АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 9» города Смоленска
МБОУ «СШ № 9»
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 30.08.2016 | Утверждаю Директор О.В. Антышева Приказ № 176-ОД от 30.08.2016 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Мирный атом» для 8 класса, основного общего образования, базовый уровень
(предмет, класс, ступень обучения)
Емельяновой Елены Сергеевны
(Ф.И.О.)
учителя первой квалификационной категории
(должность, категория, разряд)
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время мировой энергетический баланс невозможен без ядерной энергетики. Однако переоценка рисков мирного атома ведется сегодня по всему миру. По мнению ученых, радиоактивность окружает нас повсюду, это — часть природы. Согласно современным оценкам, возраст Земли составляет около 6 миллиардов лет, а около 2 миллиардов лет тому назад на Земле зародилась жизнь. На формирование самой планеты повлиял высокий уровень радиации, а живые организмы появились только после значительного уменьшения радиоактивности земной коры и атмосферы. Радиоактивные изотопы есть сегодня в морях и океанах, в горных породах, даже в человеческом организме.
Но у многих людей слово «атом» сочетается со словом «опасно». Почему? Исследователи общественного мнения полагают, что это — наследие «холодной войны». Те, кто постарше, хорошо помнят, каким страшными картинками изображался атомный взрыв и его последствия — разрушенные города, облученные люди, «ядерная зима». Сыграла роль и определенная закрытость атомной отрасли для обывателя: раз что-то скрывают — значит, дело нечисто… Побочный результат проявился, когда «холодная война» закончилась, и надо было развивать мирную атомную энергетику, а население оказалось не готово. И никакие доводы об успехах атомной отрасли не могли переубедить людей.
Все большее число стран задумываются о мирном атоме. Правда, по-разному. Одни хотят им воспользоваться, другие, наоборот, намерены отказаться, потому что одних больше тревожит дефицит энергоресурсов и зависимость от углеводородного сырья, а других – небезопасность атомных электростанций и исходящая от них угроза экологии.
Очевидно, что атомная энергетика активно развивается. Так как запасы нефти, газа, угля иссякают, а уран – достаточно распространенный элемент на Земле, то можно предположить, что атомной энергетике предназначено большое будущее.
Россия достаточно четко заявила о своих планах в сфере развития мирного атома. Правительство утвердило программу развития атомной отрасли на перспективу до 2015 года. В этот период каждый год планировалось начинать строительство двух энергоблоков со сроком строительства пять лет. Таким образом, к 2015 г. должно было построено 10 энергоблоков общей мощностью 11 ГВт в дополнение к 31 действующему. В итоге реализации программы доля мирного атома в электроэнергетике страны должна была увеличится с 15,5% до 22–30 %. Предполагается, что с 2016 г. развитие отрасли будет происходить за счет собственных ресурсов. А к середине следующего года планируется создать вертикально интегрированный "ядерный холдинг" – Атомпром, в который структурно войдут все предприятия отрасли, в частности Техснабэкспорт (добыча урана), ТВЭЛ (производство ядерного топлива), Росэнергоатом (эксплуатация АЭС).
Итак, внимание к атомной отрасли повышено, поскольку отрасль сегодня имеет сильные позиции, является своего рода локомотивом российской экономики. А это значит, что есть огромный интерес и значительная потребность в кадрах. Следовательно, информацию по данному вопросу необходимо давать, начиная со школьной скамьи.
Курс «Мирный атом» структурирован таким образом, что вначале ребята узнают о понятии «энергия», затем прописываются ее виды, потом – области применения, а большую часть курса, последнюю, занимает информация об энергии атомного ядра и ее безопасного применения.
Введение данного курса на ступени основного общего образования актуально в рамках введения ФГОС. Во-первых, содержание материала соответствует современным образовательным стандартам, направленным на проектно-исследовательскую работу учащихся, и способствует развитию компетентностной компоненты, а именно:
- развитию самостоятельной учебно-познавательной деятельности;
- умению приобретать, структурировать и систематизировать знания.
Во-вторых, курс «Мирный атом» имеет ярко выраженную межпредметную ориентацию. Он объединяет в себе вопросы физики, химии, географии, биологии и экологии, и является дополнением к обычным школьным учебникам.
В-третьих, важная роль отводится профориентации — программа нацелена на то, чтобы как можно больше детей интересовались использованием атома в различных сферах жизни.
Основные цели изучения курса «Мирный атом»
Цель курса «Мирный атом» не столько передача знаний, сколько социализация личности обучающихся и формирование ценностных ориентаций.
Глубокое изучение вопросов, связанных со строением атома и атомного ядра, мирным применением ядерной энергии вводит школьников в мир передовых технологий и точнейших научных экспериментов. Позволяет формировать убеждение в том, что будущее благосостояние человечества напрямую зависит от уровня культуры, воспитанности и качества знаний каждого отдельного человека.
В задачи изучения курса «Мирный атом» входят
формирование у учащихся целостного представления об энергии, ядерной энергетике и радиационной безопасности, восполнение пробелов в школьном курсе физики, касающихся этой высокотехнологичной сферы;
формирование у учащихся целостного представления об альтернативных источниках энергии, их преимуществах и недостатках, о рациональности их использования.
Рабочая программа выполняет функции:
- информационная функция позволяет получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного курса «Мирный атом»;
- организационно-планирующая функция предусматривает структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик.
Учебно-тематическое планирование рассчитано на изучения курса «Мирный атом» в 8 классе в объеме 34 часа (1 час в неделю). Основное содержание тематического планирования и его структура соответствуют содержанию и структуре УМК под общей редакцией С.А.Карпова «Мирный атом» — Северск, издательство Отраслевого университетского комплекса «Сибатомкадры», 2011
СОДЕРЖАНИЯ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Название разделов и тем | Количество часов для изучения | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Формы контроля |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1 Понятие энергии | 1 | Энергия. Виды механической энергии. Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Измерение энергии | |
Раздел 2 Альтернативная энергия | 7 | Альтернативные источники энергии. Солнечные, ветряные, приливные, геотермальные, биотопливные электростанции. Достоинства и недостатки альтернативных электростанций | Самостоятельная работа |
Раздел 3 Энергия излучений | 2 | Волны. Механические волны. Электромагнитные волны. Свойство волнового процесса. Инфразвук и ультразвук. Энергия электромагнитной волны. Шкала электромагнитных излучений | Диктант |
Раздел 4 Традиционные источники энергии | 2 | Получение электроэнергии на ТЭС, ТЭЦ, ГЭС. Экологические проблемы эксплуатации этих электростанций | |
Раздел 5 Строение атома и атомного ядра | 12 | Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Поглощение и испускание света атомом. Строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект масс. Энергия связи. Связь массы и энергии. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы. Закон радиоактивного распада | Самостоятельная работа, диктант |
Раздел 6 Применение энергии атома | 10 | Ядерная энергетика. Ядерное оружие. Устройство ядерного реактора. Получение электроэнергии на АЭС. Экологические проблемы эксплуатации АЭС и их решение. Термоядерные реакции и перспектива их использования | Самостоятельная работа |
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название темы | Количество часов | Резерв |
1 | Понятие энергии | 1 | 0 |
2 | Альтернативная энергия | 7 | 0 |
3 | Энергия излучений | 2 | 0 |
4 | Традиционные источники энергии | 2 | 0 |
5 | Строение атома и атомного ядра | 12 | 0 |
6 | Применение энергии атома | 10 | 0 |
ИТОГО | | 34 | 0 |
4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по курсу «Мирный атом» (34 ч в год/ 1 ч в неделю)
№ урока | Тема урока | Домашнее задание | Дата | Корректировка КТП | Демонстрации |
1. Понятие энергии (1 час) |
-
| Введение. Энергия нужна всем | (1), стр.3-13, тв.з. 8,13 | | | |
2. Альтернативная энергия (7 часов) |
-
| Энергия вокруг нас. Энергия ветра | (1), стр.15-36, тв.з. 9,10,17 | | | |
-
| Энергия Солнца | (1), стр.38-42, тв.з. 26-28 | | | |
-
| Использование солнечной энергии | | | | |
-
| Внутреннее тепло Земли | (2), стр.3-9, доклад | | | |
-
| Сила Посейдона | (2), стр.11-18 | | | |
-
| Солнце. Ветер. Вода | Написать минисочинение | | | |
-
| «Живое» топливо | (2), стр.20-22, в. 1-4 стр.22 | | | |
3. Энергия излучений (2 часа) |
-
| Тайны скрытого «звука» | (2), стр.24-28, доклад | | | |
-
| Излучения на Земле и в космосе | (2), стр.30-38 | | | |
4. Традиционные источники энергии (2 часа) |
-
| Уголь, нефть, газ – привычные, но не вечные | (3), стр.2-19 | | | |
-
| Энергия воды | (3), стр.21-28 | | | |
5. Строение атома и атомного ядра (12 часов) |
-
| Строение атома. Опыты Резерфорда | конспект | | | |
-
| Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору | Конспект, тв.з. | | | |
-
| Что и как излучает атом? | (4), стр.19-23, написать минисочинение | | | |
-
| Открытие радиоактивности. α-, β-, γ-излучения | (4), стр.23-29, тв.з. | | | |
-
| Радиоактивные превращения | Конспект, написать реакцию | | | |
-
| Изотопы. Открытие нейтрона. Строение атомного ядра | конспект | | | |
-
| Энергия связи атомных ядер | Конспект, написать реакции | | | |
-
| Тревожное слово «радиация» | (4), стр.31-37, составить синквейн | | | |
-
| Радиационное облучение | (4), стр.39-47, тв.з. | | | |
-
| Влияние радиации на человека | (4), стр.49-55, тв.з. | | | |
-
| Чем обнаружить невидимку? | (4), стр.57-65, | | | |
-
| Защита, основанная на знаниях | (4), стр.67-74, тв.з. | | | |
6. Применение энергии атома (10 часов) |
-
| Оборотная сторона секретности | (4), стр.3-9, тв.з. | | | |
-
| «Атомные котлы»: военные и гражданские | (4), стр.11-17 | | | |
-
| Мы делили…ядро. Искусство управления ядерной энергией | (5), стр.3-17 | | | |
-
| Как не сделать атомную бомбу из реактора? | (5), стр.19-27, заполнить таблицу | | | |
-
| Ядерно-топливный цикл | (5), стр.29-37 | | | |
-
| «Сердце» атомной станции | (5), стр.39-47 | | | |
-
| Самозащищённость ядерного энергоблока. Барьеры безопасности АЭС | (5), стр.59-74 | | | |
-
| Этот желанный и неуловимый термоядер | (3), стр.72-76 | | | |
-
| Получение радиоактивных изотопов и их использование | конспект | | | |
-
| Обобщение и систематизация знаний по курсу «Мирный атом» | | | | |
5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА (ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ)
Личностные
Учащимся будут созданы условия для
формирования целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирования основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развития опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
формирования убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники;
самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;
готовности к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
формирования ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные
Учащимся будет предоставлена возможность
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Предметные
Учащиеся могут научиться:
описывать и объяснять физические явления: превращение энергии из одного вида в другой, деление ядер, ядерные реакции;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры дозы радиоактивного излучения;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний: законов электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для использования их энергии в практической деятельности человека; квантовой физики в создании ядерной энергетики;
решать задачи на применение изученных физических законов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для оценки безопасности радиационного фона, оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды, рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Учащиеся узнают:
смысл понятий: физическое явление, физический закон, волна, атом, атомное ядро, ионизирующее излучение;
смысл физических величин: кинетическая энергия, потенциальная энергия, период и частота колебаний, период полураспада;
смысл физических законов: закона радиоактивного распада.
4