РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Логопедические коррекционно-развивающие занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи»
для 2класса
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: -Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011г. № 03296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС»; -Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» 29.12.2012г.; -Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»; -Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847); -Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;- Чиркина Г.В., Российская Е.Н. «Произношение. Мир звуков». Учебник для специальных (коррекционных) школ. 2 класс.
Цель: развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны устной речи.
Курс ориентирован на учащихся начальных классов с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи:
-развивать звуковую сторону речи, формировать полноценные представления о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова;
-развивать артикуляционную моторику и навыки самоконтроля произносительной стороны речи;
-развивать мелкую моторику;
-развивать и совершенствовать коммуникативную готовность к обучению.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 раз в неделю).
Оценка качества освоения программы
В конце учебного года проходит итоговое занятие.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности:
-развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи;
-развитие артикуляционной моторики, чувства ритма;
-слухового восприятия.
Содержание курса внеурочной деятельности:
Форма работы:
-практические занятия с элементами игр и игровых моментов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц, скороговорок, рифмовок, ребусов, сказок и кроссвордов.
Занятия выстроены следующим образом:
1) Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
2) Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
3) Занимательные задания (игры-загадки, игры в кругу).
Основные методы: практические, наглядно-демонстрационные, игровые, словесные. Весь наглядный, дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами занятия, с учетом уровня развития обучающихся.
Принципы: комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход, онтогенетический принцип развития речевой системы.
Тематическое планирование:
Формирование артикуляционной базы речи(4ч)
Закрепление умений и навыков правильного произнесения звука на специально подобранном материале(30ч)
Список литературы
1)Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения/В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И.Кременецкая.-3-е изд., испр. и доп.-М.: Издательство ГНОМ, 2012.
2)Загадки. Скороговорки. Поговорки/Сост. К. и Д. Солертовские. М.: ООО Гамма-С.А, Гамма Пресс 2000, 2000.
3)Седых Н.А. Воспитание правильной речи у детей: практическая логопедия/Н.А.Седых.-М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005.
4)Чиркина Г.В., Российская Е.Н. «Произношение. Мир звуков». Учебник для специальных (коррекционных) школ. 2 класс. Издательство «Аркти», 2014.
Перечень оборудования
1.Наглядно-иллюстративный и раздаточный материал;
2.ПК;
3.Проектор;
4.Экран;
5.Магнитно-маркерная доска;
6.Маркеры;
7.Указка;
8.Магниты.
№п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Форма организации учебных занятий (контрольные, тесты, практические, лабораторные) | Дата (планируемая) | Дата (фактическая) |
| Формирование артикуляционной базы речи | 4 | | | |
1,2 | Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций. Выработка умения узнавать и различать фонемы. Работа с профилем артикуляционного аппарата. | 2 | | | |
3,4 | Артикуляционные упражнения. Упражнения на дыхание. Пальчиковая гимнастика. | 2 | | | |
| Закрепление умений и навыков правильного произнесения звука на специально подобранном материале | 23 | | | |
5 | Повторение артикуляционного уклада свистящей группы звуков (звуки [с], [с'], [з], [з'], [ц]) | 1 | | | |
6 | Автоматизация свистящей группы звуков в загадках, пословицах. | 1 | | | |
7 | Автоматизация свистящей группы звуков в скороговорках, стихах русских поэтов. | | | | |
8 | Дифференциация свистящей группы звуков [с-ц]. | 1 | | | |
9 | Дифференциация свистящей группы звуков [з-с], [з’-с’] | 1 | | | |
10 | Повторение артикуляционного уклада шипящей группы звуков (звуки [ш], [ж], [ч], [щ]) | 1 | | | |
11 | Автоматизация шипящей группы звуков в загадках, пословицах. | 1 | | | |
12 | Автоматизация шипящей группы звуков в скороговорках, стихах русских поэтов. | 1 | | | |
13 | Дифференциация шипящей группы звуков [ш]-[ж]; [ж]-[з]. | 1 | | | |
14 | Дифференциация шипящей группы звуков [ч]-[с’]; [ч]-[т’]. | 1 | | | |
15 | Дифференциация шипящей группы звуков [ч]-[ш]; [щ]-[ч]. | 1 | | | |
16 | Дифференциация шипящей группы звуков [щ]-[с’]. | 1 | | | |
17 | Дифференциация шипящей группы звуков [щ]-[т’]; [щ]-[ш]. | 1 | | | |
18 | Дифференциация шипящей группы звуков [ч]-[ш]-[с’]-[т’]. | 1 | | | |
19 | Повторение артикуляционного уклада сонорной группы звуков (звуки [л], [л']) | 1 | | | |
20 | Автоматизация сонорной группы звуков в загадках, пословицах. | 1 | | | |
21 | Автоматизация сонорной группы звуков в скороговорках, стихах русских поэтов. | 1 | | | |
22 | Повторение артикуляционного уклада сонорной группы (звуки [р], [р']) | 1 | | | |
23 | Автоматизация сонорной группы звуков в загадках, пословицах. | 1 | | | |
24 | Автоматизация сонорной группы звуков в скороговорках. | 1 | | | |
25 | Автоматизация сонорной группы звуков в стихах русских поэтов. | 1 | | | |
26 | Дифференциация сонорной группы звуков [р], [р'] | 1 | | | |
27 | Дифференциация сонорной группы звуков [р], [л] | 1 | | | |
| Итого: | 27 | | | |