СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности "Краеведение" «Моя родина-Россия. Край Воронежский»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предполагает обобщение и углубление знаний по краеведению. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города, как окружающего ребенка микромира; создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. Ребенок в уже привычном, знакомом открывает все новые стороны. У него начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатство.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности "Краеведение" «Моя родина-Россия. Край Воронежский»»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности "Краеведение"

«Моя родина-Россия. Край Воронежский»


Пояснительная записка

Направленность программы «Моя родина-Россия. Край Воронежский» по содержанию является социально-педагогической; по функциональному предназначению — учебно-познавательной, общекультурной; по форме организации — групповой; по времени реализации — трехгодичной.

Программа разработана на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373).

  2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

  3. Концепции УМК «Перспектива».

  4. Закона «Об образовании».

  5. Примерных образовательных программ научно-познавательного направления.

  6. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ гимназии «УВК№1».

  7. Учебного плана МБОУ гимназии «УВК №1».

Новизна данной программы определена Федеральным государственным стандартом начального общего образования.

Актуальность данной программы.

Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. Таким образом, внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что в ней реализуются следующие принципы:

1. Актуальность.

В последние годы в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. В реформируемом государстве стратегическая цель социального развития направлена на построение правового государства и гражданского общества.

Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

Начальная школа призвана воспитывать лучшие нравственные качества учащихся, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам, способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.

2. Научность.

Создание гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формировании такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

Понятие «гражданственность» трактуется как освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля.

В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края.

3. Системность.

Создается система краеведческой деятельности младших школьников, в которой устанавливаются взаимосвязи между:

- всеми участниками краеведческой деятельности – учащимися, педагогами, родителями, социальными партнерами;
- основными компонентами организуемой деятельности – целевым, содержательно-деятельностным и оценочно-результативным;

- урочной и внеурочной деятельностью;

- региональной, муниципальной, общешкольной, классной, индивидуальной системами воспитания и дополнительного образования школьников.

Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации знания, получаемые учащимися, органично вписываясь в единое образовательное пространство школы, становятся важным и неотъемлемым компонентом, способствующим формированию исторического и гражданского сознания, воспитанию патриотизма, толерантного отношения к людям, привитию навыков профессиональной деятельности: исследовательской, поисковой.

4. Практическая направленность.

Содержание занятий направлено на расширение кругозора и развитие познавательных интересов учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, повышает нравственность. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе.

5. Обеспечение мотивации.

Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города, как окружающего ребенка микромира; создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. Ребенок в уже привычном, знакомом открывает все новые стороны. У него начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатство.

6. Реалистичность.

С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 36 занятий.

7. Курс ориентационный.

Он осуществляет знакомство с Воронежским краем, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам нашего края, расширяет кругозор, углубляет знания о крае.

8. Принцип гуманистической направленности.

При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности школьников, создаются условия для формирования у учащихся умений и навыков самопознания, самоопределения, самореализации, самоутверждения.

9.Принцип вариативности.

В МБОУ гимназии «УВК №1» культивируется широкий спектр видов (направлений), форм и способов организации краеведческой деятельности, представляющий для детей реальные возможности свободного выбора и добровольного участия в ней, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей, желаний, интересов.

10.Принцип креативности.

Данная программа поддерживает развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством.
11.Принцип успешности и социальной значимости.

Формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения учебного заведения.

Цели программы:

  • формирование элементарных знаний, направленных на осознание необходимости изучения краеведения, заботы о крае;

  • изучение истории города Воронежа, его искусства через судьбы и творчество знаменитостей города: писателей, художников, архитекторов и т.д.; создание условий для духовно-ценностной и практической ориентации ученика в городе; содействие в развитии ребенка и в достижении им определенного уровня образованности; способствовать формированию осознанного отношения к памятникам истории и культуры;

  • воспитание воронежца на лучших традициях воронежской культуры, через возрождение духовности; формирование гражданской позиции и чувства любви к родному городу, осознание своей причастности к его истории через возрождение духовности; формирование гражданской позиции и чувства любви к родному городу, осознание своей причастности к его истории через судьбу собственной семьи, личного отношения к прошлому и настоящему города Воронежа;

  • пробуждение познавательного интереса к городу и его природной среде.

Задачи программы:

  • создание условия для освоения знаний об основных понятиях, особенностях природы своей местности во всем её разнообразии и целостности;

  • создание условия для применения знаний в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства, формирование толерантности;

  • формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса  учащихся к краеведению через тематические акции НОУ, детских библиотек, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;

  • адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;

  • формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем  сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

Особенности программы.

Программа предполагает обобщение и углубление знаний по краеведению, усложняющиеся формы работы при переходе из класса в класс. Широко используются местные ресурсы: краеведческий музеи области, района, города, городские библиотеки, другие культурные учреждения и памятники природы. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в урочной и внеурочной деятельности. Учебная работа дополняется широкой внеклассной деятельностью, экскурсиями: сбор интересной информации для подготовки докладов, уроков, конференций. Изучение курса предусматривается в региональном компоненте базисного учебного плана.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

Программа ориентирована на воспитанников 8-10 летнего школьного возраста. Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы

Курс «Моя родина-Россия. Край Воронежский» является интегрированным курсом, состоящим из нескольких содержательных блоков, которые обеспечивают системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Дополнительная образовательная программа «Моя родина-Россия. Край Воронежский» рассчитана на три года обучения по 36 часов в год. На полное освоение программы требуется 108 часов.

Первый период является вводным и направлен на первичное знакомство с социальной, культурной, духовной, а также природной средой города Воронежа.

Второй период имеет направление литературное. Это знакомство с творчеством выдающихся людей нашего края – поэтов, писателей, художников.Основная цель – расширение кругозора учащихся, пополнение знаний об истории Воронежской области, ее выдающихся людях, литературе и искусстве родного края.

Третий период имеет историческое направление и нацелен на расширение знаний ребенка об истории малой родины. В курсе «История родного края» рассматриваются основные события российской истории, повлиявшие на развитие края. Особое место занимает изучение петровской эпохи – пребывание Петра I на Воронежской земле, его роль в преобразовании нашего края. Практическая часть занятий отводится работе с «лентой времени» (отработка первичных хронологических знаний), исторической картой, что позволяет сформировать исторические представления к началу систематического изучения истории в основной школе.

Формы и режим занятий

Занятия учебных групп проводятся:1 занятие в неделю по 45 минут.

Основными формами образовательного процесса являются:

  • практико-ориентированные учебные занятия;

  • творческие мастерские;

  • конкурсы, выставки.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

  • индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

  • фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

  • групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

  • коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Учебно – тематическое планирование

I год обучения

№ п/п

Название темы

Всего

часов

Количество часов

теория

практика

1.

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и правилам поведения в общественных местах.

1

1

-

2.

Углубление знаний о природе города.

2

1

1

3.

Семейные традиции.

3

1

2

4.

Углубление знаний о городе Воронеже.

7

3

4

5.

Экскурсии по памятным местам города.

2

-

2

6.

Продолжение знакомства с культурной средой города (посещение музеев и выставок).

4

-

4

7.


Продолжение знакомства с произведениями литературы и искусства знаменитостей нашего города.

2

1

1

8.

Викторины, творческие мастерские.

4

1

3

9.

Животный мир Воронежской области.

4

3

1

10.

Индивидуальная поисковая деятельность.

7

2

5


ВСЕГО ЗА ГОД

36

13

23


II год обучения

№ п/п

Название темы

Всего

часов

Количество часов

теория

практика

1.

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и правилам поведения в общественных местах.

1

1

-

2.

Семейные традиции.

6

3

3

3.

Углубление знаний об истории города.

4

3

1

4.

Углубление знаний о городе во время ВОВ.

3

1

2

5.

Экскурсии по памятным местам города.

2

-

2

6.


Продолжение знакомства с произведениями литературы и искусства знаменитостей нашего города.

1

-

1

7.

Углубление знаний о природе города.

7

2

5

8.

Выпуск газет.

1

-

1

9.

Викторины, конкурсы, творческие мастерские.

5

-

5

10.

Моя школа.

6

2

4


ВСЕГО ЗА ГОД

36

12

24



III год обучения

№ п/п

Название темы

Всего

часов

Количество часов

теория

практика

1.

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и правилам поведения в общественных местах.

1

1

-

3.

Углубление знаний об истории города.

14

7

7

4.

Углубление знаний о городе во время ВОВ.

10

4

6

5.

Экскурсии по памятным местам города.

2

-

2

6.

Продолжение знакомства с культурной средой города (посещение музеев и выставок).

1

-

1

7.


Продолжение знакомства с хозяйственной и нравственно-духовной жизнью города.

8

4

4


ВСЕГО ЗА ГОД

36

16

20



Содержание программы

I год обучения

Я и моя семья. Я и моя семья. Семейные традиции. Что значит дружная семья? Труд в семье. Дружная семья: отдыхаем вместе. Труд родителей. Здоровый образ жизни – кредо нашей семьи (совместные спортивные соревнования).Родословная. Моё имя и фамилия. Индивидуальная поисковая деятельность.

Школа – мой дом родной. Я школьник. Я среди других. История гимназии. Герб, гимн гимназии. Школа – мой дом родной и я хозяин в нём (дискуссия о бережном отношении к школьному имуществу). Учителя и ученики. Поведение в школе. Правила поведения в столовой, на спортивной площадке, на лестнице. Общение со сверстниками, уважение друг к другу.

Воронеж – моя Родина. Символика Воронежского края. Боевой путь горожан. История памятников, улиц. Поэты и писатели нашего города. Растительный и животный мир города. ГероиВоронежа. Экскурсия погороду. Воронеж-город высокой культуры.


IIгод обучения

Я и моя семья. Я и моя семья. Семейные традиции. Что значит дружная семья? Труд в семье. Дружная семья: отдыхаем вместе. Труд родителей. Здоровый образ жизни – кредо нашей семьи (совместные спортивные соревнования).

Школа – мой дом родной. Я школьник. Я среди других. История гимназии. Герб, гимн гимназии. Школа – мой дом родной и я хозяин в нём (дискуссия о бережном отношении к школьному имуществу). Учителя и ученики. Поведение в школе. Правила поведения в столовой, на спортивной площадке, на лестнице. Общение со сверстниками, уважение друг к другу. Мой двор. За что люблю, что бы изменил.

Воронеж – моя Родина. Символика Воронежского края. Боевой путь горожан. История памятников, улиц.Поэты и писатели нашего города. Выпуск буклетов.

IIIгод обучения

Как люди узнают о прошлом? Происхождение и смысл понятия «история». Что и как изучает история? Археология и археологи. Раскопки.

Лента времени. Содержание понятий: дата, год, век, тысячелетие. Работа с римскими и арабскими цифрами. «Лента времени».

История на карте. Отличительные особенности и условные знаки географической и исторической карты. Карта Воронежской области.

«Город древний, город чудный». Первые упоминания о городе Воронеже. История строительства крепости Воронеж. Город и его роль в укреплении южных рубежей.

Воронеж – колыбель русского флота. Начало кораблестроительных работ в крае. Судостроение и кораблестроение. Строительство адмиралтейства в городе Воронеже. Матросское учение. Заселение Прибитюжья.

Петровская эпоха. Прибытие и деятельность Петра I в Воронеже. Экскурсия к памятнику Петру I.

Поэты, писатели, историки-краеведы о воронежских страницах истории Российского военно-морского флота. В. Загоровский, А. Аббасов, И. Никитин, С. Попов, М. Кривцова и другие о строительстве парусно-гребного флота в Воронеже.

Дворянско-купеческий город. Внешний облик города. Открытие Воронежского наместничества. Жители города, их занятия.

Русская ярмарка. Подготовка и проведение театрализованного праздника.

Век девятнадцатый. Отмена крепостного права 1861 год. Жизнь и быт крестьян.

Балы и развлечения в жизни дворян. Жилище и одежда дворян. Досуг. Балы. Этикет. Воспитание в дворянской семье. Дворцовые собрания.

Революции в Воронежском крае (1905-1917 гг.). Что такое революция? Кто такие большевики? Революции в Воронежском крае.

Обобщающий урок.

Суровые годы Великой Отечественной войны. Начало Великой Отечественной войны. Воронежская область на линии фронта. Наш край в период оккупации.

Герои – защитники города (села). Рассказ о защитниках края.

Освобождение. Разгром гитлеровцев в Воронежской области. 25 января – освобождение города Воронежа.

По страницам Великой Отечественной войны. Местные писатели и поэты о войне.

Герои Советского  Союза в моем крае.  Воронежцы – Герои Советского Союза.

Жизнь детей в годы Великой Отечественной войны. Учеба и труд детей в годы войны. Помощь фронту.

Под славными знаменами. Экскурсия в школьный музей.

Тыл – фронту. Трудовой подвиг воронежцев в годы Великой Отечественной войны.

Судьбы моих родственников в Великую Отечественную войну. Влияние войны на жизнь мирных граждан.

Памятники воинской славы в моем городе (селе). Экскурсии к памятникам, посвященным освобождению города (села), к мемориальным доскам,  улицам, названным именами героев войны.

Наш современный город. Современные предприятия, административные здания, их значение в хозяйственной и нравственно-духовной жизни города.

Государственная символика России. Герб. Гимн России. Геральдика. Гербы городов Воронежской области и г. Воронежа.

Я – гражданин России, я – воронежец! Права и обязанности гражданина России. Всеобщая декларация прав человека. Права ребенка. Права и обязанности ученика.

Воронеж – столица Центрального Черноземья. Кто такой президент? Кто такой губернатор? Государственная дума. Мир вокруг нас. Мы и наши соседи.

Воронеж сегодня. Современные предприятия, административные здания, их значение в хозяйственной и нравственно-духовной жизни города.

Наши праздники. Государственные праздники, Дни города (села), семейные и личные праздники.

Обобщающий урок «Люби и знай свой край». История Воронежского края в курсе истории России.

Планируемые результаты обучения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

  • широкая мотивационная основа внеучебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

  • познавательный интерес к новому учебному материалу и решению новых задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;

  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • установка на здоровый образ жизни;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Метапредметные результаты

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, пользоваться реакцией среды решения задачи (в случае работы в интерактивной среде);

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, своей собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языке;

  • выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Предметные результаты

  • овладеть целостными представлениями об историческом пути Воронежа и области как необходимой основы для миропонимания и познания истории собственной страны;

  • применять понятийный аппарат краеведческого знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсе истории страны;

  • соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;

  • систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историко-культурную карту Воронежской области и ориентироваться в ней;

  • расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и жителей в истории области;

  • применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей области и страны в целом;

  • формировать познавательный интерес к Воронежу и его природной среде;

  • приобретать опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической краеведческой информации;

  • определятьпозитивное и негативное влияния деятельности человека в природе;

  • определять способы сохранения окружающей природы.

Система оценки планируемых результатов курса внеурочной деятельности

  • Участие в классных, общешкольных и городских мероприятиях (тематические конкурсы).

  • Участие в социально-значимых проектах.

Оценка и коррекция развития личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

  • защита творческих проектов выпускников;

  • презентация творческих работ;

  • итоговая выставка лучших творческих работ учащихся.

Методическое обеспечение образовательной программы

Основными видами деятельности являются информационно-рецептивная, репродуктивная и творческая.

Информационно-рецептивная деятельность учащихся предусматривает освоение учебной информации через рассказ педагога, беседу, самостоятельную работу с литературой.

Репродуктивная деятельность учащихся направлена на овладение ими умениями и навыками через выполнение образцов изделий, небольших сувениров, и выполнения работы по заданному технологическому описанию. Эта деятельность способствует развитию усидчивости, аккуратности и сенсомоторики учащихся.

Творческая деятельность предполагает самостоятельную или почти самостоятельную художественную, поисковую, исследовательскую работу учащихся.

Взаимосвязь этих видов деятельности дает учащимся возможность проявить свои творческие способности.

При обучении используются основные методы организации и осуществления учебно-познавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические, индуктивные и проблемно-поисковые. Выбор методов (способов) обучения зависит о психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.

Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих работ. Этому способствуют совместные обсуждения выполне­ния заданий, изделий, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, выставки работ, конкурсы.

Важными условиями творческого самовыражения воспитанников выступают реализуемые в педагогических технологиях идеи свободы выбора.

Материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности

Оборудование класса

  • Ученические столы 1-2 местные с комплектом стульев

  • Стол учительский с тумбой

  • Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

  • Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

  • Подставки для книг, держатели для карт и т.п.

Технические средства обучения

  • Интерактивная доска

  • Ноутбук

  • Мультимедийный проектор

  • Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок

  • Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок

Печатные пособия

  • Таблицы природоведческого, обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения

  • Географические и исторические настенные карты

  • Демонстрационные таблицы «Герб, флаг, гимн Российской Федерации»

  • Демонстрационные таблицы «Герб, флаг, гимн края, города»

  • Портрет президента РФ

  • Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.)

Литература

Амелькин А.О. История создания русского флота. – Воронеж, 1997.

Анисимов Е.В. Время петровских реформ. – Л, 1989.

Ворожейкина Н.И. Наша Родина и современный мир: Рабочая тетрадь. – Смоленск, 2000.

Воронежский край с древнейших времен и до конца XVII века / Сост. В.П. Загоровский. – Воронеж, 1976.

Воронежское сражение. – Воронеж, 1968.

Воронежский фронт // Из серии «Земля Воронежская. Живая память» / Под ред. A.M. Аббасова. – Воронеж, 2005.

Гордеичев В. Соизмерения. – М., 1976.

Гринько А. В боях за Воронеж. – Воронеж, 1985.

Домогацких М. Особое задание. – Воронеж, 1976.

Загоровский В.П. Воронежская историческая энциклопедия. – Воронеж, 1992.

Загоровский В.П. История Воронежского края от А до Я. – Воронеж, 1982.

Загоровский В.П. Воронеж: историческая хроника. – Воронеж, 1989.

Загоровский В.П., Загоровская С.Е. Пребывание и деятельность Петра I на воронежской земле. – Воронеж, 1993.

Жигулин А. Память. – Воронеж, 1964.

Край Воронежский. – Воронеж, 1985.

Кретова O.K. Русский город Воронеж. – Воронеж, 1987.

Кораблинов В. Горы Чижовские. Воронежские повести. – Воронеж, 1964.

Павленко Н.И. Петр Великий. – М., 1990.

Панова В.И. История Воронежского края в курсе истории СССР. – Воронеж, 1999.

Пульвер Е., Пульвер Ю. Воронежская мозаика. – Воронеж, 1983.

Российского флота начало. – Литиздат России, 2000.

Рылеев К.Ф. Петр Великий в Острогожске: Сочинения. – М., 1983.

Саплин А.И., Саплина Е.В. Введение в историю: Тетрадь творческих заданий. – М, 2000.

Саплин А.И., Саплина Е.В. Книга для учителя. – М, 1999.

Студеникин М.Т., Добролюбова В.И. Методика преподавания истории в начальной школе. – М., 2001.

Университет в солдатской шинели. – Воронеж, 1985.

Федеральный государственный образовательный стандарт (II поколение) начального общего образования.

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].—2‑е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2012. — 204 с. — (Стандарты второго поколения).— ISBN 978‑5‑09‑022564‑9. Издательство «Просвещение», 2010.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.- М.: Просвещение, 2010.

Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ гимназии «УВК№1».

Учебный план МБОУ гимназии «УВК№1» .



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!