СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе. 10 класс. Базовый уровень. Ю.В. Лебедев (модульное планирование).

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Программа разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» мая 2012 г. № 413.

Для реализации учебной программы используется учебник: «Литература: 10 класс», учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. /Ю.В. Лебедев – 7-е издание, перераб. - М.: Просвещение 2019 .

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе. 10 класс. Базовый уровень. Ю.В. Лебедев (модульное планирование).»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 75 имени Игоря Серова»

Рассмотрена Утверждена. на заседании МО. Приказ № ________ Протокол № 1 от ___________2019 г. от __________2019 г. Директор МОУ Руководитель МО «Средняя школа № 75» __________ (Шитова Т.К.) __________ (Прокопчук А.П.)



Рабочая программа по литературе в 10 классе Шитовой Татьяны Константиновны.





г.Ярославль

2019-2020 учебный год.





Программа разработана на основе следующих нормативных документов и методических материалов:

1. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» мая 2012 г. № 413.

2. Примерной программы по литературе / Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 28 июня 2016 г. № 2/16-з // [Электронный ресурс] // Режим доступа свободный http://fgosreestr.ru.

3. Федерального перечня учебников, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих аккредитацию образовательных программ среднего общего образования».


ООП средней школы № 75 предусматривает изучение предмета «Литература» в 10 классе в количестве 102 часа в год - 3 часа в неделю.


Для реализации учебной программы используется учебник:

«Литература: 10 класс», учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. /Ю.В. Лебедев – 7-е издание, перераб. - М.: Просвещение 2019 .

Дидактика учебника ( вопросы для самопроверки, индивидуальной работы, для коллективных проектов и литературоведческих исследований, темы сочинений, рефератов) поможет старшеклассникам достичь планируемых результатов, глубже постичь своеобразие русской классики, развить самостоятельные исследовательские навыки.

Дидактической единицей программы определен учебный модуль – логически самостоятельный компонент учебной программы. Учебный материал для составления модулей рабочей программы и их количество определяются составителем в зависимости от того, как будут распределены учебные задачи по достижению планируемых результатов. Достижение результата (или нескольких результатов) фиксируется обязательной итоговой (контрольной) работой в конце каждого модуля.

При определении содержания каждого из модулей учитывается следующее условие – обязательное присутствие ключевых произведений русской литературы, наличие списка для самостоятельного чтения и заданий к нему.

В предметной программе дан перечень модулей и обозначены ключевые произведения, которые изучаются на уроках литературы.















  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»

в 10 классе.


Разделы

(модули)

учебного курса

Кол-во

час.


Личностные



Метапредметные



Предметные

(на базовом уровне)

Модуль 1

Русская литература в контексте мировой культуры. Основные проблемы русской литературы первой половины XIXв. Реализм как литера-турное нап-равление.


4

Отражают: готовность и способность к образованию, в том числе самообразо-ванию российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уваже-ние к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоя-щее многонацио-нального народа России.

Отражают:

умение самостоя-тельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; исполь-зовать все возможные ресурсы для достиже-ния поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различ-ных ситуациях.

Ученик научится:

осмысливать содержа-ние произведений русской, родной и мировой классической литературы, их исто-рико-культурного и нравственно-ценност-ного влияния на формирование нацио-нальной и мировой культуры.

Ученик получит возможность научиться:

иметь представление о системе стилей художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, об индивидуальном авторском стиле.


Модуль2

Литература второй половины XIX века. Проблема героя вре-мени. Личность и семья.

Конфликт поколений.




Отражают:

осознанный выбор будущей профес-сии и возможнос-тей реализации собственных жиз-ненных планов; отношение к профессиональной деятельности как к возможности учас-тия в решении личных, общес-твенных , государ-ственных общена-циональных проб-лем; отвественнное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия цен-ностей семейной жизни.


Отражают:

владение навыками познавательной реф-лексии как осознания совершаемых дейст-вий и мыслительных процессов, их резуль-татов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их дости-жения; умение самостоятельно оценивать и прини-мать решения, определяющие стра-тегию поведения с учетом нравственных ценностей.


Ученик научится:

владеть умением представлять тексты в виде тезисов, контек-стов, аннотаций, сочи-нений разных жанров; учитывать истори-ческий, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художествен-ного произведения: давать историко-культурный коммента-рий к тексту произве-дения.

Ученик получит возможность научиться:

осмысливать принципы основных направлений литературной критики, уметь оценивать худо-жественную интерпре-тацию литературного произведения в произве-дениях других видов искусства ( живопись, театр, кино, музыка).

Модуль 3. Личность и общество. Влияние социальной среды на личность человека. Человек и государст-венная система.

Утопии и антиутопии в лите-ратуре.



Отражают:

развитое чувство патриотизма, уважение к своему народу, гордости за свой край, свою Родину; готовность к служению Оте-честву, его защите; нравственное сознание и поведе-ние на основе усвоения общече-ловеческих ценностей.


Отражают:

умение продуктивно общаться и взаимо-действовать в про-цессе совместной деятельности; владе-ние навыками позна-вательной, учебно-исследовательской и проектной деятель-ности, владение языковыми средства-ми - уметь ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.




Ученик научится:

выявлять в художест-венных текстах образы, темы, проблемы и выражать свое отноше-ние к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях, владеть навыками анализа текста с учетом их жанрово-родовой специфики, осознавать сложность картин жизни, изобра-женных в произве-дениях.

Ученик получит возможность научиться:

учитывать истории-ческий, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художе-ственного произведения: давать историко-культурный коммен-тарий к тексту произведения.

Модуль 4

Лирика как род литера-туры. Эсте-тические поиски в литературе второй половины XIX века.



Отражают:

сформированность основ саморазви-тия и самовоспи-тания в соответ-ствии с общече-ловеческими ценностями и идеалами граж-данского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.


Отражают:

владение языковыми средствами - уметь ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, исполь-зовать адекватные языковые средства.

Ученик научится:

навыкам анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной карти-ны жизни, созданной в литературном произве-дении, в единстве эмоционального личнос-тного восприятия и интеллектуального понимания.

Ученик получит возможность научиться:

анализировать художес-твенное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.).


Модуль 5

Философия бытия че-ловека: человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и человек-деятель, индиви-дуальность и «человек толпы», личность и мир.



Отражают:

нравственное сознание и пове-дение на основе усвоения обще-человеческих ценностей; толе-рантное сознание и поведение в поли-культурном мире, готовность и спо-собность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопони-мания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.

Отражают:

умение самостоя-тельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; осущес-твлять, контролиро-вать и корректировать деятельность.

Ученик научится:

осмысливать содержание произведений русской, родной и мировой классической литера-туры, их историко-культурного и нравственно-ценност-ного влияния на формирование нацио-нальной и мировой культуры.

Ученик получит возможность научиться:

анализу произведений в контексте историко-культурного подхода в литературоведении;

выделять характерные черты литературных направлений или течений; использовать литературные ресурсы, в том числе в сети Интернет.

Модуль 6

Зарубежная литература XIX века



Отражают:

сформированность мировоззрения, основанного на диалоге культур, осознание своего места в поликуль-турном мире.


Отражают:

умение использовать средства информа-ционных и коммуни-кационных техно-логий в решении когнитивных, комму-никативных и организационных задач с соблюдением правовых и этических норм, норм информа-ционной безопасности

Ученик научится:

давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самосто-ятельно прочитанные произведения, демо-нстрируя целостное восприятие художес-твенного мира произведения, понима-ние принадлежности произведения к литера-турному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду).

Ученик получит возможность научиться:

пониманию и осмыс-ленному использованию понятийного аппарата современного литерату-роведения в процессе чтения и интерпретации произведений зарубеж-ной литературы.



Рабочая программа учебного курса строится на произведениях из трех списков: А, В и С (см. таблицу ниже). Список А представляет собой перечень конкретных произведений, занявших в силу традиции особое место в школьном преподавании русской литературы.

Список В представляет собой перечень авторов, чьи произведения и творческие биографии имеют давнюю историю изучения в школьном курсе литературы. Список содержит примеры тех произведений, которые могут изучаться – конкретное произведение каждого автора выбирается составителем программы.

Список С представляет собой перечень тем и литературных явлений, выделенных по определенному принципу (теоретико- или историко-литературному). Конкретного автора и произведение, на материале которого может быть изучено данное литературное явление, выбирает учитель.



















Список А

Список В

Список С


Ф.И. Тютчев

Стихотворения: «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»), «Нам не дано предугадать…», «Не то, что мните вы, природа…», «О, как убийственно мы любим...», «Певучесть есть в морских волнах…», «Умом Россию не понять…», «Silentium!» и др.

Поэзия середины и второй половины XIX века


Ф.И. Тютчев

«День и ночь», «Есть в осени первоначальной…», «Еще в полях белеет снег…», «Предопределение», «С поляны коршун поднялся…», «Фонтан», «Эти бедные селенья…» и др.


А.А. Фет

Стихотворения: «На стоге сена ночью южной…», «Одним толчком согнать ладью живую…».


А.К. Толстой

Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно…», «Край ты мой, родимый край...», «Меня, во мраке и в пыли…», «Двух станов не боец, но только гость случайный…» и др.


Н.А. Некрасов

«Внимая ужасам войны…», «Когда из мрака заблужденья…», «Накануне светлого праздника»,

«Несжатая полоса», «Памяти Добролюбова», «Я не люблю иронии твоей…»

А.А. Фет

Стихотворения: «Еще майская ночь», «Как беден наш язык! Хочу и не могу…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Шепот, робкое дыханье…», «Это утро, радость эта…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Я тебе ничего не скажу…» и др.

Н.А. Некрасов Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

Н.А. Некрасов

Стихотворения: «Блажен незлобивый поэт…», «В дороге», «В полном разгаре страда деревенская…», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «О Муза! я у двери гроба…», «Поэт и Гражданин», «Пророк», «Родина», «Тройка», «Размышления у парадного подъезда», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), Поэма «Русские женщины»

А.Н. Островский Пьеса «Гроза»

А.Н. Островский

Пьеса «Бесприданница»


Реализм XIXXX века

А.Н. Островский. «Доходное место», «На всякого мудреца довольно простоты», «Снегурочка», «Женитьба Бальзаминова»

Н.А. Добролюбов

Статья «Луч света в темном царстве»

Д.И. Писарев. Статья «Мотивы русской драмы»

И.А. Гончаров

Повесть «Фрегат «Паллада», роман «Обрыв»

И.С. Тургенев

Романы «Рудин», «Накануне», повести «Первая любовь», «Гамлет Щигровского уезда», «Вешние воды», статья «Гамлет и Дон Кихот»

Ф.М. Достоевский

Повести «Неточка Незванова», «Сон смешного человека», «Записки из подполья»

А.В. Сухово-Кобылин «Свадьба Кречинского»

В.М. Гаршин

Рассказы «Красный цветок», «Attalea princeps»

Д.В. Григорович

Рассказ «Гуттаперчевый мальчик» (оригинальный текст), «Прохожий» (святочный рассказ)

Г.И. Успенский. Эссе «Выпрямила»

Рассказ «Пятница»

Н.Г. Чернышевский. Роман «Что делать?»

Статьи «Детство и отрочество. Сочинение графа Л.Н. Толстого. Военные рассказы графа Л.Н. Толстого», «Русский человек на rendez-vous. Размышления по прочтении повести г. Тургенева «Ася»

Л.Н. Толстой. Повести «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», пьеса «Живой труп»

А.П. Чехов. Рассказы «Душечка», «Любовь», «Скучная история», пьеса «Дядя Ваня».

В.А. Гиляровский

Книга «Москва и москвичи» //

Другие региональные произведения о родном городе, крае

И.А. Бунин. Рассказы: «Лапти», «Танька», «Деревня», «Суходол», «Захар Воробьев», «Иоанн Рыдалец», «Митина любовь»

Статья «Миссия русской эмиграции»

А.И. Куприн. Рассказы и повести: «Молох», «Олеся», «Поединок», «Гранатовый браслет», «Гамбринус», «Суламифь».

М. Горький. Рассказ «Карамора», романы «Мать», «Фома Гордеев», «Дело Артамоновых»

Б.Н. Зайцев. Повести и рассказы «Голубая звезда», «Моя жизнь и Диана», «Волки».

И.С. Шмелев. Повесть «Человек из ресторана», книга «Лето Господне».

М.М. Зощенко*, А.И.Солженицын*,

В.М. Шукшин*, В.Г. Распутин*,

В.П. Астафьев*


И.А. Гончаров Роман «Обломов»

И.А. Гончаров

Роман «Обыкновенная история»


И.С. Тургенев Роман «Отцы и дети»

И.С. Тургенев

Роман «Дворянское гнездо»

Ф.М. Достоевский Роман «Преступление и наказание»

Ф.М. Достоевский

Романы «Подросток», «Идиот»


М.Е. Салтыков-Щедрин

Романы «История одного города», «Господа Головлевы»

Цикл «Сказки для детей изрядного возраста»


Н.С. Лесков (ГОС-2004 – 1 пр. по выбору)

Повести и рассказы «Человек на часах», «Тупейный художник», «Левша», «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда»

Л.Н. Толстой Роман-эпопея «Война и мир»

Л.Н. Толстой

Роман «Анна Каренина», цикл «Севастопольские рассказы», повесть «Хаджи-Мурат»

А.П. Чехов

Пьеса «Вишневый сад»

А.П. Чехов

Рассказы: «Смерть чиновника», «Тоска», «Спать хочется», «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Дама с собачкой», «Попрыгунья»

Пьесы «Чайка», «Три сестры»


И.А. Бунин

Стихотворения: «Аленушка», «Вечер», «Дурман», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…», «У зверя есть гнездо, у птицы есть нора…»

Рассказы: «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание», «Темные аллеи», «Чистый понедельник»

М. Горький

Пьеса «На дне»

М. Горький

Рассказы: «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш»

А.А. Блок

Поэма «Двенадцать»

А.А. Блок

Стихотворения: «В ресторане», «Вхожу я в темные храмы…», «Девушка пела в церковном хоре…», «Когда Вы стоите на моем пути…», «На железной дороге», цикл «На поле Куликовом», «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «О, весна, без конца и без краю…», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «Она пришла с мороза…»; «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…», «Рожденные в года глухие…», «Россия», «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться…», «Пушкинскому Дому», «Скифы»

Модернизм конца XIX – ХХ века

А.А. Блок. Стихотворения: «Ветер принес издалека…», «Встану я в утро туманное…», «Грешить бесстыдно, непробудно…», «Мы встречались с тобой на закате…», «Пляски осенние, Осенняя воля, Поэты, «Петроградское небо мутилось дождем…», «Я – Гамлет. Холодеет кровь», «Я отрок, зажигаю свечи…», «Я пригвожден к трактирной стойке…»

Поэма «Соловьиный сад»

Л.Н. Андреев

Повести и рассказы: «Большой шлем», «Красный смех», «Рассказ о семи повешенных», «Иуда Искариот», «Жизнь Василия Фивейского».

Пьеса «Жизнь человека»

В.Я. Брюсов

Стихотворения: «Ассаргадон», «Грядущие гунны», «Есть что-то позорное в мощи природы...», «Неколебимой истине...», «Каменщик», «Творчество», «Родной язык». «Юному поэту», «Я»

К.Д. Бальмонт

Стихотворения: «Безглагольность», «Будем как солнце, Забудем о том...» «Камыши», «Слова-хамелеоны», «Челн томленья», «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Я – изысканность русской медлительной речи...»

А.А. Ахматова*, О.Э. Мандельштам*

Н.С. Гумилев

Стихотворения: «Андрей Рублев», «Жираф», «Заблудившийся трамвай», «Из логова змиева», «Капитаны», «Мои читатели», «Носорог», «Пьяный дервиш», «Пятистопные ямбы», «Слово», «Слоненок», «У камина», «Шестое чувство», «Я и вы»

В.В. Маяковский*

В.В. Хлебников

Стихотворения «Бобэоби пелись губы…», «Заклятие смехом», «Когда умирают кони – дышат…», «Кузнечик», «Мне мало надо», «Мы желаем звездам тыкать…», «О достоевскиймо бегущей тучи…», «Сегодня снова я пойду…», «Там, где жили свиристели…», «Усадьба ночью, чингисхань…».

М.И. Цветаева*, С.А. Есенин*, В.В. Набоков*,

И.Ф. Анненский, К.Д. Бальмонт, А. Белый, В.Я. Брюсов, М.А. Волошин, Н.С. Гумилев, Н.А. Клюев, И. Северянин, Ф.К. Сологуб, В.В. Хлебников, В.Ф. Ходасевич

А.А. Ахматова

Поэма «Реквием»


А.А. Ахматова

Стихотворения: «Вечером», «Все расхищено, предано, продано…», «Когда в тоске самоубийства…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мужество», «Муза» («Когда я ночью жду ее прихода…».) «Не с теми я, кто бросил землю…», «Песня последней встречи», «Сероглазый король», «Сжала руки под темной вуалью…», «Смуглый отрок бродил по аллеям…»

Литература советского времени

А.А. Ахматова

«Все мы бражники здесь, блудницы…», «Перед весной бывают дни такие…», «Родная земля», «Творчество», «Широк и желт вечерний свет…», «Я научилась просто, мудро жить…».

«Поэма без героя»


С.А. Есенин

«Клен ты мой опавший…», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Нивы сжаты, рощи голы…», «Отговорила роща золотая…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Русь советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Я обманывать себя не стану…». Роман в стихах «Анна Снегина». Поэмы: «Сорокоуст», «Черный человек»


В.В. Маяковский

Стихотворения: «Адище города», «Вам!», «Домой!», «Ода революции», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Уже второй должно быть ты легла…», «Юбилейное»

Поэма: «Про это»


М.И. Цветаева

Стихотворения: «Все повторяю первый стих…», «Идешь, на меня похожий», «Кто создан из камня…», «Откуда такая нежность», «Попытка ревности», «Пригвождена к позорному столбу», «Расстояние: версты, мили…»

Очерк «Мой Пушкин»


О.Э. Мандельштам

Стихотворения: «Айя-София», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Лишив меня морей, разбега и разлета…», «Нет, никогда ничей я не был современник…», «Сумерки свободы», «Я к губам подношу эту зелень…»


Б.Л. Пастернак

Стихотворения: «Август», «Давай ронять слова…», «Единственные дни», «Красавица моя, вся стать…», «Июль», «Любимая – жуть! Когда любит поэт…», «Любить иных – тяжелый крест…», «Никого не будет в доме…», «О, знал бы я, что так бывает…», «Определение поэзии», «Поэзия», «Про эти стихи», «Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе…», «Снег идет», «Столетье с лишним – не вчера…»

Роман «Доктор Живаго»


М.А. Булгаков

Книга рассказов «Записки юного врача». Пьесы «Дни Турбиных», «Бег», «Кабала святош» («Мольер»), «Зойкина квартира»

А.П. Платонов

Рассказы и повести: «Река Потудань», «Сокровенный человек», «Мусорный ветер»

М.А. Шолохов

Роман «Поднятая целина».

Книга рассказов «Донские рассказы»

В.В. Набоков

Романы «Машенька», «Защита Лужина»

М.М. Зощенко

Рассказы: «Баня», «Жертва революции», «Нервные люди», «Качество продукции», «Аристократка», «Прелести культуры», «Тормоз Вестингауза», «Диктофон», «Обезьяний язык»

И.Э. Бабель. Книга рассказов «Конармия»

А.А. Фадеев. Романы «Разгром», «Молодая гвардия»

И. Ильф, Е. Петров. Романы «12 стульев», «Золотой теленок»

Н.Р. Эрдман. Пьеса «Самоубийца»

А.Н. Островский. Роман «Как закалялась сталь»

А.И. Солженицын. Повесть «Раковый корпус», статья «Жить не по лжи»

В.Т. Шаламов. Рассказы: «Сгущенное молоко», «Татарский мулла и чистый воздух», «Васька Денисов, похититель свиней», «Выходной день»

В.М. Шукшин. Рассказы «Верую», «Крепкий мужик», «Сапожки», «Танцующий Шива»

Н.А. Заболоцкий. Стихотворения: «В жилищах наших», «Вчера, о смерти размышляя…», «Где-то в поле, возле Магадана…», «Движение», «Ивановы», «Лицо коня», «Метаморфозы». «Новый Быт», «Рыбная лавка», «Искусство», «Я не ищу гармонии в природе…»

А.Т. Твардовский. Стихотворения: «В тот день, когда окончилась война…», «Вся суть в одном-единственном завете…», «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…»

И.А. Бродский. Стихотворения: «1 января 1965 года», «В деревне Бог живет не по углам…», «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Осенний крик ястреба», «Рождественская звезда», «То не Муза воды набирает в рот…» «Я обнял эти плечи и взглянул…»

Нобелевская лекция

Н.М. Рубцов. Стихотворения: «В горнице», «Видения на холме», «Звезда полей», «Зимняя песня», «Привет, Россия, родина моя!..», «Тихая моя родина!», «Русский огонек», «Стихи»


Проза второй половины ХХ века

Ф.А. Абрамов. Роман «Братья и сестры»

Ч.Т. Айтматов. Повести «Пегий пес, бегущий краем моря», «Белый пароход», «Прощай, Гюльсары».

В.П. Аксёнов. Повести «Апельсины из Марокко», «Затоваренная бочкотара»

В.П. Астафьев. Роман «Царь-рыба». Повести: «Веселый солдат», «Пастух и пастушка».

В.И. Белов. Повесть «Привычное дело», книга «Лад».

А.Г. Битов. Книга очерков «Уроки Армении».

В.В. Быков. Повести: «Знак беды», «Обелиск», «Сотников».

Б.Л. Васильев. Повести: «А зори здесь тихие», «В списках не значился», «Завтра была война».

Г.Н. Владимов. Повесть «Верный Руслан», роман «Генерал и его армия»

В.Н. Войнович. «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», «Москва 2042».

В.С. Гроссман. Роман «Жизнь и судьба»

С.Д. Довлатов. Книги «Зона», «Чемодан», «Заповедник».

Ю.О. Домбровский. Роман «Факультет ненужных вещей».

Ф.А. Искандер. «Детство Чика», «Сандро из Чегема», «Кролики и удавы».

Ю.П. Казаков. Рассказ «Во сне ты горько плакал».

В.Л. Кондратьев. Повесть «Сашка»

Е.И. Носов. Повесть «Усвятские шлемоносцы»

Б.Ш. Окуждава

Повесть «Будь здоров, школяр!»

В.Н. Некрасов

Повесть «В окопах Сталинграда»

В.Г. Распутин. Рассказы и повести: «Деньги для Марии», «Живи и помни», «Прощание с Матерой».

А.Д. Синявский. Рассказ «Пхенц»

А. и Б. Стругацкие. Романы: «Трудно быть богом», «Улитка на склоне»

Ю.В. Трифонов. Повесть «Обмен»

В.Ф. Тендряков. Рассказы: «Пара гнедых», «Хлеб для собаки»

Г.Н. Щербакова. Повесть «Вам и не снилось»


Драматургия второй половины ХХ века:

А.Н. Арбузов. Пьеса «Жестокие игры»

А.В. Вампилов. Пьесы «Старший сын», «Утиная охота».

А.М. Володин. Пьеса «Назначение»

В.С. Розов. Пьеса «Гнездо глухаря»

М.М. Рощин. Пьеса «Валентин и Валентина»


Поэзия второй половины XX века

Б.А. Ахмадулина, А.А. Вознесенский,

В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко,

Ю.П. Кузнецов, А.С. Кушнер,

Ю.Д. Левитанский, Л.Н. Мартынов,

Вс.Н. Некрасов, Б.Ш. Окуджава,

Д.С. Самойлов, Г.В. Сапгир, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский, О.Г. Чухонцев

С.А. Есенин

Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная…», «Да! Теперь решено. Без возврата…», «До свиданья, друг мой, до свиданья!..», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Песнь о собаке», «Письмо к женщине», «Письмо матери», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Я последний поэт деревни…»

В.В. Маяковский

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Левый марш», «Нате!», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Лиличка!», «Послушайте!», «Сергею Есенину», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Скрипка и немножко нервно», «Товарищу Нетте, пароходу и человеку», «Хорошее отношение к лошадям»

Поэма «Облако в штанах», «Первое вступление к поэме «Во весь голос»

М.И. Цветаева

Стихотворения: «Генералам двенадцатого года», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Моим стихам, написанным так рано…», «О сколько их упало в эту бездну…», «О, слезы на глазах…». «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Тоска по родине! Давно…»

О.Э. Мандельштам

Стихотворения: «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «Мы живем под собою не чуя страны…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Я не слыхал рассказов Оссиана…», «Notre Dame»

Б.Л. Пастернак

Стихотворения: «Быть знаменитым некрасиво…», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Марбург», «Зимняя ночь», «Февраль. Достать чернил и плакать!..»

Е.И. Замятин

Роман «Мы»

М.А. Булгаков

Повесть «Собачье сердце» Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита»

А.П. Платонов.

Рассказы и повести: «В прекрасном и яростном мире», «Котлован», «Возвращение»

М.А. Шолохов

Роман-эпопея «Тихий Дон»


В.В. Набоков

Рассказы «Облако, озеро, башня», «Весна в Фиальте»





















А.И. Солженицын

Рассказ «Один день Ивана Денисовича»

А.И. Солженицын

Рассказ «Матренин двор»

Книга «Архипелаг ГУЛаг»

В.Т. Шаламов

Рассказы: «На представку», «Серафим», «Красный крест», «Тифозный карантин», «Последний бой майора Пугачева»





И.А. Бродский

Стихотворения: «Конец прекрасной эпохи», «На смерть Жукова», «На столетие Анны Ахматовой», «Ни страны, ни погоста…», «Рождественский романс», «Я входил вместо дикого зверя в клетку…»

В.М. Шукшин

Рассказы «Срезал», «Забуксовал», «Чудик»



Современный литературный процесс

Б.Акунин «Азазель»

С. Алексиевич. Книги «У войны не женское лицо», «Цинковые мальчики»

Д.Л. Быков. Стихотворения, рассказы, Лекции о русской литературе

Э.Веркин. Повесть «Облачный полк»

Б.П. Екимов. Повесть «Пиночет»

А.В. Иванов. Романы: «Сердце Пармы», «Золото бунта»

В.С. Маканин. Рассказ «Кавказский пленный»

В.О. Пелевин. Рассказ «Затворник и Шестипалый», книга «Жизнь насекомых»

М. Петросян. Роман «Дом, в котором…»

Л.С. Петрушевская. «Новые робинзоны», «Свой круг», «Гигиена»

З. Прилепин. Роман «Санькя»

В.А. Пьецух «Шкаф»

Д.И. Рубина. Повести: «На солнечной стороне улицы», «Я и ты под персиковыми облаками»

О.А. Славникова Рассказ «Сестры Черепановы», Роман «2017»

Т.Н. Толстая. Рассказы: «Поэт и муза», «Серафим», «На золотом крыльце сидели». Роман «Кысь»

Л.Е. Улицкая. Рассказы, повесть «Сонечка».

Е.С. Чижова. Роман «Крошки Цахес»



Мировая литература

Г. Аполлинер. Стихотворения

О. Бальзак. Романы «Гобсек», «Шагреневая кожа»

Г. Белль. Роман «Глазами клоуна»

Ш. Бодлер. Стихотворения

Р. Брэдбери. Роман «451 градус по Фаренгейту»

П. Верлен. Стихотворения

Э. Верхарн. Стихотворения

У. Голдинг. Роман «Повелитель мух»

Ч. Диккенс. «Лавка древностей», «Рождественская история»

Г. Ибсен. Пьеса «Нора»

А. Камю. Повесть «Посторонний»

Ф. Кафка. Рассказ «Превращение»

Х. Ли. Роман «Убить пересмешника»

Г.Г. Маркес. Роман «Сто лет одиночества»

М. Метерлинк. Пьеса «Слепые»

Г. де Мопассан. «Милый друг»

У.С. Моэм. Роман «Театр»

Д. Оруэлл. Роман «1984»

Э.М. Ремарк. Романы «На западном фронте без перемен», «Три товарища»

А. Рембо. Стихотворения

P.M. Рильке. Стихотворения

Д. Селлинджер. Роман «Над пропастью во ржи»

У. Старк. Повести: «Чудаки и зануды», «Пусть танцуют белые медведи»

Ф. Стендаль. Роман «Пармская обитель»

Г. Уэллс. Роман «Машина времени»

Г. Флобер. Роман «Мадам Бовари»

О. Хаксли. Роман «О дивный новый мир»,

Э. Хемингуэй. Повесть «Старик и море», роман «Прощай, оружие»

А. Франк. Книга «Дневник Анны Франк»

Б. Шоу. Пьеса «Пигмалион»

У. Эко. Роман «Имя Розы»

Т.С. Элиот. Стихотворения



Родная (региональная) литература

Данный раздел списка определяется школой в соответствии с ее региональной принадлежностью

Литература народов России

Г. Айги, Р. Гамзатов, М. Джалиль, М. Карим, Д.  Кугультинов, К. Кулиев, Ю. Рытхэу, Г. Тукай, К. Хетагуров, Ю. Шесталов

(предлагаемый список произведений является примерным и может варьироваться в разных субъектах Российской Федерации)

































2. Содержание учебного предмета «Литература» в 10 классе

Модуль 1

Русская литература в контексте мировой культуры. Основные проблемы русской литературы первой половины XIXв. Реализм как литературное направление.


Основные направления русской литературы середины XVIII – середины XIX века. Выдающиеся писатели и произведения. Родо-жанровые особенности, проблематика. Художественные достижения русской литературы середины XVIII – первой половины XIX века.

Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Русская литературная критика второй половины XIX века.

Литература реализма второй половины XIX века (природное и социальное в человеке; объективная истина и субъективная правда; проблема идеала, социального обустройства и нравственного самосовершенствования человека в литературе реализма). Реализм на Западе и в России. Отличительные особенности русского реализма. Динамика развития русского реализма (этапы) Выдающиеся писатели и произведения второй половины XIX века. Классическая русская литература XIX века и её мировое признание.


Модуль 2

Литература второй половины XIX века. Проблема героя времени. Конфликт поколений.


А.Н. Островский «Гроза»

Жизнь и творчество писателя. Семейный и социальный конфликт в драме. Образ города Калинова. «Темное царство» и его представители. Типы героев (жертвы, самодуры, несогласные, смирившиеся). Катерина и Варвара. Борис и Тихон. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Причины самоубийства Катерины. Значение образа Кулигина. Символика образа грозы. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие.


И.А. Гончаров «Обломов»

Жизнь и творчество писателя. История создания и особенности композиции романа. Глава «Сон Обломова» как предыстория героя. Исторические, психологические, философские предпосылки «обломовщины». Неоднозначность отношения автора к герою. Образ главного героя. Обломов и Захар. Обломов и Штольц. Обломов и Ольга Ильинская. Испытание героя любовью. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Художественное своеобразие романа.


И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Жизнь и творчество писателя. Сюжет, композиция, система образов. Нигилисты и либералы в романе. Спор Базарова и Павла Петровича. Значение образа Николая Петровича в романе. Образ главного героя. Политические, философские, эстетические взгляды Базарова. Базаров и Одинцова. Базаров и Аркадий. Базаров и родители. Трагизм Базарова. Особенности психологизма Тургенева. «Вечные темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы её выражения.






Модуль 3

Личность и общество. Влияние социальной среды на личность человека. Человек и государственная система. Утопии и антиутопии в литературе.


Н.Г.Чернышевский «Что делать» (обзор). Жанровое своеобразие романа. Значение романа «Что делать» в истории литературы и революционного движения. Новые экономические, философские и социальные идеи времени, их отражение в романе.

Н.А.Некрасов. Лирика. «Кому на Руси жить хорошо»

Личность и творчество писателя. Народные истоки мироощущения Н.А. Некрасова. Тема гражданской ответственности поэта перед народом в лирике Н.А. Некрасова. Лирический герой в поэзии Некрасова. Образ Музы. Судьба поэта-гражданина. «Вечные темы» в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Связь лирики Некрасова с народной поэзией.

История создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Своеобразие сюжета и композиции. Фольклорная основа поэмы. Крестьянский мир в поэме. Крестьяне-бунтари, правдоискатели, рабы. Судьба русской женщины-крестьянки. Проблема счастья. Образ Гриши Добросклонова.

М.Е. Салтыков-Щедрин Сказки. «История одного города» (фрагменты). «Господа Головлевы» (обзор). Жизнь и творчество писателя. Цикл «Сказки для детей изрядного возраста».Русская история в зеркале сатиры. Проблематика и жанровое своеобразие сатиры в «Истории одного города». Образы градоправителей и глуповцев. Проблема власти и народа в романе. Мастерство сатирика.


Модуль 4

Лирика как род литературы. Эстетические поиски в литературе второй половины XIX века.

Ф.И. Тютчев. Лирика

Слово о поэте. Философская лирика Тютчева. Природа в поэтическом мире Тютчева. Особенности любовной лирики Тютчева. Поэтический диалог. Художественное своеобразие лирики Тютчева. Особенности поэтической лексики, эпитеты, метафоры, звукопись. Символика и аллегория.


А. А. Фет. Лирика

Слово о поэте. Фет и «чистое искусство». Особенности изображения природы в лирике Фета. Импрессионизм в поэзии Фета. Поэтическое воссоздание бессознательного, мгновенного. Музыкальность поэзии Фета. Ассоциативность, метафоричность поэзии Фета.


А.К. Толстой. Лирика. Основные факты биографии А.К. Толстого. Стремление к пушкинской гармонии и самобытность поэзии А.К. Толстого. Универсальный талант поэта, драматурга, прозаика. Историзм в произведениях. Баллада как литературных жанр творчества поэта.


Модуль 5

Философия бытия человека: человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и человек-деятель, индивидуальность и «человек толпы», личность и мир.


Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».

Жизнь и творчество писателя. Жанровые особенности романа. «Униженные и оскорбленные» в романе. Образ Петербурга в романе. Образ главного героя. Теория Раскольникова. Причины преступления Раскольникова. Гуманизм Достоевского. Образ Сони Мармеладовой. «Двойники» Раскольникова. Роль снов в романе. Мастерство психологического анализа. Роль эпилога. Смысл названия. Роман «Идиот» ( обзор).


Л.Н. Толстой «Война и мир»

Страницы великой жизни. Творческая история романа, логика изменения авторского замысла. «Война и мир» как роман-эпопея: жанровое своеобразие произведения, его отличие от классического романа и сходство с героическим эпосом прошлого. Композиция «Войны и мира». Структура романа как цепь ярких жизненных картин. Семейная жизнь и жизнь историческая, изображенные в неразрывном единстве. Народ и толпа, Наполеон и Кутузов. Изображение народного характера войны 1812 года. Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Семьи Ростовых, Безуховых, Болконских, Курагиных как воплощение «мысли семейной» в романе. Философия истории в романе. Наташа Ростова в философско-этической системе романа. Фатализм Платона Каратаева. «Мысль народная» в романе. Психологизм Толстого. Роль эпилога. Смысл названия.


Н.С. Лесков «Очарованный странник». «Леди Макбет Мценского уезда». Жизнь и творчество писателя. Своеобразие общественно-политической позиции Н.С. Лескова. Художественный мир писателя. Образ и судьба праведника. Традиции древнерусской литературы, характерные особенности писательской манеры Н.С. Лескова. Мифопоэтическая основа сказа. Глубокое знание русской жизни, отразившееся в трагической истории Катерины Измайловой.

А.П. Чехов Личность писателя. Особенности его художественного мироощущения. Истоки чеховского стиля, основанного на недоверии к отвлеченной теории, отмеченного сдержанностью, недоговоренностью, эстетическим совершенством. Рассказы писателя как этапы художественного исследования основ современного общества. Рассказы: «Смерть чиновника», «Тоска», «Спать хочется», «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Дама с собачкой», «Попрыгунья». Пьесы «Чайка», «Три сестры». Пьеса «Вишневый сад». Особенности конфликта и его разрешение в пьесе. Представителя разных поколений, охваченные общим недовольством жизнью. Жанровое своеобразие комедии А.П. Чехова.


Модуль 6

Зарубежная литература XIX века

Ф. Стендаль. «Пармская обитель». Страницы истории западноевропейского романа.

О. де Бальзак «Шагреневая кожа», «Гобсек».

Общая характеристика произведения. Социально-нравственная проблематика романа. Образ главного героя. Особенности композиции. Женские образы в романе. Художественное своеобразие романа.


Ч. Диккенс «Рождественская история». Краткая характеристика жизни и творчества писателя. Гуманистический пафос прозы Диккенса. Религилиозно-философская основа произведений , утверждающих способность человека к нравственному возрождению.


Г. Ибсен «Кукольный дом» («Нора»). Творческий путь Г. Ибсена. Особенности драматургии.

Г.д. Мопассан «Милый друг». Основные этапы творческой биограции писателя. Роль Г.д. Мопассана в развитии жанра новеллы.

Б. Шоу «Пигмалион». Социальная проблематика пьес. Юмор и сатира в драматургии Б. Шоу.

3. Календарно-тематическое планирование.

п/п


Наименование разделов и тем урока


Формы диагностики и контроля индивидуальных учебных достижений обучающихся.


Дата проведения урока


Модуль 1

Русская литература в контексте мировой культуры. Основные проблемы русской литературы первой половины XIXв. Реализм как литературное направление – 4 часа.



1

1.Введение. Особенности организации образовательного процесса по литературе в 10 классе. Основные направления литературы первой половины XIX века.

Устное монологическое высказывание «Романтизм и реализм – ведущие направления начала XIX в


2

2.Становление и развитие реализма в русской литературе XIX века. Национальное своеобразие русского реализма.

Конспект статьи учебника (стр. 7-12).


3

3.Западноевропейский реализм. Эволюция русского реализма.

Обзорное прочтение произведений (по выбору), стр. 15 зад. 2 (составление таблицы).


4

4.Совершенствование навыков смыслового чтения. Русская литературная критика второй половины XIX века.

Входной контроль. Конспект статьи учебника с тезированием (стр.16-38)



Модуль 2

Литература второй половины XIX века. Проблема героя времени. Конфликт поколений.



5

1.Герои своего времени в литературе первой половины XIX века

Защита групповых проектов и исследовательских работ.


6

2.А.Н.Островский. Жизнь и творчество. «Гроза» как социально-бытовая драма. Изображение А.Н. Островским драмати-ческих противоречий русской жизни в кризисную эпоху.

Защита мини-проектов, развернутый ответ на вопрос «Исторические истоки норм и правил общественной и семейной жизни».


7

3.Быт и нравы города Калинова. Социально-бытовой конфликт в пьесе. Жестокие нравы города Калинова. Образы Дикого, Кабановой, Тихона.

Развернутый ответ на вопрос, составление портрета персонажа на основе его речевой характеристики.


8

4.Жизненные установки и стереотипы поведения героев пьесы. Народно-поэтические истоки характера Катерины. Развитие конфликта.

Индивидуальные и групповые задания на основе аналитической работы по тексту.


9

5.Развитие речи. Внутренний конфликт Катерины. Любовь как протест Катерины против «тёмного царства». Катерина как трагический характер.

Защита проектов- рецензий по теме «Исполнение роли Катерины русскими актрисами».


10

6.Катерина в системе образов. Трагическое и жизнеутверждающее в драме А.Н. Островского.

Выразительное чтение монолога наизусть (по выбору), аналити-ческая работа по тексту.


11

7. Урок-дискуссия. Спор о «Грозе»: временное и вечное. Смысл названия. Критики о пьесе Островского «Гроза». Н.Добролюбов «Луч света в тёмном царстве», А.Григорьев «После «Грозы», Д.Писарев «Мотивы русской драмы»

Тезисный конспект статьи Н.Добролюбова «Луч света в тёмном царстве», А.Григорьева «После «Грозы», Д.Писарева «Мотивы русской драмы» ( по выбору)


12

8.А.Н.Островский «Бесприданница».

Трагическая судьба главной героини. Художественное своеобразие пьесы.

Аналитическая работа по тексту пьесы, составление рецензии на исполнение роли героя по фильму «Жестокий романс» .


13

9.И.А.Гончаров. Жизнь и творчество. История создания романа «Обломов». Анализ первой главы.

Защита мини-проектов, худо-жественный выборочный пересказ «Посетители Обломова»


14

10.Развитие речи. Совершенствование навыка письменной речи . Написание сочинения в жанре анализа эпизода «Сон Обломова».

Развернутый ответ на проблемный вопрос «Причины бездействия героя», написание сочинения.


15

11.Любовь в жизни Обломова. Обломов и Ольга Ильинская. Принцип антитезы в романе. Анализ глав второй части романа.

Пересказ-анализ эпизодов (по выбору), исследовательская работа по тексту «Обогащение образа Обломова в процессе «испытания любовью»


16

12. Дружба в жизни Обломова. Обломов и Штольц. Смысл сопоставления героев.

Сравнительная характеристика героев, чтение в лицах диалога Обломова со Штольцем ( ч.2 гл.4), формулирование собствен-ной читательской позиции к центральной антитезе романа.


17

13.Два типа женской красоты в романе. Выбор Обломова. Анализ третьей части романа.

Письменная интерпретация образов героинь, защита собственной читательской позиции.


18

14.Обломов и «обломовщина». Анализ четвёртой части романа. Последние годы жизни Обломова.

Аналитическая работа по тексту, участие в дискуссии по теме «Является ли новое положение Обломова его «гибелью»?


19

15.Оценка романа «Обломов» в русской критике. Н.Добролюбов «Что такое обломовщина», Д.Писарев «Роман И.Гончарова «Обломов», А.Дружинин «Обломов». Актуальность романа.

Тезисный план статьи Н.А..Добролюбова «Что такое обломовщина», Д.И.Писарева «Роман И.Гончарова «Обломов», А.Дружинина «Обломов» ( по выбору).


20

16. Историко-философский смысл романа. Поиски путей органического развития России, преодоление основного конфликта времени: патриархального уклада и буржуазного прогресса.

Развернутый ответ на проблемный вопрос, в том числе используя в качестве аргументов эпизоды романа «Обыкновенная история».



21

17.Киноурок. «Несколько дней из жизни Обломова». Составление рецензии на исполнение роли героя.

Составление коллективного проекта: выступления «литературоведов» и «кинокритиков».


22

18.Развитие речи. Сочинение в жанре характеристики героя ( по пьесам А.Н.Островского), сравнительной харак-теристики ( по роману И.А. Гончарова)

Составление таблицы «Жанровая специфика сочинений», осмысление особенностей сочинения-характеристики героя, в том числе усложненного типа.


23

19. И.С.Тургенев. Очерк жизни и творчества. История создания романа «Отцы и дети».

Защита мини-проектов, тезисный конспект статьи учебника (стр. 77-81).


24

20. Герои романа. Роль портретных деталей. Биография как прием раскрытия образа героя.

Аналитическая работа по тексту (гл.1-11) «Базаров в имении Кирсановых», написание сочинения-миниатюры, состав-ление плана романа.


25

21.Трагический характер конфликта. Нигилист Базаров и аристократы Кирсановы.

Коллективный проект по теме «Общественно-политические группы в России 1850-х - начало 1860-х гг.» (историко-культурные факты, статьи периодических изданий данного периода).


26

22.Любовь в жизни героя. Базаров и Одинцова. Внутренний конфликт героя. Испытания любовью.

Создание индивидуальной интерпретации образов героев в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания.


27

23.«Самоломанный Базаров» (Д.И. Писарев). Духовный кризис Базарова.

Устное монологическое высказывание, защита собствен-ной читательской позиции по анализу эпизода «Базаров и Фенечка».


28

24.Вторичное пребывание в имении Кирсановых. Дуэль Базарова и Кирсанова.

Аналитическая исследова-тельская работа по тексту, составление сравнительной характеристики героев на основе выводов о сходстве их жизнен-ных судеб.


29

25. Анализ заключительной главы и эпилога. Смерть Базарова.

Выборочный пересказ на тему «Базаров и его родители», анализ эпизода «Смерть Базарова».


30

26.Киноурок по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Просмотр кинофильма, краткие индивидуальные комментарии к основным эпизодам фильма.


31

27.Урок-семинар. Конфликт поколений в истории и мировой культуре.

Участие в дискуссии по теме урока, защита мини-проектов.


32

28. Проблема «отцов и детей» в произведениях классической и современной литературы.

Литературоведческий практикум, творческий зачет обучающихся в группах по выбранным произведениям.


33

29. Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению- рассуждению проблемного характера « Отцы и дети» И.С. Тургенева- это «спор поколений» или «связь поколений»?

Аналитическая беседа по историко-культурным, философским, нравственно-этитеческим художественного мира произведения.



Модуль 3

Личность и общество. Влияние социальной среды на личность человека. Человек и государственная система. Утопии и антиутопии в литературе.



34

1. Развитие жанра антиутопии в литературе ХХ века Н.Г.Чернышевский. Роман «Что делать?» как социальная утопия. Обзор содержания романа

Устное монологическое высказывание, защита собствен-ной читательской позиции по содержанию романа, развернутый ответ на проблемный вопрос.


35

2. Проблематика и герои романа Н.Г.Чернышевского. «Старые люди», «Новые люди», особенный человек.

Участие в дискуссии по теме урока, защита мини-проектов, анализ эпизода «Четвертый сон Веры Павловны».


36

3. Личность и творчество Н.А. Некрасова. Народные истоки мироощущения поэта. Основные мотивы творчества. Гражданский пафос поэзии.

Творческий зачет обучающихся в группах по основным мотивам творчества, заочная экскурсия по некрасовским местам.


37

4. Образ музы в поэзии Н.А. Некрасова. Связь лирики Некрасова с народной поэзией. Новизна содержания и поэтического языка.

Выразительное чтение стихотворений наизусть (по выбору), защита групповых проектов и исследовательских работ.


38

5.«Вечные темы» в поэзии Некрасова: природа, любовь, смерть. Любовная лирика: стихи «панаевского цикла». Образ Петербурга.

Выразительное чтение стихотворений наизусть (по выбору), подготовка к домашнему сочинению в жанре анализа –интерпретации стихотворения.


39

6. Н.А.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Историко-культурная основа произведения. Сюжет-путешествие.

Защита групповых мини-проектов на основе междисцип-линарного подхода


40

7. Своеобразие композиции и языка поэмы, роль фольклорно-сказочных мотивов в поэме-эпопее. Система образов произведения.

Устное монологическое высказывание, защита собствен-ной читательской позиции по теме урока.


41

8. Тема социального и духовного рабства в поэме. Образы крестьян и помещиков в поэме. Изменение крестьянских представлений о счастье. Крестьянские судьбы в изображении поэта.

Создание индивидуальной интерпретации образов героев в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания


42

9. Вера поэта в духовную силу народа. Образы Матрёны Тимофеевны, Савелия-богатыря. Образы народных заступников.

Аналитическая исследова-тельская работа по тексту, составление характеристики героев на основе выводов о сходстве их жизненных судеб.


43

10. Образ Гриши Добросклонова, его роль в поэме. Открытый финал произведения. Неразрешенность вопроса о народной судьбе.

Развернутый ответ на проблем-ный вопрос, подготовка к домашнему сочинению в жанре литературоведческой статьи.


44-45

11-12. Развитие речи. Проблема поиска смысла жизни героями современной литературы. Сочинение проблемного характера на основе исследовательской работы по тексту.

Промежуточная аттестация. Административный контроль. Выполнение письменной работы в формате итогового сочинения.


46

13. М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города». Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала «Истории».

Литературоведческий практикум «Приёмы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск», защита индивидуальных мини-проектов по теме урока


47

14. «Господа Головлёвы»: обзорное прочтение глав. Проблематика художественного произведения. Антигерой в творчестве писателя.

Устное монологическое высказывание, защита собствен-ной читательской позиции по содержанию романа, развернутый ответ на проблемный вопрос.


48

15. Сказки С-Щедрина. «Дикий помещик», «Премудрый пискарь», «Как один мужик…», «Пропала совесть». Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа в сказках. Приёмы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск.

Творческий зачет обучающихся в группах по прочитанным сказкам, коллективная работа по структурированию и систематизации изученного материала, рефлексия по фиксированию собственных затруднений в деятельности.



Модуль 4

Лирика как род литературы. Эстетические поиски в литературе второй половины XIX века.



49

1. Эстетические поиски в литературе первой половины XIX века. Золотой век русской поэзии. Обновление языка. Традиционные темы в русской поэзии первой половины XIX века: природа, любовь, творчество, жизнь и смерть.


Защита мини-проектов по теме урока, развернутый ответ на вопрос «Традиционные темы в русской поэзии первой половины XIX века».


50

2. Ф.И. Тютчев. Поэт и поколение «любомудров». Основные мотивы лирики. Ф.И.Тютчев – поэт-философ. Хаос и космос в лирике Ф.И. Тютчева.

Защита исследовательских работ по интерпретации стихотворе-ний: «День и ночь», «Последний катаклизм». «Нам не дано предугадать», «Не то, что мните вы, природа», «Silentium», выразительное чтение наизусть.


51

3. Тема России в творчестве поэта. Ф.И.Тютчев о причинах духовного кризиса современного человека.

Защита групповых проектов на общую тему: « Историософские взгляды Ф.И. Тютчева и их отражение в лирике поэта» (темы групповых проектов -с. 243)


52

4. Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Творческая история произведений, биографический подтекст. Своеобразие «денисьевского цикла».

Литературно-музыкальная композиция «О, как убийственно мы любим..»


53

5. А.А.Фет. Жизнь и творчество. Поэтический мир А.А.Фета и литературная традиция.

Конкурсное выразительное чтение стихотворений наизусть стихотворений «Шепот, робкое дыхание», «Сияла ночь», «Это утро, радость эта…», «Еще майская ночь».


54

6.«Вечные» темы в лирике А.А.Фета: пейзажная лирика, любовная лирика. Импрессионизм в поэзии А.Фета

Защита мини-проектов по теме урока, подготовка к классному сочинению в жанре анализа –интерпретации стихотворения.


55

7. Совершенствование навыка письменной речи. Сочинение в жанре анализа –интерпретации стихотворения по творчеству А. Фета, Ф. Тютчева ( по выбору)

Коллективная работа по повторению средств художес-твенной изобразительности и выразительности в лирике, написание сочинения.


56

8. А.К. Толстой. Основные факты биографии А.К. Толстого. Стремление к пушкинской гармонии и самобытность поэзии А.К. Толстого

Защита мини-проектов по основным фактам биографии и творчества, индивидуальная исследовательская работа по выбору цитат, характеризующих мироощущение поэта.


57

9. Универсальный талант поэта, драматурга, прозаика. Историзм в произведениях. Баллада как литературный жанр творчества поэта.


Коллективный проект на тему «Универсальный талант» (литературная гостиная): интерпретация собственной позиции по теме урока.



Модуль 5

Философия бытия человека: человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и человек-деятель, индивидуальность и «человек толпы», личность и мир.



58

1. Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество писателя. Этапы духовной эволюции Ф.М.Достоевского. «Почвенничество» Достоевского. Роман «Преступление и наказание».

Защита мини-проектов по биографии писателя, участие в дискуссии по теме «Атмосфера 1860-х г.г. и ее отражение в романе»


59

2.Замысел, сюжет, композиция романа. Своеобразие жанра. Петербург Достоевского. Тема «униженных и оскорблённых» в романе.

Исследовательская работа по тексту, защита собственной читательской позиции по содержанию романа, развер-нутый ответ на проблемный вопрос.


60

3.История семьи Мармеладовых. Судьба Сони, Дуни. Анализ сна Раскольникова об избиении лошади. Социальные истоки преступления героя.

Выборочный художественный пересказ фрагмента романа, аналитическая работа по тексту как подготовка к домашнему сочинению в жанре анализа эпизода.


61

4. Теория Раскольникова о праве сильной личности. Идеологические истоки преступления Раскольникова. Глубина психологического анализа в романе.

Урок-семинар на тему «Глубина психологического анализа в романе», развернутый ответ на проблемный вопрос.


62

5. Идея и натура Раскольникова. Наказание героя. Психологизм произведения. Способы изображения внутреннего мира героя: монолог, художественная деталь, внутренняя речь.

Создание индивидуальной интерпретации образа Раскольникова в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания


63

6. Второстепенные персонажи и их роль в повествовании. Психологический поединок с Порфирием Петровичем.

Индивидуальные и групповые задания на основе аналитической работы по тексту.


64

7. «Двойники» в романе. Сны Раскольникова после преступления. Образ Лужина. Преступление Лужина. Образ Свидригайлова.

Защита групповых проектов и исследовательских работ на основе собственной читательской позиции по содержанию романа.


65

8. «Правда» Сони Мармеладовой. Два визита к Соне: эпизод чтения Евангелия, признание в преступлении.

Художественный пересказ текста, составление характеристики героини как ключевого образа доброты, жертвенности в русской литературе.


66

9. Раскольников в эпилоге в романе. Раскольников на каторге. Сон героя. Начало воскрешения героя. Нравственный смысл произведения.

Исследовательская работа по тексту, защита собственной читательской позиции по содержанию романа.


67

10. Киноурок по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Просмотр кинофильма, краткие индивидуальные комментарии к основным эпизодам фильма.


68-69

11-12. Совершенствование навыка письменной речи. Сочинение –рассуждение проблемного характера на литературоведческую тему.

Коллективная работа по результатам исследовательских мини-проектов элементов изображенного мира ( портрет, пейзаж, интерьер, вещный мир, художественная деталь, цветопись) в контексте авторской идеи, написание сочинения.


70

13. Ф.М. Достоевский. Роман «Идиот» (обзорное прочтение)

Защита индивидуальных мини-проектов на основе читательской позиции по содержанию романа.


71

14. Л.Н.Толстой. Этапы биографии писателя и их отражение в творчестве. Л.Толстой как мыслитель. «Севастопольские рассказы»

Защита мини-проектов по биографии писателя, читательс-кая конференция по циклу «Севастопольские рассказы».


72

15. «Война и мир» как роман-эпопея. Творческая история произведения. Особенности жанра.

Защита рефератов по теме «Творческая история романа».


73

16. Салонная жизнь Петербурга. Семья Курагиных в романе. Пьер и Андрей в салоне Шерер. Первое знакомство с героями. Портрет и характер героев.

Комментированное чтение эпизодов произведения, сопоставительная характерис-тика героев на основе читательского восприятия.


74

17. Уклад семьи Болконских. Роль отца в воспитании детей. Отъезд князя Андрея на войну.

Устное монологическое высказывание, защита собствен-ной читательской позиции по содержанию романа, развер-нутый ответ на проблемный вопрос.


75

18. Военные события 1805г. в романе. Антинародный характер войны. Шенграбенское сражение. Истинный и ложный патриотизм. Аустерлицкое сражение, его роль в судьбе в судьбе князя Андрея.

Киноурок: просмотр и обсуждение кинофрагментов по данным эпизодам романа, развернутый ответ на проблемный вопрос.


76

19. Жизненные искания Пьера. Дуэль с Долоховым. Вступление Пьера в масонскую ложу, преобразования в имении.

Исследовательская работа по тексту, защита собственной читательской позиции по содержанию романа.


77

20. Женские образы в романе. Образ Наташи Ростовой. Княжна Марья Болконская.

Создание индивидуальной интерпретации образов героев в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания.


78

21. Война 1812 г. в судьбах героев романа. Бородинское сражение в изображении Л.Толстого. Князь Андрей Болконский и Пьер Безухов на Бородинском поле.

Киноурок: просмотр и обсуждение кинофрагментов по данным эпизодам романа, развернутый ответ на проблемный вопрос.


79

22. Наполеон и Кутузов. Взгляд Л.Толстого на роль личности в истории.

Сравнительная характеристика героев, формулирование собственной читательской позиции к центральной антитезе романа.


80

23. Встреча князя Андрея Болконского с Наташей. Новое понимание жизни перед смертью. Смерть героя.

Киноурок: просмотр и обсуждение кинофрагментов по данным эпизодам романа.


81

24. Народность в понимании Л.Толстого. Пьер в осаждённой Москве. Плен. Пьер Безухов и Платон Каратаев

Исследовательская работа по тексту, защита собственной читательской позиции по проблематике романа.


82

25. Партизанское движение. «Дубина народной войны». Гибель Пети Ростова. Философия истории.

Исследовательская работа по тексту, защита собственной читательской позиции по содержанию романа.


83

26. Тема семьи в романе. Утверждение высших ценностей жизни. Роль эпилога. Смысл заглавия романа. Мировое значение творчества Л.Толстого.

Защита рефератов по теме «Мировое значение творчества Л.Толстого».


84-85

27-28. Совершенствование навыков письменной речи. Сочинение в жанре анализа эпизода.

Коллективная работа по повторению средств художес-твенной изобразительности и выразительности в прозаическом произведении, написание сочинения.


86

29. Н.С.Лесков. Судьба писателя. Самобытность таланта и особенность идейной позиции Н.С. Лескова. «Леди Макбет Мценского уезда» (обзор).

Защита мини-проектов по биографии писателя, по художественному своеобразию произведений.


87

30. Н.Лесков. «Очарованный странник». Пестрота русского мира в произведении. Смысл названия повести. Особенности повествования.

Работа в парах по составлению развернутого аргументи-рованного высказывания по теме «Художественные картины жизни, созданные в повести».


88

31. Формирование типа русского праведника в трагических обстоятельствах жизни. Судьба Ивана Флягина.

Создание индивидуальной интерпретации образа героя в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания


89

32. А.П. Чехов Личность писателя. Особенности художественного мироощущения. Истоки чеховского стиля. Рассказы писателя как этапы художественного исследования основ современного общества.

Литературоведческий практикум по анализу рассказов: «Смерть чиновника», «Тоска», «Спать хочется», «Студент», «Дама с собачкой», «Попрыгунья».


90

33. Борьба живого и мертвого в рассказах А.П. Чехова.

Развернутый ответ на проблемный вопрос по рассказам «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».


91

34. Пьеса «Вишневый сад». Особенности конфликта и его разрешение в пьесе. Жанровое своеобразие комедии А.П. Чехова.

Комментированное чтение актов пьесы, характеристика героев на основе читательского восприятия.



92

35.Герои пьесы как представители разных поколений. Уходящее поколение владельцев сада : Раневская, Гаев.

Создание индивидуальной интерпретации образов героев в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания.


93

36. Молодые герои пьесы: Лопахин, Варя, Петя, Аня. Отношение автора к героям.

Инсценирование актов пьесы, индивидуальные и групповые задания на основе аналитической работы по тексту, подготовка к домашнему сочинению в жанре критической статьи на современную постановку пьесы.


94

37. Особенности поэтики «новой драмы» в комедии «Вишневый сад» и других пьесах.

Речевая организация произведения. Лиризм пьесы. Символические образы.

Коллективная работа по повторению средств художес-твенной изобразительности и выразительности в драмати-ческом произведении, индивидуальные задания на основе самостоятельного чтения

пьес «Чайка», «Три сестры».



Модуль 6

Зарубежная литература XIX века



95

1. Страницы истории западноевропейского романа 19в. Ф. Стендаль. «Пармская обитель». Изображение героя-честолюбца, мечтающего о подвигах и славе. О. де Бальзак «Шагреневая кожа», «Гобсек». Раскрытие психологии современного человека.


Устное монологическое высказывание, защита собствен-ной читательской позиции по содержанию романа, развер-нутый ответ на проблемный вопрос.


96

2. Ч. Диккенс «Рождественская история». Краткая характеристика жизни и творчества писателя. Гуманистический пафос прозы Диккенса.

Развернутый ответ на проблем-ный вопрос: «Как в произве-дении проявляется вера писателя в возможность нравственного перерождения героев?»


97

3. Г.д. Мопассан «Милый друг». Основные этапы творческой биограции писателя. Роль Г.д. Мопассана в развитии жанра новеллы. Б. Шоу «Пигмалион». Социальная проблематика пьесы. Г. Ибсен «Кукольный дом» («Нора»). Творческий путь Г. Ибсена. Особенности драматургии.


Читательская конференция по содержанию новелл Г.д. Мопас-сана, пьес Б. Шоу, Г. Ибсена, по осмыслению нравственно-ценностного влияния творчества писателей на формирование мировой культуры.


98- 99

4-5.Повторение изученного программного материала. Повторение жанровой специфики сочинений. Повторение структуры сочинения-рассуждения проблемного характера.

Самоактуализация и самокорректировка знаний по изученному материалу.


100-101

6-7.Сочинение –рассуждение проблемного характера в формате итогового сочинения.

Итоговый контроль. Сочинение –рассуждение проблемного характера.


102

8.Нравственные уроки русской литературы 19 в. Многообразие индивидуально-авторских стилей в рамках реалисти-ческого направления в литературе 19 в.

Коллективная работа по составлению развернутого аргументированного высказы-вания на основе историко-культурного контекста и контекста творчества писателя.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!