СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу родная (русская) литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу родная (русская) литература для 5-9 класса (пояснительная записка + тематическое планирование)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу родная (русская) литература»

  1. Пояснительная записка.

Нормативные правовые документы.

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

  2. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);

  3. Указ Президента РФ от 6 декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666»;

  4. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации. Распоряжение Правительства РФ от 09.04.2016 N 637-р. - http://www.consultant.ru/law/hotdocs/46226.html/

  5. Система Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для всех уровней общего образования.

  6. Примерная основная образовательная программа (ПООП) для всех уровней общего образования, одобренная решением Федерального учебно-методического объединения и подписанная Председателем Правительства РФ.

  7. Образовательная программа Уваровского кадетского корпуса.

  8. Программа воспитания Уваровского кадетского корпуса.

Актуальность.

Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству.

В основу курса родной (русской) литературы заложена мысль о том, что русская литература включает в себя систему ценностных кодов, единых для национальной культурной традиции. Являясь средством не только их сохранения, но и передачи подрастающему поколению, русская литература устанавливает тем самым преемственную связь прошлого, настоящего и будущего русской национально-культурной традиции в сознании школьников. Гуманистический потенциал русской литературы позволяет рассматривать её как общенациональную российскую ценность, как средство воспитания школьников в духе уважительного отношения к языку и культуре народов Российской Федерации и мира, формирования культуры межнационального общения.

Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить достижение следующих целей:

  • воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения родной русской литературы, и обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному народу России;

  • формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его культурному наследию;

  • осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской культуры;

  • развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации личности в многонациональном российском государстве.

Учебный предмет «Родная литература (русская)» направлен на решение следующих задач:

  • приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации;

  • осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;

  • выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей, формирование представлений о многообразии национально-специфичных форм художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в русской литературе;

  • получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в контексте её взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их взаимовлияния;

  • выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе; создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;

  • формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;

  • накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной русской литературы;

  • формирование потребности в систематическом чтении произведений родной русской литературы как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

  • развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации из различных источников, включая Интернет, и др.

Описание ценностных ориентиров. Изучение учебного курса «Родная (русская) литература» играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Родная (русская) литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству посредством воздействия на эстетические чувства обучающихся.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта к предметным результатам освоения основной образовательной программы по учебному предмету «Родная литература» курс родной русской литературы направлен на формирование представлений о родной литературе как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, а также на развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие этнокультурные традиции.

Сведения о программе. Примерная. Рабочая программа предназначена для преподавания родной (русской) литературы обучающимся 5-9 классов. Данная программа реализуется на основе УМК по предмету: «Родная (русская) литература» Александрова, О.В. Загоровская, Ю.Н. Гостева, И.Н. Добротина, А.Г. Нарушевич, И.П. Васильевых.

Вклад учебного предмета в общее образование. Учебный предмет «Русская (родная) литература» предназначен для углубления и расширению знаний учащихся по литературе (закрепление терминологии, отработка практических умений и навыков анализа), знакомства с литературным наследием края; для детального изучения произведений, созданных поэтами и писателя малой родины; направлен на развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирование абстрактного мышления, памяти и воображения, на овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности, освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни. Изучение предмета «Родная литература (русская)» способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры, коммуникативной и межкультурной компетенций.

Особенности Рабочей программы: Составлена для реализации курса «Родная (русская) литература» и разработана с учетом межпредметной, внутрипредметной и надпредметной интеграции, что создает условия для организации учебно-исследовательской деятельности учащихся и способствует их личностному развитию. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности между различными разделами курса.

Приоритетные формы и методы работы с учащимися.

Методы, активизирующие самостоятельность и творчество учеников:

  • эвристический метод, позволяющий научить детей добывать и конструировать знания с помощью наблюдений, анализа и обобщения;

  • метод гипотез, заключающийся в том, что школьникам предлагается сконструировать версии ответов на вопрос учителя по предлагаемому заданию или проблеме и обосновать справедливость предложенной гипотезы. (например, «Что произойдёт, если исчезнут знаки препинания?»);

  • метод вживания, в ходе применения которого ученику предлагается путём чувственно-образных и мысленных представлений «переселиться» в изучаемый объект, познать его изнутри дать словесное описание (Например, «Представь ,что ты кленовый лист, дождевая капля и т.д.»);

  • метод образного видения, побуждающий учеников создавать образную картину объекта: облака, города, дерева и т.д.;

  • метод создания учениками оригинальных текстов на основе предложенных учителем заданий «Я вижу…», «Я слышу…», «Я чувствую…»;

  • метод обучения в диалоге, в ходе которого учитель организует учащихся на совместный поиск знаний;

  • метод выработки необходимых навыков и умений на основе чётких алгоритмов;

  • метод подачи и оценивания качества усвоения учебного материала в виде тематических блоков.

Приоритетные виды и формы контроля: Показателями освоения учебного материала, помимо знаний и умений школьников характеризовать и объяснять основные представления и понятия в содержательном плане, являются умения и навыки анализировать и оценивать духовно-нравственные явления и категории как в общем культурно-историческом, так и в конкретном - российском социокультурном контексте, организовывать отношения с окружающими людьми в соответствии с традиционными нравственными и культурными нормами российского общества.

Оценивание учащихся осуществляется по пятибалльной шкале.

Виды контроля по функциям в учебном процессе: текущий; итоговый.

Методы и формы текущего контроля: выразительное чтение наизусть, устный опрос, активная беседа, письменные ответы на вопросы, устные ответы на вопросы после художественного произведения по материалах хрестоматии, творческие задания; самоконтроль, контрольное тестирование; проектные и исследовательские работы.

Формы подведения итогов образовательной программы: выставки творческих или проектных работ учащихся; защита зачётных работ по изучаемым темам; викторины, кроссворды, игры.

Основной формой обучения является урок.

Критерии оценки знаний: Процесс оценивания в курсе «Родной (русский) язык» имеет особенности, которые связаны с целями изучения этого курса: формированием познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре. Чрезмерная формализация и стандартизация контроля может вызвать обратный эффект. В ходе текущего оценивания целесообразно использовать критериальное оценивание, объектом которого является письменное или устное высказывание (сообщение) отдельного ученика или группы учеников на основе критериев, которые заранее согласованы с учениками.

Для учителя критериальное оценивание – это:

1) оценка-поддержка, а не жёсткий контроль;

2) способ получить информацию о том, как учится каждый ученик (такая информация нужна для поиска наиболее эффективных методов обучения для конкретного класса, конкретного ученика);

3) возможность дать ученикам обратную связь на каждом этапе освоения курса.

Критериальное оценивание – это прежде всего коммуникация «ученик – ученик», содержанием которой является определение степени освоения того или иного умения. Роль учителя в таком оценивании существенно меняется: он только помогает ученикам удерживать основную цель коммуникации оценивания – помочь однокласснику научиться говорить, читать, писать, слушать лучше. Одноклассники и учитель становятся своеобразным зеркалом, помогающим ученику увидеть, оценить свои усилия, обнаружить пробелы в своём опыте и понять, что делать дальше, чтобы улучшить результаты. Тогда ученик активно включается в своё обучение, у него существенно повышается мотивация. Чтобы оценивание было продуктивным, оно должно отвечать следующим требованиям:

1) В качестве критериев оценки используются те умения, которые осваивает ученик на уроке. Например, для оценки устного сообщения ученика может быть такой набор критериев: точность, ясность и правильность речи и т. п.

2) Критерии вырабатываются совместно с учениками, они должны быть сформулированы кратко и чётко.

3) Критерии могут изменяться. Если все ученики в классе освоили какое-то умение, например «говорить чётко», то данный критерий больше не используется для оценки, появляется новый, связанный с умением, которое осваивается в данный момент. Слишком общие критерии конкретизируются.

4) Критические замечания должны высказываться в форме совета.

Основным видом промежуточного и итогового контроля является представление учащимися подготовленных ими проектных и исследовательских заданий. Оценивается как качество выполнения проектного задания, так и представление результатов проекта перед классом. Предпочтение отдаётся качественной доброжелательной оценке, позволяющей учащемуся при подготовке и проектных заданий.

Основной инструментарий для оценивания результатов.

Оценка личностных результатов неперсонифицирована. Её осуществляют школьный психолог и социальный педагог. Методом оценки личностных результатов учащихся используемым в образовательной программе являются диагностики.

Оценка метапредметных результатов персонифицирована. Её осуществляет учитель. Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.

Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является «способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи».

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в классном журнале.

Сроки реализации программы: 34 учебных недели в год по 0,5 часа в неделю. Всего в 5-9 классах 85 часов.

II. Общая характеристика учебного предмета.

Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений.  Родная (русская) литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству посредством воздействия на эстетические чувства обучающихся.

Объединяющим принципом для содержания предметов «Родной язык (русский)» и «Родная литература (русская)» является культурно-исторический подход к представлению дидактического материала. На его основе в программе учебного предмета «Родная литература (русская)» выделяются проблемно-тематические блоки, каждый из которых включает сопряжённые с ним ключевые слова, отражающие духовную и материальную культуру русского народа в их исторической взаимосвязи. Через ключевые для национального сознания культурные понятия, формирующие ценностное поле русской литературы, отражается когнитивное пространство, которое является формой существования русской культуры в сознании как народа в целом, так и отдельного человека.

Это концептуальное положение определяет специфические особенности учебного предмета «Родная литература (русская)», отличающие его от учебного предмета «Литература», входящего в предметную область «Русский язык и литература».

Специфика курса родной русской литературы обусловлена:

а) отбором произведений русской литературы, в которых наиболее ярко выражено их национально-культурное своеобразие (например, русский национальный характер, обычаи и традиции русского народа), духовные основы русской культуры;

б) более подробным освещением историко-культурного фона эпохи создания изучаемых литературных произведений, расширенным историко-культурным комментарием к ним.

в) введением большого количества произведений современных авторов, продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской литературы и культуры, но более близких и понятных современному школьнику, чем классика.

В курсе родной русской литературы в программе выделяются три содержательные линии (три проблемно-тематических блока): «Россия – родина моя»; «Русские традиции»; «Русский характер – русская душа».


III. Описание места учебного предмета в учебном плане.

На обязательное изучение предмета «Родная литература (русская)» на этапе основного общего образования отводится 85 часов. В 5–9 классах выделяется по 17 часов в год (из расчёта 0,5 учебного часа в неделю).

Класс

Количество часов в неделю

Количество часов в год

5

0,5

17

6

0,5

17

7

0,5

17

8

0,5

17

9

0,5

17

итого

2,5

85

IV. Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса.

Личностные результаты освоения учебного предмета «Родная литература (русская)»:
 осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед Родиной; понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

 способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, уважительное отношение к труду;

 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

 осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

 развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира творческой деятельности эстетического характера; осознание значимости художественной культуры народов России и стран мира;

 способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; готовность к совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;

 неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и правовых) норм; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; оценочное отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и поступкам других.

Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Родная литература (русская)»

Регулятивные УУД:

 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД:

 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

 навыки смыслового чтения.

Коммуникативные УУД

 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

 формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.

Предметные результаты освоения учебного предмета «Родная литература (русская)»:
 понимание значимости родной русской литературы для вхождения в культурно-языковое пространство своего народа; осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного русского языка на основе изучения выдающихся произведений родной русской литературы;

 проявление ценностного отношения к родной русской литературе как хранительнице культуры русского народа, ответственности за сохранение национальной культуры, приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации и мира;

 понимание наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской литературы и культуры произведений русских писателей, в том числе современных авторов, продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской литературы;

 осмысление ключевых для национального сознания культурных и нравственных смыслов, проявляющихся в русском культурном пространстве и на основе многоаспектного диалога с культурами народов России и мира;

 развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России и всего человечества; понимание их сходства и различий с русскими традициями и укладом; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

 овладение различными способами постижения смыслов, заложенных в произведениях родной русской литературы, и создание собственных текстов, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;

 применение опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и проектной учебной деятельности, в речевом самосовершенствовании; умение формировать и обогащать собственный круг чтения;

 накопление опыта планирования собственного досугового чтения произведений родной русской литературы, определения и обоснования своих читательских предпочтений; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.

Предметные результаты освоения учебного предмета «Родная литература (русская)» по годам обучения

5 класс

 формирование умения выделять проблематику русских народных и литературных сказок, пословиц и поговорок как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте диалога культур с другими народами России; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о Москве как столице России и о русском лесе;

 формирование представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в рождественских произведениях и произведениях о семейных ценностях;

 формирование начальных представлений о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины в Отечественной войне 1812 года, о проблемах подростков и о своеобразии русского языка и родной речи;

 развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов; под руководством учителя создавать элементарные историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств и учиться отбирать произведения для самостоятельного чтения; формирование начальных представлений о проектно-исследовательской деятельности и оформлении ее результатов, начальных умений работы с разными источниками информации.

6 класс

развитие умения выделять проблематику русских былин и былинных сюжетов в фольклоре и русской литературе для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте героического эпоса разных народов, устанавливать связи между ними на уровне тематики, проблематики, образов; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о русском севере и русской зиме;

 развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о русской Масленице, о родном крае и русском доме;

 развитие представлений о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины в Крымской войне, об оптимизме и взаимопомощи как основных чертах русского человека, реальности и мечтах в книгах о подростках и о богатстве русского языка и родной речи;

 развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов или по предложенному плану; создавать краткие историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, анализа поэтического текста, характеристики героя; под руководством учителя сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие начальных умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, работы с разными источниками информации и овладения простейшими способами её обработки и презентации.

7 класс

 развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие русских народных песен (исторических и лирических), выявлять фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе для развития представлений о нравственном идеале русского народа; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о сибирском крае и русском поле;

 развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о православном праздновании Пасхи и о русских умельцах и мастерах;

 развитие представлений о русском национальном характере, истоках русского патриотизма и героизма в произведениях о защите Родины; о загадках русской души; взрослых проблемах, которые приходится решать подросткам; об уникальности русского языка и родной речи;

 развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста по предложенному плану и воспринимать художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку; создавать историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате сравнительной характеристики героев, ответа на проблемный вопрос; под руководством учителя сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения основными способами её обработки и презентации.

8 класс

 развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений о легендарных героях земли русской для развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о Золотом кольце России и великой русской реке Волге;

 развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о православном праздновании Троицы и о родстве душ русских людей;

 развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о войне; о русском человеке как хранителе национального сознания; трудной поре взросления; о языке русской поэзии;

 развитие умений давать смысловой и идейно-эстетический анализ фольклорного и литературного текста самостоятельно и воспринимать художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку; создавать развернутые историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате анализа эпизода, ответа на проблемный вопрос; самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения основными способами её обработки и презентации.

9 класс

развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений разных жанров и эпох об Отечественной войне 1812 года для развития представлений о нравственных
идеалах русского народа; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях об образе Петербурга и российской степи в русской литературе;
 развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях об августовских Спасах и о родительском доме как вечной ценности;

 развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о Великой Отечественной войне; о судьбах русских эмигрантов в литературе Русского Зарубежья; о нравственных проблемах в книгах о прощании с детством;

 развитие умений осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, устанавливать поле собственных читательских ассоциаций, давать самостоятельный смысловой и идейно-эстетический анализ художественного текста; создавать развернутые историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в различных форматах; самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства и его воплощение в других искусствах; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения, определяя для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения различными способами её обработки и презентации.

Планируемые результаты освоения программы

В результате освоения программы данного учебного курса, обучающиеся

должны знать и понимать:

  • взаимосвязь литературы с историей и культурой родного края;

  • историю создания произведений;

  • биографии писателей, названия и содержание изученных произведений; характеристику героев; жанровые особенности произведений;

тексты, рекомендованные учителем для заучивания наизусть.

уметь:

  • анализировать и оценивать произведение как художественное целое; выявлять отношение автора к изображаемому и давать произведению

личную оценку;

  • пересказывать узловые сцены и эпизоды изученного произведения;

  • давать развернутые, аргументированные ответы на конкретные вопросы о сюжете произведения и его составляющих;

  • писать отзыв о самостоятельно прочитанном тексте; составлять рассказ об авторе книги;

  • подготовить доклад, сообщение, эссе об авторе и его произведении;

  • выразительно читать произведения и его фрагменты, в том числе выученные наизусть;

  • делать обзор публикаций по литературному краеведению и анализировать их;

  • работать со справочной и критической литературой.


      1. Содержание тем учебного курса

5 класс

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
Преданья старины глубокой
Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе.
Русские народные и литературные сказки. Сказка «Лиса и медведь» (русская народная сказка). К. Г. Паустовский. «Дремучий медведь».
Города земли русской .Москва в произведениях русских писателей.

А. С. Пушкин. «На тихих берегах Москвы…» М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…» Л. Н. Мартынов. «Красные ворота». А. П. Чехов. «В Москве на Трубной площади».
Родные просторы . Русский лес.

И. С. Соколов-Микитов. «Русский лес». А. В. Кольцов. «Лес». В. А. Рождественский. «Берёза». В. А. Солоухин. «Седьмую ночь без перерыва…»
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Праздники русского мира. Рождество.
Б. Л. Пастернак. «Рождественская звезда» (фрагмент). В. Д. Берестов. «Перед Рождеством». А. И. Куприн. «Бедный принц».
И. А. Ильин. «Рождественское письмо».
Тепло родного дома
Семейные ценности: И. А. Крылов. «Дерево». И. А. Бунин. «Снежный бык». В. И. Белов. «Скворцы».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
«Не до ордена – была бы Родина»
Отечественная война 1812 года; Ф. Н. Глинка. «Авангардная песнь». Д. В. Давыдов. «Партизан» (отрывок).
Загадки русской души
Парадоксы русского характера: К. Г. Паустовский. «Похождения жука-носорога» (солдатская сказка). Ю. Я. Яковлев. «Сыновья Пешеходова».
О ваших ровесниках
Школьные контрольные: К. И. Чуковский. «Серебряный герб» (фрагмент). А. А. Гиваргизов. «Контрольный диктант».
Лишь слову жизнь дана
Родной язык, родная речь. И. А. Бунин. «Слово». В. Г. Гордейчев. «Родная речь»

6 класс

РАЗДЕЛ 1 РОССИЯ – РОДИНА МОЯ

Преданья старины глубокой.

Русские былины: богатыри и богатырство. Былина «Илья Муромец и Святогор».

Былинные сюжеты и герои в русской литературе. И. А. Бунин. «Святогор и Илья». М. М. Пришвин. «Певец былин».

Города земли русской.

Русский Север: Архангельск в русской литературе

С. Г. Писахов. «Морожены песни» (из книги «Ледяна колокольня).

Б. В. Шергин. «Детство в Архангельске», «Миша Ласкин» (главы из книги «Поморские были и сказания»).

Родные просторы.

Стихи русских поэтов о зиме. И. С. Никитин. «Встреча Зимы». А. А. Блок. «Снег да снег. Всю избу занесло…» Н. М. Рубцов. «Первый снег».

По мотивам русских сказок о зиме. Е. Л. Шварц. «Два брата».

РАЗДЕЛ 2 РУССКИЕ ТРАДИЦИИ

Праздники русского мира. Масленица

М. Ю. Лермонтов. «Посреди небесных тел…» А. Д. Дементьев. «Прощёное воскресенье». А. П. Чехов. «Блины». Тэффи. «Блины».

Тепло родного дома.

Всюду родимую Русь узнаю. В. А. Рождественский. «Русская природа». К. Г. Паустовский. «Заботливый цветок». Ю. В. Бондарев. «Поздним вечером».

РАЗДЕЛ 3 РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША.

Не до ордена – была бы Родина

Оборона Севастополя. А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о Севастополе». А. А. Фет. «Севастопольское братское кладбище».

Рюрик Ивнев. «Севастополь».

Загадки русской души

Чудеса нужно делать своими руками. Ф. И. Тютчев. «Чему бы жизнь нас ни учила…». Н. С. Лесков. «Неразменный рубль».

В. П. Астафьев. «Бабушка с малиной».

О ваших ровесниках

Реальность и мечты. Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы «Как я с ним познакомился», «Кирпичные острова»).

Е. С. Велтистов. «Миллион и один день каникул» (фрагмент).

Лишь слову жизнь дана

На русском дышим языке. К. Д. Бальмонт. «Русский язык». Ю. П. Мориц. «Язык обид – язык не русский…»

7 класс

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
Преданья старины глубокой
Русские народные песни
: исторические и лирические «На заре то было, братцы, на утренней…», «Ах вы, ветры, ветры буйные…»
Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе: А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине» (песня 1). И. З. Суриков. «Я ли в поле да не травушка была…» А. К. Толстой. «Моя душа летит приветом…»
Города земли русской
Сибирский край
В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава «Тобольск»). А. И. Солженицын. «Колокол Углича».
Родные просторы
Русское поле. И. С. Никитин. «Поле». И. А. Гофф. «Русское поле». Д. В. Григорович. «Пахарь» (главы из повести).
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Праздники русского мира
Пасха: К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве». А. С. Хомяков. «Кремлевская заутреня на Пасху». А. А. Фет. «Христос Воскресе!» (П. П. Боткину). А. П. Чехов. «Казак».
Тепло родного дома
Русские мастера
С. А. Есенин. «Ключи Марии» (фрагмент). Ф. А. Абрамов. «Дом» (фрагмент). В. А. Солоухин. «Камешки на ладони».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
«Не до ордена – была бы Родина»
На Первой мировой войне. С. М. Городецкий. «Воздушный витязь». Г. М. Иванов. «О, твёрдость, о, мудрость прекрасная…», «Георгий
Победоносец». Н. С. Гумилёв. «Наступление», «Война». М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза».
Загадки русской души
Долюшка женская
Ф. И. Тютчев. «Русской женщине». Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…» Ю. В. Друнина. «И откуда вдруг берутся силы…»
Ф. А. Абрамов. «Золотые руки». В. М. Тушнова. «Вот говорят: Россия…»
О ваших ровесниках
Взрослые детские проблемы
А. С. Игнатова. «Джинн Сева». Н. Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка» (главы «Изумрудная рыбка», «Ах, миледи!», «Про личную жизнь»).
Лишь слову жизнь дана
Такого языка на свете не бывало. Вс. Рождественский. «В родной поэзии совсем не старовер…»



8 класс

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
Преданья старины глубокой
Легендарный герой земли русской Иван Сусанин. С. Н. Марков. «Сусанин». О. А. Ильина. «Во время грозного и злого поединка…»
П. Н. Полевой. «Избранник Божий» (главы из романа).
Города земли русской
По Золотому кольцу
Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…» М.А. Кузмин. «Я знаю вас не понаслышке…» И. И. Кобзев. «Поездка в Суздаль».
В. А. Степанов. «Золотое кольцо».
Родные просторы
Волга – русская река
«Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» (русская народная песня). Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горе старого Наума»). В. С. Высоцкий. «Песня о Волге». В. В. Розанов. «Русский Нил» (фрагмент).

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Праздники русского мира
Троица
И. А. Бунин. «Троица». С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…» Н. И. Рыленков. «Возможно ль высказать без слов…»
И. А. Новиков. «Троицкая кукушка».
Тепло родного дома
Родство душ
Ф. А. Абрамов. «Валенки». Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из повести). А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак. «Радость жизни».

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
«Не до ордена – была бы Родина»
Дети на войне. Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы).
Загадки русской души
Сеятель твой и хранитель
И. С. Тургенев. «Сфинкс». Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей».
О ваших ровесниках
Пора взросления
Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы). Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы)
Лишь слову жизнь дана
Язык поэзии. Дон Аминадо. «Наука стихосложения». И. Ф. Анненский. «Третий мучительный сонет».


9 класс

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
Преданья старины глубокой
Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе. Песня «Как не две тученьки не две грозныя…» (русская народная песня).
В. А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов» (в сокращении). А. С. Пушкин. «Полководец», «Бородинская годовщина» (фрагмент).
М. И. Цветаева. «Генералам двенадцатого года». И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года» (фрагмент).
Города земли русской
Петербург в русской литературе
А. С. Пушкин. «Город пышный, город бедный…» О. Э. Мандельштам. «Петербургские строфы». А. А. Ахматова. «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в облаченьи…»). Д. С. Самойлов. «Над Невой» («Весь город в плавных разворотах…»). Л. В. Успенский. «Записки старого петербуржца» (глава «Фонарики сударики»).
Родные просторы
Степь раздольная Песня «Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…» (русская народная песня). П. А. Вяземский. «Степь». И. З. Суриков. «В степи». А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент).

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Праздники русского мира
Августовские Спасы. К. Д. Бальмонт. «Первый спас». Б. А. Ахмадулина. «Ночь упаданья яблок». Е. А. Евтушенко. «Само упало яблоко с небес…» Е. И. Носов. «Яблочный спас».
Тепло родного дома
Родительский дом. А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (главы). В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая сказка» (рассказ из повести «Последний поклон»).

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
«Не до ордена – была бы Родина»
Великая Отечественная война
Н.П.Майоров. «Мы». М.В.Кульчицкий. «Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!..» Ю.М.Нагибин. «Ваганов». Е. И.Носов. «Переправа».
Загадки русской души
Судьбы русских эмигрантов. Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя». А. Т. Аверченко. «Русское искусство».
О ваших ровесниках
Прощание с детством. Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент).
Лишь слову жизнь дана
«Припадаю к великой реке…» И. А. Бродский. «Мой народ». С. А. Каргашин. «Я – русский! Спасибо, Господи!..»


VI. Тематическое планирование


Раздел (Тема)

Кол-во часов

Возможности использования ЭОР и ЦОР по теме

Характеристика основных видов деятельности учащихся

5 класс

Россия – Родина моя






1

Преданья старины глубокой


Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». http://feb-web.ru


отвечают на вопросы; работают в группах, анализируют

предложенные произведения; представляют итоги групповой работы. Сопоставляют сказки и формулируют выводы о различиях; определяют и характеризуют нравственную проблематику фольклорных произведений; создают словесные иллюстрации к тексту

2

Города земли русской



выразительно читают и объясняют смысл прочитанного; строят монологическое устное высказывание; сопоставляют

произведения о Москве

3

Родные просторы



выразительно читают; анализируют и иллюстрируют

прочитанное произведение. Составляют кластер.

Русские традиции




4

Праздники русского мира


https://gufo.me/dict/literary_encyclopedia Литературная энциклопедия.


формулируют устные и письменные вопросы по прочитанным произведениям; моделируют устное монологическое высказывание; аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности; представляют проекты

5

Тепло родного дома


https://gufo.me/dict/literary_encyclopedia Литературная энциклопедия.


выразительно читают и анализируют художественные произве-дения; характеризуют героев по цитатному плану; готовят художественный пересказ (подробный или сжатый) фрагмента или эпизода

Русский характер – русская душа




6

Не до ордена – была бы Родина



отвечают на вопросы; оценивают качество вопросов и точность ответов. Выразительно читают текст

7

Загадки русской души


https://arch.rgdb.ru/ Национальная электронная детская библиотек

анализируют в группах прочитанное произведение; сопоставляют текст художественного произведения и мультфильм

8

О ваших ровесниках


https://arch.rgdb.ru/ Национальная электронная детская библиотек

выразительно читают; формулируют вопросы к прочитанным произведениям/эпизодам произведений; определяют конфликт произведения; совершенствуют умения исследовательской работы с текстом; рассуждают о произведениях, используя изученные теоретико-литературные понятия; характеризуют авторское отношение к изображаемому в произведении; сравнивают близкие по тематике и проблематике произведения; участвуют в диспуте и отстаивают свою позицию.

9

Лишь слову жизнь дана



Осмысленно, выразительно читают (с листа и наизусть) и

объясняют значение прочитанного; анализируют литературное

произведение; строят монологическое устное высказывание;




6 класс


Россия – Родина моя




1


Преданья старины глубокой


https://gufo.me/dict/literary_encyclopedia Литературная энциклопедия.

Фундаментальная элект-ронная библиотека «Рус-ская литература и фольклор». http://feb-web.ru


выразительно читают, в т.ч. по ролям; формулируют вопросы к прочитанным эпизодам произведений; определяют конфликт произведения; совершенствуют умения исследовательской работы с текстом; рассуждают о произведениях, используя изученные теоретико-литературные понятия; характеризуют авторское отношение к изображаемому в произведении; сравнивают близкие по тематике и проблематике произведения; участвуют в диспуте и отстаивают свою позицию.

2

Города земли русской


https://gufo.me/dict/literary_encyclopedia Литературная энциклопедия.


выразительно читают текст / фрагменты, отвечают на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту; пересказывают

произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка; подбирают иллюстрации текста к объектам экскурсии

3

Родные просторы



выразительно читают произведения;

Русские традиции




4

Праздники русского мира. Масленица


http://www.nasledie-rus.ru/ «Наше наследие» - сайт журнала, посвященный рус. истории и культуре.

выполняют творческие задания на основе прочитанных дома

произведений о Масленице)

5

Тепло родного дома


https://gufo.me/dict/literary_encyclopedia Литературная энциклопедия.

выразительно читают произведения; отвечают на вопросы;

иллюстрируют и представляют работы, подбирая к ним цитаты из текстов

Русский характер – русская душа




6

Не до ордена – была бы Родина


https://gufo.me/dict/literary_encyclopedia Литературная энциклопедия.


выразительно читают текст / фрагменты, отвечают на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту; пересказывают

произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка; подбирают иллюстрации текста к объектам экскурсии

7

Загадки русской души


https://gufo.me/dict/literary_encyclopedia Литературная энциклопедия.


Анализируют литературное произведение: определяют его принадлежность к одному из литературных родов; понимают и формулируют тему, идею, характеризуют его героев; создают собственный художественный текст на морально-этические темы (дневник, письмо герою, письмо автору)

8

О ваших ровесниках


https://arch.rgdb.ru/ Национальная электронная детская библиотек

анализируют литературное произведение: определяют его принадлежность к одному из литературных родов; понимают и формулируют тему, идею, характеризуют его героев; создают творческие пересказы

9

Лишь слову жизнь дана



выразительно читают, устно рецензируют выразительное чтение одноклассников; характеризуют тропы в тексте и выявляют их худ. роль; составляют ассоциативные ряды

7 класс

Россия – Родина моя




1

Преданья старины глубокой


http://www.nasledie-rus.ru/ «Наше наследие» - сайт журнала, посвященный русской истории и культуре.


Анализируют выступления творческих коллективов (аудио-,

видеозаписи); выразительно читают фрагменты художественных произведений, подражая исполнительской манере артиста; определяют и интерпретируют использованные средства выразительности; соотносят художественные тексты с предметами быта и традициями русского народа

2

Города земли русской


https://gufo.me/dict/literary_encyclopedia Литературная энциклопедия.


выразительно читают текст / фрагменты, отвечают на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту; пересказывают

произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка; подбирают иллюстрации текста к объектам экскурсии

3

Родные просторы



выразительно читают, устно рецензируют выразительное чтение одноклассников; характеризуют тропы в тексте и выявляют их художественную роль; создают иллюстрации к прочитанным произведениям и / или устные сочинения- описания

Русские традиции




4

Праздники русского мира.


http://www.nasledie-rus.ru/ «Наше наследие» - сайт журнала, посвященный русской истории и культуре.

Выразительно читают текст/фрагменты, отвечают на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту; подбирают иллюстрации видеофрагменты с использованием ресурсов сети интернет для рассказа о традиционном празднике; представляют мини-проекты

5

Тепло родного дома


https://gufo.me/dict/literary_encyclopedia Литературная энциклопедия.


Изучают текст произведения под руководством учителя; комментируют слова с неясным значением, используют толковые словари, интернет-источники; выявляют и интерпретируют использованные средства выразительности; объясняют авторскую позицию; составляют отзыв о прочитанном

Русский характер – русская душа




6

Не до ордена – была бы Родина


http://www.rulex.ru/ Русский биографический словарь.


Выразительно текст/ фрагменты, отвечают на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту; самостоятельно и с

помощью Интернет-ресурсов находят необходимый материал об авторах, истории создания произведений; участвуют в создании альманаха

7

Загадки русской души


https://arch.rgdb.ru/ Национальная электронная детская библиотек

выразительно читают, устно рецензируют выразительное чтение одноклассников; хар-ют тропы в тексте и выявляют их художественную роль; составляют ассоциативные ряды

8

О ваших ровесниках


https://gufo.me/dict/literary_encyclopedia Литературная энциклопедия.


Анализируют литературное произведение: определяют его принадлежность к одному из литературных родов; понимают и формулируют тему, идею, характеризуют его героев; готовят презентацию книги (в любом формате); оценивают презентации по совместно разработанным критериям

9

Лишь слову жизнь дана



выразительно читают, самостоятельно находят необходимый материал о культурных явлениях, упоминаемых в тексте стихотворения; самостоятельно составляют комментарии к тексту; участвуют в создании выставки «Наследие прадедов»

8 класс

Россия – Родина моя




1

Преданья старины глубокой


http://www.rulex.ru/ Русский биографический словарь.


выразительно читают текст / фрагменты, отвечают на вопросы по в прочитанному или прослушанному тексту; самостоятельно и с помощью интернет-ресурсов находят необходимый материал об Иване Сусанине, авторах прочитанных произведений; создают эссе на тему «Сусанин! Зачем же ты пожертвовал собой?»

2

Города земли русской


https://gufo.me/dict/literary_encyclopedia Литературная энциклопедия.


выразительно читают текст / фрагменты, отвечают на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту; пересказывают

произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка; подбирают иллюстрации текста к объектам экскурсии

3

Родные просторы


https://arch.rgdb.ru/ Национальная электронная детская библиотек

Выразительно текст/ фрагменты, отвечают на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту; самостоятельно

подбирают произведения, в которых создаются образы рек;

участвуют в создании альманаха «Реки России»

Русские традиции




4

Праздники русского мира.


http://www.nasledie-rus.ru/ «Наше наследие» - сайт журнала, посвященный рус. истории и культуре.

Выразительно читают текст/фрагменты, отвечают на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту; подбирают иллюстрации для рассказа о традиционном празднике / создают

креолизованные тексты о Троице

5

Тепло родного дома


https://gufo.me/dict/literary_encyclopedia Литературная энциклопедия.


Анализируют литературное произведение: определяют его принадлежность к одному из литературных родов; понимают и формулируют тему, идею, характеризуют его героев, создают собственный художественный текст на морально-этические темы

(письмо герою, диалог с автором, дневник)

Русский характер – русская душа




6

Не до ордена – была бы Родина



выразительно читают и пересказывают фрагменты; характеризуют образы центральных и второстепенных персонажей; анализируют различные формы выражения авторской позиции; определяют проблематику и комментируют тему раннего взросления подростков в период войны

7

Загадки русской души


https://gufo.me/dict/literary_encyclopedia Литературная энциклопедия.


выразительно читают и пересказывают; характеризуют образы

центральных и второстепенных персонажей; анализируют различные формы выражения авторской позиции; определяют

проблематику и комментируют эстетическое своеобразие

произведений; выявляют нравственные идеалы русского народа, воплощённые в произведениях

8

О ваших ровесниках


http://www.rulex.ru/ Русский биографический словарь.


Пересказывают произведения или их отрывки с использованием

образных средств русского языка; самостоятельно и с помощью интернет-ресурсов находят необходимый материал об авторах и истории создания произведений; знакомятся с фрагментами

художественных фильмов и анализируют особенности исп-я выразительных средств кино; сравнивают произведения,

высказывают своё обоснованное мнение о проблемах взросления

9

Лишь слову жизнь дана


https://gufo.me/dict/literary_encyclopedia Литературная энциклопедия.


самостоятельно читают произведения; выявляют и интерпретируют использованные средства выразительности; отвечают на вопросы по тексту; дают смысловой и идейно-эстетический анализ поэтического произведения

9 класс

Россия – Родина моя




1

Преданья старины глубокой



выразительно читают текст / фрагменты, отвечают на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту; участвуют в создании альмонаха

2

Города земли русской


https://gufo.me/dict/literary_encyclopedia Литературная энциклопедия.


выразительно читают текст / фрагменты, отвечают на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту; пересказывают

произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка; подбирают иллюстрации текста к объектам экскурсии, создают инфографику

3

Родные просторы


http://www.rulex.ru/ Русский биографический словарь.


Выразительно читают текст/фрагменты,отвечают на вопросы по

Прочитанному и прослушанному тексту; самостоятельно находят необходимый материал об авторах и истории создания

произведений, репродукции картин с изображением российских

степей; участвуют в создании альманаха, стенда «Степи России»

Русские традиции




4

Праздники русского мира.



Выразительно читают текст/фрагменты, отвечают на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту, подбирают иллюстрации о праздновании Спасов на Руси

5

Тепло родного дома


https://gufo.me/dict/literary_encyclopedia Литературная энциклопедия.


Анализируют литературное произведение: определяют его принадлежность к одному из литературных родов; понимают и формулируют тему, идею, характеризуют его героев, создают отзыв о прочитанном произведении

Русский характер – русская душа




6

Не до ордена – была бы Родина



работают в группах, анализируют предложенные произведения;

создают презентацию произведений; представляют итоги

групповой работы, создают стену памяти поэтов, не вернувшихся с войны

7

Загадки русской души


http://www.rulex.ru/ Русский биографический словарь.


выразительно читают и пересказывают; характеризуют образы

центральных и второстепенных персонажей; анализируют различные формы выражения авторской позиции; определяют

проблематику самостоятельно и с помощью Интернет-ресурсов находят необходимый материал об авторах, истории создания произведений; участвуют в создании альманаха, стенда «Литература эмиграции»

8

О ваших ровесниках


http://www.rulex.ru/ Русский биографический словарь.


Самостоятельно и с помощью интернет-ресурсов находят

необходимый материал авторе и истории создания произведения; знакомятся с фрагментами художественного произведения

и анализируют особенности использования выразительных

средств радиоспектакля (актёрского чтения); выразительно

читают фрагменты произведения, подражая актёрскому исполнению, создают аудиокниги по прочитанным ранее произведениям

9

Лишь слову жизнь дана


https://gufo.me/dict/literary_encyclopedia Литературная энциклопедия.


самостоятельно читают и анализируют произведения; выявляют и интерпретируют использованные средства выразительности;

отвечают на вопросы по тексту; дают смысловой и идейно-эстетический анализ поэтического произведения



VII. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Для учащихся:

1. Родная русская литература : 5 класс : учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О. М. Александрова и др.]. — М.: Просвещение, 2021 – 144с..

2. Родная русская литература: 6 класс : учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О. М. Александрова, и др.]. — М.: Просвещение, 2021.

3. Родная русская литература: 7 класс : учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О. М. Александрова, др.]. — М.: Просвещение, 2022.-191с.

4. Родная русская литература: 8 класс : учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О. М. Александрова и др.]. — М.: Просвещение, 2023.-224с.

5. Родная русская литература: 9 класс : учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О. М. Александрова и др.]. — М.: Просвещение, 2024.-191с.


Литература для учителя

  1. Примерная программа по учебному предмету «Родная литератрура (русская) для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования. /Беляева Н.В., Аристова М.А., Критарова, Ж.Н.

  2. Аристова М. А., Беляева Н.В., Критарова Ж.Н. Учебный предмет «Родная литература (русская)»: цели, задачи, содержание // Вестник образования России. 2020. №14. С. 55-63.

  3. Аристова М. А., Беляева Н. В. Ценностный потенциал родной литературы как хранительницы культурного наследия народа // Надькинские чтения. Родной язык как средство сохранения и трансляции культуры, истории и преемственности поколений в условиях многонационального государства. Сборник научных трудов по материалам Международной научной конференции. Саранск, 2019. С. 260-265.

  4. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе в 7 классе. - М.: ВАКО, 2015. - ФГОС.

  5. Н.В.Беляева. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки.

  6. Н.В.Беляева. Литература. 5 – 9 классы. Проверочные работы.

  7. Н.В.Беляева. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки.

  8. Н.В.Беляева. Литература. 5 – 9 классы. Проверочные работы

  9. Н.В.Беляева. Уроки литературы в 7 классе. Пособие для учителей.

  10. Н.В.Беляева. Литература. 5 – 9 классы. Проверочные работы.

  11. Н.В.Беляева. Уроки литературы в 8 классе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2017

  12. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.

  13. Аникина С.М., Золотарёва И.В., Поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М.: ВАКО, 2002.

  14. Беляева Н.В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2013.

  15. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому языку и литературе. 5 – 11 классы. Е.М. Мордес. Волгоград, Учитель, 2013

  16. Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В. Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 2014

  17. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. М.Мещерякова. Москва, Рольф, 2013


Рекомендуемые информационные ресурсы:

http://feb-web.ru/ Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».

https://gufo.me/dict/literary_encyclopedia Литературная энциклопедия.

https://www.krugosvet.ru/ Универсальная энциклопедия «Кругосвет».

http://www.rulex.ru/ Русский биографический словарь.

https://www.slovari.ru/ Электронная библиотека словарей русского языка.

http://gramota.ru/ Справочно-информационный портал «Грамота.ру».

http://www.nasledie-rus.ru/ «Наше наследие» - сайт журнала, посвященный русской истории и культуре.

http://pushkinskijdom.ru/ сайт Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН – раздел «Электронные ресурсы».

http://biblio.imli.ru/ Электронная библиотека ИМЛИ РАН – раздел «Русская литература».

https://rvb.ru/ Русская виртуальная библиотека.

https://ilibrary.ru/ интернет-библиотека Алексея Комарова: представлены тексты академических изданий русской классики XIX – начала XX вв.

https://arch.rgdb.ru/ Национальная электронная детская библиотека: включает классику и современную литературу для детей и подростков, а также коллекцию диафильмов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!