Муниципальная казённая образовательная организация
«Антроповская средняя школа»
Антроповского муниципального района Костромской области
«Утверждаю» директор МКОО АСШ
_________________ (Т.А. Касаткина)
_________ 2019 г.
Рабочая программа по курсу «Коррекционно-развивающие занятие»
2 класс, обучающихся по адаптированной образовательной программе
для детей с умственной отсталостью (2 вариант)
(индивидуальное обучение)
Составил педагог-психолог: Рассохина К.Ю.
Антропово 2019
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся второго класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью разработана на основе следующих документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014;
Адаптированная основная образовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) МКОО АСШ п. Антропово.
Коррекционно-развивающие занятия направлены на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, стереотипии и др.; на реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающихся с тяжелой, глубокой умственной отсталостью, , не охваченных содержанием программ учебных предметов и коррекционных занятий; дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными; на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.
Учитывая специфику индивидуального психофизического развития и возможности конкретного обучающегося, образовательная организация имеет возможность дополнить содержание коррекционной работы, отражая его в СИПР.
Содержание рабочей программы
Программа включает игровые упражнения, игровые ситуации.
Рассматривание предметов; восприятие, перемещение предметов в руке для их рассматривания. Ритмические упражнения на общую моторику под звуки музыкальных инструментов.
Рисование. Освоение приемов рисования карандашом. Соблюдение последовательности действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д. Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием наращивания массы.
Игры и упражнения на простейшую группировку по образцу статических и динамических изображений предметов, животных, людей.
Как правило, умственно отсталые дети инертны, неэмоциональны. Поэтому необходимы такие методические приемы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка. Умственно отсталые дети пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры.
Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
- обучение, обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.
- формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане: На изучение курса «Коррекционно-развивающие занятия» отведено 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели.
Планируемые личностные и предметные результаты
Личностные результаты:
-адекватные коммуникативные проявления (невербальные и вербальные) на обращенную речь взрослого в разнообразных ситуациях взаимодействия;
-устойчивый интерес к взаимодействию со знакомым взрослым, потребность в общении со знакомым взрослым и включение в коммуникативную ситуацию при использовании невербальных и вербальных, альтернативных средств общения;
-эмоциональные, голосовые и двигательные проявления на обращенную речь знакомого взрослого в конкретной ситуации взаимодействия;
-зрительный контакт «глаза в глаза»;
- фиксация и прослеживание за действиями взрослого в конкретной коммуникативной ситуации.
Предметные:
- выполнение конкретного действия по инструкции взрослого,
- использование пишущего предмета по назначению,
- проявление интереса к чтению взрослым коротких текстов,
- рассматривание иллюстраций,
- использование невербальных и альтернативных средств коммуникации в знакомых ситуациях социального взаимодействия,
- проявление интереса к пальчиковым играм, к графическим заданиям,
- элементарные графо-моторные умения,
- соотнесение иллюстрации со знакомым текстом.
Базовые учебные действия
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Тематическое поурочное планирование 2 класс
(2 вариант)
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
1-2 | Дидактическая игра «Найди пару». | 2 |
3-4 | Прослушивание с учащимися музыкальных сказок. | 2 |
5-6 | Тренировочные упражнения на развитие кинестетической основы движений пальцев рук, учащихся по образцу, данному учителем. | 2 |
7-8 | Рисование по точкам (яблоко, груша, апельсин). | 2 |
9-10 | Вырезание предметов по шаблону (яблоко, груша, апельсин) | 2 |
11-12 | Рисование узоров в круге и в полосе. | 2 |
13-15 | Письмо букв и цифр по трафаретам. | 3 |
16-17 | Запись своего имени (фамилии) по контурным ориентирам и самостоятельно. | 2 |
18-19 | Прослушивание с учащимися музыкальных сказок. | 2 |
20-21 | Тренировочные упражнения на развитие кинестетической основы движений пальцев рук, учащихся по образцу (на картинке), данному учителем. | 2 |
22-23 | Рисование по точкам (листья, ягоды). | 2 |
24-25 | Вырезание узор для аппликации (ягоды, листья). | 2 |
26-27 | Настольная игра «Лото». | 2 |
28-29 | Дидактическая игра на зрительное восприятие «Соотнеси картинки» | 2 |
30-32 | Упражнения - ориентировку на листе бумаги «Солнышко наверху, цветы внизу», «Снег идет». | 3 |
33-34 | Аппликация «Новогодняя ёлка». | 2 |
35-36 | Прослушивание с учащимися музыкальных сказок. | 2 |
37-38 | Изготовление открытки «23 февраля» | 2 |
39-40 | Рисование по точкам (помидор, морковь, огурец) | 2 |
41-42 | Раскраска по серии сказки «Колобок» | 2 |
43-44 | Изготовление открытки «8 марта» | 2 |
45-46 | Коллективная аппликация из цветной и белой ткани (наклеивание готовых элементов для композиции «Колобок»). | 2 |
47-48 | Плетение из полосок бумаги «Коврик». | 2 |
49-50 | Раскраска «Кукла». | 2 |
51-52 | Изготовление книжек- самоделок. | 2 |
53-54 | Изготовление закладки для книги. | 2 |
55-56 | Прослушивание с учащимися музыкальных сказок. | |
57-58 | Рисование на шаблонах (божья коровка, бабочка) | 2 |
59-60 | Вырезание предметов симметричной формы из бумаги, сложенной вдвое (Цветы). | 2 |
61-62 | Коллективная аппликация из цветной и белой ткани (наклеивание готовых элементов «Цветы на лугу» | 2 |
63 | Раскраска по серии сказки «Репка» | 1 |
64 | Изготовление закладки - косичка. | 1 |
65-66 | Рисование «Машины». | 2 |
67-68 | Рассматривание иллюстраций и картин к прочитанным произведениям. | 2 |