РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Логопедические коррекционно-развивающие занятия по развитию аналитико-синтетических способностей»
для 2класса
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011г. № 03296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС»; - Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» 29.12.2012г.;- Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми сограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847); -Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
Цель: развивать аналитико-синтетические способности у учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
Курс ориентирован на учащихся начальных классов с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи:
-развитие и совершенствование координации речи с движением;
-развитие слухового и зрительного внимания, восприятия;
-развитие слуховой и зрительной памяти;
-развитие орфографической зоркости, языкового чутья.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 раз в неделю).
Предусмотрена 1 проверочная работа (итоговое занятие на тему: «Звуки на все руки»).
Оценка качества освоения программы
В конце учебного года проходит итоговое занятие.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности:
- развитие и совершенствование навыков слогового, звуко-буквенного, языкового анализа и синтеза ;
- развитие функции словообразования и словоизменения;
- уточнение, расширение и систематизация словарного запаса.
Содержание курса внеурочной деятельности:
Форма работы – групповая.
Основные методы обучения: объяснительно-иллюстративные, игровые, методы контроля, самоконтроля.
Приёмы: использование картинного материала, сигнальных карточек, схем, зрительной гимнастики,.
Упражнения на развитие координации речи с движением
-определение наречий, обозначающих пространственное расположение предметов;
-дифференциация оппозиционных звуков с неречевым звучанием (шорох, шелест и т.д.);
-составление слоговых схем слов, опираясь на длительность звучания ударных и безударных слогов (игра «Живые слоги»).
Упражнения на развитие зрительного внимания, восприятия, зрительной памяти
-составление слов из букв разрезной азбуки;
-составление слов из его частей;
-составление новых слов, путем добавления по одной предложенной букве в конец слова (работа со схемами слов);
-угадывание слов в соответствии со схемой после прослушивания стихотворения.
Упражнения на развитие слухового внимания, восприятия, слуховой памяти
-составление новых слов из букв данного слова;
-придумывание слов, звучание которых начинается (заканчивается) на заданный звук;
-составление новых слов путем перестановки букв (звуков);
-составление слов из разрозненных слогов;
-деление слов на слоги и составление из них новых слов;
-нахождение слов близких по звучанию, но разных по смыслу;
-дополнение стихов словами в рифму с оппозиционными звуками;
-прослушивание стихотворений и нахождение в них несоответствий.
Тематическое планирование:
Развитие фонематического строя речи на этапе слухопроизносительной дифференциации фонем (10ч)
Развитие аналитико-синтетических способностей на уровне слога (6ч)
Развитие аналитико-синтетических способностей на уровне слова (11ч)
Развитие аналитико-синтетических способностей на уровне словосочетания (4ч)
Развитие аналитико-синтетических способностей на уровне предложения (3ч)
Список литературы
1.Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. -М.: Издательство «Ось-89», 2003.-272с.
2. Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки: Пятьдесят логопедических игр.-СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,1999.-95с.
3.Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. -М.:ТЦ Сфера, 2006.-192с.
4.Садовникова И. Н.. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учеб. Пособие.- М.: «Гуманит. изд. центр ВЛАДОС» , 1997.-256 с.
Перечень оборудования
1.Наглядно-иллюстративный и раздаточный материал;
2. Звуковая линейка;
3.Цифровой ряд;
4.Карточки - звуковые домики;
5.Разрезная азбука;
6.Цветные карандаши;
7.Кубик, на гранях которого разное количество точек;
8.Кубик с буквами, обозначающими оппозиционные согласные звуки;
9.Кубик с гласными буквами;
10.Кубики с изображением различных предметов.
№п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Форма организации учебных занятий (контрольные, тесты, практические, лабораторные) | Дата (планируемая) | Дата (фактическая) |
| Развитие фонематического строя речи на этапе слухопроизносительной дифференциации фонем | 10 | | | |
1 | От звука к слову | 1 | | | |
2 | Цифровой ряд | 1 | | | |
3 | Слоговая чехарда | 1 | | | |
4 | Моя буква | 1 | | | |
5 | Кубик | 1 | | | |
6 | Слово с противоположным звуком | 1 | | | |
7 | Цветные карандаши | 1 | | | |
8 | Загадочные стихи | 1 | | | |
9 | Оппозиционные звуки | 1 | | | |
10 | Небылицы | 1 | | | |
| Развитие аналитико-синтетических способностей на уровне слога | 6 | | | |
11 | От слова к слову | 1 | | | |
12 | Шарады | 1 | | | |
13 | Слоговая арифметика | 1 | | | |
14 | Телеграфисты | 1 | | | |
15 | Рассыпанные слоги | 1 | | | |
16 | Цифровые слоговицы | 1 | | | |
| Развитие аналитико-синтетических способностей на уровне слова | 11 | | | |
17 | Хитрые стихи | 1 | | | |
18 | Слова на один звук | 1 | | | |
19 | Складно-неладно | 1 | | | |
20 | Рифмы | 1 | | | |
21 | Цепочки слов | 1 | | | |
22 | Перестановка | 1 | | | |
23 | Кроссворды | 1 | | | |
24 | Кто это? Что это? | 1 | | | |
25 | Составь слово | 1 | | | |
26 | Половинки | 1 | | | |
27 | Занимательные правила | 1 | | | |
| Развитие аналитико-синтетических способностей на уровне словосочетания | 3 | | | |
28 | Перевертыши | 1 | | | |
29 | Кто самый внимательный? | 1 | | | |
30 | Ералаш. Пограничники | 1 | | | |
| Развитие аналитико-синтетических способностей на уровне предложения | 2 | | | |
31 | Палиндромы. Ключевое слово. | 1 | | | |
32 | Итоговое занятие на тему:«Звуки на все руки» | 1 | | | |
| Итого: | 32 | | | |