РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Логопедические коррекционно-развивающие занятия по обучению творческому рассказыванию»
для 2класса
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011г. № 03296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС»; - Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» 29.12.2012г.;- Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847); -Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»; - Ткаченко Т.А. Обучение творческому рассказыванию по картинам: пособие для логопеда / Т.А. Ткаченко.
Цель: развивать связную монологическую речь (творческое рассказывание) у учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
Курс ориентирован на учащихся начальных классов с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи:
-развивать связную монологическую речь, используя картинный материал;
-расширение и активизация лексическо-грамматического строя речи;
-активизация логического мышления, воображения, внимания, памяти;
-воспитание внимательного отношения к слову, культуре речи.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 раз в неделю).
Оценка качества освоения программы
В конце учебного года проходит итоговое занятие.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности:
К концу обучения обучающиеся:
-умеют составлять рассказ с использованием сюжетных картин по десяти видам творческого рассказывания;
-научились использовать при составлении творческого рассказа все необходимые языковые средства(точные слова, образные сравнения, грамотные, четкие предложения, связь предложений и частей рассказа, выразительность, интонирование, акцентирование наиболее значимых слов, плавность речь, фонетическая четкость каждой фразы);
-умеют анализировать и оценивать продуктивность собственной деятельности.
Содержание курса внеурочной деятельности:
Форма работы – групповая, подгрупповая.
Основные методы обучения: метод словесного рисования, объяснительно-иллюстративные, наглядно-демонстрационные, игровые, методы контроля, самоконтроля.
Приёмы: использование наглядно-иллюстративного и раздаточного материала, художественное рассказывание.
Упражнения на активизацию логического мышления, воображения, внимания, памяти
-активизировать названные психические процессы с помощью вопросов и заданий.
Упражнения на расширение и активизацию лексическо-грамматического строя речи
-упражнять в грамматическом оформлении предложений;
-формировать умение сопоставлять простые и сложные предложения;
-развивать восприятие сложных синтаксических конструкций, понимание сложных логико-грамматических конструкций;
-учить составлять сложносочиненные, сложноподчиненные предложения из простых предложений;
-учить подбирать слова-антонимы, синонимы;
-упражнять в нормах согласования.
Упражнения на развитие языковой способности, для формирования навыков речевой коммуникации
-воспринимать на слух художественный текст (рассказ) в исполнении учителя, обучающихся;
-находить ответы на вопросы, используя сюжетную картину;
-развивать умение грамотно выражать свои мысли;
-составлять связный рассказ по сюжетной картине.
Упражнения на развитие интонационной и темпо-ритмической стороны речи
-развивать правильную артикуляцию, четкую дикцию, упражнять в четком произношении слов;
-развивать разнообразную интонацию, логику речи; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях, выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния;
-развивать слуховой вербальный анализ смысловой и интонационной законченности предложений.
Тематическое планирование:
Составление творческого рассказа с добавлением последующих событий 4ч.
Составление творческого рассказа с заменой объекта 4ч.
Составление творческого рассказа с заменой действующего лица 4ч.
Составление творческого рассказа с добавлением предшествующих событий 2ч.
Составление творческого рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий 4ч.
Составление творческого рассказа с добавлением объекта 2ч.
Составление творческого рассказа с добавлением действующего лица 2ч.
Составление творческого рассказа с добавлением объекта и действующего лица 2ч.
Составление творческого рассказа с изменением результата действия 4ч.
Составление творческого рассказа с изменением времени действия 4ч.
Список литературы
1.Беляева А.И. Изучение состояния речевых процессов детей с ОНР.//Логопед.2004
АСТ, М., - 2002г. «150 тестов, игр, упражнений».
2.Левина Р.Е.. Недостатки чтения и письма у детей.
3.Логопедия в школе: практический опыт/ Под редакцией В.С. Кукушкина./Н.А. Румега – глава 6 - М., 2004г
4.Ткаченко Т.А. Обучение творческому рассказыванию по картинам: пособие для логопеда / Т.А. Ткаченко.–М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2005г.
5.Ястебова А.В. коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М.: АРТИ, 1997г
Перечень оборудования
1.Наглядно-иллюстративный и раздаточный материал;
2.ПК;
3.Проектор;
4.Экран;
5.Магнитно-маркерная доска;
6.Маркеры;
7.Указка;
8.Магниты.
№п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Форма организации учебных занятий (контрольные, тесты, практические, лабораторные) | Дата (планируемая) | Дата (фактическая) |
| Составление творческого рассказа с добавлением последующих событий | 4 | | | |
1,2 | Творческий рассказ по картине «Две клумбы» | 2 | | | |
3,4 | Творческий рассказ по картине «Настольный теннис» | 2 | | | |
| Составление творческого рассказа с заменой объекта | 4 | | | |
5,6 | Творческий рассказ по картине «Пугающая еда» | 2 | | | |
7,8 | Творческий рассказ по картине «Киносъёмка» | 2 | | | |
| Составление творческого рассказа с заменой действующего лица | 4 | | | |
9,10 | Творческий рассказ по картине «Признание» | 2 | | | |
11,12 | Творческий рассказ по картине «Магнитофонная запись» | 2 | | | |
| Составление творческого рассказа с добавлением предшествующих событий | 2 | | | |
13,14 | Творческий рассказ по картине «Катание с горки» | 2 | | | |
| Составление творческого рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий | 4 | | | |
15,16 | Творческий рассказ по картине «Прятки» | 2 | | | |
17,18 | Творческий рассказ по картине «Неудачная поездка» | 2 | | | |
| Составление творческого рассказа с добавлением объекта | 2 | | | |
19,20 | Творческий рассказ по картине «Приключение на реке» | 2 | | | |
| Составление творческого рассказа с добавлением действующего лица | 2 | | | |
21,22 | Творческий рассказ по картине «Живой уголок | 2 | | | |
| Составление творческого рассказа с добавлением объекта и действующего лица | 2 | | | |
23,24 | Творческий рассказ по картине «Справедливое возмущение» | 2 | | | |
| Составление творческого рассказа с изменением результата действия | 4 | | | |
25,26 | Творческий рассказ по картине «На рыбалке» | 2 | | | |
27,28 | Творческий рассказ по картине «Вот так палка» | 2 | | | |
| Составление творческого рассказа с изменением времени действия | 3 | | | |
29 | Творческий рассказ по картине «Рисунок с натуры» | 1 | | | |
30 | Творческий рассказ по картине «Прогулка на лыжах» | 1 | | | |
31 | Итоговое занятие | 1 | | | |
| Итого: | 31 | | | |