СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу "Мирный атом"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данна рабочая программа разработана для ведения элективного курса "Мирный атом" в 8 классе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу "Мирный атом"»

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 9» города Смоленска

МБОУ «СШ № 9»


Рассмотрено

на заседании педагогического совета

Протокол № 1 от 30.08.2016

Утверждаю

Директор

О.В. Антышева

Приказ № 176-ОД от 30.08.2016








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА





по курсу «Мирный атом» для 8 класса, основного общего образования, базовый уровень

(предмет, класс, ступень обучения)



Емельяновой Елены Сергеевны

(Ф.И.О.)

учителя первой квалификационной категории

(должность, категория, разряд)

















2016 год

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В настоящее время мировой энергетический баланс невозможен без ядерной энергетики. Однако переоценка рисков мирного атома ведется сегодня по всему миру. По мнению ученых, радиоактивность окружает нас повсюду, это — часть природы. Согласно современным оценкам, возраст Земли составляет около 6 миллиардов лет, а около 2 миллиардов лет тому назад на Земле зародилась жизнь. На формирование самой планеты повлиял высокий уровень радиации, а живые организмы появились только после значительного уменьшения радиоактивности земной коры и атмосферы. Радиоактивные изотопы есть сегодня в морях и океанах, в горных породах, даже в человеческом организме.

Но у многих людей слово «атом» сочетается со словом «опасно». Почему? Исследователи общественного мнения полагают, что это — наследие «холодной войны». Те, кто постарше, хорошо помнят, каким страшными картинками изображался атомный взрыв и его последствия — разрушенные города, облученные люди, «ядерная зима». Сыграла роль и определенная закрытость атомной отрасли для обывателя: раз что-то скрывают — значит, дело нечисто… Побочный результат проявился, когда «холодная война» закончилась, и надо было развивать мирную атомную энергетику, а население оказалось не готово. И никакие доводы об успехах атомной отрасли не могли переубедить людей.

Все большее число стран задумываются о мирном атоме. Правда, по-разному. Одни хотят им воспользоваться, другие, наоборот, намерены отказаться, потому что одних больше тревожит дефицит энергоресурсов и зависимость от углеводородного сырья, а других – небезопасность атомных электростанций и исходящая от них угроза экологии.

Очевидно, что атомная энергетика активно развивается. Так как запасы нефти, газа, угля иссякают, а уран – достаточно распространенный элемент на Земле, то можно предположить, что атомной энергетике предназначено большое будущее.

Россия достаточно четко заявила о своих планах в сфере развития мирного атома. Правительство утвердило программу развития атомной отрасли на перспективу до 2015 года. В этот период каждый год планировалось начинать строительство двух энергоблоков со сроком строительства пять лет. Таким образом, к 2015 г. должно было построено 10 энергоблоков общей мощностью 11 ГВт в дополнение к 31 действующему. В итоге реализации программы доля мирного атома в электроэнергетике страны должна была увеличится с 15,5% до 22–30 %. Предполагается, что с 2016 г. развитие отрасли будет происходить за счет собственных ресурсов. А к середине следующего года планируется создать вертикально интегрированный "ядерный холдинг" – Атомпром, в который структурно войдут все предприятия отрасли, в частности Техснабэкспорт (добыча урана), ТВЭЛ (производство ядерного топлива), Росэнергоатом (эксплуатация АЭС).

Итак, внимание к атомной отрасли повышено, поскольку отрасль сегодня имеет сильные позиции, является своего рода локомотивом российской экономики. А это значит, что есть огромный интерес и значительная потребность в кадрах. Следовательно, информацию по данному вопросу необходимо давать, начиная со школьной скамьи.

Курс «Мирный атом» структурирован таким образом, что вначале ребята узнают о понятии «энергия», затем прописываются ее виды, потом – области применения, а большую часть курса, последнюю, занимает информация об энергии атомного ядра и ее безопасного применения.

Введение данного курса на ступени основного общего образования актуально в рамках введения ФГОС. Во-первых, содержание материала соответствует современным образовательным стандартам, направленным на проектно-исследовательскую работу учащихся, и способствует развитию компетентностной компоненты, а именно:

- развитию самостоятельной учебно-познавательной деятельности;

- умению приобретать, структурировать и систематизировать знания.

Во-вторых, курс «Мирный атом» имеет ярко выраженную межпредметную ориентацию. Он объединяет в себе вопросы физики, химии, географии, биологии и экологии, и является дополнением к обычным школьным учебникам.

В-третьих, важная роль отводится профориентации — программа нацелена на то, чтобы как можно больше детей интересовались использованием атома в различных сферах жизни.


Основные цели изучения курса «Мирный атом»


Цель курса «Мирный атом» не столько передача знаний, сколько социализация личности обучающихся и формирование ценностных ориентаций.

Глубокое изучение вопросов, связанных со строением атома и атомного ядра, мирным применением ядерной энергии вводит школьников в мир передовых технологий и точнейших научных экспериментов. Позволяет формировать убеждение в том, что будущее благосостояние человечества напрямую зависит от уровня культуры, воспитанности и качества знаний каждого отдельного человека.


В задачи изучения курса «Мирный атом» входят


  • формирование у учащихся целостного представления об энергии, ядерной энергетике и радиационной безопасности, восполнение пробелов в школьном курсе физики, касающихся этой высокотехнологичной сферы;

  • формирование у учащихся целостного представления об альтернативных источниках энергии, их преимуществах и недостатках, о рациональности их использования.


Рабочая программа выполняет функции:


- информационная функция позволяет получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного курса «Мирный атом»;

- организационно-планирующая функция предусматривает структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик.


Учебно-тематическое планирование рассчитано на изучения курса «Мирный атом» в 8 классе в объеме 34 часа (1 час в неделю). Основное содержание тематического планирования и его структура соответствуют содержанию и структуре УМК под общей редакцией С.А.Карпова «Мирный атом» — Северск, издательство Отраслевого университетского комплекса «Сибатомкадры», 2011



































  1. СОДЕРЖАНИЯ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Название разделов и тем

Количество часов для изучения

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Формы контроля

1

2

3

4

Раздел 1

Понятие энергии

1

Энергия. Виды механической энергии. Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Измерение энергии


Раздел 2

Альтернативная энергия

7

Альтернативные источники энергии. Солнечные, ветряные, приливные, геотермальные, биотопливные электростанции. Достоинства и недостатки альтернативных электростанций

Самостоятельная работа

Раздел 3

Энергия излучений

2

Волны. Механические волны. Электромагнитные волны. Свойство волнового процесса. Инфразвук и ультразвук. Энергия электромагнитной волны. Шкала электромагнитных излучений

Диктант

Раздел 4

Традиционные источники энергии

2

Получение электроэнергии на ТЭС, ТЭЦ, ГЭС. Экологические проблемы эксплуатации этих электростанций


Раздел 5

Строение атома и атомного ядра

12

Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Поглощение и испускание света атомом.

Строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект масс. Энергия связи. Связь массы и энергии.

Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы. Закон радиоактивного распада

Самостоятельная работа, диктант

Раздел 6

Применение энергии атома

10

Ядерная энергетика. Ядерное оружие. Устройство ядерного реактора. Получение электроэнергии на АЭС. Экологические проблемы эксплуатации АЭС и их решение. Термоядерные реакции и перспектива их использования

Самостоятельная работа









3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Название темы

Количество часов

Резерв

1

Понятие энергии

1

0

2

Альтернативная энергия

7

0

3

Энергия излучений

2

0

4

Традиционные источники энергии

2

0

5

Строение атома и атомного ядра

12

0

6

Применение энергии атома

10

0

ИТОГО


34

0



4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по курсу «Мирный атом» (34 ч в год/ 1 ч в неделю)


№ урока

Тема урока

Домашнее задание

Дата

Корректировка КТП

Демонстрации

1. Понятие энергии (1 час)

Введение. Энергия нужна всем

(1), стр.3-13, тв.з. 8,13




2. Альтернативная энергия (7 часов)

Энергия вокруг нас. Энергия ветра

(1), стр.15-36, тв.з. 9,10,17




Энергия Солнца

(1), стр.38-42, тв.з. 26-28




Использование солнечной энергии





Внутреннее тепло Земли

(2), стр.3-9, доклад




Сила Посейдона

(2), стр.11-18




Солнце. Ветер. Вода

Написать минисочинение




«Живое» топливо

(2), стр.20-22, в. 1-4 стр.22




3. Энергия излучений (2 часа)

Тайны скрытого «звука»

(2), стр.24-28, доклад




Излучения на Земле и в космосе

(2), стр.30-38




4. Традиционные источники энергии (2 часа)

Уголь, нефть, газ – привычные, но не вечные

(3), стр.2-19




Энергия воды

(3), стр.21-28




5. Строение атома и атомного ядра (12 часов)

Строение атома. Опыты Резерфорда

конспект




Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору

Конспект, тв.з.




Что и как излучает атом?

(4), стр.19-23, написать минисочинение




Открытие радиоактивности. α-, β-, γ-излучения

(4), стр.23-29, тв.з.




Радиоактивные превращения

Конспект, написать реакцию




Изотопы. Открытие нейтрона. Строение атомного ядра

конспект




Энергия связи атомных ядер

Конспект, написать реакции




Тревожное слово «радиация»

(4), стр.31-37, составить синквейн




Радиационное облучение

(4), стр.39-47, тв.з.




Влияние радиации на человека

(4), стр.49-55, тв.з.




Чем обнаружить невидимку?

(4), стр.57-65,




Защита, основанная на знаниях

(4), стр.67-74, тв.з.




6. Применение энергии атома (10 часов)

Оборотная сторона секретности

(4), стр.3-9, тв.з.




«Атомные котлы»: военные и гражданские

(4), стр.11-17




Мы делили…ядро. Искусство управления ядерной энергией

(5), стр.3-17




Как не сделать атомную бомбу из реактора?

(5), стр.19-27, заполнить таблицу




Ядерно-топливный цикл

(5), стр.29-37




«Сердце» атомной станции

(5), стр.39-47




Самозащищённость ядерного энергоблока. Барьеры безопасности АЭС

(5), стр.59-74




Этот желанный и неуловимый термоядер

(3), стр.72-76




Получение радиоактивных изотопов и их использование

конспект




Обобщение и систематизация знаний по курсу «Мирный атом»







5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА (ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ)



Личностные



Учащимся будут созданы условия для

  • формирования целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирования основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развития опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях;

  • формирования убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники;

  • самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;

  • готовности к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

  • формирования ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.


Метапредметные



Учащимся будет предоставлена возможность

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Предметные

Учащиеся могут научиться:

  • описывать и объяснять физические явления: превращение энергии из одного вида в другой, деление ядер, ядерные реакции;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры дозы радиоактивного излучения;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  •  приводить примеры практического использования физических знаний: законов электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для использования их энергии в практической деятельности человека; квантовой физики в создании ядерной энергетики;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для оценки безопасности радиационного фона, оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды, рационального природопользования и защиты окружающей среды.


Учащиеся узнают:

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, волна, атом, атомное ядро, ионизирующее излучение;

  • смысл физических величин: кинетическая энергия, потенциальная энергия, период и частота колебаний, период полураспада;

  • смысл физических законов: закона радиоактивного распада.



4




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!