СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Занимательная матьематика"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Занимательная матьематика"»


Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Занимательная математика» разработана в соответствии с ФГОС НОО.

Программа данного курса позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир математики. Это имеет большое значение для формирования познавательных мотивов как основы учебной деятельности. Через реализацию программы «Занимательная математика» осуществляется единство урочной и внеурочной деятельности. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им, как интересен мир математики. Во внеурочной деятельности осуществляется дальнейшее углубление и расширение знаний. Обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой.

Программа предусматривает включение задач и заданий, направленных на применение математических знаний в жизненной ситуации, т.е. формирование математической грамотности. Предлагаемые программой занятия предназначены для развития математических способностей учащихся, формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Так же в программу включены задачи и задания, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

Цель программы: пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике.

Задачи программы

  • повышать учебную мотивацию;

  • совершенствовать предметные умения и навыки;

  • развивать навыки исследовательской и самостоятельной познавательной деятельности.

  • развивать внимание, логическое мышление, воображение, память, умения анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, конкретизировать, синтезировать, развивать внутреннюю и внешнюю речь.

  • воспитывать настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать трудности, формировать коммуникативную компетентность.

Описание места предмета в учебном плане

Объем программы во 2 классе – 17 часов. Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю, в первом или во втором полугодии.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты

осознание роли математики в жизни людей;

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • работать по предложенному учителем плану;

  • сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

  • моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

  • применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

  • анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

Познавательные УУД :

  • осознавать познавательную задачу; уметь слушать, извлекая нужную информацию;

  • осуществлять поиск и выделение необходимой информации;

  • высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

  • воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других;

  • работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества.

Предметные результаты

  • понимать как люди учились считать;

  • работать с пословицами, в которых встречаются числа;

  • выполнять интересные приёмы устного счёта;

  • находить суммы ряда чисел;

  • решать задачи, связанные с нумерацией, на сообразительность, задачи-шутки, задачи со спичками;

  • разгадывать числовые головоломки и математические ребусы;

  • находить в окружающем мире предметы, дающие представление об изученных геометрических фигурах;

  • выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

  • проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

  • ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

  • анализировать расположение деталей ( треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;

  • составлять фигуры из частей; определять место заданной детали в конструкции;

  • выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

Основные виды деятельности учащихся

- решение занимательных задач;

- оформление математических газет;

- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

- проектная деятельность

- самостоятельная работа;

- работа в парах, в группах;

- творческие работы.









Содержание программы


Раздел/ тема

Основное содержание

Виды деятельности

Воспитывающий и развивающий потенциал учебного предмета

1

Числа. Арифметические действия. Величины.

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Числовые головоломки. Заполнение судоку. Разгадывание математических ребусов.

Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Гражданско-патриотическое воспитание:

— становление ценностного отношения к своей Родине — России;

—осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;

— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;

— уважение к своему и другим народам;

—первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах

межличностных отношений.

Духовно-нравственное воспитание:

— признание индивидуальности каждого человека;

— проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;

— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

Эстетическое воспитание:

— уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству

своего и других народов;

— стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей

среде (в том числе информационной);

— бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Трудовое воспитание:

— осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологическое воспитание:

— бережное отношение к природе;

— неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценность научного познания:

— первоначальные представления о научной картине мира;

—познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

2

Мир занимательных задач


Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Задачи на сообразительность. Задачи – шутки. Комбинаторные задачи.

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

Воспроизводить способ решения задачи.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.

Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

Конструировать несложные задачи.

3

Геометрическая мозаика


Пространственные представления. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Моделирование фигур из деталей конструктора. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Танграм.


Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1 1и др., указывающие направление движения.

Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.

Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.

Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.

Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

Моделировать объёмные фигуры из различных материалов(проволока, пластилин и др.) и из развёрток.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Название раздела

Количество часов

Планируемые образовательные результаты

Оценка

достижения планируемых результатов

К-во КР

К-во

лабораторных работ

К-во

практических работ

1

Числа. Арифметические действия. Величины.

5

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, использовать знаково-символические записи. Построение логической цепи рассуждений, возможность выполнять задания на основе схем и рисунков, выполненных самостоятельно.

Выражать положительное отношение к процессу познания. Мотивация учебно-познавательной деятельности.

Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм). Адекватно воспринимать предложения учителя и одноклассников. Контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Оказывать помощь в сотрудничестве, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с одноклассниками. Формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для одноклассников высказывания, работать в коллективе

Выпуск математической газеты

0

0

0

2

Мир занимательных задач


5

Выполнять задания на основе рисунков, схем, чертежей, строить логическую цепь рассуждений, создание алгоритмов.

Самооценка на основе критериев успешности своей деятельности.

Преобразовывать практическую задачу в познавательную, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Взаимодействовать в паре , в группе. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии с учителем, одноклассниками.

Конкурс на лучший математический ребус.

0

0

0

3

Геометрическая мозаика


7

Использование знаково-символических средств, моделирование, анализ объектов с целью выделения признаков

Мотивация учебно-познавательной деятельности. Самооценка на основе критериев успешности своей деятельности.

Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм).Адекватно воспринимать предложения учителя и одноклассников.

Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Конкурс рисунков на лучший геометрический узор.

0

0

0



















Календарно-тематическое планирование


№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата план

Дата факт


Числа. Арифметические действия. Величины.

5



1

Числа от 1 до 20. Магия чисел. Весёлые стихи. Считалки. Скороговорки. Загадки. Шарады.

1



2

Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

1



3

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось задуманное число. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

1



4

Числовые головоломки. Судоку.

1



5

Разгадывание математических ребусов. Составление простейших математических ребусов.

1




Мир занимательных задач.

5



6

Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

1



7

Задачи, допускающие несколько способов решения.

1



8

Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.

1



9

Задачи на сообразительность.

1



10

Задачи-шутки. Комбинаторные задачи.

1




Геометрическая мозаика.

7



11

Пространственные представления. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) : путешествие точки (на листе в клетку).

1



12

Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание..

1



13

Геометрические узоры. Закономерности в узорах

1



14

Моделирование фигур из деталей конструктора. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

1



15

Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление орнамента с использованием циркуля.

1



16

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции. Танграм.

1



17

Час занимательной математики.

1





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!