СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу "Психокоррекция" для детей с ТНР

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу "Психокоррекция" для детей с ТНР»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Большекатрасьская средняя общеобразовательная школа»

Чебоксарского района Чувашской Республики


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Большекатрасьская СОШ» Чебоксарского района Чувашской Республики __________________

В.Д. Степанов

Приказ № 68/15

от «31» августа 2020 года

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УР _______________

Райкова Т.В.

31 августа 2020

РАССМОТРЕНО

на заседании ППк

протокол № 3

от «30» августа 2020 года

Руководитель ППк __________________

Райкова ТВ



Рабочая программа

по курсу «Психокоррекционные занятия» с обучающимися с тяжелыми нарушениями речи

МБОУ «Большекатрасьская СОШ»

Чебоксарского района Чувашской Республики

педагога-психолога Патуковой Т.Н.


















Д. Большие Катраси



2020- 2021 учебный год

Пояснительная записка

Данная программа «Психокоррекционные занятия» разработана в соответствии с адаптированной общеобразовательной программой основного общего образования для обучающихся 5-9 классов с тяжелыми нарушениями речи на основе программы формирования психологического здоровья школьников «Тропинка к своему Я» 5-6, 7-8 классы кандидата психологических наук О.В.Хухлаевой, Москва, 2017.

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ТНР посредством индивидуализации и дифференциации образовательной деятельности. Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это группа нарушений, включающая целый ряд медицинских и логопедических диагнозов. Сюда входят все стойкие в своих проявлениях отклонения речевой системы у детей с нормальным развитием слуха и без первичных нарушений интеллекта. Критерием для определения речевого нарушения в группу тяжелых служит невозможность ребенка самостоятельно осваивать стандартную общеобразовательную систему. Это обусловлено тем, что вслед за речью снижается вербальная память, отстает логическое мышление, появляются трудности выполнения устных инструкций, плохо развита моторика, а также снижена мотивация, зато у ребенка наблюдаются неуверенность в себе и раздражительность. Из-за тяжелого нарушения речи ребенок мало коммуницирует в обществе, у него нет нормально сформированной не только диалогической, но и монологической речи. Слуховая память, произвольное внимание и продуктивность запоминания также значительно снижены при формальной сохранности логики мышления.

Целью программы коррекционной работы является создание условий для оказания комплексной помощи обучающимся с ТНР в освоении ими ООП ООО, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, социальной адаптации.

Задачи программы:

  • определение особенностей организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка,

  • осуществление индивидуально ориентированной психологической помощи обучающимся с ТНР с учетом их психического и физического развития;

  • развитие произвольной регуляции
    поведения; повышение самооценки, уверенности в себе, коррекция уровня
    тревожности детей с ТНР;

  • формирование зрелых личностных установок способствующих
    оптимальной адаптации в условиях реальной жизненной ситуации;

  • развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного личностного общения в группе сверстников;

  • оказание консультативной и методической помощи родителям детей с ОВЗ по вопросам воспитания и обучения.

Согласно учебному плану МБОУ «Большекатрасьская СОШ» на изучение коррекционного курса в 6 и 7 классах отводится 34 часа (1 час в неделю)


Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

• Принцип соблюдения интересов обучающегося - специалист призван решать проблему обучающегося с максимальной пользой и в его интересах.

  • Принцип системности - обеспечивает системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, то есть единство диагностики, коррекции и развития, а также взаимодействие и согласованность действий специалистов в решении проблем обучающегося, участие в данном процессе всех участников образовательной деятельности.

  • Принцип непрерывности - гарантирует обучающемуся и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

  • Принцип вариативности - предполагает создание вариативных условий для получения образования обучающимися, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

  • Принцип рекомендательного характера оказания помощи - обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ОВЗ выбирать формы получения детьми образования, организации, осуществляющие образовательную деятельность, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ОВЗ в специальные (коррекционные) организации, осуществляющие образовательную деятельность (классы, группы).

Содержание программы коррекционной работы для каждого обучающегося указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяется в соответствии с рекомендациями ПМПК, ИПР.

Этапы реализации программы коррекционной работы:

1. Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность).
Результат: оценка контингента обучающихся для учета особенностей развития детей,
определение специфики и их особых образовательных потребностей; оценка
образовательной среды на предмет соответствия требованиям программно-методического
обеспечения, материально-технической и кадровой базы организации.

2. Этап планирования, организации, координации (организационно-
исполнительская деятельность). Результат: организация образовательной деятельности
коррекционно-развивающей направленности, а также процесса специального
сопровождения детей указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья при целенаправленно созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания,
развития, социализации рассматриваемой категории детей.

3. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды
(контрольно-диагностическая деятельность). Результат: констатация соответствия
созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ
особым образовательным потребностям обучающегося.

4. Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность).
Результат: внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс
сопровождения детей указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы.

Программа коррекционной работы в рамках данной адаптированной программы включает взаимосвязанные направления, которые отражают её содержание:

  • диагностическая работа;

  • коррекционно-развивающая работа;

  • консультативная работа;

• информационно-просветительская работа.

Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения.

Диагностическая работа включает в себя:

  • своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной
    помощи;

  • диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

  • комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической
    информации от специалистов разного профиля: учителя, педагога-
    психолога, учителя-логопеда, врача-педиатра, врача-психиатра;

  • изучение развития эмоционально-волевой сферы, мотивации к учебной деятельности и личностных
    особенностей детей с ОВЗ;

  • изучение социальной ситуации развития и условии семейного воспитания
    ребёнка с ОВЗ;

  • изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с
    ограниченными возможностями здоровья;

  • анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную
специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ТНР в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Коррекционно-развивающая работа включает:

  • выбор оптимальных для развития обучающихся с ТНР коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

  • организацию и проведение педагогами и специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения (согласно расписанию коррекционно-развивающих занятий специалистов);

  • развитие эмоционально-волевой и личностной сфер указанной категории, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и психокоррекцию его поведения;

  • социальную защиту указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

Консультативная работа включает:

  • выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся, единых для всех участников образовательного процесса;

  • консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся;

  • консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка.

Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории обучающихся, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Информационно-просветительская работа предусматривает:

  • различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

  • проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.


Личностные результаты коррекционного курса:

  • положительно относиться к коррекционным занятиям, понимая их
    необходимость для того, чтобы стать более успешным в учебной
    деятельности;

  • проявлять учебно-познавательный интерес к занятиям;

  • способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в
    учении;

  • самостоятельно оценивать собственную деятельность;

  • нравственно-этическая ориентация;

  • способность к самооценке на основе критерия успешности
    деятельности;

  • развитие доброжелательности и внимательности к одноклассникам,
    готовности к сотрудничеству и дружбе.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  • планирование определение последовательности промежуточных
    целей с учетом конечного результата, составление плана и
    последовательности действий;

  • целеполагание - постановка и сохранение учебной задачи;

  • планирование определение последовательности промежуточных
    целей с учетом конечного результата:

  • прогонозирование - предвосхищение результата;

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с
    заданным эталоном;

  • оценка - выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё
    нужно усвоить;

  • саморегуляция своего поведения на занятии.

Познавательные УУД:

  • сравнение, анализ и синтез, классификация и обобщение,
    установление аналогий на предметном материале;

  • способность принимать и сохранять учебную задачу;

  • умение осуществлять действия по образцу; контролировать свою
    деятельность по результату;

  • поиск и выделение необходимой информации;

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной

  • форме;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости

  • от конкретных условий;

  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

  • формирование потребности в общение со взрослыми и детьми; умение
    устанавливать дружеские отношения с одноклассниками;

  • умение доносить свою позицию до других, владея приёмами
    монологической и диалогической речи;

  • умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами
    и условиями коммуникации;

  • организация учебного взаимодействия в группе (распределение ролей,
    умение договариваться друг с другом, работать в паре).


Содержание коррекционного курса

  1. класс

Блок I. Я – Личность. (13 часов)

  1. Введение. (1 час)


Зачем человеку заниматься психологией? Что такое психология. Чем отличаются понятия человек-личность-индивид-индивидуальность.


  1. Кто Я, какой Я? (2 часа)


Дать определение понятию «качества личности», «темперамент», «характер». Рассмотреть взаимосвязь самооценки человека и особенностей его поведения. Ответить на вопрос «Кто Я». Написать сочинение на тему: «Какой я и чем отличаюсь от остальных».


  1. Я-могу (2 часа)


Научить умению понимать другого человека. Вербализовать свои умения и навыки. Работа с психологической сказкой О. Горькова «Фламинго»


  1. Я нужен (2 часа)


Определить список необходимых вещей в школе, дома, на улице, обсудить значимость вещей в жизни человека. Работа с рассказом Г. Аркадьева «Повесть о настоящем цвете».


  1. Я мечтаю (2 часа)

Поговорить о чем мечтают шестиклассники, о чем мечтают взрослые люди. Обсудить


тему

«Зачем люди мечтают». Работа со сказкой В. Чувакова «Сказка о мечте».


  1. Я - это мои цели (2 часа)


Научить пользоваться невербальной системой общения. Обсудить важность и значимость вербальных и невербальных сигналов. Работа со сказкой О. Колосова «Сказка о славном Учмаге, учителе его Магуче и бедном, но вылеченном Аэроплане».


  1. Я – это мое настоящее. Я – это мое будущее (2 часа)


Определить целей в настоящем и в будущем. Составить список ценностей разных возрастных групп с целью научиться понимать и учитывать интересы другого человека.

Блок II. Я и мой внутренний мир (10 часов).

  1. Каждый видит мир и чувствует по – своему (2 часа)


Показать учащимся значимость мнения каждого. Научить слушать и слышать собеседника. Работа со сказкой О. Пасхина «Сказ про Вольняшку»


  1. Я и мои «колючки» (2 часа)


Определить качеств, которые мешают общению. Определить качеств, которые способствуют общению. Работа со сказкой Е. Головановой «Шиповник».


  1. Нужно ли человеку меняться? (2 часа)


Обсудить важность положительных и отрицательных качеств личности, составить их список. Составить список «Мои важные изменения». Работа со сказкой Г.Кононенко «Я иду к своей звезде»


  1. Любой внутренний мир ценен и уникален (2 часа)

Обсудить тему уникальности каждого человека. Дать определение понятиям «Я –


реальное» и

«Я – идеальное». Предложить учащимся нарисовать свою планету, со своими законами


  • правилами.


    1. В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдется (2


часа) Рассказать о качествах, которые составляют внутреннюю силу и помогают справиться со сложной ситуацией. Научить давать определения качествам характера.


Работа со сказкой

«Сказка о волчишке Джоне»


Блок III. Я и общество (11 часов)

  1. Учимся договариваться (2 часа)


Поговорить об умении доверять другим людям, о способах установления контакта с собеседником. Игра «Мои маски». Работа с притчами: «Дом масок» и «Глиндум Фря»

  1. Уверенность и уважение других (2 часа)


Дать определение понятиям «уверенность» и «уважение». Поговорить о том, за что учащиеся уважают себя и бывает ли так, что человека не за что уважать. Составить портрет человека, который достоин уважения. Работа со сказкой «Превращение»


  1. Трудные ситуации могут научить меня…. (2 часа)


Поговорить о том, что в любом событии есть плюсы и минусы. Составить копилку трудных ситуаций шестиклассников. Работа со сказкой «Сказка о Дрюпе Дрюпкине».


  1. Я и мои друзья (2 часа)


Поговорить и значимости друзей и о том, как мы выбираем друзей. Работа со сказкой А.Безотосова «Светлячок».


  1. У меня есть друг (2 часа)


Научить понимать собеседника по невербальным сигналам. Работа со сказкой Н.Лумпова «Волшебная роща». Выполнить упражнения: «Загадай друга» и «Качества моего друга».

  1. Подведение итогов. Повторение пройденного материала. (1 час)

Рефлексия. Пожелания друг другу.


7 класс (34 часа)

  1. Чувства бывают разные (2 часа)


Дать определение понятию «чувство», рассказать о многообразии эмоций и чувств. Научить невербально демонстрировать различные эмоции. Работа со сказкой А. Вергазова «сказ о том, как Штирлицев свой страх победил».


  1. Стыдно ли бояться (2 часа)


Дать определение понятию «страх», рассказать о разнообразии страхов. Поговорить о страхах семиклассников. Работа со сказкой А. Никитина «Сказка про Егора-мухомора, девочку Машу, серого волка, лосей и мимолетную бабушку».


  1. Я повзрослел (2 часа)

Нарисовать символ своего Я. Поговорить о том, как проявляется взросление. Коллективно обсудить как меняются отношения со сверстниками и родителями в период взросления. Работа со сказкой Т. Шмидта «Лабиринт души».


  1. У меня появилась агрессия! (2 часа)


Дать определение понятию «агрессия». Рассказать о процессах, которые происходят в организме во время агрессивного всплеска. Поговорит о плюсах и минусах проявления агрессии. Работа с сказкой «Сказка про Рона».


  1. Как выглядит агрессивный человек? Как звучит агрессия? (2 часа)


Научить определять по мимике лица эмоции человека. Составить список агрессивных слов и выражений. Игра «Агрессивный продавец». Работа со сказкой О. Горбушиной «Время».


  1. Конструктивное реагирование на агрессию (2 часа)


Игра «свет мой зеркальце». Совместное обсуждение способов реагирования на агрессивного человека, составление списка этих способов с учетом ситуации. Работа с притчей «Живот с пристежками».


  1. Агрессия во взаимоотношениях между родителями и детьми (2 часа)


Опредлить и составить список чем могут быть недовольны родители и подростки. Проиграть разные конфликтные ситуации с родителями и выработать более адекватные способы поведения в них. Работа со сказкой М. Кирсановой «Сказка про Крича».


  1. Имею ли я право сердиться и обижаться? (2 часа)

Поговорить о ситуациях, которые могут вызывать обиду. Нарисовать обиду. Разыграть


сценки

«Рассерженная мама и сын» и «Рассерженный сын и мама». Обсудить способы

взаимодействия в подобных ситуациях.


  1. Зачем человеку нужна уверенность в себе (2 часа)


Составить портрет человека, который верит в себя. Обсудить ситуации, в которых проявляется неуверенность участников. Нарисовать свой символ веры в себя. Работа со сказкой «Про мальчика Неудоба».


  1. Источники уверенности в себе (2 часа)


Составить копилку источников уверенности. Отметить наиболее значимые источники. Составить список позитивных утверждений на тему: «Мои ресурсы». Работа с рассказом, который необходимо самостоятельно продолжить.


  1. Какого человека мы называем неуверенным в себе (2 часа)

Поговорить о причинах неуверенности и о том, как выглядит неуверенный в себе человек, о


его жестах, мимике, поведении. Игра «маски неуверенности». Работа со сказкой К.

Ступницкой

«Маленькая волна»


  1. Уверенность и самоуважение (2 часа)


Дать определение понятиям «уверенность» и «самоуважение». Составить список того, чем гордится каждый учащийся. Поговорить о том, кто заслуживает уважения и самоуважения. Игра «Волшебное зеркало». Работа со сказкой Н. Шиловой «На дне моря».


  1. Что такое конфликт? Конфликты в школе, дома, на улице (2 часа)


Дать определение понятию «Конфликт». Определить сигналы конфликта. Поговорить о стилях входа в конфликт. Сделать рисунок собственного стиля входа в конфликт. Обсудить как выглядит человек в конфликте. Поговорит о том, конфликт – это хорошо или плох?


  1. Конструктивное разрешение конфликтов. (2 часа)


Обсудить основные способы поведения в конфликтной ситуации: сотрудничество, избегание, компромисс, соперничество. Разобрать различные конфликтные ситуации и научиться определять способ поведения участников конфликта. Работа со сказкой «Сказка про цветной снег».


  1. Ценности и жизненный путь человека. (2 часа)

дать определение понятию «ценности» и «жизненный путь человека». Составить список собственных ценностей на данный момент и через 1 год. Обсудить как ценности влияют на жизненный путь человека. Работа со сказкой «Сказка про мячик, который забыл, что он волшебный».


  1. Что такое одиночество? (3 часа)


Дать определение понятию «одиночество». Обсудить какой человек одинокой, почему он стал одиноким. Подумать о том, кого я сделал одиноким. Работа со сказкой Д. Лаврова «Сказка о маленькой одинокой рыбке и об огромном синем море».


    1. Подведение итогов. Повторение пройденного материала. (1 час)

Рефлексия. Пожелания друг другу.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности


  • предметах гуманитарного цикла ведущую роль играет познавательная деятельность и соответствующие ей познавательные учебные действия. Основные виды учебной деятельности ученика на уровне учебных действий включают умения характеризовать, объяснять, классифицировать, овладевать методами научного познания и т. д


  • приведенном ниже тематическом плане представлено содержание тем внеурочного кружка «Тропинка к своему «Я» и характеристика деятельности учащегося в рамках данной

темы. Вся деятельность условно делится на познавательную и практическую. Материал кружка позволяет сформировать основные представления о личности в целом, об этапах проведения психологических исследований, об анализе и интерпретации сказок, притчей, рассказов, а также способствует развитию личностных характеристик, которые помогут успешно овладевать учебным материалом.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!