | |
64 | Образование | 1 | |
65 | Мораль | 1 | |
66 | Религия | 1 | |
67 | Искусство и духовная жизнь | 1 | |
68 | Духовная культура человека | 1 | |
4. Список литературы, использованный для составления и осуществления программы
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида [Текст] : 5-9 кл.: В 2 сб. / В. В. Воронкова, М. Н. Перова, В. В. Эк [и др.] ; под ред. В. В. Воронковой. - М., «Просвещение», 2013. - Сб. 1. - 224 с.
2. Вдовиченко, В.М. Человек и мир: учеб. пособие для 2 класса [Текст]. – Минск, 2007.
3. Конституция Российской Федерации. Государственные символы России. – Новосибирск, 2013. – 48 с.
4. Пуля, Е. Ф. Тематическая тетрадь. Основы правовых знаний. 8 класс специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида [Текст] . – М.: Классикс Стиль, 2003. – 56 с.
5. Элиасберг, Н. И., Михеева, М. М. Мы – граждане России. Основы законодательства Российской Федерации [Текст] : Учебное пособие для учащихся 8-9 классов учреждений VIII вида. – СПб.: Издательство «Союз», 2004. – 351 с.