СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Раннее изучение физики» в 6 классах

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

  «Раннее изучение физики» — учебный курс для младших подростков, в содержании которого рассматриваются пути познания человеком природы. Изучение данного курса в основной школе направлено на достижение следующих целей:

—пропедевтика основ физики;

—получение учащимися представлений о методах научного познания природы; формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лабораторного эксперимента (исследования);

—формирование у учащихся устойчивого интереса к физике.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Раннее изучение физики» в 6 классах»

«Согласовано» «Согласовано» « Утверждаю»

Руководитель ШМО Заместитель руководителя Руководитель МОУ «СОШ №2

______/Захарова И.С./ ___________/С.В.Белохвостова/ г.Ершова Саратовской области

Протокол № от « » августа 2016 им. Героя Советского Союза

от « » августа 2016г. М.А.Зуева»

______________/Тихова Ю.А./

приказ № от « » августа 2016 г.

.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Филипповой Елены Валентиновны,

учителя первой категории,

по курсу «Раннее изучение физики»

в 6 классах










Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № от « » августа 2016г.











  1. – 2017 учебный год

Пояснительная записка.


«Раннее изучение физики» — учебный курс для младших подростков, в содержании которого рассматриваются пути познания человеком природы. Изучение данного курса в основной школе направлено на достижение следующих целей:

—пропедевтика основ физики;

—получение учащимися представлений о методах научного познания природы; формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лабораторного эксперимента (исследования);

—формирование у учащихся устойчивого интереса к физике.

Введение физики на ранней стадии обучения в 6 классе требует изменения, как формы изложения учебного материала, так и методики его преподавания. Поэтому особое внимание уделено фронтальным экспериментальным заданиям. Важное место в процессе работы над курсом займут рисунки различных явлений, опытов и измерительных приборов. Большое количество качественных вопросов, использование игровых ситуаций в преподавании способствует созданию интереса учащихся к предмету и стремлению к его пониманию.

Содержание курса имеет особенности, обусловленные,

- во-первых, задачами развития, обучения и воспитания учащихся, заданными социальными требованиями к уровню развития их личностных и познавательных качеств;

- во-вторых, предметным содержанием системы общего среднего образования; - в-третьих, психологическими возрастными особенностями обучаемых.

Основное содержание курса включает разделы: «Введение», в котором дается представление о том, что изучает физика: «Тела и вещества», «Взаимодействие тел», «Физические явления», «Человек и природа». Из всего комплекса современных методов познания природы в курсе содержатся сведения о некоторых из них: наблюдениях, измерениях, экспериментах, моделировании и показывается их взаимосвязь; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.

Выполняя пропедевтическую роль, курс «Раннее изучение физики» содержит системные, а не отрывочные знания. Большое внимание в нем уделяется преемственным связям между начальной и основной школой, интеграции знаний вокруг ведущих идей, определяющих структуру курса и способствующих формированию целостного взгляда на мир.

В курсе даются первые представления о таких понятиях, как «масса», «взаимодействие», «сила», «энергия», «атом», «молекула». Получаемые учащимися сведения о веществах и их пре-

вращениях могут служить первоначальной основой для постепенного осознания идеи о том, что материя и формы ее движения всегда взаимосвязаны, что объекты природы образуют целостные системы, относительно устойчивые, но в тоже время динамичные. Нарушение этой динамической устойчивости систем может привести к нежелательным последствиям. Осознание этой идеи важно для понимания экологических проблем.

Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную учебную, исследовательскую и практическую деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, становления ответственности как черты личности.

В соответствии с учебным планом курсу «Раннее изучение физики» предшествует курс «Окружающий мир», включающий некоторые знания из области физики, химии, астрономии. В свою очередь, содержание курса «Раннее изучение физики», являясь пропедевтическим, служит основой для последующего изучения курсов физики в основной школе.


Описание места курса в учебном плане:

Программа курса «Раннее изучение физики» (далее Программа) раскрывает содержание обучения физики учащихся 6 классов общеобразовательной школы. Она рассчитана на 35 часов за один год обучения (1 ч в неделю).


Результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса «Раннее изучение физики» являются:

—развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

—формирование мотивации к изучению в дальнейшем физики;

—воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды;

—формирование личностного отношения друг к другу, к учителю.

Метапредметными результатами изучения курса являются:

—освоение приемов исследовательской деятельности (составление плана, использование приборов, формулировка выводов и т. п.);

—формирование приемов работы с информацией, представленной в различной форме (таблицы, графики, рисунки и т. д.), на различных носителях (книги, Интернет, CD, периодические издания и т. д.);

—развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации (ведение дискуссии, работа в группах, выступление с сообщениями и т. д.).

Предметными результатами изучения курса «Раннее изучение физики» являются:

—освоение базовых естественно-научных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук;

—формирование элементарных исследовательских умений;

—применение полученных знаний и умений для решения практических задач.

Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися

новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен системно-деятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования. Эти знания не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную

деятельность, которая имеет следующие особенности:

1) цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть

направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на

создание продукта, имеющего значимость для других;

2) учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной поисковой творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умением переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;

3) организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности

могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.


Программа курса реализуется в учебнике для общеобразовательных учреждений автора А.Е. Гуревича «Физика, Химия. 5-6 класс».

Рабочая программа составлена на основе:

- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

-Федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;

-фундаментального ядра содержания общего образования;

- примерной программы основного общего образования по физике;

-рабочей программы предметной линии учебника А.Е. Гуревича «Физика, Химия. 5-6 класс». -Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах.

Рабочая программа составлена в соответствии с:

-основной образовательной программой МОУ «СОШ № 2 г.Ершова Саратовкой области им.Героя Советского Союза М.А.Зуева»

- учебным планом основного общего образования МОУ «СОШ № 2 г.Ершова Саратовкой области им.Героя Советского Союза М.А.Зуева».

Структура программы:

  1. пояснительная записка;

  2. общая характеристика учебного предмета;

  3. описание места учебного предмета в учебном плане;

  4. личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета;

  5. содержание учебного предмета;

  6. тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;


Содержание курса

Введение

Природа живая и неживая. Явления природы. Человек — часть природы. Влияние человека на природу. Необходимость изучения природы и бережного отношения к ней. Охрана природы.

Физика— науки о природе. Что изучает физика. Тела и вещества. Научные методы изучения природы: наблюдение, опыт, теория. Знакомство с простейшим физическим оборудованием.

Измерительные приборы: линейка, измерительная лента, весы, термометр, мензурка (единицы измерений, шкала прибора, цена деления, предел измерений, правила пользования).

Лабораторные опыты

Знакомство с лабораторным оборудованием.

Знакомство с измерительными приборами.

Определение размеров физического тела.

Измерение объема твердого тела.

Тела и вещества

Характеристики тел и веществ (форма, объем, строение…). Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества. Масса тела. Массы различных тел в природе. Эталон массы. Весы.

Температура. Термометры. Делимость вещества. Молекулы, атомы, ионы. Представление о размерах частиц вещества. Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой. Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах. Взаимодействие частиц вещества и атомов. Пояснение строения и свойств твердых тел, жидкостей и газов с молекулярной точки зрения. Строение атома и иона. Плотность вещества.

Лабораторные опыты

Сравнение характеристик тел.

Измерение массы тела на рычажных весах.

Наблюдение явления диффузии.

Взаимодействие тел

Изменение скорости и формы тел при их взаимодействии. Действие и противодействие.

Сила как характеристика взаимодействия. Динамометр. Инерция. Проявление инерции, примеры ее учета и применения. Масса как мера инертности. Гравитационное взаимодействие. Гравитационное взаимодействие и Вселенная. Сила тяжести. Зависимость силы тяжести от массы. Деформация. Различные виды деформации. Сила упругости, ее направление. Зависимость силы упругости от деформации. Сила трения. Зависимость силы трения от силы тяжести

и качества обработки поверхностей. Роль трения в природе и технике. Способы усиления и ослабления трения. Электрическое взаимодействие. Объяснение электрического взаимодействия на основе электронной теории. Электризация тел трением. Передача электрического заряда при

соприкосновении. Взаимодействие одноименно и разноименно заряженных тел.

Магнитное взаимодействие. Постоянные магниты, их действие на железные тела. Полюса магнитов. Магнитные стрелки. Земля как магнит. Ориентирование по компасу.Применение постоянных магнитов.

Давление тела на опору. Зависимость давления от площади опоры. Передача давления жидкостями и газами. Давление на глубине жидкости. Сообщающиеся сосуды,их применение.

Действие жидкостей на погруженное в них тело. Условия плавания тел. Атмосфера. Атмосферное давление, барометр. Влажность воздуха, определение относительной влажности. Атмосферные явления, гром и молния. Освоение атмосферы человеком.


Лабораторные опыты

Наблюдение различных видов деформации.

Измерение силы трения.

Наблюдение зависимости инертности от массы тела.

Изучение различных видов трения.

Определение давления тела на опору.

Наблюдение зависимости давления жидкости от глубины погружения.

Наблюдение уровня жидкости в сообщающихся сосудах.

Выяснение условия плавания тел.

Механические явления

Понятие об относительности механического движения. Разнообразные виды механического движения (прямолинейное, криволинейное, движение по окружности, колебательное). Механическое движение в природе и технике. Путь и время движения. Скорость движения. Равномерное, ускоренное и замедленное движения. Звук как источник информации об окружающем мире. Источники звука. Колебание — необходимое условие возникновения звука. Отражение звука. Эхо.

Тепловые явления

Изменение объема твердых, жидких и газообразных тел при нагревании и охлаждении. Учет теплового расширения и использование его в технике. Плавление и отвердевание. Таяние снега, замерзание воды, выплавка чугуна и стали, изготовление деталей отливкой. Испарение жидкостей. (Охлаждение жидкостей при испарении.) Конденсация. Теплопередача.

Лабораторные опыты

Измерение пути и времени движения.

Наблюдение относительности движения.

Наблюдение источников звука.

Наблюдение изменения объёма тела при нагревании и охлаждении.

Наблюдение изменения объема жидкостей и газов при нагревании и охлаждении.

От чего зависит скорость испарения жидкости.

Наблюдение охлаждения жидкости при испарении.

Наблюдение кипения воды.

Разметка шкалы термометра.

Электромагнитный явления

Электрический ток. Постоянный и переменный ток. Напряжение. Источники тока: батарейка, аккумулятор, генератор электрического тока (без рассмотрения их устройства).Электрические цепи. Параллельное и последовательное соединения. Действия тока. Тепловое действие тока.

Лампы накаливания. Электронагревательные приборы. Магнитное действие тока. Электромагниты и их применение. Действие магнита на ток. Электродвигатели. Химическое действие тока.

Световые явления

Свет как источник информации человека об окружающем мире. Источники света: звезды, Солнце, электрические лампы и др. Прямолинейное распространение света, образование теней. Отражение света. Зеркала. Преломление света. Линзы, их типы и изменение с их помощью формы светового пучка. Оптические приборы: фотоаппарат, проекционный аппарат, микроскоп, телескоп (назначение приборов, использование в них линз и зеркал). Глаз и очки.Разложение белого света в спектр. Радуга.

Лабораторные опыты

Последовательное соединение.

Параллельное соединение.

Наблюдение различных действий тока.

Свет и тень.

Отражение света зеркалом.

Наблюдение отражения света в зеркале.

Получение изображения в плоском зеркале.

Наблюдение за преломлением света.

Наблюдение изображений в линзе.

Наблюдение спектра солнечного света.

Человек и природа

Звездное небо: созвездия, планеты. Развитие представлений человека о Земле. Солнечная система. Солнце. Движение Земли: вращение вокруг собственной оси, смена дня и ночи на различных широтах, обращение Земли вокруг Солнца, наклон земной оси к плоскости ее орбиты, смена времен года. Луна — спутник Земли. Фазы Луны. Изменение горизонтальных координат небесных тел в течение суток. Исследования космического пространства. К. Э. Циолков-

ский, С. П. Королев — основатели советской космонавтики. Ю. А. Гагарин — первый космонавт Земли. Искусственные спутники Земли. Орбитальные космические станции. Корабли многоразового использования. Программы освоения космоса: отечественные, зарубежные, международные.

Человек дополняет природу

Механизмы. Механическая работа. Энергия. Механизмы — помощники человека. Простые механизы, рычаг, наклонная плоскость, подвижный и неподвижный блоки; их назначение.

Механическая работа, условия ее совершения. Энергия. Источники энергии. Различные виды топлива. Солнечная энергия, ее роль для жизни на Земле. Тепловые двигатели, двигатели внутреннего сгорания; их применение. Тепловые, атомные и гидроэлектростанции.

Взаимосвязь человека и природы

Рациональное использование топлива. Использование энергии рек, ветра, приливов, тепла Земли, энергии Солнца. Современная наука и производство. Средства связи. Знания, их роль в жизни человека и общества. Как люди познают окружающий мир (наука вчера, сегодня, завтра).

Управление производством: роль автоматики, электроники. Компьютеризация производства. Роботы. Цехи-автоматы. Средства связи и передача информации: телеграф, телефон, радиосвязь (радиостанция, радиоволны, антенна, приемник, громкоговоритель), телевидение.

Лабораторные опыты

Изучение действия рычага.

Изучение действия простых механизмов.

Вычисление механической работы.

Выращивание кристалла.





Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

№ п/п

Наименование

разделов

Наименование тем раздела

Кол-во часов

Виды учебной деятельности

1

Введение

Техника безопасности (ТБ) в кабинете физики. Что изучает физика. Введение

1

Демонстрируют уровень знаний об окружающем мире.

2

Тела и вещества


Материя, вещество, физическое тело.

1

Строят схему взаимосвязи данных понятий

Масса тела. Сила тяжести.

1

Приводят примеры проявления инертности тела.

Вес тела. Невесомость

1

Объясняют действия тела на опору или подвес. Обнаруживают существование невесомости.

Размеры тела. Площадь. Объём

1

Анализируют характеристики тела. Делают выводы.

Плотность различных тел

1

Приводят примеры физических тел разной плотности, делают сравнительные характеристики

3

Механические явления


Перемещение. Путь. Траектория. Расстояние. Масштаб

1

Схематично изображают перемещение, путь, расстояние и траекторию движения тела. Ищут смысл данных понятий.

Равномерное и неравномерное движения

1

Вычисляют скорость различных тел, результаты предоставляют в виде таблиц и графиков

Как измеряют скорость

1

Изучаю различные способы измерения скорости. Предлагают собственные методы определения и вычисления скорости тела.

4

Взаимодействие тел

Инерция. Взаимодействие тел

1

Исследуют принципы взаимодействия тел

Сила упругости. Деформации

1

Изучение различных видов деформации, их предупреждение. Изучают природу силы упругости

Силы трения

1

Изучают природу силы трения, делят на типы возникновения

5

Тепловые явления


Давление. Давление в газах и жидкостях.

1

Приводят примеры уменьшения и увеличения давления, предлагают способы изменения давления

Температура.

1

Узнают сущность явления. Изучают приборы определяющие температуру различных веществ

Влажность воздуха

1

Узнают сущность явления. Изучают приборы определяющие влажность воздуха

Испарение. Кипение. Конденсация

1

Узнают сущность явлений, находят взаимосвязь этих процессов в зависимости от температуры

6

Взаимосвязь человека и природы


Плавление и кристаллизация

1

Агрегатные состояния вещества

1

Объясняют свойства газов, жидкостей и твёрдых тел на основе теории строения вещества

Внутренняя энергия тела и способы её изменения

1

Объясняют тепловые процессы, происходящие в теле на основе теории строения вещества

Различные виды топлива. Его энергия и применение

1

Проводят классификацию топлива по видам, делают энергетические сравнения

7

Человек дополняет природу


Механическая работа. Мощность

1

Знакомятся с понятиями работа и мощность. Приводят примеры

Простые механизмы

1

Приводят примеры приспособлений, облегчающих физическую работу человека, классифицируют их.

8

Световые явления


Искусственные и естественные источники света.

1

Составляют таблицу классификации источников света

Оптические явления в природе.

1

Приводят примеры оптических явлений в природе, ищут им объяснение с точки зрения физических процессов

9

Электромагнитный явления


Звуковые явления в природе

1

Приводят примеры звуковых явлений в природе, ищут им объяснение с точки зрения физических процессов

Электричество в природе, быту и производстве

1

Приводят примеры электрических явлений в природе, быту и технике, ищут им объяснение с точки зрения физических процессов

Источники электрического тока

1

Составляют таблицу классификации источников тока

Переменный и постоянный электрический ток. Производство и передача электроэнергии

1

Изучают различные виды электрического тока, Составляют схему транспортировки электроэнергии от источника к потребителю

Потребители тока: осветительные приборы

1

Составляют таблицу классификации осветительных приборов

Потребители тока: нагревательные приборы

1

Составляют таблицу классификации нагревательных приборов

Магнитное поле Земли. Постоянные и переменные магниты

1

Приводят примеры магнитных явлений в природе, быту и технике, ищут им объяснение с точки зрения физических процессов

10

Человек и природа


Солнечная система.

1

Знакомятся с историей развития науки астрономия с древних времён до наших дней, с устройством Вселенной, Солнечной системы, небесными телами. Изучают развитие отечественной и мировой космонавтики.

Исследования космического пространства.

1

11


Итоговое занятие

1

Демонстрируют знания и природе важнейших физических явлений окружающего мира, понимания смысла физических процессов. Анализируют полученные знания. Оценивают достигнутые результаты, определяют причины успехов и неудач. Применяют полученные знания для решение творческих задач.

12


Последняя неделя отведена для итоговой годовой аттестации

1


Итого


35



9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!